РП Чтение 2 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Чтение

является

важным

обучающихся

с

умственной

социализацию

личности

учебным

предметом

отсталостью.

обучающегося,

Его

на

в

образовании

направленность

коррекцию

и

на

развитие

речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения
к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает
значимость обучения чтению обучающихся с данной категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения,
обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым
словом;
формирование

навыков

сознательного

чтения:

читать

доступный

пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно
воспринимать

содержание

прочитанного,

сопереживать

героям

произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы
педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах,
делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста,
рисовать

к

тексту

словесные

картинки,

коллективно

обсуждать

предполагаемый ответ.
2. Содержание учебного предмета Чтение
2.1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня,
сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом.

2.2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной
природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о
жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведений о добре и зле.
2.3. Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни,
пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
2.4. Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом
на чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения
(соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
2.5. Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в
тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Деление текста на части, составление простейшего плана и определение
основной мысли произведения под руководством педагогического работника.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и
опорным словам.
2.6. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных
писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о
прочитанной книге.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
3.1. Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений.
3.2. Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная
оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического
работника, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2022-2023 учебный год. Приказ № 1494 от 28. 08.2023
года.
Учебник:
Ильина С.Ю. Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций,

реализующих

адаптированные

общеобразовательные

программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь:
Головкина Т. М. Рабочая тетрадь. 2 класс. учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Т. М. Головкина. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
2020.

Методические пособия:
Ильина С. Ю. Чтение. Методические рекомендации 2 – 4 класс: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. / С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Т. М.
Головкина.–

М.:

Просвещение,

–

2017.

231

с.

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11

февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

7.

образовании в Свердловской области».
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная

8.
программа

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа -

-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
Печатные пособия:
– наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок;
– наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
– различные виды словарей;
– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

– наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых
произведений;
– репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых
произведений;
– портреты поэтов и писателей;
– детские книги разного типа из круга детского чтения; технические
средства обучения;
– учебно-практическое оборудование:
– комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука
(общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
– схемы;
– дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
– наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
Технические

средства

обучения:

ноутбук,

интерактивная

доска,

телевизор, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Чтение
2 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

Всего – 131 ч.
127 ч.
4 ч.

№ п/п

Тема урока

Дата

1.

Прочитай
(Послебукварный
период).

04.09.

2.

Все
куда-то
идут.
По В. Голявкину

05.09.

3.

Первый урок.

06.09.

В неделю – 4 ч.

Характеристика видов деятельности учащихся
1 четверть (32 часа)
Раздел «Осень пришла ― в школу пора» (20 ч.)
Чтение прямых открытых слогов и односложных слов. Соотнесение слов с предметными
картинками. Чтение словосочетаний с отработанными словами. Чтение предложений.
Выразительное чтение диалога. Раскрашивание. Выделение первой буквы в слове. Упражнения
в группировке.
Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование содержания диалогов на основе анализа
иллюстрации по вопросам. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением
согласных. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Установление смысловых
отношений в тексте. Выразительное чтение с соблюдением интонации, соответствующей знакам
препинания. Чтение диалога по ролям.
Рассматривание иллюстрации. Элементарная оценка поведения персонажей, изображенных на
иллюстрации, с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением
согласных. Ответы на вопросы своими словами. Установление причинно-следственных
отношений между поступками героев рассказа. Уяснение нравственного смысла понятия
«правила поведения на уроке». Узнавание героев на иллюстрации по их репликам.

4.

Мы рисуем.

5.

Грибной
Я. Аким

лес.

11.09.

6.

Прочитай
(Послебукварный
период).
Слон
Бэби.
По В. Дурову

12.09.

8.

Б. Заходер
«Птичья школа».

14.09.

9.

По Н. Сладкову
«Осенние
подарки».

18.09.

10.

Чтение текста «В
парке».

19.09.

7.

07.09.

13.09.

Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы
своими словами и словами из текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией.
Графическое иллюстрирование на тему «Лето». Свободные рассказы на темы рисунков.
Обобщение.
Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Объяснение значения
слова с опорой на иллюстрацию; замена слова синонимом. Установление смысловых отношений
в тексте. Составление предложений по сюжетной картинке.
Чтение прямых открытых слогов; односложных слов, коротких предложений. Соотнесение слов
с предметными картинками. Чтение предложений с добавлением пропущенного слова.
Составление слов из слогов.
Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию иллюстрации. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Коллективное
обсуждение проблемы «Зачем я хожу в школу?». Составление предложений с опорой на
предметные картинки. Составление рассказа о посещении цирка на основе личного опыта.
Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Составление
предложений по сюжетным картинкам. Составление рассказа о правилах поведения в классе.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.
Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений с данными
словами. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Выборочное
чтение. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку и вопросы учителя. Отгадывание
загадок, раскрашивание. Составление предложений «Кто где живёт?»
Составление предложений по сюжетной картинке и данному вопросу. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Объяснение, на кого похожа белка и почему. Уяснение нравственного
смысла понятия «Не забывай помогать животным!» Установление смысловых отношений между
эмоциональным состоянием героев рассказа и причинами, его вызвавшего. Понимание
выражения «солнечно, но прохладно». Чтение слов со стечением согласных с подготовкой.
Чтение по слогам. Составление предложений со сравнениями по данным картинкам.

Прочитай!
(послебукварный
период)
М. Ивенсен
«Падают, падают
листья...»

20.09.

13.

По В.
Корабельникову
«Осенний лес».

25.09.

14.

По К.
Ушинскому
«Всякой вещи
свое место».

26.09.

15.

Прочитай!
(послебукварный
период)

27.09

16.

Д. Летнёва
«Хозяин в доме».

28.09.

17.

По В. Голявкину
«Зачем дети
ходят в школу?».

02.10.

11.

12.

21.09.

