РП Речевая практика 4 класс на 2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка
Предмет "Речевая практика" в начальной образовательной организации
входит в структуру изучения предметной области "Язык и речевая практика".
Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой
коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи учебного предмета "Речевая практика":
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать

и

обогащать

языковую

базу

устных

высказываний

обучающихся;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
2. Содержание учебного предмета Речевая практика:
2.1. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных
устных

инструкций

выполненных

педагогического

действиях.

работника,

Прослушивание

и

словесный

выполнение

отчет

о

инструкций,

записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.
Слушание

небольших

литературных

произведений

в

изложении

педагогического работника и с аудионосителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
2.2. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование
силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и
жестов в общении.

2.3. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
2.4. Организация речевого общения:
Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение внимания.
"Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся",
"Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься,
пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень
приятно!", "Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание: употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть
в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной
ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо",
"Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в

зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость
дублирования

этикетных

формул,

использованных

невоспитанными

взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как
дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании:
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю
тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу
подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и
подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как
хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону:
"Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно попросить
(позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке
или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание

просьбы

с

помощью

мотивировки.

Формулы:

"Пожалуйста,...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...",
"Можно я...".
Мотивировка отказа. Формула: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень
приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя
(Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я
нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент: одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для

отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы
речевые

ситуации

"Давайте

познакомимся!",

"Знакомство

во

дворе",

"Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
Составление

устного

текста

(диалогического

или

несложного

монологического) по теме ситуации.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Речевая практика:
3.1. Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы педагогического
работника по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения педагогического работника;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
ответы

на

вопросы

педагогического

работника

прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
3.2. Достаточный уровень:

по

содержанию

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений, ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы
педагогического работника;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года.
Учебник:
Речевая практика. 4 класс : учеб. для общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. –
М. : Просвещение, 2018. – с. 63.
Рабочая тетрадь:
Комарова С. В., Речевая практика. Рабочая тетрадь. 4 класс : учеб. пособие

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих

адапт.

основные

общеобразоват. программы. – М. : Просвещение, 2022. – с. 47.
Дополнительная литература:
1.

Горбацевич А. Д., Коноплеева М. А. Речевая практика. 1 класса : учеб.

пособие

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). – М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 2017. – 95 с.
2.

Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1-4

классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. – М. : Просвещение, 2016. – с. 208.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023
года.
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
2023 – 2024 учебного года.

Оборудование:
Опорные таблицы, папки, телевизор, ноутбук, наборы сюжетных и
предметных картинок, комплекс логопедической разминки.
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Речевая практика
4 класс
Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
№
п/п

Тема урока.

1-16.

1 четверть

1-4.

Делимся новостями

Всего –64 ч

В неделю – 2 ч.
64 ч.
-

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
каждой
темы
16
4

Дата

04.0927.10.
05.09,
08.09,
12.09,
15.09.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Приветствия друг другу, представление новых учеников,
поздравления с праздником знаний.
3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с
фиксированной структурой текста.
4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым
летом».
5. Выполнение творческих работ по теме. Составление
рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
5-8.

Я выбираю книгу

4

19.09.
22.09,
26.09,
29.09.

9-12.

«Подскажите, пожалуйста…»

4

03.10,
06.10,
10.10,
13.10.

13-16.

Я - пассажир

4

17.10,
20.10.
24.10,
27,10.
.

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного
опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).
3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге
(составление предложений по картинкам, беседа о типах книг,
рисование иллюстраций, обсуждение книг).
4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на
план.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о
том, когда может быть использована фраза «Подскажите,
пожалуйста...»).
3. Конструирование возможных диалогов обращения за
помощью: к знакомому и незнакомому человеку.
4. Ролевые игры по теме ситуации.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).
2. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в
общественном транспорте.
3. Конструирование возможных диалогов в общественном
транспорте.
4. Участие в ролевой игре «В автобусе» (или иной по выбору
учителя с
учётом специфики общественного транспорта в местности, где
находится школа).

5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
17-32.

2 четверть

16

17-19.

Речевая ситуация «Петушок –
Золотой гребешок»

3

20-23.

Сочиняем сказку

4

17.11.
21.11.
24.11,
28.11.

24-27.

