Рабочая программа История Отечества 7,8 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа
для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
История Отечества рассматривается как учебный предмет, в который
заложено

изучение

исторического

материала,

овладение

знаниями,

умениями, навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на
личность обучающегося, формирование личностных качеств

гражданина,

подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социальнотрудовая и правовая адаптация в общество.
Целью обучения: создание условий для формирования у
обучающихся понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории
как общественной дисциплины, ознакомление с крупными историческими
событиями отечественной истории и выдающимися деятелями, создание
условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой
и этической грамотности через ознакомление с наиболее значительными
событиями из истории нашей Родины.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно-информационную,коммуникативно-деятельностную, ценностноориентационную).
1.Предметно - информационная:
-освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории
Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной
истории;
2.Деятельностно - коммуникативная:

-овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации
исторической информации;
-формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и
умений, способствующих социальной адаптации;
-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы
психического здоровья школьника и условие их социально-психологической
адаптации;
-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие
социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
-развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными
потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме
самостоятельности;
-повышение уровня познавательной активности и расширение объема
имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
-развивать у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;
-корригировать и развивать такие формы мышления, как сравнение, анализ,
синтез;
- развивать умение устанавливать адекватные деловые, производственные и
общечеловеческие отношения в современном обществе;
3.Ценностно-ориентационная:
-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути
своего народа и своей Родины;
-воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
-развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается
способность рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности;
-воспитывать осознанное отношение к своей жизни в обществе, своему
месту в системе гражданских отношений;
-воспитание позитивных качеств личности.

Специальной задачей обучения истории является коррекция недостатков
учащихся, их познавательной деятельности, всестороннее развитие личности
обучающихся.
Согласно учебному плану 2021– 2022 учебного года на изучение
истории Отечества отводится следующее количество часов:
Период

7 класс
8 класс
Количество часов
2
2
18
17
14
15
19
19

Неделя
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

16

16

Год

67

67

Продолжительность занятия 40 минут.

Курс имеет оценочную (5-

балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе:
1.

Рабочая

программа

по

учебным

предметам

ФГОС

образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы
под редакцией Якубовской Э.В.-M.: ,Просвещение ,2019.- 230с.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

7-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом
директора от 11.06.2021 г. № 679.
Содержательный минимум образования
7 класс
Древняя Русь
Происхождение славян. Родовой и племенной строй восточных славян.
Основные занятия и ремесла восточных славян. Обычаи и верования
восточных славян. Объединение восточных славян. Рюрик.

Киевская Русь: образование государства у восточных славян; Великие
киевские

князья

Игорь,

Святослав,

Ольга;

крещение

Руси

князем

Владимиром; образование и развитие городов; культура и искусство, жизнь
и быт людей, образование и

грамотность, летописи; правление князя

Ярослава Мудрого; князь Владимир Мономах.
Распад Киевской Руси и образование самостоятельных княжеств. Великий
Новгород: расположение, торговля и ремесла, новгородское вече.
Борьба с иноземными завоевателями: монголо-татары и борьба с ними,
рыцари-крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище.
Итоги периода феодальной раздробленности Руси.
Начало объединения русских земель и собирание их вокруг Москвы.
Иван Калита и возвышение Москвы. Дмитрий Донской и начало
освобождения Руси от монголо-татарского завоевания. Куликовская битва и
ее значение в освобождении Руси. Царствование Ивана III,
Культура, быт, образование в России XV века.
Единое Московское государство в XVI – XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный.
Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина:
причины,

сущность,

государства в

XVI

последствия.

Внешняя

политика

Московского

веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири.

Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей. Москва –
столица Российского государства. Строительство Кремля при

Иване

Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт,
нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков.
Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под
предводительством И. Болотникова. Освободительная

борьба против

интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина.
Освобождение Москвы.

Начало царствования династии Романовых. Правление первых Романовых.
Конец

Смутного

времени.

