РП Мир природы и человека 2 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс

"Мир

природы

и

человека"

является

формирования

естествоведческих

знаний,

формирования

у

умений

обучающихся

начальным

звеном

пропедевтическим

этапом

наблюдать,

анализировать,

взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности
в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в
специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления
изученному,

представлений,

постоянное

обращение

к

уже

систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного

усложнения

содержания

предмета:

расширение

характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека"
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные
изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
2. Содержание учебного предмета:
2.1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие
и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена

времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности
описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер
(холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце
(яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи,
гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).

2.2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля:
песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным
параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг
которой в космосе двигается Земля.
2.3. Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.

Внешний

вид.

Значение

в

природе.

Использование

человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося:

гигиенические

принадлежности,

игрушки,

школьные

канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
2.4. Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные

профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
2.5. Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
2.6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица.
Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
2.7. Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной

(постельный

режим,

соблюдение

назначений

врача)

и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила

безопасного

использования

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Мир природы и человека:
3.1. Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание

и

называние

изученных

объектов

на

иллюстрациях,

фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знание

требований

к

режиму

дня

обучающегося

и

понимание

необходимости его выполнения;
знание основных

правил

личной

гигиены

и

выполнение их

в

повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира
в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
3.2. Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника
(при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ №1494 от 28.08.2023 г.
Учебник:
3. Мир природы и человека. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2
ч. / [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др.]. – М. :
Просвещение, 2018 г.
Рабочая тетрадь:
Мир природы и человека. Рабочая тетрадь 2класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2020 г.
Дополнительная литература:
Матвеева Н. Б.

Мир

природы

и человека.

Методические

рекомендации.
1 - 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016 г.
Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.

Федеральная

программа

адаптированная

образования

обучающихся

основная
с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.

9. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный

план

для

обучающихся 1 - 4 классов

с

лёгкой

умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-

печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации

фронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта предметных,
сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по
разделам программы;
-

экранно–звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира

(природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного
предмета;
-

учебно–практическое

оборудование:

игровой

материал

для

сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических

занятий и элементарных опытов;
-

оборудование

для

проведения

предметно-практических

упражнений:
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин)
-

модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;

натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки,

комнатные

растения, плоды с/х культур.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
,http://infourok.ru/,

ресурсы:

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/.

http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Количество учебных часов:

Мир природы и человека
2 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна
Всего – 31ч.

1.Обучающе-развивающих

В неделю – 1 ч.

31 ч.

2. Контрольных
Содержание курса

ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое

Дата

Характеристика деятельности обучающегося

планирование
1 четверть (8часов)
Сезонные изменения в природе
1
.

Формирование представлений о
смене времен года в связи с
изменением
положения
солнца.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее
время.
Названия времен года, знакомство с
названиями месяцев.

Влияние
Солнца на
смену времен
года.

08.09.

Рассматривание рисунков и показ разных времен
года, объяснения по каким признакам определены
времена года. Составление рассказа о влиянии Солнца
на смену времен года. Объяснение пословицы.
Заучивание
заклички, проговаривание заклички
хором (по одному, по очереди).

2.

3.

4.

Сутки. Долгота
Наблюдения
за
изменением
дня зимой и
положения солнца в течение суток: утро,
летом.
день, вечер, ночь.
Формирование представлений о
явлениях и состояниях неживой
природы:
похолодание,
дождь,
заморозки, пасмурно, первый снег,
снегопад, снежинки, мороз, лед,
замерзание
водоемов,
потепление,
таяние снега, ручьи, капель, лужи,
тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния),
теплые дожди, ливень. Продолжение
наблюдений за погодой, их словесное
описание

15.09.

