РП Ручной труд 2 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие
личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных
возможностей

личности,

творческих

способностей,

формированию

мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
расширение

знаний

о

материалах

и

их

свойствах,

технологиях

использования;
формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
развитие

умственной

деятельности

(анализ,

синтез,

сравнение,

классификация, обобщение);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие

регулятивной

структуры

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование

информационной

грамотности,

умения

культуры,

развитие

работать

с

различными источниками информации;
формирование

коммуникативной

активности,

целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, которая предусматривает:
коррекцию

познавательной

деятельности

обучающихся

путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство

и различие между

предметами;
развитие

аналитико-синтетической

деятельности,

деятельности

сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
коррекцию
координации

ручной
путем

повторяющихся

моторики;

улучшение

использования

действий

с

зрительно-двигательной

вариативных

применением

и

многократно

разнообразного

трудового

материала.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет,
форма).

Глина

-

строительный

материал.

Применение

глины

для

изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении
лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами:
конструктивным,

пластическим,

комбинированным.

Приемы

работы:

"разминание", "отщипывание кусочков пластилина", "размазывание по

картону"

(аппликация

из

пластилина),

"раскатывание

столбиками"

(аппликация из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до
овальной формы", "вытягивание одного конца столбика", "сплющивание",
"прищипывание", "примазывание" (объемные изделия). Лепка из пластилина
геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина,
изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
2.2. Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находят,

виды

природных

материалов).

Историко-культурологические

сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка

природных

материалов.

Инструменты,

используемые

с

природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными
листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
2.3. Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая
(гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;

разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: "линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и
устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение
чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой линии",
"разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой прямой линии",
"разрез по длинной линии", "разрез по незначительно изогнутой линии",
"округление

углов

прямоугольных

форм",

"вырезание

изображений

предметов, имеющих округлую форму", "вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание
мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
"сгибание треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол";
"сгибание прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине",
"сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу "гармошки",
"вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное".
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления.
Изделия в переплете. Способы окантовки картона: "окантовка картона
полосками бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
2.4. Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверхвниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка "прямой
строчкой", вышивка прямой строчкой "в два приема", "вышивка стежком
"вперед иголку с перевивом", вышивка строчкой косого стежка "в два
приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в
жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится,
лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие,
гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками,
сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью.
Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание,
аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя
деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из
ткани,

прямой

строчкой,

строчкой

"косыми

стежками

и

строчкой

петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание

ткани.

Историко-культурологические

сведения

(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
карманом). Пришивание пуговиц (с двумя и

четырьмя

сквозными

отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки.
2.5. Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия
"дерево" и "древесина". Материалы и инструменты. Заготовка древесины.
Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства
древесины (цвет, запах, текстура).
Способы

обработки

древесины

ручными

инструментами

и

приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление,
заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных

заготовок

для

спичек).

Клеевое

соединение

древесных

материалов.
2.6. Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет

металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.
2.7. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги:
"сминание",

"сгибание",

"сжимание",

"скручивание",

"скатывание",

"разрывание", "разрезание".
2.8. Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо",
"сгибание в спираль", "сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на
карандаш", "сгибание под прямым углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок
птиц, зверей, человечков.
2.9. Работа с металлоконструктором.
Элементарные

сведения

металлоконструктора.

Набор

о

металлоконструкторе.

деталей

Изделия

металлоконструктора

из

(планки,

пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты
для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение
планок винтом и гайкой.
2.10. Комбинированные работы с разными материалами.
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки;
бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока,
бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Ручной труд
3.1. Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание

названий

и

некоторых

свойств

поделочных

материалов,

используемых на уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой

и

металлом;

древесиной;

конструировать

из

металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
3.2. Достаточный уровень:
знание

правил

рациональной

организации

труда,

включающих

упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими

инструментами,

соблюдение

санитарно-гигиенических

требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
обработки

в зависимости от

свойств материалов

и

поставленных

целей,
экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их
чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или)
мастерской после уроков трудового обучения.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.

2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ №1494 от 28.08.2023 г.
Учебник:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. 2 класс : учеб. для
общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.
А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2018. – 103 с.
Рабочая тетрадь:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 2 класс : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч. / Л. А. Кузнецова. – М.: Просвещение,
2020.– 65 с.
Дополнительная литература:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд.

Методические

рекомендации
1 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – М. :
Просвещение, 2016. – 336 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».

4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

основным

образовательным

программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.

Федеральная

программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.

11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
Оборудование
Учебно-практическое оборудование:
-

материалы:

-

цветная бумага, альбомы, картон белый и цветной, листы белой

плотной чертёжной бумаги, набор разноцветного пластилина, цветные нитки
(разные виды), ткани разных сортов, природные материалы (шишки, семена,
листья), проволока, клей карандаш и ПВА;
-

инструменты: стека для пластилина, ножницы, линейки, иголка

большая, плоская кисточка для клея, гладилка для бумаги, фломастеры
разного цвета;
-

вспомогательные приспособления:

-

подкладные доски для работы с пластилином, коробки для хранения

природных материалов, коробочки для мусора, тряпочки или салфетки для
вытирания рук, баночка для клея;
-

модели и натуральный ряд:

муляжи фруктов и овощей, образцы изделий из пластилина, образцы
изделий из природного материала, образцы изделий из бумаги и картона,
образцы изделий из текстильного материала.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Ручной труд
2 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

Всего – 66ч.
66 ч.
-

В неделю – 2 ч.

Первая четверть (16 часов)
№
п/п
1.

2.

Содержание раздела

«Повторение
первоначальных
познавательных
сведений об уроках
ручного труда»

Правила поведения и

Дата

Тематическое
планирование

Характеристика видов
деятельности обучающихся

05.09.

Проверка знаний о правилах
поведения и работы на уроках
ручного труда.
Закрепление навыков по
подготовке и содержанию в
порядке рабочего места.
Выявление знаний о видах
труда, поделочных материалах и
инструментах.

