1.Пояснительная записка
Рабочая программа образования по этикету для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
создана
с
учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на
его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями,
собственными
взглядами
и
убеждениями.
Выработка
таких
взглядов,
убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся,
на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию
одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития:
воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника,
носит элементарно-практический характер,
способствует их умственному
развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для
нравственных
ориентиров
при
формирования
построении
у обучающихся
деятельности,
общения
и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2.Содержание учебного предмета Этикет
2.1.
Школьный этикет
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в
столовой, правила поведения за столом.
БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной
ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.2.
Правила общения
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков
сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД:
использовать в
речи
слова
вежливости. Участвовать
в
диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания
собеседников,
добавлять
их
высказывания.
Высказывать
предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений). Создавать по
(положительный,
иллюстрации
словесный
портрет
отрицательный), описывать сюжетную
(серию). Оценивать адекватно
конфликты. Самостоятельно
ситуацию
формулировать правила
и
героя
картинку
предотвращать
коллективной
игры,
работы.
2.3.
О трудолюбии
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие
игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы
культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом
других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.
БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних
заданий, труда, дежурств.
2.4.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как
должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных
заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
2.5.
Внешкольный этикет
Общение
с
незнакомыми
людьми.
Правила
поведения
в
городе.
Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы
светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций
поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм
общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер
общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Этикет
3.1.Минимальный уровень
– различение хороших и плохих поступков.
– представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
3.2.Достаточный уровень
– умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;
– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
– уважать родителей, старших,
– доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
– установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке; уметь бережно, гуманно относиться ко
всему живому;
– иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
– знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого
обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023
года.
10.
Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28. 08.2023 года.
13.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Предметные
поэтапные
картинки,
инструкции,
коррекционные
технические
карточки,
средства
таблицы,
(телевизор,
схемы,
ноутбук,
интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,
http://www.myshared.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://school-collection.edu.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Этикет
4 класс
Покровских Любовь Алексеевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
Раздел, тема урока
1-8.
1 четверть
Всего – 32 ч.
32 ч.
Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
каждой
темы
8
Дата
6
1.
Раздел программы
«Школьный этикет»
Мы пришли на урок.
1
04.0927.10.
04.0909.10.
04.09.
2.
Зачем нужны перемены?
1
11.09.
3.
Мы в школьной столовой.
1
18.09.
4.
Дисциплина в школе и классе.
1
25.09.
5.
В библиотеке: люби книгу.
1
02.10.
1-6.
В неделю – 1 ч.
Основные виды деятельности обучающихся на уроке
Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на
уроке.
Закрепление правил поведения на переменах. Веселые
инсценировки.
Закрепление правил поведения в столовой, за столом.
Ролевая игра : "Мы в столовой".
Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".
Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в
библиотеку.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты
и порядка.
Раздел программы
«Правила общения»
Зачем нужны вежливые слова
(доброжелательность)?
1
09.10.
2
1
16.1023.10.
16.10.
Мои товарищи: вежливое обращение к
сверстникам.
2 четверть
1
23.10.
7
Мой учитель.
1
07.1129.12.
13.11.
1
20.11.
11.
12.
Думай о других: сочувствие, как его
выразить?
Моя семья.
Сопереживание, помощь друзьям.
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю?
Этикет в общении с учителем.
Познавательная беседа.
1
1
27.11.
04.12.
Составление рассказа по плану о семье.
Обыгрывание ситуаций.
13.
Дал слово - держи его.
1
11.12.
Тест «О вежливом отношении к людям».
14.
Диалоги со сверстниками.
1
18.12.
15.
1625.
1621.
16.
Слово лечит, слово ранит.
3 четверть
1
10
6
1
17.
Раздел программы
«О трудолюбии»
Что помогает учиться лучше
(старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
25.12.
15.0122.03.
15.0119.02.
15.01.
Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет
мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне
посоветуют ребята в классе?»
Познавательная беседа.
1
22.01.
Практическое занятие: «Наш общий дом».
18.
Учусь всё делать сам.
1
29.01.
Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.
6
7-8.
7.
8.
915.
9.
10.
Познавательная беседа. Операция «Чистокласс».
Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая
беседа «Вежливые слова».
Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила
крепкой дружбы».
Познавательная беседа.
19.
Взаимопомощь дома и в школе.
1
05.02.
Познавательная беседа.
20.
Беречь результаты труда.
1
12.02.
Беседа "Почему надо беречь труд?"
21.
1
19.02.
Игра " Найди вещам свое место".
2225.
22.
Бережливость: каждой вещи своё место
(береги свои школьные вещи)
Раздел программы
«Культура внешнего вида»
Основные правила Мойдодыра.
4
1
26.0218.03.
26.02.
Беседа «Основные правила Мойдодыра».
23
Каждой вещи своё место.
1
04.03.
Практическое занятие.
24.
Правила личной гигиены.
1
11.03.
25.
Бережное отношение к своей одежде.
1
18.03.
Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр".
Закрепление правил соблюдения личной гигиены.
Практическая работа.
7
01.0424.05.
2632.
4 четверть
2632.
26.
Раздел программы
«Внешкольный этикет»
Правила поведения на улице, в транспорте.
7
1
01.0420.05.
01.04.
27.
"Спасибо" и "пожалуйста".
1
08.04.
28.
Правила поведения в общественных местах.
1
15.04.
Беседа о нормах и правилах поведения в обществе.
Культура общения.
29.30.
Разговор по телефону.
2
22.04,
06.05.
Знакомство с правилами общения по телефону.
Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...."
31.32.
Поведение в гостях.
2
13.05
20.05.
Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура
общения.
Практикум по культуре поведения. Умение вести в
различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами
поведения, правилами этикета.
Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими
взрослыми.