Описание действий детей в разное время суток по
иллюстрациям. Деление суток на части. Закрепление
названий приемов пищи в разное время суток. Чтение
предложений
(вставляя
пропущенные
слова).
Рассматривание рисунков и выбор блюд по заданию
учителя
Рассматривание рисунка, определение времени
года (лета). Определение времени суток по картинке.
Рассматривание рисунка, определение занятий детей.
Перечисление любимых занятий летом. Объяснение
пословицы. Рассматривание рисунка, определение
времени года (зима). Определение времени суток по
картинке. Рассматривание рисунка, определение
занятий каждого члена семьи. Названия любимых
занятий зимой. Составление рассказа о занятиях
семьи

Занятия семьи в
течение суток.
Телефоны
экстренных
служб. Звонок
по телефону.
Наблюдения
за
растениями Осень.
(деревьями и кустарниками) в разное
время года: тополь, дуб, сирень, калина,
шиповник. Увядание и появление трав,
цветов:
одуванчик,
ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами.

22.09

Составление рассказа о семье. Рисование по теме
«Моя семья». Выбор любимых занятий по картинкам.
Рассматривание
иллюстраций.
Разучивание
телефонов экстренных служб. Определение правил
вызова врача. Практическая отработка
навыков разговора по телефону
Рассматривание рисунка, нахождение признаков
лета, осени. Сравнение схем. Объяснение, почему
осенью
становится холоднее. Наблюдения за
опаданием листьев. Объяснение значения слова
«листопад». Рассматривание погоды за окном.
Определение погодного явления Составление рассказа

29.09.

Подкормка: синица, сорока. Появление
весной грачей, скворцов. Животные в
разное время года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы,
дождя, при наступлении морозов.
Детские
игры
на
природе,
предупреждение
травм, несчастных
случаев.
5.

Растения и
животные
осенью.

06.10.

о настроении, вызванном погодой за окном. Чтение
стихотворения. Сравнение листопада с золотым
дождем. Рассматривание картинки. Экскурсия в
художественный музей. Рассматривание картин
русских
художников.
Рассматривание
нарисованных листьев. Запоминание названий осенних
месяцев. Рассматривание схемы,
определение
месяцев.
Объяснение
слова
«хмурень». Сбор и сушка листьев в осенние
месяцы,
сравнение
листьев.
Изготовление
поделки из природного материала.
Составление рассказа о ягодах, созревающих в
сентябре. Прогулка по школьному участку. Поиск и
рассматривание листьев тополя, дуба, ягод шиповника.
Сбор опавших листьев, их засушивание и наклеивание
в тетрадь. Рассматривание рисунков. Приготовление (в
домашних
условиях)
настоя
шиповника.
Рассматривание животных на картинке. Чтение о
подготовке к зиме. Составление рассказа о еже.
Рассматривание и называние животных, впадающих в
спячку.
Определение
сказок
о
животных.
Закрепление
определений
«перелетные птицы» и «неперелетные птицы».
Рассматривание рисунка. Поиск и показ синицы,
сороки. Объяснение понятия «сорока-белобока».
Выбор способов и продуктов питания зимующих
птиц по иллюстрациям

6.

Занятия людей
осенью.
Правила
поведения на
улице.

13.10.

7.

Зима.

20.10.

8.

Растения и
животные
зимой.

27.10.

Определение и выбор одежды по временам года по
рисункам. Определение занятия детей на рисунках.
Составление рассказа об осенней прогулке. Чтение
стихотворения,
обсуждение. Объяснение
слова
«гербарий». Знакомство с приготовлением блюд из
овощей и фруктов. Практическая работа: помощь
взрослому в приготовлении овощного супа. Выбор на
рисунках овощей для приготовления супа. Заучивание
стихотворения
Разучивание
правил
поведения
на
улице.
Дифференциация картинок по правилам поведения на
улице. Рисование картинки по правилам поведения на
улице.
Нахождение признаков осени, зимы на картинке.
Сравнение схемы. Объяснение слова
«снегопад». Дополнение предложений. Объяснение
пословицы. Рассматривание схемы. Запоминание
названия зимних месяцев. Составление рассказа по
теме. Разъяснение названия
месяца.
Чтение
стихотворения. Работа над рисунками к любому
четверостишию.
Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа
о жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева
Чтение текста. Составление рассказа о жизни
животных зимой в лесу. Поиск на рисунке животных, о
которых говорится в составленном рассказе. Описание
животного, изображенного на рисунке. Составление
рассказа по теме. Рассматривание
птиц,
предположение о их питании зимой. Отгадывание

загадок о животных.
2 четверть (8 часов)
1.

