Учебный план для обучающихся 5-8 классов (вариант 2) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

учреждения

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование ГБОУ СО
«Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская школа –
интернат»)

осуществляет

образовательный

процесс,

реализует

адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся 5-8 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 5-8 классов с умеренной,
тяжёлой

и

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, учебных предметов 5-8 классов.
Данный учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:

2

1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7

октября 2022 г. № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

-

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,

3

утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21

сентября 2022 года

№ 858 «Об утверждении федерального перечня

учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность

и

установления

предельного срока использования исключённых учебников».
9.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
10.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5-8 классов с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Срок

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

множественными нарушениями развития (вариант 2) в

ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» составляет 9 (девять) - 13 (тринадцать) лет:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX классы (10 лет);
4

и

3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
4 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
-

особенностей

психофизического

развития

обучающихся,

сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО

«Буткинская

школа-интернат»

учитываются

особенности

психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития.
Образовательный процесс в 5-8 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2023-2024 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 5-8
классов

с

умеренной,

(интеллектуальными

тяжёлой,

глубокой

нарушениями),

умственной

тяжёлыми

и

отсталостью

множественными

нарушениями ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024
учебный год (вариант 2), учебным планом, индивидуальным учебным
планом, специальной индивидуальной программой развития, календарным
учебным графиком на 2022-2023 учебный год, расписанием занятий.
2023-2024 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Продолжительность учебного года в 5-8 классах – 34 недели.

5

Общий объём учебной нагрузки за 5 учебных лет с 5 по 9 классы при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году) составляет 5066
академических часов, в 5-8 классах – 4046 академических часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе.
Процесс обучения учащихся 5-8 классов с умеренной, тяжёлой и
глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

ТМНР в 2023-2024 учебном году организуется в форме индивидуального
обучения в классе или на дому.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием
уроков. Продолжительность индивидуальных занятий – не более 20 минут.
Продолжительность фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не
более 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается:

один

ученик

(индивидуальная

работа),

группа

(2

–

3

обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Учебный

план

обеспечивает

возможность

обучения

на

государственных языках субъектов Российской Федерации, а также
возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» определяет

6

формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности.
Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития

ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» включает две части: обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть, включает 6 (шесть) образовательных областей,
представленных 10 учебными предметами. Состав учебных предметов в
может различаться для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития разных нозологических групп;
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов

и

основные

задачи

реализации

содержания

6

(шести)

обязательных предметных областей: язык и речевая практика, математика,
окружающий мир, искусство, физическая культура, технология.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N

Предметная

Учебные

n/n

область

предметы

1

Язык и речевая Речь
практик

Основные задачи
и Развитие речи как средства общения в

альтернативная

контексте познания окружающего мира и

коммуникация

личного опыта обучающегося. Понимание
обращённой речи и смысла доступных
невербальных
(рисунков,
других

графических

фотографий,

воспроизводящими
устройствами
персональные
7

пиктограмм

графических

неспецифических

знаков
и

изображений),

жестов.

Пользование

заменяющими

речь

(коммуникаторы,
компьютеры

и

другие).

Овладение

умением вступать в контакт,

поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные

средства

коммуникации,

соблюдая общепринятые правила общения.
Умение

пользоваться

средствами

доступными

коммуникации

в

практике

экспрессивной и импрессивной речи для
решения

соответствующих

возрасту

житейских задач. Обучение глобальному
чтению

в

доступных

обучающемуся

пределах, формирование навыка понимания
смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
2

Математика

Математические

Формирование

элементарных

математи-

представления

ческих представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных,

временных

представлениях.

Формирование представлений о количестве,
числе, знакомство с цифрами, составом
числа

в

пределах,

доступных
счёт,

арифметических
наглядность.

обучающемуся

решение
задач

Овладение

с

простых
порой

на

способностью

пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
3

Окружающий

Окружающий

Формирование представлений о явлениях и

мир

природный мир

объектах неживой природы, смене времён
года

и

изменениях
8

соответствующих

сезонных

природе,

умения

адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям. Формирование
представлений о животном и растительном
мире, их значении в жизни человека.
Человек

Представление о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные
задачи,

связанные

первоочередных
пищи,

туалет,

с

удовлетворением

потребностей:
гигиена

тела,

приём
одевание

(раздевание). Умение поддерживать образ
жизни,

соответствующий

возрасту,

потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными
Представления

о

процедурами.
своей

семье,

о

взаимоотношениях в семье.
Домоводство

Овладение умением выполнять доступные
бытовые

поручения

(обязанности),

связанные с уборкой помещений, с уходом
за вещами; участие в покупке продуктов, в
процессе

приготовления

пищи,

в

сервировке и уборке столов.
Окружающий

Формирование

социальный мир

представлений

первоначальных
о

мире,

созданном

человеком: о доме, школе, расположенных
в них и рядом объектах, о транспорте и так
далее.