Освоение

Сибири

и

Дальнего

Востока.

Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С.
Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в
XVII веке. Культура и быт России в XVI-XVII веке.
8 класс.
Великие преобразования России в XVIII веке. Начало царствования Петра I.
Азовские походы. «Великое посольство» Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному
морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание
регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победа русского
флота. Окончание Северной войны.
Петр

I – первый российский император. Личность Петра

I

Великого.

Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция
реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в
стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена
петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра
I. Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова.

И.И.

Шувалов – покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого
Российского университета и Академии художеств. Правление Екатерины II –
просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие
промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства».
Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны
второй половины XVIII века, их итоги. Культура и быт России во второй
половине

XVIII

века. Русские изобретатели и умельцы, развитие

исторической науки, литературы, различных видов искусства.
Российская империя в первой половине XIX века.

Отношения России со странами Европы. Участи России в антифранцузских
коалициях. Правление Павла I. Суворовские походы.
Император Александр I и его реформы. Отчественная война 1812г. Наполеон
и его армия. Кутузов М.И. главнокомандующий Российской армией. Пожар
Москвы. Изгнание французов из России. Заграничные похрды русской
армии. Россия после войны 1812г. Император Николай I. Восстание
декабристов. Войны России на Кавказе. Крымская война и оборона
Севастополя.
Россия в конце XIX начале XX века.
Император Александр II -освободитель. Отмена крепостного права и другие
реформы. Русско-Турецкая война 1877-1878гг. Революционное движение в
России. Царь Александр III. Укрепление самодержавия.
Император

Николай

II.

Русско-Японская

война.

Революционные

выступления 1905-1907гг. Начало первой мировой войны. Февральская
революция 1917г. Отречение Николая II.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые

учебные

действия

в

старших

классах

составляют

основу

формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1.Личностные учебные действия:
-Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива,
пользоваться соответствующими правилами.
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей.
- Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.
- Активно включаться в обществено-полезную, социальную деятельность.

- Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
- Понимать личную ответственность за свои поступки

на основе

ставлений об этических нормах и правилах поведения

пред-

в современном

обществе.
- Соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в
природе и обществе.
2.Коммуникативные учебные действия:
-Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.).
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(воросы, ответы, повествование,отрицание

и др.)

в коммуникативных

ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый-незнакомый).
- Использовать разные

виды делового письма для решения жизненно

значимых задач.
- Использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в

том числе

информационных.
3.Регулятивные учебные действия:
-Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических

задач осуществлять коллективный поиск средств их

осуществления.
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- Осуществлять самооценку и

самоконтроль в деятельности.

- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
- Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
4.Познавательные учебные действия:
-Дифференцированно

воспринимать

окружающий мир,

его временно-

пространственную организацию.
- Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
установление причинно-следственных связей, классификацию, установление
аналогий,
материале,

закономерностей)
основе

на

наглядном,

практической

доступном

деятельности

в

вербальном

соответствии

с

индивидуальными возможностями обучающихся.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов,

явлений

действительности

(исторических,

социальных, культурных, технических) в соответствии

природных,

с содержанием

учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные

существующие связи

и

отношения между

объектами и процессами.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;
6)

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в

разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
•

знание дат важнейших событий отечественной истории;

•

знание основных фактов (событий, явлений, процессов);

•

знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей

(князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
•

понимание значения основных терминов-понятий;

•

умение устанавливать по датам последовательность и длительность

исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;

•

умение описывать предметы, события, исторических героев с опорой

на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя;
•

умение находить и показывать на исторической карте основные

изучаемые объекты и события;
•

умение объяснять значение основных исторических понятий.

