Рабочая программа Мир природы и человека 1 класс 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих
обучающихся

знаний,

умений

пропедевтическим

наблюдать,

этапом

анализировать,

формирования

у

взаимодействовать

с

окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в
процессе решения проблемных ситуаций;

закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура

курса

представлена

следующими

разделами:

"Сезонные

изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Повышение

эффективности

усвоения

учебного

содержания

требует

организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
2. Содержание учебного предмета Мир природы и человека:
2.1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время
суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и
выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году, начиная с января. Календарь.

Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности
описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер
(холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое
- тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),
состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода),
почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и
появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования
птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в
разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара).
2.2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок,
глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается
Земля.
2.3. Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание,
образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление

кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение
тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким
животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот,
уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена
органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны
органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление
с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты,
ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная
гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося:

гигиенические

принадлежности,

игрушки,

школьные

канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
2.4. Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта.

Больница.

Поликлиника.

Аптека.

Назначение

учреждения.

Основные

профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
2.5. Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины

легковые

и

грузовые,

метро,

маршрутные

такси,

трамваи,

троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
2.6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная
страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и
искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и
расходование денег.
2.7.

Безопасное

поведение.

Предупреждение

заболеваний

и

травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной

(постельный

режим,

соблюдение

назначений

врача)

и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и
стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов
врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила

безопасного

использования

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Мир природы и человека:
3.1. Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе
и обществе;
знание

требований

к

режиму

дня

обучающегося

и

понимание

необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
3.2. Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся,

проявление

к

ней

ценностного

отношения,

понимание

замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление
ситуативном

активности
общении с

в

организации

обучающимися,

совместной
адекватное

деятельности

и

взаимодействие

с

объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» Приказ № 1494 от 28.08.2023 года.
Учебник:
Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / [Н. Б.
Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2017. –
64 с.
Рабочая тетрадь:
Мир природы и человека. Рабочая тетрадь 1 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2017. - 63 с.
Дополнительная литература:
Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 14 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. - 222 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программа начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля
2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1494 от 28.08.2023
года.
Устав

10.

государственного

бюджетного

общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной

11.

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2023 – 2024 учебный год.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

12.

интернат» на 2023 – 2024 учебный год. Приказ № 1495 от 28.08.2023 года.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

13.
интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы» 2023 – 2024 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-

печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации

фронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта предметных,
сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по
разделам программы;
-

экранно–звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира

(природы и социума); видеофильмы и презентации по темам

учебного

предмета;
-

учебно–практическое оборудование: игровой материал для сюжетных

дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и
элементарных опытов;
-

оборудование

для

проведения

предметно-практических

упражнений:
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин)

-

модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;

натуральные

объекты:

учебные

принадлежности,

игрушки,

комнатные

растения, плоды с/х культур.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
,http://infourok.ru/,

ресурсы:

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/.

http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
ФИО учителя

Мир природы и человека
1 класс
Гришина Наталья Юрьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

Раздел, тема

116.
1-8.

1 четверть

Всего – 64 ч.

В неделю – 2 ч.
64 ч.
-

Колво
часов
16

Дата

1.

Раздел программы
«Неживая природа».
Земля и Солнце.

1

04.0927.10.
04.0929.09.
04.09.

2.

Значение Солнца.

1

08.09.

3.

Солнце и жизнь растений.

1

11.09.

4.

День и ночь.

1

15.09.

5.

Небо днем и ночью

1

18.09.

8

Характеристика деятельности обучающегося.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов.
Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного
объекта
Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы.
Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки»
Определение времени года по изображению. Составление рассказа
по картинке. Определение соответствия по картинке
Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы.
Ответы на вопросы
Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах
деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по

6.

Сутки

1

22.09.

7.

Занятие людей в течение суток

1

25.09.

8.

Режим дня

1

29.09.

Раздел программы
Сезонные изменения в природе.
Осень.

8

02.1027.10.

1

02.10.

Признаки осени.

2

06.10.
09.10.

12.

Занятия и одежда осенью.

1

13.10.

13.

Погода. Календарь природы.

1

16.10.

9-16.
9.

10-11.

рисунку. Зарисовка
Рассматривание схемы. Определение положения объекта.
Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия.
Определение времени суток по стихотворению
Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в
различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа
по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного
изображения предмета. Определение по рисункам частей суток
Отработка навыков распределения деятельности в режиме дня.
Ознакомление с понятиями режима дня. Составление режима дня
самостоятельно или с помощью учителя

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с
темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение
различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения.
Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с
опорными словами (осень, листопад)
Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков
объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с
опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (ясно,
облачно, пасмурно). Зарисовка объектов природы с опорой на
иллюстрацию. Создание аппликации.
Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация
объектов по назначению (одежда осенью, инвентарь для уборки,
осенний букет). Объяснение выбора объектов и предметов.
Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами
(урожай, грибы).
Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней
недели. Определение дня недели по указанию учителя.