Усвоение

правил

безопасного

поведения в помещении и на улице.
Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями

о

социальной

жизни,

о

профессиональных и социальных ролях
людей.
9

Развитие

межличностных

и

групповых

отношений.

Накопление

положительного опыта сотрудничества и
участия

в

общественной

Формирование
обязанностях

жизни.

представлений
и

правах

об
ребёнка.

Представление о своей стране (Россия).
4

Искусство

Музыка
движение

и Накопление впечатлений и формирование
интереса к доступным видам музыкального
искусства.

Развитие

слуховых

и

двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игры
на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение
опыта в процессе музыкальных занятий,
игр, музыкально-танцевальных, вокальных
и

инструментальных

Готовность

к

выступлений.

участию

в

совместных

музыкальных мероприятиях.
Изобразительная

Накопление впечатлений и формирование

деятельность

интереса

к

доступным

видам

изобразительного искусства. Формирование
простейших эстетических ориентиров в
практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
Освоение

доступных

изобразительной
рисование,

средств

деятельности:

аппликация,

лепка,

использование

различных изобразительных технологий.
Развитие способности к совместной и
самостоятельной
деятельности.

изобразительной
Накопление

самовыражения

в

опыта
процессе

изобразительной деятельности.
5

Физическая

Адаптивная

Развитие восприятия
10

собственного тела,

культура

физическая

осознание своих физических возможностей

культура

и

ограничений.

Освоение

доступных

способов передвижения (в том числе с
использованием

технических

средств).

Соотнесение самочувствия с настроением,
собственной

активностью,

самостоя-

тельностью

и

Формирование

двигательных

координация
качеств.

независимостью.

движений,

Освоение

физических

доступных

физкультурно-спортивной
велосипедная

езда,

навыков,
видов

деятельности:

ходьба

на

лыжах,

спортивные и подвижные игры.
6

Технология

Профильный труд

Овладение

трудовыми

необходимыми
сферах.

в

Овладение

умениями,

разных
умением

принимать

доступные

освоенные

трудовые

жизненных
адекватно

технологии
навыки

и
для

социального и трудового взаимодействия.
Обогащение
установки

положительного
на

активное

опыта

и

использование

освоенных технологий и навыков для
индивидуального

жизнеобеспечения,

социального развития и помощи близким.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,

заключающуюся

в

учёте

особых

образовательных

потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития.
Часть,

формируемая

обеспечивается

участниками

образовательного

процесса,

реализацию особых (специфических) образовательных
11

потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей обучающегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 5-8 классов на 2023-2024 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены
следующие учебные предметы:
1).

Учебные

предметы,

обеспечивающие

различные

интересы

обучающихся: здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (далее –
здоровье и ОБЖ) в 5-8 классах, этика в 5-8 классах, ручной труд (в 5 классе).
1.1).Учебный

предмет

«Здоровье

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» (в 5-8 классах).
Безопасность

жизнедеятельности

человека

является

одной

из

актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Здоровье и ОБЖ» направлен на формирование у
учащихся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Цель

учебного

предмета

«Здоровье

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» – создание условий для воспитания ценностного
отношения

к

здоровью

(физическому,

психическому,

социальному),

здоровому образу жизни; формирования у обучающихся основ безопасного
поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа
жизни;

12

-

развитие

мотивационно-потребностной

сферы

учащихся,

ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового
образа жизни и правил безопасности;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
1.2). Учебный предмет «Этика» (в 5-8 класса).
Одна из актуальных задач современного образования - формирование
нравственно-этической культуры обучающегося. Данная задача реализуется
через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введен учебный предмет «Этика».
Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного
сознания

поведения

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-

формирование

первоначальных

представлений

о

базовых

национальных российских ценностях;
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;

13

- формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
-

коррекция

недостатков

познавательной,

эмоциональной

и

личностной сфер обучающегося.
Таким образом, учебные предметы «ОБЖ» и «Этика» способствует
социальной адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и дальнейшей интеграции их в общество.
1.3). Учебный предмет «Ручной труд» (в 5 классе).
Данный предмет имеет практическую значимость в коррекционноразвивающем