Достаточный уровень:
•

знание хронологических рамок ключевых процессов, даты важнейших

событий отечественной истории;
•

знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин,

участников, результатов, значения;
•

знание мест совершения основных исторических событий;

•

знание имен известных исторических деятелей (князей, царей,

политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
•

понимание «легенды» исторической карты;

•

знание основных терминов-понятий и их определений;

•

умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и

длительность исторических событий;
•

умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об

исторических событиях, делать выводы об их значении;
•

умение «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;

•

умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;

•

умение проводить поиск информации в одном или нескольких

источниках;
•

умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи

между историческими событиями и явлениями.
Характеристика дифференциации групп обучающихся
На уроках учитывается неоднородность состава класса и осуществляется
индивидуальный подход.

Учащиеся 1 группы осознают, когда началось и закончилось историческое
событие, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости, связь
исторических событий. Самостоятельно пользуются «Лентой времени».
Учащиеся 2 группы осознают, когда началось и закончилось историческое
событие, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости, связь
исторических событий. С помощью учителя пользуются «Лентой времени».
Учащиеся 3 группы с помощью учителя осознают,

когда началось и

закончилось историческое событие. С помощью учителя пользуются «Лентой
времени».
Учащиеся 4 группы с помощью учителя осознают, когда началось и
закончилось историческое событие.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

7-9

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом
директора от 11.06.2021 г. № 679.
2.

Рабочая

программа

по

учебным

предметам

ФГОС

образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы
под редакцией Якубовской Э.В.-M.: ,Просвещение ,2019.-С230.
Учебная литература:
1. История Отечества: учебник для 7 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные
программы./[И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.]. – М.: Просвещение, 2018г.
223с.
2. История Отечества: учебник для 8 класса для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные
программы./[И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.]. – М.: Просвещение, 2018г.
С. 303.

Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014г. №1559
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования

к

организациям

воспитания

и

обучения,

отдыха

и

оздоровления детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа
2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности
программам

по основным общеобразовательным

– образовательным

программам

начального

общего,

основного общего и среднего общего образования».
6. Базисный учебный план общего образования для детей с умственной
отсталостью от 10.04.2002 N 29/2065-п (II вариант).
7. Закон Свердловской области

от 15 июля 2013 г.

№ 78 – ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 7 - 9 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2021-2022 учебный год, утверждённая приказом
директора от 11.06.2021 г. № 679.
9. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные

основные

общеобразовательные

программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной
политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.Учебный план для обучающихся 7-9 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.
11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2021-2022 учебный год. Приказ № 680 от 11.06.2021 г.
12.Расписание уроков 5-9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2021-2022 учебный год.
Оборудование:
1.Дидактический материал:
-раздаточный материал (карточки-задания, теоретический материал,
диагностические методики);
-карта Октябрьской революции;
-карта «Первой мировой войны»;
-таблица «Политическое устройство страны»;
-карта «Политическая карта мира»;
-комплекс портретов выдающихся людей.
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор;
-медиатека.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

История Отечества
7
Шиляева Наталия Григорьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных

№
п/п

Раздел, тема

1-14

1 четверть

Всего – 65

В неделю – 2
65
4

Колво
часов
18

Дата

Виды
деятельности

Формы
деятельности

01.0930.10.

I
1,
2,
3

Древняя Русь
Происхождение славян

3

01.09.
03.09.
08.09.

4,
5

Славяне и соседние народы

2

10.09.
15.09.

6,
7

Облик славян и черты их
характера

2

17.09.
22.09.

8.
9.

Хозяйство и уклад жизни
восточных славян

3

24.09.
29.09.

Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный

Примечание

10.

01.10.

11,
12,
13

Культура и верования
восточных славян

3

06.10.
08.10.
13.10

14.

Как возникло Древнерусское
государство

1

15.10.

15.

Подготовка к контрольной работе

1

20.10.

16.

Контрольная работа

1

22.10

17.

Объединения славян под властью
Рюрика

1

27.10.

18.

Первые русские князья.
Правление Олега.

1

29.10.

14

07.1128.12.

1

10.11.

1932.
19.

