Рабочая программа Рисование 1 класс 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации),

развитии

зрительного

восприятия

формы,

величины,

конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание

в

детях

эстетического

чувства

и

понимания

красоты

окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение

изобразительным

техникам

и приемам с

использованием

различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение

разным

видам

изобразительной

деятельности

(рисованию,

аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся
на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции

познавательной

деятельности

обучающихся

путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные

признаки,

устанавливать

сходство

и

различие

между

предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование

умения

ориентироваться

в

задании,

планировать

художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции

ручной

моторики;

улучшения

зрительно-двигательной

координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования,
лепки и выполнения аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
2 . Содержание учебного предмета Рисование (изобразительное искусство)
2.1. Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный
период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие
умений

воспринимать

и

изображать

форму

предметов,

пропорции,

конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему, декоративное рисование;
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
2.2. Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;
правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые
в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления
движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного
восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации
на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг
друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,
под, справа от ..., слева от ..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина;

приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность
с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого контура
(круг,

овал).

Рисование

по

клеткам

предметов несложной формы

с

использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в
виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение

шаблонов

геометрических

фигур,

несложных форм, букв, цифр.
2.3. Обучение композиционной деятельности:

реальных

предметов

Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении
композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности.
Композиционный центр (зрительный
изображаемого

предмета

с

центр композиции).

параметрами

листа

Соотношение

(расположение

листа

вертикально или горизонтально).
Установление

на

изобразительной

поверхности

пространственных

отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью
симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
2.4. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции,

конструкцию.

Формирование

понятий: "предмет",

"форма",

"фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
"конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых
для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.

Передача

движения

различных

одушевленных

и

неодушевленных

предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из
отдельных

деталей

и

целого

куска

пластилина;

составление

целого

изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным
точкам,

дорисовывание,

обведение

шаблонов,

рисование

по

клеткам,

самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный,
зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе,
квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении
всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
2.5. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые
и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами
цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и

черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима),
послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
2.6. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота
и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики:
И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А.
Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя,
бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка
скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В.
Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы

используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы
в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись).
3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Рисование (изобразительное искусство):
3.1. Минимальный уровень:
знание

названий

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование

при

выполнении

работы

инструкциям

педагогического

работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная

передача

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
3.2. Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж);
знание

названий некоторых народных и национальных промыслов

("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание

выразительных

средств

изобразительного

искусства:

"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур",
"пятно", "цвет", объем;
знание

правил

цветоведения,

светотени,

перспективы;

построения

орнамента, стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение

необходимой

для

материалах учебника, рабочей тетради;

выполнения

работы

информации

в

следование

при

выполнении

работы

инструкциям

педагогического

работника или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
оценка

результатов

собственной

изобразительной

деятельности

и

обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование

разнообразных технологических способов выполнения

аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение

жанров

изобразительного

искусства:

пейзаж,

портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Учебник
Рау М.

Ю.

Изобразительное

искусство.

1

класс

: учеб.

для

общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.

программы / М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2017. - 111 с.
Методические пособия:
Рау М. Ю. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А.
Овчинникова, М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2016. - 200 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.

7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
Устав

10.

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

11.

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
12. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование:
Дидактический материал:
•

таблицы по цветоведению, построению орнамента;

•

схемы

по

правилам

рисования

предметов,

растений,

деревьев,

животных, птиц, человека;
•

таблицы по народным промыслам;

•

учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные,

гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти
беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны
геометрических фигур и реальных предметов;
•

муляжи фруктов и овощей (комплект);

•

предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
ФИО учителя

Рисование (изобразительное искусство)
1
Гришина Наталья Юрьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных

№
п/п

Раздел, тема

19.
19.

1 четверть

1.

В мире волшебных
линий.
Осень золотая наступает.
Осенний листопад. Цвета
осени. Аппликация.

Всего – 31 ч.

В неделю – 1 ч.
31 ч.
-

Колво
часов
8
8
1

Дата

08.09 27.10.
08.09 27.10.
08.09.

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности учащихся

Красота и разнообразие мира природы.
Развитие
наблюдательности.
Эстетическое
восприятие
деталей
природы. В частности – красоты осенних
листьев. Сравнение осенних листьев по
форме и цвету. Использование этого
опыта в изображении осеннего листопада
при работе с акварельными красками, а
также в аппликации и лепке. Учим детей

Характеризовать
красоту
природы,
осеннее
состояние
природы.
Характеризовать особенности
красоты
осенних
листьев,
учитывая их цвет и разнообразие
форм.
Изображать
характерные
особенности осеннего леса, глядя

2.

Солнце на небе. Травка на
земле. Забор. Рисование.

1

15.09.

