ОБЖ факультатив 7-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предусмотрена для учащихся ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы»
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает
особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и
неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий
уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его
здоровья.
Программа

факультативных

занятий

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» учитывает особенности познавательной деятельности
детей.

Обучение направлено на разностороннее развитие личности

учащихся. Большое внимание уделяется практической направленности
предмета, для этого программой предусмотрено проведение практических
занятий, решение ситуационных задач. Такая деятельность учащихся имеет
непосредственно

большое

значение

для

коррекции

недостатков

их

психофизического развития, развития познавательных возможностей и
интересов.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее –
ОБЖ)

располагает

большими

коррекционно-образовательными,

развивающими, воспитательными и практическими возможностями и
предусматривает изучение элементарных сведений о безопасном поведении
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) природного,
техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни
(далее - ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС;
об обязанностях граждан по защите государства.
Программа предназначена для учащихся 6-9 классов и составлена с
учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-

волевой

сферы

деятельности

школьников

с

интеллектуальной

недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Программа по ОБЖ является компенсаторно-адаптационной и составлена
таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее
полученные

сведения

во

время

уроков

культуры

безопасности

жизнедеятельности, чтения и развития речи в младших классах.
Согласно учебному плану 2021-2022 года и расписанию, на изучение
ОБЖ отводится следующее количество часов:
№ п/п

Класс

1
2
3

7 класс
8 класс
9 класс

Количество часов
в неделю
в год
1
34
1
34
1
34

Продолжительность занятия 40 минут.

Курс имеет безоценочное

прохождение материала.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
составлена на основе сборника нормативно-правовых и методических
документов образовательного процесса предмета «Основ безопасности
жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова.
Содержательный минимум образования
Раздел

Содержательный минимум
7 класс

Введение

Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение
правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарногигиенических требований на занятиях.

Пожарная
безопасность

Пожарная безопасность в школе. Пожары в жилище. Оповещение и
эвакуация при пожаре. Средства пожаротушения.

Правила
дорожного
движения

Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП.
Светофоры для пешеходов. Сигналы регулировщика. Правила
перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Устройство
велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание.
Движение велосипедистов группами. Вело- эстафета. Оказание
первой помощи при наружном кровотечении. Правила наложения

жгута. Общие правила транспортировки пострадавшего.
Безопасность и
защита человека в
чрезвычайных
ситуациях
Основы первой
помощи
пострадавшему

Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение.
Обвалы, оползни и сели. Бури, ураганы, смерчи. Наводнения.
Лесные и торфяные пожары.
Основы медицинской помощи при ранениях и травмах. Правила
наложения повязок. Первая помощь при переломах. Способ без
носилочного переноса пострадавших.
8 класс

Введение

Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение
правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарногигиенических требований на занятиях.

Пожарная
безопасность

Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и
взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Правила
пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре и взрыве.
Действие при пожаре в общественном месте. Действие при пожаре в
общественном месте.

Правила
дорожного
движения

Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов
индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения
участников дорожного движения. Дорожная этика. Назначение
номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Перевозка
учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром
быть не просто.

Безопасность и
защита человека в
чрезвычайных
ситуациях

Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера. Виды аварий. Аварии с выбросом
сильнодействующих ядовитых веществ. Возможные последствия.
Правила поведения и действие населения при авариях на ХОО.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возможные
последствия. Правила поведения и действие населения при
радиоактивном заражении местности. Гидродинамические аварии.
Правила поведения и действие населения при возникновении
гидродинамических авариях. Как защитить окружающую среду от
чрезвычайной экологической ситуации.

Основы первой
помощи
пострадавшему

Характеристика поражений сильно действующими ядовитыми
веществами. Отравляющие сильнодействующие
ядовитые
вещества. Оказание первой помощи при отравлении сильно
действующими ядовитыми веществами. Приборы для определения
сильно действующих ядовитых веществ.
9 класс

Введение

Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение
правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарногигиенических требований на занятиях.

Пожарная
безопасность

Требования правил пожарной безопасности к учебному заведению.
Пожарная защита населения профилактика и ее задачи. Права и
обязанности граждан по соблюдению правил пожарной
безопасности. Экстренная реанимационная помощь. Средства
пожаротушения. Государственная структура контролирующие
соблюдения пожарной помощи. Структуры пожарной службы по
оказанию помощи населению при возникновении пожара.

