Учебный план для обучающихся 1-4 классов (вариант 6.3) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с НОДА с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование
ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская
школа – интернат») осуществляет образовательный процесс, реализует
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
6.3) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 1-4 классов с НОДА с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, фиксирует общий
объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, курсов
коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024
учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья от 19.12.2014 г. № 1598.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
2

общеобразовательным
программам
–
образовательным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7
октября 2022 г. № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21
сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключённых учебников».
9.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного
аппарата с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 6.3) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2023-2024 учебный год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023
г. № 1494.
Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающимися с НОДА с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в
ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» составляет 9 (девять) лет.
Образовательный процесс в 1-4 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2023-2024 учебном году регламентируется адаптированной
3

основной общеобразовательной программой образования обучающихся 1-4
классов с НОДА с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 6.3) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2023-2024 учебный год, учебным планом, календарным учебным графиком
на 2023-2024 учебный год, расписанием занятий.
Учебный
план
обеспечивает
в
случаях,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования,
возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам)
обучения.
АООП для обучающихся с НОДА (вариант 6.3) может включать как
один, так и несколько учебных планов.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП
НОО для обучающихся с НОДА, и учебное время, отводимое на их изучение
по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов и основные задачи реализации содержания 6 (шести)
обязательных предметных областей: язык и речевая практика, математика,
естествознание, искусство, физическая культура, технологии.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N
n/n
1

Предметная
область
Язык и речевая
практик

Учебные
предметы
Русский язык

Основные задачи
Формирование первоначальных навыков чтения
и письма в процессе овладения грамотой.
Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование
письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Осознание значения чтения для решения
социально
значимых
задач,
развития
познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного,
элементарных
этических
представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование
и развитие техники чтения, осознанного чтения
доступных по содержанию и возрасту
литературных
текстов.
Формирование

Чтение

4

коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и
грамматико-синтаксической
сторон
речи.
Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление
со
средствами
устной
выразительности, овладение нормами речевого
этикета.
Овладение началами математики (понятием
числа,
вычислениями,
решением
арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической
деятельности).
Развитие
способности
использовать
некоторые
математические знания в жизни.
Формирование представлений об окружающем
мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и
неживой
природе
и
сформированных
представлений о мире для осмысленной
и самостоятельной организации безопасной
жизни
в
конкретных
природных
и
климатических условиях.
Формирование
умений
и
навыков
изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности
в художественном творчестве.
Формирование и развитие элементарных умений
и навыков, способствующих адекватному
восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному
искусству;
формирование
простейших
эстетических ориентиров.
Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного
образа
жизни;
соблюдение
индивидуального режима питания и сна.

Речевая практика

2

Математика

Математика

3

Естествознание Мир природы и
человека

4

Искусство

Рисование

Музыка

5

Физическая
культура

Адаптивная
физическая
культура
5

6

Технологии

Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,
формирование
потребности
в
систематических
занятиях
физической
культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных
двигательных
качеств:
быстроты,
силы,
ловкости и другое. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать.
Коррекция
недостатков
познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование
волевой сферы. Воспитание нравственных
качеств и свойств личности.
Овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками,
развитие самостоятельности, положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении
труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной
профессии.

Технология

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учёте особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Образовательная организация самостоятельна в организации
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с НОДА с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также
индивидуальных потребностей каждого учащегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 1-4 классов на 2023-2024 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включен
учебный предмет, обеспечивающий различные интересы обучающихся основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ).
Безопасность жизнедеятельности человека является одной из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
6

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – это
система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности жизни человека
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
- формирование здорового образа жизни.
Неотъемлемой частью образовательно-коррекционного процесса
является внеурочная деятельность, которая организуется по различным
направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся
(духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное, адаптивно-спортивное).
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся,
их родителям (законным представителям) возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей
процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область включает занятия по программе
коррекционной работы и коррекционные курсы: «Речевая практика»,
«Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности»,
«Двигательная коррекция», «Формирование навыков самообслуживания».
Коррекционно-развивающая
область
реализуется
через
систему
фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.
В таблице № 2 представлены основные задачи коррекционных курсов.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N
n/n
1

Коррекционные
курсы
Речевая практика

Основные задачи
Формирование понимания обращённой речи и устной речи на
доступной уровне (разговорно-диалогической). Формирование
умения задавать простые вопросы, отвечать на них.
Формирование общей разборчивости речи с целью улучшения
понимания речи обучающегося окружающими.
7

2

Основы
коммуникации

3

Психомоторика и
развитие
деятельности

4

Двигательная
коррекция

Формирование различных форм общения (вербальных и
невербальных),
соответствующих
возможностям
обучающегося,
формирование
альтернативных
форм
коммуникации; тренировка различных коммуникативных
умений. Обеспечение условий для общения учащихся со
взрослыми и сверстниками.
Формирование различных видов деятельности: предметноигровой, элементов продуктивных видов деятельности
(конструирование, изобразительная деятельность), элементов
трудовой
деятельности.
Формирование мотивации
к
деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов).
Межанализаторного взаимодействия.
Обеспечение коррекции индивидуального двигательного
нарушения в зависимости от тяжести поражения опорнодвигательного
аппарата.
Развитие
функциональных
возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА
предусматривают: занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные
и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности
речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп - 2 - 4
обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до
25 - 30 минут, занятий по ЛФК - до 45 минут.
Ежедневно занятия физкультурой чередуются с другими учебными
предметами. В расписании дополнительно (помимо обязательных уроков
адаптивной физической культуры) предусмотрены занятия, обеспечивающие
ежедневную организацию динамических и (или) релаксационных пауз между
уроками, а также индивидуальные занятия за счет часов внеурочной
деятельности.
Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре и ЛФК
обеспечивают индивидуальную коррекцию двигательных нарушений
обучающихся. Количество часов на каждого обучающегося определяется на
основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного
нарушения (от 2 до 5 часов в неделю).
Реализация коррекционно-развивающей области осуществляется за
счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на
коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в
неделю в течение всего срока обучения).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы
указано на одного обучающегося.
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (5 часов).
8

Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n

Форма

1
2
3
4
5

Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
Внеурочные занятия

Название
«Нафаня»
«Спорт и мы»
«Волшебные пальчики»
«Экологическая грамматика»
«Разговоры о важном»

Количество
часов в неделю
2
2
1

Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N
n/n
1

2

3

4

5

Наименование кружка
Основные задачи
/ внеурочного занятия
«Спорт и мы»
Формирование понимания и потребности в здоровом
образе жизни, сознательного отношения к сохранению и
развитию своего здоровья.
«Нафаня»
Воспитание глубины чувств и эмоциональной отзывчивости, развитие
творческих способностей,
речевого дыхания, интонационной выразительности
речи.
«Волшебные
Формирование навыков работы в разлиных видах
пальчики»
художественной
деятельности,
развитие
мелкой
моторики рук.
«Экологическая
Формирование системы элементарных экологических
грамматика»
знаний. Развитие познавательного интереса к миру
природы. Воспитание гуманного и эмоциональноположительного отношения к окружающей среде.
«Разговоры о важном» Формирование
внутренней
позиции
школьников,
необходимой для конструктивного и ответственного
поведения в обществе. Создание условий для
эффективного
гражданского
и
патриотического
воспитания.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.3) определяет образовательная
организация.
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья
обучающихся
с
НОДА
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

9

2023-2024 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года: в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классах – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки в 1-4 классах составляет не более 3039
до 3732 академических часа.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке в 1 классе
составляет 35 минут (I полугодие), 40 минут (II полугодие); во 2-4 классах –
40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большая перемена – 20 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной
деятельностью - не менее 20 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных
требований:
- «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре,
октябре − 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − 4 урока по
35 минут каждый; январь-май − 4 урока по 40 минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся
и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине III
четверти при четвертном режиме обучения.
Таблица 5
Недельный учебный план АООП для обучающихся с НОДА с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3).
Предметные области

Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
16
практика
Чтение
4
4
4
4
16
Речевая практика
1
1
1
1
4
Математика
Математика
4
4
4
4
16
Естествознание
Мир природы и человека 1
2
2
2
7
Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Рисование
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
2
2
2
8
Физическая культура Адаптивная физическая
3
3
3
3
12
культура
Итого:
20
22
22
22
86
10

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Основы безопасности жизнедеятельности
1
1
1
1
4
Предельно допустимая аудиторная учебная
21
23
23
23
90
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Количество учебных недель
33
34
34
34
135
Всего часов
693 782 782 782 3039
Внеурочная деятельность, из них:
10
10
10
10
40
1). Индивидуальные и групповые занятия по
5
5
5
5
20
программе коррекционной работы
1. Двигательная коррекция
1
1
1
1
4
2. Основы коммуникации
1
1
1
1
4
3. Речевая практика
1
1
1
1
4
4. Психомоторика и развитие деятельности
1
1
1
1
4
5. Формирование навыков самообслуживания 1
1
1
1
4
2). Другие направления внеурочной деятельности 5
5
5
5
20
Кружок «Нафаня»
2
2
2
2
8
Кружок «Спорт и мы»
Кружок «Волшебные пальчики»
2
2
2
2
8
Кружок «Экологическая грамматика»
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
Всего
31
33
33
33
130

Таблица 6
Годовой учебный план АООП для обучающихся с НОДА с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.3).
Предметные области Учебные предметы Классы

Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего

Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык
132 136 136 136 540
практика
Чтение
132 136 136 136 540
Речевая практика
33
34
34
34
135
Математика
Математика
132 136 136 136 540
Естествознание
Мир природы и человека 33
68
68
68
237
Искусство
Музыка
33
34
34
34
135
Рисование
33
34
34
34
135
Технология
Технология
33
68
68
68
237
Физическая культура Адаптивная физическая
99
102 102 102 405
культура
Итого:
660 748 748 748 2904
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Основы безопасности жизнедеятельности
33
34
34
34
135
Предельно допустимая аудиторная учебная
693 782 782 782 3039
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
11

Внеурочная деятельность, из них:
1). Индивидуальные и групповые занятия по
программе коррекционной работы
1. Двигательная коррекция
2. Основы коммуникации
3. Речевая практика
4. Психомоторика и развитие деятельности
5. Формирование навыков самообслуживания
2). Другие направления внеурочной деятельности
Кружок «Нафаня»
Кружок «Спорт и мы»
Кружок «Волшебные пальчики»
Кружок «Экологическая грамматика»
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего

12

330
165

340
170

340
170

340
170

1350
675

33
33
33
33
33
165
66

34
34
34
34
34
170
68

34
34
34
34
34
170
68

34
34
34
34
34
170
68

135
135
135
135
135
675
270

66

68

68

68

270

33
34
34
34
135
1023 1122 1122 1122 4389


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».