1.Пояснительная записка Рабочая программа образования по этикету для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся, на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь. Цель обучения: создание условий для нравственных ориентиров при формирования построении у обучающихся деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации, развитию их культурного уровня. 2.Содержание учебного предмета Этикет 2.1. Школьный этикет Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). 2.2. Правила общения Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по (положительный, иллюстрации словесный портрет отрицательный), описывать сюжетную (серию). Оценивать адекватно конфликты. Самостоятельно ситуацию формулировать правила и героя картинку предотвращать коллективной игры, работы. 2.3. О трудолюбии Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. 2.4. Культура внешнего вида Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. 2.5. Внешкольный этикет Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. 3 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Этикет 3.1.Минимальный уровень – различение хороших и плохих поступков. – представление о правилах поведения в образовательной организации; – уважать родителей, старших; – устанавливать дружеские взаимоотношений в коллективе; – бережное, гуманное отношение ко всему живому; – представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства. 3.2.Достаточный уровень – умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его; – иметь представление о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; – уважать родителей, старших, – доброжелательно относиться к сверстникам и младшим; – установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому; – иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямств; – знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). Программное и учебно - методическое обеспечение: Программы: 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат». Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года. Дополнительная литература: 1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218. 2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187. 3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247. 4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174. 5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115. 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026. 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28. 08.2023 года. 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год. 12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28. 08.2023 года. 13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: Предметные поэтапные картинки, инструкции, коррекционные технические карточки, средства таблицы, (телевизор, схемы, ноутбук, интерактивная доска, демонстрационный материал). Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru/, http://www.myshared.ru/, http://nsportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://infourok.ru/, http://www.proshkolu.ru/, http://school-collection.edu. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Класс Ф.И.О. учителя Этикет 4 класс Покровских Любовь Алексеевна Количество учебных часов: 1.Обучающе-развивающих 2. Контрольных № п/п Раздел, тема урока 1-8. 1 четверть Всего – 32 ч. 32 ч. Кол-во часов, отводи мых на освоен ие каждой темы 8 Дата 6 1. Раздел программы «Школьный этикет» Мы пришли на урок. 1 04.0927.10. 04.0909.10. 04.09. 2. Зачем нужны перемены? 1 11.09. 3. Мы в школьной столовой. 1 18.09. 4. Дисциплина в школе и классе. 1 25.09. 5. В библиотеке: люби книгу. 1 02.10. 1-6. В неделю – 1 ч. Основные виды деятельности обучающихся на уроке Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке. Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки. Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой". Ролевая игра "Дима пришел в первый класс". Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Раздел программы «Правила общения» Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? 1 09.10. 2 1 16.1023.10. 16.10. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 2 четверть 1 23.10. 7 Мой учитель. 1 07.1129.12. 13.11. 1 20.11. 11. 12. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Сопереживание, помощь друзьям. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Познавательная беседа. 1 1 27.11. 04.12. Составление рассказа по плану о семье. Обыгрывание ситуаций. 13. Дал слово - держи его. 1 11.12. Тест «О вежливом отношении к людям». 14. Диалоги со сверстниками. 1 18.12. 15. 1625. 1621. 16. Слово лечит, слово ранит. 3 четверть 1 10 6 1 17. Раздел программы «О трудолюбии» Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. 25.12. 15.0122.03. 15.0119.02. 15.01. Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» Познавательная беседа. 1 22.01. Практическое занятие: «Наш общий дом». 18. Учусь всё делать сам. 1 29.01. Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца. 6 7-8. 7. 8. 915. 9. 10. Познавательная беседа. Операция «Чистокласс». Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова». Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы». Познавательная беседа. 19. Взаимопомощь дома и в школе. 1 05.02. Познавательная беседа. 20. Беречь результаты труда. 1 12.02. Беседа "Почему надо беречь труд?" 21. 1 19.02. Игра " Найди вещам свое место". 2225. 22. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) Раздел программы «Культура внешнего вида» Основные правила Мойдодыра. 4 1 26.0218.03. 26.02. Беседа «Основные правила Мойдодыра». 23 Каждой вещи своё место. 1 04.03. Практическое занятие. 24. Правила личной гигиены. 1 11.03. 25. Бережное отношение к своей одежде. 1 18.03. Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр". Закрепление правил соблюдения личной гигиены. Практическая работа. 7 01.0424.05. 2632. 4 четверть 2632. 26. Раздел программы «Внешкольный этикет» Правила поведения на улице, в транспорте. 7 1 01.0420.05. 01.04. 27. "Спасибо" и "пожалуйста". 1 08.04. 28. Правила поведения в общественных местах. 1 15.04. Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура общения. 29.30. Разговор по телефону. 2 22.04, 06.05. Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...." 31.32. Поведение в гостях. 2 13.05 20.05. Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура общения. Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета. Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.