Повторение обратных слогов с согласными ф, ч, щ. Чтение правильно по слогам двусложных
слов. Соотнесение картинок и слов. Подбор рифм к данным двустишиям. Нахождение слова по
его значению.
Составление предложения по картинке и данному вопросу. Выделение признаков осени с
опорой на текст. Выполнение практического задания собрать осенний букет. Называние цвета
листьев, перелётных птиц. Определение настроения стихотворения (радостное или грустное).
Выразительное чтение стихотворения по образцу, данному учителем. Заучивание наизусть.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выделение признаков осени с опорой на текст.
Выяснение значения выражения «разноцветный убор». Установление причинно-следственных
отношений природных явления на примере листопада. Оценка значения листопада для жизни
растений с приведением аргументов. Выборочное чтение (найти описание, привести
доказательства). Раскрашивание рисунка в соответствии с текстом.
Составление высказывания по данному вопросу с опорой на сюжетную картинку. Установление
причинно-следственных связей между поведением мальчика и опозданиями в школу.
Составление советов мальчику. Установление связи между гласной мыслью текста и
заголовком. Уяснение смысла правила культурного поведения «Всегда убирай свои вещи на
место». Составление предложений из данных частей.
Различение оптически сходных букв: г-п, г – т, е-ё, ж-х, ж-к, о-с, ш-щ. Чтение двусложных слов
по слогам. Соотнесение предметных картинок со словом. Составление предложений с глаголами
звучания. Чтение диалога по ролям с соблюдением вопросительной и восклицательной
интонации. Уточнение представлений о взаимоотношениях старших и младших детей.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка текста. Установление
смысловых отношений поступков мальчика и их последствий. Сравнение и оценка поступков
героев стихотворения и рассказа К. Ушинского «Всякой вещи своё место». Выборочное чтение.
Группировка предметов по месту их хранения.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Коллективное обсуждение проблемы «Чему дети
учатся в школе?» Оценка поступка героини рассказа. Составление рассказа «Чему ты учишься в
школе?» Выборочное чтение.

18.

Прочитай!
(послебукварный
период)

03.10.

19.

По А. Тумбасову
«Серый вечер».

04.10.

20.

Обобщающий
урок по теме
«Осень пришла –
в школу пора».

05.10.

21.

По А. Шибаеву
«Одна буква».

09.10.

22.

А.
Усачёв.
Слоги.
«Прочитай»
(послебукварный
период)
По С. Иванову
Дразнилка.

10.10.

23.

11.10.

Повторение букв, обозначающих сходные по акустическим признакам фонемы: б-п, г-к, д-т. ч-ц.
Чтение слогов с мягкими согласными. Чтение по слогам двусложных слов, предложений из
двусложных и трёхсложных слов. Различение женских и мужских имён. Составление рассказа
по сюжетной картинке. Чтение считалки правильно по слогам. Различение имён мальчиков и
имён девочек. Дополнение первой буквы в слове.
Рассуждение с опорой на вопрос и сюжетную картинку с приведением аргументов. Ответы на
вопросы по содержанию текста. Уточнение представлений о зимующих и перелётных птицах на
примере воробья и скворца. Сравнение золотой и поздней осени по цвету. Выборочное чтение
(описание цвета предметов поздней осенью, осенней ночи). Установление причинноследственных отношений в поведении воробья. Прогнозирование будущих событий на
материале прочитанного. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными.
Участие в беседе о правилах поведения в школе. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанных текстов. Отгадывание загадки на основе её анализа. Рассуждение «Почему деревья
осенью сбрасывают листья» на материале прочитанного. Чтение стихотворения наизусть.
Чтение целым словом односложных слов. Чтение по слогам предложений.
Раздел «Почитаем, поиграем» (12 часов)
Составление слов из разрезной азбуки. Объяснение значений слов, отличающихся одной буквой,
приставкой. Ответы на вопросы по содержанию текста. Рассуждение на тему, почему каждая
буква в слове важна. Самостоятельное рисование в соответствии с заданием учебника.
Выборочное чтение. Отгадывание загадки, выделение из стихотворного текста слов,
отличающихся одной буквой.
Составление слов из слогов. Различение слогов и букв. Чтение слогов со стечением согласных и
слов с ними. Объяснение значений слов. Соотнесение картинок и слов. Разгадывание загадки.
Уяснение нравственного смысла понятия «доброта».

Тренировка в чтении слогов со стечение согласных. Участие в частично-поисковой беседе по
прочитанному тексту. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление слов из слогов.
Объяснение значений слов, составленных из слогов. Установление смысловых отношений
между эмоциональным состоянием героев сказки и причинами, его вызвавшими. Выразительное

24.

К.
Чуковский.
Черепаха.

12.10.

25.

Дж.
Ривз.
Шумный Ба-Бах.

16.10.

2627.

«Прочитай!»
(послебукварный
период).

17.10.
18.10.

28.

Проверка
техники чтения
Загадки.

19.10.

30.
31.

Доскажи
словечко.
«Кто квакает, кто
крякает, а кто
каркает»

24.10.
25.10.

32.

Обобщающий
урок по теме
«Почитаем
-

26.10.

29.

23.10.

чтение слогов с учётом восклицательной интонации и настроения героев. Драматизация сказки.
Тренировочные упражнения в чтении слогов со стечением согласных. Ответы на вопросы по
содержанию стихотворения. Составление слов из слогов Составление предложения по
сюжетной картинке. Установление признаков сходства предметов при сравнении. Выборочное
чтение. Уяснение эмоционального состояния героев и причин, его вызвавшего. Отгадывание
загадки, раскрашивание отгадки.
Тренировочные упражнения в чтении слогов со стечением согласных. Узнавание действующих
лиц по звукоподражаниям. Уточнение словаря по теме «дикие животные». Придумывание
названий для домашних животных по аналогии с лексикой стихотворения. Составление
предложений «Кто где прячется и от кого?» Установление причин осторожного поведения
зверей.
Чтение слогов и односложных слов со стечением согласных. Поиск слов по картинкам.
Составление предложений по сюжетной картинке. Формулирование вывода «Посочувствуй
товарищу, если он расстроен». Уяснение нравственного смысла в выражении сочувствия
расстроенному человеку, товарищу. Чтение с соблюдением пауз при знаках препинания.
Соотнесение слов и предметных картинок.
Проверка и закрепление полученных знаний. Чтение. Ответы на вопросы.
Отгадывание загадок, анализ загадок (называние признаков животных). Объяснение значений
слов, сравнения (комочек пуха). Заучивание загадки наизусть по выбору ученика.
Тренировочные упражнения в чтение слогов со стечением согласных. Подбор слов-рифм.
Составление предложений по сюжетным картинкам с опорой на текст загадок. Раскрашивание
картинки, нахождение соответствующей загадки в учебнике.Сравнение значений слов,
отличающихся одним слогом. Ответы на вопросы по тексту. Называние глаголов звучания,
использованных в тексте, составление с ними предложений. Определение, чьи это слова, по
слогу-звукоподражанию.
Чтение наизусть загадок. Составление слов из слогов. Чтение слов целым словом. Чтение
предложений по слогам. Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Драматизация сказки
«Дразнилка». Определение настроения стихотворений. Выборочное чтение. Угадывание текста

