РП Рисование 2 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем
развитии

личности

(интеллектуальными

обучающегося
нарушениями)

в

с

умственной

процессе

отсталостью

приобщения

его

к

художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве;

формировании

элементарных

знаний

об

изобразительном

искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками
в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать
в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата
общей

изобразительной

деятельности

("коллективное

рисование",

"коллективная аппликация").
Коррекция

недостатков

психического

и

обучающихся на уроках изобразительного

физического

развития

искусства заключается

в

следующем:
коррекции

познавательной

деятельности

обучающихся

путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование

умения

ориентироваться

в

задании,

планировать

художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции
координации

ручной
путем

моторики;

улучшения

использования

зрительно-двигательной

вариативных

и

многократно

повторяющихся действий с применением разнообразных технических
приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
2. Содержание учебного предмета Рисование
(изобразительное искусство)
2.1.

Содержание

"Подготовительный

программы
период

отражено

обучения",

в

"Обучение

пяти

разделах:

композиционной

деятельности", "Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов,

пропорции,

конструкцию";

"Развитие

восприятия

цвета

предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение
восприятию произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему, декоративное рисование;
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного искусства.
2.2. Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного
искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты,
используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их
хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных

геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие

моторики

рук:

формирование

правильного

удержания

карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом;
формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного
темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в
нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного
восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на
плоскости листа;
совмещение

аппликационного

изображения

объекта

с

контурным

рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без
фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно
друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу,
наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине;

приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью
с помощью пластилина;
приемы

наклеивания

деталей

аппликации

на

изобразительную

поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по
заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого контура
(круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением
силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование
предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы

штрихования

(беспорядочная

штриховка

и

упорядоченная

штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя
руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;

обведение

шаблонов

геометрических

фигур,

реальных

предметов

несложных форм, букв, цифр.
2.3. Обучение композиционной деятельности:
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении
композиции.

Определение

связи

изображения

и

изобразительной

поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение
листа вертикально или горизонтально).
Установление

на

изобразительной

поверхности

пространственных

отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью
симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
2.4. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма",
"фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
"конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование

предметов,

выделение

их

признаков

и

необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

свойств,

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных
предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из
отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого
изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным
точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе,

замкнутый,

растительный,

сетчатый,

зооморфный,

по

содержанию:

геральдический.

геометрический,

Принципы

построения

орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме,
цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
2.5. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные).
Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение
основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета
(светло-зеленый, темно-зеленый).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима),
послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном
рисовании, аппликации.
2.6. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали произведения
живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич,
А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И.
Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя,
бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка
скульптуры.

Красота

человека,

животных,

выраженная

средствами

скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А.
Опекушин, В. Мухина.

"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном
искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров
расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская
роспись).
3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Рисование (изобразительное искусство):
3.1. Минимальный уровень:
знание

названий

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно",
"цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического
работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности;

планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы

предметов

в

соответствии

с

параметрами

изобразительной

поверхности;
адекватная

передача

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
3.2. Достаточный уровень:
знание

названий

жанров

изобразительного

искусства

(портрет,

натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание

выразительных

средств

изобразительного

искусства:

"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур",
"пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание

способов

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического
работника

или

инструкциям,

представленным

в

других

информационных
источниках;
оценка

результатов

собственной

изобразительной

деятельности

и

обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров

изобразительного

искусства:

пейзаж,

портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 г.
Учебник:
Рау М. Ю. Изобразительное искусство. 2 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.
Ю.Рау, М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2018. - 111 с.

Методические пособия:
Рау М. Ю. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1
-4
классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова,
М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2016. - 200 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.

Федеральная

программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.

13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
Оборудование:
Дидактический материал:
•

таблицы по цветоведению, построению орнамента;

•

схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев,

животных, птиц, человека;
•

таблицы по народным промыслам;

•

учебно-практическое

оборудование

конструкторы;

краски

акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры;
восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20;
ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
•

муляжи фруктов и овощей (комплект);

•

предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://www.myshared.ru/,
http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://infourok.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О.
учителя

Рисование (изобразительное искусство)
2 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

№
п/п

1.

Тема

Вспомним лето.
Ветка с
вишнями.
Рисование и
лепка .

Всего – 33ч.
33 ч.
–

Содержание работы /
Материалы и
инструменты

Кол-во
часов

Дата

В неделю – 1 ч.

Характеристика видов деятельности учащихся

1-я четверть (9 ч)
Блок 1. «Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!»
Блок 2. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»
1
06.09.
Задание: рисование и
Характеризовать
красоту
природы,
осеннее
лепка ветки с
состояниеприроды.
.
вишнями.
Характеризовать особенности красоты осенних
листьев, ягод вишни, учитывая их цвет и форму.
Изображать и лепить ветку с ягодами, глядя на
предложенный учителем образец.
Овладевать
живописными
навыкам
работы
акварелью, используя помощь учителя.
Использовать выразительные средства живописи и
возможности лепки для создания образа вишни на
ветке.Овладевать навыками работы в технике лепки.

2.

3.

Рисунок.
Съедобные
грибы.

Лепка.
Корзина с
разными
съедобными
грибами.

Задание: рисование
летнейполянки и
растущих на ней разных
грибов.
Материалы и
инструменты:
бумага,гуашь, кисти,
образец

Задание: лепка
корзины сразными
съедобными грибами.
Материалы и
инструменты: картон,
пластилин, стека,
образцыкорзины и
гриба.

1

13.09.

20.09.

Воспринимать и эстетически оценивать
красоту природы в осеннее время года,
внимательно слушатьрассказ учителя.
Изображать грибы, учитывая характерные
особенностиих формы.
Изображать живописными средствами
осеннеесостояние природы.
Овладевать живописными навыками работы
гуашью.
Работать максимально самостоятельно, если
трудно,обратиться за помощью к учителю.
Овладевать навыками сравнения, учиться
сравниватьсвою работу с оригиналом (образцом).
Знать названия съедобных грибов.
Посмотреть на работу своего товарища, сравнить
свою работу с работой других.
Уметь различать грибы, разные по цвету и форме.
Понимать, что такое простая и сложная форма.
Изображать пластичными средствами разные грибы и
корзину. Если работу выполнить трудно, обратиться за
помощью к учителю.
Овладевать навыками работы с
пластичнымматериалом.
Получать опыт эстетических впечатлений от
красотыприроды.
Сравнивать свою работу с работами одноклассников.

4.

Беседа о
художниках и
ихкартинах.

Задание: составить
рассказпо картине
известного художника.
Рассказать о характере,
настроении в
картине. Что хотел
рассказать художник?
Материалы и
инструменты:
иллюстрация, картины
известного художника.

1

27.09.

5.

Фон темный,
светлый.
Рисунокзайца.

Задание: рассмотреть
фон и изображение в
картинке,нарисовать
зайца на фоне зелёной
елки.
Материалы и
инструменты: акварель,
кисти (белка № 2, белка
№4, бумага, образец)

1

04.10.

Понимать, что картина — это особый мир, созданный
художником, наполненный его мыслями, чувствами и
переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте
восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины разных
художников, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает цветом
(радостное, праздничное, грустное, таинственное,
нежное и т. д.)
Усвоить понятие «пейзаж».
Знать имена знаменитых художников. Рассуждать о
своих впечатлениях и эмоционально оценивать,
отвечать на вопросы по содержанию произведений
художников
Закреплять навыки работы от общего к
частному. Объяснять, чем внешне отличаются
зайки летом и зимой.
Усвоить такие понятия, как «контраст», «фон»,
«изображение».
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике рисунка.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.

6.

Краски: гуашь и
акварель.
Рисунок.Листок
дерева.

Задание: рисование
листадерева.
Материалы и
инструменты: бумага,
гуашь, акварельные
краски, кисти для
акварели и гуаши,
образец.

1

11.10.

7.

Рабочее место для
рисования
краскамиакварель.
Рисованиефона.
Небо.

Задание: рисование фона.
Небо.
Материалы и
инструменты: бумага,
акварельные краски,
палитра, пробник, кисти
для акварели, образец.

1

18.10.

Усвоить, чем краска акварель отличается от
краскигуашь.
Знать правила работы с гуашью и акварелью.
Научиться правильно смешивать краски во время
работы.
Сравнивать форму листа дерева с другими формами.
Находить природные узоры и более мелкие формы.
Изображать предмет, максимально копируя форму,
созданную природой.
При возникновении трудностей обращаться за
помощьюк учителю.
Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе.
Анализировать различные предметы с точки зрения
строения их формы.
Оценивать свою работу.
Уметь располагать правильно лист при работе с
акварелью.
Ориентироваться на плоскости листа с учетом
полученных знаний и рекомендаций учителя.
Усвоить и закрепить понятия (пробник,
палитра, валик, просохший рисунок, яркость тона,
блеклость,яркость).
Практика совместной деятельности.
Овладевать живописными навыками работы в
техникеакварели.
Усвоить понятия: главные и составные цвета.
Освоить практику получения составных цветов.
Работать самостоятельно, если трудно, обратиться
за помощью к учителю.

8.

Главные и
составные
цвета.Рисунок.
Туча.

9.

Рисование
фигурычеловека
по шаблону.

10.

Беседа о
художниках и
ихкартинах.
Лепка

Задание: рисунок.
Туча.Материалы и
инструменты:
бумага, акварель,
кисти, образец.

1

25.10.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту
природы в разное время года и разную погоду.
Изображать живописными средствами состояние
природы.
Характеризовать значимость влияния погоды на
настроение человека.
Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю

2-я четверть (8 ч)
Блок 3. «Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».
Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники»
Задание:
1
08.11.
Понимать условность и
рисование фигуры
субъективностьхудожественного
человека
по
образа.
шаблону.
Продолжать осваивать технику работы
Материалы и
фломастерамии цветными карандашами.
инструменты:
Развивать навыки работы в технике вырезания.
бумагабелая,
Обращаться к учителю, если необходима
ножницы, клей,
помощь.Работать как индивидуально, так и в
цветные карандаши,
группе.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
фломастеры.
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.
Задание: лепка
1
15.11.
Знать имена знаменитых художников.
фигурычеловека.
Рассуждать о своих впечатлениях и
Материалы и
эмоционально оценивать, отвечать на вопросы
инструменты: картон,
по содержанию произведений художников.

человека.

пластилин,
иллюстрации картин
известных художников
с портретамилюдей.

11.

Рисунок.
«Мама вновом
платье»

Задание: рисование
рисунка «Мама в
новомплатье».
Материалы и
инструменты: бумага
белая, цветные
карандаши,фломастеры

1

22.11.

12.

Лепка.
Снеговик.
Рисунок.
«Снеговики
во дворе».

Задание: лепка.
Снеговик.Рисунок.
Снеговики во дворе.
Материалы и
инструменты:
картон,пластилин,
стека, игрушкаснеговик, дощечки
для лепки, альбом
для рисования,
цветные карандаши.

1

29.11.

Развивать навыки работы с целым куском
пластилина.Овладевать приёмами работы с
пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание,
защипление).
Создавать изображение в технике лепки с передачей
пропорций.
Оценивать свою деятельность.
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Анализировать последовательность выполнения
рисунка, учитывая пропорции фигуры.
Создавать композицию рисунка
самостоятельно. Подбирать необходимые цвета
для выполнения работы.
Усвоить понятия (гардероб, верхняя одежда, портрет).
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Изображать предметы, предложенные учителем.
Уметь находить центр композиции.
Уметь создавать предметы, состоящие из 2-3 частей,
соединяя их путем прижимания друг к другу.
Слушать и понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него.
Продолжать знакомиться с предметами
круглой формы.
Проявлять интерес к лепке, рисунку.
Изображать пластичными средствами снеговика с
метлой. Если работу выполнить трудно, обратиться за
помощью к учителя.