2 четверть
Правление Игоря Рюриковича

Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Контрольное
тестирование

опрос, индивидуальная
работа.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,

Фронтальный,
дифференцированный

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
индивидуальная работа

20

Княгиня Ольга.

1

12.11.

21.

Сын князя
Святослав

1

17.11.

22.

Сыновья князя Святослава

1

19.11.

23.

Князь Владимир Красное
солнышко

1

24.11.

24.

Крещение Руси

1

29.11.

25.

Укрепление Русского государства

1

26.11.

26.

Расцвет русского государства
при Ярославе Мудром

1

01.12.

Игоря

и

Ольги-

работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по
пройденному материалу.
Работа с лентой времени.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической

опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
работа в парах,
фронтальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная

27.

Князь -воин, строитель и
книжник

1

03.12.

28.

Русская Правда

1

08.12.

29.

Русь после смерти Ярослава
Мудрого. Начало феодальной
раздробленности

1

10.12.

30.

Князь Владимир Мономах

1

15.12.

31.

Подготовка к контрольной
работе

1

17.12.

32.

Контрольная работа

1

22.12.

19

17.0125.03.

1

19.01.

3351.
33.

3 четверть
Распад Руси на отдельные
княжества в XII веке

картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Анализ, ответы на
вопросы.
Контрольное
тестирование.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

34.

Господин Великий Новгород.
Торговля и ремесла
Новгородской земли.
Новгородское вече

1

21.01.

35.

Ростово-Суздальское княжество

1

26.01.

36.

История возникновения Москвы

1

28.01.

37.

Культура Руси в X-XIII веках

1

02.02.

38.

Русь в борьбе с
завоевателями.
Образование монгольского
государства.
Чингисхан и его армия.
Битва на реке Калке

1

04.02.

1

09.02.

40.

Нашествие монголов на Русь.
Власть золотой Орды над
русскими князьями

1

11.02.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

41.

Новгородский князь Александр
Невский

1

16.02.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,

39.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по
пройденному материалу.
Работа с лентой времени.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
работа в парах,
фронтальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный

работа с лентой времени.
42.

Ледовое побоище

1

18.02.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

43.

Объединений русских земель
против Золотой Орды.
Русские княжества XIII-XIV
веках

1

25.02.

44.

Борьба Москвы с Тверью

1

02.03.

45.

Московский князь Иван Калита
и его наследники.

1

05.03.

46.

Изменения в Золотой Орде. Хан
Мамай.

1

09.02.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

47.

Московский князь Дмитрий
Иванович.

1

11.03.

48.

Куликовская Битва

1

16.03.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр

опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

презентации.
Анализ, ответы на
вопросы.

49.

Подготовка к контрольной
работе

1

18.03.

50.

Контрольная работа

1

23.03.

51.

Собирание русских земель вокруг
Москвы. Окончательное
осовобождение Руси о Золотой
Орды.

1

25.03.

5267.

4 четверть

16

06.0405.06.

52.

Государственные реформы
Ивана III. Московское царство.

1

06.04.

53.

Культура и быт России в XV
веке

1

08.04.

54.

Единое Московское
государство. Начало правления
Ивана IV

1

13.04.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

55.

Земский Собор и реформы
Избранной рады.

1

15.04.

56.

Войны Ивана Грозного

1

20.04.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по

Контрольное
тестирование.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,

57.

Опричнина

1

22.04.

58.

Сибирское ханство. Покорение
Сибири

1

27.04.

59.

Смутное время. Воцарение
династии Романовых.
Россия после Ивана Грозного

1

29.04.

60.

Самозванцы и Семибоярщина

1

04.05.

61.

Организация сопротивления
шведско-польской
интервенции. Минин и
Пожарский
Воцарение династии
Романовых. Реформы царя
Алексея Михайловича.

1

06.05.

1

11.05.

Церковный раскол.

1

13.05.

62.

63.

