РП Адаптивная физкультура 7 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии

личности

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической
культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии

личности

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической
культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных

двигательных

возможностей,

социальной

адаптации.

Задачи:
 коррекция нарушений физического развития;
 формирование двигательных умений и навыков;
 развитие двигательных способностей в процессе обучения;
 укрепление

здоровья

и

закаливание

организма,

формирование

правильной осанки;
 формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении
физических упражнений;
 формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических сведений по физической культуре;
Программой предусмотрены следующие виды работы:
-беседы о содержании и значении физических упражнений для
повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
-выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
-выполнение

физических

упражнений

без

зрительного

сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
-самостоятельное выполнение упражнений;
-занятия в тренирующем режиме;
-развитие

двигательных

качеств

на

программном

материале

гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и
навыков в процессе подвижных игр.
2. Содержание учебного предмета адаптивная физическая
культура
2.1. «Знания о физической культуре»
Понятие: физическая культура. Чистота одежды и обуви. Правила
поведения на уроках физической культуры. Правила утренней гигиены и их
значение

для человека. Значение физических упражнений для здоровья

человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическое
развитие . Осанка. Физические качества. Основные правила закаливания и их
значение.
2.2. «Гимнастика»
Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических
снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия:
колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о

правильной осанке,

равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени
мышечных усилий.
2.3. «Лёгкая атлетика»
Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях; правила
поведения на уроках

лёгкой атлетики; понятие о начале ходьбы и бега;

ознакомления

учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега;

ознакомление

учащихся

с

правильным

положением

тела

во

время

выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания. Значение правильной осанки
при ходьбе.
2.4. «Лыжная и конькобежная подготовка»
Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и
обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на
уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь. Виды подъёмов и спусков.

2.5. «Игры»
Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр.
Правила игр. Элементарно – игровые тактические взаимодействия (выбор
места, взаимодействие с партнёром). Элементарные сведения по овладению
игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения

основной

цели

современного

образования

―

введения

обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
3.1. Личностные результаты:


осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину;


формирование уважительного отношения к иному мнению,

истории и культуре других народов;


развитие

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


овладение начальными навыками адаптации в динамично-

изменяющемся и развивающемся мире;


овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни;


владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами

социального взаимодействия;


способность к осмыслению социального окружения, своего места

в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


принятие

формирование
деятельности;

и

и

освоение

развитие

социальной

социально

роли

значимых

обучающегося,

мотивов

учебной



развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;


формирование готовности к самостоятельной жизни.

3.2. Предметные результаты:
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не
являются

основным

критерием

при

принятии решения

о переводе

обучающегося в следующий класс, но рассматриваются, как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа

определяет

два

уровня

овладения

предметными

результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
3.3. Минимальный уровень освоения программы:
-знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья;
-демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку,
комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в
постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении,
положений тела и его частей (в положении стоя), комплексов упражнений
для укрепления мышечного корсета;
-понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и
развитие физических качеств человека;
-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под
руководством учителя);

-выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в
зависимости от погодных условий и времени года;
-знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, координация;
-демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба,
бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
-определение индивидуальных показателей физического развития (длина и
масса тела) (под руководством учителя);
-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их
в игровой и учебной деятельности;
-выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа
усвоенных (под руководством учителя);
-участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
-представления об особенностях физической культуры разных народов,
связи физической культуры с природными, географическими особенностями,
традициями и обычаями народа;
-оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
-применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке
физической культуры.
3.4. Достаточный уровень освоения программы:
-представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в
России, в том числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях,
Специальных олимпийских играх;
-выполнение

общеразвивающих

и

корригирующих

упражнений

без

предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении,
положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа, комплексы упражнений для
укрепления мышечного корсета;
-выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

-знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание
температурных норм для занятий;
занятий

-планирование

физическими

упражнениями

в

режиме

дня,

организация отдыха и досуга с использованием средств физической
культуры;
-знание и измерение индивидуальных показателей физического развития
(длина и масса тела);
-подача

строевых

команд,

ведение

подсчёта

при

выполнении

общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
-выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном
техническом уровне;
-участие

в

подвижных

играх

со

сверстниками,

осуществление

их

объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам
проведения подвижных игр и соревнований;
-знание

особенностей

физической

культуры

разных

народов,

связи

физической культуры с природными, географическими особенностями,
традициями и обычаями народа;
-доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении
заданий и предложение способов их устранения;
-объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью учителя), ведение подсчета при выполнении
общеразвивающих упражнений;
-использование разметки спортивной площадки при выполнении физических
упражнений;

пользование

спортивным

инвентарем

и

тренажерным

оборудованием;
-правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
-правильное

размещение

спортивных

проведении подвижных и спортивных игр.