Правила
дорожного
движения

Ответственность за нарушение ПДД. Государственные структуры
регулирующие и контролирующие соблюдение правил на дороге.
Дорожные знаки и их значение на дороге. Перекрестки их виды.
Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное время
суток в сложных погодных условиях.

Терроризму
скажем нет!

Что такое терроризм? Как выявить террориста. Как вести себя при
терактах. Безопасность в транспорте. Если вы попали в заложники.
Если взорвалась бомба. Если вас завалило.

Чрезвычайные
ситуации
криминогенного
характера
Структуры
осуществляющие
защиту населения
от чрезвычайных
ситуациях и
способы защиты
от их последствий.
Оборона
государства –
важнейший
элемент
обеспечения
безопасности
личности и
общества

Виды преступлений против личности. Твоя безопасность в твоих
руках. Информационная безопасность. Как защитить себя и свой
дом.
Единая Государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Цели и задачи МЧС. Его
структуры. Роль МЧС и его структур в защите населения от ЧС и
ГО. Оповещение населения о стихийных бедствиях, промышленных
авариях и катастрофах.

Структура вооруженных сил Российской Федерации. Рода войск,
звания. Воинская обязанность граждан России. Воинский учет.
Подготовка к военной службе. Призыв граждан на военную службу.

Общая цель изучения ОБЖ: создание условий для формирования у
обучающихся

элементарных

представлений

о

безопасном

поведении

человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и

социального характера, здоровом образе жизни, государственной системе
защиты

населения

способствующих

от

опасных

подготовке

и

чрезвычайных

учащихся

к

ситуаций,

последующей

практической деятельности и интеграции в обществе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно

–

информационную,

коммуникативно

–

деятельностную,

ценностно - ориентационную).
Составляющие качества образования
Предметно информационная:
- знать об опасных и ЧС,
о
влиянии
их
последствий
на
безопасность личности,
общества и государства;
- знать о безопасном
поведении человека в
опасных
и
ЧС
природного,
техногенного
и
социального характера;
- знать о здоровье и
ЗОЖ;
- знать об основах
оказания
первой
медицинской
помощи
при
неотложных
состояниях;
- владеть сведениями о
государственной системе
защиты населения от
опасных и ЧС, об
обязанностях граждан по
защите государства;
владеть
представлениями
о
принципах
и
путях
снижения
«фактора

Деятельностно–
коммуникативная:
- владеть умениями предвидеть
возникновение
опасных
ЧС
природного,
техногенного
и
социального
характера
по
характерным
признакам
их
появления,
применять
полученные
навыки
в
повседневной
жизни
и
в
жизненных ситуациях;
- иметь способности адекватно
оценивать опасные ситуации,
принимать решения и действовать
безопасно
с
учетом
своих
возможностей;
• владеть
практическими
умениями
наблюдать
и
анализировать увиденное, делать
элементарные
логически
обоснованные
выводы
и
обобщения,
устанавливать
простейшие
причинноследственные
отношения
и
взаимозависимость;
• владеть
практическими
умениями получать знания из
разных источников (окружающей
действительности, опытов, книг,
различных средств наглядности);
• владеть
практическими

Ценностно ориентационная:
развитие
личных,
духовных и физических
качеств,
обеспечивающих
безопасное поведение в
различных опасных и ЧС
природного,
техногенного
и
социального характера;
воспитание
нравственных
качеств,
гуманного отношения к
окружающей природе;
• формирование
у
учащихся экологического
сознания;
• формирование
адекватной
оценки
собственных
возможностей, осознания
норм
требований и
правил
как
основы
регулирования
собственного поведения;
• воспитание
ответственности за свои
поступки
при
взаимодействии
с
различными группами и

риска» в деятельности
человека и общества;
знать
правила
безопасного поведения в
условиях повседневной
жизни и в различных
опасных и ЧС;
• иметь
правильное
понимание
таких
природных явлений, как
ураган, туман, смерчь,
наводнение и др.;
•
знать
об
экологической
обстановке в нашей
местности,
общих
принципах
взаимодействия человека
и природы;
•
знать
об
основных
источниках
получения информации,
методах отбора и работы
с информацией.

