РП Русский язык 2 класс на 2023-2024 учебный год

1.Пояснительная записка
Обучение русскому языку в I - IV классах предусматривает включение в
учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты",
"Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и развитие речи",
"Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано
решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение

на

этой

основе

языковыми

средствами

(слово,

предложение,

словосочетание);
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
овладение

различными

доступными

средствами

устной

и

письменной

коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
2 . Содержание учебного предмета Русский язык:
2.1. Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового
внимания,

фонематического

Совершенствование

слуха.

произносительной

Элементарный
стороны

звуковой

речи.

анализ.

Формирование

первоначальных языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог"
(без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия
звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного
восприятия

и

пространственной

ориентировки

на

плоскости

листа.

Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение
гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных
словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к
различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление
нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3 - 4 слов) на
основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки,
наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального
общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической
речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе
предметно-практической

деятельности,

наблюдений

за

окружающей

действительностью.
2.2. Раздел "Обучение грамоте":
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки

речи.

Выделение

звуков

на

фоне

полного

слова.

Отчетливое

произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности
звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся
одним звуком.
Различение гласных и

согласных звуков на слух

и

в собственном

произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной
гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных
слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в
конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения

на материале предложений и небольших текстов (после предварительной
отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок,
чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения
руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и
классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное
списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или
слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических
правил: обозначение на письме границ предложения, раздельное написание слов,
обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных;
обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих ("ча-ща", "чущу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование

усвоенных

языковых

средств

(слов,

словосочетаний

и

конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения
(после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического
работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных
небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и
иллюстративный материал. Составление двух - трех предложений с опорой на
серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.
2.3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи".
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и

непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные
ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я".
Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов,
обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения,
животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Словадрузья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что
будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам "какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков, обозначающих
цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со
словами.

Роль

предлога

в

обозначении

пространственного

расположения

предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия
городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных
слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в
устной

и

письменной

речи.

Повествовательные,

вопросительные

и

восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную
картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным словам.
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.
Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из
нескольких

предложенных.

Различение

текста

и

"не

текста".

Работа

с

деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после
предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему
изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным словам и
иллюстрации.
2.4. Раздел "Чтение и развитие речи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина).
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе
родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о
нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об
интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на

знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части,

составление

произведения

под

простейшего
руководством

плана

и

определение

педагогического

основной

работника.

мысли

Составление

картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
2.5. Раздел "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных
инструкций

педагогического работника, словесный

действиях.

Прослушивание

и

выполнение

отчет о

инструкций,

выполненных

записанных

на

аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание

небольших

литературных

произведений

в

изложении

педагогического работника и с аудио носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки).
Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые
и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в
семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к
продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся",
"Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?", "Это...", "Познакомься, пожалуйста, это...".
Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад
познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные
правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока".
Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от
условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?",
"Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю
Вам...",

"Я

хочу

пожелать...".

Неречевые

средства:

улыбка,

взгляд,

доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу
подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо
ты...", "Как красиво!".
Телефонный

разговор.

Формулы

обращения,

привлечения

внимания

в

телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите,
пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...".
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с
просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста",
"Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне", "Можно я...".
Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень

приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя
(Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю)".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без
него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я
не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
"Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью,
поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы

речевых

ситуаций

формулируются

исходя

из

уровня

развития

коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации
"Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы
и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7)

Составление

устного

текста

(диалогического

или

несложного

монологического) по теме ситуации.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Русский язык:
3.1. Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердостимягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
3.2. Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
списывание

рукописного

и

орфографическим проговариванием;

печатного

текста

целыми

словами

с

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами
(30 - 35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому

значению

(название

предметов,

действий

и

признаков

предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в
конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» Приказ
№1494 от 28.08.2023 г.
Учебник:
Якубовская Э. В. Русский язык 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч . Ч. 1, 2 / Э.
В.Якубовская, Я. В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь:
Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват

программы. В 2 ч.Ч. 1, 2 / Э. В.Якубовская, – 8-е изд. – М. Просвещение,
2020.
Методические пособия:
Якубовская Э. В. Русский язык. Методические рекомендации 1– 4 класс:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы /Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение,
2017. – 177с.
Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная

программа

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10. Устав
учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа -

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Классное

наборное

полотно

букв,

слогов.

