РП домоводство 9 класс на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся 9 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа

-

интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы»- это общеобразовательная программа для
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Программа по домоводству учитывает особенности познавательной
деятельности обучающихся. Обучение направлено на разностороннее
развитие личности обучающихся, носит элементарно-практический характер,
способствует их умственному развитию, социальной адаптации интеграции в
жизнь.
Цель

обучения:

создание

условий

для

формирования

навыков

практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Цель обучения реализуется через следующие составляющие качества
образования

(предметно–информационную,

коммуникативно–

деятельностную, ценностно −ориентационную).
1.Предметно – информационная:
- формирование знаний о правилах личной гигиены и их значении для
здоровья и жизни человека;
.-

формирование знаний о гигиене тела;

- формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены
подростком;
- формирование общих представлений о доме;
- формирование умений ухода за жилищем;
- формирование знаний о видах одежды и ухода за ней;
-расширение, уточнение и активизация словарного запаса, знаний и
понятий об окружающем мире;

- актуализация знаний о предприятиях бытового обслуживания;
- формирование знаний об организации питания семьи;
- формирование знаний экономики домашнего хозяйства.
Деятельностно-коммуникативная:
-развитие словесно−логического мышления (умения анализировать,
сравнивать, классифицировать, обобщать);
- развитие коммуникативно - деятельностных качеств;
- формирование умений и навыков общения с людьми разного пола и
возраста, со сверстниками;
- формирование навыка связной устной речи;
- коррекция высших психических функций.
Ценностно −ориентационная:
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- воспитание нравственно- эстетических, этических качеств личности;
- развитие способности осознавать свое место, роль и предназначение в
жизни;
- воспитание у учащихся гуманного отношения к человеку как ценности;
Согласно учебному плану 2023 - 2024 учебного года на изучение чтения
отводится следующее количество часов:
Период

Количество часов
9 класс

Неделя

2

I четверть

16

II четверть

16

III четверть

20

IV четверть

14

Год

66

Продолжительность занятия 40 минут.
балльную) систему прохождения материала.

Курс имеет оценочную (5-

Рабочая программа составлена на основе:
Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год,

утвержденная приказом

директора от 28.08.2023 №1494.
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида для 9 класса под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
-Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и
жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы
выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения
туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения,
уход. Правила содержания личных вещей. Гигиена тела. Уход за телом. Уход
за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на
руках. Косметические средства для ухода кожей рук.
-Особенности соблюдения личной гигиены подростком.
-Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака,
алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и
способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый
здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм
человека
-Жилище. Общее представление о доме.
-Одежда и обувь.
-Предприятия бытового обслуживания.
-Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и
деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека.
Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование.
Гигиена приготовления пищи.
-Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи.
-Трудоустройство.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу
формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося, как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
- осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного
коллектива, пользоваться соответствующими правилами;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей;
- адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи;
- активно включаться в общественно-полезную деятельность;
- соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения
в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
-

дифференцированно

высказываний
участников;

в

использовать

коммуникативных

разные

ситуациях

с

виды

учетом

речевых
специфики

- использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач.
Регулятивные учебные действия:
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач.
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, коррекция своей деятельности в
соответствии с ней.
-коррегировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать логические действия на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями обучающихся;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов, явлений действительности в соответствии с содержанием
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между
объектами и процессами.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире;
6) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
11) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
13) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень

Достаточный уровень

-представления о разных группах -знание способов хранения и
продуктов питания; знание отдельных переработки продуктов питания;
видов
продуктов
питания, - составление ежедневного меню из
относящихся к различным группам; предложенных продуктов питания;
понимание их значения для здорового - самостоятельное приготовление
образа жизни человека;
несложных знакомых блюд;
- приготовление несложных видов - самостоятельное совершение
блюд под руководством учителя;
покупок товаров ежедневного

представления
о
санитарно- назначения;
гигиенических
требованиях
к - соблюдение правил личной гигиены
процессу
приготовления
пищи; по уходу за полостью рта, волосами,
соблюдение
требований
техники кожей рук и так далее;
безопасности при приготовлении - соблюдение правила поведения в
пищи;
доме и общественных местах;
- знание отдельных видов одежды и представления о морально-этических
обуви, некоторых правил ухода за нормах поведения;
ними; соблюдение усвоенных правил - некоторые навыки ведения
в повседневной жизни;
домашнего хозяйства (уборка дома,
- знание правил личной гигиены и их стирка белья, мытье посуды и тому
выполнение
под
руководством подобное);
взрослого;
- навыки обращения в различные
- знание названий предприятий медицинские учреждения (под
бытового
обслуживания
и
их руководством взрослого);
назначения;
решение
типовых - пользование различными средствами
практических задач под руководством связи для решения практических
педагога посредством обращения в житейских задач;
предприятия бытового обслуживания; - знание основных статей семейного
знание
названий
торговых бюджета; коллективный расчет
организаций, их видов и назначения; расходов и доходов семейного
- совершение покупок различных бюджета;
товаров под руководством взрослого; - составление различных видов
- первоначальные представ-ления о деловых бумаг под руководством
статьях семейного бюджета;
учителя с целью обращения в
- представления о различных видах
различные организации социального
средств связи;
- знание и соблюдение правил назначения.
поведения в общественных местах
(магазинах,
транспорте,
музеях,
медицинских учреждениях);
- знание названий организаций
социальной направленности и их
назначения.
Характеристика дифференциаций групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую
дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В. Согласно этой
дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.