живописными средствами передавать
богатый колорит осенней природы. Образ
осени в иллюстрациях таких известных
художников, как И. Левитан, К. Коровин,
Ф. Васильев и др., а также в стихах А.
Барто. Работа выполняется вместе с
учителем.
Задание: аппликация из оборванных
цветных кусочков бумаги, рисунок,
лепка.
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная), кисть, клей,
пластилин, образцы изображений
Выражение настроения в изображении.
Изображать
можно
не
только
предметный мир, но и мир наших чувств
(скрытый мир). Эмоциональное и
ассоциативное звучание цвета. Какое
настроение вызывают разные цвета?
Развитие навыков работы с красками,
цветом. Усвоение таких понятий, как
«ясно», «пасмурно». Практика работы с
красками. Самостоятельная работа детей.
Задание: рисование летней полянки,
стоящего на ней забора. На голубом небе
светит яркое солнце.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, кисти, образец.

на
предложенный
учителем
образец.
Использовать выразительные
средства живописи и возможности
аппликации для создания образов
осенней природы.
Овладевать
живописными
навыками работы акварелью, в
технике бумагопластики, в лепке,
используя помощь учителя

Воспринимать и эстетически
оценивать красоту природы в
разное время года и разную
погоду, внимательно слушать
рассказ учителя.
Изображать
живописными
средствами состояние природы
родного края.
Характеризовать значимость
влияния погоды на настроение
человека.
Овладевать
живописными
навыками
работы
гуашью.
Работать
максимально
самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю

3.

4.

Фрукты, овощи разного
цвета. Рисование.

Простые формы предметов.
Сложные формы. Рисование.

1

1

22.09.

29.09.

Изображение
фруктов
и
овощей.
Развитие наблюдательности и изучение
природных форм. Знакомство с новым
понятием — «натюрморт». Натюрморт
—
изображение неодушевленных
предметов в изобразительном искусстве.
Развитие художественных навыков при
создании
натюрмортов
на основе
красивых композиций из овощей и
фруктов. Знакомство с трафаретом.
Работа по трафарету. Творческие умения
и навыки
работы цветными мелками. Помощь
учителя. Сравнение своей работы с
работой одноклассников.
Задание: рисование натюрморта из
фруктов и овощей.
Материалы и инструменты: цветные
мелки, бумага, образец
Знакомство с понятиями «форма»,
«простая форма». Простые и сложные
формы. Развитие способности целостного
обобщенного видения формы. Все
творения окружающей нас природы и
весь предметный мир можно построить
на основе простых геометрических
фигур. Анализ формы предмета. Развитие
наблюдательности
при
восприятии
сложной формы и умение «разделить» ее

Уметь различать фрукты и
овощи, разные по цвету и форме.
Понимать,что такое натюрморт.
Изображать
живописными
средствами разные фрукты и
овощи. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
живописными
навыками
работы
цветными
мелками.
Овладевать навыками работы с
трафаретом,
используя,
если
необходимо, помощь учителя.
Сравнивать свою работу с
работами одноклассников

Использовать трафарет простой
формы для создания более
сложных форм.
Посмотреть, как использует
трафарет твой товарищ.
Соотносить простую и сложную
форму с опытом зрительных
впечатлений.
Видеть в сложной форме
составляющие – простые формы.

5.

Линия. Точка. Пятно.
Рисование.

1

06.10.

на множество простых форм. Помощь
учителя при анализе сложной формы.
Задание: рисование предмета из двух
или трех простых форм: вагон, дом или
другие предметы.
Материалы и инструменты: цветная
бумага, картон, трафареты, цветные
карандаши. Образцы форм. Рисуем
самостоятельно.
Линия, точка, пятно — язык графики в
изобразительной композиции, способ
изображения предмета на плоскости.
Развитие
способности
целостного
обобщенного видения. Роль воображения
и фантазии при изображении на основе
линии, точки и пятна. Линия, точка,
пятно – их роль при взаимодействии с
другими графическими и цветовыми
средствами композиции. Готовность
рабочего места. Правильное удерживание
карандаша в руке. Помощь учителя.
Оценка своей работы.
Задание:
работа
по
образцу.
Дорисовывание волос у человечков.
Волны на море. Забор.
Материалы и инструменты: бумага,
цветные карандаши, фломастеры

Воспринимать
и
анализировать форму предмета.
Если самостоятельно провести
анализ сложно, обратиться за
помощью к учителю.
Создавать
изображения на
основе простых и сложных форм

Использовать линию точку,
пятно,
как
основу
изобразительного
образа
на
плоскости листа. Если задание
самостоятельно
выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Соотносить
форму
пятна,
множество точек и разнообразие
линий с опытом зрительных
впечатлений.
Видеть зрительную метафору –
образ будущего изображения.
Овладевать
первичными
навыками
изображения
на
плоскости с помощью пятна,
точки, линии.
Создавать
изображения на
основе пятна, точки, линии.
Сравнивать свою работу с

6.

Изображаем лист сирени.
Рисование.

1

13.10.

7.

Лепим лист сирени.

1

20.10.