Отвечать на поставленные учителем
вопросы.
Повторять и закреплять навыки по
подготовке и содержанию в порядке
рабочего места.
Узнавать и называть материалы,
инструменты и виды ручного труда.
Ориентироваться
в
учебнике,
рабочих
тетрадями
и
других

07.09.

14

Закрепление навыка работы иллюстративными материалами.
с
учебником
и
рабочей
тетрадью.

работы на уроках ручного
труда

3.

4.

Материалы и
инструменты,
используемые на уроках
ручного труда

12.09.

14.09.

Правила поведения и работы
на уроках ручного труда.
Общие правила организации
рабочего места на уроках труда.
Задание: Возьми материалы и
приспособления,
показанные на рисунке, и
разложи их в нужном порядке.
Виды ручного труда: «Работа
с пластилином и глиной»,
«Работа
с
природными
материалами»,
Работа
с
бумагой», «Работа с нитками».
Задания:
Назвать
виды
работы, которых применяются
изображенные на картинках
материалы.
Работа
с
игровыми
иллюстративными материалами:
«Лото», «Лишний предмет», «
Что художник перепутал».
Вопрос: Какие инструменты
применяют для работы разными
материалами?

Правильно располагать на рабочем
столе
материала,
инструменты
и
приспособления.

Смотреть рисунки в учебнике и
определять
виды
работы
по
представленным наборам поделочных
материалов.

Узнавать, называть, определять и
выбирать соответствующие карточки с
изображением
материалов и
инструментов.

15

Работа с глиной и пластилином
Содержание раздела
5.

«Повторение
первоначальных
познавательных сведений о
глине и пластилине»

6.

Глина - строительный
материал

7.
8.

Глина для изготовления
посуды

Дата
19.09.

21.09.
26.09.

Тематическое
планирование
Закрепление и расширение
представлений о глине и
пластилине как поделочных
материалах,
их
свойствах,
применении.
Закрепление
знаний
о
пластических
свойствах
пластилина, цвете и форме.
Закрепление
техникотехнологических терминов и
понятий.
Формирование знаний о
разном применении глины.
Глина считается хорошим
строительным материалом. Из
глины производят кирпичи. Из
кирпичей строят дома, соборы,
театры.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Усваивать и применять в речи
термины
и понятия изучаемого раздела.
Отвечать
развернутыми
предложениями
на
поставленные
учителем вопросы.
Расширять
представления
о
предметном мире.
Рассказывать о пластилине.

Смотреть иллюстрации в учебнике
и запоминать новую информацию о
глине.
Рассматривать картинки в учебнике
и называть изображенные на них
предметы.

16

Глина для изготовления
скульптуры

9.
10.

Пластилин – материал
для ручного труда

28.09.

Узнавать и называть предметы
Применение
глины
для
изготовления посуды. Посуду из посуды.
глины делают на заводе, а из
пластилина на уроках ручного
труда.
Рассматривать картинки в учебнике
Из глины и пластилина
лепят всевозможные фигурки и называть изображенные на них
животных,
птиц,
рыб
и скульптурные изображения.
человека.
Такие
фигурки
небольшого размера называют
скульптурой.
Они
предназначены для украшения
дома. Их можно увидеть в
музеях.

03.10.
05. 10.

Пластилин это материал для
Называть пластические свойства
ручного труда.
пластилина.
У
пластилина
особые
пластические
свойства:
Узнавать
и
называть
цвета
холодный пластилин – твердый,
теплый пластилин – мягкий и пластилина.
вязкий.
Пластилин окрашивается в
Повторять
правила
работы
с
разные цвета.
Задание: Назвать цвета, в пластилином.
которые может быть окрашен
пластилин.

17

Правила
пластилином.
11.
12.

13.
14.
15.

«Первоначальные
познавательные
сведения
о геометрических телах»

Что надо знатьо брусе

10.10.
12.10.

17.10.
19.10.
24.10.

работы

с

Формирование
знания
о
геометрических телах и их
признаках
(брусе,
конусе,
цилиндре, шаре).
Обучение
умению
употреблять в речи слова,
обозначающие
пространственные
признаки
(высокий,
низкий,
узкий,
широкий, длинный, короткий и
др.).
Развитие навык сравнивания
геометрических
тел
с
реальными
предметами
и
устанавливать
сходство
и
различие между ними по
вопросам учителя.
Ознакомление с техникотехнологическими терминами и
понятиями.

Узнавать, называть и
геометрические тела.
Развивать
умение
пространственные
геометрических тел.

различать
устанавливать
признаки

Сравнивать и называть сходство по
форме
реальных
предметов
и
геометрических тел.

Узнавать, называть геометрическоетело
Пластилин легко принимает
любую
форму:
круглую, брус.
Рассматривать
и
запоминать
овальную,
прямоугольную

18

16.

Лепка из пластилина
изделий, имеющих
прямоугольную
геометрическую форму.

Содержание раздела
1.

«Повторение
первоначальных

(форму
бруска),
цилиндрическую, коническую.
Брус – это прямоугольное
геометрическое тело. Он может
быть: низким – высоким,
коротким – длинным, узким широким.
Форму бруса имеют многие
изделия, которыми пользуются в
быту.
Задание:
Посмотри
на
картинки и прочитай названия
изделий, имеющие форму бруса.
Задание:
Сделать
из
пластилина несколько брусков.
Практическая работа:
Сделать из пластилина
кирпичики разного цвета.
Сложить из них ворота.
Практическая работа:
Слепить из пластилина молоток,
как на образце.
2 четверть (16 часов)
Работа с природными материалами
Дата
Тематическое
планирование
07.11.
Расширение представлений о
растительном мире (деревья,

26.10.

признаки геометрического тела брус.
Рассматривать
и
запоминать
предметы, имеющие форму бруса.
Учиться отрезать стекой или резаком
от пластилинового бруса кусочки и
использовать их в каком-либо изделии.
Рассматривать и анализировать
предмет, подлежащий лепке, называя его
признаки и свойства.
Работать в соответствии с пунктами
предметно-операционного плана.
Контролировать свои действия в
ходе и конце выполнения задания.

