1.Пояснительная записка Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах; расширение художественно-эстетического кругозора; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них; формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности; формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация"). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации; развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. 2. Содержание учебного предмета Рисование (изобразительное искусство) 2.1. Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему, декоративное рисование; лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. 2.2. Подготовительный период обучения. Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; размазывание по картону; скатывание, раскатывание, сплющивание; примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию: складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине; приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина; приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу); рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой; приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, несложных форм, букв, цифр. 2.3. Обучение композиционной деятельности: реальных предметов Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. 2.4. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация". Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. 2.5. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок: Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись". Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка). Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 2.6. Обучение восприятию произведений искусства: Примерные темы бесед: "Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров". "Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. "Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин. "Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В. Мухина. "Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись). 3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Рисование (изобразительное искусство): 3.1. Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет"; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь"; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. 3.2. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж); знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь"); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для материалах учебника, рабочей тетради; выполнения работы информации в следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Программное и учебно - методическое обеспечение: Программы: 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года. Учебник: Рау М.Ю. Изобразительное общеобразовательных организаций, искусство. 4 класс. Учебник для реализующих адаптированные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2019. Методические пособия: Рау М. Ю. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2016. - 200 с. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115. 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года. 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год. 12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28. 08.2023 года.. 13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: Дидактический материал: • таблицы по цветоведению, построению орнамента; • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; • таблицы по народным промыслам; • учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов; • муляжи фруктов и овощей (комплект); • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз). Технические средства обучения: телевизор, ноутбук. Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/, http://nsportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет класс Ф.И.О.учителя Рисование (изобразительное искусство) 4 класс Покровских Любовь Алексеевна Количество учебных часов: 1.Обучающе-развивающих 2. Контрольных № п/п Тема урока 1-8. 1 четверть Всего – 33 ч. В неделю – 1 ч. 33 ч. - Кол-во часов, отводи мых на освоен ие каждой темы 8 Дата 1. Рисование с натуры листьев 1 04.0927.10. 06.09. 2. Рисование на тему «Деревья осенью» 1 13.09. Основные виды деятельности обучающихся на уроке Рисование с натуры в ходе экскурсии на школьный двор или в парк. Работа с дидактическим материалом. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений Рисование по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений. 3. Рисование на тему «В деревне» 1 20.09. 4. Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру» 1 27.09. 5. Приёмы работы красками и кистью 1 04.10. 6. Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба 1 11.10. 7. Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге 1 18.10 8. Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» 1 25.10. Рисование по памяти после проведенных наблюдений Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений. Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе о видах скульптуры с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений. Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений. Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, упражнений, тестирование. 9-16. 2 четверть 8 9. Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» 1 07.1129.12. 08.11. 10. Аппликация: «Овальная салфетка» 1 15.11. 11. Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) 1 22.11. 12. Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка» 1 29.11. Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений. Аппликация, знакомство с декоративно-прикладным искусством. Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий. Декоративное рисование, знакомство с декоративно-прикладным искусством. Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий. Лепка, знакомство с декоративно-прикладным искусством, национальными промыслами (каргопольской игрушкой). Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с наглядным материалом. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий. 13. Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу» 1 06.12. 14. Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки» 1 13.12. 15. Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка» 1 20.12. 16. Аппликация с дорисовыванием: «Мишка» 1 27.12. 10 15.0122.03. 17.01. 17-26. 17. 3 четверть Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка» 1 Рисование по памяти после проведенных наблюдений. Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий. Рисование по памяти после проведенных наблюдений. Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий. Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений и практических заданий. Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений и практических заданий. Аппликация с дорисовыванием, рисование по памяти. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений и практических заданий. 18. Зарисовка игрушек по выбору обучающихся 1 24.01. 19. Раскрашивание игрушек акварелью 1 31.01. 20. Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой» 1 07.02. 21. Лепка фигуры человека в статической позе 1 14.02. 22. Рисование фигуры человека 1 21.02. 23. Рисование с натуры «Ваза с цветами» 1 28.02. Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Рисование с натуры. Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение практических заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, упражнений, тестирование. Лепка с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции). Работа с наглядным и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений и практических заданий. Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений и практических заданий. 24. Рисование с натуры машинкиигрушки 1 06.03. 25.26.. Рисование акварелью «Сказочные цветы» 1 13.03. 20.03. 27-33. 4 четверть 7 27. Знакомство с гжельской росписью 1 01.0424.05. 03.04. 28. Рисование элементов росписи посуды Гжели 1 10.04. 29. Рисование кистью «Праздничный салют» 1 17.04. Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Рисование акварельными красками по сухой бумаге, выполнение упражнений на развитие воображения. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Беседа, знакомство с декоративно-прикладным искусством, национальными промыслами (гжельской росписью). Работа с наглядным и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выход на экскурсию в музей. Рисование, знакомство с декоративно-прикладным искусством, национальными промыслами (гжельской росписью посуды). Просмотр аудиовизуального материала (видеофильма или видеоролика). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, упражнений. Рисование акварельными красками по мокрой бумаге, выполнение творческих заданий на развитие воображения. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Выполнение игровых упражнений и практических заданий. 30. Лепка предметов симметричной формы «Бабочка» 1 24.04. 31. Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза» 1 08.05. 32. Аппликация: «Сказочная птица» 1 15.05. 33. Аппликация: «Сказочная птица» 1 22.05. Лепка по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, упражнений. Лепка по памяти после проведенных наблюдений. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, упражнений. Аппликация (составление целого изображения из частей). Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, упражнений. Аппликация (составление целого изображения из частей) Работа с наглядным и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске.