Учебный план для обучающихся 9 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

учреждения

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование ГБОУ СО
«Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская школа –
интернат»)

осуществляет

образовательный

процесс,

реализует

адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся

9 класса с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 9 класса с умеренной,
тяжёлой

и

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, учебных предметов 9 класса.
Данный учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:

2

1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
3.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7

октября 2022 г. № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

-

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21

сентября 2022 года

№ 858 «Об утверждении федерального перечня
3

учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность

и

установления

предельного срока использования исключённых учебников».
8.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
9.

Письмо Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 29.05.12. № 03-0306 / 3345 «Учебный план общего
образования детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».
10.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 9 класса с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Срок

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

множественными нарушениями развития (вариант 2) в

ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» составляет 9 (девять) - 13 (тринадцать) лет:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4

и

4 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
особенностей

-

психофизического

развития

обучающихся,

сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО

«Буткинская

школа-интернат»

учитываются

особенности

психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития.
Образовательный процесс в 9 классе ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2023-2024 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся
класса

с

умеренной,

(интеллектуальными

тяжёлой,

глубокой

нарушениями),

умственной

тяжёлыми

и

9

отсталостью

множественными

нарушениями ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024
учебный год (вариант 2), учебным планом, индивидуальным учебным
планом, специальной индивидуальной программой развития, календарным
учебным графиком на 2022-2023 учебный год, расписанием занятий.
2023-2024 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Продолжительность учебного года в 9 классе – 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

5

Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе.
Процесс обучения учащихся 9 классов с умеренной, тяжёлой и
глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

ТМНР в 2023-2024 учебном году организуется в форме индивидуального
обучения в классе или на дому.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием
уроков. Продолжительность индивидуальных занятий – не более 20 минут.
Продолжительность фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не
более 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается:

один

ученик

(индивидуальная

работа),

группа

(2

–

3

обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Учебный

план

обеспечивает

государственных языках субъектов

возможность

обучения

Российской Федерации,

на

а также

возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план по структуре состоит из 2 частей.
I часть отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;

6

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Особое внимание уделено развитию связной устной и письменной
речи,

усвоению

элементарных

основ

математики,

предметов

из

естествоведческого циклов.
7 (семь) образовательных областей: «Родная речь», «Математические
представления (основы арифметики)», «Естествознание», «Искусство»,
«Физическая культура», «Изобразительная деятельность», «Труд».
Каждая

образовательная

образовательных

компонентов

область
(учебных

реализуется
предметов),

системой

связанных

по

содержанию и преемственно продолжающихся от I ступени до II ступени
обучения.
Принцип преемственности способствует системной, комплексной
работе

по

развитию

обучающегося

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) средствами образования с учётом его
возрастной динамики.
Образовательная область «Родная речь» представлена в 9 классе 3
(тремя) учебными предметами развитие речи и коммуникация, чтение,
графика и письмо. Содержание обучения данных предметов в ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» строится на принципах коммуникативного
подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной
речи. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других
видов речи, расширение разговорной, литературной лексики позволяет
преодолеть характерный для учеников речевой негативизм, стереотипность,
бедность оборотов речи.

7

Образовательная область «Математические представления (основы
арифметики)» представлена элементарной математикой. Математика имеет
выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно
важных

умений

по

ведению

домашнего

хозяйства.

Полученные

математические сведения используются обучающимся при изучении других
дисциплин учебного плана.
Образовательная

область

«Естествознание»

реализуется

образовательным компонентом «Человек и здоровье», «Основы безопасности
жизнедеятельности». Основная задача данной области - формирование
здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Специфика учебного предмета «Человек и его здоровье» - на основе
наблюдений даются представления о взаимосвязи человека и окружающей
среды, о значимости здорового образа жизни человека.
Образовательная область «Физическая культура» направлена на
коррекцию

психофизического

развития

обучающихся,

выполняет

общеразвивающую функцию.
Одним из важнейших направлений работы с обучающимся с
умеренной,

тяжёлой

и

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), ТМНР - физическое развитие, которое
происходит на занятиях по физической культуре.
Цель

занятий по физической культуре - повышение двигательной

активности учащихся и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Одним из важнейших направлений работы с обучающимся с
умеренной,

тяжёлой

и

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), ТМНР - физическое развитие, которое
происходит на занятиях по физической культуре.

