ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа образования обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа - интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»- это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа по домоводству учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации интеграции в жизнь. Цель обучения: создание условий для формирования навыков практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Цель обучения реализуется через следующие составляющие качества образования (предметно–информационную, коммуникативно– деятельностную, ценностно −ориентационную). 1.Предметно – информационная: - формирование знаний о правилах личной гигиены и их значении для здоровья и жизни человека; .- формирование знаний о гигиене тела; - формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростком; - формирование общих представлений о доме; - формирование умений ухода за жилищем; - формирование знаний о видах одежды и ухода за ней; -расширение, уточнение и активизация словарного запаса, знаний и понятий об окружающем мире; - актуализация знаний о предприятиях бытового обслуживания; - формирование знаний об организации питания семьи; - формирование знаний экономики домашнего хозяйства. Деятельностно-коммуникативная: -развитие словесно−логического мышления (умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать); - развитие коммуникативно - деятельностных качеств; - формирование умений и навыков общения с людьми разного пола и возраста, со сверстниками; - формирование навыка связной устной речи; - коррекция высших психических функций. Ценностно −ориентационная: - формирование эмоциональной отзывчивости; - воспитание нравственно- эстетических, этических качеств личности; - развитие способности осознавать свое место, роль и предназначение в жизни; - воспитание у учащихся гуманного отношения к человеку как ценности; Согласно учебному плану 2023 - 2024 учебного года на изучение чтения отводится следующее количество часов: Период Количество часов 9 класс Неделя 2 I четверть 16 II четверть 16 III четверть 20 IV четверть 14 Год 66 Продолжительность занятия 40 минут. балльную) систему прохождения материала. Курс имеет оценочную (5- Рабочая программа составлена на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утвержденная приказом директора от 28.08.2023 №1494. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 9 класса под редакцией В. В. Воронковой. Содержательный минимум образования -Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. -Особенности соблюдения личной гигиены подростком. -Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека -Жилище. Общее представление о доме. -Одежда и обувь. -Предприятия бытового обслуживания. -Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. -Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. -Трудоустройство. Планируемые результаты изучения учебного предмета Базовые учебные действия Базовые учебные действия в старших классах составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося, как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные учебные действия: - осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; - активно включаться в общественно-полезную деятельность; - соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - дифференцированно высказываний участников; в использовать коммуникативных разные ситуациях с виды учетом речевых специфики - использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. Регулятивные учебные действия: -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, коррекция своей деятельности в соответствии с ней. -коррегировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. Познавательные учебные действия: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; - использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 5) овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире; 6) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; 8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 9) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 11) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 13) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: Минимальный уровень Достаточный уровень -представления о разных группах -знание способов хранения и продуктов питания; знание отдельных переработки продуктов питания; видов продуктов питания, - составление ежедневного меню из относящихся к различным группам; предложенных продуктов питания; понимание их значения для здорового - самостоятельное приготовление образа жизни человека; несложных знакомых блюд; - приготовление несложных видов - самостоятельное совершение блюд под руководством учителя; покупок товаров ежедневного представления о санитарно- назначения; гигиенических требованиях к - соблюдение правил личной гигиены процессу приготовления пищи; по уходу за полостью рта, волосами, соблюдение требований