ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа обучающихся 5-7 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» - это образовательная программа, для обучения этой категории психофизического обучающихся развития, с учетом особенностей индивидуальных их возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Данная программа предусмотрена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) плотницкое дело». Обучение личности обучающихся, по предмету «Столярно- направлено на разностороннее развитие носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Цель обучения: Создание условий для коррекции и развития трудовых умений и навыков по столярно-плотницкому делу у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1. Предметно – информационная: Раздел. Кабинет столярно-плотницкого дела, оборудование - формирование знаний о правилах работы и поведения; - формирование знаний об организации рабочего места учащегося; - формирование знаний об инструментах, приспособлениях; - формирование знаний о назначении, устройстве электроинструмента формирование знаний о технике безопасности при работе электроинструментами. Раздел. Работа с древесиной формирование знаний о требовании к выполнению столярных работ; - знать свойства пород древесины; - знать виды пиломатериалов; - знать пороки древесины; с - знать хранение и сушка древесины. Раздел. Работа ручным рубанком - формирование знаний техники безопасности при работе ручным рубанком; - формирование знаний об устройстве и регулировке ручного рубанка. Раздел. Пиление древесины - знать виды ручных пил и их назначение; - формирование знаний техники безопасности при пилении. Раздел. Электроинструменты -формирование знаний техники безопасности при работе электроинструментом; - знать устройство и назначение электроинструмента. Раздел. Виды столярных соединений - формирование знаний при выполнении столярных работ; - формирование знаний об угловых соединениях; - формирование знаний о шиповых соединениях; - формирование знаний о соединении на клей. 2. Коммуникативно-деятельностная Раздел. Кабинет столярно-плотницкого дела, оборудование - развитие умения работать с инструментами; -развитие умения работать ручным инструментом; -развитие умения работать электроинструментом. Раздел. Работа с древесиной - развитие умения распознавать пороки древесины; -развитие умения определять виды и свойства древесины мягких и твердых пород. Раздел. Работа ручным рубанком -развитие умения настраивать рубанок; -развитие умения строгать древесину; -развитие умение строгать по разметке. Раздел. Пиление древесины -развитие умения определять пилы по их назначению; -развитие умения пилить поперёк и вдоль волокон; -развитие умения пилить по разметке. Раздел. Электронструменты -развитие умения работать электролобзиком; -развитие умения работать электрорубанком; -развитие умения работать на токарном станке. Раздел. Виды столярных соединений -развитие умения применять столярные соединения; -развитие умения пользоваться разметочным инструментом. 3. Ценностно-ориентационная: - воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности; - воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля; - развитие точности и глазомера; - развитие умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения; - коррекция и развитие таких форм мышления, как сравнение, анализ, синтез. Специальной задачей обучения по столярно-плотницкому делу является коррекция общетрудовых умений учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств. Достижение цели обучения осуществляется в процессе совершенствования компетенций: предметной, общепредметной, ключевой. Согласно учебному плану 2022 – 2023 учебного года на изучение предмета «Столярно-плотницкое дело» в 5-7 классах отводится следующее количество часов: Класс 5 6 7 1 четверть 16 36 32 2 четверть 16 28 32 3 четверть 18 38 38 4 четверть 16 32 28 год 66 134 130 Период Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5балльную) систему прохождения материала. При обучении учитывается неоднородность состава класса и осуществляется индивидуальный подход. Рабочая программа составлена на основе: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-7 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом директора от 09.06.2022 г. №979. Содержательный минимум образования Планируемые результаты изучения учебного предмета. Целью изучения предмета в 5-7 классах является правильное выполнение различных операций (разметка, пиление, строгание другое), а также включение операций выполняемых на станке (сверление). Развитие умений у учеников начального звена происходит при максимальной помощи, в планировании и выполнений различных трудовых операций со стороны учителя. Тематическое планирование по предмету в 5-7 классах совпадает с соответствующим разделом примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования и рабочими программами тех УМК, по которым ведется обучение по предмету в образовательной организации. Программа предмета обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Для учащихся с это также связано с развитием их жизненных регулятивных компетенций. универсальных В отношении учебных задачи действий формирования является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации. В рамках внеурочной активности, предусмотренной настоящей программой, необходимо предусмотреть возможность индивидуальных предпрофессиональных проб, обеспечивающих развитие интереса учащихся к дальнейшему профессиональному обучению. В ходе работы важно сделать упор на обучении чтению технологических карт, схем, чертежей сборки и т.