ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» –
это
общеобразовательная
программа
особенностей
их
возможностей,
обеспечивающая
для
психофизического
обучающихся
развития,
коррекцию
с
учетом
индивидуальных
нарушений
развития
и
социальную адаптацию.
Естествознание рассматривается как учебный предмет, в котором
заложено изучение естественного материала, овладение знаниями, умениями,
навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность
обучающегося, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая
адаптация
в
общество.
Обучение
естествознания
носит
предметно-
практическую направленность, тесно связано с жизнью, профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, развитием речи учащихся, с уроками
социально-бытовой ориентировки, природоведением, другими учебными
предметами. Обучение
направлено на разностороннее развитие личности
учащихся, носит элементарно-практический характер,
способствует их
умственному развитию и социальной адаптации.
Цель обучения: создание условий для формирования и развития
познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, обеспечение
знаниями и умениями, применение географических знаний в повседневной
жизни.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования
(предметно-информационную,
коммуникативно-деятельностную,
ценностно-ориентационную).
Предметно-информационная: формирование у учащихся доступных
количественных, пространственных и временных представлений, которые в
дальнейшем помогут им включиться в трудовую деятельность.
Коммуникативно-деятельностная:
развитие словесно-логического мышления (умения анализировать,
сравнивать, классифицировать, обобщать);
развитие памяти в процессе изучения материала;
коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных
качеств;
развитие точности и глазомера;
формирование умений планировать работу и доводить начатое дело до
завершения.
Ценностно-ориентационная:
воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности;
воспитание у учащихся гуманного отношения к человеку как ценности.
Специальной
задачей
обучения
естествознания
является
развитие
познавательной сферы и личностных качеств. Программа построена с учётом
специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы
деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью,
их
потенциальных возможностей.
Согласно учебному плану 2023-2024 учебного года на изучение учебного
предмета «Естествознание» в 9 классе отводится следующее количество
часов:
Период
Неделя
I четверть
Класс
Количество часов
9 класс
2 часа
16
II четверть
III четверть
15
20
IV четверть
15
Год
66
Продолжительность занятия 40 минут.
Курс имеет оценочную (5-
балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
9
класса
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Класс
Предмет
Раздел
Введение.
9 класс
Естествознание
Человек
Содержательный минимум
Формирование общих представлений о месте
человека среди млекопитающих, сходстве и
различии человека и животных.
Общий
обзор Формирование элементарных представлений
организма человека. об организме человека, строении клеток и
тканей человека, органах и системах органов.
Опора
тела
и Формирование элементарных представлений о
движение.
значении, строении и работе скелета и мышц.
Формирование элементарных практических
умений оказания первой помощи при ушибах,
растяжении
связок,
вывихах
суставов,
переломах костей.
Кровь
и Формирование элементарных представлений о
кровообращение.
значении, строении, физиологии и гигиене
органов кровеносной системы. Формирование
элементарных умений оказывать первую
помощь при кровотечениях.
Дыхание.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении, физиологии и гигиене
органов
дыхания.
Формирование
элементарных умений оказывать первую
помощь при нарушении дыхания.
Пищеварение.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении, физиологии и гигиене
органов
пищеварительной
системы.
Формирование
элементарных
умений
оказывать первую помощь при пищевых
отравлениях.
Выделение.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении, физиологии и гигиене
органов выделения.
Кожа.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении и гигиене кожи.
Формирование
элементарных
умений
оказывать первую помощь при перегревании,
ожогах и обморожении.
Нервная система.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении и гигиене органов нервной
системы, профилактике нарушений сна и
заболеваний.
Органы чувств.
Формирование элементарных представлений о
значении, строении и гигиене органов чувств
(зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).
Охрана
здоровья Формирование элементарных представлений о
человека
в системе здравоохранения и охране труда в
Российской
Российской Федерации; нормативно-правовых
Федерации.
основах борьбы с курением, алкоголизмом и
наркоманией в РФ; факторах, сохраняющих
здоровье человека.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия в старших классах составляют основу
формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
- Осознанно выполнять
обязанности ученика, члена школьного
коллектива, пользоваться соответствующими правилами.
- Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей.
- Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.
-
Активно
включаться
в
общественно-полезную,
социальную
деятельность.
- Бережно относиться
к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
- Понимать личную ответственность за свои поступки
на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
- Соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения
в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-Вступать
и
поддерживать
коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.).
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание
и др.)
в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый — незнакомый).
- Использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач.
- Использовать разные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач, в
том числе
информационных.
Регулятивные учебные действия:
-Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических
задач осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления.
- Осознанно действовать
на основе разных видов инструкций
решения практических и учебных задач.
для
- Осуществлять
взаимный контроль
в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самооценку и
самоконтроль в деятельности.
- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
- Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию.
-
Использовать
логические
действия
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию,
установление
аналогий, закономерностей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями обучающихся.
