РП русский 3 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Обучение русскому языку в I - IV и дополнительном классах предусматривает
включение в учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению
грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и
развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано
решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание); формирование первоначальных "дограмматических" понятий и
развитие

коммуникативно-речевых

навыков;

овладение

различными

доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных

задач;

коррекция

недостатков

речевой

и

мыслительной деятельности; формирование основ навыка полноценного чтения
художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации; формирование положительных
нравственных качеств и свойств личности.
2. Содержание учебного предмета Русский язык:
2.1. Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового
внимания,

фонематического

Совершенствование

слуха.

произносительной

Элементарный
стороны

звуковой

речи.

анализ.

Формирование

первоначальных языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог"
(без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия
звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие
зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.

Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение
гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных
словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов,
относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря.
Составление нераспространенных и простых распространенных предложений
(из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой
сюжетной картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального
общения.

Формирование

элементарных

коммуникативных

навыков

диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному
опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за
окружающей действительностью.
2.2. Раздел "Обучение грамоте":
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое
произнесение.

Определение

места

звука

в

слове.

Определение

последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух
слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном
произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной
гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных
слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале
или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения
на материале предложений и небольших текстов (после предварительной

отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок,
чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения
руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и
классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы
или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов
и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое

усвоение

некоторых

грамматических

умений

и

орфографических правил: обозначение на письме границ предложения,
раздельное написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий
людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных
после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения
(после

проведения

подготовительной

работы),

ответов

на

вопросы

педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы
педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные
наблюдения, практические действия.
2.3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи".

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и
согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости.
Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю,
я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и
предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение
круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы,
растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Словадрузья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его
названия. Название действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что
делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со словамипредметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам

"какой?"

"какая?"

"какое?"

"какие?".

Названия

признаков,

обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со
словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположения
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия
городов, сел, улиц, площадей).

Правописание.

Правописание

сочетаний,

шипящих

с

гласными.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть
родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение.

Смысловая

законченность

предложения.

Признаки

предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные
и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на
сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным
словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или
вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из
нескольких предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с
деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов
после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по
объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным словам
и иллюстрации.
2.4. Раздел "Чтение и развитие речи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка,
былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей
о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных
праздниках,

о

нравственных

и

этических

нормах

поведения.

Статьи

занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе,
об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз
на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством педагогического работника. Составление
картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
2.5. Раздел "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.

Слушание

небольших

литературных

произведений

в

изложении

педагогического работника и с аудио носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование
силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и
жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам,

в

семье.

Именные,

бытовые,

ласковые

обращения.

Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление
в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите,
пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся",
"Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?", "Это...", "Познакомься, пожалуйста,
это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!",
"Рад познакомиться!".

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной
ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо",
"Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в
зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?",
"Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...",
"Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу
подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как
хорошо ты...", "Как красиво!".

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону:
"Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно попросить
(позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста",
"Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне", "Можно я...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень
приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя
(Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю)".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я
нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);

"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью,
поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые
ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в
гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7)

Составление

устного

текста

(диалогического

или

несложного

монологического) по теме ситуации.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Русский язык:
1. Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердостимягкости;

деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов
с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
2. Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
списывание

рукописного

и

печатного

текста

целыми

словами

с

орфографическим проговариванием;
запись

под

диктовку

текста,

включающего

слова

с

изученными

орфограммами (30 - 35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания
в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Учебник:
3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1, 2 Я.В. Коршунова /– М.:
Просвещение, 2018. – 112 с.
Рабочая тетрадь: 3 класс в 2 частях. А.К Аксенова, Н.Г. Галунчикова Э.В.
Якубовская,
Методические пособия:
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации 1– 4 класс:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы /Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2018. – 177с.

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
6.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ

«Об образовании в Свердловской области».

8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования

обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ №
1494 от 28.08.2023 года.

Устав государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

общеобразовательные

адаптированные

программы»,

утвержденный

основные
приказом

Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
11.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская

школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от
28.08.2023 года.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Классное наборное полотно букв, слогов. Словарные слова. Коррекционные
карточки. Рабочие тетради. Предметные картинки.
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Русский язык
3 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна

Количество
учебных часов:
1.Обучающеразвивающих
2.Контрольных

Всего – 96 ч.

В неделю – 3 ч.
92 ч.
4 ч.

Темы

Часы Даты

1 четверть (24 ч)
Часть 1 Повторение
1.Предложение.
Выделение его из текста.

