1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования для обучающихся 2 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на
его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями,
собственными
взглядами
и
убеждениями.
Выработка
таких
взглядов,
убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся,
на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию
одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития:
воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника,
носит элементарно-практический характер,
способствует их умственному
развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для
нравственных
ориентиров
при
формирования
построении
у обучающихся
деятельности,
общения
и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2. Содержание учебного предмета Этикет
2.1. Школьный этикет
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в
столовой, правила поведения за столом.
БУД: воспроизводить правила
поведения
в конкретной жизненной
ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.2.
Правила общения
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков
сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД:
использовать в
речи
слова
вежливости. Участвовать
в
диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания
собеседников,
добавлять
их
высказывания.
Высказывать
предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по
(положительный,
иллюстрации
словесный
портрет
отрицательный), описывать сюжетную
(серию). Оценивать адекватно
конфликты. Самостоятельно
ситуацию
формулировать правила
и
героя
картинку
предотвращать
коллективной
игры,
работы.
2.3.
О трудолюбии
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие
игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы
культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом
других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.
БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних
заданий, труда, дежурств.
2.4.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как
должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных
заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
2.5.
Внешкольный этикет
Общение
с
незнакомыми
людьми.
Правила
поведения
в
городе.
Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы
светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций
поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм
общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Этикет
3.1. Минимальный уровень
различение хороших и плохих поступков.
–представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
3.2.Достаточный уровень
умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;
– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважать родителей, старших,
доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
установление дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке;
уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому;
иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого
обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1765 от 27.08.2024
года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1765 от 27.08.2024
года.
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Предметные
поэтапные
картинки,
инструкции,
коррекционные
технические
карточки,
средства
таблицы,
(телевизор,
схемы,
ноутбук,
интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Этикет
2 класс
Гришина Наталья Юрьевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего–34 ч.
34 ч.
-
Раздел, тема
1 четверть
Кол-во
часов
8
1-8.
Правила поведения в школе
8
1-2.
Правила поведения на уроке и
на перемене.
2
Дата
02.09 23.10.
04.09 23.10.
04.09.
11.09.
3.
Правила
гардеробе.
поведения
в
1
18.09.
4.
Правила
столовой.
поведения
в
1
25.09.
5.
Правила
поведения
в
1
02.10.
В неделю – 1 ч.
Виды деятельности
Формы
деятельности
Работа
по
коррекционным
карточкам
по
правилам
поведения на уроке и на
перемене.
Просмотр
презентации. Работа по
дидактическому материалу.
Просмотр
презентации.
Практическая работа.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Сюжетно-ролевая
игра. Фронтальная,
индивидуальная,
Практическая работа.
групповая.
Просмотр
презентации. Фронтальная,
Примечание
библиотеке.
6.
7-8.
Правила
поведения
школьном дворе.
Экскурсия. Работа по вопросам.
в
Как вести себя на улице и
дома.
2 четверть
индивидуальная,
групповая.
Практическая работа. Беседа по
Фронтальная,
наглядному материалу.
индивидуальная,
групповая.
Просмотр презентации. Работа Фронтальная,
по дидактическому материалу. индивидуальная,
Рисунок.
групповая.
1
09.10.
2
16.10.
23.10.
8
06.11 25.12.
06.11 25.12.
06.11. Закрепление
изученного
материала.
Просмотр
презентации. Беседа. Творческая
работа.
13.11. Работа
по
коррекционным
карточкам. Практическая работа.
8
9.
О добром отношении
к людям
Что такое «добро и зло».
10.
«Ежели вы вежливы».
1
11.
Добрые и не добрые дела.
1
20.11.
Просмотр мультфильма. Беседа.
Рисунок.
12.
Ты и твои друзья.
1
27.11.
Просмотр
презентации.
Сюжетно-ролевая игра.
13.
Помни о других – ты не один
на свете.
1
04.12.
Беседа. Пение песни. Сюжетноролевая игра.
9-16.
1
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
14.
Заповеди.
1
11.12.
Просмотр презентации. Беседа.
Составление краткого рассказа.
1516.
Дал слово - держи!
2
18.12.
25.12.
Работа в парах. Игра.
17-25.
3 четверть
10
Дружеские отношения
10
17-18. «Дружба каждому нужна.
Дружба верностью сильна».
2
15. 01 19.03.
15. 01 19.03.
15.01. Закрепление
изученного.
22.01. Просмотр мультфильма. Беседа.
Преданный друг.
1
29.01.
Этическая беседа.
социального ролика.
20-21. О доброте и бессердечие.
2
05.02.
12.02.
Просмотр презентации. Игровые
ситуации. Беседа.
22-23. Об уважительном отношении
к старшим.
2
19.02.
26.02.
Чтение
рассказа.
Творческая работа.
19.
Просмотр
Беседа.
24.
О зависти и скромности.
1
05.03.
Просмотр презентации. Беседа
по вопросам.
2526.
О доброте и жестокосердии.
2
12.03.
19.03.
Просмотр презентации. Беседа
по вопросам.
27-34.
4 четверть
8
Понять другого
8
31.0326.05.
02.0421.05.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
27.
28.
Золотые правила.
2
29.
30.
Учимся понимать настроение
другого,
по
внешним
признакам.
Учимся находить хорошее в
человеке, даже если он нам не
нравится.
В мире мудрых мыслей.
2
16.04.
23.04.
2
30.04.
07.05.
2
14.05.
21.05.
31.
32.
33.
34.
02.04.
09.04.
Работа
по
коррекционным
карточкам. Работа в парах.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Работа с наглядным материалом. Фронтальная,
индивидуальная,
Просмотр социального ролика.
групповая.
Чтение
рассказа.
Беседа. Фронтальная,
Творческая работа.
индивидуальная,
групповая.
Чтение сказок. Работа по Фронтальная,
индивидуальная,
вопросам. Подвижные игры.
групповая.