Словарные

Коррекционныекарточки. Рабочие тетради. Предметные картинки.
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,

слова.

http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Русский язык
2 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Темы

Всего – 97 ч.
93 ч.
4 ч.
Часы

Дата

№
п/п
1-6

2

Словарь Учебник
(упражнения на
выбор)

В неделю – 3 ч.

Рабочие
тетради2
(задания на
выбор)

I четверть (24ч)
Повторение.

6ч

05.0915.09.

Рабочие тетради по русскому «Читай, думай, пиши» для 2–4 классов.

Методические
рекомендации
(методическое
обеспечениеи
содержание
других видов
работ
на уроках)

Характеристика основных
видов деятельности
учащихся

1.

Выделение звука и
буквы в слове.

1

05.09

с. 3–5

2.

Предмет и слово,
называющее предмет.

1

06.09.

с. 6–7

3.

Предложение. Правило
его записи.
Предложение и его
схема.
Распространение
предложений.
Составление

1

08.09.

с. 8–9

1

12.09.

с. 10–11

1

13.09.

с. 12–13

1

15.09.

карандаш с. 14–15

18 ч

19.0927.10.

1

19.09.

4.
5.
6.

Дидактическая
игра, с. 5

Практически различать
понятия «предмет» и «название
предмета».
Соблюдать правила записи
предложения с опорой на
схему ибез неё.
Распространять предложение
одним словом с опорой на
предметную картинку.
Составлять предложение из
2–3 слов по ситуационной
картинке

предложений.
1-18 «Парные звонкие и
Глухие согласные».
Звуки и буквы
1.
Гласные, согласные
звуки и буквы.

с. 16–17
с. 18–19

Чётко произносить звуки речи,
соотносить их с буквами.
Правильно писать строчные
и заглавные букв, используя
разныеспособы соединения
их в слове.

Часть 1,
Дидактическая
с.4–7, № 1–5 игра, с. 5

Различать звуки гласные и
согласные; уметь их
перечислить,опираясь на
буквы.

2.

Слова, различающиеся
одним звуком.
Слова, различающиеся
количеством звуков.

1

20.09.

3.

Слова, различающиеся
последовательностью
звуков.
Знакомство со знаком.
Деление слов на слоги.

1

22.09.

1
1

26.09.
27.09.

Москва

6.

Гласные в образовании
слогов.

1

29.09.

помидор

с. 32–33

Часть 1,
с.20–21,
№ 1–5

7.

Деление слов со
звуками и – й на
слоги.
Перенос слов по
слогам.

1

03.10.

морковь

с. 34–35

Часть 1,
с.24–25,
№ 1–4

Дидактическая
игра, с. 10

1

04.10.

с. 36–37

Часть 1,
с.22–23,
№ 1–4

Письмо по слуху,
с. 10–11

9.

Различение звонких и
глухих согласных б – п.

1

06.10.

с. 38–39

Часть 1,
с.28–29,
№ 1–5

Письмо по слуху, Различать звонкие и глухие
согласные в заданной паре
с.12– 13
звуков.

10.

Различение в – ф

1

10.10.

с. 40–41

Часть 1,
с.30–31,
№ 1–5

4.
5.

8.

ветер

с. 20–21

Часть 1,
Выборочный
с.8–9, № 1–5 диктант,с. 7–8

с. 22–23

Часть 1,
с.10–11,
№ 1–4

с. 24–31

Часть 1, с.
Часть 1,
с.18–19,
№ 1–5

Выборочный
диктант,с. 5–6

Письмо по
слуху, с. 8

Письмо по слуху,
с. 13

Сравнивать короткие слова,
похожие по буквенному
составу. Овладевать умением
различать данные слова на
слух и соотноситьих с
соответствующими
предметными картинками.
Слышать и выделять голосом
(по образцу учителя) ударный
звук в слове, правильно
ставить знак ударения.
Уметь делить слова на слоги
(сопровождая процесс
хлопками) ипереносить слова
по слогам с одной строки на
другую.

1

11.10.

12.