Занятия людей
зимой.

10.11.

2.

Весна.

17.11.

3.

Растения и
животные
весной.

24.11.

Рассматривание рисунков. Нахождение и называние
предметов зимней одежды. Составление рассказа о
любимых зимних играх. Заучивание правил игры «Два
мороза». Игра на прогулке. Чтение дома сказки «Два
мороза», ответы на вопросы. Составление рассказа о
заботе о животных и птицах зимой. Изготовление в
домашних условиях кормушки для птиц. Определение
названий предметов по рисунку.
Отгадывание загадки
Определение времен года, признаков зимы, весны
по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны.
Чтение и запоминание правил поведения в природе.
Составление рассказа о правилах поведения на льду.
Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт).
Составление рассказа по рисункам об основных
приметах весны.
Показ объектов природы на рисунках, ответы на
вопросы. Определение аромата цветов (практическое).
Составление рассказа о цветении березы и тополя.
Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия.
Наблюдение за молодой листвой на деревьях.
Нахождение и называние распустившихся цветов.
Зарисовка увиденных объектов природы. Разучивание
заклички. Отработка движений ног и рук при закличке.
Составление рассказа по рисунку «Приходвесны»
Рассматривание
рисунка
(нахождение
всех

4.

Занятия людей
весной.

01.12.

5.

Лето.

08.12.

6.

Растения и
животные
летом.

15.12.

животных). Составление рассказа об одном из
животных
Рассматривание
рисунков.
Назвать
вещи,
которые надели мальчик и девочка. Рассматривание
рисунка (как правильно одеться для похода в лес).
Рассматривание
рисунка
(чем
заняты
дети).
Составление рассказа о своих любимых занятиях во
время прогулок весной. Чтение стихотворение. Беседа
на темы: что выращивают в огороде, семена овощей,
что сажают в поле, а что в огороде.
Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание
схемы, подумать, почему летом тепло и жарко.
Составление рассказа о птицах. Работа по схемам.
Отработка названий летних месяцев. Нахождение в
тексте и запоминание правил поведения во время
грозы.
Рассматривание
рисунков.
Чтение
текста,
запоминание названия ягод, места, где растут эти
ягоды. Составление рассказа. Рассматривание цветов.
Запоминание или чтение их названия. Сказать, какие из
них растут в поле, а какие – в саду. Рисование рисунка
о правилах поведения в лесу. Рассматривание рисунка,
составление по нему рассказа о летнем лесе
Подсчитывание, сколько на рисунке бельчат, ежат,
лисят, птенцов. Запоминание названия детенышей.
Подумать и сказать, как называются детеныши волка и
медведя. Рассматривание рисунка, подумать и сказать,
где живут белка и леса. Подумать, чем белка кормит
своих детенышей.

Занятия людей
летом.
Профилактика
укусов
насекомых.

7.
8.

22.12.
29.12.

Назвать, какую одежду обычно носят летом.
Составление рассказа: какую одежду могут надеть и
мальчики и девочки, почему одежда должна быть
легкой, почему летом обязательно носить головной
убор. Рассматривание рисунка (чем занимаются дети).
Назвать любимые летние игры. Запомнить правила
поведения на водоеме. Составление рассказа, как люди
ухаживают за огородом и почему нужно поливать
растения. Рассматривание и чтение названия овощей и
фруктов, назвать любимые. Рассматривание рисунков.
Назвать, что на них изображено. Составление рассказа,
как человек использует этирастения
Рассматривание и называние опасных насекомых.
Слушание текста, ответы на вопросы.
Выбор одежды для похода в лес по картинке.

