Пояснительная записка Учебный предмет «Этика» относится к предметной области «Человек и общество». Предмет рассчитан на 34 учебные недели в год (1 час в неделю) и составляет 5 классе 33 часа в год, в 6 классе – 32 часа. Цель учебного предмета "Этика" состоит в формировании у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения. Задачи: -формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия. -усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил. -формирование определенного отношения к нравственным категориям, умение их дифференцировать. -коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося. Содержание учебного предмета "Этика" 1. Введение. Что такое "Этика". Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества. Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно, на примере отдельных понятий). История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор). 2. Основные понятия этики. Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. "Ложь во спасение". Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений). Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время. Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни. Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: "чистая совесть", "совесть замучила", "ни стыда, ни совести". 3. Этика родительских отношений. Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль обучающегося в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские (общность взглядов, привычек, традиций). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей (законных представителей) в жизни обучающегося. Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей (законных представителей) с обучающегося: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили отношений, высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер обучающегося, его привычки, дальнейшую жизнь. Обучающиеся и родители (законные представители). Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями (законными представителями). Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье. 4. Этика межличностных отношений. Дружба. Дружба - чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружбакомпанейство. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения. Этические правила в отношениях друзей. Этика взаимоотношений юноши и девушки. 5. Этика производственных (деловых) отношений. Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального общения. Деловой стиль одежды. Уровни достижения предметных результатов Минимальный уровень: -представления о некоторых этических нормах; -высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; -признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Достаточный уровень: -аргументированная оценка поступков героев литературных произведений (кинофильмов), обучающихся, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми. Программное и учебно-методическое обеспечение Программы: 1. Федеральная программа адаптированная обучающихся (интеллектуальными основная с общеобразовательная умственной нарушениями), отсталостью утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. 2. Адаптированная образования основная обучающихся общеобразовательная 5-8 классов с лѐгкой программа умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. Справочная литература: 1. «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся) под редакцией Филина Ф. П. – М.: «Просвещение», 2019 г. Дополнительная литература: 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Этикет» (Развитие коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 158. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весѐлый этикет» (Развитие коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2018г. – С. 87. 3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. «Сто великих писателей». – М.: «Вече», 2016. – С. 114. 4. Николаева С. О «Занятия по культуре поведения». – М.: ВЛАДОС, 2016. – С. 94. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным программам деятельности – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 7. Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодѐжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. 9.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-8 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнная приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 10.Учебный план для обучающихся 5-8 классов с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. 11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждѐнный приказом директора от 28.08.2023 г. № 1495. 8. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: 1.Дидактический материал: -карточки со словарными словами; -карточки с алгоритмами правил; -карточки для обратной связи; -карточки с индивидуальными заданиями по работе; -раздаточный материал для работы над связной речью; -карточки для логопедической зарядки; -карточки с кроссвордами; - коррекционные упражнения; - задания и упражнения на развитие высших психических функций; -иллюстрации. 2. Технические средства обучения: -ноутбук; -интерактивная доска; -проектор. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Этика Класс 5 Ф.И.