РП столярно-плотницкое дело 5-7 классы 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа обучающихся 5-7 классов с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» - это образовательная программа, для
обучения

этой категории

психофизического

обучающихся

развития,

с учетом

особенностей

индивидуальных

их

возможностей,

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная программа предусмотрена для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
плотницкое дело». Обучение
личности

обучающихся,

по предмету «Столярно-

направлено на разностороннее развитие

носит

элементарно-практический

характер,

способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции
в жизнь.
Цель обучения: Создание условий для коррекции и развития трудовых
умений и навыков по столярно-плотницкому делу у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Предметно – информационная:
Раздел. Кабинет столярно-плотницкого дела, оборудование
- формирование знаний о правилах работы и поведения;
- формирование знаний об организации рабочего места учащегося;
- формирование знаний об инструментах, приспособлениях;
- формирование знаний о назначении, устройстве электроинструмента
формирование

знаний

о

технике

безопасности

при

работе

электроинструментами.
Раздел. Работа с древесиной
формирование знаний о требовании к выполнению столярных работ;
- знать свойства пород древесины;
- знать виды пиломатериалов;
- знать пороки древесины;

с

- знать хранение и сушка древесины.
Раздел. Работа ручным рубанком
- формирование знаний техники безопасности при работе ручным
рубанком;
- формирование знаний об устройстве и регулировке ручного рубанка.
Раздел. Пиление древесины
- знать виды ручных пил и их назначение;
- формирование знаний техники безопасности при пилении.
Раздел. Электроинструменты
-формирование

знаний

техники

безопасности

при

работе

электроинструментом;
- знать устройство и назначение электроинструмента.
Раздел. Виды столярных соединений
- формирование знаний при выполнении столярных работ;
- формирование знаний об угловых соединениях;
- формирование знаний о шиповых соединениях;
- формирование знаний о соединении на клей.
2. Коммуникативно-деятельностная
Раздел. Кабинет столярно-плотницкого дела, оборудование
- развитие умения работать с инструментами;
-развитие умения работать ручным инструментом;
-развитие умения работать электроинструментом.
Раздел. Работа с древесиной
- развитие умения распознавать пороки древесины;
-развитие умения определять виды и свойства древесины мягких и
твердых пород.
Раздел. Работа ручным рубанком
-развитие умения настраивать рубанок;
-развитие умения строгать древесину;
-развитие умение строгать по разметке.

Раздел. Пиление древесины
-развитие умения определять пилы по их назначению;
-развитие умения пилить поперёк и вдоль волокон;
-развитие умения пилить по разметке.
Раздел. Электронструменты
-развитие умения работать электролобзиком;
-развитие умения работать электрорубанком;
-развитие умения работать на токарном станке.
Раздел. Виды столярных соединений
-развитие умения применять столярные соединения;
-развитие умения пользоваться разметочным инструментом.
3. Ценностно-ориентационная:
- воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости,
работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
- воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля;
- развитие точности и глазомера;
- развитие умения планировать работу и доводить начатое дело до
завершения;
- коррекция и развитие таких форм мышления, как сравнение, анализ,
синтез.
Специальной

задачей

обучения

по

столярно-плотницкому

делу

является коррекция общетрудовых умений учащихся, их познавательной
деятельности и личностных качеств.
Достижение цели обучения осуществляется в процессе
совершенствования

компетенций:

предметной,

общепредметной,

ключевой.
Согласно учебному плану 2022 – 2023 учебного года на изучение
предмета «Столярно-плотницкое дело» в 5-7 классах отводится следующее
количество часов:

Класс

5

6

7

1 четверть

16

36

32

2 четверть

16

28

32

3 четверть

18

38

38

4 четверть

16

32

28

год

66

134

130

Период

Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5балльную) систему прохождения материала.
При обучении учитывается неоднородность состава класса и
осуществляется индивидуальный подход.
Рабочая программа составлена на основе:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-7

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом
директора от 09.06.2022 г. №979.
Содержательный минимум образования
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Целью изучения предмета в 5-7 классах является правильное выполнение
различных операций (разметка, пиление, строгание

другое), а также

включение операций выполняемых на станке (сверление). Развитие умений у
учеников начального звена происходит при максимальной помощи, в
планировании и выполнений различных трудовых операций со стороны
учителя.
Тематическое планирование по предмету в 5-7 классах совпадает с
соответствующим разделом примерной основной общеобразовательной
программы основного общего образования и рабочими программами тех
УМК, по которым ведется обучение по предмету в образовательной
организации.