7ч
1

05.09.

Словарь

Учебник
(упражнения
на выбор)

Рабочие
тетради
(задания
выбор)

Методические
Характеристика
основных
рекомендации
видов деятельности учащихся
на (методическое
обеспечение
и
содержание других
видов
работ
на
уроках)

с. 3–5

Часть 1, с. 4, №
1; с. 6, № 6

Определять количество
предложений в тексте,
опираясь на визуально
значимые атрибуты: большая
буква в первом слове и точка в
конце предложения (2–3
коротких предложения).
Выделять из текста

2. Предложение и его схема.

1

06.09.

3. Предложения-вопросы и
предложения-ответы.
4. Завершение начатого
предложения.

1

08.09.

1

12.09.

5. Различение набора слов и
предложения.

1

13.09.

с. 12–13

6.Порядок
слов
предложении.
7.Предложение.
Закрепление знаний.

1

15.09.

с. 14–15

1

19.09.

с. 16–17

20.09.

с. 18–19

в

Звуки и буквы
30 ч
8. Знакомство с алфавитом.
1

овощи

с. 6–7

Часть 1, с. 5, №
4; с. 7, № 7

с. 8–9
огород

с. 10–11

Часть 1, с. 4, №
2; с. 5–6, № 3, 5

Часть 1, с. 5, №
4
Часть 1, с. 7, №
8

Часть 1, с. 9, № Дидактические
1, 2
игры, с. 30, 31

предложение на заданную тему
(о берёзе, о щенке).
Уверенно «читать» схему
предложения; соотносить
схему с предложением.
Различать предложениявопросы и предложенияответы. Соблюдать правильные
интонации при повторном их
прочтении.
Различать предложение и
набор слов, опираясь на
наглядность (набор
предметных картинок и
сюжетная картинка,
составленная из данных
предметов). Овладевать
умением составлять
предложение, пользуясь
набором предметных картинок
(девочка, парта, ученик).
Уметь исправлять нарушенный
порядок слов в предложении
(слова даны в нужной форме и
записаны на отдельных
карточках)
Познакомиться с
орфографическим словарём;
научиться находить в нём

9.Звуки
гласные
согласные.

и

1

22.09.

с. 20–21

10. Ударение в словах.

1

26.09.

с. 22–23

11-12. Гласные ударные и
безударные.
Выделение
ударного гласного в слове.

2

27.09.
29.09.

с. 24–25

Часть 1, с. 18– Дидактическая игра,
19, № 1–3
с. 31–32

13-14. Гласные ударные и
безударные.
Выделение
ударного гласного в слове.

2

03.10.
04.10.

с. 26–27

Часть 1, с. 20,
№ 4, 5

15-16. Деление слов на
слоги.

2

06.10.
10.10

с. 28–29

Часть 1, с. 21, Дидактическая игра№ 1, 2; с. 22, № сказка, с. 32–33;
3, 4
выборочный
диктант, с. 33–34

17-18. Гласные е, ё, ю, я в
начале слова или слога.

2

11.10.
13.10.

с. 30–31

Часть 1, с. 15, Дидактическая игра№ 3, 4
сказка, с. 34–35

яблоко

Часть 1, с. 10–
11, № 1–6

нужную букву, ориентируясь
на её место в алфавите (в
начале, в середине, ближе к
концу, между какими буквами
находится).
Различать на слух гласные и
согласные звуки, уметь их
перечислить.
Слышать и выделять голосом
ударный звук в словах (слова,
состоящие из 2–3 слогов);
ставить знак ударения над
ударной гласной.
Сравнивать предъявляемый
учителем правильный и
неправильный по силе голоса
рисунок звукового состава
слова.
Выбирать из двух один
правильный вариант и называть
ударный гласный (сапоги –
сапоги).
Уметь делить слова на слоги,
ориентируясь на гласные
буквы. Переносить слова по
слогам с одной строки на
другую, соблюдая правила
переноса.
Различать на слух твёрдые и
мягкие согласные в словах и

Данный на с. 35
контрольный
диктант
можно
провести
как
зрительный
предупредительный
19.Закрепление изученного
в первой четверти.

1

17.10.

20. Контрольная работа.

1

18.10.

21. Работа над ошибками.

1

20.10.

22-23. Перенос части слова
при письме.

2

24.10.
25.10

с. 34–35

24. Твёрдые и мягкие
согласные. Различение их
перед гласными.
2 четверть (24 ч)

1

27.10

с. 36–37

25. Обозначение мягких
согласных
на
письме
буквами и, е, ё, ю, я.

