Учебный план для обучающихся 5-8 классов (1 вариант) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

учреждения
реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование ГБОУ СО
«Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская школа –
интернат»)

осуществляет

образовательный

процесс,

реализует

адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся

5-8

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024
учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 7

октября 2022 г. № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

-

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».

3

8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21

сентября 2022 года

№ 858 «Об утверждении федерального перечня

учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими

образовательную

деятельность

и

установления

предельного срока использования исключённых учебников».
9.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
10.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Срок

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в

ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» составляет

9

(девять) лет.
ГБОУ

СО

школа-интернат»

«Буткинская

осуществляет

образовательный процесс в соответствии с адаптированной основной
общеобразовательной

программой

для

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух ступеней общего
образования:

4

I ступень – начальное общее образование (1-4 классы) обеспечивает
развитие

обучающихся,

овладение

ими

чтением,

письмом,

счётом,

основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического
мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и
речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В классах
осуществляется всестороннее психолого- педагогическое изучение личности
обучающегося,

выявление

его

возможностей

и

индивидуальных

особенностей; проводится работа по общему и речевому развитию,
коррекции нарушений моторики,

отклонений в интеллектуальной

и

эмоционально-волевой сферах, поведении.
II ступень – основное общее образование (5-9 классы) обеспечивает
создание условий для воспитания, развития личности обучающегося, его
склонностей, интересов и способностей. Учащиеся получают знания по
общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность
и соответствующим их психофизическим возможностям, отрабатывают
навыки по различным профилям труда, получают навыки самостоятельной
работы.
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО

«Буткинская

школа-интернат»

учитываются

особенности

психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Образовательный процесс в 5-8 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2023-2024 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 5-8
классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 20232024 учебный год, учебным планом, календарным учебным графиком на
2023-2024 учебный год, расписанием занятий.
5

2023-2024 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки в 5-9 классах

составляет 5066

академических часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34
учебных недели в году).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке – 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большая перемена – 20 минут.
Продолжительность

перемены

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью - не менее 20 минут.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое

обеспечивает

достижение

важнейших

целей

современного

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;

6

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов и основные задачи реализации содержания 7 (семи) обязательных
предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание,
человек и общество, искусство, физическая культура, технологии.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N

Предметная

Учебные

n/n

область

предметы

1

Основные задачи

Язык и речевая Русский язык

Формирование

практик

чтения

и

грамотой.

первоначальных

письма

в

процессе

Формирование

навыков
овладения

элементарных

представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения
знаний.

Использование

коммуникации

для

решения

письменной
практико-

ориентированных задач.
Чтение

Осознание значения чтения для решения

(литературное

социально

чтение)

познавательных

значимых

задач,

интересов,

развития
воспитания

чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных
текстов.

Формирование

коммуникативных

навыков в процессе чтения литературных
7

произведений.
2

Математика

Математика,

Овладение началами математики (понятием

информатика

числа,

вычислениями,

решением

арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями

при

решении

соответствующих

возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической

деятельности).

способности

использовать

Развитие
некоторые

математические знания в жизни.
Формирование начальных представлений о
компьютерной грамотности.
3

Естествознание Природоведение

Формирование элементарных знаний о живой
и

неживой

существующих

природе

и

взаимосвязях,

между

ними.

Применение

полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и
разумной

предприимчивости

во

взаимодействии с миром живой и неживой
природы.
Биология

Формирование

элементарных

научных

представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни
организма
Практическое

человека

растений, животных,
и

применение

его

здоровье.

биологических

знаний: усвоение приёмов выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода
за

своим

организмом;

использование

полученных знаний для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем.

8

География

Усвоение элементарных знаний по физической
и

экономической

географии

России.