образовании

(интеллектуальными

учащихся

нарушениями),

так

с
как

умственной
наибольшие

отсталостью
трудности

обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной
координацией мелких движений пальцев рук.
Нарушение мелкой моторики негативно сказывается на овладении
письмом и некоторыми трудовыми операциями. Следовательно, учебный
предмет «Ручной труд» реализует межпредметную связь с другими
учебными предметами и коррекционными занятиями.
Также учебный предмет «Ручной труд» формирует первоначальные
представления о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Таким образом, основными задачами учебного предмета «Ручной труд»
являются:
- развитие координации и точности движений пальцев рук и кисти,
подготовка обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями,
14

требующими определенной моторной ловкости;
- пропедевтика профориентационной работы.
2). Увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного
предмета в обязательной части: человек (в 5-8 классах), профильный труд (в
6-8 классах).
2.1). Учебный предмет «Человек» (в 5-8 классах).
Данный

учебный

предмет

имеет

практическую

значимость.

Приобщение учащегося к социальному миру начинается с развития
представления о себе. Становление личности происходит при условии
активности, познания окружающего мира, смысла человеческих отношений,
осознаний себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»
человек начинает понимать в процессе взаимодействия с окружающими.
Содержание обучения в рамках учебного предмета «Человек» включает
формирование у обучающихся представлений о себе как «Я» и своём
ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживании.
Цель учебного предмета «Человек» - формирование представлений о
себе и ближайшем окружении.
Основные задачи:
- формирование у учащихся представлений о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других;
- формирование у учащихся представлений о своей семье, о
взаимоотношениях в семье;
- формирование у обучающихся умений решать каждодневные
жизненные

задачи,

связанные

с

удовлетворением

первоочередных

потребностей: приём пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);
- формирование у обучающихся умений поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.

15

2.2). Учебный предмет «Профильный труд» (в 6-8 классах) (профиль по
выбору учащихся).
Данный предмет имеет практическую значимость. Основные задачи
учебного предмета:
1.

Формирование трудовых умений учащихся.

2.

Формирование умений адекватно применять доступные

технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия.
3.

Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,

воспитание чувства товарищества.
3). Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжёлыми

и

множественными

нарушениями

развития,

а

также

индивидуальных потребностей каждого обучающегося: коррекционный курс
«Развитие познавательной деятельности) (в 5-8 классах).
Обучающиеся

с

умственной

нарушениями)

характеризуются

деятельности,

особенно

отсталостью

стойкими

отчетливо

(интеллектуальными

нарушениями

обнаруживающимися

психической
в

сфере

познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых
знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти,
внимания, мышления.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»
Основные задачи:
коррекция и развитие высших психических функций (сенсорноперцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и
других);
активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и
особенностей каждого обучающегося;
16

формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том числе
учебной.
Курс

«Развитие

познавательной

деятельности»

направлен

на

коррекцию, компенсацию и преодоление специфических особенностей
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями),

а

также

способствует

познанию

обучающимися окружающего мира во всем многообразии его качеств и
свойств.
Характерными особенностями курса являются:
-практико-ориентированная направленность содержания занятий;
-применение полученного опыта практической деятельности в быту,
игре, учебной деятельности.
Учебный материал коррекционного курса «Развитие познавательной
деятельности» имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени,
представляет основы развития познавательной деятельности необходимые,
как для успешного продолжения образования на следующих ступенях
обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к
самостоятельной жизни в современном обществе.
Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для всего состава класса и для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
уроков – не более 25 минут; фронтальных, групповых, подгрупповых – не
более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов
по учебным предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей
обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и
17

закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» ученика. С учётом расширения знаний и формирующегося опыта
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено 4
обязательными

коррекционными

«Предметно-практические

курсами:

действия»,

«Сенсорное

развитие»,

«Двигательное

развитие»,

«Альтернативная и дополнительная коммуникация».
Цель коррекционно-развивающей

области - коррекция недостатков

психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице № 2.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N

Коррекционные

Основные задачи

n/n

курсы

1

Сенсорное

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное

развитие

систематическое воздействие на различные анализаторы.
Развитие

зрительного,

слухового,

тактильного,

кинестетического восприятии, а также восприятие запаха и
вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
предметно-практической и познавательной деятельности.

