1. Пояснительная записка
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие
личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации
успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
расширение
знаний
о
материалах
и
их
свойствах,
технологиях
использования;
формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
развитие
умственной
деятельности
(анализ,
синтез,
сравнение,
классификация, обобщение);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование
информационной
грамотности,
умения
культуры,
развитие
работать
с
различными источниками информации;
формирование
коммуникативной
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, которая предусматривает:
коррекцию
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения
в
существенные
пространстве,
признаки,
умения
находить
устанавливать
в
сходство
трудовом
и
объекте
различие
между
предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения;
совершенствование
умения
ориентироваться
в
задании,
планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
коррекцию
координации
повторяющихся
ручной
путем
моторики;
улучшение
использования
действий
с
зрительно-двигательной
вариативных
применением
и
разнообразного
многократно
трудового
материала.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет,
форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления
посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного
труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как
правильно
обращаться
с
пластилином.
Инструменты
для
работы
с
пластилином.
Лепка
конструктивным,
из
глины
пластическим,
и
пластилина
разными
комбинированным.
способами:
Приемы
работы:
"разминание", "отщипывание кусочков пластилина", "размазывание по
картону"
(аппликация
из
пластилина),
"раскатывание
столбиками"
(аппликация из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до
овальной формы", "вытягивание одного конца столбика", "сплющивание",
"прищипывание", "примазывание" (объемные изделия). Лепка из пластилина
геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина,
изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
2.2. Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находят,
виды
природных
материалов).
Историко-культурологические
сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными
материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация
рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с
тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
2.3. Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая
(гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.
Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и
картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: "линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и
устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение
чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой линии",
"разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой прямой линии",
"разрез по длинной линии", "разрез по незначительно изогнутой линии",
"округление
углов
прямоугольных
форм",
"вырезание
изображений
предметов, имеющих округлую форму", "вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз", "тиражирование деталей".
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
"сгибание треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол";
"сгибание прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине",
"сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу "гармошки",
"вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем
и кистью. Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное". Щелевое
соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления.
Изделия в переплете. Способы окантовки картона: "окантовка картона
полосками бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
2.4. Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверхвниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка "прямой
строчкой", вышивка прямой строчкой "в два приема", "вышивка стежком
"вперед иголку с перевивом", вышивка строчкой косого стежка "в два
приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и
изнаночная сторона ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие,
толстые, тонкие, режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в
рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные
ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя
деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из
ткани,
прямой
строчкой,
строчкой
"косыми
стежками
и
строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс
ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление
кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
карманом).
Пришивание
пуговиц
(с
двумя
и
четырьмя
сквозными
отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки.
2.5. Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия
"дерево" и "древесина". Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто
работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины
(цвет, запах, текстура).
Способы
обработки
древесины
ручными
инструментами
и
приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
2.6. Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.
2.7. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги:
"сминание",
"сгибание",
"сжимание",
"скручивание",
"скатывание",
"разрывание", "разрезание".
2.8. Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется).
Инструменты
(плоскогубцы,
круглогубцы,
кусачки).
Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо",
"сгибание в спираль", "сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на
карандаш", "сгибание под прямым углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок
птиц, зверей, человечков.
2.9. Работа с металлоконструктором.
Элементарные
сведения
о
металлоконструкторе.
Изделия
из
металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины,
косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом
и гайкой.
2.10. Комбинированные работы с разными материалами.
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки;
бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока,
бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Ручной труд
1. Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание
названий
и
некоторых
свойств
поделочных
материалов,
используемых на уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой
и
металлом;
древесиной;
конструировать
из
металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
2. Достаточный уровень:
знание
правил
рациональной
организации
труда,
включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований
при выполнении трудовых работ;
осознанный
подбор
материалов
по
их
физическим,
декоративно-
художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их
чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления
изделия;
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление
причинно-следственных
связей
между
выполняемыми
действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской
после уроков трудового обучения.
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 учебный год.
Учебник:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. 3 класс : учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Л. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2018. – 103 с.
Рабочая тетрадь:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 3 класс : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч. / Л. А. Кузнецова. – М. : Просвещение,
2020.– 65 с.