умениями
фиксировать
и
обобщать свои наблюдения в
устной и письменной форме,
составлять развёрнутое устное и
письменное сообщение;
• владеть умениями работать с
письменной
и
устной
информацией, работать с текстом
и рисунками, выделять главные
мысли в содержании текста или
рассказа, находить ответы на
вопросы,
• владеть умениями использовать
различные
способы
подачи
информации при взаимодействии
с другими людьми (монолог,
диалог);
• владеть
умениями
ориентироваться в учебной и
социальной ситуации;
• - повышать уровень общего
развития
обучающихся,
способность
к
социальной
адаптации в обществе.

индивидами;
• воспитание любви к
малой Родине, месту
жительства, переживания
за происходящее в ней;
• формирование
понимания
противоречивости
развития окружающего
мира
и
способности
выстроить отношения с
ним в зависимости от
ситуации.
• воспитание
ценностного отношения к
человеческой жизни и
здоровью;
чувства
уважения к героическому
наследию России и ее
государственной
символике; патриотизма
и долга по защите
Отечества.

Специальной задачей обучения ОБЖ является коррекция речи и
мышления детей с отклонениями в развитии.
Достижение

цели

обучения

осуществляется

в

процессе

совершенствования компетенций:
1. Предметных:
1.1. Здоровье сберегающая компетенция:
- Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.),
соблюдение правил поведения;
- Применение правил поведения в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и криминогенного характера: при встрече с опасными
животными, насекомыми, при наводнении, при взрыве, при автомобильной
аварии, при захвате в заложники и т. п.;

- Применение правил личной и общественной гигиены, умение
заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
- Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на
организм человека;
- Оказание первой помощи при несчастных случаях, отравлении
ядовитыми

грибами,

обморожениях,

растениями,

травмах,

переломах,

укусах

животных;

растяжениях

при

связок,

ожогах,
спасении

утопающего и т. п.;
- Рациональная организация труда и отдыха, понимание положительного
влияния физического труда и спорта на здоровье человека;
- Умение вести наблюдение за состоянием собственного организма.
1.2. Экологическая компетенция:
- Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в
поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического
поведения;
- Определение собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам;
- Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по
ее охране;
-

Понимание

последствий

бездумного

использования

человеком

природных ресурсов.
1.3. Природоведческая компетенция:
- Правила поведения и деятельности в природной среде: в лесу, на
водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных
природных и климатических условиях – ориентация, безопасность, сбор
грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных и др.;

- Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в
городе, экологические проблемы;
- Умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями,
объектами неживой природы, выявлять связи в природных процессах и
явлениях.
2.Общепредметных:
- Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;
- Развитие у учеников логического мышления;
- Формирование умения самостоятельно пополнять знания по ОБЖ, как
средство общения;
- Формирование у учащихся общеучебных умений: работа с книгой, со
справочной литературой, совершенствование навыков чтения и общения;
- Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с
окружающими;
- Формирование умения получать информацию и передавать другим;
- Воспитание ответственности отдельного человека перед обществом
(человечеством);
- Формирование умения добывать знания на основе наблюдения за
объектом или проведения исследования, систематизация и анализа объектов
познания, установления взаимосвязи систем и процессов, выявления
причинно-следственных связей.
3. Ключевых:
3.1.Общекультурная компетенция: ответственность отдельного человека
перед обществом. В рамках школьного курса ОБЖ это: соблюдение правил
поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране; понимание
последствий бездумного использования природных ресурсов; соблюдение
правил поведения в социуме.
3.2.Учебно-познавательная компетенция:
А) умение добывать знания на основе наблюдения за объектом или
проводить исследования через;

Б) выявление причинно-следственных связей: выявлению связей в
природных процессах и явлениях.
Учебно-познавательная компетенция формируется на каждом уроке при
работе с текстом, картинами для осмысления нового материала.
3.3. Социально-трудовая компетенция: забота о собственном здоровье:
понимание влияние физического труда на здоровье человека.
3.4.Ценностно-смысловая

компетенция

ученика, его способностью видеть и

-

ценностные

ориентиры

понимать окружающий мир,

ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения.
3.5.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов
(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир)
и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта,
СМИ,

Интернет)

формируются

умения

самостоятельно

искать,

анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать,

сохранять и передавать ее. Данная компетенция

обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации,
содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире. Она
формируется на каждом уроке при работе с текстом по преобразованию
информации, при работе с компьютером и прочими средствами.
3.6.Коммуникативная
способов

компетенция включает знание необходимых

взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и

событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос,
вести дискуссию. Формируется практически на каждом уроке при работе в
парах, группах и т.д.
3.7.