Повторение пройденного материала в первой
четверти.
Контрольная работа.

1

13.10.

13.

Работа над ошибками.

1

17.10.

11.

14.

Различение г – к.

1

18.10.

15.

Различение д – т.

1

20.10.

16.

Различение ж –ш.

1

24.10.

17.

Различение з – с.

25.10.

18.

Различение парных
звонких и глухих
согласных.

27.10.

1-24 «Слово»

24 ч

07.1129.12.

Закрепление предметных
знаний, умений навыков.
Работа в тетради.
Проверка
предметных
знаний, умений, навыков.
Самостоятельная работа.
Выполнение письменного
задания в тетради.
Индивидуальная
работа
над допущенными ошибками.
с. 42–43

Часть 1,
с.32–33,
№ 1–4
с. 44–45
Часть 1,
с.34–35,
№ 1–5
с. 46–47
Часть 1, с.
36–37, №
1–5
с. 48–49
Часть 1, с.
38–39, №
1–3
с. 50–51
Часть 1, с.
40–41, №
1–4
2 четверть (24 ч)

Письмо по слуху, Различать звонкие и глухие
с. 13
согласные в заданной паре
звуков.
Письмо по слуху,
с. 13
Письмо по слуху,
с. 14
Письмо по слуху,
с. 14
Дидактическая
игра,с. 11–12

1.

Шипящие согласные.

1

07.11.

с. 52–53

Часть 1,
с.42–43,
№ 1–5

2.

Свистящие согласные.

1

08.11.

с. 54–55

Часть 1,
с.44–45,
№ 1–5

3.

Различение шипящих и
свистящих согласных.

1

10.11

с. 56–57

1

14.11.

с. 58–59

Буква ё в начале слова
или слога.

1

15.11.

с. 60–61

6.

Буква ю в начале слова
или слога.

1

17.11.

с. 62–63

7.

Буква я в начале слова
или слога.

1

21.11.

8.

Буквы е, ё, ю, я в
начале слова или слога.

1

22.11.

с. 66–67

Часть 1,
с.46–47,
№1-4
Часть 1,
с.48–49,
№ 1–4
Часть 1,
с.50–51,
№ 1–4
Часть 1,
с.52–53,
№ 1–4
Часть 1,
с.54–55,
№ 1–3
Часть 1,
с.56–57,
№ 1–3

4.

Буква е в начале слова
или слога.

5.

9.

Гласные ы – и после
твёрдых и мягких
согласных.

1

24.11.

с. 68–69

улица

заяц

с. 64–65

Часть 1,
с.58–59,
№ 1–4

Письмо по слуху, Понимать различие между
с. 15
свистящими и шипящими
звуками,подбирать примеры
слов, начинающихся на
заданный звук сопорой на
предметную картинку,
выбранную из ряда других.
Дидактическая
игра,
с. 14–15

Различать на слух и выделять
буквы е, ё, ю, я в начале слова и
правильно писать слова после
ихбуквенного анализа.

Дидактическая
игра, с.16;
зрительный
предупредительный диктант,
с.16–17
Различать на слух твёрдые
и мягкие согласные в начале
слова и правильно обозначать их

10. Гласные о – ё после
твёрдых и мягких
согласных.
11. Гласные у – ю после
твёрдых и мягких
согласных.
12. Гласные а – я после
твёрдых и мягких
согласных.
13. Гласная е после мягких
Согласных.

1

28.11.

с. 70–71

Часть 1,
с.60–61,
№ 1–4

1

29.11.

с. 72–73

Часть 1,
с.62–63,
№ 1–4

1

01.12.

с. 74–75

Часть 1,
с.64–65,
№ 1–4

1

05.12.

с. 76–77

1

06.12.

с. 78–79

Часть 1,
с.66–67,
№ 1–4
Часть 1,
с.68–69,
№ 1–4

1

08.12.

с. 80–81

Часть 2,
с.4–5,
№ 1–6

1

12.12.

с. 82–83

Различение твёрдых и
мягких согласных на
конце.

1

13.12.

с. 84–85

Часть 2,
с.6–7,
№ 1–5
Часть 2,
с.8–9,
№ 1–4

18. Различение слов с
твёрдым и мягким
согласным на конце.
19. Повторение пройденного материала во
второй четверти.