13.

Панорама «В
лесузимой».
Работа с
бумагой и
ножницами.
Аппликация и
рисунок.

Задание: панорама «В
лесузимой». Работа с
бумагой и ножницами.
Аппликация
и рисунок.
Материалы и
инструменты: бумага
(обычная и цветная),
кисть, акварель, образцы
изображений, ножницы.

1

06.12.

Характеризовать красоту природы, зимнее состояние
природы.
Изображать характерные особенности зимнего леса,
глядя на предложенный учителем образец.
Использовать выразительные средства живописи и
возможности аппликации для создания образов зимней
природы, елок.
Усвоить такие понятия, как «сугробы»,
«заснеженныеели», «бурелом».
Овладевать живописными навыками работы
акварелью, в технике аппликации, используя помощь
учителя.
Работать как индивидуально, так и в группе.

14.

Рисунок.
Петрушка.

Задание: рисунок
«Петрушка».
Материалы и
инструменты: бумага
белая, акварель, кисти.

1

13.12.

Участвовать в обсуждении особенностей работы по
созданию рисунка кукольного персонажа — Петрушки.
Создавать графическими средствами эмоциональновыразительный эскиз сказочного героя — Петрушки.
Передавать с помощью цвета
характер иэмоциональное состояние
персонажа.
Выполнять рисунок на заданную тему.
Выражать в творческой работе своё отношение
к персонажу.
Участвовать в коллективной работе над рисунком.
Обсуждать и оценивать творческую работу в
коллективе.

15.
16.

Аппликация
«Хоровод».

Задание: аппликация:
«Хоровод».
Материалы и
инструменты: бумага
белая и цветная,
ножницы,клей.

2

20.12.
27.12.

Развивать декоративное чувство при
рассматриваниицвета, при совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративных элементов.
Овладеть навыками работы в аппликации.
Участвовать в создании коллективных работ.
Понимать роль цвета в создании аппликации.
Обретать опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании нарядов для
пляшущихвозле елки детей.
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки совместной работы.

3-я четверть (10 ч)
Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?»

17.

Разные
породысобак.
Лепка.
«Собака».

Блок 6. «Дымковская игрушка. Кто и как её делает?»
Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации».
Блок 8. «Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай»
1
17.01.
Задание: Лепка «Собака».
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Материалы и
Развивать навыки работы в технике лепки.
инструменты:
Продолжать овладевать навыками изображения
картон,
в объеме (скульптура).
Знать, как называются разные части тела у собаки.
пластилин, стека,
Овладевать приёмами работы с пластилином
образец.
(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление,
примазывание).
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть,

как делают другие.
18.

Рисунок «Собака».

Задание: рисунок
«Собака». Материалы и
инструменты: бумага
белая, акварель, кисти.

1

24.01.

19.

Разные
породы
кошек. Лепка
«Кошка»

Задание: лепка
«Кошка». Материалы и
инструменты: картон,
пластилин, стека,
образец.

1

31.01.

Объяснять значение понятий
«анималистическийжанр» и «художниканималист».
Участвовать в обсуждении роли животных в жизни
человека, художественных выразительных средств,
используемых художниками для передачи образа
животных в различных материалах.
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти
ипредставлению.
Выражать в художественно-творческой деятельности
своё эмоционально-ценностное отношение к
образуживотного.
Сопоставлять изображения животных, выполненных
художниками в разных материалах и техниках.
Находить общее и различное.
Развивать навыки работы в технике лепки.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Продолжать овладевать навыками изображения в
объеме (скульптура).
Знать, как называются разные части тела у кошки.
Овладевать приёмами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление,
примазывание).
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.

20.

Аппликация
«Мишка»

21.