по иллюстрации к нему.

поиграем».

1.

Лиса
и
волк
(русская
народная сказка)

07.11.

2.

Гуси
и
лиса
(русская
народная сказка)

08.11.

3.

Лиса и козел
(русская
народная сказка)

09.11.

4.

По
Л.
Н.
Толстому
Мышка вышла
погулять.
«Прочитай!»
(послебукварный
период)

13.11

5.

6.

Волк и баран
(литовская
сказка)

14.11.

15.11.

2 четверть ( 31 час)
Раздел «В гостях у сказки» 15 (часов)
Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение характера волка, лисы по их поступкам
и высказываниям. Составление предложений по картинкам и прочитанному тексту.
Установление причинно-следственных отношений в поведении героев сказки. Чтение по ролям
с соблюдением тона героев сказки (хитрый, доверчивый). Выделение обращений из текста
сказки.
Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление высказываний по сюжетным картинкам.
Определение характера героев сказки. Выборочное чтение. Выразительное чтение реплик героев
по образцу учителя. Чтение по ролям. Драматизация сказки. Отгадывание загадок. Соотнесение
частей текста с сюжетными картинками.
Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление предложений по иллюстрации.
Определение характера героев сказки. Установление причинно-следственных отношений между
событиями, поведением героев и их характером. Выборочное чтение. Чтение по ролям с учётом
особенностей тона героев сказки (хитрый, ласковый тон лисы, простоватый – козла). Пересказ
сказки по картинно-графическому плану. Выделение обращений из текста сказки.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение: найти описание петуха,
описание кота. Уяснение правил безопасного поведения при встрече с незнакомцами. Чтение по
ролям с соблюдением вопросительной и восклицательной интонации. Раскрашивание героев
сказки в соответствии с их описанием.
Чтение слогов со стечением согласных, двусложных слов с ними. Чтение правильно по слогам.
Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!». Упражнения в словообразовании
(относительные прилагательные), согласование прилагательных с существительными в мужском
роде. Отгадывание загадки, выделение признаков мухомора. Соотнесение картинок и слов.
Рисование отгадок. Составление словосочетаний.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление выборочного пересказа с опорой на
иллюстрацию. Определение характера героев сказки по их поступкам. Чтение с соблюдением
знаков препинания (конец предложения, тире). Нахождение слов, близких по значению.

По
С.
Прокофьевой
Сказка о том, как
зайцы испугали
серого волка.
Рак и ворона
(литовская
сказка)

16.11.

9.

Заяц и черепаха
(казахская сказка).

21.11.

10.

Благородный
медведь
(мордовская
сказка).
«Прочитай!»
(послебукварный
период)

22.11.

12.

Как белка и заяц
друг друга не
узнали (якутская
сказка).

27.11.

13.

Волк и ягненок
(армянская
сказка).

28.11

7.

8.

11.

20.11.

23.11.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Словесное рисование с
использованием лексики текста. Установление причинно-следственных отношений между
поступками героев, а также их характером. Уяснение нравственного смысла правила не обижать
тех, кто слабее. Упражнения в раскрашивании, составление предложений со сравнительными
оборотами.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление смысловых
связей между высказываниями героев и их замыслом. Выявление особенностей характера героев
сказки. Чтение с соблюдением восклицательной и вопросительной интонации. Пересказ по
ролям. Составление предложений по опорным словам.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. Объяснение значения
выражения «изо всех сил». Составление предложений к иллюстрациям. Установление
причинно-следственных зависимостей между поступками и их результатом. Дополнение
предложений по смыслу.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Уяснение значения слова «благодарный».
Выборочное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Оценка поступков героев
сказки. Установление причинно-следственных отношений между поступками героев и их
характером. Дополнение предложений по смыслу.
Чтение слогов и слов с разделительным ъ, ь, слов – с мягким знаком – показателем мягкости
согласных. Чтение предложений по слогам и целым словом. Составление предложений с
данными словами. Чтение целым словом слов из рубрики «повторяем!» Дополнение
предложений по картинкам.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Актуализация знаний детей по теме, как звери к зиме
готовятся. Установление причинно-следственных зависимостей изменения цвета шкурки зверей.
Пересказ
по
картинно-графическому
плану.
Составление
предложений
с
противопоставительным союзом а по данному образцу. Отгадывание загадок. Раскрашивание
иллюстрации в соответствии с текстом.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения выражения «еле ноги унёс».
Характеристика героев сказки. Установление смысловых связей между характером и
поведением героев сказки. Оценка поступков героев сказки. Выборочное чтение с соблюдением
пауз, восклицательной и повествовательной интонации.

14.

Умей обождать!
(русская
народная сказка).

29.11.

15.

Обобщающий
урок по теме «В
гостях у сказки».

30.11.

16.

Умная
собака
(индийская
сказка).

04.12.

17.

«Прочитай!»
(послебукварный
период)
По Э. Шиму «Я
домой пришла».

05.12.

Лошадка
(русская
народная
присказка).

07.12.

18.

19.