1

15.12.

с. 86–87

1

19.12.

14.

Различение твёрдых и
мягких согласных.

Буква ь для
обозначения мягкости
согласных слова.
16. Письмо слов с мягкими
согласными на конце.
15.

17.

мороз

соответствующими
гласными
буквами.
Запомнить
1–2
примера на каждый случай
дифференциации.

Дидактическая
игра, с. 17–18;
выборочный
диктант, с. 18

Дидактическая
игра, с. 19
Зрительный
предупредительный диктант,
с.19–20
Приложение
1, с. 74, 76

Различать на слух и чётко
произносить твёрдые и
мягкиесогласные на
конце слов.
Запомнить 2–3 примера
слов смягким знаком на
конце

Закрепление предметных
знаний, умений навыков.
Работа в тетради.

20. Контрольный диктант

1

20.12.

21. Работа над ошибками.

1

22.12.

1

26.12.

1

27.12.

1

29.12.

28 ч

16.0122.03.

2

16.01.
17.01.

22.

Предмет и его
название Названия
предметов, отвечающие
на вопрос что?

23. Названия частей
предмета Различение
сходных предметов и
их названий.

24.

Обобщающее слово к
группе однородных
предметов.

1-28. Предложение
1.
2.

Названия предметов,
отвечающие на вопрос
кто? Обобщающее
слово к группе
однородных предметов

Проверка
предметных
знаний, умений, навыков.
Самостоятельная работа.
Выполнение письменного
задания в тетради.
Индивидуальная
работа
над допущенными ошибками.
коньки

Часть 2,
с. 10–11,
№ 1–5
Часть 2,
с.12–13,
№ 1–4.
пальто
Часть 2, с.
с. 8–9
14–15, №
с.10-11
1–3.
Часть 2, с.
16–17, №
1–4
огурец
с.12-13
Часть 2, с.
18–19, №
1–4
3 четверть (28 ч)

ворона
корова

с. 4–5
с. 6–7с.

с. 14–15
с.16-17

Часть 2,
с.20–21,
№ 1–4
Часть 2,
с. 22–23,
№1–4

Различать названия предметов
по вопросам кто? что?

Называть легко выделяемые
частизнакомого предмета и
ставить вопрос что? к
названиям частей.

Называть легко выделяемые
частизнакомого предмета и
ставить вопрос кто? к
названиям частей.

3.
4.

Слова, отвечающие на
вопросы кто? и что?

2

19.01.
23.01.

с. 18–19

Часть 2,
с.24–25,
№1–4

Дидактическая
игра,с. 20–21

5.
6.

Слова, обозначающие
один и несколько
одинаковых предметов

2

24.01.
26.01.

с. 20–21

Часть 2,
с.26–27,
№ 1–3

Слуховой
предупредительный диктант,
с.21

7.
8.

Большая буква в
именах людей

2

30.01.
31.01.

с. 22–23

Часть 2,
с.28–29,
№1–4

9.
Большая буква в
10. именах и фамилиях
людей

2

02.02.
06.02.

с. 24–25

Часть 2,
с.30–31,
№ 1–3

11. Большая буква в
12. кличках животных

2

07.02.
09.02.

13. Большая буква в
14. именах и фамилиях
людей, кличках
животных

2

13.02.
14.02.

ребята

Часть 2,
с.32–33,
№ 1–4
с. 26–27

Часть 2,
с.34–35,
№ 1–4

Дидактическая
игра, с. 22

Отрабатывать умение изменять
форму слова в
зависимости от
обозначения одного или
нескольких одинаковых
предметов.
Понимать различие между
названием человека и его
именем,названием животного и
его кличкой. Запомнить
правило записи имён людей и
кличек животных. Проявлять
желание придумывать клички
животным, изображённым на
картинках, и записывать
название животного и его
кличку.

15. Действие и его
16. название. Названия
действий, отвечающие
на вопрос что делает?
17. Названия действий,
18. отвечающие на вопрос
что делают?
19. Подбор названий
20. действий к названиям
предметов
21. Подбор названий
22. действий к названиям
предметов
23. Повторение
пройденного
материала в третьей
четверти

24.

Контрольная работа

25. Работа над ошибками
26. Различение названий
27. предметов и названий
действий по вопросам
28. Предлог как отдельное
слово

2

16.02.
20.02.

