РП География 6, 7, 8 классы на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и
естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса

географии,

насыщенное

экологическими,

этнографическими,

социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое
помогает

учащимся

осознать

тесную

взаимосвязь

естественных

и

общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

умение

использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения

безопасности жизнедеятельности,

экологически

сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных

практических

умений

и

приемов

использования

географической карты для получения географической информации;

- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
2. Содержание учебного предмета «География»
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать
широкий

спектр

видов

учебной

деятельности,

таких,

как

умение

классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
2.1. Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас
и правила пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и
полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на
глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и

карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы
России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова
России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
2.2. География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и
полуострова. Административное деление России.
Полезные

ископаемые,

их

месторождения,

пути

рационального

использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы
России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения
России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей
России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона.
Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
2.3. География материков и океанов.
Материки

и

океаны

на

глобусе

и

физической

карте

полушарий.

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и
полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.

2.4. Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная
Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. ЮгоЗападная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф.
Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды,
озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный
мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи,
традиции,

национальная

кухня.

Промышленность

нашей

местности.

Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
География
3.1. Минимальный уровень:
- представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
-

владение

приемами

элементарного

чтения

географической

карты:

декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
- определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
-

выделение,

описание

и

объяснение

существенных

признаков

географических объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.

3.2. Достаточный уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
-

ведение

наблюдений

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

5

-

8

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
Учебная литература:
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 кл.:
общеобразовательных

организаций,

реализующих

учебник для
основные

общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.:
Просвещение, 2019 г.;
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 7 кл.:
общеобразовательных

организаций,

реализующих

учебник для
основные

общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.:
Просвещение, 2019 г.;
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 8 кл.:
общеобразовательных

организаций,

реализующих

учебник для
основные

общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.:
Просвещение, 2019 г.;
4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 кл.: рабочая тетрадь,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н.
Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г..
5. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 7 кл.: рабочая тетрадь,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н.
Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г.;
6. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 8 кл.: рабочая тетрадь,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н.
Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г..
Методические пособия:
1. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир». 4 класс. — М.: ВАКО, 2015.;
2. Казакова О. В., Сбоева Н. А. Поурочные разработки по курсу «Мир
вокруг нас». 2 класс. — М.:ВАКО, 2016.;
11. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир». 3класс. — М.: ВАКО, 2015.
Дополнительная литература:
1. Атлас Мира. — М.: Мир книги, 2015.
Сайты Интернет:
1. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по
странам);

2. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps;
3. Географические

сайты

http://geo.historic.ru/catalog/

(Человек

и

подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о
физической

и

политической

географии,

географо-этнографические

материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и
исследовании космоса, Мир животных);
4. История географии http://traditio.ru/wiki/ География;
5. Географические карты http://www.planetolog.ru/;
6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml;
7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/;
8. Сайт целиком и полностью посвященный занимательной науке –
«географии». http://www.geo2000.nm.ru/ .
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».

6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 г. № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утверждённая

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
10.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год, утверждённая приказом
директора от 28.08.2023 г. № 1494.
11. Учебный план для обучающихся 5 - 8 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»

на 2023-2024 учебный год, утверждённый приказом директора от 28.08.2023
г. № 1495.
13.

Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
1.

Карточки с индивидуальными заданиями,

2.

Коррекционные упражнения,

3.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук,

4.

Физминутка,

5.

Игровые упражнения,

6.

Упражнения для релаксации,

7.

Набор словарных слов,

8.

Таблицы по программному материалу,

9.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий,

10.

Гербарии,

11.

Муляжи,

12.

Коллекции полезных ископаемых, строительных материалов,

насекомых,
13.

Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»,

14.

Географические карты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».