техники кожей рук и так далее; безопасности при приготовлении - соблюдение правила поведения в пищи; доме и общественных местах; - знание отдельных видов одежды и представления о морально-этических обуви, некоторых правил ухода за нормах поведения; ними; соблюдение усвоенных правил - некоторые навыки ведения в повседневной жизни; домашнего хозяйства (уборка дома, - знание правил личной гигиены и их стирка белья, мытье посуды и тому выполнение под руководством подобное); взрослого; - навыки обращения в различные - знание названий предприятий медицинские учреждения (под бытового обслуживания и их руководством взрослого); назначения; решение типовых - пользование различными средствами практических задач под руководством связи для решения практических педагога посредством обращения в житейских задач; предприятия бытового обслуживания; - знание основных статей семейного знание названий торговых бюджета; коллективный расчет организаций, их видов и назначения; расходов и доходов семейного - совершение покупок различных бюджета; товаров под руководством взрослого; - составление различных видов - первоначальные представ-ления о деловых бумаг под руководством статьях семейного бюджета; учителя с целью обращения в - представления о различных видах различные организации социального средств связи; - знание и соблюдение правил назначения. поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); - знание названий организаций социальной направленности и их назначения. Характеристика дифференциаций групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В. Согласно этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся 1 группы понимают материал, могут самостоятельно или с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, допускают единичные ошибки, которые сами исправляют. Учащиеся 2 группы понимают материал, но допускают неточности в подтверждении правил примерами и исправляют их с помощью учителя, при работе с текстом или разборе предложения допускают 1-2 ошибки, которые исправляют при помощи учителя. Учащиеся 3 группы понимают только основные положения данной темы, излагают материал недостаточно полно и последовательно, допускают ряд ошибок в речи. Учащиеся 4 группы допускают ошибки в речи, затрудняются самостоятельно подтвердить правила примерами и делают это с помощью учителя, нуждаются в постоянной помощи учителя. На уроках учитывается неоднородность состава класса и осуществляется индивидуальный подход. Программное и учебно - методическое обеспечение Программа: 1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утвержденная приказом директора от 28.08.2023 №1494. 2. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой. Учебная литература: 1.Аксенова А.К. «Чтение 9 класс».- М.: Просвещение, 2019.- С.270. Нормативно−правовые документы: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273−ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 7.Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8.Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 10. Учебный план для обучающихся 9 классоа с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. 11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённый приказом директора от 28.08.2023 г. № 1495. 12.Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Календарно – тематическое планирование Предмет Домоводство класс 9 класс (II группа) Ф.И.О.учителя Коптеева Елена Александровна Количество учебных часов: Всего- 66 ч. В неделю – 2 ч. 1.Обучающе-развивающих 62ч. 2.Контрольных 4ч. 3.Практических работ Согласно структуре урока № п/п Раздел, тема Кол во часов Дата Виды деятельности Формы деятельности 1 - 16 I четверть. 16 04.09 – 27.10 1–4 Личная гигиена. 4 06.09 – 13.09 1. Вводное занятие. 1 06.09 Беседа (диалог), знакомство Совместное обсуждение с классом. работы на учебный год. 2. Правила личной гигиены. 1 06.09 Беседа, работа по карточкам, по плакату. Фронтальная, индивидуальная. Примечание 3. 4. 5 -12 Вред курения и алкоголя. Бюджет семьи. 2 13.09. 6 20.09 – 04.10 Устный опрос, беседа. Фронтальная, индивидуальная. 5. Расходы на культурные потребности. 1 20.09. Устный опрос, беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 6. Основные статьи расходов. 1 20.09. Беседа, раздаточный материал, работа с плакатом. Фронтальная, индивидуальная. 7. Экономия в домашнем хозяйстве. 1 27.09. Беседа, раздаточный материал. Фронтальная, индивидуальная. 8. Сбережения, виды вкладов. 1 27.09. Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 9. Кредит, оформление кредита. 1 04.10. Беседа, практическая работа, работа по плакату, устный опрос. Фронтальная, индивидуальная. 10. Государственное страхование. 1 04.10. Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. Одежда и обувь. 6 11.10 – 21.10 11. Мода, стиль в одежде. 1 11.10 Беседа, тестирование. Фронтальная, индивидуальная. 12. Выбор одежды и обуви при покупке. 1 11.10 Беседа, устный опрос. Фронтальная, индивидуальная. 