АННОТАЦИЯ 2023-2024

Справка об образовательных программах
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
2023-2024 учебного года
В организации учебного процесса в 1–8 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы» руководствуется ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599 и
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
9 класс – базисным учебным планом, утверждённым приказом Минобразования
России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п.
При разработке рабочих программ
1–8, 9 классов
используется
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (приказ № 1494 от 28.08.2023 г.)
Программы определяют содержание образования по отдельным предметам и
последовательность его прохождения по годам обучения, учитывают особенности
познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности
обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы
содержат материал, способствующий достичь обучающимися того уровня
общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для
социальной адаптации.
Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения,
определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета,
требования к уровню подготовки обучающихся. Составлен в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в условиях ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы». Срок реализации рабочей программы рассчитан на один учебный год.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» осуществляет образовательный
процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной
программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) двух ступеней общего образования:
I ступень – начальное общее образование (1-4 классы) обеспечивает
развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счётом, основными
навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления,

простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами
личной гигиены и здорового образа жизни. В классах осуществляется всестороннее
психолого- педагогическое изучение личности обучающегося, выявление его
возможностей и индивидуальных особенностей; проводится работа по общему и
речевому развитию,
коррекции
нарушений
моторики,
отклонений
в
интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
II ступень – основное общее образование (5-9 классы) обеспечивает создание
условий для воспитания, развития личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способностей. Учащиеся получают знания по общеобразовательным
предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их
психофизическим возможностям, отрабатывают навыки по различным профилям
труда, получают навыки самостоятельной работы.
Обязательная часть адаптированной основной общеобразовательной
программы
для
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объёма
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Учебный план общего образования
обучающихся 1-4 классов
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N
n/n

Предметные
области

1

Язык и речевая
практика

2
3
4

Математика
Естествознание
Искусство

5
6
1
2
3

1
2
2.1.
2.2.

Учебные предметы
Обязательная часть
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
4.1. Музыка
4.2. Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура

Физическая
культура
Технологии
Ручной труд
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Этикет
Ручной труд
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
Коррекционные занятия:
Логопедические занятия
Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Аннотации к рабочим программам дисциплин
в составе образовательной программы
Предмет

Класс

Аннотация к рабочей программе
Обязательная часть

Русский язык

1-4

Чтение

1-4

Речевая практика

1-4

Математика

1-4

Мир природы и
человека

1-4

Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так
как от его усвоения во многом зависит успешность всего
школьного
обучения.
Практическая
и
коррекционная
направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Все знания учащихся, получаемые ими в основном при
выполнении упражнений, являются практически значимыми для
их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость
коррекции познавательной и речевой деятельности умственно
отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией,
своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий,
чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование
и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Расширение
представлений
об
окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматикосинтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной
речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами
устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Математика является одним из важных учебных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Основной целью обучения математике является
подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном
обществе и овладение необходимыми для социальной адаптации
навыками. Основные задачи реализации содержания: овладение
началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
простых арифметических задач и другими); овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при
решении
соответствующих
возрасту
житейских
задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства,
времени, температуры и другими в различных видах
практической деятельности); развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни.
Учебный предмет «Мир природы и человека» является
начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений

Музыка

1-4

Рисование
(изобразительное
искусство)

1-4

Ручной труд

1-4

наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим
миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с
объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность
постепенно раскрывать причинно-следственные связи между
природными явлениями и жизнью человека. Основные задачи
реализации содержания обучения по предмету связаны с
формированием представлений о живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой.
Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных
произведений и их исполнению. Развитие интереса к
музыкальному
искусству;
формирование
простейших
эстетических ориентиров.
Основная цель изучения предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающегося в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению
видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации). Уроки оказывают существенное
воздействие
на
интеллектуальную,
эмоциональную
и
двигательные сферы, способствуют формированию личности
обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и
привычек. Особое значение изобразительная деятельность имеет
для развития мануальной деятельности, коррекции и развитии
пространственных
представлений,
зрительно-моторной
координации и графического навыка.
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение
учебного предмета «Ручной труд» в обязательной части.
Данный предмет имеет практическую значимость в
коррекционно-развивающем образовании учащихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так
как наибольшие трудности обучающиеся испытывают при
выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких
движений пальцев рук.
Нарушение мелкой моторики негативно сказывается на
овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Следовательно, учебный предмет «Ручной труд» реализует
межпредметную связь с другими учебными предметами и
коррекционными занятиями.
Также учебный предмет «Ручной труд» формирует
первоначальные представления о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора
доступной профессии.
Таким образом, основными задачами учебного предмета
«Ручной труд» являются:
- развитие координации и точности движений пальцев рук
и кисти, подготовка обучающихся к овладению учебными и
трудовыми действиями,
требующими определенной моторной ловкости;
- пропедевтика профориентационной работы.
Овладение
элементарными
приемами
ручного
труда,
общетрудовыми
умениями
и
навыками,
развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой

Адаптивная
физическая
культура

1-4

деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
Основная цель изучения данного предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения
их
к
физической
культуре, коррекции недостатков психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей,
социальной
адаптации.
Основные
задачи
изучения
предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по
психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд
конкретных
задач
физического
воспитания:
―
коррекция
нарушений
физического
развития;
― формирование двигательных умений и навыков; ― развитие
двигательных
способностей
в
процессе
обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование
правильной
осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и
интересов ребенка для освоения доступных видов спортивнофизкультурной
деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при
выполнении
физических
упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на
достигнутом
уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение
доступных теоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств
(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с
учетом возрастных особенностей обучающихся.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Ручной труд

1-4

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение
учебного предмета «Ручной труд» в обязательной части.
Данный предмет имеет практическую значимость в
коррекционно-развивающем образовании учащихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так
как наибольшие трудности обучающиеся испытывают при
выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких
движений пальцев рук.
Нарушение мелкой моторики негативно сказывается на
овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Следовательно, учебный предмет «Ручной труд» реализует
межпредметную связь с другими учебными предметами и
коррекционными занятиями.
Также учебный предмет «Ручной труд» формирует
первоначальные представления о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора

Этикет

2-4

Основы
безопасности
жизнедеятельности

2-4

доступной профессии.
Таким образом, основными задачами учебного предмета
«Ручной труд» являются:
- развитие координации и точности движений пальцев рук
и кисти, подготовка обучающихся к овладению учебными и
трудовыми действиями,
требующими определенной моторной ловкости;
- пропедевтика профориентационной работы.
Овладение
элементарными
приемами
ручного
труда,
общетрудовыми
умениями
и
навыками,
развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
Цель: воспитание духовно-нравственных чувств и
этического сознания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Данный учебный предмет реализует следующие основные
задачи:

формирование первоначальных представлений о
базовых национальных российских ценностях;

формирование представлений о правилах поведения
в обществе;

формирование культуры поведения;

формирование отрицательного отношения к
асоциальным поступкам;

формирование
толерантного
отношения
к
окружающим;

создание условий для установления дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и
взаимной поддержке;

формирование бережного, гуманного отношения ко
всему живому.
Таким образом, учебные предметы «ОБЖ» и «Этикет»
способствует социальной адаптации обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
дальнейшей интеграции их в общество.
Учебные предметы, обеспечивающие различные интересы
обучающихся: основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), этикет.
Безопасность жизнедеятельности человека является одной
из актуальных проблем современного общества. Следовательно,
возрастает роль и ответственность системы образования за
подготовку обучающихся по вопросам в области безопасности
жизнедеятельности.
Учебный
предмет
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» – это система знаний, умений, навыков
обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни
и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие
актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения

в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера;
- формирование здорового образа жизни.
Таким образом, учебные предметы «ОБЖ» и «Этикет»
способствует социальной адаптации обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
дальнейшей интеграции их в общество.
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
Ритмика

1-4

Логопедические
занятия

1-4

Цель: развитие двигательной активности обучающегося в
процессе
восприятия
музыки.
Задачи:
- коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер через средства музыкально-ритмической
деятельности;
развитие
общей
и
речевой
моторики;
- формирование умения ориентировки в пространстве;
укрепление
здоровья;
формирование
навыков
здорового
образа
жизни.
Направления (разделы) коррекционного занятия «Ритмика»:
упражнения
на
ориентировку
в
пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие
упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение
на
расслабление мышц);
Цель коррекционного занятия – организация условий для
коррекции дефектов устной и письменной речи у обучающихся в
соответствии с их индивидуальными психофизическими
возможностями здоровья для обеспечения усвоения ими
социального и культурного опыта.
– развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе
устной речи: формирование оптимального для речи типа
физиологического
дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной
моторики,
чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической
системы;
- обучение нормативному компенсированному произношению
всех
звуков русского языка с учётом системной связи между
фонемами
русского
языка, их артикуляторной и акустической характеристики,
характера
дефекта
(параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза
на
уровне
предложения
и
слова).
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа,
ритма,
паузации,
интонации,
логического
ударения);
овладение учащимися основными видами речевой
деятельности:
аудированием (слушанием), чтением, говорением и основами
культуры