с. 28–29

Часть 2,
с. 36–37,
№ 1–5

2

21.02.
27.02.

с. 30–31

Часть 2,
с.38–39,
№ 1–5

2

28.02.
01.03.

с. 32–33

Часть 2,
с.40–41,
№ 1–4

2

05.03.
06.03.

с. 34–35

Часть 2,
с.42–43,
№ 1–3

1

12.03.

с. 36–37
с. 38–39

Часть 2,
с. 44–45,
№ 1–4
Часть 2,
с.48–49,
№1–3

Дидактическая
игра,с. 22–23
Выборочный
диктант,
с. 23–24

Выбирать одно из
двух
предложенных названий
действийи вставлять его в
предложение.

1

13.03.

1
2

15.03.
19.03.
20.03.

1

22.03.

с. 40–41

Часть 2,
с. 50–51,
№ 1–5

Дидактическая
игра, с. 24

Находить в предложении
«маленькое слово» – предлог.

воробей

берёза

Различать названия действий
по вопросам что делает? и
что делают?

Уметь подобрать названия 1–2
действий к названию
предмета сопорой на
вопрос

4 четверть (21 ч)
1-14. «Предлоги»

14 ч

Употребление
предлогов в
предложении
Выделение трудной
гласной в словах

2

2

5.

Написание гласных в
словах«родственниках»

6.

02.0403.05.
02.04.
03.04.

с. 42–43

Часть 2,
с.52–53,
№ 1–5

Выборочный
диктант,
с. 25

05.04.
09.04.

с. 44–45

Часть 2,
с.54–55,
№ 1–4

Дидактическая
игра, с. 26

1

10.04.

с. 46–47

Часть 2,
с. 55, № 5

Выборочный
диктант, с.27;
Приложение1,
с. 74, 82

Выделение
предложения из текста

1

12.04.

с. 48–49

7.

Правила записи
предложения

1

16.04.

с. 50–51

8.

Предложение и его
схема

1

17.04.

с. 52–53

9.

Различение набора слов
и предложения

1

19.04.

с. 54–55

Часть 2,
с.56–57,
№ 1–4
Часть 2,
с.58–59,
№ 1–4
Часть 2,
с.60–61,
№ 1–4
Часть 2,
с.62–63,
№ 1–3

10.

Порядок слов в
предложении

1

23.04.

11. Завершение начатого
предложения

1

24.04.

1.
2.
3.
4.

машина

молоко

с. 56–57
с. 58–59

Часть 2,
с.64–65,
№ 1–4
Часть 2,
с. 66–67,
№ 1-4

Учитывать наличие предлога
при подсчёте слов в
предложении и его схеме

Твёрдо знать правила записи
предложения. Показывать
отражение этих правил в
записанном предложении и
на его схеме.

Выделять заданное
предложение из текста
(предложение о ком-то или о
чём-то).

Составление
предложений по
предметной картинке
13. Составление
предложений по
сюжетной картинке
14. Предложения-вопросы
и предложения-ответы
12.

1-7

«Повторение»

1

26.04.

с. 60–61

Часть 2,
с. 68, № 1

1

03.05.

с. 62–63

Часть 2,
с. 69, № 2

1

07.05.

с. 64–65

Часть 2,
с.70–71,
№ 1–3

7ч

1.

Повторение пройденного материала в
четвертой четверти.

1

08.0524.05.
08.05.

2.
3.
4.

Контрольная работа
Работа над ошибками
Звонкие и глухие
согласные
Твёрдые и мягкие
согласные
Мягкий знак на конце
слова
Предложение.

1
1
1

14.05.
15.05.
17.05.

с. 66–67

Часть 1,
с. 70, № 1, 2

1

21.05.

с. 68–69

Часть 1,
с. 71, № 4

1

22.05

с. 70–71

1

24.05.

с. 72–73

5.
6.
7.

Часть 2,
с.72, №1

Составлять предложение из
2–3 данных слов по
предметной илисюжетной
картинке.

Зрительный
предупредительный диктант,
с. 28–29

Подкреплять данное умение
демонстрацией карточки с
точкой или вопросительным
знаком.
Повторять за учителем
предложение с правильной
интонацией (вопросительной
или повествовательной)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».