РП Математика 4 класс на 2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих
обучающихся

знаний,

умений

пропедевтическим

наблюдать,

этапом

анализировать,

формирования

у

взаимодействовать

с

окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в
процессе решения проблемных ситуаций;

закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура

курса

представлена

следующими

разделами:

"Сезонные

изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Повышение

эффективности

усвоения

учебного

содержания

требует

организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
2. Содержание учебного предмета:
2.1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время
суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и
выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году, начиная с января. Календарь.

Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности
описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер
(холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое
- тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),
состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода),
почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и
появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования
птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в
разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара).
2.2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок,
глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается
Земля.
2.3. Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание,
образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление

кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение
тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким
животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот,
уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена
органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны
органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление
с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты,
ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная
гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося:

гигиенические

принадлежности,

игрушки,

школьные

канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
2.4. Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта.

Больница.

Поликлиника.

Аптека.

Назначение

учреждения.

Основные

профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
2.5. Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины

легковые

и

грузовые,

метро,

маршрутные

такси,

трамваи,

троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
2.6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная
страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и
искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и
расходование денег.
2.7.

Безопасное

поведение.

Предупреждение

заболеваний

и

травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной

(постельный

режим,

соблюдение

назначений

врача)

и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и
стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов
врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила

безопасного

использования

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Мир природы и человека:
3.1. Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
знание

требований

к

режиму

дня

обучающегося

и

понимание

необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
3.2. Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся,

проявление

к

ней

ценностного

отношения,

понимание

замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление

активности

в

организации

совместной

деятельности

и

ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года.
Учебник:
Матвеева Н. Б., Попова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированные

общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь:
Матвеева Н. Б., Попова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс. Учебное
пособие

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2020.
Дополнительная литература:
Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 14 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. - 222 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 08.08.2023
года.
Устав

10.

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

11.

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

12.

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

13.

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-

печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации

фронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта предметных,
сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по
разделам программы;
-

экранно–звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира

(природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного
предмета;
-

учебно–практическое оборудование: игровой материал для сюжетных

дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и
элементарных опытов;
-

оборудование

для

проведения

предметно-практических

упражнений:
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин)

-

модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;

натуральные

объекты:

учебные

принадлежности,

игрушки,

комнатные

растения, плоды с/х культур.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
,http://infourok.ru/,

ресурсы:

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/.

http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Мир природы и человека
4 класс
Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

Всего – 33 ч.
33 ч.
-

№
п/п

Раздел. Тема урока.

1-8.

1 четверть

Кол-во
часов,
отводимое
на
освоение
каждой
темы
8

1-8.

Сезонные изменения в природе

8

1.

Влияние Солнца на смену времен года.
Признаки осени

2.

В неделю – 1 ч.

Дата

04.0927.10.
07.0926.10.
06.09.

1

Растения и животные осенью

13.09.
1

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме
Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название
осенних месяцев, признаков осени. Определение по рисункам
признаков осени. Составление рассказа об осенних месяцах.
Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение
причин признаков осени. Нахождение и название знакомых
цветов, овощей. Составление рассказа об использовании
овощей. Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке.

3.

Признаки зимы

1

20.09.

4.

Растения и животные зимой

1

27.09.

5.

Труд людей зимой

1

04.10.

6.

Растения и животные зимой

1

11.10.

7.

Труд людей осенью и весной

1

18.10.

8.

Растения и животные летом

1

25.10.

Чтение вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок.
Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов.
Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.
Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки
Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа.
Нахождение объектов по заданию. Прослушивание и чтение
текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.
Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых
объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных
зимой.
Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная
работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам.
Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за
погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение
свойств объекта по рисунку с доказательством выбора.
Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка
названий весенних цветов. Нахождение в тексте объектов
природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка
муравейника в тетрадь. Название детенышей животных.
Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке.
Составление рассказа о труде людей. Разучивание
стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по
рисункам. Прослушивание текста, ответы на вопросы.
Словарная
работа
(многолетние
растения,
садовые
инструменты). Практическая работа на пришкольном участке
(сгребание листвы). Правила безопасного использования
садового инструмента.
Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со
схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в

тексте определений явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и
разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка
растений. Работа со стихотворным текстом. Называние
знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на
рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на
рисунки, по опорному плану. Составление рассказа о ферме.
9-16
9.

1013.
10.

11.

2 четверть
Труд людей летом

Неживая природа

8
1

4

07.1129.12.
08.11.

Почва. Состав почвы

1

16.1107.12.
15.11.

Обработка почвы.
Правила обращения с
садовым инструментом

1

22.11.

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса,
сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по
тексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение
стихотворения, нахождение ответа на вопрос в
тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись
предложения в тетрадь.

Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке.
Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с
рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов).
Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста
учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на
рисунке
Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об
обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий
садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном
участке (перекапывание почвы) Рассматривание и отбор
садового инструмента (натуральных объектов). Определение,
чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка
правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в

12.

Песок и глина

1

29.11.