Развитие
психомоторики и
сенсорных
процессов

1-4

Кружок
«Адаптивная
физическая
культура»

1-4

устной
речи;
- формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя
речи;
практическое овладение основными закономерностями
грамматического
строя
речи;
овладение учащимися основными нормами русского
литературного
языка;
формировании
навыков
вербальной
коммуникации;
- развитие познавательного интереса к родному языку и
формирование коммуникативной функции речи.
Цель - применение разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными преодоление или ослабление
проблем
в
психическом
и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков адекватного
поведения.
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в
себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения. Коррекция общей и мелкой моторики.
Формирование понимания и потребности в здоровом образе
жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию
своего здоровья.

Учебный план общего образования
обучающихся 5-8 классов
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N
n/n

Предметные области

1

Язык и речевая практика

2

Математика

3

Естествознание

4

Человек и
общество

5

Искусство

Учебные предметы
Обязательная часть
1.1.Русский язык
1.2.Чтение (литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной жизни
4.3. История Отечества
4.1. Музыка
4.2. Рисование (изобразительное искусство)

6
7

1
2

1
2
2.1
2.2

Физическая культура
Технология

Адаптивная физическая культура
Профильный труд:
7.1. Столярное дело
7.2.

Швейное дело

7.3.

Сельскохозяйственный труд

7.4.

Подготовка младшего обслуживающего персонала

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Этика
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
Ритмика
Коррекционные занятия:
Логопедические занятия
Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Аннотации к рабочим программам дисциплин
в составе образовательной программы
Предмет

Класс

Аннотация к рабочей программе
Обязательная часть

Русский язык

5-8

На первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся
с интеллектуальными нарушениями как средства общения и как
способ коррекции их мыслительной деятельности.
Программный материал расположен концентрически и
включает в себя следующие разделы с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем:
- «Звуки-буквы»;
- «Слово. Состав слова»;
- «Части речи»;
- «Предложение»;
- «Развитие связной речи».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное
количество часов, указанное в тематическом плане, которое
может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости
от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и
неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у
школьников с нарушением интеллекта развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается
интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики
направлен на коррекцию высших психических функций учащихся
с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития.
Звуки и буквы. Продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей

Чтение
(литературное
чтение)

5-8

слова и различных частей речи. Большое внимание при этом
уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение
элементарного курса грамматики и правописания. Основными
темами являются: состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых
частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
учащихся. В процессе упражнений формируются навыки
правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения
правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ
слов, различных по произношению, сходных по написанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим
учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение
для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к
самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в
программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки
построения
простого
предложения
разной
степени
распространенности и сложного предложения. Одновременно
закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию
навыков связной письменной речи, т.к. возможности
обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в
письменной форме весьма ограничены.
В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их
фонематического
слуха
и
правильного
произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Подготовительные упражнения – ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую
учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как
изложение и сочинение.
В программе предусмотрены задания на развитие навыка
делового письма.
Обучение осуществляется по двум
направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же
время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих
мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии,
заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной
дисциплины предусмотрено:
в 5 классе – 4 часа в неделю;
в 6 классе – 4 часа в неделю;
в 7 классе – 4 часа в неделю;
в 8 классе – 4 часа в неделю.
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)"
имеет
своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекцию
недостатков
мыслительной
деятельности.

Математика

5-8

Музыка

5

Рисование
(изобразительное
искусство)

5

Адаптивная
физическая
культура

5-8

Достижение поставленной цели обеспечивается решением
следующих
задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Курс математики продолжением изучения этого предмета на I
этапе
обучения.
Распределение
учебного материала, так же, как и на предыдущем этапе,
осуществляются
концентрически,
исключительно теоретическому что практического к изучению,
усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных
компетенций. В процессе обучения математике в V - IX классах
решаются
следующие
задачи:
-формирование необходимых для решения практических задач в
учебной
и
трудовой
деятельности;
используемых
в
повседневной
жизни;
-коррекция недостатков познавательной деятельности и
повышение
уровня
общего
развития;
-воспитание положительных качеств и свойств личности.
Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных
произведений и их исполнению. Развитие интереса к
музыкальному
искусству;
формирование
простейших
эстетических ориентиров.
Основная цель изучения предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающегося в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению
видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации). Уроки оказывают существенное
воздействие
на
интеллектуальную,
эмоциональную
и
двигательные сферы, способствуют формированию личности
обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и
привычек. Особое значение изобразительная деятельность имеет
для развития мануальной деятельности, коррекции и развитии
пространственных
представлений,
зрительно-моторной
координации и графического навыка.
Программа по физической культуре для обучающихся V - IX
классов является логическим продолжением соответствующей
учебной
программы
дополнительного
первого
(I)
и
I
IV
классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к
физической
культуре, повышении уровня их психофизического развития,
расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной
коррекции