Характеристика
видов
деятельности обучающихся
Рассматривать,
узнавать
и
называть природные материалы.
19

кустарники,
травянистые
растения), о разнообразии
форм, окраски природных
материалов.
Знакомство с разными
видами
материалов,
их
применения, правилами сбора,
сушки и хранения.
Развитие устной речи на
основе изучения предметов и
явлений
окружающей
действительности

познавательных
сведенийо природных
материалах»

2.

Что делают из
природных материалов

09.11.

3.

Заготовка природных
материалов

14.11.

Определять и говорить о их
признаках и свойствах (цвете, форме,
величине, поверхности и др.).
Создавать коллекцию природных
материалов.
Узнавать и называть в изделиях,
сделанных из природных материалов,
предметы реальной действительности.
Различать
виды
работы
с
природными материалами (аппликации
конструирование объемных изделий).

В лесу находят много
Смотреть, узнавать и называть
природных материалов. Из них предметы быта, игрушки сделанные из
изготавливают
многие природных материалов.
изделия. В старину дети играли
в игрушки, сделанные из
соломы, корней и сучков
деревьев.
Задание: Посмотреть на
картинки узнать и сказать, для
чего предназначены изделия,
сделанные из природных
материалов.
Учиться
собирать
природные
Правила сбора природных
материалов. Собирают только материалы.
те
природные
материалы,
Запомнить и засушивать листья

20

4.

Инструменты для
работы с природными
материалами

16.11.

5.

Изготовление игрушек из
желудей

21.11.

которые слетели с деревьев и
лежат на земле.
Правила
засушки
и
хранения листьев. Листья
деревьев перекладывают старой
газетой и сверху кладут груз на
несколько часов.
Задание: Собрать и засушить
листья деревьев – березы, клена,
ивы, дуба. Найти еловые и
сосновые
шишки
разного
размера, жёлуди, перья,
крылатки ясеня или клена.
Существуют
способы
соединения
деталей:
с
помощью пластилина, клея или
заостренных палочек.
При работе с желудями
применяют
инструменты:
ножницы, шило.
Есть
особые
правила
работы шилом: работать на
подкладной
доске,
делая
прокол, осторожно вращать
ручку вправо влево.
Развитие воображения при
создании образов из желудей.
Расширение представлений

деревьев и кустарников.

Овладеть работой инструментами
при работе с природными материалами.
Запомнить правила работы шилом и
применять
их
при
работе
с
природными материалами.

Узнавать и называть образы
предметов, сделанные из желудей.
Конструировать
фигурки
из
21

6.
7.

Изготовление игрушек из
скорлупы ореха

23.11.
28.11.

о видах работы - объемных
изделий.
Жёлуди – это прекрасные
материалы, из которых можно
сделать много разнообразных
игрушек. При работе с ними
используют бумагу, пластилин,
перья и другие поделочные
материалы.
Задание:
Посмотреть
на
фигурки. Прочитать слова или
скажи, кто сделан из этих
природных материалов.
Практическая
работа:
Сделать из желудей фигурки
человечка, птички, зайчика,
поросенка, собачки, как на
образце.
Развитие воображения при
создании образов из скорлупы
ореха.
Расширение представлений
о
видах
работы
конструирование
объемных
изделий.
Орех покрыт твердым слоем,
который называется скорлупа.
Орехи бывают разные по

желудей.
Узнавать и отличать желуди от
других плодов деревьев.
Узнавать и называть признаки и
свойства желудей.

Узнавать и называть образы
предметов, сделанные из скорлупы
грецкого ореха
Конструировать
фигурки
из
скорлупы грецкого ореха с применение
других поделочных материалов.
Узнавать и отличать грецкий орех
от других плодов деревьев.
Узнавать и отличать грецкий орех
от других видов орехов.
22

величине, форме и поверхности.
Узнавать и называть признаки и
Скорлупу грецкого ореха свойства скорлупы ореха (круглый,
можно
использовать
для шероховатый и др.).
Закреплять
навыки
работы
с
изготовления фигурок.
Задание:
Посмотреть
на пластилином
фигурки. Кого ты узнаешь в
этих фигурках. Прочитай слова
Практическая
работа:
Сделать из скорлупы грецкого
ореха кораблик, черепаху,
рыбку, как на образце.
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
8.

«Повторение
первоначальных
познавательных сведений
о бумаге»

Дата
30.11.

Тематическое
планирование
Закрепление
и
ознакомление
с
новыми
технико-технологическими
терминами и понятиям.
Закрепление
знаний
о
сортах, свойствах, применении
бумаги, видах работы, приемов
обработки бумаги.
Развивать
умение
анализировать образец, выделяя
все его основные признаки и
свойства.
Формирование
умения

Характеристика
видов
деятельности обучающихся
Закреплять и овладевать новыми
терминами и понятиями данного раздела
и использовать их в речи.

Узнавать и называть разные сорта
бумаги.
Составлять коллекцию бумаги.

23

составлять план работы
опорой на наглядность.

9.

Виды и сорта бумаги

05.12.

10.
11.

Виды и сорта картона

07.12.
12.12.

с

Анализировать
образец,
ориентируясь на образец и вопросы
учителя.
Планировать работу над изделием с
помощью
предметно-операционного
плана самостоятельно и с помощью
учителя.
Сравнивать разные сорта бумаги.
Определять зрительно, тактильно и
на слух разные сорта бумаги и называть
их.
Называть
свойства
бумаги:
прочность,
толщина,
гибкость,
влагоустойчивость, цвет.
Читать правильно слова: газетная,
писчая,
почтовая,
конвертная,
салфеточная и др.

Есть разные виды и сорта
бумаги,
которые
имеют
различные названия: бумага для
печати (газетная, книжная);
бумага для рисования; бумага
для письма (писчая, почтовая,
конвертная);
гигиеническая
(салфеточная, туалетная).
Бумагу
окрашивают
в
разные цвета.
Задание: Назвать цвета, в
которые окрашивают бума гу.
Картон - это особый вид
Рассматривать образцы картона,
бумажного материала, плотный запоминать и называть свойства
и
прочный.
Картон картона.
подразделяется на переплетный
Вспоминать и называть изделия.
и
коробочный.
Картон которые упаковывают в картон
используется для изготовления
коробок и переплета книг.
Картон
имеет
особые
свойства: гладкий, рифленый
24

12.
13.

