АННОТАЦИЯ 2023-2024 учебный год

Аннотация
к рабочим программам дисциплин
2023-2024 учебного года
В организации учебного процесса в 1–8 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы» руководствуется ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599 и
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
9 класс – базисным учебным планом, утверждённым приказом Минобразования
России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п.
При разработке рабочих программ
1–8, 9 классов
используется
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (приказ № 1494 от 28.08.2023 г.)
Программы определяют содержание образования по отдельным предметам и
последовательность его прохождения по годам обучения, учитывают особенности
познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности
обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы
содержат материал, способствующий достичь обучающимися того уровня
общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для
социальной адаптации.
Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения,
определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета,
требования к уровню подготовки обучающихся. Составлен в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в условиях ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы». Срок реализации рабочей программы рассчитан на один учебный год.
Рабочие программы 1 – 8 классов имеют следующую структуру в соответствии с
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Структура рабочей программы 9 класса рассматривалась на заседании
педагогического совета при директоре образовательного учреждения, согласована
заместителем директора по УР и утверждена приказом директора образовательного
учреждения (Протокол № 5 от 02.06.16 г.)

Рабочие программы 9 класса имеют определенную структуру и состоят из
следующих разделов:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цель общего образования с учётом специфики учебного предмета
2. Общая характеристика учебного предмета
Цель, задачи учебного предмета.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Содержательный минимум образования
5.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета.
6. Характеристика дифференциации групп обучающихся
7. Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
Учебная литература:
Методические пособия:
Дополнительная литература:
Нормативно-правовые документы:
8.Оборудование
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Количество учебных
часов:
1.Обучающеразвивающих
2.Контрольных
№
п/п

Раздел, тема

Колво
часов

Всего –

Дата

В неделю –

Виды
деятельности

Формы
деятельности

Примечание

Аннотации к рабочим программам дисциплин
в составе образовательной программы
Предмет

Класс

Аннотация к рабочей программе

Русский язык

1-4

Чтение

1-4

Речевая практика

1-4

Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как
от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного
обучения. Практическая и коррекционная направленность
обучения языку обусловливает его специфику. Все знания
учащихся, получаемые ими в основном при выполнении
упражнений, являются практически значимыми для их
социальной адаптации и реабилитации. Необходимость
коррекции познавательной и речевой деятельности умственно
отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией,
своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся
психофизических функций.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа
построена
с
учетом
специфических
особенностей
познавательной
и
эмоциональной
сферы
деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью,
их потенциальных возможностей.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.

Математика

1-4

Мир природы и
человека

1-4

Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа построена с учетом специфических особенностей
познавательной
и
эмоциональной
сферы
деятельности
школьников с интеллектуальной недостаточностью, их
потенциальных возможностей.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Представления о величине: большой – маленький (большие –
меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение
предметов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже,
одинаковые (равные) по высоте),
широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине),
толстый – тонкий (толще –тоньше, одинаковые (равные) по
толщине), глубокий – мелкий (глубже –мельче, одинаковые
(равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2–4
предметов.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа

Музыка

1-4, 5

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа построена с учетом специфических особенностей
познавательной
и
эмоциональной
сферы
деятельности
школьников с интеллектуальной недостаточностью, их
потенциальных возможностей.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы
и
человека»
предполагают
большое
количество
непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной
формы обучения особое значение придаётся экскурсиям,
позволяющим организовать непосредственные наблюдения за
живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме
того на уроках следует использовать разнообразные наглядные
средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты,
гербарии, коллекции, кинофильмы.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4, 5
классов. Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
4)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа
по курсу музыка, учитывает особенности
выявления имеющихся музыкальных, общехудожественных
способностей, умений и их дальнейшее развитие. Обучение
музыки, пения
носит
предметно — практическую
направленность, тесно связано с жизнью, развитием речи
учащихся, с уроками социально-бытовой ориентировки,
природоведением, другими учебными предметами. Обучение
направлено на разностороннее развитие личности учащихся, так
же направлено на овладение детьми музыкальной культурой,
развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью
подразумеваются умения и навыки, необходимые для
музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку,
слухоречевое координирование, точность интонирования, умения
чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на
музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение

Рисование
(изобразительное
искусство)