8

Цель

занятий по физической культуре - повышение двигательной

активности учащихся и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Образовательная область «Труд»

включает учебный

предмет

«Ремесло» (по профилям), «Социально-бытовая ориентировка».
Учебный

предмет

«Ремесло»

(по

профилям)

осуществляет

профессионально-трудовое обучение, целью которого является подготовка
учащихся к самостоятельному труду.
На

основании

личных

интересов

обучающихся,

перспектив

самостоятельной жизнедеятельности выпускников школы, местных ресурсов
в учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024
учебный год включены следующие профили трудового обучения:
- «Столярно-плотницкое дело» (столяр) (юноши);
- «Сельскохозяйственный труд» (овощевод, цветовод).
Уроки

социально-бытовой

ориентировки

соответствуют

задачам

трудового обучения и социального воспитания, что позволяет поэтапно
формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его
компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других
учебных предметов.
При проведении занятий по трудовому профилю, социально-бытовой
ориентировке класс делится на подгруппы. Комплектование подгруппы по
трудовому

профилю

осуществляется

с

учётом

познавательных,

психофизических особенностей учащихся и рекомендаций психологопедагогического консилиума школы ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
(далее – ППк), в состав которого входят педагоги ОУ (социальный педагог,
педагог-психолог, учитель физической культуры, учитель-логопед, учительдефектолог).
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
9

направленность,

заключающуюся

в

учёте

особых

образовательных

потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В школьном компоненте представлены коррекционные технологии
(коррекционные и факультативные занятия), обязательные для преодоления
(сглаживания) специфических нарушений у обучающихся.
Коррекционная
коррекционные

подготовка

занятия:

обучающихся

«Психологический

реализуется

практикум»,

через
«Лечебная

физическая культура», «Логопедическая коррекция».
1). «Психологический практикум».
Цель коррекционного занятия - коррекция недостатков психического и
физического развития обучающихся, создание условия для социальнопсихологической адаптации обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи:
- формирование учебной мотивации;
-

стимуляция

сенсорно-перцептивных,

мнемических

и

интеллектуальных процессов;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
-

формирование

продуктивных

видов

взаимоотношений

окружающими (в семье, классе);
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- формирование и развитие навыков социального поведения;
- коррекция общей и мелкой моторики.
2). «Лечебная физическая культура» (далее – ЛФК)

10

с

Коррекционное занятие «Лечебная физическая культура» - особый
комплекс

мероприятий,

направленных

на

лечение

и

профилактику

заболеваний и нарушений здоровья учащихся, укрепление их здоровья.
Следовательно, цель коррекционного курса «ЛФК» - создание условий
для профилактики заболеваний и коррекции нарушений здоровья учащихся,
укрепления их здоровья.
3). «Логопедическая коррекция»
Цель

коррекционного

занятия

«Логопедическая

коррекция»

–

организация условий для коррекции дефектов устной и письменной речи у
обучающихся в соответствии с их индивидуальными психофизическими
возможностями здоровья, для обеспечения усвоения ими социального и
культурного опыта.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определяется ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат»,

исходя

умеренной,

из

тяжёлой

психофических
и

особенностей

глубокой

обучающихся

умственной

с

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), ТМНР на основании рекомендации
ПМПК, ИПР.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в
первой, так и во второй половине дня, их продолжительность – до 25 минут.
Группы на коррекционное занятие комплектуются на основании
рекомендаций психолого-педагогического консилиума школы с учётом
однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
На основании актуальности проблем, интересов и потребностей
обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023-2024 учебный год утверждено факультативное занятие
«Занятия по коррекции речевых нарушений».
Между началом факультативных занятий и

последним уроком

организован перерыв продолжительность не менее 20 минут.
11

Внеурочная
обучающегося

деятельность

средствами

направлена

физического,

на

развитие

нравственного,

личности

эстетического,

трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с
обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса в ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат».
В рамках внеурочной деятельности проводится

внеурочное занятие

«Разговоры о важном» - 1 час в неделю.
Основная задача реализации внеурочного занятия «Разговоры о
важном»: формирование внутренней позиции школьников, необходимой для
конструктивного и ответственного поведения в обществе. Создание условий
для эффективного гражданского и патриотического воспитания.
В рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования и специальной индивидуальной программы развития
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» определяет формы организации
образовательного

процесса,

чередование

учебной

и

внеурочной

деятельности.
Время,

отведённое

на

реализацию

коррекционных

технологий,

внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся 9 класса с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития

12

(вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, включает индивидуальный учебный план для каждого обучающегося.
Индивидуальный учебный план составляется на основании учебного
плана,