Информатика

7,8

Мир истории

6

История Отечества

7, 8

нарушений
развития,
социальной
адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
воспитание интереса к физической культуре и спорту;
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с
возрастными
и
психофизическими
особенностями
обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой сферы;
формирование
социально приемлемых форм поведения, предупреждение
проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия,
стереотипии)
в
процессе
уроков
и
во
внеучебной
деятельности;
воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие
военно-патриотической подготовке
В результате изучения курса информатики у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
будут сформированы представления, знания и умения,
необходимые
для
жизни
и
работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приемами работы с компьютером и
другими средствами икт, необходимыми для решения учебнопознавательных,
учебно-практических,
житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение
информатики будет способствовать коррекции и развитию
познавательной
деятельности
и
личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между
историческим временем и изменениями, происходящими в
предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и
общества.
Программы направлены на всестороннее развитие личности
обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических
нарушений.
Цель курса: сформировать у обучающихся способность
изучать разнообразный исторический материал и использовать
его в своей деятельности.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные
исторические события отечественной истории, жизнь, быт людей
данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого события
и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период
истории. Такой подход к периодизации событий способствует
лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит
более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет
формирование знаний. При этом используется уровневый подход
к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Весь исторический материал представлен отечественной
историей. На уроках используется информативный, фактический
и иллюстративно-текстуальный материал.

Природоведение

5, 6

Информатика

7, 8

География

6, 8

Фактический исторический материал охватывает период с
древнейших времен до начала XXI века. Учебный материал
помогает обучающимся представить жизнь, быт, занятия людей в
далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития
государства и борьбу народа за свою независимость, обладает
большим воспитательным потенциалом.
Применение многообразных наглядных средств формирует
умение представлять себе, как жили люди в определенную
историческую эпоху, каков был быт представителей разных
классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент
обучения истории, предупреждающий опасность уподобления
сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи
в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по
использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с
использованием исторических дат.
Основной целью курса природоведения является обобщение и
систематизация знаний обучающихся об окружающем мире,
полученных в младших классах, расширение знаний о живой и
неживой природе, сезонных изменениях в ней, о жизни растений и
животных, строении организма человека и т.д. Изучение курса
природоведения
способствует
дальнейшему
усвоению
элементарных естествоведческих, биологических, географических
и исторических знаний.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию
практических работ, проведение экскурсий.
В результате изучения курса информатики у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
будут
сформированы представления, знания и умения, необходимые для
жизни
и
работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся
познакомятся с приемами работы с компьютером и другими
средствами
икт,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических,
житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение
информатики
будет способствовать коррекции и развитию познавательной
деятельности
и
личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальным нарушениями).
Основная цель обучения географии - сформировать у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
умение
использовать географические знания и умения в повседневной
жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей
среды
и
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
экологически
сообразного
поведения
в
окружающей
среде.
Задачами
изучения
географии
являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании

Биология

7, 8

Основы
социальной жизни

5-8

природных и социально-экономических процессов и их
взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах
России,
разных
материков
и
отдельных
стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять
существенные
признаки
географических
объектов
и
явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование
элементарных практических умений и приемов использования
географической
карты
для
получения
географической
информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами,
процессами
и
явлениями географической среды, их изменениями в результате
природных
и
антропогенных воздействий.
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает
вводный курс "Природоведение", при изучении которого
обучающиеся
в
V
и
VI
классах получат элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между данными предметами обеспечивают
целостность биологического курса, а его содержание будет
способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии
с
законами
природы
и
общечеловеческими
нравственными
ценностями.
Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет
решать задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового и полового воспитания обучающихся и
подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира
должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и
ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что
сохранение
красоты
природы
тесно связано с деятельностью человека и человек - часть
природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны
сохранять
природу
для
себя
и
последующих
поколений.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения",
"Животные",
"Человек
и
его
здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник
планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных)
условий.
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет
своей
целью
практическую
подготовку
обучающихся
с
умственной

Трудовое обучение
(столярное дело)

5-8

Трудовое обучение
(швейное дело)