Формирование элементарных представлений о
географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
4

Человек
общество

и Мир истории (6 Формирование
класс)

первоначальных

временных

исторических представлений. Установление
простейших

взаимосвязей

историческим

временем

и

между
изменениями,

происходящими в предметном мире (мире
вещей);

жизни

отдельного

человека

и

общества.
Основы

Развитие

навыков

социальной жизни самостоятельного
хозяйства,

самообслуживания,
ведения

ориентировки

домашнего
в

ближайшем

окружении и возможности более широкой
жизненной

ориентации,

обеспечения

безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
отношений в жизни

человека, общества и

государства, в воспитании и развитии ребёнка,
сохрани и укреплении его соматического,
физического

и

психического

здоровья,

формировании правильного уклада семейных
отношений.
История
Отечества
классы)

Формирование

представлений

о

наиболее

(7-9 значимых исторических событиях в жизни
нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на
территории

нашей

Родины,

о

примерах

служения своему Отечеству в борьбе за
свободу и независимость.
9

5

Искусство

Рисование

(5 Формирование

класс)

умений

и

навыков

изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач. Развитие
художественного
«красивое»
красоты

вкуса:

умения

отличать

от

«некрасивого»;

понимание

как

ценности;

воспитание

потребности в художественном творчестве.
Музыка (5 класс)

Формирование

и

умений

навыков,

и

адекватному

развитие

элементарных

способствующих

восприятию

музыкальных

произведений и их исполнению. Развитие
интереса

к

музыкальному

формирование

простейших

искусству;
эстетических

ориентиров.
6

Физическая

Физическая

Формирование установки на сохранение и

культура

культура

укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного

образа

жизни;

соблюдение

индивидуального режима питания и

сна.

Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,

формирование

систематических
культурой

и

потребности

занятиях
доступных

в

физической
видах

спорта.

Формирование и совершенствование основных
двигательных

качеств:

быстроты,

силы,

ловкости и другое. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной

подготовкой

соответствии

с

и

возрастными

психофизическими
обучающихся.
познавательной
10

другими)

в
и

особенностями
Коррекция

сферы

и

недостатков
психомоторного

развития;

развитие

и

совершенствование

волевой сферы. Воспитание нравственных
качеств и свойств личности.
7

Технологии

Профильный труд

Формирование

трудовых

умений,

необходимых в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые
навыки

для

социального

полноценной
и

Приобретение

коммуникации,

трудового

взаимодействия.

навыков

самостоятельной

работы и в коллективе, воспитание чувства
товарищества,

сотрудничества

и

взаимопомощи.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,

заключающуюся

в

учёте

особых

образовательных

потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, и с учётом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их
родителей (законных представителей) в учебный план обучающихся 5-8
классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год
включены следующие профили трудового обучения:
- «Столярное дело» (столяр) в 5-8 классах (с учётом гендерных
особенностей) - мальчики;
- «Швейное дело» (швея) в 5-7 классах (с учётом гендерных
особенностей) - девочки;
- «Сельскохозяйственный труд» (овощевод, цветовод) в 5, 7, 8 классах;
- «Подготовка младшего обслуживающего персонала в 5-7 классах.

11

Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда
осуществляется в процессе трудовой практики, определение её содержания и
организация осуществляется самостоятельно ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» с учётом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а
также в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Трудовая практика проводится на базе учебных мастерских и
приусадебного участка (6 класс – 6 дней, 7 класс – 10 дней, 8 класс – 12
дней).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,

обеспечивает

реализацию

особых

(специфических)

образовательных потребностей, характерных для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также индивидуальных
потребностей каждого учащегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 5-8 классов на 2023-2024 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены
учебные предметы, обеспечивающие различные интересы обучающихся:
основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ), этика.
1). Безопасность жизнедеятельности человека является одной из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – это
система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности жизни человека
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
12

- формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных

ситуациях

природного,

техногенного

и

социального

характера;
- формирование здорового образа жизни.
2).

Одна

из

актуальных

задач

современного

образования

-

формирование нравственно-этической культуры обучающегося. Данная
задача реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введен учебный предмет «Этика».
Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного
сознания

поведения

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-

формирование

первоначальных

представлений

о

базовых

национальных российских ценностях;
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
13

-

коррекция

недостатков

познавательной,

эмоциональной

и

личностной сфер обучающегося.
Таким образом, учебные предметы «ОБЖ» и «Этика» способствует
социальной адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и дальнейшей интеграции их в общество.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено

обязательными

коррекционными

курсами:

ритмика

и

коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия, развитие
психомоторики и сенсорных процессов).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий в 5-8
классах на 2023-2024 учебный год, их количественное соотношение
определено

ГБОУ

СО

«Буткинская

школа-интернат»

исходя

из

психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций психологомедико-педагогической

комиссии.

Время,

отведенное

на

реализацию

коррекционно-развивающий области, не учитывается при определении
максимально

допустимой

учебной

нагрузки,

но

учитывается

при

определении объёмов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5
часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице 2.

