1. Пояснительная записка
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс
"Мир
природы
и
человека"
является
формирования
естествоведческих
знаний,
формирования
у
умений
обучающихся
начальным
звеном
пропедевтическим
этапом
наблюдать,
анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности
в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в
специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного
усложнения
содержания
предмета:
расширение
характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека"
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные
изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
2. Содержание учебного предмета:
2.1. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие
и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности
описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно,
жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер
(холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце
(яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи,
гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
2.2. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля:
песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным
параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства
(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг
которой в космосе двигается Земля.
2.3. Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.
Внешний
вид.
Значение
в
природе.
Использование
человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части
тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правила сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник",
"молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося:
гигиенические
принадлежности,
игрушки,
школьные
канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
2.4. Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные
профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
2.5. Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
2.6. Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица.
Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
2.7. Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной
(постельный
режим,
соблюдение
назначений
врача)
и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила
безопасного
использования
учебных
принадлежностей,
инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Мир природы и человека:
1. Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости
его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
2. Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление
активности
в
организации
совместной
деятельности
и
ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1.
Федеральная
программа
адаптированная
образования
основная
обучающихся
с
общеобразовательная
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 года.
Учебник:
Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / [Н. Б.
Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2018. –
64 с.
Рабочая тетрадь:
Мир природы и человека. Рабочая тетрадь 3 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2020. - 63 с.
Дополнительная литература:
Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 14 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. - 222 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам
деятельности
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
утверждена
приказом
Министерства
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
просвещения
9.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 года.
10.Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-
печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации
фронтальной, групповой и индивидуальной работы; комплекта предметных,
сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по
разделам программы;
-
экранно–звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного
предмета;
-
учебно–практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и
элементарных опытов;
-
оборудование для проведения предметно-практических упражнений:
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин)
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет
ресурсы:
,http://infourok.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/.
http://www.uchportal.ru/
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Мир природы и человека
3 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Содержание курса
Сезонные изменения в природе (11ч)
Формирование
представлений
о
явлениях
и
состояниях
неживой
природы: облачность, туман, небольшой
дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга,
холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой,
их описание.
Календарь. Знакомство с календарем.
Названия месяцев.
Наблюдения за растениями сада и леса
в разное время года: яблоня, осина, липа,
акация, орешник. Увядание и появление
Всего – 35 ч.
В неделю – 1 ч.
35 ч.
-
Тематическое
планирование
1.Времена года.
Осень.
Осенние
месяцы.
Календарь.
Кол-во
Дата
часов
1 четверть. (8 ч)
1
02.09.
Характеристика деятельности обучающегося
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды осенью.
14
цветов и трав (медуница). Птицы
зимующие и перелетные: клест, снегирь,
соловей. Насекомые в осенний период.
2.Растения
Домашние животные в разное время животные
года.
осенью.
Лесные животные: мыши, змеи,
лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд
людей в разное время года
и
1
09.09.
Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов.
Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа
о походе в лес за грибами. Зарисовка
Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на
вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов,
классификация по общим признакам, выделение
особенностей.
3.Занятия людей
осенью.
Изучаем
правила
.дорожного
движения.
1
16.09.
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний
период. Называние по иллюстрациям объектов,
классификация овощей и фруктов. Составление описания
некоторых овощей и фруктов.
Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного
движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход»,
«Осторожно, дети!». Рисунок знаков.
4.Зима.
Признаки зимы.
Зимние месяцы.
1
23.09.
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по
иллюстрации.
Зарисовка.
Сравнение
схемы
с
иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение
схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды
зимой. Словарная работа: вьюга, метель, оттепель.
Разгадывание загадок.
15
1
30.09.
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов,
изображенных на иллюстрации. Создание поделок из
природного материала.
Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов.
Составление рассказа о том, как люди помогают зимой
птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и
заучивание стихотворений наизусть.
6.Занятия людей
зимой.
Правила
поведения
в
зимний период
(снежная буря,
катание
на
коньках).
1
07.10
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний
период.
Рассматривание
иллюстративного
материала.
Нахождение и показ правильного поведения в различных
ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения.
Зарисовка одного из правил.
7.Весна.
Признаки
весны.
Весенние
месяцы.
1
14.10
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация
времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка.
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение
за
изменениями
погоды
весной.
Разгадывание загадок.
5.Растения
зимой
животные
зимой.
и
16
8.Растения
животные
весной.
Насекомые.
и
9.Признаки
лета.
Летние
месяцы.
10.Растения
животные
летом.
11.Занятия
людей летом.
и
1
21.10.
2 четверть (8 ч)
1
11.11
1
18.11.
1
25.11.
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов,
изображенных на иллюстрации. Дифференциация
объектов.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа
о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение
стихотворения.
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение
признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение
иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация
времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста.
Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев.
Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над
смыслом поговорки. Чтение стихотворения.
Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов,
изображенных на иллюстрации. Дифференциация
объектов. Составление рассказа о жизни животных летом.
Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов.
Называние видов одежды. Составление рассказа о
детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о
видах деятельности людей в весенний и летний период
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
по иллюстрациям о занятиях детей летом.