работой одноклассников
Сравнивать
форму
листа
сирени с другими формами.
Находить природные узоры и
более мелкие формы.
Изображать
предмет,
максимально копируя форму,
созданную природой.
При возникновении трудностей
обратиться
за
помощью
к
учителю.
Понимать простые основы
симметрии.
Видеть ритмические повторы
узоров в природе.
Анализировать
различные
предметы с точки зрения строения
их формы.
Оценивать свою работу

Разговор о временах года. Весна.
Распускаются подснежники, тюльпаны
очаровывают красотой, чуть позже
расцветает сирень. Она окружает нас
своим неповторимым ароматом. Развитие
наблюдательности и изучение природных
форм.
Изучение
формы
листа
сирени.
Изображение листа сирени. Форма листа.
Жилки листа. Развитие художественных
навыков при создании рисунка на основе
знаний простых форм. Творческие
умения и навыки работы акварельными
красками. Развитие наблюдательности.
Опыт эстетических впечатлений от
красоты природы. Любование красотой
цвета и формы, созданных природой.
Оценка своей деятельности. Сравнение
своей работы с работой окружающих.
Задание: рисование листа сирени.
Материалы и инструменты: бумага,
акварельные краски, кисть
Развитие наблюдательности и изучение
Сравнивать
форму
листа
природных
пластичных
форм. сирени с другими формами.
Знакомство
с понятием
«форма».
Находить природные узоры и
Сравнение по форме различных листьев и более мелкие формы.
выявление ее геометрической основы.
Изображать (лепить) предмет,
копируя форму,
Изучение формы листа сирени. Лепка максимально

8.

Лепим. Матрешка.

1

27.10.

листа сирени. Развитие художественных
навыков при создании вылепленной
пластичной формы на основе знаний
простых форм и объемов. Творческие
умения и навыки работы пластичными
материалами.
Развитие
наблюдательности. Опыт эстетических
впечатлений от красоты природы.
Сравнение выполненной работы с
работой одноклассников.
Задание: лепка листа сирени.
Материалы и инструменты: трафарет
листа, пластилин, стека
Развитие
способности
целостного
обобщенного
видения.
Объемные
изображения. Отличие изображения в
пространстве
от
изображения
на
плоскости. Объем, образ в трехмерном
пространстве. Выразительные, т. е.
образные
(похожие
на
кого-то),
объемные объекты, уже знакомые нам
(снеговик,
неваляшка).
Развитие
наблюдательности,
фантазии
при
восприятии объемной формы. Анализ
формы. При возникновении трудностей в
процессе
деятельности
обратить
внимание на работу одноклассников.
Задание: лепка матрешки.
Материалы и инструменты: матрешка,

созданную природой.
Понимать простые основы
симметрии.
Видеть пластику предмета.
Анализировать
различные
предметы с точки зрения строения
их формы и объема.
Посмотреть на работу своего
товарища, сравнить работы

Находить
выразительные,
образные объемы, уже знакомые
нам (снеговик, неваляшка и т. д.).
Овладевать
первичными
навыками изображения в объеме
(рельеф).
Изображать в объеме (рельеф)
способами
вдавливания
и
размазывания.
Если
не
получается,
посмотреть, как делают работу
другие

лист плотного картона, пластилин, стека
916.
916.
9.

2 четверть

8

От линии к рисунку,
бумажной пластике и
лепке.
Деревянный дом в деревне.
Лепка.

8

1

10.11 29.12.
10.11 29.12.
10.11.

Первичное знакомство с архитектурой.
Постройки в окружающей нас жизни.
Назначение
построек.
Постройки,
сделанные человеком. Материалы для
постройки.
Понятия
«внутри»,
«снаружи».
Назначение дома,
его
внешний вид. Внутреннее устройство
дома, взаимоотношение его частей.
Изображение деревянного дома в
иллюстрациях
таких
известных
художников, как И. Левитан, К. Коровин
и др. Выполнение работы по образцу,
предложенному учителем.
Задание: изображение деревянного дома
из бревен из пластилина.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин,
стека,
иллюстрация
с
изображением деревянного дома –
образец.

Наблюдать
постройки,
созданные человеком.
Анализировать
их
форму,
пропорции, конструкцию.
Изображать деревянный дом в
лепке,
выявляя его форму,
конструкцию, взаимосвязь частей.
Понимать
взаимосвязь
внешнего вида и внутренней
конструкции дома.
Овладевать
первичными
навыками конструирования с
помощью лепки.
Понимать, что в создании
формы постройки принимает
участие
художник-дизайнер,
который придумывает, как эта
постройка (дом) будет выглядеть.
Работать по образцу.

10.

11.

Деревянный дом из бревен.
Аппликация.

Аппликация
аквариуме»

«Рыбки

1

в

1

17.11.

Первичное знакомство с архитектурой.
Постройки в окружающей нас жизни.
Назначение
построек.
Постройки,
сделанные человеком. Материалы для
постройки.
Понятия
«внутри»,
«снаружи». Назначение дома, его
внешний вид. Внутреннее устройство
дома, взаимоотношение его частей.
Изображение деревянного дома в
иллюстрациях
таких
известных
художников, как И. Левитан, К. Коровин
и др. Выполнение работы по образцу,
предложенному учителем.
Задание: изображение деревянного дома
из бревен из пластилина.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин,
стека,
иллюстрация
с
изображением
деревянного дома –
образец.,

24.11.