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов,
явлений
действительности
(исторических,
социальных, культурных, технических) в соответствии
природных,
с содержанием
учебного предмета и для решения познавательных и практических задач.
- Использовать в жизни и деятельности
некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между
объектами и процессами.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6)
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
7)
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
— единичные и обобщенные представления
об объектах и явлениях неживой и живой
природы, организма человека;
—
осознавать
основные
принципы
объединения объектов в различные группы;
— знать правила поведения в отношении
основных изученных объектов и явлений
неживой и живой природы;
— знать правила здорового образа жизни в
Достаточный уровень
—
обобщенные
представления
и
«предпонятия» об объектах неживой и
живой природе, организме человека;
— осознавать основные взаимосвязи в
природе, между природой и человеком, в
организме человека;
— знать способы самонаблюдения,
описания своего состояния, самочувствия;
— знать правила здорового образа жизни
объеме программы;
— взаимодействовать с объектами согласно
усвоенным инструкциям при их изучении и
организации взаимодействия в учебнобытовых ситуациях при
предварительной
(ориентировочной) помощи педагога;
— описывать особенности состояния своего
организма;
—владеть полученными знаниями и умениями
в учебных ситуациях;
и безопасного поведения, использовать их
для объяснения новых ситуаций;
— объяснять происходящие явления и
описывать состояние объекта и его
изменение в неживой и живой природе, в
организме человека;
—
пользоваться
дополнительными
источниками информации, в том числе
ЭОР (интернет, компьютерные учебноразвивающие программы, электронные
справочники);
—
описывать
состояние
функционирования органов, их систем,
всего организма (у меня колит в области
сердца, когда я поднимаю портфель);
— самостоятельно или при минимальной
предварительной
(ориентировочной)
помощи педагога взаимодействовать с
изученными
объектами
с
учетом
имеющихся знаний;
— владеть сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях,
— переносить сформированные знания и
умения в новые ситуации,
— ориентироваться на имеющиеся знания
и
умения
с
целью
личной
предпрофессиональной ориентировки.
Характеристика дифференциации групп обучающихся
Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую
дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В. Согласно этой
дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.
Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие
программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают
больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение
объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении
этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных
применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им
нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе.
В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем
ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение
учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать
элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая
самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи
учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп
работы,
допускают
ошибки,
которые
могут
быть
исправлены
с
незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны,
даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают
программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения
знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им
сообщается.
Для
них
характерно
недостаточное
осознание
вновь
сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую
связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их
отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих
учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря
на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении
аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности
учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3
группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность.
Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно,
пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно
постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом
материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше
дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в
определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала.
Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный
материал на других уроках.
К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным
материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для
них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества
упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном
контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с
некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им
недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя
при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки
одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают
ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное
указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание
воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически,
быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний
и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них
медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же
действиях.
Отнесенность школьников
к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются
и могут переходить в группу выше.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида для 5 - 9 классов под редакцией В. В. Воронковой.
9 класс
2 группа
1 группа
1. Добрыгин Алексей
2. Ермакова Виктория
3. Овчинников Данил
4. Сбродов Данил
1. Анкудинова Екатерина
2. Васильева Анастасия
3. Рябков Игорь
4. Старыгин Артем
5. Стафеев Павел
3 группа
1. Закалина Евгения
2. Рябкова Ксения
3. Медведева Елизавета
Учебная литература:
1. Никишов А. И., Теремов А. В. Биология. 9 кл.:
общеобразовательных
организаций,
реализующих
учебник для
основные
общеобразовательные программы/ А. И. Никишов, А. В. Теремов. — М.:
Просвещение, 2019 г.;
2. Никишов А. И. Биология. 9 кл.: рабочая тетрадь, учебное пособие
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
основные
общеобразовательные программы/ А. И. Никишов. — М.: Просвещение, 2020
г..
Методические пособия:
1. Литвинова
Л.
С.,
Жиренко
О.
Е.
Нравственно-экологическое
воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11
классы. – М.: 5 за знания, 2015.;
2. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных
классах. – М.: Педагогическое общество России, 2015.;
3. Чередникова Г. В. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное
планирование. Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2015.
Дополнительная литература:
1. Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2015.;
2. Литвинова
Л.
С.,
Жиренко
О.
Е.
Нравственно-экологическое
воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11
классы. – М.: 5 за знания, 2015.;
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
–
по
основным
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
6.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
7.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
8.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
9.
Учебный план для обучающихся 9 классе с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
10.
на
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
2023-2024
учебный
год,
утверждённый
приказом
директора
от
28.08.2023г. № 1495.
11.
Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
1. Карточки
с
индивидуальными
заданиями,
коррекционными
упражнениями,
2. Набор словарных слов,
3. Таблицы по программному материалу,
4. Демонстрационный материал для фронтальных занятий,
5. Гербарии,
6. Муляжи,
7. Физическая карта России,
8. Коллекции насекомых.