Инструменты и
приспособления

14.12.
19.12

(ребристый), цветной.
Задание: Назвать изделия,
которые
упаковывают
в
картон.
Задание: Назвать цвета, в
которые окрашивают картон.
При работе с картоном и
бумагой
применяются
инструменты, приспособления и
материалы: ножницы, кисти,
карандаш, клей.
Задание:
Скажи,
какие
инструменты ты узнаешь на
картинке. Как их используют в
работе с бумагой.
Правила работы с клеем и
кистью: клей намазывается
кистью и равномерно наносится
на основу. Кисть кладут на
подставку. После работы кисть
промывается в теплой воде,
высушивается и убирается в
папку для труда.
Практическая
работа:
Сделать из плотной бумаги
подставку для кисти.
Правила
работы
ножницами:
При
работе

Определять,
что
относится
к
материалам (бумага, клей, карандаш), к
приспособлениям (подставка для кисти,
шаблон, салфетки) и инструментам
(ножницы, кисть, карандаш, линейка).
Знать правила работы с кистью и
клеем.
Изготовить подставку для кисти с
опорой на предметно-операционныйплан
с помощью учителя.

25

14.
15.
16.

Как работать с
шаблоном

21.12.
26.12.
28.12.

ножницы держи правильно.
Передавай ножницы только в
закрытом
виде
кольцами
вперед. Когда режешь, не
раскрывай широко ножницы и
держи их концами от себя.
Режь средней частью лезвий.
Не режь концами лезвий и
Ознакомление с картоном
как
видом
бумажного
материала.
Шаблон – это образец, по
которому
изготавливаются
одинаковые детали или изделия.
Шаблоны могут иметь
разную форму геометрическую
(квадрат, прямоугольник, овал,
круг,
треугольник)
и
предметную (фрукты, овощи,
транспорт и др.).
Правила
работы
с
шаблоном: нельзя смещать
шаблон в сторону; обводку
шаблона геометрических фигур
производи, как показано на
образце; экономно размечать
материал; разметку производить
на белой стороне бумаги.

Освоить и запомнить работу с
шаблонами
разной
конфигурации
(геометрическими и предметными).
Запомнить и повторить правила
работы с шаблоном и порядок обводки
шаблонов разной конфигурации.
Овладеть
навыком
правильно
удерживать шаблон.
Производить разметку по шаблонам
геометрических фигур, рационально
размещая их на бумаге.
Вырезать по контурной линии
изображения геометрических фигур.

26

Практическая
работа:
Произвести
экономную
разметку геометрических фигур
на бумаге при помощи шаблона.

1.

Содержание раздела

Дата

Связывание ниток в пучок

16.01.

3 четверть (20 часов)
Работа с нитками
Тематическое
планирование
Способом связывания ниток
в пучок можно изготовить
украшение в виде ягод для
одежды и предметов быта.
Расширение представлений
о назначении ниток (украшение
и игрушки).
Формирование
умения
анализировать изделие из ниток,
выделяя его признаки
и
свойства (название, назначение,
детали, форма, величина, цвет,
материал и др.).
Развитие планирования с
опорой
на
наглядные
материалы.
Закрепление
приемов
наматывания,
связывания,
резания ниток.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Узнавать, называть в изделиях из
ниток
предметы
реальной
действительности.
Выделять признаки и свойства
предмета из ниток по вопросам учителя
Планировать
ход
работы
над
изделием по вопросам учителя с опорой
на предметно-операционный план.
Закреплять прием намотки ниток на
картон.
Оценивать качество своей работы,
отмечая равномерность намотки ниток,
отсутствие просветов между нитками,
аккуратность,
перевязывания
пучка
ниткой.
Овладевать
предметно
практическими
действиями,
выполняемыми
в
заданном
пространственном направлении (на себя,
27

Обучение оценке качества от себя).
Развивать пластичность, точность,
выполненной
работы
в
ритмичность движений кисти руки.
сравнении с образцом.
Развивать навык удерживания нитки
Практическая работа:
1. Сделать ягоды из ниток, в одной руке, а картонки в другой.
как на образце.
2. Сделать из ниток фигурку
девочки как на образце.
3.
Смотать
несколько
клубков разной величины.
2.

3.

«Познавательные сведения
о пуговицах»

Пришивание пуговиц с
двумя сквозными
отверстиями.

18.01.

23.01.

Ознакомление с назначением Рассматривать
иллюстрации
в
пуговиц, формой, конструкцией. учебнике, узнавать и говорить об
Пуговица – это застежка для увиденных изображениях пуговиц.
петель
одежды,
обуви,
предметов быта. Все пуговица
имеют отверстия для того,
чтобы пришить их нитками к
ткани. В пуговице может быть
два или четыре сквозных
отверстия и пуговица с ножкой.
Обучение
технологии
Закреплять умения вдевания нитки в
пришивания пуговиц с двумя иголку и завязывания узелка на конце
сквозными отверстиями с опорой нитки.
на предметно- операционный
Рассматривать
иллюстрации
в
план.
учебнике по технологии пришивания
Задания: Пришить пуговицу пуговиц.
с двумя сквозными

28

отверстиями, как на образце.
Пришивать пуговицы
Практическая работа я: сквозными
отверстиями
Пришить пуговицу с двумя способами.
сквозными
отверстиями
с
подкладыванием палочки, как
на образце.

с

двумя
разными

Работа с глиной и пластилином

4.

Содержание раздела

Дата

«Познавательные
сведения о цилиндре»

25.01.

Лепка из пластилина
изделий цилиндрической
формы

Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности обучающихся
Цилиндр – это объемное
Узнавать, называть геометрическое
геометрическое тело. Цилиндр тело цилиндр.
может быть разным по высоте,
Рассматривать
и
запоминать
ширине,
длине
(широкий, признаки, цилиндра.
узкий; высокий, низкий).
Рассматривать
и
запоминать
Многие предметы имеют предметы, имеющие форму цилиндра.
форму цилиндра.
Рассматривать и анализировать
предметы, подлежащие лепке, называя
Задание.
Посмотри
на их признаки и свойства.
Работать в соответствии с пунктами
картинки и прочитай названия
изделий,
имеющие предметно-операционного плана.
цилиндрическую форму.
Контролировать свои действия в
Практическая работа:
ходе и конце выполнения задания.
Слепить чашку цилиндрической
Использовать в работе приемы лепки
формы, как на образце.