14.

Зима.

1

20.10.

15.

Признаки зимы.

1

23.10.

16.

Занятия и одежда зимой.

1

27.10.

1731.
1725.

2 четверть

15

17.

Раздел программы
Сезонные изменения в природе.
Погода. Календарь природы.

1

10.1129.12.
10.1108.12.
10.11.

18.

Весна.

1

13.11.

19.

Признаки весны.

1

17.11.

9

Определение на календаре сроков осенних каникул, времени
занятий и отдыха
Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста.
Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение
опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы
(аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами
(зима, снегопад)
Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях.
Называние объектов природы по иллюстрациям (птицы).
Составление рассказа о кормушках. Изготовление кормушки по
образцу. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей,
ворона). Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам).
Сравнение внешнего вида животных в различное время года.
Нахождение несоответствия в изображении, тексте.
Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры,
предметы для игры). Разучивание подвижной игры «Мороз
Красный Нос». Заучивание стихотворного текста.

Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней
недели. Определение дня недели по указанию учителя.
Определение на календаре периодов зимних каникул, времени
занятий и отдыха, праздничных дней.
Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста,
стихотворения. Определение причин сезонных изменений по
схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи
крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)
Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по

20.

Занятия и одежда весной.

1

20.11.

21.

Погода. Календарь природы.

1

24.11.

22.

Лето.

1

27.11.

23.

Признаки лета.

1

01.12.

24-25.

Занятия и одежда летом.

2

04.12,
08.12.

26-31.

Раздел программы:
Живая природа. Растения.

6

11.1229.12.

иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника.
Рассматривание и называние изображенных объектов природы
(насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по
образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами
(сосульки, жук, бабочка, грач, скворец). Составление рассказа по
рисунку и опорным знакам.
Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение
нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения.
Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной).
Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней
недели. Определение дня недели по указанию учителя.
Определение на календаре периодов весенних каникул, времени
занятий и отдыха, праздничных дней
Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по
опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев,
летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после
прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы
рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы).
Составление
рассказа
по
рисунку.
Определение
последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом
безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы.
Прослушивание стихотворения. Определение безопасного
поведения по рисунку.
Классификация предметов по картинке. Рассматривание и
определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона
помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном
поведении около водоемов (по опорным вопросам).
Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание
подвижной игры «Рыбак и рыбаки».

26.

Растения.

1

11.12.

27.

Строение и сходство растений.

1

15.12.

28.

Различия растений.

1

18.12.

29.

Разнообразие цветов.

1

22.12.

Семена.

2

25.12,
29.12.

15.0116.02.
26.0222.03.
15.0102.02.
15.01,
19.01.

30-31.

3249.

3 четверть

15

3237.

Раздел программы: Живая
природа. Растения (продолжение).
Плоды растений.

6

32-33.

2

Составление рассказа о пользе леса. Разучивание правила
поведения в лесу. Нахождение на иллюстрациях объектов природы
(дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево,
трава)
Рассматривание схемы строения растений. Определение и
называние частей растений. Работа со словарем (цветок, стебель,
лист, корень)
Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по
различию растений. Сравнение частей растений и нахождение
различий (лист, стебель, корень)
Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на
рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов
природы (цветы) по рисунку. Прослушивание стихотворного
текста.
Ответы на вопросы по прочитанному произведению.
Рассматривание изображения растений и семян. Составление
рассказа об использовании семян (приготовлении пищи).
Составление рассказа по картинке (проращивание растения из
семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа
по опорным словам (семена, свет, тепло, вода).

Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи).
Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи).
Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние
знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными

Приспособление растений к сезонным
изменениям.
Уход за растениями.

1

22.01.

1

26.01.

36.

Приспособления растений к условиям
жизни.

1

29.01.

37.

Растения (обобщающий урок).

1

02.02.

11

34.
35.

38-50. Раздел программы: Животные.
38.

Животные.

1

05.0222.03.
05.02.

39.

Строение и сходство животных.

1

09.02.

Различие животных.

2

12.02,
16.02.

40-41.

словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного
рассказа по картинке (описание фруктов). Составление рассказа по
вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по
опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста.
Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом,
осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям.
Практические действия: протирание листьев, полив растения,
рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями,
называние предметов. Проговаривание названий растений и
инвентаря.
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление
описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по
условию (с помощью рисунков).
Определение и называние знакомых объектов природы (деревья,
кустарники). Практическое определение объектов природы
(деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия).
Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина,
крыжовник).