1

07.11

с. 38–39

26. Обозначение мягких
согласных
на
письме
буквами и, е, ё, ю, я.

1

08.11

с. 40–41

правильно обозначать их
соответствующими гласными
буквами. Уметь составлять
пары из слогов (ма – мя).
Приводить примеры пар слов
на каждый случай
дифференциации. Работа с
учебником. Тренировочные
упражнения. Подготовка к
контрольной работе.

Различать на слух твёрдые и
мягкие согласные в словах и
Часть 1, с. 24–
правильно обозначать их
25, № 1–4
соответствующими гласными
буквами. Уметь составлять
Часть 1, с. 27, Дидактическая игра, пары из слогов (ма – мя).
№ 1, 2; с. 28, № с. 35–36
Приводить примеры пар слов
4
на каждый случай
дифференциации.
Часть 1, с. 29, Слуховой
№7
предупредительный
диктант,
с.
36;
Приложение 1, с. 74–
75
Часть 1, с. 28, Данный на с. 37
№ 5; с. 29, № 6 контрольный
диктант
можно

27. Буква мягкий знак (ь) на
конце слова.
28-29. Буква мягкий знак в
середине слова.

1

10.11.

с. 42–43

2

14.11.
15.11.

с. 44–45

30. Различение твёрдых и
мягких согласных.
31. Различение твёрдых и
мягких согласных.
32. Словарный диктант.
33. Работа над ошибками.

1

17.11.

1

21.11.

1
1

22.11.
24.11.

34. Написание жи – ши в
словах.

1

28.11.

мебель

с. 46–47
с. 48–49

с. 50–51

Часть 1, с. 30,
№ 1; с. 53, № 10
Часть 1, с. 31,
№ 2–4; с. 32, №
5–7

провести
как
выборочный
Дидактическая игра,
с. 37–38
Зрительный
предупредительный
диктант, с. 38–39

Различать на слух и чётко
произносить твёрдые и мягкие
согласные. Наблюдать за
правописанием слов с мягким
знаком на конце и в середине
слова. Учиться доказывать
правильность постановки
мягкого знака в слове по
данному образцу. Приводить
два-три примера с мягким
знаком на конце и в середине
слова.
Часть 1, с. 33,
Различать на слух и чётко
№ 8, 9
произносить твёрдые и мягкие
Приложение 1, с. 76– согласные.
77
с. 39
Часть 1, с. 34, Слуховой
Выучить сочетания букв жи –
№ 1, 2; с. 35, № предупредительный ши, находить их в словах и
4
диктант, с. 40–41
делать вывод о правильности
написания данных сочетаний в
словах. Коллективно составить
словарик из слов с данными
сочетаниями.

35. Написание ча – ща в
словах.

1

29.11.

с. 52–53

36. Написание чу – щу в
словах.

1

01.12.

с. 54–55

37. Написание жи – ши, ча
– ща, чу – щу.

1

05.12..

38. Парные звонкие и
глухие согласные.
39. Различение б – п, в – ф.
40. Различение д – т, г – к.

1

06.12

с. 58–59

1
1

08.12.
12.12.

с. 60–61
с. 62–63

41. Различение ж – ш, з – с.
42. Повторение
изученного во второй
четверти.
43. Контрольная работа.
44.Работа над ошибками.

1
1

13.12..
15.12.

1
1

19.12.
20.12.

товарищ

дневник

с. 56–57

с. 64–65

Часть 1, с. 35, Слуховой
Выучить сочетания букв ча –
№5
предупредительный ща, находить их в словах и
диктант, с. 40–41
делать вывод о правильности
написания данных сочетаний в
словах. Коллективно составить
словарик из слов с данными
сочетаниями.
Часть 1, с. 36, Слуховой
Выучить сочетания букв чу –
№ 6; с. 37, № 8 предупредительный щу, находить их в словах и
диктант, с. 40–41
делать вывод о правильности
написания данных сочетаний в
словах. Коллективно составить
словарик из слов с данными
сочетаниями.
Часть 1, с. 36, Дидактическая игра№ 7; с. 38, № сказка, с. 39–40;
10;
Приложение 1, с. 78
с. 53, № 12
Часть 1, с. 40,
Различать звонкие и глухие
№ 1, 2
согласные. Коллективно
составить пары из данных
согласных. Подобрать слова к
Часть 1, с. 43
каждой паре согласных.
(дневник)

45-46.Наблюдение за
звонкими и глухими
согласными на конце слова

2

22.12.
26.12.