06.12.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев рассказа. Выборочный
пересказ по сюжетной картинке. Установление причинно-следственных связей между
поведением и характером героя сказки (петушка). Чтение целым словом слов из рубрики
«Повтори!» Уяснение нравственного смысла правила «Непослушание до добра не доводит».
Дополнение предложений по смыслу.
Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. Выражение собственных
читательских предпочтений. Составление высказываний по серии сюжетных картинок.
Выборочный пересказ. Пересказ по серии картинок. Установление последовательности событий.
Чтение целым словом.
Раздел «Животные рядом с нами» (16 часов)
Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Называние домашних животных и их детёнышей.
Выборочное чтение. Высказывания на тему «Как ты относишься к бездомным животным».
Установление различия в отношении к собаке злого и доброго человека. Дополнение
предложений, составление предложений-утверждений из данных слов.
Чтение целым словом. Соотнесение картинок со словами. Соотнесение слов и картинок. Работа
над сравнениями (радуга – мост, хвост). Уяснение нравственного смысла извинений при
признании вины. Дополнение предложений «Кто кого увидел?»
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением звательной
интонации. Уточнение представлений об использовании молока человеком. Оценка отношения
хозяек к своим коровам. Уточнение представлений о частях суток. Работа с загадкой. Подбор
слов, близких по значению.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением пауз,
вопросительной и восклицательной интонации. Выяснение особенностей речи хозяина лошадки
и соседа. Оценка поступка хозяина лошади. Составление высказывания по сюжетной картинке.
Установление причинно-следственных связей между отношением хозяина и поведением
лошадки. Дополнение слов первой буквой. Уточнение представлений о корме для лошадки.

20.

По Е. Чарушину.
Кролики.

11.12.

21.

В.
Баран.

Лифшиц

12.12.

22.

«Прочитай!»
(послебукварный
период)

13.12.

23.

По Б. Житкову.
Храбрый утёнок.

14.12.

24.

По Э. Шиму. Все
умеют
делать
сами.

18.12.

25.

М. Бородицкая.
Котенок.

19.12.

26.

«Прочитай!»
(послебукварный
период) По В.

20.12.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Сравнение кроликов и
крольчихи. Описание кроликов по картинно-графической схеме. Высказывание на тему «Чем
можно угостить кроликов?»
Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление предложений по сюжетной картинке.
Высказывание на тему «Что можно сделать из шерсти барана»? Объяснение значения слова
«изнывает». Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Отгадывание загадки.
Раскрашивание предметных изображений в соответствии с прочитанным текстом.
Чтение слогов со стечением согласных. Чтение двусложных слов со стечением согласных по
слогам. Соотнесение картинок и слов. Различение единственного и множественного числа.
Отгадывание загадки через подбор слова-рифмы. Чтение диалога с соблюдением
вопросительной и звательной интонации. Высказывания на тему «Чем кормят птиц».
Составление слов из слогов.
Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. Выборочный пересказ по вопросам.
Оценка поступков героев рассказа. Уяснение переносного смысла слова «храбрецы» в тексте
(скрытое противопоставление). Установление последовательности событий. Подбор слов,
близких по значению. Рисование или лепка героя рассказа.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение (подписи к картинкам).
Выделение в тексте слов и сравнения для описания гусят. Выяснение смысла заголовка.
Уточнение значения слов (ковыляет, выклюнулся). Составление предложений по сюжетной
картинке. Дополнение предложений по смыслу.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Объяснение значения слова «усыновить».
Составление высказывания по сюжетной картинке и впечатлениям от стихотворения.
Выборочное чтение. Чтение слогов со стечением согласных. Уяснение эмоциональных
состояний героев и причин, которые их вызвали. Выразительное чтение с соблюдением
интонации, передающей эмоциональное состояние героев (по образцу учителя). Составление
слов из слогов. Подбор рифмующихся слов.
Чтение слогов со стечением согласных, двусложных слов со стечением согласных. Соотнесение
слов и картинок. Расширение словаря глаголов движения. Словесное рисование. Дополнение
предложений. Составление предложений к сюжетным картинкам. Ответы на вопросы по

27.
2829.

Сутееву. Три
котенка.
Проверка
техники чтения
По
К.
Ушинскому
Петушок
с
семьей.

21.12.
25.12.
26.12.

30.

Упрямые
козлята.

27.12.

31.

В. Лифшиц. Пес.
Итоговый урок
по
теме
«Животные
рядом с нами».

28.12.

1.

Я.
Аким
«Первый снег».

15.01.

содержанию текста. Установление последовательности событий. Чтение целым словом слов из
рубрики «Повторяем!» Выборочное чтение. Пересказ по серии сюжетных картинок.
Проверка и закрепление полученных знаний. Чтение. Ответы на вопросы.
Описание петушка по картинки, затем по картинно-графическому плану. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Выборочное чтение с соблюдением восклицательной и звательной
интонации. Оценка поступков героев сказки, установление причинно-следственных отношений
между характером и поступками героев. Дополнение предложений словами по смыслу.
Составление предложений с данными словами.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Прогнозирование иного исхода событий. Оценка
поступков героев. Объяснение значения выражения «упрямство до добра не доводит».
Составление советов козлятам, как нужно было поступить правильно. Выборочное чтение.
Пересказ. Чтение по ролям. Составление предложений с данными словами.
Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Ответы на вопросы по тексту
стихотворения. Сравнение текста и иллюстраций. Составление предложений по иллюстрациям.
Рассказ о собаке по данному образцу. Чтение реплик с побудительной интонацией. Приведение
доказательств, что собака – настоящий друг человека. Составление слов из слогов. Дополнение
строчек стихотворения по смыслу.
Называние животных, о которых читали в данном разделе. Высказывания о пользе домашних
животных на материале прочитанного. Выборочный пересказ. Высказывание отношения к
прочитанным рассказам, сказкам, обоснование своего мнения. Определение настроения
прочитанных произведений Пересказ. Чтение целым словом, по слогам. Установление
причинно-следственных отношений между поступками герое прочитанных произведений и их
словами.
3 четверть (40 часов)
Раздел «Ой ты, зимушка-зима» (17часов)
Участие в беседе по сюжетной картинке о сезонных изменениях зимой и зимних развлечениях
детей. Отгадывание загадки со словом-рифмой. Объяснение сравнений, выделение в тексте
глаголов движения. Ответы на вопросы по прочитанному тексту стихотворения. Уточнение

2.