Дополнительная литература:
Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1
- 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – М. :
Просвещение, 2017. – 336 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» Приказ № 1765 от 27.08.2024 года.
10.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Учебно-практическое оборудование, материалы:
-
цветная бумага, альбомы, картон белый и цветной, листы белой плотной
чертёжной бумаги, набор разноцветного пластилина, цветные нитки (разные
виды), ткани разных сортов, природные материалы (шишки, семена, листья),
проволока, клей карандаш и ПВА;
-
инструменты: стека для пластилина, ножницы, линейки, иголка
большая, плоская кисточка для клея, гладилка для бумаги, фломастеры
разного цвета;
-
вспомогательные приспособления:
-
подкладные доски для работы с пластилином, коробки для хранения
природных материалов, коробочки для мусора, тряпочки или салфетки для
вытирания рук, баночка для клея;
-
модели и натуральный ряд:
-
муляжи фруктов и овощей, образцы изделий из пластилина, образцы
изделий из природного материала, образцы изделий из бумаги и картона,
образцы изделий из текстильного материала.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/,
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Ручной труд
3 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
Содержание раздела
1-2. «Повторение учебного
материала второго класса».
Всего – 67 ч.
67 ч.
В неделю – 2 ч.
–
Кол-во
часов
2
Дата
03.09.
05.09.
Тематическое планирование
1 четверть (16 ч)
Проверка
знаний
о
правилах
поведения и работы на уроках труда.
Закрепление навыков по подготовке
рабочего места и содержания его в
порядке.
Выявление знаний о материалах
(природные, текстильные, бумага,
пластилин); о видах работы («Работа с
бумагой», «Работа с природными
материалами»,
«Работа
с
текстильными
материалами»);
об
инструментах,
используемых
на
уроках
труда
Закрепление навыков работы как с
традиционным УМК (учебником и
рабочей тетрадью), так и цифровыми
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Подготовить свое рабочее место
самостоятельно.
Подбирать
материалы
и
инструменты для работы с частичной
помощью учителя и самостоятельно.
Употреблять в речи техническую
терминологию.
Ориентироваться
как
в
традиционных учебных материалах
(учебнике и рабочих тетрадях и др.),
так и в цифровых учебных
материалах с частичной помощью
учителя и самостоятельно.
Материалы, используемые на уроках ручного труда.
Инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Работа с природными материалами
Содержание раздела
Кол-во
часов
3-4.«Повторение
и
2
закрепление знаний, умений и
навыков работы с плоскими
природными материалами».
Виды, свойства природных
материалов.
Дата
10.09.
12.09.
Виды работы с плоскими природными материалами.
(интерактивными) материалами УМК.
Задание: Рассмотреть картинки и
вспомнить, как называются материалы
для поделок. Назвать материалы,
изображенные на картинке, одним
словом. Вписать это слово в клеточки
карандашом.
Задание: Посмотреть на инструменты,
которые используются на уроках
труда. Назвать их одним словом.
Вписать это слово в клеточки
карандашом.
Тематическое планирование
Рассмотреть
и
обобщить
материалы,
изображенные
на
картинке (ткань, нитки) и др.),
назвать и вписать одним словом
(текстильные).
Рассмотреть и обобщить предметы,
изображенные
на
картинке
(ножницы, иглы, кисть шило и др.),
назвать и вписать одним словом
(инструменты).
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Посмотреть
иллюстрации
в
учебнике
или
интерактивных
материалах и рассказать о видах
природных материалах, выделяя их
свойства самостоятельно.
Выявление знаний: где находят
природные
материалы,
о
их
физических свойствах и видах работы
с ними.
Задание:
посмотреть
на
эти
природные материалы и сказать, где
их можно найти. (В лесу…). Назвать
природные материалы с гладкой и с
шероховатой поверхностью.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
интерактивными материалами УМК.
Выявление знаний: название видов Посмотреть
иллюстрации
в
работы.
учебнике и определить вид работы
Приемы клеевого соединения плоских
аппликации из природных материалов.
Задание: Посмотреть на картинки,
сказать или прочитать, как называется
этот вид работы с природными
материалами.
деталей Закрепление
знаний
о
технологических операциях сборки
изделий (склеивание и др.).
Задание:
Рассмотреть
приемы
соединения деталей в аппликации.