29

5.

Познавательные
сведения о конусе

Лепка из пластилина
изделий конической формы

Содержание раздела
6.

Аппликации из
засушенных листьев

30.01.

Конус – это объемное
геометрическое тело. Конус
может быть разным по высоте,
ширине,
длине
(широкий,
узкий; высокий, низкий).
Многие предметы имеют
форму цилиндра.

Узнавать, называть геометрическое
тело, конус.
Рассматривать
и
запоминать
признаки, конуса
Рассматривать
и
запоминать
предметы,
имеющие
форму
геометрического тела конус.
Рассматривать и анализировать
Задание.
Посмотреть
на предметы, подлежащие лепке, называя
картинки и прочитать названия их признаки и свойства.
Работать в соответствии с пунктами
изделий, имеющие коническую
предметно-операционного плана.
форму.
Контролировать свои действия в
Практическая работа е.
ходе и конце выполнения задания.
Слепить чашку конической
Использовать в работе приемы лепки
формы из колечек, как на
образце.

Работа с природными материалами
Дата
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности обучающихся
01.02.
Развитие воображения при
Узнавать и называть образы
предметов, сделанные из листьев.
создании
образов
из
Изготавливать
аппликации
из
засушенных листьев.
Расширение представлений листьев.
о видах работы с природными
Узнавать и отличать листья разных
материалами – аппликация.
Листья обладают особыми деревьев.
свойствами:
листья
можно
Узнавать и называть признаки и
30

засушить и при этом они не свойства листьев.
Вспоминать и рассказывать
изменяют свою форму, цвет,
величину и контур; сухие правилах засушки листьев.
листья становятся хрупкими.
Задание:
Посмотреть
на
картинки
и
скажи,
как
называются деревья, на которых
растут эти листья;
Задание:
Вспомнить
и
сказать,
как
правильно
засушивают листья деревьев.
Практическая
работа:
Сделать
аппликации
из
засушенных листьев ивы, клена,
березы, как на образцах.

о

Работа с бумагой и картоном

7.

Содержание раздела

Дата

Разметка бумаги и
картона по шаблонам
сложной конфигурации.

06.02.

Тематическое
планирование

Характеристика видов
деятельности обучающихся

С помощью шаблонов
Освоить и запомнить работу с
получают
контурное шаблонами
сложной
конфигурации
изображение, которое сделано (предметными).
одной линией, обводящей края
Запомнить и повторить правила
работы с шаблоном и порядок обводки
предмета.
Вырезанное
ножницами
по шаблонов разной конфигурации.
контуру изображение из бумаги
или картона одного цвета
31

является силуэтом.
Практическая
работа:
Произвести
разметку
по
шаблону, и получи контурные
изображения яблока и рыбы,
вырежи их по линии и укрась их
аппликацией как на образце.

Содержание раздела
8.

Связывание ниток
в пучок.

Дата
08.02.

Работа с нитками
Тематическое
планирование
Способом связывания ниток
в пучок можно изготовить
украшение для одежды и
предметов
быта,
игрушки,
украшения на новогоднюю елку
и многое другое.
Расширение представлений
о назначении ниток (украшение
и игрушки).
Формирование
умения

Закрепление
навыка
правильно
удерживать шаблон.
Производить разметку по шаблонам
предметов
сложной
конфигурации
рационально размещая их на бумаге.
Вырезать по контурной линии
изображения предметов.
Использовать полученные силуэты
геометрических фигур и предметов в
аппликации.
Развивать умения дифференцировать
движения
пальцев,
регулировать
мышечное
усилие,
координацию
движений правой и левой рук, точность и
плавность движений.
Характеристика видов
деятельности обучающихся
Узнавать, называть в изделиях из
ниток
предметы
реальной
действительности.
Выделять признаки и свойства
предмета из ниток по вопросам учителя
Планировать
ход
работы
над
изделием по вопросам учителя с опорой
на предметно-операционный план.
Закреплять прием намотки ниток на
картон.
32

анализировать изделие из ниток,
выделяя его признаки
и
свойства (название, назначение,
детали, форма, величина, цвет,
материал и др.).
Развитие планирования с
опорой
на
наглядные
материалы.
Закрепление
приемов
наматывания,
связывания,
резания ниток.
Обучение оценке качества
выполненной
работы
в
сравнении с образцом.
Практическая работа:
1. Сделать игрушки из ниток
(фигурки девочки, мальчика)
как на образце.
Содержание раздела
9.

Познавательные
сведения о шаре

Оценивать качество своей работы,
отмечая равномерность намотки ниток,
отсутствие просветов между нитками,
аккуратность,
перевязывания
пучка
ниткой.
Овладевать
предметно
практическими
действиями,
выполняемыми
в
заданном
пространственном направлении (на себя,
от себя).
Развивать пластичность, точность,
ритмичность движений кисти руки.
Развивать навык удерживания нитки
в одной руке, а картонки в другой.

Работа с глиной и пластилином
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности обучающихся
13.02.
Шар – это объемное
Узнавать, называть геометрическое
геометрическое тело. От других тело, шар.
геометрических
тел
шар
Рассматривать
и
запоминать
отличается тем, что он круглый признаки шара.
и гладкий. Легко катается по
Рассматривать
и
запоминать
предметы, имеющие форму шара.
столу.
33

Лепка из пластилина
изделий в форме шара

Содержание раздела
10.

Конструирование
объемных изделий.