Компетенция

личностного

способов физического, духовного
эмоциональной

саморегуляции,

самосовершенствования.
и

Освоение

интеллектуального саморазвития,

правил

личной

гигиены,

заботы

о

собственном здоровье, внутренней экологической культуры; комплекса
качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Содержательные линии
1. Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
реализуется через содержание изучаемого материала;
2. Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):
- демократический стиль общения учителя с учащимся;
-

развитие

чувства

ответственности

за

сохранение

духовного,

культурного потенциала России и региона;
- развитие чувства ответственности за сохранение книг;
- воспитание чувства гордости за родной язык, культуру;
- воспитание чувства патриотизма за родину;
3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на
уроке, словарная работа;
4. Экологическая (человек и природа) реализуется через содержание
изучаемого материала и формы организации учебной деятельности;
5. Культура здоровья (человек и здоровье):
А) Валеологический подход (физический и психический уровень):
-

благоприятный

климат

в

кабинете

(освещённость,

время,

проветриваемость),
- физическое состояние учащихся (здоровье),
- доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом
зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и
реализации принципов гуманизации,
Б) Пропаганда здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
7 класс
К концу учебного года учащиеся должны
К концу учебного года
знать:
учащиеся должны уметь:
• Правила пожарной безопасность в школе и средства • Вовремя
покинуть
пожаротушения.
помещение при пожаре.

• Правила поведение участников и очевидцев ДТП.
• Пользоваться
средствами
• Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и
тушения пожара.
мотороллере.
• Уберечься от опасности и
• Основы оказания первой помощи при наружном
соблюдать
правила
кровотечении. Правила наложения жгута. Общие
поведения на дороге и
правила транспортировки пострадавшего.
транспорте.
• Как вести себя в чрезвычайных ситуациях • Оказывать первую помощь
различного природного характера.
пострадавшему
при
• Как
правильно
оказать
первую
помощь
различных видах травм.
пострадавшему при различных видах травм.

8 класс

•
•

•
•
•
•
•
•

К концу учебного года учащиеся должны
знать:
Правила поведения при
пожаре и взрыве в
общественном месте.
Правила
поведения
участников
дорожного
движения, дорожную этику, правила дорожного
движения.
Правила перевозки пассажиров.
Виды дорожных знаков.
Как вести себя при чрезвычайных ситуациях
техногенного характера.
Виды индивидуальных средств защиты.
Виды эвакуации.
Основы оказания первой помощи при отравлении
сильно действующими ядовитыми веществами.

•
•

•
•

К концу учебного года
учащиеся должны уметь:
Оценить
пожароопасную
обстановку..
Принимать
эффективные
решений
в
условиях
пожарных и чрезвычайных
ситуаций.
Ориентироваться на дороге.
Оказывать первую помощь
при отравлении сильно
действующими ядовитыми
веществами.

9 класс

•
•
•
•
•
•
•
•
•

К концу учебного года учащиеся должны
знать:
Правила пожарной безопасности.
Классификацию средств пожаротушения.
.Правила дорожного движения.
Ответственность за нарушение ПДД.
Виды дорожных знаков.
Как вести себя при террористическом акте.
Как защитить себя и свой дом в криминогенной
ситуации.
Государственные структуры защищающие население
от чрезвычайных ситуациях.
Систему оповещения населения о стихийных
бедствиях, промышленных авариях и катастрофах.

К концу учебного года
учащиеся должны уметь:
• Оценить пожароопасную
обстановку.
• Ориентироваться
на
дороге.
• Предвидеть опасность на
дороге.
• Оценить
обстановку и
применить
правильные
действия в чрезвычайной
ситуации
природного,
техногенного
и
криминогенной характера.

Конституционные обязанности гражданина РФ по
защите Отечества.