2

Предметно-

Формирование интереса к предметному рукотворному миру;

практические

освоение простых действий с предметами и материалами;

действия

умение следовать определённому порядку (алгоритму,
расписанию)

при

выполнении

предметных

действий.

Овладение навыками предметно-практической деятельности
как

необходимой

коммуникации,

основой

для

изобразительной,

деятельности.
18

самообслуживания,

бытовой

и

трудовой

3

Двигательное

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие

развитие

имеющихся движений, расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений. Обучение переходу
из одной позы в другую; освоение новых способов
передвижения
технических

(включая
средств

передвижения
реабилитации);

с

помощью

формирование

функциональных двигательных навыков; развитие функции
руки, в том числе моторики; формирование ориентировки в
пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
4

Альтернативная и

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

дополнительная

взгляда,

коммуникация

мимики,

жеста,

предмета,

графического

изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв,
карточек с напечатанными словами, набора букв как
средства коммуникации. Составление коммуникативных
таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе,
дома

и

других

местах.

Освоение

технических

коммуникативных устройств.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определяется ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат»,

исходя

умеренной,

из

тяжёлой

психофических
и

глубокой

особенностей

обучающихся

умственной

с

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), ТМНР на основании рекомендации
ПМПК, ИПР.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учётом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю
(1700 часов на II этапе обучения (5-9 классы)). Из 10 часов внеурочной
деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию
коррекционно-развивающей области.
19

Внеурочная

деятельность

направлена

на

развитие

личности

обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с
обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса в ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат».
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (6 часов).
Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n

Форма

Название

Количество
часов в неделю

1

Кружок

«Этикет»

2

Кружок

«По дорогам к сказке»

3

Кружок

«Мистер Твистер»

4

Кружок

«Школьный вестник»

5

Кружок

«Творческая мастерская»

6

Кружок

«Адаптивная физическая культура»

1

7

Внеурочные занятия

«Разговоры о важном»

1

4

Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.

20

Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N

Наименование кружка

n/n

/ внеурочного занятия

1

Основные задачи

«Адаптивная

Формирование понимания и потребности в здоровом

физкультура»

образе жизни, сознательного отношения к сохранению и
развитию своего здоровья.

2

«Этикет»

Формирование и совершенствование нормы этической
культуры,

культуры

поведения,

развитие

коммуникативных способностей.
3

«Мистер Твистер»

Формирование и
умений

и

развитие танцевально-ритмических

навыков,

художественно-эстетических

способностей. Воспитание интереса к искусству танца и
пения.
4

«По дорогам к сказке» Развитие

познавательных

интересов,

творческих

способностей, нравственных качеств обучающихся.
5

«Школьный вестник»

Развитие

творческой

активности,

формирование

коммуникативных способностей
6

«Творческая

Развитие

интереса

к

декоративно-прикладному

мастерская»

творчеству, формирование навыков работы с различными
материалами.

7

«Разговоры о важном» Формирование

внутренней

позиции

школьников,

необходимой для конструктивного и ответственного
поведения

в

эффективного

обществе.

Создание

гражданского

и

условий

для

патриотического

воспитания.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной
индивидуальной

программы

развития

организация.

21

определяет

образовательная

Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой учебной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся 5-8 классов с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, включает индивидуальный учебный план для каждого обучающегося.
Индивидуальный учебный план составляется на основании учебного
плана,

определяет

индивидуальный

набор

учебных

предметов

и

коррекционных курсов с указанием объёма учебной нагрузки в соответствии
с особыми образовательными возможностями и потребностями конкретного
обучающегося.
При распределении часов по учебным предметам учитывается
психофизическое развитие, индивидуальные возможности и образовательные
потребности обучающихся, психолого-медико-педагогической комиссии,
рекомендации врачебной комиссии (при их наличии).
В

индивидуальных

учебных

планах

обучающихся

с

наиболее

тяжёлыми нарушениями развития преобладают занятия коррекционной
направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объём учебной нагрузки распределяется на предметные области.
Для учащихся, особые образовательные потребности которых не
позволяют осваивать предметы основной части учебного плана, учебная
нагрузка

для

формируется

специальной
следующим

индивидуальной

образом:
22

программы

увеличивается

развития

количество

часов

коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом.
Обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время, объём их
нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Таким образом, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося
может

варьироваться.