Учащиеся 1 группы понимают материал, могут самостоятельно или с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ,
допускают единичные ошибки, которые сами исправляют.
Учащиеся 2 группы понимают материал, но допускают неточности в
подтверждении правил примерами и исправляют их с помощью учителя, при
работе с текстом или разборе предложения допускают 1-2 ошибки, которые
исправляют при помощи учителя.
Учащиеся 3 группы понимают только основные положения данной темы,
излагают материал недостаточно полно и последовательно, допускают ряд
ошибок в речи.
Учащиеся

4

группы

допускают

ошибки

в

речи,

затрудняются

самостоятельно подтвердить правила примерами и делают это с помощью
учителя, нуждаются в постоянной помощи учителя.
На уроках учитывается неоднородность состава класса и осуществляется
индивидуальный подход.
Программное и учебно - методическое обеспечение
Программа:
1.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утвержденная приказом
директора от 28.08.2023 №1494.
2. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой.
Учебная литература:
1.Аксенова А.К. «Чтение 9 класс».- М.: Просвещение, 2019.- С.270.

Нормативно−правовые документы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273−ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.Устав
учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
10. Учебный план для обучающихся 9 классоа с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённый приказом директора от
28.08.2023 г. № 1495.
12.Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.

Календарно – тематическое планирование
Предмет

Домоводство

класс

9 класс (II группа)

Ф.И.О.учителя

Коптеева Елена Александровна

Количество учебных часов:

Всего- 66 ч.

В неделю – 2 ч.

1.Обучающе-развивающих

62ч.

2.Контрольных

4ч.

3.Практических работ

Согласно структуре урока

№ п/п

Раздел, тема

Кол во
часов

Дата

Виды деятельности

Формы деятельности

1 - 16

I четверть.

16

04.09 – 27.10

1–4

Личная гигиена.

4

06.09 – 13.09

1.

Вводное занятие.

1

06.09

Беседа (диалог), знакомство Совместное обсуждение
с классом.
работы на учебный год.

2.

Правила личной
гигиены.

1

06.09

Беседа, работа по
карточкам, по плакату.

Фронтальная,
индивидуальная.

Примечание

3.
4.
5 -12

Вред курения и
алкоголя.
Бюджет семьи.

2

13.09.

6

20.09 – 04.10

Устный опрос, беседа.

Фронтальная,
индивидуальная.

5.

Расходы на культурные
потребности.

1

20.09.

Устный опрос, беседа,
работа по карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

6.

Основные статьи
расходов.

1

20.09.

Беседа, раздаточный
материал, работа с
плакатом.

Фронтальная,
индивидуальная.

7.

Экономия в домашнем
хозяйстве.

1

27.09.

Беседа, раздаточный
материал.

Фронтальная,
индивидуальная.

8.

Сбережения, виды
вкладов.

1

27.09.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

9.

Кредит, оформление
кредита.

1

04.10.

Беседа, практическая
работа, работа по плакату,
устный опрос.

Фронтальная,
индивидуальная.

10.

Государственное
страхование.

1

04.10.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

Одежда и обувь.

6

11.10 – 21.10

11.

Мода, стиль в одежде.

1

11.10

Беседа, тестирование.

Фронтальная,
индивидуальная.

12.

Выбор одежды и обуви
при покупке.

1

11.10

Беседа, устный опрос.

Фронтальная,
индивидуальная.

11 – 16

13.

Подготовка к
контрольной работе.

1

18.10

Обобщение знаний по теме
бюджет семьи.

Фронтальная,
индивидуальная.

14.

Контрольная работа за I
четверть.

1

18.10

Беседа, тестирование.

Индивидуальная.

15.

Варианты обновления
одежды.

1

25.10

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

16.

Выведение пятен с
одежды в домашних
условиях.

1

25.10

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

17 - 32

IIчетверть.

16

07.11 – 29.12

17 - 32

Питание.

16

08.11 – 13.01

17.
18.

Санитарногигиенические
требования к
приготовлению пищи.

2

08.11.

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

19.
20.

Рецепт блюда для детей
ясельного возраста,
приготовление.

2

15.11.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

21.