пройденному материалу.
Работа с лентой времени.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой

работа в парах,
фронтальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Составление конспекта
заданного абзаца.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный

64.

Подготовка к контрольной
работе

1

18.05.

65.

Контрольная работа

1

20.05.

66.

Развитие России в XVII веке

1

25.05.

67.

Культура России в XVI-XVII
веках

1

27.05.

Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Анализ, ответы на
вопросы.
Контрольное
тестирование.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.

опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

История Отечества
8
Шиляева Наталия Григорьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№
п/п

Раздел, тема

1-17

1 четверть

I
1.
2.

Российское государство
Наше Отечество в XVII веке.

3.

Всего – 67

В неделю – 2
63
4

Колво
часов
17

Дата

Виды
деятельности

Формы
деятельности

01.0918.10.

2

01.09.
06.09.

Российское общество в XVII
веке.

1

08.09.

4.

Отношение России с другими
странами.

1

13.09.

5.

Внеклассное чтение по
страницам истории XVIIвека

1

15.09.

Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная

Примечание

6.

Детство и юность Петра I.Как
обучали Петра I.

1

20.09.

7.

Семейные разборы. Борьба за
власть.

1

22.09.

8.

Итоги правления Софьи.

1

27.09.

9.

Воцарение Петра I.

1

29.09.

10.

Строительство флота. Азовские
походы.

1

04.10.

11.

Великое посольство (1697-1698
гг.)

1

06.10.

12.

Новый бунт стрельцов.
Возвращение Петра I в Москву.

1

11.10.

Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.

работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная

Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Анализ, ответы на
вопросы.

работа, работа в парах.

13.

Северная война (1700-1721
гг.).Причины. Поражение под
Нервой.

1

13.10.

14.

Подготовка
работе

1

18.10.

15.

Контрольная работа

1

20.10.

Контрольное
тестирование.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.

16.

Первые победы над шведами.

1

25.10.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

17.

Основание Петербурга (1703 г.)

1

27.10.

Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

1831.

2 четверть

15

08.1128.12.

18.

Продолжение Северной войны.
Разгром шведов под Полтавой.

1

08.11.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

к

контрольной

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

19.

Завершение Северной войны.

1

10.11.

20.

Промышленность и сельское
хозяйство.
Заслуги
Петра
Великого перед Россией.

1

15.11.

21.

Изменение в управлении
государством.

1

17.11.

22.

Табель о рангах.

1

22.11.

23.

Образование и культура при
Петре I.

1

24.11.

24.

Личность Петра I

1

29.11.

25.

Семья Петра Великого.

1

01.12.

Беседа на заданную тему.
Решение теста по
пройденному материалу.
Работа с лентой времени.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.

Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
работа в парах,
фронтальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

26.

Проверочная работа по теме
Российское государство в конце
XVII- начале XVIIIвека.

1

06.12.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

27.

Российкая империя после
ПетраI.
Екатерина I и Петр II. Внук
Петра Великого.

1

08.12.

28.

Конец правления Петра II.

1

13.12.

29.

Анна Ивановна ( Иоанновна)и
Иван IV(1730-1741гг).Как
правила Россией Анна
Иоанновна.

1

15.12.

30.

Подготовка к контрольной
работе

1

20.12.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Анализ, ответы на
вопросы.

31.

Контрольная работа

1

22.12.

Контрольное
тестирование.

Наследники Анны Иоанновны.
Бироновщина.

1

27.12.

Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.

32.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

3351.

3 четверть

19

17.0125.03.

33.

Царствование Елизаветы
Петровны (1741-1761гг).
Окружение Елизаветы.
Возвращение к порядкам
Петра I.
Войны России в период
правления Елизаветы
Петровны. Воцарение Петра III.

1

17.01.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

1

19.01.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

35.

Россия в эпоху Екатерины
Великой (1762-1796). Начало
царствования Екатерины II.

1

24.01.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

36.

Близкое окружение и
помощники Екатерины II.