Изучение формы. Форма и создание
композиции внутри заданной формы, с
учетом ее. Изображение аквариума в
технике
аппликации.
Развитие
художественных навыков при создании
аппликации на основе знания простых
форм. Работа с шаблоном. Творческие
умения и навыки работы фломастерами и
цветными
карандашами.
Развитие
наблюдательности. Опыт эстетических
впечатлений от рассматривания своей
работы. Сравнение своей работы с
работами одноклассников и ее оценка.
Задание: аппликация из цветной бумаги.
Материалы и инструменты: бумага

Наблюдать
постройки,
созданные человеком.
Анализировать
их
форму,
пропорции, конструкцию.
Изображать деревянный дом в
лепке,
выявляя
его форму,
конструкцию, взаимосвязь частей.
Понимать
взаимосвязь
внешнего вида и внутренней
конструкции дома.
Овладевать
первичными
навыками конструирования с
помощью лепки.
Понимать, что в создании
формы постройки принимает
участие художник-дизайнер,
который придумывает, как эта
постройка (дом) будет выглядеть.
Работать по образцу
Понимать
выразительные
возможности цветной бумаги,
используя
ее
в
технике
бумагопластики.
Осваивать приемы работы с
аппликацией.
Изображать, используя цветную
бумагу в аппликации.
Развивать навыки работы в
технике бумагопластики.
Овладевать приемами работы с
бумагой.
Развивать навыки создания
сложной,
многофигурной
композиции

12.

Зима. Снеговик. Праздник
Новый год. Аппликация.
Лепка.

1

01.12.

13.

Новогодняя елка. Флажки
на веревке для елки.
Рисование. Аппликация.

1

08.12.

(обычная и цветная), цветные карандаши.
Фломастеры
Восприятие красоты зимнего пейзажа и
радости зимних развлечений в картине В.
Сурикова. Выразительные возможности
материалов,
которыми
работают
художники.
Природа
умеет
себя
украшать. Умение видеть красоту
природы, разнообразие ее форм, цвета
(иней,
мороз,
снег).
Развитие
наблюдательности. Развитие
художественных навыков при создании
рисунка и аппликации на основе знаний
простых форм. Понимание пропорций
как соотношения между собой частей
одного
целого.
Пропорции
–
выразительное
средство
искусства,
которое помогает художнику создать
образ, выражать характер изображаемого.
Сравнение выполненной работы с
работой одноклассников.
Задание: конструирование и рисование
снеговика с разными пропорциями
(нижний, средний и верхний круги,
составляющие
конструкцию
«снеговика»), или новогодней елки
(нижний, средний и верхний ярус).
Материалы и инструменты: бумага
белая и цветная, ножницы, клей, цветные
карандаши.
Восприятие красоты природы. Просмотр
слайдов, фотографий и картин (В.
Суриков. «Взятие снежного городка») с
выразительными
деталями
зимней

Понимать, что в создании
композиции принимает участие
художник-дизайнер,
который
придумывает, как эта композиция
будет выглядеть.
Продолжать осваивать технику
работы фломастерами и цветными
карандашами.
Развивать навыки работы в
технике бумагопластики.
Работать как индивидуально,
так и в группе.
Оценивать критически свою
работу, сравнивая ее с другими
работами.
Конструировать (строить) из
бумаги

Передавать в изображении
характер и настроение праздника.
Закреплять навыки работы от
общего к частному.

14.

Лепим
человека
пластилина. Голова,
человека.

из
лицо

1

15.12.

природы, (ветки, покрытые инеем,
снежинки,
сосульки
на
крышах,
пушистые лапы елок, припорошенные
снегом). Умение видеть. Развитие
зрительных навыков. Композиция –
главное
средство
выразительности
работы художника. Цветовые решения.
Колорит картины. Украшение. Праздник.
Передача
ощущения
праздника
художественными
средствами.
При
возникновении трудностей в процессе
деятельности обратить внимание на
работу одноклассников.
Задание: Конструирование и рисование
новогодней елки, флажков на веревке.
Материалы и инструменты: бумага
белая и цветная, ножницы, клей, цветные
карандаши.
Что такое скульптура? Образный язык
скульптуры.
Материалы,
которыми
работает
скульптор. Выразительные
возможности
пластилина.
Человек.
Изображение человека. Части тела. Части
головы, лица. Чем похожи люди и в чем
разные? Развитие наблюдательности.
Опыт эстетических впечатлений от
рассматривания своей работы. Сравнение
своей работы с работами одноклассников
и ее оценка
Задание: слепи части тела человечка из
пластилина, соедини их так, как показано
на образце.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образец

Развивать навыки работы в
технике аппликации и рисования.
Осваивать приемы создания
орнамента: повторение модуля,
ритмическое
чередование
элемента. Работать графическими
материалами
(фломастеры,
цветные карандаши) с помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на
красоту
зимней
природы,
праздник.
Сравнивать свою работу с
другими работами.

Объяснять, чем похожи и в чем
разные люди.
Знать, как называются разные
части тела человека.
Закреплять навыки работы от
общего к частному.
Развивать навыки работы в
технике лепки.
Оценивать критически свою
работу, сравнивая ее с другими
работами

1516.

Лепка и рисунок. Зима. Белый
зайка. Изобрази зайку: слепи и
нарисуй.

2

22.12,
29.12.