По Э. Киселевой
Большой снег.

16.01.

3.

По Н. Калининой
Снежный
колобок.

17.01.

4.

По С. Вангели.
Снеговикновосел.

18.01.

5.

По Е. Шведеру.
Воробышкин
домик.

22.01.

6.

Г. Галина
«Зимние
картинки».

23.01.

7.

Е.
Самойлова
«Миша и Шура».

24.01.

значения слов через синонимические замены (салазки – санки), понимание сравнений (как
платок пуховый). Рассказ о зимних забавах детей по сюжетной картинке. Определение
настроения стихотворения. Выборочное чтение. Чтение стихотворения радостно. Отгадывание
загадок.
Выборочное чтение. Описание Большого Снега по опорным словам и картинке. Участие в
частично-поисковой беседе по прочитанному тексту «Почему Большой Снег добрый?».
Уточнение представлений детей о значении снега для растений. Подбор слов с
противоположным значением.
Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление рассказ о зимних забавах детей на
основе личных впечатлений. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных
отношений между событиями рассказа. Уточнение представлений детей о таянии снега и
состояниях воды. Составление слов из слогов. Дополнение предложений по смыслу.
Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по серии картинок.
Уточнение значений слов: новосёл, памятник. Объяснение заголовка рассказа. Выборочное
чтение. Установление причинно-следственных отношений между настроением Снеговика и
событиями. Определение, кому из героев принадлежит реплика. Рисование по заданию.
Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление описания кормушку по сюжетной
картинке. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Выборочное чтение.
Выразительное чтение с передачей настроения героев рассказа. Установление смысловых
отношений между событиями и настроением воробьёв. Оценка поступка героини рассказа с
обоснованием своего мнения. Вывод «За добрые дела всегда спасибо говорят». Уяснение
нравственного смысла добрых поступков. Составление слов из слогов. Установление
последовательности событий. Составление описания кормушки по картинке и опорным словам.
Выделение признаков зимы из текста. Составление предложений о зимних развлечениях детей
по тексту стихотворения. Установление признаков сходства предметов, использованных в
сравнении (Маша как снегурка). Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу,
данному учителем. Составление высказывания на тему «На чём ты любишь кататься зимой».
Заучивание наизусть.
Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Выборочное чтение. Выборочный пересказ по
сюжетной картинке. Установление причин поведения ребят, оценка их взаимоотношений.
Определение, кому из героев принадлежат реплики.

8.

Ш.
Галиев.
Купили снег

25.01.

9.

По Г. Юдину.
Буратиний нос.

29.01.

10.

И.
Токмакова.
Живи, елочка!

30.01.

11.

По В. Сутееву.
Про елки.

31.01.

12.

По В. Голявкину
«Коньки купили
не напрасно».

01.02.

13.

По М.
Пляцковскому.
Ромашки в
январе.

05.02.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Сравнение снега настоящего и
искусственного. Выделение признаков сходства снежка с серебром. Уточнение значение
выражения «разбирает меня смех». Рассказ о том, как дети украшали ёлку мишурой.
Установление причинно-следственных отношений между высказываниями героев и реальными
событиями.
Участие в беседе о карнавальных костюмах. Составление предложений по сюжетной картинке.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление продолжения рассказа. Оценка
поступков героев рассказа с приведением обоснований. Составление слов из слогов. Рассказ о
последовательности событий по опорным словам.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Составление предложений по сюжетным
картинкам. Рассказ по тексту стихотворения «Откуда взялась ёлка». Описание ёлочки в зимнем
лесу по картинно-графическому плану. Объяснение заголовка стихотворения. Выборочное
чтение. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Установление причинноследственных отношений между событиями. Заучивание стихотворения наизусть.
Раскрашивание иллюстрации к стихотворению. Составление словосочетаний (согласование).
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочный пересказ. Выборочное чтение.
Установление причинно-следственных связей между местом проведения ёлки и её украшением.
Составление предложений о подарках для домашних питомцев. Составление рассказа по
личным впечатлениям «Праздник в школе». Творческое рисование.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный пересказ по
картинке. Объяснение заголовка текста. Составление рассказа о себе по данной ситуации.
Установление причинно-следственных связей между поступками героев и их характером.
Оценка поступков героев. Уяснение нравственного смысла оказания помощи товарищам,
которые смущаются, проявляют нерешительность. Вывод «Хороший друг всегда придёт на
помощь» Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Составление рассказа по
опорным словам. Чтение отрывка по ролям.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинноследственных отношений между событиями и настроением героев. Пересказ по серии картинок.
Рисование по заданию учебника, оформление выставки в классе. Уточнение представлений о
признаках лета и зимы. Рисование иллюстрации, раскрашивание иллюстрации к стихотворению.

14.

Мороз и
(русская
народная
сказка).

Заяц

06.02.

15.

Вьюга
(литовская
народная
песенка).
По
Г.
Скребицкому
«На
лесной
полянке».
Обобщающий
урок по теме «Ой
ты,
зимушка
зима».

07.02.

18.

По А. Митту.
Коля заболел.

13.02.

19.

Д.
Летнёва.
Подружки
рассорились.
По В. Голявкину.
Вязальщик.

14.02.

16.

17.

20.

08.02.

12.02.

15.02.