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и
показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу
жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)
Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного
по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами
(голова, туловище, ноги, хвост).
Нахождение и называние различий животных (форма тела,
окраска, повадки, место обитания). Классификация животных по
видам (птицы, рыбы, насекомые) – называние и показ по картинке.
Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление

Детеныши животных.

1

26.02.

43-44. Домашние животные.

1

01.03.

1

04.03.

42.

45.

Дикие животные.

46.

Приспособление
животных
различным условиям обитания.

к

1

11.03.

47.

Приспособление
временам года.

к

1

15.03.

2

18.03,
22.03.

15

01.0424.05.
01.0424.05.

животных

48-49. Животные (обобщающий урок).
5064.
5064.

4 четверть
Раздел программы: Человек.

15

рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание
игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, перья,
чешуя).
Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных.
Определение и называние детенышей животных. Составление
рассказа по прослушанному тексту. Разучивание игры «Один –
много» (детеныши животных).
Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и
называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам
(изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление
описательного рассказа о домашнем животном. Рисование
(аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин.
Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение
изображения животного с местом обитания. Узнавание и
называние сказочных героев – диких животных. Составление
сказки по рисунку. Работа с опорными словами (нора, дупло).
Рассматривание окраски животного на рисунках. Работа с
опорными словами (олень, тюлень, песец, сова, медведь).
Классификация животных по среде обитания: соотнесение размера
животного, цвета его шерсти со средой обитания. Составление
рассказа по вопросам «Зоопарк»
Рассматривание иллюстраций. Сравнение двух объектов природы
(заяц серый, заяц белый). Нахождение различий. Прослушивание
текста, ответы на вопросы. Составление рассказа о животном.
Экскурсия в Зоопарк, национальный парк, заповедник.
Наблюдение за объектами природы.

Человек.

1

01.04.

Части тела человека.

2

05.04,
08.04.

53.

Гигиенические навыки.

1

12.04.

54.

Лицо человека.

1

15.04.

2

19.04,
22.04.

50.

51-52.

55-56. Глаза.

Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по
картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами
(люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным
вопросам. Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с
текстом
Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте),
называние частей тела. Отработка навыков пространственной
ориентировки (правая, левая) на основе стихотворного текста.
Развитие моторных навыков (пальчиковый театр). Отработка
навыков обращения к сверстнику, взрослому (имя, фамилия).
Дидактическая игра «Части тела». Работа с опорными словами
(голова, шея, туловище, руки, ноги)
Разучивание правила гигиены. Рассматривание рисунков.
Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа
о правилах ухода за телом. Задания на дифференциацию
предметов по назначению. Разучивание стихотворения.
Определение и называние частей лица, нахождение частей на себе.
Рассматривание изображений лица человека, определение пола,
возраста. Определение настроения по картинке. Упражнение на
мимические движения. Нахождение сходства и различий по
рисункам. Работа с опорными словами (глаза, нос, рот, брови,
уши). Рисование частей лица, автопортрета.
Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного
текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по
рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей
объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с
опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза
– орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения.
Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат

57.

Уши.

1

26.04.

58.

Нос.

1

29.04.

59.

Рот

1

03.05.

60.

Кожа

1

06.05.

глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус».
Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы.
Определение функции уха по рисункам. Отгадывание загадок.
Нахождение и называние объекта на картинке и у себя. Работа с
опорными словами (уши слух), предложениями (уши – орган
слуха). Разучивание правил гигиены слуха. Дидактическая игра по
иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение
смысла выражения «ушки на макушке»
Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы.
Определение функции носа по рисункам. Практическая работа
«Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта на картинке
и у себя. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние,
дыхание), предложениями (нос – орган обоняния и дыхания).
Разучивание правил гигиены носа. Дидактическая игра по
иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление
рассказа (использование обоняния собаки).
Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы.
Дифференциация предметов по функциям. Практические работы
«найди предметы для чистки зубов», «определи вкус продукта».
Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) на
картинке и у себя. Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий,
кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости
рта, поведения во время еды. Отгадывание загадок. Объяснение
выражения «держать язык за зубами».
Прослушивание текста. Определение свойств предмета. Описание
предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с
опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый,
мягкий). Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены
кожи, поведение при порезах и ожогах. Дидактическая игра «Чем
покрыто тело животного» по рисункам.

61-62. Осанка.

63-64.

Скелет и мышцы человека.

2

13.05,
17.05.

2

20.05,
24.05.

Работа по картинкам (нахождение картинки на правильную
осанку). Разучивание стихотворения для физкультминутки.
Правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки
Прослушивание текста, ответы на вопросы. Практическая работа с
текстом учебника. Определение мышц на теле человека
(практическое). Работа с опорными словами (скелет, мышцы).
Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды
мышц.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».