3 четверть (8 часов)
Неживая природа
1.

Вода. Простейшие свойства воды:
Вода. Вода в
прозрачность,
отсутствие
запаха, природе.
текучесть. Первичные представления о
температуре, о термометре как приборе
для измерения температуры. Вода
горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений,
животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река,
озеро (пруд), болото.

19.01.

Рассмотреть рисунок. Проделать опыт.
Поставить на стол несколько емкостей с разными
жидкостями (вода, молоко,
томатный
сок).
Определить, в какой из них находится вода. Зарисовать
опыт в тетради. Подумать, как человек использует
воду. Рассмотреть на рисунках стаканы с водой,
обратить внимание на то, что из опрокинутого стакана
вода вылилась. Подумать, почему трудно взять воду в
ладоши. Посмотреть рисунки, подумать, почему
перевернутая банка пуста. Найти и показать на рисунке
стакан с водой. Взять емкости с водой, соком, кофе.

2.

Вода горячая и
холодная.
Температура
воды.

26.01.

Определить, какая из них не имеет запаха. Рассмотреть
аквариум на рисунке. Рассказать, какая вода в
аквариуме и почему она такая.
Рассмотреть рисунки и прочитать подписи. Закрыть их.
Найти и показать: озеро, болото, пруд. Подумать, какие
животные живут в реках, озерах. Выбрать по рисункам,
чем можно заниматься на водоемах летом, а чем зимой.
Подумать и сказать, в какое время года мы можем
наблюдать дождь, а в какое – снег. Рассмотреть
рисунок. Показать и назвать, в каком виде может быть
вода. Проделать опыт. Взять в морозилке кусочек
льда и растопить его. Посмотреть, что получилось.
Нагреть полученную воду до кипения. Посмотреть, что
получилось. Запомнить: горячий пар – осторожно!
Рассмотреть рисунки. Подумать, с помощью чего
можно нагреть воду. Найти и показать на рисунке.
Подумать, как люди используют горячую воду.
Рассказать, как из холодной воды получить горячую
воду. Как из горячей воды получить теплую воду?
Какую воду можно использовать для чаепития, а какую
– для полива цветов? Заварить вечером чай вместе со
взрослыми и угостить своих близких.
Рассмотреть рисунок. Взять термометр в руки,
понаблюдать за изменениями его показателей.
Рассказать, в каких случаях измеряют температуру тела
человека. Для чего надо знать температуру воздуха?
Узнать и записать в тетради: температуру тела
здорового человека, температуру кипения воды,
температуру воздуха зимой и летом.

3.

Значение воды.
Правила
обращения с
горячей водой
(в кране,
чайнике).

02.02.

Части
растений.
Жизнь
растений.

09.02.

Найти рисунок, где изображены животные,
живущие только в воде. Назвать их. Рассмотреть
рисунки. Сказать, что произойдет с растениями без
воды. Рассмотреть, что делают дети. Подумать и
ответить, как они используют воду. Подумать и
сказать, для чего еще можно использовать воду.
Объяснение, чем может быть опасна горячая вода.
Составление правил обращения с горячей водой.
Запись правил в тетрадь. Нахождение картинки с
изображением правильного обращения с горячей
водой.

Живая природа. Растения.
4.

5.

Комнатные растения. Названия и
отличительные
признаки
(3–4
растения).
Части растений: корень, стебель,
лист, цветок. Необходимость для жизни
растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения
влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция и
кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые
растения: фиалка и традесканция. Уход
за комнатными растениями. Огород.
Овощи (3–5 названий), их признаки.
Особенности произрастания. Овощи в

Растения:
влаголюбивые
и засухоустойчивые.
Светолюбивые
и тенелюбивые
растения.