Восприятие
красоты
природы.
Просмотрслайдов, фотографий и картин с
выразительными
деталями
зимней
природы (ветки, покрытые инеем,
снежинки,
сосульки
на
крышах,
пушистые лапы елок, припорошенные
снегом). Умение видеть. Развитие
зрительных навыков. Композиция –
главное
средство
выразительности
работы художника. Животный мир леса.
Заяц. Внешний вид животного. Части
тела зайца. Цвет зайки зимой и летом.
Почему зайка зимой белого цвета?
Соблюдение
пропорций.
Развитие
наблюдательности. Опыт эстетических
впечатлений от рассматривания своей
работы. Сравнение своей работы с
работами своих одноклассников. Оценка
своей работы.
Задание: слепи части тела зайчика из
пластилина, соедини их так, как показано
на образце, нарисуй зайчика.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образец, бумага,
цветные карандаши, фломастеры

Объяснять, чем внешне
отличаются зайки летом и зимой?
Знать, как называются разные
части тела зайки.
Закреплять навыки работы от
общего к частному.
Анализировать форму частей,
соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в
технике лепки и рисунка.
Оценивать критически свою
работу, сравнивая ее с другими
работами

1724.
1724.
17.

3-я четверть

8

От замысла к воплощению

8

Рассматривание картин
художников.

1

19.0122.03.
19.0122.03.
19.01.

Опыт восприятия искусства. Учимся быть
зрителями. Начальное формирование
навыков восприятия и оценки
деятельности известных художников.
Учимся любоваться красотой природы,
что помогает сделать жизнь еще
красивее. Картины, создаваемые
художниками. Где и зачем мы
встречаемся с картинами? Как
воспитывать в себе зрительские умения?
Различные жанры изобразительного
искусства. Рассматриваем картины
знаменитых художников (Б. Кустодиев,
И. Шишкин, А. Герасимов и др.).
Выражение в картине настроения,
состояния души. Опыт восприятия
произведений
изобразительного
искусства.
Задание: составить рассказ по картине
известного художника. Рассказать о
характере, настроении в картине. Что
хотел рассказать художник?
Материалы и инструменты:
иллюстрация картины известного
художника

Иметь представление,что картина
— это особый мир, созданный
художником, наполненный его
мыслями, чувствами и
переживаниями.
Рассуждать о творческой работе
зрителя, о своем опыте восприятия
произведений изобразительного
искусства.
Рассматривать и сравнивать
картины
разных
жанров,
рассказывать о настроении и
разных
состояниях,
которые
художник
передает
цветом
(радостное,
праздничное,
грустное, таинственное, нежное и
т. д.)
Знать
имена
знаменитых
художников.
Рассуждать о своих впечатлениях
и эмоционально оценивать,
отвечать на вопросы по
содержанию произведений
художников

18.

Пирамидка. Рыбка.
Аппликация.

1

26.01.

Изучение формы. Композиция рисунка.
Форма и создание композиции внутри
заданной
формы,
с
учетом
ее.
Изображение рыбки, пирамидки в
технике
аппликации. Развитие
художественных навыков при создании
аппликации на основе знания простых
форм. Работа с шаблоном. Знакомство с
новыми возможностями художественных
материалов и новыми техниками.
Развитие навыков работы красками,
цветом. Учимся видеть красоту. При
возникновении трудностей в процессе
деятельности обратить внимание на
работу одноклассников.
Задание: изображение рыбки, пирамидки
(техника аппликации с графической
дорисовкой).
Материалы и инструменты:шаблон,
цветная бумага, кисть, клей, цветные
карандаши, фломастеры.

Овладевать
техникой
и
способами аппликации.
Создавать и изображать на
плоскости средствами аппликации
и
графическими
средствами
(цветные карандаши, фломастеры)
заданный
образ
(пирамидка,
рыбка).
Продолжать
овладевать
навыками работы карандашами,
кистью, ножницами.
Понимать и использовать
особенности
изображения
на
плоскости с помощью пятна.
Продолжать осваивать приемы
работы
графическими
материалами.
Наблюдать за работой
одноклассников

19.

20.

Ваза с цветами.
Аппликация.

Колобок. Нарисуй
картинку.

1

02.02.

1

09.02.

Развитие зрительных навыков. Форма.
Композиция. Композиция – главное
средство
выразительности
работы
художника. Раскрытие в композиции
сущности произведения. Пропорции.
Цветовые решения. Колорит. Линия,
штрих,
цветовое
пятно
и
художественный образ. Изображение
вазы с цветами в технике аппликации.
Развитие художественных навыков при
создании аппликации на основе знаний
простых форм. Работа с шаблоном.
Оценка своей деятельности. Задание:
изображение вазы с цветами (техника
аппликации с графической дорисовкой).
Материалы и инструменты:шаблон,
цветная бумага, кисть, клей, цветные
карандаши, фломастеры.
Сказка, фольклор. Русские народные
сказки показывают детям, насколько
богатой может быть речь. Кроме
выразительности языка, в них всегда
присутствует добрый юмор. Художникииллюстраторы.
Художественные
средства
выразительности.
Сюжет
сказки. Цветовые решения. Колорит.
Передача
ощущения
сказки
художественными
средствами.
Персонажи-животные в сказках — это
человеческие характеры.
Весь предметный мир можно построить
на основе простых геометрических
фигур. Анализ формы предмета. Развитие

Объяснять, чем отличаются
листы бумаги друг от друга.
Знать, для чего предназначена
ваза.
Закреплять навыки работы от
общего к частному.
Анализировать форму частей,
соблюдатьпропорции.
Развивать навыки работы в
технике аппликации и рисунка.
Оценивать критически свою
работу, сравнивая ее с другими
работами.