Многие предметы чайной
Рассматривать и анализировать
предметы,
подлежащие лепке, называя
посуды, сделанные из глины,
их признаки и свойства.
имеют круглую форму.
Работать в соответствии с пунктами
Практическая
работа: предметно-операционного плана.
Контролировать свои действия в
Слепить чайник в форме шара и
украсить рисунком его тулово, ходе и конце выполнения задания.
как на образце.
Использовать в работе приемы лепки
Работа с бумагой и картоном
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности обучающихся
15.02.
Закрепление
знаний
о
Узнавать, называть геометрическую
геометрических формах «круг» фигуру круг и геометрическое тело шар.
и
«шар»,
их
признаках
Устанавливать сходство и различие
(плоский, объемный).
этих геометрических форм.
Формирование
умения
Устанавливать
сходство
анализировать
образец, геометрических форм «круг» и «шар» с
подлежащий изготовлению из предметами,
имеющими
округлую
бумаги, выделять его признаки форму.
и
свойства:
название,
Анализировать форму игрушки,
применение,
форму,
цвет, называя ее признаки с частичной
величину, конструкцию, детали, помощью учителя и самостоятельно.
материал.
Планировать
ход
работы
над
Обучение
составлению изделием с опорой на предметнократкого плана (стандартного операционный план с частичной
плана): разметка, выделение помощью учителя и самостоятельно.

34

11.

Технология
щелевидного соединения
деталей

20.02.

Конструирование
объемного предмета на
основе кругов

12.

Технология клеевого
соединения деталей в
объемных изделиях.
Конструирование
объемного предмета на

22.02.

детали
из
заготовки,
формообразование, отделка.
Закрепление
приемов
вырезания из бумаги.
Развитие
умения
конструировать
изделие из
бумажных заготовок, соблюдая
правильное
расположение
деталей.
Обучение
технологии
изготовления бумажного шара
из кругов.
Обучение
приему
соединения
деталей
«Щелевидный замок».
Вопрос: Какая из этих
геометрических фигур «круг», а
какая «шар»?
Практическая
работа:
Сделать бумажный шар из 2
кругов, как на образце.

Закреплять навык вырезания по
длинной прямой и кругу.
Совершенствовать умения разметки
деталей по шаблону.
Изготавливать
изделие
в
соответствии с конструкцией образца.

Обучение
технологии
изготовления бумажного шара
из полос.
Обучение
приему
«склеивание полосы-заготовки
кольцом».

Совершенствовать
технические
приемы: «разрез по длинной прямой
линии», «разметка деталей по шаблону».
Научиться
склеивать
полосызаготовки кольцом.
Овладеть сборкой деталей-колец

Закрепить понятие «симметрия».
Совершенствовать
технические
приемы: «вырезание круга из бумаги,
сложенной пополам», «надрез по
короткой линии», «разметка деталей по
шаблону».
Овладеть сборкой изделия, используя
прием соединения заготовок в прорези
«щелевидный замок».

35

основе кругов

13.

Обучение сборке способом способом «точечного склеивания».
«точечного
склеивания»
заготовок.
Практическая
работа:
Сделать бумажный шар из 4 или
5 полос, как на образце.
Работа с нитками

Содержание раздела

Дата

Сматывание ниток в
клубок

27.02.

Тематическое
планирование
Расширение представлений
о нитках. И видах, работы с
ними.
Знакомство с правилами
хранения ниток в виде бобин,
катушек, мотков, клубков.
Закрепление
знаний
о
геометрической форме шар и
его признаках.
Обучение
приему
наматывания
ниток
на
бумажный шарик.
Совершенствование
приемов сминания и скатывания
бумаги в форме шара.
Практическая
работа:
Смотай
несколько клубков
разной величины.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Узнавать, называть виды хранения
ниток. Выделять признаки и свойства
предмета из ниток по вопросам учителя
Планировать
ход
работы
над
изделием по вопросам учителя с опорой
на предметно-операционный план.
Осваивать приемы намотки ниток в
клубок.
Оценивать качество своей работы,
отмечая равномерность и аккуратность
намотки ниток. Овладевать предметно
практическими
действиями,
выполняемыми
в
заданном
пространственном направлении (на себя,
от себя).
Развивать пластичность, точность,
ритмичность движений кисти руки.
Развивать навык удерживания нитки
в одной руке, а клубок в другой.
36

Работа с глиной и пластилином

14.

Содержание раздела

Дата

«Применение глины для
скульптуры»

29.02.

«Технология лепки
конструктивным и
пластическим способом»

15.
16.

Лепка из пластилина
фигурки
из отдельных частей.

05.03.
07.03.

Тематическое
планирование
Ознакомление с понятием
«скульптура» и произведениями
этого вида искусства.
Обучение
лепке
конструктивным
и
пластическим способом.
Развитие
умения
анализировать объект, выделяя
его
части,
форму,
пространственные отношения.
Обучение
технологии
изготовления частей изделия,
применяя известные приемы
лепки.
Развитие умения соединять
детали изделия в соответствии с
образцом.
Формирование
умений
применять известные приемы
лепки при изготовлении новых
изделий.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Закреплять знания о глине и
пластилине.
Рассматривать,
понимать
иллюстрации
с
изображением
скульптурных фигурок.
Совершенствовать навык лепить
разными способами.
Рассматривать,
выделять
и
называть признаки и свойства объектов,
подлежащих лепке самостоятельно или с
частичной помощью учителя.
Лепить из пластилина, применяя
известные приемы лепки.
Планировать ход работы с опорой на
предметно-операционный
план
самостоятельно
или
с
частичной
помощью учителя.

Конструктивны
способ
Лепить отдельные детали изделия,
лепки, то есть каждая часть придавая им соответствующую форму и
фигурки
лепятся
отдельно. величину.
Потом все части соединяются.
37

Вопрос: Из
каких частей
состоит фигурка «Медвежонок».
Практическая
работа:
Изготовь
фигурку
«Медвежонок».
Слепи
все
необходимые части и затем
соедини их, как на образце.
17.
18.

Лепка фигурки из целого
куска пластилина

12.03.
14.03.

придавая им соответствующую форму и
величину.
Соединять
детали
изделия
в
соответствии с их пространственным
расположением на объекте.