6, 7

отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет,
состоят
в
следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными
сторонами
повседневной
жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего
хозяйства
и
формирование
необходимых
умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных
учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться
услугами
учреждений
и
предприятий
социальной
направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка
навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных
качеств и свойств личности.
Цель
программы
–
профориентация учащихся
с
интеллектуальными нарушениями, подготовка к поступлению в
колледжи соответствующего типа и профиля. Срок обучения – 5
лет. По окончании 9 класса проводится итоговая аттестация
учащихся в форме экзамена, включающего теоретическую и
практическую часть.
Программа включает теоретические и практические занятия.
Предусматриваются практические и контрольные работы, а также
различные развивающие упражнения.
В процессе обучения столярно-плотницкому делу учащиеся
знакомятся с разметкой деталей, основными технологическими
операциями: пилением, строганием, сверлением древесины,
приобретают навыки владения столярными инструментами и
приспособлениями.
Обучающиеся
учатся
работать
на
сверлильном и токарном станках, применять отделочные
материалы, овладевают навыками
выполнения трудовых
операций. Большое внимание уделяется технике безопасности и
эстетическому воспитанию.
Для успешного обучения по данной программе в учреждении
имеются
хорошо
оснащенная
столярная
мастерская,
разнообразные образцы-эталоны столярных изделий.
Цель курса: Подготовка учащихся к освоению профессии
швея и выполнению швейных операций.
Обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины.
Выполняют упражнении по освоению приемов работы на ней. В
том числе обучающиеся учатся обрабатывать различные срезы,
снимать мерки, строить элементарные чертежи.
Отрабатываются навыки работы на швейной машине.
Изучаются технологии пошива легкой одежды, изучаются
свойства тканей, устройство швейных машин.
Программа предусматривает пошив женской и детской
одежды.
Завершающим этапом обучения (по выбору обучающегося)

Трудовое обучение
(сельскохозяйственный труд)

5, 7, 8

Трудовое обучение
(подготовка
младшего
обслуживающего
персонала)

5-7

является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.
Программа предусмотрена для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету
«Сельскохозяйственный труд».
Обучение направлено на разностороннее развитие личности
учащихся,
носит
элементарно-практический
характер,
способствует их умственному развитию и социальной адаптации.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся
школы должны овладеть определённой системой первоначальных
знаний и практических умений по общему земледелию и
важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся
с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о
способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно–
опытном участке; учащиеся осваивают технологические приёмы
ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; отбирают
и высаживают семенные растения для получения урожая семян.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся
приобретают на уроках математики, природоведения, биологии,
истории, домоводства, также носит предметно-практическую
направленность, тесно связана с жизнью, профессиональнотрудовой подготовкой учащихся.
Обучение направлено на подготовку учащихся к выполнению
обязанностей уборщиков служебных и производственных
помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих
прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках, на
разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарнопрактический характер, способствует их умственному развитию
и социальной адаптации.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы
безопасности
жизнедеятельности

5-8

Учебные предметы, обеспечивающие различные интересы
обучающихся: основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ), этикет.
Безопасность жизнедеятельности человека является одной
из актуальных проблем современного общества. Следовательно,
возрастает роль и ответственность системы образования за
подготовку обучающихся по вопросам в области безопасности
жизнедеятельности.
Учебный
предмет
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» – это система знаний, умений, навыков
обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни
и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие
актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения
в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера;
- формирование здорового образа жизни.
Таким образом, учебные предметы «ОБЖ» и «Этикет»
способствует социальной адаптации обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
дальнейшей интеграции их в общество.

Этика

5, 6

Цель
учебного
предмета
"Этика"
состоит
в
формировании у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств, основ
нравственного сознания и поведения.
Задачи:
-формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
свои поступкам и поступкам окружающих, опираясь на
усвоенные эстетические представления и понятия.
-усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем
и отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и
правил.
-формирование определенного отношения к нравственным
категориям, умение их дифференцировать.
-коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и
личностной сфер обучающегося.

