1. Пояснительная записка Рабочая программа образования для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Цель обучения: создание условий для нравственных ориентиров при формирования построении у обучающихся деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации, развитию их культурного уровня. 2. Содержательный минимум образования 2.1. Я среди людей. Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья. Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову. 2.2. Речевой этикет. Что такое этика и этикет? Роль мимики, жестов и позы в общении. О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа. 2.3 . Культура поведения. Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение к малышам. Как вести себя в школе, на переменах. Правила поведения в столовой, за столом. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать подарки. 2.4. В мире сказок. Добро и зло в сказках. Сказки – волшебство, чудо и правда. Сказка – ложь, да в ней намек. Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились за учебный год? 3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета 1.Минимальный уровень – различение хороших и плохих поступков. –представление о правилах поведения в образовательной организации; – уважать родителей, старших; – устанавливать дружеские взаимоотношений в коллективе; – бережное, гуманное отношение ко всему живому; – представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства. 2.Достаточный уровень – умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его; – иметь представление о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; – уважать родителей, старших, доброжелательно относиться к сверстникам и младшим; – установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому; – иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямств; – знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). Программное и учебно - методическое обеспечение: Программы: 1. Федеральная программа адаптированная образования основная обучающихся с общеобразовательная умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» №1494 от 28.08.2023.учебного года. Дополнительная литература: 1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218. 2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187. 3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247. 4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174. 5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115. 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). №1494 от 28.08.2023 учебного года. 9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 10. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года. 11. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы, поэтапные инструкции, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, демонстрационный материал). Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/, http://nsportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu. http://infourok.ru/, http://www.proshkolu.ru/, КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Класс Ф.И.О. учителя Этикет 3 класс Шеломенцева Наталья Николаевна Количество учебных часов: 1.Обучающе-развивающих 2. Контрольных № п/п 1-9. 1, 2. 3. 4, 5. Раздел, тема I четверть Раздел программы «Я среди людей» Кто я и как выгляжу? Всего – 33 ч. В неделю – 1 ч. 33 ч. - Кол-во часов 8 Дата Виды деятельности Формы деятельности Работа по картинкам. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Беседа по теме. Понятия «имя», «фамилия», «отчество». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр видеоролика. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Фронтальная, индивидуальная, групповая. 04.0927.10. 2 07.09, 14.09. Что в нашем имени? 1 21.09. Плохо одному. 2 28.09, 05.10. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Примечан ие 6. Товарищи и друзья. 1 12.10 7. Бескорыстие в дружбе. 1 19.10. 8. Верность слову. 1 26.10 916. II четверть Раздел программы «Речевой этикет» Что такое этика и этикет? 8 07.1129.12. 1 09.11. 10. Роль мимики, жестов и позы в общении. 1 16.11. 11. О вежливых словах и их применении. 1 23.11. 12. Правила знакомства, представления и обращения. 1 30.11. 9. Беседа по теме. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Беседа по теме. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Понятия «верность слову», «честь». Беседа. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Беседа по теме. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям Понятия «мимика», «жесты», «поза».. Закрепить основные правила вежливости в общении. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. 13. Правила приветствия прощания. и 1 07.11. 14. Правила извинения и просьбы. 1 14.12. 15, 16. Правила отказа. 2 21.12. 28.12 1725. III четверть Раздел программы «Культура поведения» Отношение к старшим. 10 15.0122.03. 2 18.01, 25.01. 19. Отношение к учителю. 1 01.02. 20. Отношение к малышам. 1 08.02. 21, 22. Как вести себя в школе, на переменах. 2 15.02, 22.02. 17, 18. благодарности и Знакомство с правилами приветствия и Фронтальная, прощания. Моделирование ситуаций. индивидуальная, групповая. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с Фронтальная, правилами извинения и просьбы. индивидуальная, групповая. Знакомство с правилами благодарности Фронтальная, и отказа. Моделирование ситуаций. индивидуальная, групповая. Беседа по теме. Семья, родители, Фронтальная, родные. Отношение поколений в семье. индивидуальная, групповая. Проблемная ситуация: как надо Фронтальная, относиться к учителю? Этикет в индивидуальная, общении с учителем. групповая. Проблемная ситуация: как надо Фронтальная, относиться к малышам? Помощь и индивидуальная, забота по отношению к маленьким. групповая. Знакомство с правилами поведения на Фронтальная, переменах. Веселые инсценировки. индивидуальная, групповая. 23. Правила поведения в столовой, за столом. 1 29.02. 24. Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. 1 07.03. 25. Искусство делать подарки. 2 14.03. 21.03 2631. IV четверть Раздел программы «В мире сказок» Добро и зло в сказках. 7 01.0424.05. 2 04.04, 11.04. 28, 29. Сказки – волшебство, чудо и правда. 2 18.04, 25.04. 30, 31. Сказка – ложь, да в ней намек. 2 02.05. 32 33. 32, 33. Итоговое занятие 2 Что мы узнали и чему научились за учебный год? 2 16.05, 23.05. 16.05, 23.05. 26. 27, Ролевая игра «Мы в столовой». Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Слушание сказок и их обсуждение. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Чтение сказок. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Заочное путешествие по вежливых Праздник вежливых ребят Фронтальная, индивидуальная, групповая. Фронтальная, индивидуальная, групповая. «Школе Фронтальная, наук». индивидуальная, групповая.