•

Педагогические условия и средства реализации стандарта
Технологии обучения.
• Традиционная
организация

педагогическая

обучения,

основанная

технология
на

-

классно-урочная

принципах:

научности,

природосообразности, последовательности и систематичности, доступности,
прочности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с
практикой, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
•

Дифференцированное обучение – форма организации

учебного

процесса, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей
личности, уровня возможностей и способностей учащегося. Деятельность
учителя: деление учащихся на группы (по уровню знаний, способностям);
разработка или подборка заданий в соответствии с выявленными уровнями
знаний; оценка деятельности учащихся.
•

Педагогика сотрудничества - система методов и приёмов воспитания и

обучения, основанная на принципах гуманизма и творческого подхода к
развитию личности и предполагающая совместный труд учителя и ученика,
коллективное и самостоятельное добывание знаний, переход от педагогики
требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку,
единство обучения и воспитания.
• Проблемное обучение - создание на уроках различных проблемных
ситуаций, организация их анализа, обучение детей решению проблем,
формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему.
• Личностно – ориентированное обучение - технология, опирающаяся на
личность

ребенка,

обеспечивающая

комфортные,

бесконфликтные

и

безопасные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Средства: внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам;
доверие к ним; использование игр и творческих работ; позитивная оценка
достижений; диалогичное общение; дозирование педагогической помощи;

создание ситуации успеха и условий для самореализации личности;
повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение
общих задач.
•

Игровые технологии используются в качестве самостоятельных

технологий для освоения понятия, темы, введения в тему, контроля (урокигра), и как элемент более общей технологии (дидактическая игра или
игровое задание на одном из этапов урока).
•

Метод проектов – технология, в которой дидактическая цель

достигается через детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться реальным практическим результатом (продуктом).
•

Информационно - коммуникационные технологии - специальные

технологии,

использующие

технические

информационные

средства

(интерактивное оборудование, аудио, видео).
• Здоровье сберегающие технологии - обеспечение двигательной
активности

учащихся

на

уроках

посредством

динамических

пауз,

включающих упражнения для формирования правильной осанки, укрепления
мышечного корсета, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, рук. Во
время экскурсий организуются подвижные игры. На уроках используются:
эмоциональные разрядки и минутки покоя, релаксации под музыку,
гимнастика (пальчиковая, зрительная).
• Интегративные технологии основаны на принципе установления связей
между учебными предметами, природосообразности и связи обучения с
жизнью. Метод проектов также относится к интегративным технологиям.
Принципы обучения:
• Общепедагогические принципы:
1.1. Принципы гуманизации:
- Принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов
обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и

индивидуальным

(личностным)

особенностям

и

возможностям

всех

учащихся;
- Принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное
включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и
соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и
принятие чужой;
- Принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции
ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования
ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и
разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- Принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и
учащегося (позиция сотрудничающих людей).
1.2. Принцип развивающего обучения. Учебный материал, приемы и
методы работы подбираются с учетом всестороннего развития ребенка.
Обращается внимание на: воспитание у детей навыков поведения в
коллективе, в школе; расширение активного и пассивного словарного запаса.
1.3. Принцип воспитывающего обучения. На уроках

у учащихся

формируется мировоззрение; осуществляется воспитание нравственных
качеств

личности:

дисциплинированности,

упорства,

трудолюбия,

ответственности.
1.4. Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Осуществляется преемственность в процессе обучения, т. е. изучение одного
материала строится на основе предыдущих знаний и связывается с
последующим, в след за повторением изученного ранее материала, следует
изучение нового.
1.5. Принцип наглядности в обучении. На уроках широко используются
наглядные пособия, технические средства обучения.
1.6. Принцип научности обучения. Программой определен оптимальный
минимум содержания уроков, который формирует научное представление
учащихся об основах безопасности жизнедеятельности.

1.7. Принцип доступности обучения. Знания даются учащимся в
доступной форме, используется методическая система, которая делает
сравнительно доступным сложный учебный материал.
1.8. Принцип сознательности и активности в обучении. На уроках
осуществляется работа над формированием у учащихся сознательного
понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным
занятиям, познавательной активности.
1.9. Принцип прочности усвоения знаний реализуется через выделение
главных мыслей в изучаемом материале, связь полученных знаний, умений и
навыков