11 – 16 13. Подготовка к контрольной работе. 1 18.10 Обобщение знаний по теме бюджет семьи. Фронтальная, индивидуальная. 14. Контрольная работа за I четверть. 1 18.10 Беседа, тестирование. Индивидуальная. 15. Варианты обновления одежды. 1 25.10 Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 16. Выведение пятен с одежды в домашних условиях. 1 25.10 Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 17 - 32 IIчетверть. 16 07.11 – 29.12 17 - 32 Питание. 16 08.11 – 13.01 17. 18. Санитарногигиенические требования к приготовлению пищи. 2 08.11. Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 19. 20. Рецепт блюда для детей ясельного возраста, приготовление. 2 15.11. Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 21. Меню, сервировка праздничного стола Рецепты приготовления национальных блюд. 1 22.11. Беседа, работа по карточкам, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 1 22.11. 22. 23. Приготовление пельменей. 1 29.11. Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 24. Отваривание пельменей 1 29.11. Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 25. 26. Приготовление вегетарианского борща. 2 06.12 Беседа, практическая работа Фронтальная, индивидуальная 27. Повторение по разделу питание. Подготовка к контрольной работе. 1 13.12. Обобщение знаний и умений по теме питание. Фронтальная, индивидуальная. 28. Контрольная работа. 1 13.12. Устный опрос, тестирование. Индивидуальная. 29. 30. Выпечка пирожков из теста. 2 20.12. Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 31. 32. Повторение изученного материала за четверть. 2 27.12. Обобщение знаний. Фронтальная, индивидуальная. 33 - 50 IIIчетверть. 20 15.01-22.03 33. 34. Рецепты приготовления диетических блюд. 2 17.01 Беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 35 - 38 Семья, культура поведения. 4 24.01 – 31.01 35. Закон Российской 1 24.01 Беседа, работа по Фронтальная, Федерации о браке и семье. карточкам. индивидуальная. Фронтальная, индивидуальная. 36. Распределение хозяйственно – бытовых обязанностей в семье. 1 24.01 Беседа, практическое занятие. 37. Организация семейного досуга. 1 31.01 Беседа, тестирование. 38. Правила приёма гостей. 1 31.01 Беседа. Фронтальная, индивидуальная. 39– 40 Торговля. 2 07.02 39. Продуктовый рынок, стоимость продуктов. 1 07.02 Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 40. Комиссионный магазин, его особенности. 1 07.02 Беседа. Фронтальная, индивидуальная. 41. - 44 Медицинская помощь. 4 14.02 – 21.02 Беседа, ролевые игры. Фронтальная, индивидуальная. 41. 42. Инфекционные заболевания, предупреждение. 2 14.02 Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 43. 44. Уход за больным. 2 21.02 Беседа, практическое занятие. Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная. 45 - 46 Жилище. 2 28.02 45. Рациональная расстановка мебели в квартире. 1 28.02 Беседа, практическое занятие. Фронтальная, индивидуальная. 46. Виды уборки квартиры. Сохранение жилищного фонда. 1 28.02 Беседа, раздаточный материал. Фронтальная, индивидуальная. 6 06.03 – 20.03 47 – 52 Транспорт. 47. 48. Правила дорожного движения. 2 06.03 Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 49. Повторение по разделу семья, культура поведения. 1 13.03 Обобщение по разделу семья, культура поведения. Индивидуальная. 50. Контрольная работа. 1 13.03 Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 51. 52. Авиатранспорт, аэровокзал, маршруты. 2 20.03 Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 53 – 66 IV четверть. 14 01.04 – 24.05 53 – 54 2 03.04. 1 03.04. Обобщение знаний по теме торговля, средства связи. Фронтальная, индивидуальная. 53. Средства связи Современные виды связи. 54. Денежные переводы. 1 03.04. 2 10.04. Предприятия бытового обслуживания.виды услуг, профессии. 2 10.04. 57 - 66 Трудоустройство 10 17.04 – 03.06 57. 58. Трудоустройство, временная и постоянная занятость. 2 59. 60. Охрана труда несовершеннолетних. 61. 55 – 56 Предприятия, организации Беседа, тестирование. Индивидуальная. Беседа, работа по карточкам. Фронтальная, индивидуальная. 17.04. Устный опрос, беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 2 24.04 Устный опрос, беседа, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная, самоконтроль. Написание заявления о приёме на работу. 1 08.05. Устный опрос, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная. 62. Написание автобиографии. 1 08.05. Беседа, работа по карточкам, по плакату, раздаточный материал. Фронтальная, индивидуальная. 63. Повторение по разделу трудоустройство. 1 15.05. Обобщение по разделу трудоустройство. Фронтальная, индивидуальная. 64. Контрольная работа. 1 15.05. Тестирование, устный 55. 56. опрос. 65. Написание доверенности. 1 22.05. Беседа, работа по карточкам, по плакату, раздаточный материал. Фронтальная, индивидуальная. 66. Написание расписки. 1 22.05. Беседа, устный опрос. Фронтальная, индивидуальная.