1-4, 5

Ручной труд

1-4

различать такие средства музыкальной выразительности, как
ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические
особенности, исполнительские навыки. Носит элементарно —
практический характер, способствует их умственному развитию
и социальной адаптации.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4, 5
классов. Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
4)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа построена с учетом специфических особенностей
познавательной
и
эмоциональной
сферы
деятельности
школьников с интеллектуальной недостаточностью, их
потенциальных возможностей.
Обучение
изобразительному
искусству
является
формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть,
слышать, осязать). Коррекция недостатков познавательной
деятельности путём
систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них формы, конструкции, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Обучение ручному труду заключается в формировании
умений ориентироваться в задании (анализировать объект,

Этикет

2-4

Основы
безопасности
жизнедеятельности

2-4

Логопедические
занятия

1-4
5-8

условия работы); предварительно планировать ход работы над
изделием
(устанавливать
логическую последовательность
изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты,
нужные для их выполнения. также осуществляется исправление
недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств учащихся, развитие мелкой моторики рук.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по этикету учитывает особенности познавательной
деятельности обучающихся. Обучение
направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит
элементарно-практический
характер,
способствует
их
умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в
жизнь.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 2-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности
учитывает
особенности
познавательной
деятельности
обучающихся. Обучение направлено на разностороннее развитие
личности обучающихся, носит элементарно-практический
характер, способствует их умственному развитию, социальной
адаптации и интеграции в жизнь.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4, 5-8
классов. Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью

Психокоррекционные
занятия

1-4
5-8

Адаптивная
физическая
культура

1-8

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
4)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа коррекционных занятий учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся. Коррекционная
работа направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, носит игровой характер, способствует развитию их
речевой и познавательной сферы, социальной адаптации и
интеграции в жизнь.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4, 5-8
классов. Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
4)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа предусмотрена для обучающихся с умственной
отсталостью,
составлена
с
учетом
особенностей
их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем
самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4, 5-8
классов. Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью

Ритмика

1-4

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
4)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Разнородность состава обучающихся начальных классов по
психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд
конкретных задач физического воспитания: – коррекция и
компенсация нарушений физического развития; – развитие
двигательных возможностей
в
процессе
обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных
умений и навыков; –развитие у обучающихся основных
физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям
по физкультуре.
Содержание программного материала состоит из базовых
основ
физической
культуры
и
большого
количества
подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. В
программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая
атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса –
пионербол.
Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале или
на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических
требований.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 1-4 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Уроки ритмики способствуют общему развитию младших
школьников, исправлению недостатков физического развития,
общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы,
воспитанию положительных качеств личности.

Логопедическая
коррекция

1-9

Русский язык

5-8

Содержанием работы на уроках ритмики является
музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся
слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные
движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных
инструментах.
Рабочая программа состоит из следующих разделов: упражнения на ориентировку в пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения с детскими музыкальными
инструментами;
- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
В программе описано содержание каждого раздела,
систематизированы виды упражнений, определен объем. На
каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам
программы.
Содержание
логопедической
работы
находится
в
соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного
языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к
усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание
логопедической работы строится с учетом программы по
русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы
(практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков
русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития
речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства
общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.
Программный материал расположен концентрически и
включает в себя следующие разделы с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем:
- «Звуки-буквы»;
- «Слово. Состав слова»;
- «Части речи»;
- «Предложение»;
- «Развитие связной речи».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное
количество часов, указанное в тематическом плане, которое
может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости
от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и

неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у
школьников с нарушением интеллекта развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается
интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики
направлен на коррекцию высших психических функций учащихся
с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по
звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием
значимых частей слова и различных частей речи. Большое
внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение
элементарного курса грамматики и правописания. Основными
темами являются: состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых
частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
учащихся. В процессе упражнений формируются навыки
правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения
правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ
слов, различных по произношению, сходных по написанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим
учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение
для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к
самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в
программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки
построения
простого
предложения
разной
степени
распространенности и сложного предложения. Одновременно
закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию
навыков связной письменной речи, т.к. возможности
обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в
письменной форме весьма ограничены.
В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их
фонематического
слуха
и
правильного
произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Подготовительные упражнения – ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую
учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как
изложение и сочинение.
В программе предусмотрены задания на развитие навыка
делового письма.
Обучение осуществляется по двум
направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же
время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих
мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии,