Дымковская
игрушка.
Лепим
«Барыню»

Задание: изображение
мишки (аппликация),
(техника аппликации с
графической
дорисовкой).
Материалы и
инструменты: шаблон,
цветная бумага, кисть,
клей, ножницы,
цветные карандаши,
фломастеры

1

07.02.

Задание: дымковская
игрушка. Лепка
«Барыня».Материалы и
инструменты:
пластилин,
стека, образец.

1

14.02.

Овладевать техникой и способами аппликации.
Создавать и изображать на плоскости средствами
аппликации и графическими средствами (цветные
карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка).
Продолжать овладевать навыками работы
карандашами,кистью, ножницами.
Понимать и использовать особенности
изображенияна плоскости с помощью цветового
пятна (цветная бумага).
Продолжать осваивать приёмы работы
графическимиматериалами.
Соблюдать принцип систематичности и
последовательности в работе — от простого к
сложному.
Наблюдать за работой одноклассников
Познакомиться с происхождением промысла
народнойдымковской игрушки, элементами её росписи.
Учиться лепить и украшать дымковские игрушки с
помощью цветного пластилина.
Познакомиться с техникой создания узора
дымковскойросписи с помощью печаток, тычков
ватными палочками.
Развивать чувство ритма, цвета.
Выражать в художественно-творческой деятельности
своё эмоционально-ценностное отношение к
народномупромыслу, интерес к народной игрушке.
Продолжаем совершенствовать свои умения в
техникелепки.
Развивать навыки работы с целым куском
пластилина.

22.

Рисунок
«Птичказарянка»

Задание:
рисунок «Птичказарянка».
Материалы и
инструменты:
бумагабелая,
акварель, кисти.

23.

Аппликация
«Скворечник на
березе»

Задание: аппликация
«Скворечник на березе».
Материалы и
инструменты: цветная
бумага, ножницы, клей.

24.

Поговорим о
цветах. Цветы в
работах

Задание: познакомиться
с творчеством
художников,

1

21.02.

28.02.

1

06.03.

Понимать, как прекрасен и многолик мир птиц.
Овладевать навыками поэтапного выполнения работы
— от простого к сложному.
Изображать живописными средствами птицу с
присущей ей расцветкой.
Овладевать живописными навыками
работыакварелью.
Изображать предмет (птицу-зарянку), максимально
копируя форму предложенного учителем образца.
Понимать простые основы геометрии, симметрию.
Оценивать свою деятельность.
Характеризовать красоту природы, весеннее
состояние природы.
Характеризовать особенности красоты
белоствольныхберез с молодыми зелёными
листочками.
Рассматривать и сравнивать реальные
скворечникиразных форм.
Овладевать навыками конструирования из бумаги.
Анализировать различные предметы (здания) с точки
зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять и конструировать из простых
геометрических форм (прямоугольников,
треугольников)изображения березы и скворечника в
технике аппликации.
Оценивать свою деятельность.
Рассматривать картины художников,
изображающихцветы.
Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения

25.
26.

известных
художников

изображающих цветы.
Материалы и
инструменты:
иллюстрации картин
известных художников,
изображающих цветы

Аппликация
«Ваза»

Задание:
аппликация «Ваза».
Материалы и
инструменты: бумага
(обычная и цветная),
карандаши, ножницы,
образец, шаблон.

2

13.03.
20.03.

работ различными художниками.
Рассказывать о цветах, изображаемых на картинах,
знать названия цветов.
Высказывать суждение о разнообразии приёмов
иманер, техник при выполнении работ.
Объяснять смысл понятия «графика».
Определять, какие цвета использовал художник для
выполнения работы.
Учиться создавать образ (образ формы) и
необходимый цвет в процессе создания образа
(конкретного цветка)
Понимать выразительные возможности
цветнойбумаги, используя её в технике
аппликации.
Развивать наблюдательность.
Понимать значение слова «функциональность».
Уметь пользоваться шаблоном.
Получать опыт эстетических впечатлений.
Осваивать приёмы работы в технике аппликации.
Овладевать приёмами работы с бумагой.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Сравнивать свою работу с работой других.