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение с
соблюдением восклицательной интонации и тона речи героев сказки по образцу, данному
учителем. Объяснение выражения «выбился из сил», «всё нипочём». Характеристика зайца.
Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Установление причинно-следственных
отношений между поведением, характером и последствиями поступков. Чтение отрывка по
ролям. Пересказ по ролям.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинноследственных отношений (выяснение, чем опасна вьюга, кому приносит пользу). Выразительное
чтение с соблюдением вопросительной, повествовательной и восклицательной интонации.
Чтение по ролям. Составление слов из слогов.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Уточнение представлений о жизни животных зимой.
Называние диких животных. Пересказ по картинкам. Объяснение сравнения лесного пенька с
теремком. Выборочный пересказ по иллюстрациям. Составление предложений с данными
словами с опорой на предметные картинки.
Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Называние прочитанных произведений.
Выборочный пересказ. Рассказывание о жизни птиц и животных зимой, о зимних забавах.
Пересказ по картинкам. Чтение наизусть. Рассказ о Новогоднем празднике. Оценка поступков
героев, определение настроения и его причин. Чтение целым словом. Составление слов из
слогов. Выполнение контрольных заданий «Проверь себя!»
Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо» ( 20 часов)
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения слова «компресс». Пересказ по
картинно-графическому плану. Установление причинно-следственных зависимостей между
событиями рассказа и настроением героя. Оценка поступков героев рассказа. Вывод «Хорошо,
когда друзья помогают». Рисование о по заданию.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
Установление причинно-следственных отношений между поступком и его последствиями.
Выборочное чтение. Выразительное чтение. Оценка поступков героев стихотворения.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение
(интонация пренебрежения и восхищения) по образцу учителя. Составление предложений по

21.

Г. Ладонщиков.
Самокат.

19.02.

22.

По Э. Киселёвой.
Скамейка,
прыгуны-гвозди
и Алик.
По Е. Пермяку.
Торопливый
ножик.

20.02.

24.

По
В.
Сухомлинскому.
Вьюга.

22.02.

25.

По И. Бутмину.

26.02.

23.

21.02.

Трус.

26.

По В. Голявкину.
Как я под партой
сидел.

27.02.

27.

Б. Заходер. Петя
мечтает.

28.02.

иллюстрациям. Оценка поступков героев. Пересказ по ролям. Соотнесение отрывков текста и
сюжетных иллюстраций.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение выражения «не
горит», использованного в переносном смысле. Выразительное чтение (выражение гордости) по
образцу, данному учителем. Заучивание наизусть. Рассуждение об отношении к делу (делать
самому или ждать, пока сделают другие). Вывод «Хорошо, когда можешь всё сделать сам».
Чтение слов целым словом из рубрики «Повторяем!»
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения выражения «гвозди-прыгуны».
Оценка поступка Алика. Составление предложений по иллюстрациям. Установление причинноследственных связей между поступками мальчика и их результатом. Выборочное чтение.
Составление предложений из слов.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка с приведением доказательств.
Выборочное чтение. Установление причинно-следственных зависимостей между оценочными
суждениями героев рассказа и событиями. Оценка поведения мальчика, определение черт
характера, проявившихся в его поступках. Дополнение предложения по смыслу.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинноследственных связей между эмоциональными состояниями мальчиков, их поступками и чертами
характера. Вывод: «Ничего не страшно, когда рядом друг!» Составление предложений-выводов
из данных частей.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Оценка поступков героев. Высказывание мнения о
событиях и героях с приведением доказательств. Сравнение героев по характеру и поступкам.
Составление предложений к иллюстрациям. Выборочное чтение. Чтение слов целым словом из
рубрики «Повторяем!» Подбор слов, противоположных по значению.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление причинно-следственных отношений
между поведением героя и его результатами. Осуществление смысловой догадки о мотивах
поведения героев. Оценка поведения героя с обоснованием своего мнения. Выборочное чтение.
Составление высказывания по иллюстрации.
Ответы на вопросы по прочитанному стихотворению. Продолжение сложноподчинённого
предложения о мечтах Пети. Оценка высказываний о герое стихотворения, приведение

28.

По В. Витка. Мёд
в кармане.

29.02.

29.

По
Донниковой.
Канавка.

04.03.

3031.

Назло
Солнцу
(узбекская
сказка).

05.03.
06.03.

3233.

А.
Барто.
Мостки.
По М.
Дружининой.
Песенка обо всём.

07.03.
11.03.

34.

Л.
Квитко.
Лемеле
хозяйничает

12.03.

В.

доказательств собственного мнения. Составление советов об отношение к учёбе. Уяснение
значения положительного отношения к учёбе. Выразительное чтение по образцу, данному
учителем (мечтательно, с радостью, с чувством удовлетворения). Дополнение предложения.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление высказываний по иллюстрациям.
Уяснение смысла правил дружбы и достойного поведения. Установление причинноследственных отношений между событиями текста. Оценка поступков героев. Выборочное
чтение.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление предложения по иллюстрации. Оценка
поступков героев рассказа. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных
отношений между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла в
проявлении скромности.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинноследственных отношений между событиями, описанными в тексте. Оценка поведения героя.
Осуществление смысловой догадки о последствиях описанного в сказке поведения героя.
Определение, кому принадлежат реплики. Чтение отрывка по ролям.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Оценка поступков и высказываний героев.
Уяснение нравственного смысла заботливого отношения к людям. Сравнение поступков героев
рассказ «Канавка» и стихотворения «Мостки». Вывод: «Помогай людям – и тебе помогут».
Рассказ о том, как дети помогают другим из их личного опыта. Выборочное чтение. Составление
связного высказывания по сюжетной картинке. Чтение целым словом слов из рубрики
«Повторяем!»
Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Установление причинноследственных отношений между высказываниями героев. Высказывание личного отношения к
герою рассказа с обоснованием собственного мнения. Уяснение смысла ответственного
отношения к учёбе. Составление предложений с дынным словом.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Сравнение порученных
и выполненных дел. Установление причин возникшей путаницы. Выразительное чтение с
соблюдением повествовательной, звательной и восклицательной интонации по образцу,
данному учителем. Дополнение строчек стихотворения.

35.
36

37.

38.

Проверка техники
чтения.
По
И.
Турчинову.
Неряха.

13.03.

Проверка и закрепление полученных знаний. Чтение. Ответы на вопросы.

14.03.
19.03.

Обобщающий
урок по теме

18.03.

«Что
такое
хорошо и что
такое плохо».

Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Выборочное чтение. Оценка высказываний и
поступков детей. Уяснение понятий: «невоспитанный», «неряха». Установление смысловых
связей между поступками героя и его последствиями. Пересказ по серии сюжетных картинок и
опорным словам. Описание арбуза по опорным словам.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Называние прочитанных рассказов, сказок,
стихотворений. Оценка поступков героев произведений и их значения для других людей.
Высказывание отношения к произведению с обоснованием собственного мнения. Выборочное
чтение. Чтение целым словом отдельных слов. Составление рассказа о взаимопомощи из
личного опыта детей. Коллективное сочинение песенки с данными рифмами.

