РП Русский язык 7,8 классы на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Русский язык» в старших классах имеет
своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию
недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
2. Содержание учебного предмета Русский язык. Грамматика,
правописание и развитие речи
2.1. Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами «ь, е, ё, и, ю, я». Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и
непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный
«ь». Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания
безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов.
Алфавит.
2.2. Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов
по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных

гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные
и согласные в корне слов.
Правописание

приставок.

Единообразное

написание

ряда

приставок.

Приставка и предлог. Разделительный «ъ».
2.3. Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и
значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание
предлогов со словами.
Имя

существительное:

общее

значение.

Имена

существительные

собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен
существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов
у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена
существительные,
множественном

употребляемые
числе.

Понятие

только
о

1,

в
2,

единственном

или

склонениях

имен

3-м

существительных. Склонение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа
и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени
существительного. Согласование имени прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание
окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма

глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с

-ться, -тся.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа. Правописание частицы «не» с
глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число
местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.
2.4. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные
предложения.

Повествовательные,

вопросительные

и восклицательные

предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные

и

второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление

последовательности

предложений

в

тексте.

Связь

предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных
местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении,
знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное

предложение.

Сложные

предложения

без союзов и с

сочинительными союзами «и», «а», «но». Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с
союзами «что», «чтобы», «потому что», «когда», «который».
2.5. Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов:
описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков

к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение
текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный,
деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный
стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным
словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
2.6. Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление,
автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
3.1. Минимальный уровень:
- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
педагогического работника;
- образование слов с новым значением с опорой на образец;
- представления о грамматических разрядах слов;
- различение изученных частей речи по вопросу и значению;
- использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;
-

составление

различных

представленный образец;

конструкций

предложений

с

опорой

на

- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам
педагогического работника;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на
виды (с помощью педагогического работника);
- нахождение в тексте однородных членов предложения;
- различение предложений, разных по интонации;
- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с
помощью педагогического работника);
-

участие

в

обсуждении

фактического

материала

высказывания,

необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного

характера

(с

элементами

описания)

на

основе

наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному
плану

после

предварительной

отработки

содержания

и

языкового

оформления.
3.2. Достаточный уровень:
- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
- разбор слова по составу с использованием опорных схем;
- образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;

- определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам педагогического работника;
-

нахождение

орфографической

трудности

в

слове

и

решение

орографической задачи (под руководством педагогического работника);
- пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме,
опорным словам, на предложенную тему;
- установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника,
опорной схеме;
-

нахождение

главных

и

второстепенных

членов

предложения

с

использованием опорных схем;
- составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью педагогического работника) различных
по цели высказывания;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью педагогического работника);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
-

письмо

сочинений-повествований

с

элементами

описания

после

предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).

Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5

-

8

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Учебная литература:
1.

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык 7 класс. – М.:

Просвещение, 2020. – С. 255.
2.

Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык 8 класс. – М.:

Просвещение, 2020. – С. 255.
3.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 1.

Состав слова. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2020. – С. 126.
4.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 2.

Имя существительное. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2020. – С. 143.
5.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 3.

Имя прилагательное. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2020. – С. 144.
6.

Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 2.

Глагол. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2019. – С. 143.
Методические пособия:
1.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку – М.: Владос, 2019.

- С. 198.
2.

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках

грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2015. - С. 115.

3.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи – М.: Астрель, 2016. - С. 122.
4.

Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.:

Новая школа, 2016. С. 178.
5.

Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах. – М.:

Академия. – 2016. - С. 101.
6.

Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся

на

уроках развития речи. – М.: Просвещение, 2017. - С. 98.
7.

Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи

учащихся

с

интеллектуальной

недостаточностью

//Коррекционная

педагогика. – 2015. – № 1.
8.

Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом.

Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2016. - С. 118.
9.

Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку 5-7 классы. – М.: Владос,

2015. – С. 150.
Дополнительная литература:
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 2017. – С.89.
2. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа.
2015. - №10.
3. Пилипчук Л.В. К урокам письма // Начальная школа. 2015. - №10.
4. Рудакова В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения
русскому языку // Начальная школа. 2016. - №6.
5. Тяжелова М. Г. Приёмы личной заинтересованности школьников в изучении
русского языка // Начальная школа. 2017. - №11.
6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – М:
Просвещение, 2017. – С. 175.
7. Якубовская Э.В., Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского
языка. – М.: Просвещение, 2015. – С. 127.

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утверждённая

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
10.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
11. Учебный план для обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
12.
на

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
2023-2024

учебный

год,

утверждённый

приказом

директора

от

28.08.2023г. № 1495.
13.

Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
1.Дидактический материал:
-таблицы и плакаты по основным разделам грамматики;
- карточки с грамматическими заданиями;
-карточки со словарными словами;
-карточки с алгоритмами правил;
-раздаточные тексты для контрольного списывания;
-карточки с индивидуальными заданиями по работе над фонемами;
-раздаточный материал для работы над связной речью;
-карточки для логопедической зарядки;

-карточки с кроссвордами;
- коррекционные упражнения;
- задания и упражнения на развитие высших психических функций;
- упражнения на здоровьесбережение;
-задания и упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
-занимательный материал по орфографии и синтаксису;
-репродукции с картин русских художников;
-сюжетные картины;
-иллюстрации;
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор;
-медиатека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».