4-я четверть (7 ч)
Блок 9. «Красивые разные цветы».
Блок 10. «Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны»

27.

Рисунок
«Подснежник»

Задание: рисунок.
«Подснежник».
Материалы и
инструменты: бумага,
акварель, кисти,
образец.

1

03.04.

Знать первые весенние цветы.
Уметь правильно закомпоновать и построить
рисунок.Воспринимать и эстетически оценивать
красоту природы.
Внимательно слушать рассказ учителя.
Изображать живописными средствами первый
нежныйвесенний цветок.
Характеризовать значимость влияния погоды на
настроение человека.
Овладевать живописными навыками
работыакварелью.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю

28.

Аппликация.

Задание: аппликация.

«Подснежник»

«Подснежник».
Материалы и
инструменты:
бумага(обычная и
цветная), цветные
карандаши,
ножницы.

1

10.04.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту
природы.
Знать первые весенние цветы.
Изображать средствами аппликации первый нежный
весенний цветок.
Характеризовать значимость влияния погоды на
настроение человека.
Овладевать живописными навыками работы в
технике
аппликации.
Внимательно слушать рассказ учителя.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю.

29.

Рисунок «Ваза с
цветами»

Задание: рисунок
«Вазас цветами».
Материалы и
инструменты:
бумага,кисти,
акварельные краски,
гуашь, образец.

1

17.04.

Выполнять эскиз рисунка вазы с цветами.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые
и холодные, контрастные и сближенные) подойдут
для передачи структуры материала для вазы (стекло)
и букета цветов.
Прорисовывать детали рисунка кистью гуашью, а
фон — акварельными красками.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческохудожественной деятельности.
Понимать выразительные возможности
цветнойбумаги, используя её в технике
аппликации.
Осваивать приёмы аппликации.
Изображать, соблюдая правила композиции.
Развивать навыки работы в технике аппликации.
Создавать и изображать на плоскости
средствамиаппликации заданный образ (ваза с
цветами).
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Создавать открытку к определенному
событию(весенний праздник).
Приобретать навыки выполнения
лаконичноговыразительного изображения.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и

30.

Аппликация
«Ваза сцветами»

Задание: аппликация
из цветной бумаги
«Ваза сцветами».
Материалы
и
инструменты: бумага
(обычная и цветная),
клей,
ножницы,
образец.

1

24.04.

31.

Открытки к
праздникам весны.
Рисунок
«Открытка к
празднику»

Задание: создание
эскиза открытки.
Материалы и
инструменты:
плотнаябумага
маленького
формата, кисти,

1

08.05.

холодные, контрастные и сближенные) подойдут для
передачи темы весны в открытке.
Закреплять умение выделять главное в рисунке

32.

Рисунок «Кактус»

Задание: рисунок
«Кактус».

1

15.05.

1

22.05.

Материалы и
инструменты:
бумага,кисти,
акварельные краски,
образец.

33.

Рисунок по
описанию «В парке
весной».

Задание: создание
рисунка по
описанию.
«В парке весной».
Материалы и
инструменты:
бумага,кисти,
акварельные краски,
образец.

цветоми размером.
Прорисовывать детали рисунка кистью
акварельнымикрасками.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Выполнять эскиз рисунка кактуса в горшке.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и
холодные, контрастные и сближенные) подойдут для
передачи структуры материала для горшка (глина) и
кактуса.
Соблюдать пропорции в процессе рисования.
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными
красками.
Участвовать в подведении итогов творческой
работы.Обсуждать творческие работы
одноклассников и давать оценку результатам своей и
их творческохудожественной деятельности.
Выполнять многофигурную композицию «В
паркевесной» согласно условиям.
Выделять характерные наиболее яркие
черты вповедении и внешности людей.
Выражать в творческой работе своё
отношение квесне, весеннему настроению.
Закреплять умение выделять главное в рисунке
цветоми размером.
Участвовать в подведении итогов творческих
работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».