Закреплять
приемы
лепки:
Пластический способ лепки
это значит, что все части «скатывание овальной и конической
«вытягивание»,
фигурки
вытягиваются
из формы»,
«прищипывание», «вдавливание»
целого куска пластилина.
.
Задание. Посмотреть на эти
фигурки. Кого ты узнаешь.
Прочитать слова.
Практическая
работа:
Слепить из пластилина утку, как
на образце.

Работа с природными материалами

19.
20.

Содержание раздела

Дата

Конструирование из
шишек

19.03.
21.03.

Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности обучающихся
Развитие воображения при
Узнавать и называть образы
создании образов из шишек.
предметов, сделанные из шишек.
Расширение представлений
Конструировать фигурки из шишек
о
видах
работы
- с применение других природных
конструирование
объемных материалов.
изделий.
38

Расширение представлений
о животном мире.
Расширение представлений
о растительном мире (хвойные
деревья).
Шишки растут на елке и
сосне. Шишки состоят из
чешуек. Они могут быть
большие и меленькие, круглые
и удлиненные, раскрытые и
закрытые,
зеленые
и
коричневые.
Из сосновых и еловых
шишек
можно
сделать
разнообразные
фигурки
человечков, птиц и деревья.
Задания: 1. Назвать различия
между сосной и елкой.
2. Сказать, что общего у этих
деревьев.
Практическая работа:
1. Сделать
из
шишек
человечков, как на образце.
2. Сделать из шишек сову,
утку, журавля и лебедя, как на
образце.
3.Сделать из шишки и листьев
дуба пальму, как на
образце.

Узнавать и различать еловые и
сосновые шишки.
Узнавать и называть признаки и
свойства шишек (величина, форма,
толщина и др.).
Закреплять навыки работы с
пластилином.

39

Содержание раздела
1.
2.

Познавательные
сведения о чертежноизмерительных
инструментах.
Линейка

3.

Разметка бумаги и
картона по линейке

4 четверть (14 часов)
Работа с бумагой и картоном
Дата
Тематическое
планирование
02.04.
Ознакомление с линейкой
04.04.
как
измерительным
инструментом,
с
помощью
которого
проводят
прямые
линии,
(наклонные,
горизонтальные, вертикальные);
измеряют отрезок; измеряют
длину и ширину предмета.
09.04.
Для того, чтобы получить
заготовку нужного размера,
необходимо разметить бумагу
или картон по линейке.
Практическая работая:
1. Начертить линии в любом
направлении;
2. Начертить отрезок длиной
1 см, 5 см, 10 см.;
3. Измерить при помощи
линейки длину и ширину
прямоугольника из бумаги;
4. Произвести
разметку
бумаги по линейке. Разрезать
бумагу по линии разметки.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Осознавать применение линейки как
измерительного инструмента.
Учиться, правильно работать с
линейкой.

Освоить и запомнить технологию
разметки деталей с помощью линейки.
Овладевать навыком удерживания
линейки.
Проводить
линии
в
разном
направлении с помощью линейки.
Чертить отрезки заданной длины.
Измерять ширину и длину детали с
помощью линейки.
Составлять аппликацию из деталей,
размеченных по линейке.
Развивать умения дифференцировать
движения пальцев, регулировать
мышечное усилие, координацию движений
правой и левой рук, точность и плавность
движений.
40

4. Разметить

по

линейке
и
вырезать
геометрические
фигуры и составить из них
аппликации «Грузовик» и
«Автофургон», как на образце.

Работа с текстильными материалами
(ткань)
Содержание раздела

Дата

4.

Познавательные
сведения о работе
с тканью

11.04.

5.

Применение и
изготовление ткани в жизни
людей

16.04.

Тематическое
планирование
Ознакомление
с
применением,
назначением
ткани в жизни человека.
Расширение
социального
опыта школьников.
Закрепление
знаний
о
нитках
Из ткани шьют много
полезных в быту предметов,
игрушки и одежду.
Задание:
Рассмотреть
картинки и назвать предметы,
сделанные из ткани.
Ознакомление с процессом
изготовления тканей.
Ткань ткут из нитей. Нити
делают из волокон, которые
получают из растений или
шерсти животных.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Осознавать значение ткани в жизни
человека.
Осваивать работу с тканью.

Рассматривать
иллюстрации
в
учебнике, узнавать и говорить об
увиденных предметах, сделанных из ткани.
Рассматривать
иллюстрации
в
учебнике, узнавать и называть растения,
из которых делают нитки. Узнавать
животных из шерсти, которых делают
нитки.

41

6.

Свойства.
Сорта тканейи их назначение

18.04.

У ткани особые свойства:
ткани бывают разного цвета
(гладкоокрашенные,
с
разнообразным
рисунками);
мнутся,
утюжатся,
имеют
лицевую
и
изнаночную
стороны; шероховатые, гладкие,
скользкие; толстые тонкие;
режутся
ножницами,
прошиваются иголками.
Существует шерстяные и
хлопковые ткани.
Шерстяные ткани делают
из
шерсти
животных.
Шерстяные
ткани
самые
теплые. Они могут быть
толстые, тонкие. Их используют
для пошива пальто, брюк, юбок
платье.
Хлопковые
ткани
вырабатывают
из
волокон
растения – хлопчатника. Ткани
из хлопка легкие, мягкие,
хорошо пропускают воздух,
поэтому из них шьют летнюю
одежду.
Задание: Составить
коллекцию
из
кусочков
хлопковых и шерстяных тканей.

Рассматривать
иллюстрации
в
учебнике
и
дополнительным
натуральным образцам ткани ее свойства
по вопросам учителя.
Учиться распознавать ткани на ощупь
по их плотности, гладкости.
Развивать тактильные ощущения.
Рассматривать
иллюстрации
в
учебнике,
узнавать, называть и
запоминать сорта ткани и
их
назначение.
Составление
коллекции
разных
сортов тканей.
Учиться распознавать ткани на ощупь
по их плотности, гладкости.

42

7.

Инструменты и
приспособления

23.04.

Для швейных работ нужны
специальные инструменты и
приспособления:
ножницы,
иглы,
линейка,
наперсток,
игольница.
Существуют
особые
правила хранения игл: не
бросай иглу, во время работы
втыкай иглу в игольницу.