с

практикой,

систематическое

вариативное

закрепление

и

углубление осмысленных знаний, и превращение их в умения и навыки,
применение сформированных знаний и умений на практике.
1.10. Принцип дифференцированного подхода в обучении. Учащиеся
разделены на группы по способностям, степени обучаемости, которые
учитываются при определении объема и содержания учебного материала,
подборе заданий и упражнений. Используются задания различной сложности
по содержанию и по количеству выполняемых действий, а также организация
различной системы помощи.
1.11. Принцип деятельностного подхода предполагает необходимость
собственной деятельности учащихся по усвоению учебного материала, опору
на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте – учебную);
1.12. Принцип системности. Методика формирования представлений и
понятий представляет собой систему методов, направленных на преодоление
основных дефектов, на создание навыков, обеспечивающих овладение
учебным материалом, использование каждого метода определяется целью,
задачами педагогической работы, его местом в общей системе коррекционнообразовательного процесса;
1.13. Принцип связи обучения с жизнью - связь изучаемого материала с
практикой человеческой деятельности, соотнесение изучаемых природных

объектов, явлений, социальных событий с жизнью конкретных людей, с
ситуацией, в которой находится школьник.
2. Специальные принципы обучения:
2.1. Обще методические принципы:
- Принцип коррекционной направленности обучения - является ведущим.
Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Осуществляется

коррекция

недостатков

психофизического

развития

учащихся путем использования специальных методических приемов,
заданий, упражнений на каждом уроке, с учетом структуры дефекта
учащихся и опорой на сохранные и положительные стороны психики и
поведения. Коррекционная работа пронизывает все уроки: развивается
непроизвольное внимание, укрепляется память, расширяется кругозор,
коррегируются

и

развиваются

логическое мышление,

мыслительные

процессы,

развивается

пространственная ориентировка, моторная сфера,

формируются обобщенные учебные и трудовые умения, развивается
самостоятельность учащихся.
- Принцип поэтапного формирования умственных действий: с опорой на
вспомогательные средства, в плане громкой речи, во внутреннем плане
(переход из внешнего плана во внутренний).
- Принцип постепенного усложнения заданий и учебного материала с
учетом «зоны ближайшего развития».
- Принцип контроля – осуществление обратной сигнализации с целью
своевременной коррекции допускаемых учащимися ошибок.
- Принцип коррекционно-речевой направленности – исправление речевых
нарушений, имеющихся у учащихся.
2.2. Частно-методические принципы:
- Принцип краеведения. Дети знакомятся с природными особенностями,
промышленностью Свердловской области. Изучение каждой темы опирается

на опыт учащихся, знания, полученные в быту, на экскурсиях, на целевых
прогулках, в походах.
- Принцип экологического образования. Включение экологического
материала в содержание учебного предмета. Формирование у учащихся
экологически правильного отношения к природе.
Виды и формы контроля
Виды: вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Формы:

устный

(фронтальный, индивидуальный) опрос, кроссворд,

работа по карточкам, сообщение, тестовые задания, самостоятельная работа,
индивидуальные задания, викторины и практические задания, решение
ситуационных задач.

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа:
1.А. Т. Смирнов программы

общеобразовательных

учреждений

«Основы безопасности жизнедеятельности», 1-11 классы. - М.: Просвещение,
2010.
2.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

7-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом
директора от 11.06.2021 г. № 679.
Методические пособия:
1. Игровые занятия в курсе «ОБЖ». 5-9 класса. – М.: Дрофа, 2015. – 80 с.;
2.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2016. – 157 с.
Сост. Смирнов А.Т., Мишин Б.И.;

Дополнительная литература:
1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под
ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2015.
2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие для 1–2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2015.

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28

августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Закон Свердловской области

от 15 июля 2013 г.

№ 78 – ОЗ

«Об

образовании в Свердловской области».
7.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 7- 9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом директора от
11.06.2021 г. № 679.
8.

Устав

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.

9.

Учебный план для обучающихся 7-9 классов с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2021-2022 учебный год.
10.

Календарный учебный график

ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2021-2022 учебный год. Приказ № 680 от 11.06.2021 г.
11.

Расписание уроков 7-9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2021-2022 учебный год.
Оборудование:
-предметные картинки;
-коррекционные карточки;
-таблицы;
-схемы;
-поэтапные инструкции;
-технические средства (телевизор, ноутбук, проектор).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Шиляев Сергей Евгеньевич

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№
п/п
1–8
1

2 – 8.
2

3
4
5

6
7
8

Всего –31

В неделю – 1
31
-

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

I четверть

8
1
7
1

01.09.-29.10.
07.09.
07.09.-29.10.
07.09.