Русский язык

9

заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной
дисциплины предусмотрено:
в 5 классе – 4 часа в неделю;
в 6 классе – 4 часа в неделю;
в 7 классе – 4 часа в неделю;
в 8 классе – 4 часа в неделю.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития
речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства
общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.
Программный материал расположен концентрически и
включает в себя следующие разделы с постепенным
наращиванием сведений по каждой из названных тем:
- «Звуки-буквы»;
- «Слово. Состав слова»;
- «Части речи»;
- «Предложение»;
- «Развитие связной речи».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное
количество часов, указанное в тематическом плане, которое
может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости
от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и
неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у
школьников с нарушением интеллекта развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается
интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики
направлен на коррекцию высших психических функций учащихся
с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по
звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием
значимых частей слова и различных частей речи. Большое
внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение
элементарного курса грамматики и правописания. Основными
темами являются: состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых
частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
учащихся. В процессе упражнений формируются навыки
правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения

Чтение

5-8

правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ
слов, различных по произношению, сходных по написанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим
учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение
для подготовки воспитанников с нарушением интеллекта к
самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел включен в
программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки
построения
простого
предложения
разной
степени
распространенности и сложного предложения. Одновременно
закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию
навыков связной письменной речи, т.к. возможности
обучающихся с нарушением интеллекта излагать свои мысли в
письменной форме весьма ограничены.
В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их
фонематического
слуха
и
правильного
произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Подготовительные упражнения – ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую
учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как
изложение и сочинение.
В программе предусмотрены задания на развитие навыка
делового письма.
Обучение осуществляется по двум
направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же
время предусматривается формирование навыков четкого,
правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих
мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии,
заявления, расписки и др.). В учебном плане на изучение данной
дисциплины предусмотрено:
в 9 классе – 3 часа в неделю.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по чтению так же, как и программа по русскому
языку
(грамматике
и
правописанию),
построена
на

коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся
учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса
к классу предъявляются все более высокие требования к способу
чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и
коротким предложением. Меняются и формы организации
чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью
чтения школьников обучают приемам, способствующим
выделению фразового ударения, установлению семантических
пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение
вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже
понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с
тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения,
поэтому программа ориентирует учителя на формирование у
учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем
читаемого текста и самостоятельность чтения.
В 5-8 классах продолжается работа по объяснительному
чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в
программе 5-8 классов используется тематический принцип
подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения
становятся более объемными, тематически и жанрово более
обогащенными, что создает предпосылки для расширения
социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса обучающиеся включаются в круг
литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию
данного этапа обучения обусловливаются монографическим
принципом. В связи с этим предлагается примерный список
авторов, творчество которых изучается в хронологической
последовательности. Следуя основным положениям уроков
литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с
биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе
практической деятельности. Среди них жанры народного
творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка,
потешка, загадка); виды сказок (волшебные, социально-бытовые,
сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,
зачин,
троекратные
повторы);
жанры
художественных
произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с
постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в
чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение
статей периодической печати.
В учебном плане на изучение данной дисциплины
предусмотрено:
в 5 классе – 4 часа в неделю;
в 6 классе – 4 часа в неделю;
в 7 классе – 4 часа в неделю;

Чтение

9

в 8 классе – 4 часа в неделю.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по чтению так же, как и программа по русскому
языку
(грамматике
и
правописанию),
построена
на
коммуникативно-речевом подходе к обучению. Обучающиеся
учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса
к классу предъявляются все более высокие требования к способу
чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и
коротким предложением. Меняются и формы организации
чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью
чтения школьников обучают приемам, способствующим
выделению фразового ударения, установлению семантических
пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение
вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже
понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с
тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения,
поэтому программа ориентирует учителя на формирование у
учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем
читаемого текста и самостоятельность чтения.
В 9 классе продолжается работа по объяснительному чтению
как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5-6
классов
используется
тематический
принцип
подбора
литературного
материала.
Рекомендуемые
произведения
становятся более объемными, тематически и жанрово более
обогащенными, что создает предпосылки для расширения
социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса обучающиеся включаются в круг
литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию
данного этапа обучения обусловливаются монографическим
принципом. В связи с этим предлагается примерный список
авторов, творчество которых изучается в хронологической
последовательности. Следуя основным положениям уроков
литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с
биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе

Математика

5-8

Математика

9

практической деятельности. Среди них жанры народного
творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка,
потешка, загадка); виды сказок (волшебные, социально-бытовые,
сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,
зачин,
троекратные
повторы);
жанры
художественных
произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с
постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в
чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение
статей периодической печати.
В учебном плане на изучение данной дисциплины
предусмотрено:
в 9 классе – 4 часа в неделю.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по математике носит предметно-практическую
направленность, тесно связанную с жизнью и профессиональнотрудовой подготовкой обучающихся и другими учебными
предметами.
В рабочую программу каждого класса включены темы,
являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение
вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который
зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного
класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа
уроков математики выделяется в 5-9 классах 3-5 уроков в
четверти на изучение геометрического материала.
В
программе
предусмотрены
рекомендации
по
дифференциации учебных требований к разным категориям детей
по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений
по математике, который, как показывает опыт, доступен
большинству школьников.
Примерные основные требования к знаниям и умениям
обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа

Мир истории

6

образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по математике носит предметно-практическую
направленность, тесно связанную с жизнью и профессиональнотрудовой подготовкой обучающихся и другими учебными
предметами.
В рабочую программу каждого класса включены темы,
являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение
вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который
зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного
класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа
уроков математики выделяется в 5-9 классах 3-5 уроков в
четверти на изучение геометрического материала.
В
программе
предусмотрены
рекомендации
по
дифференциации учебных требований к разным категориям детей
по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений
по математике, который, как показывает опыт, доступен
большинству школьников.
Примерные основные требования к знаниям и умениям
обучающихся, оканчивающих 9-летний курс обучения.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
История рассматривается как учебный предмет, в который
заложено изучение исторического материала, овладение
знаниями, умениями, навыками; коррекционное воздействие
изучаемого материала на личность обучающегося, формирование
личностных качеств
гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация в обществе.
Изучение мира истории предусматривает следующие
разделы:
-Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве
вокруг нас.
- Представления о времени в истории.
- Начальные представления об истории.
- История появления и развития древнего человека. Человек
разумный.

История Отечества

7, 8

- История освоения человеком огня, энергии (от древности до
наших дней).
- История использования человеком воды.
- История жилища человека.
- История появления мебели.
- История питания человека.
- История появления посуды.
- История появления одежды и обуви.
- Первобытные люди. Представления древних людей об
окружающем мире.
- Причины зарождения религиозных верований.
- Понятия о науке.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программы направлены на всестороннее развитие личности
обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических
нарушений.
Цель курса: сформировать у обучающихся способность
изучать разнообразный исторический материал и использовать
его в своей деятельности.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные
исторические события отечественной истории, жизнь, быт людей
данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого события
и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период
истории. Такой подход к периодизации событий способствует
лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит
более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет
формирование знаний. При этом используется уровневый подход
к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Весь исторический материал представлен отечественной
историей. На уроках используется информативный, фактический
и иллюстративно-текстуальный материал.
Фактический исторический материал, изучаемый в 7, 8, 9
классах, охватывает период с древнейших времен до начала XXI
века. Учебный материал помогает обучающимся представить
жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные
достижения, процесс развития государства и борьбу народа за
свою независимость, обладает большим воспитательным

История Отечества

9

потенциалом.
Применение многообразных наглядных средств формирует
умение представлять себе, как жили люди в определенную
историческую эпоху, каков был быт представителей разных
классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент
обучения истории, предупреждающий опасность уподобления
сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи
в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по
использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с
использованием исторических дат.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа направлена на всестороннее развитие личности
обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических
нарушений.
Цель курса: сформировать у обучающихся способность
изучать разнообразный исторический материал и использовать
его в своей деятельности.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные
исторические события отечественной истории, жизнь, быт людей
данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого события
и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период
истории. Такой подход к периодизации событий способствует
лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит
более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет
формирование знаний. При этом используется уровневый подход
к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Весь исторический материал представлен отечественной
историей. На уроках используется информативный, фактический
и иллюстративно-текстуальный материал.
Фактический исторический материал, изучаемый в 7, 8, 9
классах, охватывает период с древнейших времен до начала XXI
века. Учебный материал помогает обучающимся представить
жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные
достижения, процесс развития государства и борьбу народа за
свою независимость, обладает большим воспитательным
потенциалом.
Применение многообразных наглядных средств формирует
умение представлять себе, как жили люди в определенную
историческую эпоху, каков был быт представителей разных
классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент

Природоведение

5, 6

Этика

5, 6

Этика

9

обучения истории, предупреждающий опасность уподобления
сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи
в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по
использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с
использованием исторических дат.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Основной целью курса природоведения является обобщение и
систематизация знаний обучающихся об окружающем мире,
полученных в младших классах, расширение знаний о живой и
неживой природе, сезонных изменениях в ней, о жизни растений и
животных, строении организма человека и т.д. Изучение курса
природоведения
способствует
дальнейшему
усвоению
элементарных естествоведческих, биологических, географических
и исторических знаний.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию
практических работ, проведение экскурсий.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по этике учитывает особенности познавательной
деятельности обучающихся. Обучение
направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит
элементарно-практический
характер,
способствует
их
умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в
жизнь.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.

Информатика

7, 8

География

6, 8

Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по этике учитывает особенности познавательной
деятельности обучающихся. Обучение
направлено на
разностороннее развитие личности обучающихся, носит
элементарно-практический
характер,
способствует
их
умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в
жизнь.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа по информатике
учитывает особенности
познавательной
деятельности
обучающихся.
Обучение
направлено на разностороннее развитие личности обучающихся,
носит элементарно-практический характер,
способствует их
умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в
жизнь.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.

География

9

Биология

7, 8

География как учебный предмет в коррекционной школе VIII
вида включает следующие разделы: «Начальный курс физической
географии», «География России», «География материков и
океанов», «Наш край».
По
этим
разделам
предусматривается
изучение
элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего
края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия
человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных
народов, с правилами поведения в природе.
Основной целью рабочей программы является создание
условий для расширения кругозора учащихся и коррекции
недостатков их интеллектуального развития при изучении
географии.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию
практических работ, проведение экскурсий.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
География как учебный предмет в коррекционной школе VIII
вида включает следующие разделы: «Начальный курс физической
географии», «География России», «География материков и
океанов», «Наш край».
По
этим
разделам
предусматривается
изучение
элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего
края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия
человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных
народов, с правилами поведения в природе.
Основной целью рабочей программы является создание
условий для расширения кругозора учащихся и коррекции
недостатков их интеллектуального развития при изучении
географии.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию
практических работ, проведение экскурсий.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Изучение курса природоведения способствует дальнейшему
усвоению элементарных естествоведческих, биологических,
географических и исторических знаний.
Основы
социальной жизни

5-8

Домоводство

9

Трудовое обучение
(столярное дело)

5-8

Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа
составлена
с
учетом
возрастных
и
психофизических особенностей развития детей. Материал
программы расположен по принципу усложнения и увеличения
объема сведений. В программу включены следующие разделы:
«Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание»,
«Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура
поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи»,
«Медицинская помощь», «Учреждения и организации».
Основными формами и методами обучения являются
практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

Трудовое обучение
(столярноплотницкое дело)

9

3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Цель
программы
–
профориентация учащихся
с
интеллектуальными нарушениями, подготовка к поступлению в
колледжи соответствующего типа и профиля. Срок обучения – 5
лет. По окончании 9 класса проводится итоговая аттестация
учащихся в форме экзамена, включающего теоретическую и
практическую часть.
Программа включает теоретические и практические занятия.
Предусматриваются практические и контрольные работы, а также
различные развивающие упражнения.
В процессе обучения столярно-плотницкому делу учащиеся
знакомятся с разметкой деталей, основными технологическими
операциями: пилением, строганием, сверлением древесины,
приобретают навыки владения столярными инструментами и
приспособлениями.
Обучающиеся
учатся
работать
на
сверлильном и токарном станках, применять отделочные
материалы, овладевают навыками
выполнения трудовых
операций. Большое внимание уделяется технике безопасности и
эстетическому воспитанию.
Для успешного обучения по данной программе в учреждении
имеются
хорошо
оснащенная
столярная
мастерская,
разнообразные образцы-эталоны столярных изделий.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Цель
программы
–
профориентация учащихся
с
интеллектуальными нарушениями, подготовка к поступлению в
колледжи соответствующего типа и профиля. Срок обучения – 5
лет. По окончании 9 класса проводится итоговая аттестация
учащихся в форме экзамена, включающего теоретическую и
практическую часть.
Программа включает теоретические и практические занятия.
Предусматриваются практические и контрольные работы, а также
различные развивающие упражнения.
В процессе обучения столярно-плотницкому делу учащиеся
знакомятся с разметкой деталей, основными технологическими
операциями: пилением, строганием, сверлением древесины,
приобретают навыки владения столярными инструментами и
приспособлениями.
Обучающиеся
учатся
работать
на
сверлильном и токарном станках, применять отделочные
материалы, овладевают навыками
выполнения трудовых