Знакомится с инструментами и
приспособлениями для работы с тканью.
Закреплять знания о применении
ножниц, линейки.
Осваивать
правила
хранения
инструментов и безопасной работы с
ними.

8.

Кто шьет из ткани?

25.04.

Знакомиться с профессией портного
и швеи.

9.

«Виды швейных работ»
Раскрой деталей изделия
из ткани

02.05.

Многие люди любят шить
для себя и других людей. Если
это становится их главной
работой, то их называют
портными.
Обучение разным видам
работы с тканью (раскрой,
шитье).
Обучение
технологии
раскроя деталей из ткани.
Для того, чтобы сшить
какое-нибудь изделие, надо
сначала его раскроить из ткани.
Для этого нужно
сделать
лекало. Лекало из бумаги – это
образец,
по
которому
изготавливаются детали
изделия.

Овладевать
элементарными
приемами швейных работ.
Овладеть понятием «лекало» и его
назначением.
Понять и запомнить порядок раскроя
деталей из ткани.
Отвечать полными предложениями
на
вопросы
учителя
о
последовательности раскроя деталей из
ткани.
Раскраивать из ткани несложные
детали изделия.

43

Практическая
Раскроить
два
квадрата.
10.

«Соединение деталей,
выкроенных их ткани,
прямой строчкой»

Содержание раздела
11.

Многофигурные
композиции (макеты из
пластилина)

07.05.

работа:
одинаковых

Обучение
технологии
шитья.
После того, как детали
изделия скроены, их нужно
соединить и сшить. Сшивают их
прямой
строчкой,
которая
состоит из стежков. Стежки
могут быть большими или
маленькими.
Практическая
работа:
Сделать игольницы «Котик» и
«Конверт», как на образце.

Овладение технологией сшивания
сметочными стежками на бумаге в
клетку и ткани.
Развивать навык работы колющими
инструментами (иглой).
Учиться выполнять прямую строчку.
Развивать зрительно-двигательную
координацию, точность.
Развивать
ритмическую
упорядоченность
движений
при
выполнении практических действий.

Работа с глиной и пластилином
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности обучающихся
14.05.
Различать понятия «иллюстрация»
Знакомство с понятиями
«макет».
«иллюстрация» и «макет».
Анализировать содержание макета.
Обучение
нахождению
Овладевать умением работать с
сходства и различия между
многофигурной композицией, размещая
этими водами изображения.
Совершенствовать умение ее объекты в соответствии с сюжетом
лепить образы конструктивным сказки.
способом.
44

Развивать умение собирать
Лепить объекты макета, используя
макет в единое целое, в разнообразные приемы лепки.
соответствии
с
темой
и
Собирать
детали
макета
в
сюжетом.
соответствии с сюжетом.
Несколько
фигурок,
размещенных и закрепленных
на
подставке
–
это
многофигурная композиция.
Задание:
Посмотреть
и
сказать,
из
чего
состоит
композиция к сказке «Колобок».
Практическая работа.

Содержание раздела
12.

Многофигурные
композиции
(макеты из бумаги)
Складывание фигурок из
бумаги

Работа с бумагой и картоном
Тематическое
планирование
16.05.
Закрепление
приемов
сгибания бумаги: «сгибание
квадрата с угла на угол»;
«сгибание
прямоугольника
пополам».
Совершенствование умения
узнавать,
называть
геометрические
фигуры
и
ориентироваться
в
их
пространстве.
Развитие комментирующей
речи.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Узнавать и называть предметы
реальной действительности в складных
фигурках (Оригами).
Закреплять умение узнавать и
называть
геометрические
фигуры:
квадрат, прямоугольник, треугольник и
устанавливать их признаки.
Понимать инструкцию, содержащую
пространственные характеристики.

45

13.

Объемное
конструирование
из бумаги
Изготовление модели
дорожного знака «Переход»

21.05.
23.05.

Обучение
складыванию
фигурок из бумаги с опорой на
графический план с помощью
учителя.
Задания: 1. Согнуть квадрат
и прямоугольник в направления.
2. Сложить из бумажного
квадрата маску собаки, как на
образце.
3. Сложить из бумаги
фигурки колобка и волка и
использовать
их
при
составлении макета, в
соответствии с образцом.

Сгибать
квадрат
в
разных
направлениях: сверху вниз, снизу наверх,
слева направо, справа налево.
Складывать фигурки с опорой на
графический план, называя пункты плана
с помощью учителя.

Закрепление
понятия
«конструирование».
Формирование
представлений о дорожных
знаках.
На дорогах устанавливают
дорожные знаки для того, чтобы
не было нарушений. Один знак
может обозначать целую фразу

Рассматривать,
изучать
и
запоминать дорожные знаки.
Овладеть знаниями о правилах
перехода улицы.
Закрепить знания о геометрических
фигурах
«квадрат»,
«треугольник»,
«круг», «прямоугольник».
Освоить
прием
«накручивание
бумаги на карандаш».

46

№п/п
14.

Содержание раздела
«Познавательные
сведения о
вышивке»
Приемы вышивания нитками

– дорожный сигнал.
Обучение
технологии
изготовления
из
бумаги
указателя «переход».
Обучение
скручиванию
трубочки
из
бумаги
с
использованием
приема
«накручивание
бумаги
на
карандаш».
Задание: Рассмотреть на
картинке образцы дорожных
знаков,
прочитать,
что
обозначает каждый из них.
Практическая
работа:
Сделать из бумаги дорожный
указатель, как на образце.
Работа с текстильными материалами
Дата
Тематическое
планирование
23.05.
Вышивка
один
из
древнейших
приемов
украшения предметов быта,
тканей,
одежды,
головных
уборов, обуви. Для вышивания
используют различные ткани.
Есть специальная ткань – канва.
Задание: подумать и сказать,
какие инструменты и материалы

Изготовить модель дорожного знака
в
соответствии
с
образцом
самостоятельно
или
с
частичной
помощью учителя.

Характеристика видов
деятельности обучающихся
Рассматривать
иллюстрации
в
учебнике, узнавать и говорить об
увиденных
предметах,
украшенных
вышивкой.
Запомнить название ткани,
на
которой вышивают.

47

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».