Программа предмета обеспечивает формирование у школьников
технологического мышления. Для учащихся с это также связано с развитием
их

жизненных

регулятивных

компетенций.
универсальных

В

отношении

учебных

задачи

действий

формирования

является

базовой

структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает
оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно
отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на
котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений,
полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в
отношении профессиональной ориентации.
В рамках внеурочной активности, предусмотренной настоящей
программой, необходимо предусмотреть возможность индивидуальных
предпрофессиональных проб, обеспечивающих развитие интереса учащихся
к дальнейшему профессиональному обучению. В ходе работы важно сделать
упор на обучении чтению технологических карт, схем, чертежей сборки и т.д.
При изучении данной предметной области, необходимо обратить
внимание на возможные трудности усвоения программного материала,
связанные с моторной неловкостью большинства учащихся. Это может быть
не только препятствием для освоения определенных технологических
операций

при

выполнении

практических

работ,

но

и

предъявляет

повышенные требования к обеспечению безопасности учащихся при работе с
инструментами.
Особенности

зрительно-моторной

координации

и

недостаточность

развития навыков рисования и письма могут быть причиной трудностей при
выполнении эскизов, рисунков и чертежей, предусмотренных программой.
Поэтому для учащихся необходимо предусмотреть возможность работы с
рисунками, схемами и чертежами с использованием ИКТ.
При выполнении практических работ необходимо учитывать сенсорную
чувствительность части учащихся и осуществлять замену на аналогичные
виды

работ

или

проводить

обязательную

подготовку

учащегося

к

практической работе, если при ее выполнении возможен сенсорный
дискомфорт учащегося (например, повышенный уровень шума).
Из-за особенностей социального развития, учащимся трудно работать в
коллективе, согласовывать цели и задачи своей работы с общими целями.
Поэтому оптимальным для учащихся будет индивидуальная работа или
работа в небольшой группе до 6 человек из специально подобранных
одноклассников.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу
формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права
и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии.
2. Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в
информационных.
3. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:

том числе

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
- корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
4. Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно
пространственную организацию;
-

использовать

логические

действия

(сравнение,

анализ,

синтез,

обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале,

основе

практической

деятельности

в

соответствии

с

индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов,

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности

некоторые межпредметные

знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между
объектами и процессами.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России;
2) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение

социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
4)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно пространственной организации;
5)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
8)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать название материалов, процесс их изготовления;

- изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре,
учебе, отдыхе;
- знать свойства материалов и правила хранения;
- санитарно-гигиенические требования при работе с производственными
материалами;
- подбирать материалы, необходимые для работы;
-

принципы

работы,

общее

устройства

токарного

станка,

электроинструмента;
-подбирать инструменты, необходимые для работы;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и
оборудованием, техника безопасности при выполнении работы;
- знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда
(механических, химических, и т. п.);
- читать техническую (технологическую) документацию, применяемую
при осуществлении изучаемого технологического процесса;
- составлять стандартный план работы;
- представление о разных видах работ столярно-плотницкого дела;
- определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда;
- понимать красоту труда и его результатов;
- заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной
природе;
- использовать эстетические ориентиры в быту, дома и в школе;
- понимать значимость эстетической организации школьного рабочего
места как готовность к внутренней дисциплине;
- умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в
повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией,
установленной в обществе;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности;

- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
- осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
- распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации
собственной деятельности и совместной работы;
- комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
-

проявлять

заинтересованное

отношение

к

деятельности

своих

товарищей и результатам их работы;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после
уроков;
- принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении
территорий, охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
-

осознанно

определять

возможности

различных

материалов,

осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими,
декоративно художественными и конструктивными свойствам в зависимости
от задач предметно практической деятельности;
- экономно расходовать материалы;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои
действия с поставленной целью;
- осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной
обработки материалов;
-

создавать

материальные

ценности,

имеющие

потребительскую

стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
- самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную
последовательность действий для реализации замысла;

- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать
средства и способы работы для его получения;
- овладеть некоторыми видам общественно организационного труда
(выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса,
звеньевого; и т.п.);
- понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
- понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного
мира с миром природы;
- осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех
сферах, которые особенно нужны обществу.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-7

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом
директора от 09.06.2022 г. №979.
Дополнительная литература:
1. Журнал «Начальная школа».
2. Научно-методический журнал «Школа и производство» Москва.
3. Барановский А. Секреты домашнего умельца. М., «Современник».
4. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. М., «Высшая школа»,
7. Работы по дереву / Сост. Рыженко В.И., Яценко В.А./ - «АСТВ»,
«Гамма-СА», М.
8. Художественная резьба по дереву /Сост., Мольнар А.А. / - СПЕКТР,
СЕЗАМ-МАРКЕТИНГ.

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
1.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5-7

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год, утверждённая приказом
директора от 09.06.2022 г. №979.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 7 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2022-2023 учебный год, утверждённый приказом директора от 09.06.2022
г. № 980.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2022 – 2023 учебного года.
Оборудование
Для

проведения

уроков

столярно-плотницкое

следующее оборудование:
-столярный верстак;
-набор столярных инструментов;
-электролобзик;
-электрорубанок;
-токарный станок;
- опорные таблицы, плакаты;
- видеоролики.

дело

используется


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».