Закрепление знаний о строении растений.
Рассматривание и показ на рисунках частей растений.
Рассматривание на рисунке изделия из соломы.
Домашняя поделка из соломы по образцу. Экскурсия
на хлебозавод. Рассматривание рисунка, называние
объектов природы. Чтение и заучивание стихотворения
Рассматривание
рисунка.
Составление
рассказа по рисунку.
16.02.
Рассматривание рисунка. Запоминание слов. Ответы
на вопросы. Зарисовка растения (по образцу,
трафарету). Соотнесение растений по месту обитания.

6.

7.

питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий).
Названия и признаки. Особенности
произрастания. Фрукты в питании
человека.
Растения садов и огородов данной
местности.
Уход за растениями сада и огорода.

Комнатные
растения. Уход
за комнатными
растениями.

Овощи.
Огород.
Овощи в
питании
человека
Сад.
Фрукты.
Фрукты в
питании
человека.

8.

Рассматривание рисунка. Запоминание слов.
Нахождение объектов
природы
вокруг
себя.
Определение соответствия по картинке. Ответы на
вопросы
Отработка навыков по уходу за комнатными
растениями. Составление рассказа.
15.03.
Рассматривание рисунков. Нахождение и показ
объектов. Определение по рисункам времен года
Определение объектов по рисункам. Отгадывание
загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа
Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы.
Описание предмета с отгадыванием.
17.03.
Называние объектов природы. Составление рассказа
по картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетради
изображения предметов.
Рассматривание рисунка, схемы. Составление
рассказа по рисунку. Описание предмета с
отгадыванием.
Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы.
01.03.

4 четверть (7 часов)
Животные.
1.

Сравнение домашних и диких Дикие и
животных. Кошка – рысь. Соба- ка – домашние
волк. Внешний вид, питание, названия животные

05.04.

Рассматривание
рисунков.
Составление
рассказа о домашних и диких животных. Ответы
на вопросы

2.

3.

4.

5.

6.

детенышей, повадки, образ жизни, Кошка и рысь.
места обитания. Необходимые условия Породы
для жизни животных: вода, тепло, кошек.
воздух, пища. Разнообразие пород
кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Собака и волк
Породы
собак.
Правила
поведения при
контакте с
домашними
животными.
Рыбы
(2–3
названия
рыб, Рыбы.
распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание,
образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана
рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание. Тело человека.
Питание
человека.
Органы
пищеварения:
ротовая
полость,
пищевод, желудок,
кишечник
(элементарные представления).
Органы
Значение овощей и фруктов для пищеварения.

Сравнение объектов на рисунке. Ответы на вопросы.
Зарисовка в тетради объекта природы. Заучивание
прибаутки. Составление рассказа об объекте живой
природы по плану
Составление рассказа
о
породах
кошек.
Отработка навыков по уходу за животными.
19.04.
Рассматривание рисунка. Нахождение объектов,
классификация. Составление рассказа по рисунку.
Составление рассказа по плану. Отработка навыков
безопасного поведения привстрече с собакой
Показ объектов на рисунке классификация по
породе. Ответы на вопросы.
12.04.

26.04.

03.05.

17.05.

Рассматривание схемы. Определение строения
объекта природы. Ответы на вопросы. Зарисовка
объекта
природы.
Рассматривание
рисунка.
Нахождение соответствия. Составление рассказа
по рисунку. Прогулка в зоомагазин.

Рассматривание
рисунков.
рассказа. Отработка навыков
воспитания

Составление
физического

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ
объекта. Отработка навыков личной гигиены.

7.

правильного питания человека.
Питание
Пища человека. Правильное питание. человека.
Профилактика пищевых отравлений. Правила
питания.
Профилактика
отравлений.

24.05.

Рассматривание
рисунков.
Классификация
предметов. Показ объектов на рисунках. Ответы на
вопросы. Составление рассказа по рисунку. Чтение
стихотворения.
Отработка навыков правильного питания.
Отработка навыков профилактики отравлений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».