1
1
1

14.09.
21.09.
28.09.

1

05.10.
12.10.
19.10
26.10.
08.11.-28.12.
09.11.-28.12.
09.11.

Введение
Пожарная безопасность
Требования правил пожарной безопасности к учебному
заведению.
Пожарная защита населения. Профилактика пожаров.
Права и обязанности граждан по соблюдению правил пожарной
безопасности
Средства пожаротушения

Экстренная реанимационная помощь.
Тест
9 –16.
II четверть
9– 16.
Правила дорожного движения
9
Ответственность за нарушение ПДД.

1
1
8
8
1

Примечание

10

1

16.11.

1

23.11.

Перекрестки их виды.
13
Предупредительные сигналы водителей. Движение в темное
14
время суток и в сложных погодных условиях.
15
Действия при ДТП. Практическое занятие
16
Обобщение по теме. Тест.
17-26.
III четверть
17-26.
Терроризм реальная современная угроза человечеству.
17
Что такое терроризм?
18
Как выявить террориста.
19
Как вести себя при терактах.
20
Безопасность в транспорте.
21
Если вы попали в заложники.
22
Если взорвалась бомба. Если вас завалило.

1
2
1
1
9
6
1
1
1
1
1
1

30.11.
07.12.
14.12.
21.12.
28.12.
17.01.-25.03.
17.01.-25.03.
18.01.
25.01.
01.02.
08.02.
15.02.
22.02.

23-26.

3
1

01.03.-25.03.
01.03.

11

Государственные структуры, регулирующие и контролирующие
соблюдение ПДД
Дорожные знаки и их значение на дороге.

12

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера
Виды преступлений против личности. Твоя безопасность в твоих
руках.
24
Информационная безопасность.
Как защитить себя и свой дом.
25
Тест.
26-33.
IV четверть
26-31. Структуры, осуществляющие защиту населения от чрезвычайных
ситуаций и способы защиты от их последствий
26.
Единая Государственная система предупреждения и ликвидации
ЧС (РСЧС).
Роль МЧС и его структура в защите населения от ЧС и ГО.
23

1

15.03.

1
6
6

22.03.
04.04.-28.05.
04.04.-28.05.

1

05.04.

1
1

12.04.

2

19.04.

1
2

26.04.
17.05.-24.05.

30

Обобщающий урок.
Оборона государства – важнейший элемент обеспечения
безопасности личности и общества
Структура вооруженных сил Российской Федерации.

1

17.05.

31

Воинская обязанность граждан России. Тестирование за год.

1

24.05.

27
28
29

3031.

Оповещение населения о стихийных бедствиях, промышленных
авариях и катастрофах
Меры личной безопасности при стихийных бедствиях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Шиляев Сергей Евгеньевич

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№ п/п
1 – 9.
1

2-5
2
3
4
5

6– 8.
6
7

8

Всего –33
33

Раздел, тема
I четверть

Введение
Пожарная безопасность
Пожарная безопасность в школе. Пожары в жилище.
Оповещение и эвакуация при пожаре.
Средства пожаротушения.
Тренировочная эвакуация при пожаре в школе.
Практическое занятие.
Правила дорожного движения
Дорожные «ловушки».
Поведение участников и очевидцев ДТП.
Светофоры для пешеходов.

9

Сигналы регулировщика.
10-16.
II четверть
10

В неделю – 1

Устройство велосипеда. Движение велосипедистов

Кол-во часов
9
1
3
1
1

Дата
01.09.-29.10
01.09.
08.09. -22.09.
08.09.
15.09.

1
1

22.09.
29.09

3
1
1

06.09.-20.10.
06.09.
13.10.
20.10.

1
1

7

27.10
08.11.-28.12.

1

10.11.

Примечание

11

12

группами.
Оказание первой помощи при ДТП. Остановка наружного
кровотечения.
Общие правила транспортировки пострадавшего.

13

Эвакуация пострадавших в ДТП. Практическое занятие.
14-16. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях
14
Чрезвычайные ситуации природного характера.
15
Землетрясение.
16
Меры безопасного поведения при землетрясении. Тест.
17-26.
III четверть

1

17.11.

1

24.11

1
3
1
1
1
9
1

01.12.
08.12.-22.12.
08.12.
15.12.
22.12.
17.01.-25.03.
19.01.

