РП Естествознание 9 класс на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» –
это

общеобразовательная

программа

особенностей

их

возможностей,

обеспечивающая

для

психофизического

обучающихся
развития,

коррекцию

с

учетом

индивидуальных

нарушений

развития

и

социальную адаптацию.
Естествознание рассматривается как учебный предмет, в котором
заложено изучение естественного материала, овладение знаниями, умениями,
навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность
обучающегося, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация

в

общество.

Обучение

естествознания

носит

предметно-

практическую направленность, тесно связано с жизнью, профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, развитием речи учащихся, с уроками
социально-бытовой ориентировки, природоведением, другими учебными
предметами. Обучение

направлено на разностороннее развитие личности

учащихся, носит элементарно-практический характер,

способствует их

умственному развитию и социальной адаптации.
Цель обучения: создание условий для формирования и развития
познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, обеспечение
знаниями и умениями, применение географических знаний в повседневной
жизни.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно-информационную,

коммуникативно-деятельностную,

ценностно-ориентационную).
Предметно-информационная: формирование у учащихся доступных
количественных, пространственных и временных представлений, которые в
дальнейшем помогут им включиться в трудовую деятельность.

Коммуникативно-деятельностная:
 развитие словесно-логического мышления (умения анализировать,
сравнивать, классифицировать, обобщать);
 развитие памяти в процессе изучения материала;
 коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных
качеств;
 развитие точности и глазомера;
 формирование умений планировать работу и доводить начатое дело до
завершения.
Ценностно-ориентационная:
 воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
 воспитание у учащихся гуманного отношения к человеку как ценности.
Специальной

задачей

обучения

естествознания

является

развитие

познавательной сферы и личностных качеств. Программа построена с учётом
специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы
деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью,

их

потенциальных возможностей.
Согласно учебному плану 2023-2024 учебного года на изучение учебного
предмета «Естествознание» в 9 классе отводится следующее количество
часов:
Период

Неделя
I четверть

Класс
Количество часов
9 класс
2 часа
16

II четверть
III четверть

15
20

IV четверть

15

Год

66

Продолжительность занятия 40 минут.

Курс имеет оценочную (5-

балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся

9

класса

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Класс
Предмет

Раздел
Введение.

9 класс
Естествознание
Человек

Содержательный минимум

Формирование общих представлений о месте
человека среди млекопитающих, сходстве и
различии человека и животных.
Общий
обзор Формирование элементарных представлений
организма человека. об организме человека, строении клеток и
тканей человека, органах и системах органов.
Опора
тела
и Формирование элементарных представлений о
движение.
значении, строении и работе скелета и мышц.
Формирование элементарных практических
умений оказания первой помощи при ушибах,
растяжении
связок,
вывихах
суставов,
переломах костей.
Кровь
и Формирование элементарных представлений о
кровообращение.
значении, строении, физиологии и гигиене
органов кровеносной системы. Формирование
элементарных умений оказывать первую
помощь при кровотечениях.
Дыхание.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении, физиологии и гигиене
органов
дыхания.
Формирование
элементарных умений оказывать первую
помощь при нарушении дыхания.
Пищеварение.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении, физиологии и гигиене
органов
пищеварительной
системы.
Формирование
элементарных
умений

оказывать первую помощь при пищевых
отравлениях.
Выделение.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении, физиологии и гигиене
органов выделения.
Кожа.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении и гигиене кожи.
Формирование
элементарных
умений
оказывать первую помощь при перегревании,
ожогах и обморожении.
Нервная система.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении и гигиене органов нервной
системы, профилактике нарушений сна и
заболеваний.
Органы чувств.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении и гигиене органов чувств
(зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).
Охрана
здоровья Формирование элементарных представлений о
человека
в системе здравоохранения и охране труда в
Российской
Российской Федерации; нормативно-правовых
Федерации.
основах борьбы с курением, алкоголизмом и
наркоманией в РФ; факторах, сохраняющих
здоровье человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу
формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
- Осознанно выполнять

обязанности ученика, члена школьного

коллектива, пользоваться соответствующими правилами.
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей.
- Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.

-

Активно

включаться

в

общественно-полезную,

социальную

деятельность.
- Бережно относиться

к культурно-историческому наследию родного

края и страны.
- Понимать личную ответственность за свои поступки

на основе

представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
- Соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения
в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-Вступать

и

поддерживать

коммуникацию

в

разных

ситуациях

социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.).
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание

и др.)

в коммуникативных

ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый — незнакомый).
- Использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач.
- Использовать разные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач, в

том числе

информационных.
Регулятивные учебные действия:
-Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических

задач осуществлять коллективный поиск средств их

осуществления.
- Осознанно действовать

на основе разных видов инструкций

решения практических и учебных задач.

для

- Осуществлять

взаимный контроль

в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самооценку и

самоконтроль в деятельности.

- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
- Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию.
-

Использовать

логические

действия

(сравнение,

анализ,

синтез,

обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию,
установление

аналогий, закономерностей) на наглядном, доступном

вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями обучающихся.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов,

явлений

действительности

(исторических,

социальных, культурных, технических) в соответствии

природных,

с содержанием

учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности

некоторые межпредметные

знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между
объектами и процессами.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;

5)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
6)

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
7)

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
— единичные и обобщенные представления
об объектах и явлениях неживой и живой
природы, организма человека;
—
осознавать
основные
принципы
объединения объектов в различные группы;
— знать правила поведения в отношении
основных изученных объектов и явлений
неживой и живой природы;
— знать правила здорового образа жизни в

Достаточный уровень
—
обобщенные
представления
и
«предпонятия» об объектах неживой и
живой природе, организме человека;
— осознавать основные взаимосвязи в
природе, между природой и человеком, в
организме человека;
— знать способы самонаблюдения,
описания своего состояния, самочувствия;
— знать правила здорового образа жизни

объеме программы;
— взаимодействовать с объектами согласно
усвоенным инструкциям при их изучении и
организации взаимодействия в учебнобытовых ситуациях при
предварительной
(ориентировочной) помощи педагога;
— описывать особенности состояния своего
организма;
—владеть полученными знаниями и умениями
в учебных ситуациях;

и безопасного поведения, использовать их
для объяснения новых ситуаций;
— объяснять происходящие явления и
описывать состояние объекта и его
изменение в неживой и живой природе, в
организме человека;
—
пользоваться
дополнительными
источниками информации, в том числе
ЭОР (интернет, компьютерные учебноразвивающие программы, электронные
справочники);
—
описывать
состояние
функционирования органов, их систем,
всего организма (у меня колит в области
сердца, когда я поднимаю портфель);
— самостоятельно или при минимальной
предварительной
(ориентировочной)
помощи педагога взаимодействовать с
изученными
объектами
с
учетом
имеющихся знаний;
— владеть сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях,
— переносить сформированные знания и
умения в новые ситуации,
— ориентироваться на имеющиеся знания
и
умения
с
целью
личной
предпрофессиональной ориентировки.

Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую
дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В. Согласно этой
дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.
Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие
программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают
больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение
объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении

этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных
применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им
нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе.
В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем
ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение
учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать
элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая
самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи
учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп
работы,

допускают

ошибки,

которые

могут

быть

исправлены

с

незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны,
даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают
программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения
знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается.

Для

них

характерно

недостаточное

осознание

вновь

сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую
связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их
отличает низкая самостоятельность. Темп

усвоения материала у этих

учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря
на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении
аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности

учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3
группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно,
пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно
постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом
материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше
дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в
определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала.
Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный
материал на других уроках.
К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным
материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для
них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества
упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном
контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с
некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им
недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя
при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки
одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают
ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное
указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание
воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически,
быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний
и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них
медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же
действиях.

Отнесенность школьников

к той или иной группе не является

стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются
и могут переходить в группу выше.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида для 5 - 9 классов под редакцией В. В. Воронковой.
9 класс
2 группа

1 группа
1. Добрыгин Алексей
2. Ермакова Виктория
3. Овчинников Данил
4. Сбродов Данил

1. Анкудинова Екатерина
2. Васильева Анастасия
3. Рябков Игорь
4. Старыгин Артем
5. Стафеев Павел

3 группа
1. Закалина Евгения
2. Рябкова Ксения
3. Медведева Елизавета

Учебная литература:
1. Никишов А. И., Теремов А. В. Биология. 9 кл.:
общеобразовательных

организаций,

реализующих

учебник для
основные

общеобразовательные программы/ А. И. Никишов, А. В. Теремов. — М.:
Просвещение, 2019 г.;
2. Никишов А. И. Биология. 9 кл.: рабочая тетрадь, учебное пособие
для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

основные

общеобразовательные программы/ А. И. Никишов. — М.: Просвещение, 2020
г..

Методические пособия:
1. Литвинова

Л.

С.,

Жиренко

О.

Е.

Нравственно-экологическое

воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11
классы. – М.: 5 за знания, 2015.;
2. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных
классах. – М.: Педагогическое общество России, 2015.;
3. Чередникова Г. В. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное
планирование. Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2015.
Дополнительная литература:
1. Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2015.;
2. Литвинова

Л.

С.,

Жиренко

О.

Е.

Нравственно-экологическое

воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11
классы. – М.: 5 за знания, 2015.;
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
4.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».

5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
6.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
7.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
8.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
9.

Учебный план для обучающихся 9 классе с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
10.
на

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
2023-2024

учебный

год,

утверждённый

приказом

директора

от

28.08.2023г. № 1495.
11.

Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.

Оборудование:
1. Карточки

с

индивидуальными

заданиями,

коррекционными

упражнениями,
2. Набор словарных слов,
3. Таблицы по программному материалу,
4. Демонстрационный материал для фронтальных занятий,
5. Гербарии,
6. Муляжи,
7. Физическая карта России,
8. Коллекции насекомых.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».