д. При изучении данной предметной области, необходимо обратить внимание на возможные трудности усвоения программного материала, связанные с моторной неловкостью большинства учащихся. Это может быть не только препятствием для освоения определенных технологических операций при выполнении практических работ, но и предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности учащихся при работе с инструментами. Особенности зрительно-моторной координации и недостаточность развития навыков рисования и письма могут быть причиной трудностей при выполнении эскизов, рисунков и чертежей, предусмотренных программой. Поэтому для учащихся необходимо предусмотреть возможность работы с рисунками, схемами и чертежами с использованием ИКТ. При выполнении практических работ необходимо учитывать сенсорную чувствительность части учащихся и осуществлять замену на аналогичные виды работ или проводить обязательную подготовку учащегося к практической работе, если при ее выполнении возможен сенсорный дискомфорт учащегося (например, повышенный уровень шума). Из-за особенностей социального развития, учащимся трудно работать в коллективе, согласовывать цели и задачи своей работы с общими целями. Поэтому оптимальным для учащихся будет индивидуальная работа или работа в небольшой группе до 6 человек из специально подобранных одноклассников. Планируемые результаты изучения учебного предмета Базовые учебные действия. Базовые учебные действия в старших классах составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 1. Личностные учебные действия: - осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - осознанно относиться к выбору профессии. 2. Коммуникативные учебные действия: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в информационных. 3. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: том числе - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку; - корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность. 4. Познавательные учебные действия: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию; - использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами. Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; 2) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 4)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации; 5)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 7)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: Минимальный уровень: - знать название материалов, процесс их изготовления; - изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; - знать свойства материалов и правила хранения; - санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами; - подбирать материалы, необходимые для работы; - принципы работы, общее устройства токарного станка, электроинструмента; -подбирать инструменты, необходимые для работы; - руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, техника безопасности при выполнении работы; - знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда (механических, химических, и т. п.); - читать техническую (технологическую) документацию, применяемую при осуществлении изучаемого технологического процесса; - составлять стандартный план работы; - представление о разных видах работ столярно-плотницкого дела; - определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий; - понимать значение и ценность труда; - понимать красоту труда и его результатов; - заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; - использовать эстетические ориентиры в быту, дома и в школе; - понимать значимость эстетической организации школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине; - умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности; - организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; - осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; - распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; - выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; - комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; - выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков; - принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: - осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно практической деятельности; - экономно расходовать материалы; - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; - осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента; - отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов; - создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; - самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; - осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; - прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; - овладеть некоторыми видам общественно организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.); - понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке; - понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; - осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу. Программное и учебно-методическое обеспечение Программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-7 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом директора от 09.06.2022 г. №979. Дополнительная литература: 1. Журнал «Начальная школа». 2. Научно-методический журнал «Школа и производство» Москва. 3. Барановский А. Секреты домашнего умельца. М., «Современник». 4. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. М., «Высшая школа», 7. Работы по дереву / Сост. Рыженко В.И., Яценко В.А./ - «АСТВ», «Гамма-СА», М. 8. Художественная резьба по дереву /Сост., Мольнар А.А. / - СПЕКТР, СЕЗАМ-МАРКЕТИНГ. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8. Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-7 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом директора от 09.06.2022 г. №979. 10. Учебный план для обучающихся 5 - 7 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год. 11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённый приказом директора от 09.06.2022 г. № 980. 12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2022 – 2023 учебного года. Оборудование Для проведения уроков столярно-плотницкое следующее оборудование: -столярный верстак; -набор столярных инструментов; -электролобзик; -электрорубанок; -токарный станок; - опорные таблицы, плакаты; - видеоролики. дело используется