Я. Аким. Март.

Раздел «Весна идёт!» (3 часа)
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения.

19.03.

39.

По Ю. Ковалю.
Невидимка.

20.03.

40.

В.
Берестов.
Праздник мам.

21.03.

Отгадывание загадки. Называние признаков весны (день стал длиннее, потепление, таяние снега,
изменения в поведении птиц). Составление предложений по иллюстрации Высказывание
собственного отношения к весне. Выразительное чтение с передачей настроения стихотворения
и соблюдением пауз, восклицательной и повествовательной интонации по образцу, данному
учителем. Заучивание наизусть. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
Отгадывание загадки. Раскрашивание иллюстрации к стихотворению.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения слова «невидимка» и заголовка
текста. Называние приметы весны (прилёт грачей, наст). Составление высказывания по
иллюстрации. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных отношений между
звуками и природными явлениями, поведением и чертами характера героя. Оценка поведения
мальчика, выявление черт характера героя.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Высказывания о празднике 8 Марта с опорой
на личный опыт учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Выборочное
чтение. Рассказ «Как я поздравил маму с 8 Марта». Выразительное чтение стихотворения
радостно, с соблюдением повествовательной и восклицательной интонации по образцу, данному
учителем. Составление предложений с данными словами. Рисование портрета мамы.

По
В.
Драгунскому.
Подарок
к
празднику.
Снег
и
заяц
(бурятская
сказка).

01.04.

3.

Г. Ладонщиков.
Помощники
весны.

03.04.

4.

По М. Пришвину.
Лягушонок.

04.04.

5.

Г. Ладонщиков.
Весна.

08.04.

6.

По Е. Чарушину.
Барсук.

09.04.

7.

С. Маршак.

10.04.

1.

2.

02.04.

4 четверть (28 часов)
Раздел «Весна идёт!» (продолжение) (16часов)
Ответы на вопросы по содержанию текста. Рассказ о том, как дети готовились в школе к
празднику 8 Марта. Оценка поступков героев рассказа. Уяснение смысла подготовки и вручения
подарков к праздникам. Определение, кому принадлежат реплики.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Установление
причинно-следственных связей между событиями и настроением зайца. Рассказ «Как заяц к
весне готовится». Употребление в высказываниях слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Определение, кому принадлежат реплики. Дополнение предложения по
предметным картинкам.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Объяснение значения
выражения «посмотрел с укором». Составление высказывания по сюжетной картинке.
Определение характера стихотворения (смешное или серьёзное) и обоснование своего выбора.
Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Дополнение предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный пересказ.
Установление причинно-следственных зависимостей между событиями текста. Оценка
поступков героев рассказа. Называние признаков весны.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние признаков зимы и весны
(увеличение продолжительности дня, потепление, таяние снега и льда). Составление
предложений по сюжетной картинке. Объяснение переносного значения выражения «снеговая
баба слёзы льёт». Выборочное чтение. Выразительное чтение с соблюдением синтаксических
пауз и эмоциональной окраски стихотворения по образцу, данному учителем. Выделение
примет весны, описанных в стихотворении.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Называние животных,
впадающих в зимнюю спячку. Установление причинно-следственных зависимостей в поведении
барсука. Пересказ по картинно-графическому плану.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Называние примет весны (таяние снега и

Весенняя
песенка.

8.

По И. СоколовуМикитову.
На
краю леса.

11.04.

9.

По В. Голявкину.
Подходящая
вещь.

15.04.

10.

М. Пляцковский.
Деньки
стоят
погожие…

16.04.

11.

По С. Козлову.
Ручей и камень.

17.04.

12.

Как птицы лису
проучили
(русская
народная сказка).
По
Т.

18.04.

13.

22.04.

льда, появление серёжек на вербах, почек на деревьях, солнце поднимается выше). Объяснение
значения слов «стёжки», «серёжки» (на вербе), «светятся» (переносный смысл). Словесное
рисование. Выборочное чтение. Выразительное чтение по образцу, данному учителем. Чтение
целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Называние признаков весны: потепление,
набухание и распускание почек. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Установление причинно-следственных зависимостей между событиями в тексте.
Характеристика поведения лосёнка и лосихи. Пересказ по картинно-графическому плану.
Уяснение смысла заботливого отношения матери к ребёнку. Рисование иллюстрации к описанию
леса.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение значения выражения «подходящая
вещь». Оценка поступков героев рассказа. Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из
рубрики «Повторяем!» Рассказывание о назначении скворечника. Составление высказываний по
иллюстрациям. Отгадывание загадки. Пересказ с опорой на картинки.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Подбор синонимических замен (погожие
деньки), выделение признаков сходства для сравнения весенних деньков с праздником.).
Установление причинно-следственных отношений природных явлений. Определение
настроения стихотворения. Выборочное чтение. Выразительное чтение (передать радость,
соблюдать синтаксические паузы) по образцу, данному учителем. Отгадывание загадок.
Составление предложений. Слова уменьшительно-ласкательной формы. Выделение слов,
близких по значению.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение реплик
соблюдением восклицательной, звательной интонации по образцу, данному учителем.
Установление последовательности событий и их причинно-следственной связи. Составление
предложений по иллюстрации.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Пересказ по серии сюжетных
картинок. Объяснение заголовка текста. Оценка отношений героев сказки, её обоснование.
Характеристика лисы. Составление предложений по иллюстрации с использованием
синонимических замен. Составление предложений из данных слов.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Составление предложений с

14.

15.

16.

Шарыгиной.
Вкусный урок.
С.
Косенко.
Почему птенец
весёлый?
Э.
Шим.
Храбрый птенец.
По М. Быкову.
Кому
пригодилась
старая Митина
шляпа.
Обобщающий
урок по теме
«Весна идёт!».

23.04.

24.04.

25.04

17.

По Г. Цыферову.
Лосёнок.
О.Дриз. Игра

02.05.