17

Катастрофы природного характера.

18

1

26.01.

22

Обвалы, оползни, сели.
Меры безопасного поведения.
Наводнение.
Меры безопасного поведения при наводнении.
Лесные и торфяные пожары.

1
1
1
1

02.02.
09.02.
16.02.
02.03.

23

Меры безопасного поведения при лесных и торфяных пожарах.

1

09.03.

1

16.03

1

23.03.

8
8
1
1
1

04.04.-25.05.
04.04.-25.05.
06.04.
13.04.
20.04.

19
20
21

24

Как вести себя в случаи возникновения ЧС природного
характера. Практическое занятие.
25
Правила поведения человека при ЧС природного характера.
Тест.
26-34.
IV четверть
26-34. Оказание первой помощи пострадавшему
26
Оказание помощи пострадавшим при ранениях и травмах.
27
Правила наложения повязок. Практическое занятие.
28
Первая помощь при переломах.

29
30
31

Как правильно наложить шину.
Практическое занятие.
Правила пользования перевязочным материалом..

1
1
1

27.04.
04.05.
11.05.

32
33

Способы безносилочного переноса пострадавшего.
Тестирование за год

1
1

18.05
25.05.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
Шиляев Сергей Евгеньевич

Количество учебных
часов:
1.Обучающеразвивающих
2.Контрольных
№ п/п
1 -9.
1

2 - 9.
2
3
4
5

6
7
8
9

Всего –34

В неделю – 1
34
-

Раздел, тема
I четверть
Введение
Пожарная безопасность
Пожары. Взрывы.
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
Возможные последствия пожаров и
взрывов. Правила пожарной безопасности
Действия при пожаре в общественном месте.
Эвакуация,
Средства индивидуальной защиты.
Средства тушения пожаров.
Действия при пожаре в общественном месте. Практическое
занятие.
Средства индивидуальной защиты.

Кол-во часов
9
1
7
1
1
1

Дата
01.09.-29.10.
02.09.
02.09.-29.10.
09.09.
16.09.
23.09.

1

30.09.

1

07.10.

1

1

14.10.
21.10.

1

28.10.

Примечание

10-16
10
11
12

Практическое занятие. Обобщение по теме.
II четверть
Правила дорожного движения
Разметка проезжей части улиц и дорог.
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.

Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная
этика.
13
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на
транспортных средствах.
14
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
15
Правила перевозки людей на пассажирском и грузовом
транспорте.
16
Обобщение по теме. Тест.
17-26.
III четверть
17-26. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
17
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Производственные аварии и катастрофы.
18
Виды аварий.
19.
Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
Возможные последствия.
20
Возможные последствия катастрофы техногенного характераЧернобыльской АС
21
Правила поведения при авариях на химически опасных объектах.
Практическое занятие по использованию противогаза.
22
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возможные
последствия.
23
Правила поведения при радиоактивном заражении местности.
24
Гидродинамические аварии.
25
Правила поведения при возникновении гидродинамических

7
7
1
1

08.11.-23.12.
11.11.-23.12.
11.11.
18.11.

1

25.11.

1

02.12.

1
1

09.12.
16.12.

1
10
10
1

23.12.
17.01.-25.03.
20.01.-25.03.
20.01.

1
1

27.01.
03.02.

1

10.02

1

17.02.

1

24.02.

1
1
1

03.03.
10.03.
17.03.

26.
27-34.
27-34.
27.
28
29
30.
31.
32
33.
34.

аварий.
Как защитить окружающую среду от чрезвычайной
экологической ситуации. Тест.
IV четверть
Оказание первой помощи пострадавшему
Характеристика поражений сильно действующими ядовитыми
веществами.
Характеристика поражений сильно действующими ядовитыми
веществами.
Отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества.
Практическое занятие по использованию противогаза.
Оказание первой помощи при отравлении сильно действующими
ядовитыми веществами
Разновидность защитных средств органов дыхания.
Практическое занятие по использованию противогаза
Приборы для определения сильно действующих ядовитых
веществ.
Обобщающий урок. Тестирование за год.

1

24.03.

8
8
1

04.04.-26.05.
04.04.-26.05.
07.04.

1

14.04.

1
1

21.04.
28.04.

1

05.05.

1

12.05.

1

19.05.

1

26.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».