Анализировать
последовательность изображения
головы, лиц героев композиции.
Различать
средства
художественной выразительности
в творчестве мастеров книжной
графики
и
других
видов
искусства.
Высказывать свое мнение о
средствах
художественной
выразительности,
которые
используют
художники
для
выразительности, для передачи
сказочности
происходящих
событий и действий.

21.

Дома в городе. Аппликация.

1

16.02.

наблюдательности. Усвоение понятий
«слева» и «справа». Выражение своего
мнения относительно своей деятельности
и деятельности других.
Задание: рисование Колобка на полянке.
Материалы и инструменты: цветная
бумага, гуашь, цветные карандаши,
цветные мелки.
Развитие конструктивной фантазии и
наблюдательности – рассматривание
реальных зданий (иллюстрации) разных
форм, разной этажности. Город. Здания
различного назначения. Конструкция
здания. Приемы работы в технике
бумагопластики.
Формирование
первичных умений видеть конструкцию
(геометрию) предмета, т. е. то, как он
построен.
Любое
изображение
–
взаимодействие нескольких простых
геометрических форм. При затруднениях
в работе — выполнение ее с помощью
учителя.
Задание:
создание
из
простых
геометрических форм
(заранее
вырезанных прямоугольников, кругов,
овалов, треугольников) изображений
зданий (домов), города в технике
аппликации.
Материалы и инструменты: цветная
бумага, ножницы, клей

Понимать
условность
и
субъективность художественного
образа.
Закреплять навыки работы от
общего к частному.
Анализировать форму частей,
соблюдать пропорции
Рассматривать и сравнивать
реальные здания разных форм.
Овладевать
навыками
конструирования из бумаги.
Анализировать
различные
предметы (здания) с точки зрения
строения
их
формы,
их
конструкции.
Составлять и конструировать
из простых геометрических форм
(прямоугольников, кругов, овалов,
треугольников)
изображения
зданий в технике аппликации.
Оценивать свою деятельность

22.

Одноэтажный дом.
Трехэтажный дом. Лепка.

23.

Многоэтажный дом.
Аппликация.

1

1

02.03.

15.03.

Выразительные
возможности
пластилина. Изображение одноэтажного
и
трехэтажного
дома.
Передача
пропорций и структуры дома. Развитие
наблюдательности
и
аналитических
возможностей глаза.
Знакомство с
понятием «форма». Сравнение по форме
и размеру одноэтажного и трехэтажного
дома. Использование этого опыта в
изображении дома в технике лепки. При
затруднениях в работе — выполнение ее
с помощью учителя.
Задание:
изобразить
в
лепке
одноэтажный и трехэтажный дом.
Материалы и инструменты: пластилин,
стека, цветная бумага, ножницы, клей
Особенности
создания
аппликации.
Аккуратность и внимательность. Чувство
композиции. Композиционный центр.
Изображение многоэтажного дома в
технике аппликации. Умение видеть
цвет. Деление цветов на теплые и
холодные.
При
возникновении
трудностей в процессе деятельности
обратить
внимание
на
работу
одноклассников.
Задание:
сделать
аппликацию
–
изобразить многоэтажный дом.
Материалы и инструменты: цветная
бумага, ножницы, клей

Развивать навыки работы с
целым куском пластилина.
Овладевать приемами работы с
пластилином
(вдавливание,
заминание,
вытягивание,
защипывание).
Создавать изображение дома в
технике лепки с передачей
пропорций
и
учетом
композиционного центра.
Оценивать свою деятельность

Развивать навыки работы в
технике бумагопластики.
Выявлять
геометрическую
форму простого плоского тела.
Создавать и конструировать
из простых геометрических форм.
Создавать изображение дома в
технике аппликации с передачей
пропорций
и
учетом
композиционного центра.
Овладевать приемами работы с
бумагой.
Оценивать свою деятельность

24.

Весна пришла. Яркое
солнце. Составить рассказ.

1

22.03.

Времена года. Весна. Солнце припекает.
Снег тает. Яркое солнце. Ощущение
радости.
Пробуждение
природы.
Появление почек на деревьях. Тепло.
Хорошо. Отображение всей красоты
весенней природы в произведениях
художников.
Опыт восприятия
искусства. Учимся быть зрителями.
Формирование навыков восприятия и
оценки
деятельности
известных
художников.
Учимся
любоваться
красотой
природы.
Рассматриваем
картины знаменитых художников (И.
Левитан А. Саврасов и др.). Выражение в
картине настроения, состояния души.
Опыт
восприятия
произведений
изобразительного искусства.
Задание: составить рассказ по картине
художника. Рассказать о характере,
настроении в картине. Что хотел
рассказать художник? Какое время года
изображено на картине?
Материалы
и
инструменты: иллюстрация картины
художника

Иметь представление, что
картина — это особый мир,
созданный
художником,
наполненный
его
мыслями,
чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе
зрителя, о своем опыте восприятия
произведений изобразительного
искусства.
Рассматривать и сравнивать
картины разных художников,
рассказывать о настроении и
разных
состояниях,
которые
художник
передает
цветом
(радостное,
праздничное,
грустное, таинственное, нежное и
т. д.).
Знать
имена
знаменитых
художников.
Рассуждать
о
своих
впечатлениях и эмоционально
оценивать, отвечать на вопросы
по содержанию произведений
художников

2531.
2531.
25.

