РП Этикет 2 класс на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования для обучающихся 4 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа
для обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Обучение

направлено

на

разностороннее

развитие

личности

обучающихся, на поддержку становления и развития высоконравственного,
творческого,

компетентного

гражданина

России.

Программа

обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического
сознания младшего школьника, носит элементарно-практический характер,
способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции
в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся
нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2. Содержание учебного предмета Этикет
2.1. Школьный этикет

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в
столовой, правила поведения за столом.
БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной
ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.2.

Правила общения

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к
окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра
«Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и
«одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с
правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён,
появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков
сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
БУД:

использовать в

речи

слова

вежливости. Участвовать

в

диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать
высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать
предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни,
героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя
(положительный,

отрицательный), описывать сюжетную

(серию). Оценивать адекватно

ситуацию

и

картинку
предотвращать

конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры,
работы.
2.3.

О трудолюбии

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие
игры.
Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы
культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным
трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация
труда.
БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних
заданий, труда, дежурств.
2.4.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность.
Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика
простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет

2.5.

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе.
Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения.
Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание
ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в
гостях.

Разыгрывание.

Ситуации.

Усвоение

стандартных

приёмов

эстетических форм общения.
БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать
характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных
местах.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Этикет
3.1. Минимальный уровень

различение хороших и плохих поступков.
–представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямства.
3.2.Достаточный уровень
умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;
– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважать родителей, старших,
доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
установление дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и
взаимной

поддержке;

уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому;
иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
знание

правил

этики,

культуры

речи

(о

недопустимости

грубого,

невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и
выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.

2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ №1494 от 28.08. 2023 г.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

–

образовательным

программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.

Федеральная

программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
10.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат,

реализующая

общеобразовательные
программы» 2023 – 2024 учебного года.

адаптированные

основные

Оборудование:
Предметные картинки, коррекционные карточки, таблицы, схемы,
поэтапные

инструкции,

технические

средства

(телевизор,

ноутбук,

интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Этикет
2 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего–33 ч.
33 ч.
-

Раздел, тема
1 четверть

Кол-во
часов
8

1-8.

Правила поведения в школе

8

1-2.

Правила поведения на уроке и
на перемене.

2

Дата

В неделю – 1 ч.

Виды деятельности

Формы
деятельности

Работа
по
коррекционным
карточкам
по
правилам
поведения на уроке и на
перемене.
Просмотр
презентации. Работа по
дидактическому материалу.
Просмотр
презентации.
Практическая работа.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

04.09 27.10.
06.09 25.10.
06.09.
13.09.

3.

Правила
гардеробе.

поведения

в

1

20.09.

4.

Правила
столовой.

поведения

в

1

27.09.

5.

Правила

поведения

в

1

04.10.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
игра. Фронтальная,
Сюжетно-ролевая
индивидуальная,
Практическая работа.
групповая.
Просмотр
презентации. Фронтальная,

Примечание

библиотеке.
6.

7-8.

Правила
поведения
школьном дворе.

Экскурсия. Работа по вопросам.
в

Как вести себя на улице и
дома.
2 четверть

индивидуальная,
групповая.
Практическая работа. Беседа по
Фронтальная,
индивидуальная,
наглядному материалу.
групповая.
Просмотр презентации. Работа Фронтальная,
по дидактическому материалу. индивидуальная,
Рисунок.
групповая.

1

11.10.

2

18.10.
25.10.

8

07.11 29.12.
08.11 27.12.
08.11. Закрепление
изученного
материала.
Просмотр
презентации. Беседа. Творческая
работа.
15.11. Работа
по
коррекционным
карточкам. Практическая работа.

8

9.

О добром отношении
к людям
Что такое «добро и зло».

10.

«Ежели вы вежливы».

1

11.

Добрые и не добрые дела.

1

22.11.

Просмотр мультфильма. Беседа.
Рисунок.

12.

Ты и твои друзья.

1

29.11.

Просмотр
презентации.
Сюжетно-ролевая игра.

13.

Помни о других – ты не один
на свете.

1

06.12.

Беседа. Пение песни. Сюжетноролевая игра.

9-16.

1

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

14.

Заповеди.

1

13.12.

Просмотр презентации. Беседа.
Составление краткого рассказа.

1516.

Дал слово - держи!

2

20.12.
27.12.

Работа в парах. Игра.

17-25.

3 четверть

10

Дружеские отношения

10

17-18. «Дружба каждому нужна.
Дружба верностью сильна».

2

15. 01 22.03.
17. 01 20.03.
17.01. Закрепление
изученного.
24.01. Просмотр мультфильма. Беседа.

Преданный друг.

1

31.01.

20-21. О доброте и бессердечие.

2

07.02.
14.02.

22-23. Об уважительном отношении
к старшим.

2

21.02.
28.02.

19.

24.

О зависти и скромности.

1

06.03.

2526.

О доброте и жестокосердии.

2

13.03.
20.03.

4 четверть

7

Понять другого

7

01.0424.05.
03.0422.05.

27-33.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Этическая беседа. Просмотр Фронтальная,
индивидуальная,
социального ролика.
групповая.
Просмотр презентации. Игровые Фронтальная,
индивидуальная,
ситуации. Беседа.
групповая.
Чтение
рассказа.
Беседа. Фронтальная,
индивидуальная,
Творческая работа.
групповая.
Просмотр презентации. Беседа Фронтальная,
индивидуальная,
по вопросам.
групповая.
Просмотр презентации. Беседа Фронтальная,
по вопросам.
индивидуальная,
групповая.

27.

Золотые правила.

1

2829.

Учимся понимать настроение
другого,
по
внешним
признакам.
Учимся находить хорошее в
человеке, даже если он нам не
нравится.
В мире мудрых мыслей.

2

10.04.
17.04.

2

24.04.
08.05.

2

15.05.
22.05.

3031.
3233.

03.04.

Работа
по
коррекционным Фронтальная,
индивидуальная,
карточкам. Работа в парах.
групповая.
Работа с наглядным материалом. Фронтальная,
индивидуальная,
Просмотр социального ролика.
групповая.
Чтение
рассказа.
Беседа. Фронтальная,
индивидуальная,
Творческая работа.
групповая.
Чтение сказок. Работа по Фронтальная,
индивидуальная,
вопросам. Подвижные игры.
групповая.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».