индивидуальный

Общий

учебный

предусмотренный

объём

план,

учебным

не

планом

нагрузки,
должен

включенной

превышать

адаптированной

в

объём,
основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной,
тяжёлой,

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Итак, образование обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными

нарушениями

развития

является

личностно-

ориентированным и имеет коррекционно-направленный характер.
Таблица 5
Недельный учебный план общего образования
обучающихся 5-8 классов
с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
N

Предметные

n/n

области

Класс

Количество часов
в неделю

Учебные

5

6

7

8

предметы

класс

класс

класс

класс

3

3

3

Всего

Обязательная часть
1

Язык и речевая
практика

Речь

и

альтернативная

коммуникация
23

3

12

2

Математика

Математические представления

2

2

2

2

8

3

Окружающий

3.1.

2

2

2

2

8

мир

мир
3.2. Человек

2

1

1

1

5

3.3.Домоводство

3

5

5

5

18

3.4. Окружающий социальный

2

2

2

3

9

4.1. Музыка и движение

3

2

2

2

9

4.2.

Изобразительная

3

3

3

-

9

Адаптивная физическая культура

3

2

2

2

9

Профильный труд

-

2

2

4

8

Итого

23

24

24

24

95

II. Часть формируемая участниками образовательных

6

6

6

6

24

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

4

Этика

1

1

1

1

4

Человек

1

1

1

1

4

Ручной труд

1

-

-

-

1

Профильный труд

-

1

1

1

3

Развитие познавательной деятельности (коррекционный

2

2

2

2

8

29

30

30

30

119

10

10

10

10

40

4

4

4

4

16

Окружающий

природный

мир
Искусство

4

деятельность
Физическая

5

культура
Технологии

6

отношений

курс)
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
1. Коррекционные курсы
1

Сенсорное развитие

1

1

1

1

4

2

Предметно-практические действия

1

1

1

1

4

3

Двигательное развитие

1

1

1

1

4

4

Альтернативная и дополнительная коммуникация

1

1

1

1

4

6

6

6

6

24

4

4

4

4

16

2. Внеурочная деятельность (по направлениям)
1

Кружок «Этикет»
24

2

Кружок «По дорогам к сказке»

3

Кружок «Мистер Твистер»

4

Кружок «Школьный вестник»

5

Кружок «Творческая мастерская»

6

Кружок «Адаптивная физическая культура»

1

1

1

1

4

7

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

1

1

1

1

4

39

40

40

40

159

Всего к финансированию

Таблица 6
Годовой учебный план общего образования
обучающихся 5-8 классов
с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), ТМНР
N

Предметные

n/n

области

Класс

Количество часов
в неделю

Учебные

5

6

7

8

предметы

класс

класс

класс

класс

102

102

102

102

408

Математические представления

68

68

68

68

272

68

68

68

68

272

3.2. Человек

68

34

34

34

170

3.3.Домоводство

102

170

170

170

612

3.4. Окружающий социальный

68

68

68

102

306

4.1. Музыка и движение

102

68

68

68

306

4.2.

Изобразительная

102

102

102

-

306

Адаптивная физическая культура

102

68

68

68

306

Всего

Обязательная часть
1

Язык и речевая
практика

Речь

и

альтернативная

коммуникация

2

Математика

3

Окружающий

3.1.

мир

мир

Окружающий

природный

мир
4

Искусство

деятельность
5

Физическая
культура

25

Технологии

6

Профильный труд

-

68

68

136

340

Итого

782

816

816

816

3231

II. Часть формируемая участниками образовательных

204

204

204

204

816

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

34

34

34

34

136

Этика

34

34

34

34

136

Человек

34

34

34

34

136

Ручной труд

34

-

-

-

34

-

34

34

34

102

68

68

68

68

272

986

1020

1020

1020

4046

340

340

340

340

1360

136

136

136

136

544

отношений

Профильный труд
Развитие познавательной деятельности (коррекционный
курс)
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
1. Коррекционные курсы
1

Сенсорное развитие

34

34

34

34

136

2

Предметно-практические действия

34

34

34

34

136

3

Двигательное развитие

34

34

34

34

136

4

Альтернативная и дополнительная коммуникация

34

34

34

34

136

204

204

204

204

816

136

136

136

136

544

2. Внеурочная деятельность (по направлениям)
1

Кружок «Этикет»

2

Кружок «По дорогам к сказке»

3

Кружок «Мистер Твистер»

4

Кружок «Школьный вестник»

5

Кружок «Творческая мастерская»

6

Кружок «Адаптивная физическая культура»

34

34

34

34

136

7

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

34

34

34

34

136

1326

1360

1360

1360

5406

Всего к финансированию

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».