сапоги

с. 66–67

47. Проверка написания
звонких и глухих согласных
на конце слова.
48. Проверка написания
звонких и глухих согласных
на конце слова.

1

27.12.

с. 70–71

1

29.12.

с. 72–73

1

16.01.

праздник с. 74–75

Понаблюдать за парными
согласными на конце слов;
сравнить, как они произносятся
и как пишутся; под
руководством учителя сделать
вывод о необходимости
сомневаться в написании слов с
парными согласными на конце.
Учиться доказывать
правильность написания
парных согласных на конце
слова по данному образцу
Часть 1, с. 44, Дидактическая игра, Тренировочные упражнения на
№3
с. 42
парные согласные на конце
слов; сравнить, как они
произносятся и как пишутся;
Часть 1, с. 45, Выборочный
№ 4, 5
диктант, с. 42–43; под руководством учителя
Приложение 1, с. 79 сделать вывод о необходимости
сомневаться в написании слов с
парными согласными на конце.
Учиться доказывать
правильность написания
парных согласных на конце
слова по данному образцу

3 четверть ( 28 ч)
49. Правила правописания в
словах.
Закрепление
знаний.

Часть 1, с. 47,
№ 8; с. 47
(праздник)

Тренировочные упражнения на
правописание слов.

50-51.Правила
2
правописания в словах.
Закрепление знаний.
часть 2
Слово
31 ч
52. Названия предметов. 1
Различение их по вопросам
кто? что?
53. Обобщающее название 1
для группы однородных
предметов.

17.01.
19.01.

с. 76–77

Часть 1, с. 48, Приложение 1, с. 74–
№ 9, 10
79, 83

23.01.

с. 4–5

Часть 2, с. 9, № Дидактическая игра- Различать названия предметов
1; с. 14, № 11 сказка, с. 44–45
по вопросам кто? что?

с. 6–7

Часть 2, с.19
(одежда)

54.Выделение
названий
предмета из предложения.
55-56. Выделение названий
предмета из предложения.

1

26.01.

с. 8–9

Часть 2, с. 11,
№5

2

30.01
31.01.

57.Большая буква в именах,
фамилиях, отчествах людей
и кличках животных.

1

02.02.

24.01.

одежда

вчера
сегодня

с. 10–11

с. 12–13

Выборочный
диктант, с. 45

Часть 2, с. 15,
№ 1, 2; с. 38, №
6

Коллективно подбирать ряд
названий однородных
предметов, называть их одним
словом (обобщающим) и
ставить к данному слову
вопрос.
Отрабатывать умение выделять
названия предметов из
предложения независимо от
формы слова, опираясь на
предметные картинки
(подставь предметные
картинки к словам, где это
можно сделать).
Отрабатывать умение
правильно записывать имена,
фамилии и отчества людей,
клички животных в
предложениях,
воспринимаемых на слух.

58. Названия действий.
Различение их по вопросам
что делает? что делают?
59. Различение названий
действий по вопросам что
делал? что делала? что
сделал? что сделала?
60. Различение названий
действий по вопросам что
делал? что делала? что
делали? что сделал? что
сделала? что сделали?
61. Различение названий
действий по вопросам что
делал? что делала? что
делали? что сделал? что
сделала? что сделали?
62. Различение названий
действий по вопросам что
сделает? что сделают?
63-64. Постановка
вопросов к названиям
действий.
65.Подбор
названий
действий
к
названиям
предметов по вопросам.
66. Определение признака
предмета по вопросам
какой? какая? какое?
какие?

1

06.02.

с. 14–15

1

07.02.

с. 16–17

1

09.02.

с. 18–19

1

13.02.

с. 20–21

1

14.02.

2

учитель
класс

Часть 2, с. 18, Дидактическая игра, Различать названия действий
№ 2, 3
с. 45–46
по вопросам что делает? что
делают? что делал? что
сделает? и др. Уметь ставить
Часть 2, с. 19,
вопросы к названиям действий
№ 4; с.21, № 10
и подбирать названия действий
к вопросам, выбирая один
Дидактическая игра, вариант из двух предложенных.
Находить в предложении
с. 45–46
названия действий и
подчёркивать их.

с. 22–23

Дидактическая игра,
с. 45–46

16.02.
20.02

с. 24–25

Выборочный
диктант,
с. 46–47

1

21.02.

с. 26–27

Часть 2, с. 20,
№7

1

27.02.

с. 28–29

Часть 2, с.22,
№ 1; с. 23, № 3

Различать названия признаков
по вопросам.

