ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа особенностей их возможностей, обеспечивающая для психофизического обучающихся развития, коррекцию с учетом индивидуальных нарушений развития и социальную адаптацию. Естествознание рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение естественного материала, овладение знаниями, умениями, навыками; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность обучающегося, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество. Обучение естествознания носит предметно- практическую направленность, тесно связано с жизнью, профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, развитием речи учащихся, с уроками социально-бытовой ориентировки, природоведением, другими учебными предметами. Обучение направлено на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию и социальной адаптации. Цель обучения: создание условий для формирования и развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, обеспечение знаниями и умениями, применение географических знаний в повседневной жизни. Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно-ориентационную). Предметно-информационная: формирование у учащихся доступных количественных, пространственных и временных представлений, которые в дальнейшем помогут им включиться в трудовую деятельность. Коммуникативно-деятельностная: развитие словесно-логического мышления (умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать); развитие памяти в процессе изучения материала; коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных качеств; развитие точности и глазомера; формирование умений планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Ценностно-ориентационная: воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности; воспитание у учащихся гуманного отношения к человеку как ценности. Специальной задачей обучения естествознания является развитие познавательной сферы и личностных качеств. Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей. Согласно учебному плану 2023-2024 учебного года на изучение учебного предмета «Естествознание» в 9 классе отводится следующее количество часов: Период Неделя I четверть Класс Количество часов 9 класс 2 часа 16 II четверть III четверть 15 20 IV четверть 15 Год 66 Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5- балльную) систему прохождения материала. Рабочая программа составлена на основе: 1. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой. Содержательный минимум образования Класс Предмет Раздел Введение. 9 класс Естествознание Человек Содержательный минимум Формирование общих представлений о месте человека среди млекопитающих, сходстве и различии человека и животных. Общий обзор Формирование элементарных представлений организма человека. об организме человека, строении клеток и тканей человека, органах и системах органов. Опора тела и Формирование элементарных представлений о движение. значении, строении и работе скелета и мышц. Формирование элементарных практических умений оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Кровь и Формирование элементарных представлений о кровообращение. значении, строении, физиологии и гигиене органов кровеносной системы. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при кровотечениях. Дыхание. Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов дыхания. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при нарушении дыхания. Пищеварение. Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов пищеварительной системы. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. Выделение. Формирование элементарных представлений о значении, строении, физиологии и гигиене органов выделения. Кожа. Формирование элементарных представлений о значении, строении и гигиене кожи. Формирование элементарных умений оказывать первую помощь при перегревании, ожогах и обморожении. Нервная система. Формирование элементарных представлений о значении, строении и гигиене органов нервной системы, профилактике нарушений сна и заболеваний. Органы чувств. Формирование элементарных представлений о значении, строении и гигиене органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Охрана здоровья Формирование элементарных представлений о человека в системе здравоохранения и охране труда в Российской Российской Федерации; нормативно-правовых Федерации. основах борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией в РФ; факторах, сохраняющих здоровье человека. Планируемые результаты изучения учебного предмета Базовые учебные действия Базовые учебные действия в старших классах составляют основу формирования более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные учебные действия: - Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правилами. - Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей. - Адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. - Активно включаться в общественно-полезную, социальную деятельность. - Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. - Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. - Соблюдать правила безопасного и бережного отношения и поведения в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: -Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.). - Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию. - Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый — незнакомый). - Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. - Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационных. Регулятивные учебные действия: -Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. - Осознанно действовать на основе разных видов инструкций решения практических и учебных задач. для - Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности. - Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. - Корригировать в соответствии с внешней оценкой свою деятельность. Познавательные учебные действия: -Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию. - Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификацию, установление аналогий, закономерностей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся. - Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности (исторических, социальных, культурных, технических) в соответствии природных, с содержанием учебного предмета и для решения познавательных и практических задач. - Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существующие связи и отношения между объектами и процессами. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; 9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: Минимальный уровень — единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; — осознавать основные принципы объединения объектов в различные группы; — знать правила поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы; — знать правила здорового образа жизни в Достаточный уровень — обобщенные представления и «предпонятия» об объектах неживой и живой природе, организме человека; — осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и человеком, в организме человека; — знать способы самонаблюдения, описания своего состояния, самочувствия; — знать правила здорового образа жизни объеме программы; — взаимодействовать с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебнобытовых ситуациях при предварительной (ориентировочной) помощи педагога; — описывать особенности состояния своего организма; —владеть полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях; и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; — объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе, в организме человека; — пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебноразвивающие программы, электронные справочники); — описывать состояние функционирования органов, их систем, всего организма (у меня колит в области сердца, когда я поднимаю портфель); — самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействовать с изученными объектами с учетом имеющихся знаний; — владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях, — переносить сформированные знания и умения в новые ситуации, — ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной предпрофессиональной ориентировки. Характеристика дифференциации групп обучающихся Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В. В. Согласно этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы. Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости. К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словеснологической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для них характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках. К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше. Программное и учебно-методическое обеспечение Программы: 1. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5 - 9 классов под редакцией В. В. Воронковой. 9 класс 2 группа 1 группа 1. Добрыгин Алексей 2. Ермакова Виктория 3. Овчинников Данил 4. Сбродов Данил 1. Анкудинова Екатерина 2. Васильева Анастасия 3. Рябков Игорь 4. Старыгин Артем 5. Стафеев Павел 3 группа 1. Закалина Евгения 2. Рябкова Ксения 3. Медведева Елизавета Учебная литература: 1. Никишов А. И., Теремов А. В. Биология. 9 кл.: общеобразовательных организаций, реализующих учебник для основные общеобразовательные программы/ А. И. Никишов, А. В. Теремов. — М.: Просвещение, 2019 г.; 2. Никишов А. И. Биология. 9 кл.: рабочая тетрадь, учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ А. И. Никишов. — М.: Просвещение, 2020 г.. Методические пособия: 1. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2015.; 2. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2015.; 3. Чередникова Г. В. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование. Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2015. Дополнительная литература: 1. Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2015.; 2. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2015.; Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным деятельности программам – по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». 6. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 7. Устав учреждения государственного Свердловской бюджетного области общеобразовательного «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д. 8. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 9 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом директора от 28.08.2023 г. № 1494. 9. Учебный план для обучающихся 9 классе с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год. 10. на Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» 2023-2024 учебный год, утверждённый приказом директора от 28.08.2023г. № 1495. 11. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа- интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 – 2024 учебного года. Оборудование: 1. Карточки с индивидуальными заданиями, коррекционными упражнениями, 2. Набор словарных слов, 3. Таблицы по программному материалу, 4. Демонстрационный материал для фронтальных занятий, 5. Гербарии, 6. Муляжи, 7. Физическая карта России, 8. Коллекции насекомых.