1

26.01.

37.

Война России с Турцией (17681774 гг).

1

31.01.

38.

Присоединение Крыма. Русскотурецкая война. (1787-1791гг).

1

02.02.

39.

Как управляла Россией
Екатерина II. Пугачевский
бунт.

1

07.02.

34.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему.
Решение теста по
пройденному материалу.
Работа с лентой времени.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
работа в парах,
фронтальная работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная

работа.
40.

Развитие образования при
Екатерине II.

1

09.02.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

41.

Конец правления Екатерины
Великой.

1

14.02.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

42.

Проверочная работа по теме
«Российская империя после
Петра Великого».

1

16.02.

43.

Российская империя в первой
половине XIX века.
Отношения России со странами
Европы в конце XVIII- начале
XIX века. Наполеон Банопарт
(1769-1821).
Великий князь Павел Петрович
(1754-1801).

1

21.02.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.

1

28.02.

45.

Участие России в союзе
европейских государств против
наполеоновских войск.

1

02.03.

46.

Генералиссимус А. В.Суворов.
Переход Суворова через Альпы

1

04.03.

44.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.
Анализ, ответы на
вопросы.

работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

47.

Правление Павла Первого.

1

09.03.

48.

Император Александр I. (18011825). Реформы Александра I.
Аракчеевщина.

1

14.03.

49.

Подготовка к контрольной
работе

1

16.03.

50.

Контрольная работа

1

21.03.

51.

Вторжение армии Наполеона в
Россию.

1

23.03.

5267.

4 четверть

16

03.0427.05.

52.

Западная граница России: план
Александра I, план Наполеона.
Битва за Смоленск.

1

04.04.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

53.

Отечественная война 1812г.

1

06.04.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с лентой времени.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная

Контрольное
тестирование.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.

работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

54.

Бородинское сражение

1

11.04.

55.

Наполеон в Москве. Александр
I и Наполеон. Окончание
войны.

1

13.04.

56.

Поход русской армии в Европу
в 1813-1814гг. Россия после
войны с Наполеоном.

1

18.04.

57.
58.

Император Николай I (18251855). Восстание декабристов.
Реформы Николая I

1

20.04.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

59.

Войны России на Кавказе.
Отношения России с другими
странами при Николае I.

1

25.04.

Беседа на заданную тему,
работа с текстом
учебника, исторической
картой, просмотр
презентации.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

27.05.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой. Работа с лентой
времени.

60

Крымская война. Оборона
Севастополя.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой.

Индивидуальная работа с
последующей проверкой,
работа в парах,
фронтальная работа.

61.

Россия в конце XIX века- в
начале XX века.
Царь освободитель Александр
второй (1855-1881). Отмена
крепостного права. Военные
реформы.
Международные отношения
России при Александре II.
Русско-турецкая война 18771878гг.

1

04.05.

Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

1

11.05.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.

63.

Революционные организации в
России в конце XIX века.

1

16.05.

64.

Подготовка к контрольной
работе

1

18.05.

Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой. Работа с лентой
времени.
Беседа на заданную тему,
анализ иллюстраций,
работа с исторической
картой. Работа с лентой
времени.
Анализ, ответы на
вопросы.

65.

Контрольная работа

1

23.05.

66.

Царь Александр III
Миротворец (1881-1894)
Укрепление самодержавия
Александром III. Российское
государство в период
правления Александра III.

1

25.05.

67.

Участие России в Первой
мировой войне. Февральская
революция 1917 года.

1

25.05.

62.

Контрольное
тестирование.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.
Работа с исторической
картой.
Составление конспекта
заданного абзаца.
Заполнение таблицы.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа.
Индивидуальная работа с
последующей проверкой.
Фронтальный
дифференцированный
опрос, индивидуальная
работа, работа в парах.

Фронтальный,
дифференцированный
опрос, индивидуальная

Отречение Николая II.

Работа с исторической
картой.

работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».