67. Различение предметов
по их признакам.
68. Постановка вопросов к
названиям
признаков
предмета.
69. Постановка вопросов к
названиям
признаков
предмета.
70. Повторение изученного
в третьей четверти.
71. Контрольная работа.
72. Работа над ошибками.
73.Выделение
названий
признаков предмета из
предложения.
74. Названия предметов,
действий
и
признаков
предмета.

1

28.02.

1

01.03.

1

05.03.

1

06.03.

1
1
1

75. Предлоги в, на, с, из, у.
76. Предлоги к, по со
словами.
4 четверть (21ч)
77. Предлог от со словами.
78. Предлоги над, под со
словами.

арбуз

с. 30–31
с. 32–33

дорога

Угадывать предмет по данным
признакам; учиться составлять
Часть 2, с. 24, Дидактическая игра, загадки о предмете, называя его
характерные признаки.
№5
с. 47–48

с. 34–35

Часть 2, с. 25,
№7

12.03.
13.03.
15.03.

с. 36–37

Часть 2, с. 22, Выборочный
№2
диктант

1

19.03.

с. 38–39

1
1

20.03.
22.03.

1
1

02.04.
03.04.

город

с. 40–41
с. 42–43

с. 44–45
с. 46–47

Находить
в
предложении
названия
признаков
и
подчёркивать их.
Часть 2, с. 26, Данный на с. 49 Учиться различать названия
№ 10
контрольный
предметов,
действий
и
диктант
можно признаков по вопросам.
провести
как
зрительный
предупредительный
Познакомиться с новыми
предлогами. Понаблюдать за их
написанием в разных
словосочетаниях и сделать
коллективный вывод о
предлоге как отдельном слове.
Часть 2, с. 28,
Отрабатывать умение выбирать
№5

79. Предлог о со словами.

1

05.04.

80-81. Предлоги к, по, от,
над, под, о со словами.

2

09.04.
10.04.

с. 50–51

12.04.

с. 52–53

1

16.04.

с. 54–55

2

17.04.
19.04

1

23.04.

1

24.04.

в

2

в

1

26.04.
03.05.
07.05.

Предложение
15 ч
82.Выделение предложения 1
из текста.

83.Предложение
законченное
незаконченное.
84-85.Предложение
законченное
незаконченное.
86.Распространение
предложений.
87.Распространение
предложений.
88-89.Слова
предложении.
90.Порядок
слов
предложении..

погода

с. 48–49

и

и

неделя
месяц

с. 56–57

с. 58–59
завтра

с. 60–61
с. 62–63
с. 64–65

Часть 2, с. 9
(погода)
Часть 2, с. 27, Дидактическая игра№ 1–3; с. 29, № сказка, с. 49–50;
6
слуховой
предупредительный
диктант, с. 50–51

или подбирать нужный предлог
для связи слов в
словосочетании или
предложении. Развивать
способность составлять разные
по смыслу предложения с
одним и тем же
словосочетанием

Закреплять умение выделять из
текста предложение на
заданную тему. Коллективно
составлять текст из данных
предложений, опираясь на
сюжетные картинки.
Различать предложение
законченное и незаконченное.
Развивать умение заканчивать
предложение по-разному,
Часть 1, с. 23,
опираясь на предметные
№ 6; Часть 2, с.
картинки.
13 (неделя)
Научиться сравнивать
предложение
нераспространённое и
распространённое (без
использования терминов).
Обсудить, какое предложение
Часть 2, с. 31, Дидактическая игра, из двух интересней, и доказать,
почему интересней.
№ 3, 4
с. 52–53

91.Повторение изученного
четвертой четверти.
92. Контрольная работа.
93. Работа над ошибками.
94.Составление
предложений.

1

08.05.

1
1
1

14.05.
15.05.
17.05.

с. 66–69

95.
Слово.
Правила
правописания в слове.

1

21.05.

с. 70–71

Повторение

2

96. Названия предметов и
признаков предмета.
97. Название действий
предмета.

1

22.05

с. 72–73

1

24.05.

с. 70–71

Отрабатывать умение
распространять предложения с
помощью предметных
картинок, вопросов и схем
Часть 2, с. 32, Дидактическая игра, предложений, используя приём
постепенного ступенчатого
№5
с. 51–52
распространения предложения
Часть 2, с. 35,
(под руководством учителя).
№ 10
Развивать способность
составлять разные
предложения об одном и том
же предмете, используя для
этого предложенные ряды
названий предметов, названий
действий и вопросов
Часть 1, с. 8, № с. 53
1; с. 12, № 8; с.
38, № 10; с. 39,
№ 11

Часть 1, с. 8, №
1; с. 12, № 8; с.
38, № 10; с. 39,
№ 11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».