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
Ритмика

5-8

Логопедические
занятия

5-8

Цель: развитие двигательной активности обучающегося в
процессе
восприятия
музыки.
Задачи:
- коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер через средства музыкально-ритмической
деятельности;
развитие
общей
и
речевой
моторики;
- формирование умения ориентировки в пространстве;
укрепление
здоровья;
формирование
навыков
здорового
образа
жизни.
Направления (разделы) коррекционного занятия «Ритмика»:
упражнения
на
ориентировку
в
пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие
упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение
на
расслабление мышц);
Цель коррекционного занятия – организация условий для
коррекции дефектов устной и письменной речи у обучающихся в
соответствии с их индивидуальными психофизическими
возможностями здоровья для обеспечения усвоения ими
социального и культурного опыта.
– развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе
устной речи: формирование оптимального для речи типа
физиологического
дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной
моторики,
чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической
системы;
- обучение нормативному компенсированному произношению
всех
звуков русского языка с учётом системной связи между
фонемами
русского
языка, их артикуляторной и акустической характеристики,
характера
дефекта
(параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза
на
уровне

Развитие
психомоторики и
сенсорных
процессов

5-8

Кружок
«Адаптивная
физическая
культура»

5-8

предложения
и
слова).
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа,
ритма,
паузации,
интонации,
логического
ударения);
овладение учащимися основными видами речевой
деятельности:
аудированием (слушанием), чтением, говорением и основами
культуры
устной
речи;
- формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя
речи;
практическое овладение основными закономерностями
грамматического
строя
речи;
овладение учащимися основными нормами русского
литературного
языка;
формировании
навыков
вербальной
коммуникации;
- развитие познавательного интереса к родному языку и
формирование коммуникативной функции речи.
Цель - применение разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными преодоление или ослабление
проблем
в
психическом
и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков адекватного
поведения.
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в
себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения. Коррекция общей и мелкой моторики.
Формирование понимания и потребности в здоровом образе
жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию
своего здоровья.

Учебный план общего образования
обучающихся 9 класса
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
N
n/n
1

Образовательные
области
Язык и речь

Учебные предметы
Федеральный компонент
1.1. Русский язык
1.2.Чтение

2
3

4
5
6

7
8

Математика
Обществознание

Математика
3.1. История Отечества
3.2. Этика
3.4. География
Естествознание
Естествознание
Технологии
Домоводство
Региональный (национальный) компонент
Профильный труд
Трудовое обучение:
6.1. Столярно-плотницкое дело
6.2. Сельскохозяйственный труд
Физическая культура
Физическая культура
Внеурочная
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
деятельность

9
10

Коррекционные
технологии

11

Внеурочная
деятельность

Школьный компонент
Психологический практикум
Факультативные занятия:
10.1. Основы безопасности жизнедеятельности
10.2. Занятия по коррекции речевых нарушений
Кружок «Адаптивная физическая культура»

Аннотации к рабочим программам дисциплин
в составе образовательной программы
Предмет

Класс

Русский язык

9

Аннотация к рабочей программе
Федеральный компонент
На первый план выдвигаются задачи развития речи
учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства
общения и как способ коррекции их мыслительной
деятельности.
Программный материал расположен концентрически и
включает в себя следующие разделы с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем:
- «Звуки-буквы»;
- «Слово. Состав слова»;
- «Части речи»;
- «Предложение»;
- «Развитие связной речи».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное
количество часов, указанное в тематическом плане, которое
может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у
школьников с нарушением интеллекта развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается
интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики

Чтение

9

направлен на коррекцию высших психических функций
учащихся с целью более успешного осуществления их
умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. Продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых
частей слова и различных частей речи. Большое внимание при
этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Основными темами являются: состав слова и части
речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли
значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений
формируются
навыки
правописания
(единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Большое значение для усвоения правописания имеет
морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд
родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим
учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое
значение для подготовки воспитанников с нарушением
интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел
включен в программу всех лет обучения. На занятиях
формируются навыки построения простого предложения
разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно
закрепляются
орфографические
и
пунктуационные навыки.
Связная
речь.
Большое
внимание
уделяется
формированию навыков связной письменной речи, т.к.
возможности обучающихся с нарушением интеллекта
излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.
В связи с этим ведется постоянная работа над развитием
их фонематического слуха и правильного произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений,
связному
устному
и
письменному
высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией
рисунков, работа с деформированным текстом создают
основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами
работ, как изложение и сочинение.
В программе предусмотрены задания на развитие навыка
делового письма. Обучение осуществляется по двум
направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то
же время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения
своих мыслей в письменной форме (при составлении
автобиографии, заявления, расписки и др.). В учебном плане
на изучение данной дисциплины предусмотрено:
в 9 классе – 3 часа в неделю.
Программа по чтению так же, как и программа по
русскому языку (грамматике и правописанию), построена на

коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся
учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно
и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в
произведении; называть главных и второстепенных героев,
давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки; устанавливать несложные причинно-следственные
связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От
класса к классу предъявляются все более высокие требования
к способу чтения: от чтения целым словом к чтению
словосочетанием и коротким предложением. Меняются и
формы организации чтения: наряду с коллективной работой
над выразительностью чтения школьников обучают приемам,
способствующим
выделению
фразового
ударения,
установлению
семантических
пауз,
интонационной
окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается
чтение вслух, так как (как показывают исследования)
значительно
хуже
понимают
содержание
текста,
прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух
непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому
программа ориентирует учителя на формирование у учащихся
чтения про себя, последовательно увеличивая объем
читаемого текста и самостоятельность чтения.
В 9 классе продолжается работа по объяснительному
чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в
программе 5-6 классов используется тематический принцип
подбора
литературного
материала.
Рекомендуемые
произведения становятся более объемными, тематически и
жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для
расширения социального опыта учащихся.
Рекомендации программы по содержанию данного этапа
обучения обусловливаются монографическим принципом. В
связи с этим предлагается примерный список авторов,
творчество
которых
изучается
в
хронологической
последовательности. Следуя основным положениям уроков
литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с
биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе
практической деятельности. Среди них жанры народного
творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка,
потешка, загадка); виды сказок (волшебные, социальнобытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки
(присказка,
зачин,
троекратные
повторы);
жанры
художественных произведений (рассказ, повесть, басня,
стихотворение, поэма).
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с
постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся
в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится
чтение статей периодической печати.
В учебном плане на изучение данной дисциплины
предусмотрено:
в 9 классе – 4 часа в неделю.

Математика

9

История Отечества

9

Программа
по
математике
носит
предметнопрактическую направленность, тесно связанную с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и
другими учебными предметами.
В рабочую программу каждого класса включены темы,
являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение
вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который
зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного
класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из
числа уроков математики выделяется в 5-9 классах 3-5 уроков
в четверти на изучение геометрического материала.
В
программе
предусмотрены
рекомендации
по
дифференциации учебных требований к разным категориям
детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и
умений по математике, который, как показывает опыт,
доступен большинству школьников.
Примерные основные требования к знаниям и умениям
обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения.
Программа направлена на всестороннее развитие
личности обучающихся, способствуют их умственному
развитию, особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся специфических нарушений.
Цель курса: сформировать у обучающихся способность
изучать
разнообразный
исторический
материал
и
использовать его в своей деятельности.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные
исторические события отечественной истории, жизнь, быт
людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее
яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего
данный период истории. Такой подход к периодизации
событий
способствует
лучшему
запоминанию
их
последовательности.
Последовательное изучение исторических событий
обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и
ускоряет формирование знаний. При этом используется
уровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического
развития,
типологических
и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Весь исторический материал представлен отечественной
историей. На уроках используется информативный,
фактический и иллюстративно-текстуальный материал.
Фактический исторический материал, изучаемый в 7, 8, 9
классах, охватывает период с древнейших времен до начала
XXI века. Учебный материал помогает обучающимся
представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом,
культурные достижения, процесс развития государства и
борьбу народа за свою независимость, обладает большим
воспитательным потенциалом.
Применение
многообразных
наглядных
средств
формирует умение представлять себе, как жили люди в
определенную историческую эпоху, каков был быт
представителей разных классов. Создание точных зрительных
образов
–
важный
элемент
обучения
истории,

География

9

Домоводство

9

Трудовое обучение
(столярноплотницкое дело)

9

предупреждающий
опасность
уподобления
сходных
исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в
другую.
При изучении истории ведется специальная работа по
использованию хронологии. Этому помогают игры,
викторины с использованием исторических дат.
Основной целью рабочей программы является создание
условий для расширения кругозора учащихся и коррекции
недостатков их интеллектуального развития при изучении
географии.
Программа
предполагает
ведение
наблюдений,
организацию практических работ, проведение экскурсий.
Предмет включает следующие разделы: «Начальный курс
физической географии», «География России», «География
материков и океанов», «Наш край».
По этим разделам предусматривается изучение
элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве
своего края, России и зарубежных стран, особенностях
взаимодействия человека и природы; знакомство с культурой
и бытом разных народов, с правилами поведения в природе.
Учебный предмет «Домоводство» имеет своей целью
практическую
подготовку обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности
в
ближайшем
и
более
отдаленном
социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный
предмет,
состоят
в
следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе
ознакомления
с
различными
сторонами
повседневной
жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и
трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего
хозяйства
и
формирование
необходимых
умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных
учреждений
социальной
направленности;
формирование
умений
пользоваться
услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка
навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных
качеств
и свойств личности.
Цель программы – профориентация учащихся с
интеллектуальными нарушениями, подготовка к поступлению
в колледжи соответствующего типа и профиля. Срок
обучения – 5 лет. По окончании 9 класса проводится итоговая