У телевизора

4

01.12,
05.12,
08.12,
12.12.

07.1129.12.
07.11,
10.11,
14.11.

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).
2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с
опорой на иллюстрации).
3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на
иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и
др.).
4. Инсценирование сказки
1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.
3. Обсуждение замысла сказки.
4. Составление предложений к каждой части придумываемой
сказки с опорой на вопросный план.
5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.
6. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у
школьников.
7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).
3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся
знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире,
умение
ориентироваться
в
программе
телепередач,
умение
пользоваться
пультом от телевизора.
4. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с

28-32.

33-50.

«Лисичка-сестричка»

3 четверть

5

15.12,
19.12,
22.12,
26.12,
29.12.

18

15.0122.03.
16.01,
19.01,
23.01.

33-35.

Новогодние истории

3

36-39.

Знаки - помощники

4

26.01,
30.01,
02.02,
06.02.

элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на
план.
5. Составление персональных телевизионных программ
обучающимися.
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).
2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с
опорой на иллюстрации).
3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на
иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и
др.).
4. Инсценирование сказки.

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации).
2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах.
3. Обсуждение замысла истории.
4. Составление предложений к каждой части придумываемой
истории с опорой на вопросный план.
5. Иллюстрирование истории согласно замыслу.
6. Рассказывание вариантов истории, получившихся у
школьников.
7. Представление истории на новогоднем празднике
(инсценирование, демонстрация видео с записью истории,
рассказываемой четвероклассниками и т. д.)
1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта,
знаний по теме на основе рассматривания условных знаков,
встречающихся в повседневной жизни.

40-43.

В гостях у леса

4

09.02,
13.02,
16.02,
20.02.

44-47.

Задушевный разговор

4

27.02.
01.03,
05.03,
12.03.

48-50.

Приглашение

3

15.03,
19.03,
22.03,

3. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на
улице, предполагающих обсуждение значения дорожных
знаков.
4. Участие в экскурсии «Знаки-помощники в нашем городе
(посёлке, на нашей улице и т. д.)».
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций).
3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний
о правилах поведения в лесу.
4. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».
Представление работ обучающимися (составление рассказов).
5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу».
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.
3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия,
предостережения на основе иллюстраций.
5. Участие в игре «Свои чувства не скажу, а без слов вам
покажу».
6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово»,
«Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.
7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация имеющихся знаний по теме (участие в беседе
на основе

личного опыта).
3. Конструирование устных приглашений с опорой на план.
Дифференциация в зависимости от адресата.
4. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и
вежливый отказ.
5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе
в творческих группах.
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
51-64.

4 четверть

14

51-53.

Поздравляю!

3

54-56.

Жду письма!

3

01.0424.05.
02.04,
05.04,
09.04.

12.04,
16.04,
19.04.

1.Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Конструирование поздравлений. Дифференциация в
зависимости от адресата.
3. Знакомство с правилами оформления письменного
поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в
подписывании поздравительных открыток.
4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и
подписи к ней.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).
2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со
структурой письма.
3. Составление коллективного письма литературному герою по
теме с опорой на план из ключевых слов.
4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью
учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов
обучающихся могут быть предложены задания написать
письмо другу, родственнику и др.).
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

57-59.

«Извините меня…»

3

23.04,
26.04,
03.05.

60-62.

Поздравительная открытка

3

07.05,
14.05,
17.05.

63-64.

Во саду ли в огороде

2

21.05,
24.05,

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том,
когда может быть использована фраза «Извините меня» или
форма
«Извини меня…»).
3. Конструирование возможных диалогов, содержащих
извинения.
4. Ролевые игры по теме ситуации.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)
1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций).
2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой
Отечественной войне.
3. Рисование праздничных открыток.
4. Конструирование поздравлений с Днём Победы различным
адресатам (ветеранам, учителям, родным).
5. Подписывание открыток с поздравлениями.
6. Доставка открыток адресатам (отправление письмом,
доставка лично в руки)
1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия
беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и
ягоды, растущие в нашей местности).
3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме
(обсуждение замыслов, порядка выполнения).
4. Выполнение и представление творческих работ классу —
составление рассказов на основе выполненных рисунков.

5. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные
высказывания, взаимные вопросы, уточнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».