снарядов

при

организации

и

Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5

-

8

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год. Приказ № 1494 от 28.08.2023г.
Учебная литература:
1. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей
школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер,
2015.
2. Л.В.Токарская, Н.А. Дубровина, Н.Н. Бабийчук. Учебное пособие
«Особенности физической культуры детям и подросткам с умственной
отсталостью».:Издательство Уральского университета, 2017.-191 с.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19 декабря 2014 года № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28

августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
7.

Приказ от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программам

–

образовательным

программам начального и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 года № 115.
8.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
9.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства профессионального образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 5-8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026.
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5

-

8

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2023-2024 учебный год. Приказ № 1494 от 28.08.2023г.
10.

Учебный план для обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»

2023– 2024 учебного года. Приказ № 1495 от 28.08.2023года.
13.

Расписание

реализующая

уроков ГБОУ СО
адаптированные

«Буткинская

основные

программы» 2023 – 2024 учебного года.

школа-интернат,

общеобразовательные

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Адаптивная физическая культура
7
Силина Наталья Леонидовна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных

№
п/п

Раздел, тема

Всего – 63 ч.

В неделю – 2 ч.
59 ч.
4

Количес
тво
часов

Дата

Вид деятельности

Формы деятельности

I четверть – 16 ч.
1

04.09.

беседа,
общеразвивающие
упражнения

фронтальная,
индивидуальная

1

08.09.

1

11.09.

4

Прыжок в длину с места

1

15.09.

5

Обучение технике прыжка

1

18.09.

самостоятельное
выполнение упражнений
на основе показа учителя
занятия в тренирующем
режиме
занятия в тренирующем
режиме
занятия в тренирующем

индивидуальная,
групповая

3

Лёгкая атлетика – 14 ч
Техника безопасности на
уроках легкой атлетики.
Бег.
Совершенствование
беговых и прыжковых
упражнений.
Бег на 60 м.

1

2

индивидуальная
индивидуальная
фронтальная,

Примечание

8

в длину с разбега.
Подтягиванию на
перекладине.
Обучение технике
метания мяча с разбега.
Зачёт по метанию мяча.

9

Бег на 2000 м.

1

02.10.

10

Спортивные игры Волейбол – 11 часов
Волейбол как игра.
Правила.

1

06.10.

11

Совершенствование
техники
передачи мяча.
Совершенствование
техники передачи мяча
сверху двумя руками.
Обучение технике
передачи мяча сверху за
голову.
Обучение технике

1

09.10.

1

13.10.

самостоятельное
выполнение упражнений

групповая

1

16.10.

занятия в тренирующем
режиме

фронтальная,
индивидуальная

1

20.10.

самостоятельное

групповая

6
7

12

13

14

1

22.09.

1

25.09.

1

29.09.

режиме
самостоятельное
выполнение упражнений
самостоятельное
выполнение упражнений
выполнение физических
упражнений без
зрительного
сопровождения, под
словесную инструкцию
учителя
занятия в тренирующем
режиме
выполнение физических
упражнений без
зрительного
сопровождения, под
словесную инструкцию
учителя
занятия в тренирующем
режиме

индивидуальная
фронтальная,
индивидуальная
индивидуальная,
групповая
фронтальная,
индивидуальная

фронтальная,
индивидуальная
фронтальная,
индивидуальная

фронтальная,
индивидуальная

15

16

передачи мяча стоя
спиной к партнёру.
Обучение прямому
нападающему удару

Совершенствование
техники нападающего
удара

выполнение упражнений
1

23.10.

1

27.10.

выполнение физических
упражнений без
зрительного
сопровождения, под
словесную инструкцию
учителя
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя

индивидуальная,
групповая

индивидуальная,
групповая

II четверть – 15 ч.
17

18

19

Гимнастика с
элементами акробатики
– 9 ч.
Техника безопасности на
уроках гимнастики.
Строевые приемы.
Обучение технике
кувырка вперёд.

1

10.11.

Беседа,
общеразвивающие
упражнения

индивидуальная,
групповая

1

13.11.

фронтальная,
индивидуальная

Обучение технике
кувырка назад.

1

17.11.

выполнение физических
упражнений без
зрительного
сопровождения, под
словесную инструкцию
учителя
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики

работа в парах

20

Обучение технике
выполнения упражнения
«мост».

1

20.11.

развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики

фронтальная,
индивидуальная

21

Обучение технике
стойке на лопатках

1

24.11.

индивидуальная,
групповая

22

Обучение технике
акробатической
комбинации.

1

27.11.

развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики

23

Обучение технике
опорного прыжка через
гимнастического козла.

1

01.12.

развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики

фронтальная,
индивидуальная

24

Перекаты и стойка на
лопатках. «Мост» из
положения лежа на спине
Ритмическая гимнастика
под музыку.

1

04.12.

индивидуальная,
групповая

1

08.12.

Лыжная подготовка- 6
ч.
Инструктаж по технике
безопасности на занятиях
лыжной подготовки.
Совершенствование
техники одновременных
ходов.

1

11.12.

развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики

1

15.12.

развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики

фронтальная,
индивидуальная

25

26

27

индивидуальная,
групповая

работа в парах

работа в парах

28

29

30

31

32

33
34

35

36

Обучение технике
попеременного
двухшажного хода
Обучение технике
попеременного
двухшажного хода.
Обучение технике
попеременного
двухшажного хода.
Обучение технике
попеременного
двухшажного хо

1

18.12.

1

22.12.

1

25.12.

1

29.12.

Лыжная подготовка - 8
ч.
Обучение технике
попеременного
двухшажного хода.
Совершенствование
подъёма «ёлочкой».
Обучение технике
конькового хода.

1

15.01.

1

19.01.

1

22.01.

Совершенствование
техники торможения
«плугом».
Обучение технике

1

1

развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
развитие двигательных
качеств на программном
материале гимнастики
III четверть – 18 ч.
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя

индивидуальная,
групповая
фронтальная,
индивидуальная
фронтальная,
индивидуальная
фронтальная,
индивидуальная

фронтальная,
индивидуальная

самостоятельное
выполнение упражнений
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя

индивидуальная

26.01.

самостоятельное
выполнение упражнений

индивидуальная,
групповая

29.01.

самостоятельное

индивидуальная,

фронтальная,
индивидуальная

37

38

39

40

41

42

43

44
45

попеременного
четырёхшажного хода.
Обучение технике
перехода с попеременных
ходов на одновременные.
Лыжные гонки.

Прохождение по
дистанции изученными
ходами
Спортивные игры Баскетбол – 10 ч.
Баскетбол как игра.
Правила.
Совершенствование
техники передвижений,
остановок, поворотов и
стоек.
Совершенствование
техники ловли и передач
мяча.
Совершенствование
техники ловли и передач
мяча.
Обучение технике бросков
мяча.
Совершенствование
техники бросков мяча.

выполнение упражнений

групповая

1

02.02.

самостоятельное
выполнение упражнений

групповая

1

05.02.

индивидуальная,
групповая

1

09.02.

1

12.02.

выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя
занятия в тренирующем
режиме

1

16.02.

самостоятельное
выполнение упражнений

индивидуальная,
групповая

1

19.02.

самостоятельное
выполнение упражнений

индивидуальная,
групповая

1

26.02.

самостоятельное
выполнение упражнений

индивидуальная,
групповая

1

01.03.

1

04.03.

самостоятельное
выполнение упражнений
самостоятельное
выполнение упражнений

индивидуальная,
групповая
индивидуальная,
групповая

индивидуальная,
групповая
индивидуальная

46
47

48

49

50

51
52

53

54
55

Совершенствование
техники бросков мяча.
Обучение технике
держания игрока с мячом
при передачах, ведении,
броске в корзину.
Совершенствование
техники держания игрока
с мячом.
Игра по упрощённым
правилам баскетбола.

занятия в тренирующем
режиме
беседа,
общеразвивающие
упражнения

групповая

18.03.

самостоятельное
выполнение упражнений

индивидуальная,
групповая

22.03.

самостоятельное
выполнение упражнений

работа в парах

1

11.03.

1

15.03.

1

1

Спортивные игры
Футбол– 8 часов
Футбол как игра. Правила.
Совершенствование
техники перемещений.
Совершенствование
техники
Передвижения.
Обучение технике приёму
мяча, отражённого сеткой.

1

01.04.

1

05.04.

1

08.04.

1

12.04.

Совершенствование
техники передачи мяча.
Обучение технике
взаимодействия игроков.

1

15.04.

1

19.04.

IV четверть – 14 ч.
Беседа,
общеразвивающие
упражнения
самостоятельное
выполнение упражнений
самостоятельное
выполнение упражнений
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя
самостоятельное
выполнение упражнений
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя

фронтальная,
индивидуальная

фронтальная,
индивидуальная
индивидуальная,
групповая
работа в парах

индивидуальная,
групповая
работа в парах
индивидуальная,
групповая

Игра по упрощённым
правилам.
Игра по упрощённым
правилам.
Лёгкая атлетика – 6 ч
Техника безопасности на
уроках легкой атлетики.
Бег.
Обучение технике
прыжка в высоту
способом
«перешагивание».

1

22.04.

1

26.04.

1

03.05.

1

62

Совершенствование
техники прыжка в высоту.
Обучение технике
спринтерского бега
Обучение метанию мяча.

63

Зачет по метанию мяча.

56
57
58

59

60
61

занятия в тренирующем
режиме
занятия в тренирующем
режиме
беседа,
общеразвивающие
упражнения

групповая

06.05.

выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя

индивидуальная,
групповая

1

13.05.

индивидуальная

1

17.05.

1

20.05.

1

24.05.

самостоятельное
выполнение упражнений
самостоятельное
выполнение упражнений
выполнение физических
упражнений на основе
показа учителя
занятия в тренирующем
режиме

групповая
индивидуальная,
групповая

индивидуальная
индивидуальная,
групповая
индивидуальная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».