17
Неживая природа (5 ч)
Закрепление представлений о влиянии
Солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над
горизонтом в разное время года:
направление
солнечных
лучей,
количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и
ночи. Восход, заход солнца
12.Солнце
в
разные времена
года
Восход и заход
солнца. Сон –
лучшая
профилактика
усталости.
13.Календарь.
1
02.12.
Рассматривание
схем,
дифференциация
схем,
определение частей суток, времен года по схемам.
Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста,
ответы на вопросы.
Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна.
Дидактическая игра «Что нужно для сна».
1
09.12.
14.Воздух.
Значение
воздуха.
Термометр.
1
16.12.
15-16.Ветер.
Направление
ветра.
Поведение
во
время урагана.
2
23.12.
28.12.
Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев,
дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы.
Отгадывание загадок.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Проведение
практической
работы.
Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
показаний термометра, дифференциация показаний.
Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение
практической работы. Рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер,
компас.
Выработка правил поведения во время урагана. Запись
правил поведения в тетрадь.
3 четверть (10 ч)
Живая природа (12 ч) Растения (7ч)
Сравнение и распознавание растений 17.Сравнение
по их признакам: деревья, кустарники, растений.
1
13.01.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, называние.
18
травы.
Части растений: корень, стебель
(ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2–3
названия); ягодные кустарники (2–3
названия). Внешний вид, распознавание.
Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и
лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды
съедобные и несъедобные.
Грибы.
Грибы
съедобные
и
несъедобные.
Травы полезные и травы опасные
18.Части
растений: корни,
стебли
1
20.01.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Определение объекта, дифференциация,
называние. Чтение стихотворения.
19.Части
растений:
листья, цветы.
1
27.01.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние.
Зарисовка частей растения. Подпись названия частей
растения.
20.Растения
сада.
1
03.02.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние.
Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление
рассказа по последовательным схемам. Составление
описательного рассказа
21.Лес. Растения
леса. Травы.
1
10.02.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание,
сравнение
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние, дифференциация объектов. Словарная работа:
лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение
стихотворений.
22.Плоды
и
семена.
Лесные ягоды.
1
17.02.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций.
Определение
объекта,
называние,
дифференциация объектов. Составление рассказа с
опорой на иллюстрации.
Зарисовка объекта природы в тетрадь
Нахождение и называние объекта природы по описанию.
19
Животные (5 ч)
Дикие обитатели леса: кабан, лось,
заяц. Внешний вид, питание, повадки,
образ жизни, детеныши. Приспособление
диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова,
кролик.
Внешний
вид,
питание,
детеныши.
Уход
за
домашними
животными.
Сравнение
диких
и
домашних
животных. Сходство и различия: кабан –
свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание,
повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве.
Птицы
перелетные
и
зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун.
Певчие птицы: соловей, жаворонок
23.Грибы.
Съедобные
и
ядовитые..
Профилактика
отравлений.
Правила
поведения
в
лесу.
1
24.02
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций. Называние объекта, дифференциация
объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды.
Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора
грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение
внешнего вида.
Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации.
Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь.
24.Животные.
Охрана
животного мира.
25.Дикие
и
домашние
животные.
26.Сравнение
животных:
свинья и кабан,
кролик и заяц
(по
выбору).
Правила ухода
за домашними
животными.
1
03.03.
1
10.03.
1
17.03.
Рассматривание иллюстраций. Называние объектов.
Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на
вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
рисунков.
Называние
объектов.
Составление
описательного рассказа по картинке.
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Дифференциация и сравнение объектов.
Составление описательного рассказа по картинке,
отгадывание загадок.
Выработка правил ухода за домашними животными,
запись правил в тетрадь.
Зарисовка объекта.
20
27.Птицы.
Строение птиц.
28.Перелетные,
зимующие
птицы.
4 четверть (9 ч)
1
31.03.
1
07.04.
Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение
текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы
строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.
Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение
текста, ответы на вопросы. Составление рассказа
(описательного, по схеме, по плану).
Человек (7 ч)
Дыхание
человека.
Элементарные
представления о строении и работе
легких.
Температура тела человека. Градусник и
его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце,
кровь.
Элементарные
представления о строении и работе
сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу
овощей, фруктов, молочных продуктов,
мяса. Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений
29.Человек.
Дыхание
человека.
Профилактика
простудных
заболеваний.
1
14.04
Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы.
Рассматривание
рисунков,
называние
объектов.
Словарная
работа:
трахея,
бронхи,
легкие.
Рассматривание схемы: показ и называние объектов.
Называние и запоминание правил гигиены дыхания.
Чтение стихотворений
Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды
со временем года
30.Кровь.
1
21.04.
31.Сердце.
1
28.04.
32.Пульс
Поведение
во
время болезни.
Вызов врача из
1
05.05.
Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение.
Рассматривание картинок. Составление рассказа по
картинке. Составление правил оказания помощи при
порезах
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение
практической работы
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение
практической работы. Отгадывание загадки
Практическая отработка навыков телефонных разговоров.
21
поликлиники.
33.Пульс
Поведение
во
время болезни.
Вызов врача из
поликлиники.
1
12.05.
34-35.
Окружающая
среда и здоровье
человека.
2
19.05.
26.05.
Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники».
Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение
практической работы. Отгадывание загадки
Практическая отработка навыков телефонных разговоров.
Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники».
Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание
картинок. Составление рассказа по иллюстрациям,
сравнение иллюстраций
22