Меню, сервировка
праздничного стола
Рецепты приготовления
национальных блюд.

1

22.11.

Беседа, работа по
карточкам, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

1

22.11.

22.

23.

Приготовление
пельменей.

1

29.11.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

24.

Отваривание пельменей

1

29.11.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

25. 26.

Приготовление
вегетарианского борща.

2

06.12

Беседа, практическая
работа

Фронтальная,
индивидуальная

27.

Повторение по разделу
питание. Подготовка к
контрольной работе.

1

13.12.

Обобщение знаний и
умений по теме питание.

Фронтальная,
индивидуальная.

28.

Контрольная работа.

1

13.12.

Устный опрос,
тестирование.

Индивидуальная.

29. 30.

Выпечка пирожков из
теста.

2

20.12.

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

31. 32.

Повторение изученного
материала за четверть.

2

27.12.

Обобщение знаний.

Фронтальная,
индивидуальная.

33 - 50

IIIчетверть.

20

15.01-22.03

33.
34.

Рецепты приготовления
диетических блюд.

2

17.01

Беседа, практическая
работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

35 - 38

Семья, культура
поведения.

4

24.01 – 31.01

35.

Закон Российской

1

24.01

Беседа, работа по

Фронтальная,

Федерации о браке и
семье.

карточкам.

индивидуальная.
Фронтальная,
индивидуальная.

36.

Распределение
хозяйственно – бытовых
обязанностей в семье.

1

24.01

Беседа, практическое
занятие.

37.

Организация семейного
досуга.

1

31.01

Беседа, тестирование.

38.

Правила приёма гостей.

1

31.01

Беседа.

Фронтальная,
индивидуальная.

39– 40

Торговля.

2

07.02

39.

Продуктовый рынок,
стоимость продуктов.

1

07.02

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

40.

Комиссионный магазин,
его особенности.

1

07.02

Беседа.

Фронтальная,
индивидуальная.

41. - 44

Медицинская помощь.

4

14.02 – 21.02

Беседа, ролевые игры.

Фронтальная,
индивидуальная.

41.
42.

Инфекционные
заболевания,
предупреждение.

2

14.02

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

43.
44.

Уход за больным.

2

21.02

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная,
индивидуальная.

Индивидуальная.

45 - 46

Жилище.

2

28.02

45.

Рациональная
расстановка мебели в
квартире.

1

28.02

Беседа, практическое
занятие.

Фронтальная,
индивидуальная.

46.

Виды уборки квартиры.
Сохранение жилищного
фонда.

1

28.02

Беседа, раздаточный
материал.

Фронтальная,
индивидуальная.

6

06.03 – 20.03

47 – 52 Транспорт.
47.
48.

Правила дорожного
движения.

2

06.03

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

49.

Повторение по разделу
семья, культура
поведения.

1

13.03

Обобщение по разделу
семья, культура поведения.

Индивидуальная.

50.

Контрольная работа.

1

13.03

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

51. 52.

Авиатранспорт,
аэровокзал, маршруты.

2

20.03

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

53 – 66 IV четверть.

14

01.04 – 24.05

53 – 54

2

03.04.

1

03.04.

Обобщение знаний по теме
торговля, средства связи.

Фронтальная,
индивидуальная.

53.

Средства связи
Современные виды
связи.

54.

Денежные переводы.

1

03.04.

2

10.04.

Предприятия бытового
обслуживания.виды
услуг, профессии.

2

10.04.

57 - 66

Трудоустройство

10

17.04 – 03.06

57. 58.

Трудоустройство,
временная и постоянная
занятость.

2

59. 60.

Охрана труда
несовершеннолетних.

61.

55 – 56 Предприятия,
организации

Беседа, тестирование.

Индивидуальная.

Беседа, работа по
карточкам.

Фронтальная,
индивидуальная.

17.04.

Устный опрос, беседа,
практическая работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

2

24.04

Устный опрос, беседа,
практическая работа.

Фронтальная,
индивидуальная,
самоконтроль.

Написание заявления о
приёме на работу.

1

08.05.

Устный опрос,
практическая работа.

Фронтальная,
индивидуальная.

62.

Написание
автобиографии.

1

08.05.

Беседа, работа по
карточкам, по плакату,
раздаточный материал.

Фронтальная,
индивидуальная.

63.

Повторение по разделу
трудоустройство.

1

15.05.

Обобщение по разделу
трудоустройство.

Фронтальная,
индивидуальная.

64.

Контрольная работа.

1

15.05.

Тестирование, устный

55.
56.

опрос.
65.

Написание
доверенности.

1

22.05.

Беседа, работа по
карточкам, по плакату,
раздаточный материал.

Фронтальная,
индивидуальная.

66.

Написание расписки.

1

22.05.

Беседа, устный опрос.

Фронтальная,
индивидуальная.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».