РП Этикет 4 класс на 2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка
Рабочая программа образования по этикету для обучающихся с умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

создана

с

учетом

особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на
его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями,
собственными

взглядами

и

убеждениями.

Выработка

таких

взглядов,

убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся,
на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию
одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития:
воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника,
носит элементарно-практический характер,

способствует их умственному

развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для
нравственных

ориентиров

при

формирования

построении

у обучающихся

деятельности,

общения

и

взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2.Содержание учебного предмета Этикет
2.1.

Школьный этикет

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в
столовой, правила поведения за столом.

БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной
ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.2.

Правила общения

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков
сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД:

использовать в

речи

слова

вежливости. Участвовать

в

диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания

собеседников,

добавлять

их

высказывания.

Высказывать

предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по
(положительный,

иллюстрации

словесный

портрет

отрицательный), описывать сюжетную

(серию). Оценивать адекватно
конфликты. Самостоятельно

ситуацию
формулировать правила

и

героя

картинку
предотвращать

коллективной

игры,

работы.
2.3.

О трудолюбии

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие
игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы
культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом
других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних
заданий, труда, дежурств.
2.4.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как
должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных
заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
2.5.

Внешкольный этикет

Общение

с

незнакомыми

людьми.

Правила

поведения

в

городе.

Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы
светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций
поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм
общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Этикет
3.1.Минимальный уровень
– различение хороших и плохих поступков.
– представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
3.2.Достаточный уровень

– умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;
– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
– уважать родителей, старших,
– доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
– установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке; уметь бережно, гуманно относиться ко
всему живому;
– иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
– знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого
обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.

Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.

9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023
года.
10.

Устав

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28. 08.2023 года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Предметные
поэтапные

картинки,

инструкции,

коррекционные
технические

карточки,

средства

таблицы,

(телевизор,

схемы,
ноутбук,

интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Этикет
4 класс
Покровских Любовь Алексеевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

Раздел, тема урока

1-8.

1 четверть

Всего – 32 ч.
32 ч.
Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
каждой
темы
8

Дата

6

1.

Раздел программы
«Школьный этикет»
Мы пришли на урок.

1

04.0927.10.
04.0909.10.
04.09.

2.

Зачем нужны перемены?

1

11.09.

3.

Мы в школьной столовой.

1

18.09.

4.

Дисциплина в школе и классе.

1

25.09.

5.

В библиотеке: люби книгу.

1

02.10.

1-6.

В неделю – 1 ч.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на
уроке.
Закрепление правил поведения на переменах. Веселые
инсценировки.
Закрепление правил поведения в столовой, за столом.
Ролевая игра : "Мы в столовой".
Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".
Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в
библиотеку.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты
и порядка.
Раздел программы
«Правила общения»
Зачем нужны вежливые слова
(доброжелательность)?

1

09.10.

2
1

16.1023.10.
16.10.

Мои товарищи: вежливое обращение к
сверстникам.
2 четверть

1

23.10.

7

Мой учитель.

1

07.1129.12.
13.11.

1

20.11.

11.
12.

Думай о других: сочувствие, как его
выразить?
Моя семья.
Сопереживание, помощь друзьям.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю?
Этикет в общении с учителем.
Познавательная беседа.

1
1

27.11.
04.12.

Составление рассказа по плану о семье.
Обыгрывание ситуаций.

13.

Дал слово - держи его.

1

11.12.

Тест «О вежливом отношении к людям».

14.

Диалоги со сверстниками.

1

18.12.

15.
1625.
1621.
16.

Слово лечит, слово ранит.
3 четверть

1
10
6
1

17.

Раздел программы
«О трудолюбии»
Что помогает учиться лучше
(старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.

25.12.
15.0122.03.
15.0119.02.
15.01.

Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет
мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне
посоветуют ребята в классе?»
Познавательная беседа.

1

22.01.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

18.

Учусь всё делать сам.

1

29.01.

Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.

6
7-8.
7.
8.
915.
9.
10.

Познавательная беседа. Операция «Чистокласс».

Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая
беседа «Вежливые слова».
Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила
крепкой дружбы».

Познавательная беседа.

19.

Взаимопомощь дома и в школе.

1

05.02.

Познавательная беседа.

20.

Беречь результаты труда.

1

12.02.

Беседа "Почему надо беречь труд?"

21.

1

19.02.

Игра " Найди вещам свое место".

2225.
22.

Бережливость: каждой вещи своё место
(береги свои школьные вещи)
Раздел программы
«Культура внешнего вида»
Основные правила Мойдодыра.

4
1

26.0218.03.
26.02.

Беседа «Основные правила Мойдодыра».

23

Каждой вещи своё место.

1

04.03.

Практическое занятие.

24.

Правила личной гигиены.

1

11.03.

25.

Бережное отношение к своей одежде.

1

18.03.

Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр".
Закрепление правил соблюдения личной гигиены.
Практическая работа.

7

01.0424.05.

2632.

4 четверть

2632.
26.

Раздел программы
«Внешкольный этикет»
Правила поведения на улице, в транспорте.

7
1

01.0420.05.
01.04.

27.

"Спасибо" и "пожалуйста".

1

08.04.

28.

Правила поведения в общественных местах.

1

15.04.

Беседа о нормах и правилах поведения в обществе.
Культура общения.

29.30.

Разговор по телефону.

2

22.04,
06.05.

Знакомство с правилами общения по телефону.
Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...."

31.32.

Поведение в гостях.

2

13.05
20.05.

Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура
общения.

Практикум по культуре поведения. Умение вести в
различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами
поведения, правилами этикета.
Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими
взрослыми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».