14

Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N

Коррекционные

n/n

курсы

1

Ритмика

Основные задачи
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений,
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в
коллективной творческой деятельности.

2

Логопедические

Формирование и развитие различных видов устной речи

занятия

(разговорно-диалогической,
на

основе

описательно-повествовательной)

обогащения

знаний

об

окружающей

действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения

слова,

формирование

развитие

лексической

семантических

полей.

системности,
Развитие

и

совершенствование грамматического строя речи. Развитие
связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения
и письма).
3

Развитие
психомоторики

Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорнои перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.

сенсорных

Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование

процессов

позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля.

Развитие

способности

сопереживанию;

формирование

взаимоотношений

с

повышение

статуса

эмпатии,

продуктивных

окружающими

социального

к

(в

ребенка

семье,
в

видов
классе),

коллективе,

формирование и развитие навыков социального поведения.
Коррекция общей и мелкой моторики.

Индивидуальные и групповые коррекционные курсы проводятся как в
первой, так и во второй половине дня, их продолжительность – 20 минут.

15

Группы на коррекционные занятия и ритмику комплектуются на
основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума школы с
учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

в

общеобразовательной организации.
Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей;
всестороннего

развития

и

социализации

создание

каждого

условий для

обучающегося

с

умственной отсталостью; создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
-

творческой

отсталостью
возникновение

в

самореализации

комфортной
личностного

обучающихся

развивающей
интереса

к

среде,

с

умственной

стимулирующей

различным

аспектам

жизнедеятельности;
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления обучающегося в процессе общения и
совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия
со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения, необходимого для успешной
реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность

внеурочной

деятельности

предполагает:

приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного

отношения к
16

базовым

ценностям,

приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная

деятельность

объединяет

все

виды

деятельности

обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание
внеурочной деятельности данной категории учащихся складывается из
совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие: кружки,

экскурсии,

соревнования,

праздники,

общественно

полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры,
туристические походы.
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (4 часа).
Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n

Форма

Название

Количество
часов в неделю

1

Кружок

«Этикет»

2

Кружок

«По дорогам к сказке»

3

Кружок

«Мистер Твистер»

4

Кружок

«Школьный вестник»

5

Кружок

«Творческая мастерская»

6

Кружок

«Адаптивная физкультура»

1

7

Внеурочные занятия

«Разговоры о важном»

1

2

Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.
17

Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N

Наименование кружка

n/n

/ внеурочного занятия

1

Основные задачи

«Адаптивная

Формирование понимания и потребности в здоровом

физкультура»

образе жизни, сознательного отношения к сохранению и
развитию своего здоровья.

2

«Этикет»

Формирование и совершенствование нормы этической
культуры,

культуры

поведения,

развитие

коммуникативных способностей.
3

«Мистер Твистер»

Формирование и
умений

и

развитие танцевально-ритмических

навыков,

художественно-эстетических

способностей. Воспитание интереса к искусству танца и
пения.
4

«По дорогам к сказке» Развитие

познавательных

интересов,

творческих

способностей, нравственных качеств обучающихся.
5

«Школьный вестник»

Развитие

творческой

активности,

формирование

коммуникативных способностей
6

«Творческая

Развитие

интереса

к

декоративно-прикладному

мастерская»

творчеству, формирование навыков работы с различными
материалами.

7

«Разговоры о важном» Формирование

внутренней

позиции

школьников,

необходимой для конструктивного и ответственного
поведения

в

эффективного

обществе.

Создание

гражданского

и

условий

для

патриотического

воспитания.

Внеурочная деятельность обучающихся с умственной отсталостью
формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из
которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной

направленности

с

учётом

возрастных

обучающихся и их физиологических потребностей.
18

особенностей

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы определяет
образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой
Итак,
развивающую

содержание
роль

в

образования
становлении

выполняет

социального

коррекционно-

опыта

и

личности

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и максимально
индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в
части организации образовательного процесса.
Таблица 5
Недельный учебный план АООП обучающихся 5-8 классов
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N

Предметные

n/n

области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
V

VI

VII

VIII

Всего

1.1.Русский язык

4

4

4

4

16

1.2.Чтение (литературное чтение)

4

4

4

4

16

2.1. Математика

4

4

3

3

14

2.2. Информатика

-

-

1

1

2

2

2

-

-

4

-

-

2

2

4

Обязательная часть
1

Язык и речевая
практика

2

3

Математика

Естествознание 3.1. Природоведение
3.2. Биология
19

4

3.3. География

-

2

2

2

6

Человек и

4.1. Мир истории

-

2

-

-

2

общество

4.2. Основы социальной жизни

2

2

2

2

8

4.3. История Отечества

-

-

2

2

4

4.1. Музыка

1

-

-

-

1

2

-

-

Адаптивная физическая культура

2

2

2

2

8

Профильный труд:

6

6

7

7

26

Искусство

5

4.2.

Рисование

(изобразительное

2

искусство)
Физическая

6

культура
Технология

7

7.1.

Столярное дело

2

-

4

-

4

-

7.2.

Швейное дело

-

2

-

2

-

4

7.3.

Сельскохозяйственный труд

2

2

-

3

7.4.

Подготовка младшего

2

2

3

-

7.5.

обслуживающего персонала
Итого

Часть, формируемая участниками образовательных

2

4

7

-

-

7
-

17

-

-

8

2

12

7

6

27

28

28

28

111

2

2

1

1

6

отношений
1

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

1

1

1

1

4

2

Этика

1

1

-

-

2

Максимально допустимая недельная нагрузка

29

30

30

30

119

6

6

6

6

24

(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
1

Ритмика

1

1

1

1

4

2

Коррекционные занятия:

5

5

5

5

20

2.1

Логопедические занятия

3

3

3

3

12

2.2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

1

Кружок «Этикет»

2

Кружок «По дорогам к сказке»

3

Кружок «Мистер Твистер»

4

Кружок «Школьный вестник»
20

5

Кружок «Творческая мастерская»

6

Кружок «Адаптивная физическая культура»

1

1

1

1

4

7

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

1

1

1

1

4

Таблица 6
Годовой учебный план АООП обучающихся 5-8 классов
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N

Предметные

n/n

области

Класс

Количество часов

Учебные

V

VI

VII

VIII

Всего

предметы
Обязательная часть
1

Язык и речевая

1.1.Русский язык

136

136

136

136

544

1.2.Чтение

136

136

136

136

544

136

136

102

102

476

-

-

34

34

68

68

68

-

-

136

3.2. Биология

-

-

68

68

136

3.3. География

-

68

68

68

204

Человек и

4.1. Мир истории

-

68

-

-

68

общество

4.2. Основы социальной

68

68

68

68

272

-

-

68

68

136

34

-

-

-

34

68

-

-

68

68

68

68

272

204

204

238

238

704

практика

(литературное чтение)
2

Математика

2.1. Математика
2.2. Информатика

3

4

Естествознание 3.1. Природоведение

жизни
4.3. История Отечества
5

Искусство

4.1. Музыка
4.2.

Рисование

68

(изобразительное
искусство)
6

Физическая
культура

7

Технология

Адаптивная физическая
культура
Профильный труд:
7.6.

Столярное дело

7.7.

Швейное дело

7.8.

Сельскохозяйстве

68

-

136

-

136

-

-

68

-

68

-

136

68

68

-

102

21

-

238

-

-

238

578

-

-

272

68

408

нный труд
7.9.

Подготовка

68

68

68

136

102

-

-

238

204

младшего
7.10.

обслуживающего

персонала
Итого
Часть, формируемая участниками

918

952

952

952

3774

68

68

34

34

204

34

34

34

34

136

34

34

-

-

68

986

1020

1020

1020

4046

204

204

204

204

816

образовательных отношений
1

Основы безопасности жизнедеятельности
(ОБЖ)

2

Этика
Максимально допустимая недельная
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)

1

Ритмика

34

34

34

34

136

2

Коррекционные занятия:

170

170

170

170

680

2.1

Логопедические занятия

102

102

102

102

408

2.2

Развитие психомоторики и сенсорных

68

68

68

68

272

136

136

136

136

544

68

68

68

68

272

34

34

34

34

136

34

34

34

34

136

процессов
Внеурочная деятельность
1

Кружок «Этикет»

2

Кружок «По дорогам к сказке»

3

Кружок «Мистер Твистер»

4

Кружок «Школьный вестник»

5

Кружок «Творческая мастерская»

6

Кружок

«Адаптивная

физическая

культура»
7

Внеурочные

занятия

«Разговоры

о

важном»

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».