Трудовое обучение
(швейное дело)

6, 7

Трудовое обучение
(сельскохозяйственный труд)

5, 7, 8

операций. Большое внимание уделяется технике безопасности и
эстетическому воспитанию.
Для успешного обучения по данной программе в учреждении
имеются
хорошо
оснащенная
столярная
мастерская,
разнообразные образцы-эталоны столярных изделий.
Завершающим этапом обучения является итоговая аттестация
в 9 классе в форме экзамена.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Цель курса: Подготовка учащихся к освоению профессии
швея и выполнению швейных операций.
Обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины.
Выполняют упражнении по освоению приемов работы на ней. В
том числе обучающиеся учатся обрабатывать различные срезы,
снимать мерки, строить элементарные чертежи.
Отрабатываются навыки работы на швейной машине.
Изучаются технологии пошива легкой одежды, изучаются
свойства тканей, устройство швейных машин.
Программа предусматривает пошив женской и детской
одежды.
Завершающим этапом обучения (по выбору обучающегося)
является итоговая аттестация в 9 классе в форме экзамена.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Программа предусмотрена для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету
«Сельскохозяйственный труд».

Трудовое обучение
(сельскохозяйственный труд)

9

Трудовое обучение
(подготовка
младшего
обслуживающего
персонала)

5-7

Обучение направлено на разностороннее развитие личности
учащихся,
носит
элементарно-практический
характер,
способствует их умственному развитию и социальной адаптации.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся
школы должны овладеть определённой системой первоначальных
знаний и практических умений по общему земледелию и
важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся
с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о
способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно–
опытном участке; учащиеся осваивают технологические приёмы
ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; отбирают
и высаживают семенные растения для получения урожая семян.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся
приобретают на уроках математики, природоведения, биологии,
истории, домоводства, также носит предметно-практическую
направленность, тесно связана с жизнью, профессиональнотрудовой подготовкой учащихся.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9 класса.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности
учащихся,
носит
элементарно-практический
характер,
способствует их умственному развитию и социальной адаптации.
В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся
школы должны овладеть определённой системой первоначальных
знаний и практических умений по общему земледелию и
важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся
с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о
способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно–
опытном участке; учащиеся осваивают технологические приёмы
ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; отбирают
и высаживают семенные растения для получения урожая семян.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся
приобретают на уроках математики, природоведения, биологии,
истории, домоводства, также носит предметно-практическую
направленность, тесно связана с жизнью, профессиональнотрудовой подготовкой учащихся.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 5-8 классов.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом

Физическая
культура

9

Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
3)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Обучение направлено на подготовку учащихся к выполнению
обязанностей уборщиков служебных и производственных
помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих
прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках, на
разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарнопрактический характер, способствует их умственному развитию
и социальной адаптации.
Рабочая программа предусмотрена для обучающихся 9
класса. Составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1)Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2)Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный
год, утверждённая приказом и.о. директора от 28.08.2023 г. №
1494.
Данная программа является продолжением программы для 14 классов, формируя у обучающихся целостное представление о
физической культуре. Содержание программного материала
определяется исходя из особенностей психофизических
нарушений обучающихся в классе.
В программе старших классов предусмотрены задания на
развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота,
ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость
(ориентировка в пространстве и во времени).
В программу включены следующие разделы: гимнастика;
акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка,
подвижные и спортивные игры.
При проведении занятий обучающиеся делятся на группы с
учетом двигательных и интеллектуальных возможностей.
Занятия проводятся в оборудованном спортивном зале
или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических
требований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».