Найти среди них прием соединения
деталей с помощью клейкой ленты и
прием соединения деталей с помощью
клея.
Изготовление аппликаций из засушенных листьев .
Закрепление навыков рассмотрения
образца аппликации из природных
материалов (из засушенных листьев) и
отвечать на поставленные в учебнике
вопросы.
Совершенствование представлений о
плоских (листьях разных деревьев) их
признаках и свойствах.
Закрепление понятия «аппликация».
Обучение техноллогии изготовления
аппликации из природных материалов
(засушенных листьев).
Практическая
работа:
Сделать
аппликацию из засушенных листьев
«Птица», как на образце.
(аппликация) самостоятельно
Посмотреть
иллюстрации
в
учебнике и назвать приемы клеевого
соединения природных материалов
самостоятельно.
Отвечать
на
вопросы
самостоятельно.
Сравнивать и находить сходство и
различие в природных материалах
самостоятельно или с частичной
помощью учителя.
Называть
основные
признаки
аппликационных
изображений,
самостоятельно.
Анализировать
содержание
аппликации, ориентируясь на ее
признаки и свойства по вопросам
учителя и вопросам, данным в
учебнике.
Составлять
аппликацию
из
природных материалов с опорой на
5-6.«Обучение
новым
технологиям
работы
с
природными материалами».
Изготовление аппликаций из
объемных
природных
материалов
(скорлупы
грецкого ореха).
2
17.09.
19.09.
Закрепление навыков рассмотрения
образца аппликации из природных
материалов (скорлупы грецких орехов)
и отвечать на поставленные в
учебнике вопросы.
Совершенствование представлений
об объемных природных материалах
(скорлупы
грецких
орехов)
их
признаках и свойствах.
Закрепление понятия «аппликация».
Обучение техноллогии изготовления
аппликации из скорлупы грецких
орехов.
Практическая
работа:
Сделать
аппликацию из скорлупы грецких
орехов «Воробьи на ветках», как на
образце.
предметно-операционный план в
коллективной беседе.
Закреплять
навык
работы
с
засушенными листьями.
Закреплять навык организации
рабочего места при работе с
природными материалами.
Развивать воображение.
Отвечать на вопросы и вписывать
слова самостоятельно.
Сравнивать и находить сходство и
различие в природных материалах
самостоятельно или с частичной
помощью учителя.
Называть
основные
признаки
аппликационных
изображений,
самостоятельно.
Анализировать
содержание
аппликации, ориентируясь на ее
признаки и свойства по вопросам
учителя и вопросам, данным в
учебнике.
Составлять
аппликацию
из
природных материалов с опорой на
предметно-операционный план в
коллективной беседе.
Закреплять навык работы со
скорлупой грецких орехов.
Закреплять навык организации
рабочего места при работе
природными материалами.
Развивать воображение.
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
7-9.«Повторение
познавательных сведений о
работе с бумагой и картоном».
Сорта бумаги, виды работы с
бумагой, приемы работы с
бумагой.
Кол-во
часов
3
Изготовление аппликации из обрывной бумаги.
Дата
24.09.
26.09.
01.10.
Тематическое планирование
с
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Определять
сорт
бумаги
по
изделию.
Сравнивать бумагу разных сортов.
Узнавать и называть виды работы с
бумагой (аппликация).
Узнавать и называть приемы
работы
с
бумагой
(разметка,
обрывание,
резание
бумаги,
смазывание клеем бумаги)
Выявление знаний: о сортах бумаги и
картоне.
Задание: Посмотреть на эти изделия и
сказать, из каких сортов бумаги они
сделаны. Вписать названия изделий в
таблицу.
Проверка знаний о видах работы с
бумагой.
Задание: Посмотреть на картинки,
сказать, как называется этот вид
работы с бумагой.
Повторение знаний о приемах работы
с бумагой.
Задание: Посмотреть на картинки,
узнать и сказать, какие приемы
используются при работе с бумагой.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение технологии изготовления Сравнивать
расположение
аппликации из обрывной бумаги.
материалов и инструментов на своем
Обучение выбору способа работы рабочем месте с картинкой в
(силуэт вырезают или обрывают в
зависимости
от
поверхности
изображаемого предмета).
Выработка практического навыка
обрывания по контурные лини
изображения.
