1. Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Русский язык» в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; - ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; - использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; - развитие положительных качеств и свойств личности. 2. Содержание учебного предмета Русский язык. Грамматика, правописание и развитие речи 2.1. Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами «ь, е, ё, и, ю, я». Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Разделительный «ь». Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит. 2.2. Морфология. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный «ъ». 2.3. Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению. Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, множественном употребляемые числе. Понятие только о 1, в 2, единственном или склонениях имен 3-м существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с -ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы «не» с глаголами. Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий. 2.4. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены). Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами «и», «а», «но». Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами «что», «чтобы», «потому что», «когда», «который». 2.5. Развитие речи, работа с текстом. Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов. Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану. Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг. 2.6. Деловое письмо. Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка. Письмо с элементами творческой деятельности. 3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 3.1. Минимальный уровень: - знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; - разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника; - образование слов с новым значением с опорой на образец; - представления о грамматических разрядах слов; - различение изученных частей речи по вопросу и значению; - использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; - составление различных представленный образец; конструкций предложений с опорой на - установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника; - нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника); - нахождение в тексте однородных членов предложения; - различение предложений, разных по интонации; - нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника); - участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; - оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; - письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; - составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. 3.2. Достаточный уровень: - знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; - разбор слова по составу с использованием опорных схем; - образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; - дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; - определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника; - нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника); - пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему; - установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме; - нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; - составление предложений с однородными членами с опорой на образец; - составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания; - отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; - отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника); - выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; - оформление всех видов изученных деловых бумаг; - письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); - письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов). Программное и учебно-методическое обеспечение Программы: 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. Учебная литература: 1. Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык 7 класс. – М.: Просвещение, 2020. – С. 255. 2. Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык 8 класс. – М.: Просвещение, 2020. – С. 255. 3. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 1. Состав слова. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2020. – С. 126. 4. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 2. Имя существительное. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2020. – С. 143. 5. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 3. Имя прилагательное. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2020. – С. 144. 6. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 2. Глагол. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2019. – С. 143. Методические пособия: 1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку – М.: Владос, 2019. - С. 198. 2. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2015. - С. 115. 3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2016. - С. 122. 4. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 2016. С. 178. 5. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах. – М.: Академия. – 2016. - С. 101. 6. Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся на уроках развития речи. – М.: Просвещение, 2017. - С. 98. 7. Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью //Коррекционная педагогика. – 2015. – № 1. 8. Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2016. - С. 118. 9. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку 5-7 классы. – М.: Владос, 2015. – С. 150. Дополнительная литература: 1. Богданова Г. А. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 2017. – С.89. 2. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. 2015. - №10. 3. Пилипчук Л.В. К урокам письма // Начальная школа. 2015. - №10. 4. Рудакова В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку // Начальная школа. 2016. - №6. 5. Тяжелова М. Г. Приёмы личной заинтересованности школьников в изучении русского языка // Начальная школа. 2017. - №11. 6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – М: Просвещение, 2017. – С. 175. 7. Якубовская Э.В., Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2015. – С. 127. Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 8. Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 9. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026. 10. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 11. Учебный план для обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. 12. на Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» 2023-2024 учебный год, утверждённый приказом директора от 28.08.2023г. № 1495. 13. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: 1.Дидактический материал: -таблицы и плакаты по основным разделам грамматики; - карточки с грамматическими заданиями; -карточки со словарными словами; -карточки с алгоритмами правил; -раздаточные тексты для контрольного списывания; -карточки с индивидуальными заданиями по работе над фонемами; -раздаточный материал для работы над связной речью; -карточки для логопедической зарядки; -карточки с кроссвордами; - коррекционные упражнения; - задания и упражнения на развитие высших психических функций; - упражнения на здоровьесбережение; -задания и упражнения на развитие артикуляционного аппарата; -занимательный материал по орфографии и синтаксису; -репродукции с картин русских художников; -сюжетные картины; -иллюстрации; 2. Технические средства обучения: -ноутбук; -интерактивная доска; -проектор; -медиатека.