определяет

индивидуальный

набор

учебных

предметов

и

коррекционных курсов с указанием объёма учебной нагрузки в соответствии
с особыми образовательными возможностями и потребностями конкретного
обучающегося.
При распределении часов по учебным предметам учитывается
психофизическое развитие, индивидуальные возможности и образовательные
потребности обучающихся, психолого-медико-педагогической комиссии,
рекомендации врачебной комиссии (при их наличии).
В

индивидуальных

учебных

планах

обучающихся

с

наиболее

тяжёлыми нарушениями развития преобладают занятия коррекционной
направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объём учебной нагрузки распределяется на предметные области.
Для учащихся, особые образовательные потребности которых не
позволяют осваивать предметы основной части учебного плана, учебная
нагрузка

для

формируется

специальной
следующим

индивидуальной

образом:

программы

увеличивается

развития

количество

часов

коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом.
Обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время, объём их
нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Таким образом, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося
может

варьироваться.

Общий

объём
13

нагрузки,

включенной

в

индивидуальный

учебный

предусмотренный

план,

учебным

не

должен

планом

превышать

адаптированной

объём,
основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной,
тяжёлой,

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Итак, образование обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными

нарушениями

развития

является

личностно-

ориентированным и имеет коррекционно-направленный характер.
По

окончании

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 9 класса в ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат»

проводится итоговая аттестация по трудовому обучению

(экзамен) по одному из изучаемых профилей в соответствии со ст. 59
Федерального закона от 29.12.13. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Положением о порядке и регламенте проведения итоговой
аттестации по трудовому обучению выпускников ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» от 12.04.2022 г. № 684.
На основании пункта 6.2 Положения о порядке и регламенте
проведения итоговой аттестации по трудовому обучению выпускников ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат»

от 12.04.2022 г. № 684. по решению

педагогического совета учащиеся 9 класса с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития, обучающиеся индивидуально на
дому, освобождаются от прохождения итоговой аттестации.
Выпускникам ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на основании п.
13 ст. 60 Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской

Федерации»,

Устава

государственного

бюджетного

общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные
14

основные

общеобразовательные программы», утверждённого приказом Министерства
образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января
2020 года № 20-Д, выдаётся документ установленного образца об окончании
образовательного учреждения.
Таблица 1
Недельный учебный план общего образования обучающихся 9 класса
с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
N

Образовательная область

Учебные предметы

Количество
часов

n/n
1

Родная речь

1.1. Развитие

речи

и

1

коммуникация

2

Математические представления,

1.2. Чтение

3

1.3. Графика и письмо

3

Математика

3

3.1. Человек и его здоровье

1

основы арифметики
3

Естествознание

Основы

3.2.

безопасности

1

жизнедеятельности
4

Искусство

4.1. Музыка. Пение

1

4.2.

1

Музыкально-ритмические

занятия
5

Физическая культура

6

Изобразительная деятельность

7

Труд

Физическая культура

3

Рисование

2

7.1. Ремесло (по профилям)

8

7.2.

2

Социально-бытовая

ориентировка
Всего часов

29

Школьный компонент
8

Коррекционные технологии

8.1.

Лечебная

физическая

1

культура
8.2. Логопедическая коррекция
15

1

8.3. Психологический практикум

1

8.4.

1

Занятия

по

коррекции

речевых нарушений (курсы по
выбору)
9

Внеурочная деятельность

Внеурочное занятие «Разговоры

1

о важном»
Всего часов

34

Таблица 2
Годовой учебный план общего образования обучающихся 9 класса
с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
N

Образовательная область

Учебные предметы

часов

n/n
1

2

Количество

Родная речь

1.1. Развитие речи и коммуникация

34

1.2. Чтение

102

1.3. Графика и письмо

102

Математические представления, Математика

102

основы арифметики
3

Естествознание

3.1. Человек и его здоровье
3.2.

Основы

безопасности

34
34

жизнедеятельности
4

Искусство

4.1. Музыка. Пение

34

4.2.

34

Музыкально-ритмические

занятия
5

Физическая культура

6

Изобразительная деятельность

7

Труд

Физическая культура

102

Рисование

68

7.1. Ремесло (по профилям)

272

7.2.

68

Социально-бытовая

ориентировка
Всего часов
Школьный компонент
16

986

8

Коррекционные технологии

8.1. Лечебная физическая культура

34

8.2. Логопедическая коррекция

68

8.3. Психологический практикум

34

8.4. Занятия по коррекции речевых

34

нарушений (курсы по выбору)
9

Внеурочная деятельность

Внеурочное занятие «Разговоры о

34

важном»
Всего часов

17

1190


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».