РП Музыка 4 класс на 2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие

способности

получать

удовольствие

от

музыкальных

произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный

процесс

основан

на

принципе

индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи

обучения

и

воспитания,

оптимистической

перспективы,

комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
2. Содержание учебного предмета Музыка
2.1. В содержание программы входит овладение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для

них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений:
2.2. Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры;

музыка

народная

и композиторская; детская, классическая,

современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные
развитие

образы,

элементарных

воплощенные

в

представлений

музыкальных
о

произведениях;

многообразии

внутреннего

содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру;
в)

развитие

умения

передавать

словами

внутреннее

содержание

музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная
мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;

е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка).
2.3. Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного

вдоха,

соответствующего

характеру

и

темпу

песни;

формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;

формирование

устойчивого

навыка

естественного,

ненапряженного

звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой
- способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла"); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии,
на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху
вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других
обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;

обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением
строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1
- си1, до1 - до2;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
2.4. В содержание программного материала уроков по изучению элементов
музыкальной грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte,
тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
2.5. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.

3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Музыка:
3.1. Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
3.2. Достаточный уровень:
самостоятельное

исполнение

разученных

детских

песен;

знание

динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

исполнение

выученных

песен

без

музыкального

сопровождения,

самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года.
Дополнительная литература:
Евтушенко И.В.Формирование основ музыкальной культуры умственно
отсталых школьников в системе специального образования. – М. 2017.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023
года.
10.

Устав

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.

12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Детские музыкальные инструменты; тексты песен, слайды, аудиозаписи.
Коррекционные

задания.

Демонстрационный,

дидактический

материал,

сюжетные картинки. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы
попевок. Комплекс логопедической разминки. Портреты композиторов.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор; экранно-звуковые
пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/,
http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/,
http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О. учителя

Музыка
4 класс
Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

1-8.
1.

Тема урока

1 четверть
Вводный урок

Всего – 33 ч.

В неделю – 1 ч.
33 ч.
-

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
каждой
темы
8
1

Дата

04.0927.10.
07.09.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое
описание последующей музыкальной деятельности. Выявление
предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений
обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен,
выученных на предыдущих годах обучения.
Знакомство со звучанием музыкального инструмента:
аккордеон.
Слушание музыки:
детские песни из популярных отечественных мультфильмов;

2-7.

8.

Без труда не проживешь

6

14.09,
21.09,
28.09,
05.10,
12.10,
19.10,

Обобщение по теме «Без труда не

1

26.10.

А. Пьяццолла. Либертанго (аккордеон).
Музыкально-дидактические игры.
Хоровое пение:
Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В.
Викторова и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н.
Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Во кузнице. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром
темпе исполняемого произведения. Дифференцирование звуков
по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие,
низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и
на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Слушание музыки:
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха
Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два – четыре. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием:
валторна.
Слушание музыки:
П. Чайковский. Симфония №5. Часть II. Andante cantabile.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара

проживешь»

9- 16.

2 четверть

9- 13. Будьте добры

по теме
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
8
5

07.1129.12.
09.11,
16.11,
23.11,
30.11,
07.12.

Хоровое пение:
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение».
Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка».
Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения определять и передавать идейное и
художественное содержание сказочных сюжетов в музыкальных
произведениях; выделять и формулировать характеристики
музыкальных средств (средств музыкальной выразительности), с
помощью которых создаются образы.
Слушание музыки:
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма
«Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г.
Остера.
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е.
Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь».
Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки

14.

Обобщение по теме «Будьте добры»

1

14.12.

1516.

Контрольно-обобщающий урок

2

21.12.
28.12
.

10

15.0122.03.

9

18.01.
25.01.
01.02
08.02,
15.02.
22.02,
29.02.
07.03.
14.03

3 четверть

17 26.
1725.

Моя Россия

к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара
по теме
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за
1-2 четверть
Слушание музыки: повторение и обобщение изученного
музыкального материала для слушания за 1-2 четверть
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

Хоровое пение:
Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л.
Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Моя Россия. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Мальчишки и девчонки. Музыка А. Островского, слова И. Дика.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Работа над кантиленой. Развитие умения различать марши,
танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

26.

2733.
2731.

Обобщение по теме «Моя Россия»

4 четверть
Великая Победа

1

21.03.

7

01.0424.05.
04.04,
11.04,
18.04,
25.04.
02.05.

5

Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе
Салтане».
Спортивный марш. Из кинофильма «Вратарь». Музыка И.
Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача.
В. Агапкин. Прощание славянки.
П. Чайковский. Полька. Из «Детского альбома».
Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием:
литавры.
Слушание музыки:
П. Чайковский. Полонез. Из оперы «Евгений Онегин».
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара
по темам
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания по темам
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Хоровое пение:
Три танкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм.
Покрасса, слова Б. Ласкина.
Слушание музыки:
Катюша. Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.
День Победы. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах

32.

Мир похож на цветной луг

1

16.05.

33.

Обобщение по темам: «Великая
Победа», «Мир похож на цветной
луг»

1

23.05.

Хоровое пение:
Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром».
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Формирование элементарных представлений о выразительном
значении динамических оттенков (форте – громко, пиано –
тихо).
Слушание музыки:
С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
В. Монти. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля
минор, к. 331.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара
по теме
Слушание музыки: закрепление изученного музыкального
материала для слушания по теме
Развитие умения различать марши (военный, спортивный,
праздничный, шуточный, сказочный)
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».