13.

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги

1

06.12.

3

Живая природа. Растения

1416.
14.

Растения. Огород

1

14.1228.12.
13.12.

15.

Лес. Ориентировка в лесу

1

20.12.

тетрадь. Зарисовка садового инструмента.
Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста
учебника. Составление рассказа о песке с использованием
текста учебника. Работа с рисунками (использование песка).
Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно
использовать для лепки). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с
рисунками (использование глины). Изготовление поделки из
глины.
Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина).
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор,
холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради
гор и холмов, подпись названий Словарная работа (равнины,
овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги)
на рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов
природы (равнина, овраг).

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление
инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах.
Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.
Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте.
Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев.
Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние,
клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов
природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их
перечисление. Объяснение выбора объекта природы по
признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация
предметов по признаку (деревья, кустарники) Упражнения на

16.

Сад. Растения культурные и дикорастущие

1

27.12.

1726.
17.

3 четверть

10

Лекарственные растения. Красная книга

1

15.0122.03
17.01.

18.

Растения полей. Поле в разное время года

1

24.01.

ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади,
спереди). Рассматривание приборов для ориентировки в
пространстве (компас).
Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на
рисунках, определение их предназначения. Запись названий
садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного
инструмента. Составление рассказа о правилах использования
садового инструмента на основе рисунков и текста Нахождение
определения дикорастущих и культурных растений, ответов на
вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная
работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание
натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание
по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте
учебника. Знакомство с лекарственными растениями
(чтение названия и информации на аптечной упаковке),
способом их применения, сроком годности Чтение рассказа
учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о
редких видах растений и животных, их описание по внешнему
виду. Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия.
Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на
вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных
объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов
питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище,
озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в
поле в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание
загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и
гречиха). Изготовление поделки из соломы.

19.

2024.
20.

Парки

Животные

1

31.01.

5

Домашние животные: лошадь, корова

1

07.0213.03.
07.02.

21.

Свинья, овца. Правила ухода за
домашними
животными

1

14.02.

22.

Птицы. Польза и вред птиц.
Водоплавающие
птицы

1

21.02.

23.

Дикие и домашние животные

1

28.02.

Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея,
сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков,
расположенных вблизи местожительства.

Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на
рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике,
ответы на вопросы. Составление рассказа об известном
животном. Рассматривание рисунка с изображением лошади,
коровы. Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об
использовании лошади, коровы человеком.
Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи.
Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Составление рассказа об использовании овцы, свиньи
человеком. Зарисовка домашнего животного Рассматривание
предметов ухода за домашними животными. Запись названий
предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними
животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по
тексту.
Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа
по плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на
рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания.
Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц.
Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их
назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по
тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для
птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы).
Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние
знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка,

24.25.

Насекомые.

1

06.03.
13.03.

26.
26.

Человек
Человек. Мозг человека

1
1

22.03.
20.03.

7

4 четверть

2733.
27.

Профилактика травм головного мозга

1

01.0424.05.
03.04.

28.

Режим дня. Часы

1

10.04.

29.

Профилактика переутомления

1

17.04.

селезень). Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц
по контуру. Зарисовка контура птицы Нахождение птиц на
рисунках. Составление описательного рассказа. Словарная
работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы
для человека. Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение
сходства и различий. Чтение текста учебника. Нахождение
ответов на вопросы в тексте учебника.
Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение.

Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника.
Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга
собаки и лягушки по рисункам.

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики
травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по
рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка
иллюстрации правильного поведения .
Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное
время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на
вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом
занятии вечером. Рассматривание часов. Определение
предназначения часов (будильник, настенные, ручные,
песочные). Практическая работа по определению времени.
Составление режима дня, запись в тетрадь.
Практическое
разучивание
физкультминутки
для
профилактики переутомления. Запись комплекса гимнастики в
тетрадь.

30.

Загрязнение воздуха, воды, почвы

1

24.04.

31.

Заповедник. Зоопарк (по выбору)

1

08.05.

3233.
32.

Безопасное поведение

2

33.

Правила поведения в быту, в школе

1

15.0522.05.
15.05.

ПДД. Дорога.
Пешеходный переход

1

22.05.

Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.
Определение действий человека по очистке воздуха.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по
рисункам. Определение действий человека по очистке воды.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов
на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по
рисункам.
Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте.
Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях
людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная
работа (заповедник, лесничество) Экскурсия в зоопарк.
Слушание рассказа учителя о животных зоопарка.
Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь.

Определение правильного поведения по иллюстрациям.
Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор
правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание
телефонов экстренной помощи. Правила поведения при беседе
по телефону. Игра «Телефонный звонок». Ответы на вопросы.
Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе.
Составление рассказа по правилам
поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на
уроке.
Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными
словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути,
тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил

поведения на дороге. Практическая отработка правил
поведения
на
дороге.
Рассматривание
иллюстраций.
Нахождение предложения в тексте по заданию учителя.
Экскурсия «Пешеходный переход». Практическая отработка
навыков перехода дороги по пешеходному переходу,
светофору.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».