4-я четверть

7

От замысла к воплощению.

7

Весна
пришла.
Светит
солнце. Бежит ручей. Плывет
кораблик.
Рисование.

1

05.0424.05.
05.0424.05.
05.04.

Времена года. Весна. Солнце припекает.
Снег тает. Яркое солнце. Ощущение
радости. Пробуждение природы. Тепло.
Хорошо.
Учимся любоваться красотой природы.
Рассматриваем картины знаменитых
художников (И. Левитан и др.). Этот
художник внес особенный вклад в
сокровищницу русской живописи. Его
пейзажи отличаются необыкновенной
красотой
и
реалистичностью.
Он
настолько точно передал в своих
картинах описание природы весной, что
можно долго рассматривать полотно,
любуясь каждой изображенной деталью.
Выражение в картине настроения,
состояния души. Рисование по описанию.
Композиция рисунка. Центр композиции.
Построение рисунка. Использование
вспомогательных точек для построения
кораблика.
Выбор необходимой палитры красок.
Цвет.
Колорит.
Оценка
своей
деятельности. Сравнение выполненной
работы с работой одноклассников.
Задание: нарисуй картинку по описанию
(ручей, кораблик, солнце, птички).

Характеризовать
красоту
природы, весеннее состояние
природы.
Изображать
характерные
особенности деревьев весной,
тщательно прорисовывать все
детали рисунка.
Использовать выразительные
средства живописи для создания
образа весенней природы.
Овладевать
живописными
навыками работы акварелью.
Анализировать различные
предметы с точки зрения строения
их формы.
Соблюдать пропорции при
создании изображаемых предметов
рисунка.
Оценивать свою деятельность.
Сравнивать выполненную работу
с работой одноклассников.

26.

Цветок. Ветка акации
листьями. Рисование.

с

1

12.04.

27.

Что украшают узором?
Аппликация. Коврик для
куклы. Узор в полосе.
Аппликация.

1

19.04.

Материалы и инструменты: бумага,
акварель, кисти (тонкая и толстая),
иллюстрация картины художника
Весна.
Экскурсия
в
природу.
Наблюдение живой природы. Красота
окружающего
мира.
Распускаются
листья. Появляются цветы. Яркие краски
весны. Нежность. Выражение настроения
в изображении. Изображать можно не
только предметный мир, но и мир наших
чувств (скрытый мир). Эмоциональное и
ассоциативное звучание цвета. Какое
настроение вызывают разные цвета?
Развитие наблюдательности и фантазии.
Практика работы с красками (гуашь),
цветом. При возникновении трудностей в
процессе
деятельности
обратить
внимание на работу одноклассников.
Задание: рисование цветка, ветки акации
с листьями.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, кисти
Человек
не
только
использует
окружающую среду, он изменяет ее в
соответствии со своими потребностями, в
число которых входят и эстетические
потребности.
Преобразующая
деятельность прикладного искусства
широка.
Она
охватывает
самые
разнообразные предметы и материалы.

Понимать, что живопись — это
необыкновенный вид искусства,
который отчетливо и красочно
передает
видение
автором
конкретного пейзажа.
Выделять этапы работы в
соответствии
с поставленной
целью.
Стараться передать красками
увиденную красоту и вложить в
нее свои чувства.
Повторять и затем варьировать
систему несложных действий с
художественными материалами,
выражая собственный замысел.
Развивать
навыки
работы
гуашью.
Оценивать свою деятельность
Развивать
декоративное
чувство
при
рассматривании
цвета,
при
совмещении
материалов.
Видеть
характер
формы
декоративных элементов.
Овладеть навыками работы в
аппликации.

28.

Весна. Праздник. Хоровод.
Сделай
аппликацию
и
дорисуй ее.

1

26.04.

Основным композиционным началом
украшения этих предметов служит
орнамент.
Орнамент
—
узор,
построенный на ритмичном чередовании
различных
элементов.
В
основе
орнамента лежат два композиционных
начала — ритм и симметрия. Построение
узора зависит от формы предмета, от
входящих в узор элементов, а также от
размера листа бумаги.
Выполнение работы самостоятельно.
Задание: аппликация. Коврик для куклы.
Узор в полосе.
Материалы и инструменты: цветная
бумага, ножницы, клей, кисти, цветные
карандаши, образец.
Времена года. Весна. Солнце припекает.
Снег тает. Яркое солнце. Ощущение
радости.
Пробуждение
природы.
Появление почек на деревьях. Тепло.
Хорошо. Праздник. Хоровод. Танец.
Хоровод – это не просто танец, это образ
жизни наших предков. Танец – это яркое,
красочное
творение
народа,
художественное
отображение
его
многообразной жизни, воплотившее в
себе творческую фантазию и глубину
народных
чувств.
И
подлинным
шедевром
танцевального
искусства
является русский хоровод. Развитие

Находить
орнаментальные
украшения
в
предметном
окружении человека, в предметах,
созданными человеком.
Рассматривать
орнаменты,
находить в них природные и
геометрические мотивы.
Получать первичные навыки
декоративного изображения.
Оценивать свою деятельность.
Формировать
навыки
самостоятельности в работе

Развивать
декоративное
чувство
при
рассматривании
цвета,
при
совмещении
материалов.
Видеть
характер
формы
декоративных элементов.
Овладеть навыками работы в
аппликации.
Участвовать
в
создании
коллективных работ.
Понимать
роль
цвета
в
создании аппликации.
Обретать опыт творчества и
художественно-практические

29.

