РП музыка 3 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение
опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный

процесс

основан

на

принципе

индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи

обучения

и

воспитания,

оптимистической

перспективы,

комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
2. Содержание учебного предмета Музыка

2.1. В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,
хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных
инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков
состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов
музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений:
2.2. Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры;

музыка

народная

и композиторская; детская, классическая,

современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных

представлений

о

многообразии

внутреннего

содержания

прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в)

развитие

умения

передавать

словами

внутреннее

содержание

музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная
мелодия);

д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка).
2.3. Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии,

короткие

музыкальные

фразы,

соответствовать

требованиям

организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного

вдоха,

соответствующего

характеру

и

темпу

песни;

формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении

песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание
при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при
усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование

устойчивого

навыка

естественного,

ненапряженного

звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии,
на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху
вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;

формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других
обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя
и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 си1, до1 - до2;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
2.4. В содержание программного материала уроков по изучению элементов
музыкальной грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая
- piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
2.5. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:

обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.

3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Музыка:
1. Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
2. Достаточный уровень:

самостоятельное

исполнение

разученных

детских

песен;

знание

динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение

выученных

песен

без

музыкального

сопровождения,

самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

образования

обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
2. Учебник:

Евтушенко И. В. Музыка. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. В.
Евтушенко. - М. : Просвещение, 2021. - 127 с.
Дополнительная литература:
Евтушенко И.В.Формирование основ музыкальной культуры умственно

отсталых школьников в системе специального образования. – М. 2017.

Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа
начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.

7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
10.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

образования

обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ №
1494 от 28.08.2023 года.
11.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат,
реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года
№ 20-Д.
12.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
13.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023
года. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Детские музыкальные инструменты; тексты песен, слайды, аудиозаписи.
Коррекционные

задания.

Демонстрационный,

дидактический

материал,

сюжетные картинки. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы
попевок. Комплекс логопедической разминки. Портреты композиторов.

Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые
пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Музыка
3 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
(1 четверть, 8часов)
№
Тема урока
п/п
1.

Всего – 33 ч.

В неделю – 1 ч.
33 ч.
–

Цель

Основные виды деятельности

Вводный урок Ознакомление
с Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое
содержанием
учебного описание последующей музыкальной деятельности. Выявление
предмета
«Музыка» предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений
второго класса
обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен,
выученных на предыдущих годах обучения.
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием:
балалайка.
Слушание музыки:
детские песни из популярных отечественных мультфильмов;
Калинка. Русская народная песня. Оркестр им. Н.Е. Осипова
(балалайка).

Кол-во
часов
1

Дата

07.09.

12

2-6

7,
8.

Музыкально-дидактические игры.
«Дружба
Знакомство
с Хоровое пение:
школьных
музыкальными
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма.
лет»
произведениями о школе и Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
дружбе
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка
В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В.
Шаинского, слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М.
Пляцковского.
Развитие умения выделять мелодию в песне и инструментальном
произведении.
Слушание музыки:
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием:
саксофон.
Слушание музыки:
Р. Паулс. Мелодия. Из кинофильма «Долгая дорога в дюнах»
(саксофон).
Инсценирование:
Музыкально-дидактические игры.
Обобщение
Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара
по
теме: сформированных
по теме
«Дружба
представлений на уроках Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
школьных
по теме
материала для слушания по теме
лет»
Музыкально-дидактические игры

6

14.09.
21.09.
28.09.
05.10
12.10.

2

19.10.
26.10

13

(2 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
9-14.

15.
16.

«Что
такое
Новый
год?»

Цель

Основные виды деятельности

Создание
праздничного, Хоровое пение:
радостного, предновогоднего Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С.
настроения
Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А.
Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г.
Бойко.
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой.
Развитие умения дифференцировать части музыкального
произведения.
Слушание музыки:
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в
Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино».
Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Облака. Из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Музыка В.
Шаинского, слова С. Козлова.
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
Музыкально-дидактические игры:
Игра на музыкальных инструментах
Обобще Закрепление
качеств, Хоровое пение: закрепление изученного песенного
ние по полученных на уроках по репертуара по теме
теме:
теме
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
«Что
материала для слушания по теме
такое
Музыкально-дидактические игры

Кол-во часов

Дата

6

09.11.
16.11
23.11
30.11.
07.12.
14.12

2

21.12.
28.12.

14

Новый
год?»
(3 четверть, 10 часов)
№
Тема
п/п
урока

Игра на музыкальных инструментах

Цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

17-21. «Будем в Формирование
армии
патриотических
чувств,
служить готовности к защите Родины
»

5

18.01.
25.01.
01.02
08.02.
15.02.

22-26. «Мамин
праздни
к»

5

22.02.
29.02.
07.03.
14.03.
21.03.

Хоровое пение:
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С.
Погореловского.
Бескозырка белая. Музыка народная, слова З. Александровой.
Формирование представлений о музыкальной форме
(одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная,
куплетная).
Слушание музыки:
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
Воспитание
заботливого Хоровое пение:
отношения мальчиков к Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т.
девочкам и мамам
Волгиной.
Белые кораблики. Из мультфильма «Площадь картонных
часов». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Формирование представлений о музыкальной форме
(одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная,
куплетная).
Слушание музыки:
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Ф. Шуберт. Аве Мария.
Музыкально-дидактические игры:
Игра на музыкальных инструментах

15

(4 четверть, 7 часов)
№
Тема
п/п
урока

Цель

27-30. «Пойте
Знакомство с музыкальными
вместе с произведениями,
нами»
посвященными дружбе и
взаимопомощи

31.
32.

Основные виды деятельности

Хоровое пение:
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В.
Шаинского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк».
Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Слушание музыки:
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды
утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего».
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Крылатые
качели.
Из
телефильма
«Приключения
Электроника». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием:
виолончель.
Слушание музыки:
П. Чайковский Ноктюрн для виолончели с оркестром до-диез
минор, соч. 19 № 4.
Инсценирование:
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Обобще Закрепление
знаний, Хоровое пение: закрепление изученного песенного
ние по сформированных на уроках репертуара по теме
теме:
по теме

Кол-во часов

Дата

4

04.04.
11.04.
18.04.
25.04.

2

02.05.
16.05.

16

«Пойте
вместе с
нами»

33.

Контрол
ьнообобща
ющий
урок

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания по теме
Инсценирование:
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Выявление
успешности Хоровое пение: повторение изученного песенного
овладения
обучающимися репертуара за учебный год
ранее изученным материалом Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания за учебный год
Инсценирование:
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

1

23.05.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».