РП речевая практика 3 класс на 2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка
Предмет "Речевая практика" в начальной образовательной организации
входит в структуру изучения предметной области "Язык и речевая практика".
Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой
коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи учебного предмета "Речевая практика":
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний, обучающихся;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
2. Содержание учебного предмета Речевая практика:
2.1. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных
устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.
Слушание

небольших

литературных

произведений

в

изложении

педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
2.2. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование
силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и
жестов в общении.

2.3. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
2.4. Организация речевого общения:
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания.
"Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся",
"Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься,
пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень
приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной
ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо",

"Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в
зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?",
"Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании:
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...",
"Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу
подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как
хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону:
"Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно попросить
(позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание

просьбы

с

помощью

мотивировки.

Формулы:

"Пожалуйста,...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...",
"Можно я...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень
приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя
(Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я
нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью
(в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино,
кафе);

"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые
ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в
гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление

устного

текста

(диалогического

или

несложного

монологического) по теме ситуации.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Речевая практика:
1. Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения педагогического работника;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы

на

вопросы

педагогического

работника

по

содержанию

прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
2. Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений, ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Учебник:

Комарова С. В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.
– М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь:
Комарова С. В. ГоловкинаТ.М. Речевая практика. 3 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированные

общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2020.
Дополнительная литература:
Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4 классы :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. – М. : Просвещение, 2016. – с. 208.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа

начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

образования

обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ №
1494 от 28.08.2023 года. Устав государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

общеобразовательные

адаптированные

программы»,

утвержденный

основные
приказом

Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
11.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023

года. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года.
Дидактический материал:
- раздаточный дидактический материал (игрушки)наборы предметных и
сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru

http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О учителя
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
1 четверть –16 часов
Номер
Тема
Количество
урока
часов
Снова в школу!

Речевая практика
3 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна
Всего – 64 ч

В неделю – 2 ч.
64 ч.
-

Дата

Основное содержание уроков и виды работ по теме
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Актуализация правил приветствия (конструирование диалогов, тренировочные
упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов).
Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации,
анализ плана, составление предложений и др.)
Начало памятки «Секреты вежливого общения»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

11

Мы собрались
поиграть.

В библиотеке.

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик;
тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с
использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование
диалога после обсуждения способов избегания конфликта)
Актуализация опыта учащихся в участии в играх с правилами (беседа на основе
личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами
по выбору учащихся)
Разучивание считалок.
Составление «копилки игр».
Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление
рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение»,
«Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план).
Продолжение памятки «Секреты вежливого общения»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта)
Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке
Конструирование возможных диалогов с библиотекарем.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Ролевая игра «В библиотеке»
Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке.
Продолжение памятки «Секреты вежливого общения»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

12

На приеме
врача.

у

«Лисичка
скалочкой».

со

2 четверть - 16 часов
Номер
Тема
урока
Сказки про Машу.

Введение в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта)
Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приеме у врача.
Конструирование возможных диалогов в регистратуре.
Конструирование возможных диалогов с врачом.
Ролевая игра «На приеме у врача»
Продолжение памятки «Секреты вежливого общения»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию)
Знакомство со сказкой (слушание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.)
Инсценирование сказки

Количество
часов

Основное содержание уроков и виды работ по теме
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного
вопроса.)
Актуализация сказки «Маша и Медведь» (слушание сказки в аудиозаписи с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки.
Актуализация сказки «Три медведя» (слушание сказки с аудиозаписи с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки.
Игра «Живые загадки».
Инсценирование сказки по выбору учащихся.

13

Отправляюсь
магазин.

в

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта)
Актуализация имеющихся знаний о покупках с супермаркета (работа с предметными
картинками: отдел – товар)
Конструирование возможных диалогов с продавцом.
Проигрывание диалогов с привлечением внимания необходимости громкого четкого
произнесения реплик при общении с продавцом.
Ролевая игра «В магазине»
Экскурсия в магазин.
Продолжение памятки «Секреты вежливого общения».
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Телефонный
разговор.

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)
Актуализация имеющихся знаний по теме
Составление «Правил общения по телефону»
Прослушивание в аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон».
Чтение фрагментов сказки по ролям.
Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия,
благодарности, прощания.
Ролевые игры «Телефонный разговор»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

Новогодние
поздравления.

Введение в тему (беседа с использованием личного опыта учащихся)
Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы.
Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.
Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник.

14

3 четверть - 18 часов
Номер
Тема
урока
Я – зритель .

Какая
погода?

сегодня

«Снегурочка»

Количество
часов

Основное содержание уроков и виды работ по теме
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме.
Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на
вопросы).
Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.
Составление «Правил вежливого зрителя»
Ролевая игра «Кинотеатр»
Продолжение «Памятки вежливого общения»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз
погоды, как ее нужно использовать при планировании своего времени.
Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения.
Ролевая игра «Прогноз погоды»
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1.
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение
проблемного вопроса).
2.
Знакомство со сказкой (прослушивание сказки в аудиозаписи с опорой на
иллюстрации).
3.
Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.)
5.
Инсценирование сказки.
6.
Конкурс «Мастер сказки сказывать».

15

Весенние
поздравления(Мес
то
уроков
по
данной теме в
последовательнос
ти
уроков
3
четверти
определяется
учителем
по
календарю, исходя
из необходимости
приблизить их к
календарным
датам 23 февраля
и 8 марта)
Готовим подарок к
празднику

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей
ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к
содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки.

19.03.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт)
Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля и 8 марта: выбор

22.03.

адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка, работа в
парах или минигруппах.
Конструирование

диалогов

вручения

подарка

и

ответной

реплики,

моделирование и проигрывание диалогов

16

4 четверть - 14 часов
Номер
Тема
урока
Веселый праздник

Количество
часов

Учимся понимать
животных

Поздравляем
Днем победы!

с

Основное содержание уроков и виды работ по теме
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Подготовка к ролевой игре «Прием гостей», в т.ч. обсуждение конкурсов и
развлечений для детского праздника.
Ролевая игра «Прием гостей»
Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых
слов.
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Подготовка учащимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка
выполнения).
Выполнение и представление творческих работ классу.
Составление правил ухода за домашними животными.
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы
на основе иллюстраций)
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.
Коллективного панно «Поздравляем с Днем Победы!»
Конструирование устных поздравлений с Днем Победы различным адресатам
(ветеранам, учителям, родным) Поздравление с праздником.
17

Узнай меня!

17.05.

Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса)

21.05.
24.05.

Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет»,
«Рассказ по кругу» и др.)
Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.
Подведение итогов работы с «Памяткой вежливого общения».
Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».