18.

Г.
Цыферов.
Удивление
первое

06.05.

опорой на сюжетную картинку. Объяснение заголовка текста. Рассказ о том, чем питаются
медведи. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!»
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение заголовка текста.
Подбор синонимов к слову «скворечня». Объяснение значения слов «храбрый», «глупый»,
«новосёл». Чтение по ролям. Рассказ о врагах воробьишки. Оценка поведения воробьишки с
обоснованием личного мнения. Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение
по образцу, данному учителем с соблюдением вопросительной и восклицательной интонации.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Оценка поступка мальчика.
Установление причинно-следственных отношений в поведении Мити. Установление
последовательности событий. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Восстановление
последовательности событий.
Ценностные высказывания о весне. Называние заголовков прочитанных рассказов, сказок и
стихотворений. Ответы на вопросы по прочитанному. Выборочный пересказ. Чтение целым
словом словоформ, предложений, отрывка из текста. Рассказывание о животных с опорой на
картинки и тексты прочитанных произведений. Узнавание текстов по иллюстрациям, отрывку,
вопросам.
Раздел «Чудесное рядом!» (12 часов)
Ответы на вопросы по содержанию текстов. Характеристика героя рассказа (лосёнка).
Понимание временных отношений и временной последовательности событий. Составление
высказываний по картинкам. Объяснение значений слов: любознательный, терпеливый, чехарда,
выбивать кресло. Игра «Вижу – не вижу», «Что изменилось?» Выборочное чтение. Чтение с
соблюдением пауз, восклицательной, повествовательной интонации по образцу, данному
учителем. Рисование иллюстрации к данному отрывку. Подбор слов, противоположных по
значению.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление сходства и различия при сравнении
(солнышко как шарик, как цветок). Объяснение такого явления, как отражение в воде.
Установление причинно-следственных отношений (свет и темнота - отражение и его
отсутствие), событиям и эмоциями цыплёнка. Составление предложений по сюжетным
картинкам. Понимание эмоциональных состояний героя и причин, которые их вызвали.

19.

По Г. Снегирёву.
Осьминожек.

07.05.

20.

По С. Козлову.
Друзья.

08.05.

21.

По С.Козлову.
Необыкновенная
весна.
Э. Мошковская.
Не понимаю.

13.05.

22.

По Г.
Скребицкому.
Кот Иваныч

14.05.

23.

Проверка
техники чтения

15.05.

24.

По М. Пришвину.
Золотой луг.

16.05.

Выборочное чтение.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинноследственных зависимостей между изменениями окраски осьминожка и цветом окружающей
среды. Описание осьминожка по картинно-графическому плану. Оценка поступков мальчика с
обоснованием собственного мнения. Отгадывание загадки. Дополнение предложений с
использованием согласования.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный пересказ.
Составление рассказа с опорой на картинку и прочитанный текст. Характеристика отношений
собаки и кошки, описание их поведения. Приведение доказательств, что кошка и собака были
друзьями. Составление предложений с данными словами.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление сходства и
различия предметов при сравнении (голубые подснежники, как море, жёлтые одуванчики, как
песок в пустыне, побеги, как грива льва). Приведение доказательств, почему для Ёжика весна
стала необыкновенной. Составление предложений по иллюстрациям с опорой на прочитанный
текст. Раскрашивание в соответствии с текстом. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Выборочное чтение. Характеристика отношений мальчика и собаки. Рассуждение, как можно
понять, что хочет сказать животное. Выразительное чтение с соблюдением вопросительной и
восклицательной интонации с сочувствием, удивление и радостью по образцу, данному
учителем.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Выборочный пересказ.
Составление предложений по иллюстрации и заданию. Рассказ об обычном поведении котов.
Характеристика кота. Установление причинно-следственных связей между поведением кота и
его характером. Составление предложений с данными словами.
Проверка и закрепление полученных знаний. Чтение. Ответы на вопросы.
Уяснение суточных временных изменений в жизни растений на примере одуванчиков. Ответы
на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Уяснение переносного значения слова
«золотой». Установление признаков сходства при сравнении предметов. Объяснение заголовка
текста. Составление высказываний по сюжетным картинкам. Рисование одуванчика в разное

25.

По В. Бианки.
Неродной сын.

20.05.

26.

Ю.
Кушак.
Подарок

21.05.

27.

Я. Тайц.
Всё здесь.

22.05.

28.

По В. Бианки.
Небесный слон.
Обобщающий
урок по теме
«Чудесное
рядом»

23.05.

время суток.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснения значения
выражения «неродной сын». Выбор слов-действий, описывающие действия зайчонка и кошки,
при драке с собакой. Установление последовательность событий. Оценка отношений между
кошкой и зайчонком с приведением доказательств собственного мнения. Дополнение
предложений.
Оценка отношения мальчика к животным с приведением доказательств. Словесное рисование.
Составление рассказа на основе собственного опыта. Выделение определений, действий,
которые описывают щенка. Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из рубрики
«Повторяем!» Рисование по впечатлениям. Выразительное чтение с радостном настроением,
соблюдением пауз, восклицательной интонации по образцу, данному учителем. Рисование
иллюстрации.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Чтение по ролям с соблюдением
вопросительной, повествовательной, восклицательной интонации. Уяснение значения слова
«хлеб». Установление последовательности изготовления хлебных изделий. Рисование по
заданию.
Установление сходства предметов при сравнении («туча, как слон»). Объяснение заголовка
текста. Установление причинно-следственных отношений между природными явлениями.
Объяснение словосочетания «волшебный дождь». Словесное рисование с использованием
сравнений (на что похожи облака?) Составление высказывания по иллюстрациям к рассказу.
Выборочное чтение. Чтение целым словом слов из рубрики «Повторяем!» Подбор слов,
противоположных по значению. Рисование по заданию. Ответы на вопросы по прочитанным
произведениям. Выборочный пересказ по вопросам, по сюжетной картинке. Установление
удивительного, необычного в прочитанных рассказах и сказках. Оценка событий с приведением
доказательств собственного мнения. Чтение целым словом отдельных слов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».