О. учителя Кедровских Елена Васильевна Количество учебных часов: № п/п 1-8. Всего – 33 В неделю –1 1.Обучающе-развивающих 29 2.Контрольных 4 Раздел, тема Кол-во часов 8 Дата I. Введение. 7 1. Этика. Понятие об этике. 1 06.09.25.10. 06.09.25.10. 06.09. 2. Этика и этикет. 1 13.09. 1 четверть. Виды деятельности Формы деятельности Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный Примечание 3. 4. Этика отношений окружающим. 5. 1 20.09. 27.09. Познай самого себя. 1 04.10. 6. Точность, аккуратность. 1 11.10. 7. Проверочная работа. 1 18.10. 8. Особенности отношения «Учитель–ученик». 1 25.10. 09-16 2 четверть. 8 09-16 Культура общения. 3 08.11.27.12. 08.11.27.12. 9. 10. Речевой этикет. к обязанность, 2 08.11. 15.11. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Повторение пройденного материала. Решение тестов, кроссвордов. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Дифференцированный Просмотр презентации, опрос, работа в парах, работа в тетради, индивидуальная работа. инсценировка ситуации. 11. Я в общении. 1 22.11. 12. Я и окружающие. 1 29.11. 13-16 Самовоспитание 9 13. 14. Самопознание. Самовоспитание. 2 02.12.26.05. 06.12. 13.12. 15. Проверочная работа. 1 20.12. 16. Повторение раздела «Культура общения». 1 27.12. 17-26 3 четверть. 10 17.01.20.03. 17. 18. Товарищество и дружба. 2 17.01. 24.01. 19. Представление о добре и зле. 1 31.01. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. 20. Представление невежде. и 1 07.02. 21. Представление о мужестве и трусости. 1 14.02. 22. Представление о щедрости и скупости. 1 21.02. 23. Доброжелательность и зависть. 1 28.02. 24. Правда и ложь. 1 06.03. 25. Проверочная работа. 1 13.03. 26. Повторение «Самовоспитание». 1 20.03. 7 03.04.22.05. 1 03.04. 27-33 27. о невеже раздела 4 четверть. Конфликты людьми. в отношениях с Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Беседа на заданную тему. Дифференцированный Просмотр презентации, опрос, работа в парах, работа в тетради, индивидуальная работа. 28. Отношение к природе как нравственная проблема. 1 10.04. 29. Умей быть благодарным. 1 17.04. 30. Завтрашний характер сегодняшнем поступке. в 1 24.04. 31. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. 1 08.05. 32. Проверочная работа. 1 15.05. 33. Влияние поступков человека на его характер. 1 22.05. инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Беседа на заданную тему. инсценировка ситуации. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Этика Класс 6 Ф.И.О. учителя Кедровских Елена Васильевна Количество учебных часов: Всего –32 В неделю –1 1.Обучающе-развивающих 28 2.Контрольных 4 № п/п Раздел, тема Кол-во часов 7 1-7. 1 четверть. 1. Вводный урок. Что такое этикет? 1 2. 3. Что такое вежливость? 2 Дата 13.09.25.10. 13.09. 20.09. 27.09. Виды деятельности Формы деятельности Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, Примечание 4. Правила приветствия. 5. Правила знакомства представления. 6. 7. 8-14. 1 04.09. 1 11.10. Просьба и приказ. 1 18.10. Проверочная работа. 1 25.10. 7 и 2 четверть. 8. Комплименты. 1 13.11.25.12. 13.11. 9. Лестные и льстивые слова. 1 20.11. 10. Поздравление и пожелание. 1 27.11. работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. 11. Столовый этикет. Столовое белье. Виды салфеток. 1 04.12. 12. Искусство салфеток. 1 11.12. 13. Повторение. 1 18.12. 14. Проверочная работа. 1 25.12. складывания 15-24 3 четверть. 10 15. Оформление чайного (кофейного) стола. 1 15.01.18.03. 15.01. 16. Общие правила столового этикета. 1 22.01. 17. Гостевой этикет. Правила для гостей. 1 29.01. инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Повторение пройденного материала. Решение тестов, кроссвордов. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Фронтальный, дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. 18. Правила хозяев. поведения для 1 05.02. 19. Правила магазине. в 1 12.02. 20. Поведение на улице. 1 19.02. 21. Правила поведения время игры. 1 26.02. 22. Проверочная работа. 1 04.03. 23. 24. Повторение. 2 11.03. 18.03. 01.04.20.05. 01.04. 08.04. поведения во 26-32 4 четверть. 8 25. 26. Дружба – чувство, присущее человеку. 2 27. Значение дружбы в жизни 1 15.04. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Повторение пройденного Фронтальный, материала. дифференцированный Решение тестов, опрос, работа в парах, кроссвордов. индивидуальная работа. Дифференцированный человека. 28. Типы отношений. 29. дружеских 1 22.04. Конфликт с родителями. 1 27.05. 30. Проверочная работа. 1 06.05. 31. Способы конфликтов. 1 13.05. 32. Повторение. 1 20.05. преодоления Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Просмотр презентации, работа в тетради, инсценировка ситуации. Беседа на заданную тему. Решение теста по пройденному материалу. опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Дифференцированный опрос, работа в парах, индивидуальная работа. Индивидуальная работа с последующей проверкой, фронтальная работа. Беседа на заданную тему. Дифференцированный Просмотр презентации, опрос, работа в парах, работа в тетради, индивидуальная работа. инсценировка ситуации. Повторение пройденного Фронтальный, материала. дифференцированный Решение тестов, опрос, работа в парах, кроссвордов. индивидуальная работа.