Трудовое обучение
(сельскохозяйственный труд)

9

Физическая
культура

9

аттестация учащихся в форме экзамена, включающего
теоретическую и практическую часть.
Программа включает теоретические и практические
занятия. Предусматриваются практические и контрольные
работы, а также различные развивающие упражнения.
В процессе обучения столярно-плотницкому делу
учащиеся знакомятся с разметкой деталей, основными
технологическими операциями: пилением, строганием, сверлением
древесины,
приобретают
навыки
владения
столярными
инструментами
и
приспособлениями.
Обучающиеся учатся работать на сверлильном и токарном
станках, применять отделочные материалы, овладевают
навыками
выполнения трудовых операций. Большое
внимание уделяется технике безопасности и эстетическому
воспитанию.
Для успешного обучения по данной программе в
учреждении имеются хорошо оснащенная столярная
мастерская, разнообразные образцы-эталоны столярных
изделий.
Завершающим этапом обучения является итоговая
аттестация в 9 классе в форме экзамена.
Обучение
направлено на
разностороннее развитие
личности учащихся, носит элементарно-практический
характер,
способствует их умственному развитию
и
социальной адаптации.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся
школы
должны
овладеть
определённой
системой
первоначальных знаний и практических умений по общему
земледелию и важнейшим отраслям растениеводства.
Школьники познакомятся с составом почвы её обработкой и
внесением удобрений; узнают о способах предпосевной
подготовки и посева семян. На учебно–опытном участке;
учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за
овощными культурами: выращивают рассаду; отбирают и
высаживают семенные растения для получения урожая семян.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся
приобретают на уроках математики, природоведения,
биологии, истории, домоводства, также носит предметнопрактическую направленность, тесно связана с жизнью,
профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
Содержание программного материала определяется
исходя из особенностей психофизических нарушений
обучающихся в классе.
В программе старших классов предусмотрены задания на
развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота,
ловкость,
выносливость,
гибкость,
вестибулярная
устойчивость (ориентировка в пространстве и во времени).
В программу включены следующие разделы: гимнастика;
акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка,
подвижные и спортивные игры.
При проведении занятий обучающиеся делятся на группы с
учетом двигательных и интеллектуальных возможностей.
Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале
или на свежем воздухе при соблюдении санитарногигиенических требований.

Этика

9

Цель:
обучение
определенным
нравственным
знаниям, нормам, навыкам длякомпетентной личности
обучающегося,
воспитанника
в
социально-трудовой
деятельности в соответствии с его индивидуальными
психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
-ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть,
трудолюбие;
-ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового
режима, культурного поведения;
-побуждение
воспитанников
к
самопознанию
и
самовоспитанию, формирование мотивов самопознания и
самовоспитания;
-формирование правильного, адекватного отношения к себе,
самооценки;
-формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;
-формирование моделей поведения при вступлении в
различные социально-общественные отношения (семейные,
социальные, трудовые).
Школьный компонент

Психологический
практикум

9

Основы
безопасности
жизнедеятельности

9

Цель – создание условий для социально-психологической
адаптации обучающихся.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1. Формирование у обучающихся самосознания,
представлений о
себе как личности.
3. Формирование у обучающихся адекватного восприятия
окружающей
действительности.
4. Развитие у учащихся эффективных копинг-стратегий.
5. Формирование у обучающихся адекватной самооценки.
6.
Снижение
у
учащихся
уровня
агрессивности.
7. Формирование у обучающихся коммуникативной культуры.
8.
Обогащение
словарного
запаса
учащихся.
9. Повышение у обучающихся уровня межличностного
общения.
10. Воспитание у учащихся ценностного отношения к
человеку
как
личности.
Безопасность жизнедеятельности человека является
одной из актуальных проблем современного общества.
Следовательно, возрастает роль и ответственность системы
образования за подготовку обучающихся по вопросам в
области безопасности жизнедеятельности.
«Основы безопасности жизнедеятельности» – это
система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности
жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях.
Реализует следующие актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,

Кружок
«Адаптивная
физическая
культура»

9

техногенного и социального характера;
- формирование здорового образа жизни.
Таким образом, «ОБЖ» способствует социальной
адаптации обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и дальнейшей интеграции
их в общество.
Формирование понимания и потребности в здоровом образе
жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию
своего здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».