Изобрази дом в деревне.
Деревья рядом с домом.
Рисование.

1

03.05.

наблюдательности.
Развитие
художественных навыков при создании
рисунка и аппликации на основе знаний
простых форм. Понимание пропорций
как соотношения между собой частей
одного целого. При возникновении
трудностей — выполнение работы
совместно с учителем.
Задание: сделай аппликацию и дорисуй
ее.
Материалы и инструменты: бумага
белая и цветная, ножницы, клей, кисти,
цветные карандаши
Дом. Уют. Тепло. Анализ формы домов и
их элементов, деталей в связи с их
назначением.
Разнообразие
домов.
Природные материалы для постройки,
роль дерева. Образ традиционного
русского деревенского деревянного дома.
Красота природы. Размер. Форма.
Последовательность
выполнения
рисунка.
Пропорции.
Понимание
пропорций как соотношения между
собой частей одного целого. Сравнение
выполненной
работы
с
работой
одноклассников.
Задание: рисунок красками и кистью.
Домик в деревне. Деревья рядом с домом.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, кисти, цветные мелки, образец

навыки
в
создании
наряда
(сарафана).
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки совместной
работы

Воспринимать и эстетически
оценивать
красоту
русского
деревянного зодчества.
Характеризовать значимость
гармонии
постройки
с
окружающим ландшафтом.
Объяснять
особенности
конструкции
деревенского
деревянного дома и назначение
его отдельных элементов.
Изображать
живописными
средствами
(гуашь)
образ
деревянного деревенского дома,
природы (деревья).
Выражать свое отношение к
архитектуре
деревянного
деревенского дома.

рисунка

30.

Грибы. Грибы на пеньке.
Аппликация.

1

17.05.

Природа.
Красота
природы.
Лес.
Многообразие грибов. Съедобные и
несъедобные грибы. Названия грибов.
Форма гриба и его строение. Части гриба.
Шляпка, ножка. Деревья. Пенек. Лесная
полянка.
Композиция
рисунка.
Последовательность
построения
композиции. Пропорции изображаемых
предметов.
Цвет
и
контраст.
Самостоятельное выполнение работы.
Задание: аппликация с дальнейшим
дорисовыванием. Грибы. Грибы на
пеньке.
Материалы и инструменты: бумага
цветная, ножницы, клей, карандаши,
фломастеры, иллюстрации с изображением
грибов

31.

Придумай свой рисунок.
(Учитывай
понятия:
наверху, внизу.) Рисование.
Наверху облака.
Внизу
цветы. Рисование.

1

24.05.

Рассматривание рисунков. Рисование на
темы
является
рисованием
по
представлению.
Запас
знаний
и
зрительных
представлений.
Круг
наблюдений.
Отбор
объектов

Развивать навыки творческой
работы в технике акварели.
Сравнивать свою работу с
другими
Эмоционально откликаться на
красоту природы.
Понимать
выразительные
возможности цветной бумаги для
создания художественного образа.
Осваивать приемы работы в
технике аппликации.
Изображать,
используя все
многообразие цвета.
Развивать навыки работы в
технике аппликации.
Понимать
пропорции
как
соотношение между собой частей
одного целого.
Уметь
выделять
конструктивный образ (образ
формы) и необходимый цвет в
процессе
создания
образа
(конкретного гриба).
Формировать
навык
самостоятельности
Понимать,
что
такое
тематическое рисование.
Уметь располагать правильно
объекты,
выбранные
для
изображения.

изображения. Расположение объектов на
листе. Правильная ориентация на
плоскости листа бумаги. Расстановка
предметов
в
рисунке.
Передача
сравнительных размеров. Понятие двух
плоскостей: горизонтальная (пол —
земля), вертикальная (небо или стена).
Развитие
пространственных
представлений.
Понятия
«наверху»,
«внизу».
Последовательность
выполнения рисунка. При затруднениях в
работе — выполнение ее с помощью
учителя.
Задание:
рассматривание
рисунков.
Тематический рисунок. (Предложение:
«Наверху облака. Внизу цветы».)
Материалы и инструменты: бумага,
цветные карандаши, фломастеры, цветные
мелки.

Ориентироваться на плоскости
листа с учетом полученных
знаний и рекомендаций учителя.
Усвоить
информацию
о
существовании двух плоскостей –
горизонтальной и вертикальной.
Закрепить понятия (наверху,
внизу).
Развивать
пространственные
представления.
Учитывать размер и форму
предметов.
Составлять
рассказ
по
нарисованной картинке.
Практика совместной
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».