Практическая работа. изготовить
силуэт медвежонка. Использовать
прием обрывания бумаги по контуру в
аппликации «Медвежонок», как на
образце.
10-11.«Обучение
новым
технологиям
на
основе
имеющихся знаний, умений и
навыков».
Окантовка
картона
полосками бумаги.
2
03.10
08.10.
Развитие умения узнавать и называть
предметы сделанные из бумаги и
определять
их
функциональную
значимость в быту, игре, учебе.
Закрепление понятий: «аппликация»,
«конструкция», «контур», «коробка»,
«окантовка», «разметка», «силуэт»,
«шаблон» и др.
Ознакомление
с
новыми
технологиями
изготовления
аппликаций и объемных изделий.
Совершенствование
выполнения
технических
приемов:
разметка
учебнике.
Сравнивать аппликации с разными
контурными
изображениями
и
отвечать на вопросы. В какой
аппликации контур ровный, четкий, а
в какой контур неровный?
Выполнять задание в соответствии с
предметно-операционным
планом
самостоятельно.
Совершенствовать навык обведения
шаблонов сложной конфигурации.
Обрывать бумагу по заранее
размеченной
контурной
линии
изображения.
Наклеивать полученный силуэт на
бумажную основу.
Использовать в речи техникотехнологические понятия.
Осваивать технологии изготовления
объектов из бумаги.
Выполнять технические приемы
обработки бумаги и картона.
Использовать изделия из бумаги в
быту и игре, учебе.
Освоить понятие «окантовка» и ее
Овладеть
способом
окантовки
картона полосками бумаги».
Понять и запомнить способ
окантовки картона полосками листом
бумаги по линейке, резание бумаги
ножницами,
склеивание
деталей
клеем.
Расширение
социального
опыта
школьников.
Ознакомить с понятием «окантовка»
и ее назначением.
Окантовка - это способ оклеивания
краев картона полосками бумаги или
технической ткани.
Формирование знаний об окантовки
картона
разными
способами:
«Окантовка
картона
полосками
бумаги» и «Окантовка картона листом
бумаги».
Совершенствование
технических
приемов.
Обучение технологии окантовки
картона полосками бумаги с опорой на
предметно-операционный план.
Практическая работа. Окантовать
картон размером 10 х13 полосками
цветной бумаги или технической
ткани.
Наклеить
картинку
или
фотографию, как на образце.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
интерактивными материалами УМК.
Работа с проволокой
бумаги».
Выполнять разметку бумаги и
картона по шаблону и линейке.
Резать ножницами по прямой линии.
Сгибать бумагу пополам.
Наносить клей на детали и
приклеивать их на картон.
Содержание раздела
12-13.
«Первоначальные
познавательные сведения о
проволоке».
Применение
проволоки в изделиях, виды,
свойства проволоки.
Правила
обращения
с
проволокой. Инструменты.
«Приемы
работы
с
проволокой».
Кол-во
часов
2
Дата
Тематическое планирование
10.10.
15.10.
Ознакомление
с
понятием
«проволока»
(это
металлическое
изделие в виде нити).
Формирование
знаний
об
использовании
проволоки
(для
изготовления деталей изделий из
природных материалов, каркасов для
мягких игрушек, делают фигурки
животных, птиц, буквы, цифры, знаки
и др.).
Ознакомление с видами проволоки
(медная, алюминиевая, стальная) и
свойствами проволоки (легко гнется;
толстая и тонкая; длинная и короткая).
Ознакомление
с
правилами
обращения с проволокой: проволоку
надо хранить в коробке, перед работой
выпрямить руками проволоку, резать
проволоку кусачками.
Ознакомление с инструментами,
используемыми
для
работы
с
проволокой
(плоскогубцы,
круглогубцы, кусачки, линейка).
Обучение организации
рабочего
места для работы с проволокой.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Давать
определение
понятия
«проволока»
Рассматривать,
поминать,
называть различать разные виды
проволоки.
Рассматривать,
узнавать
и
говорить об увиденных предметах,
сделанных из проволоки.
Рассматривать,
запоминать
и
называть инструменты для работы с
проволокой.
Запоминать и соблюдать правила
обращения с проволокой, технику
безопасной работы и санитарногигиенические
требования
при
работе с проволокой.
Организовывать рабочее место для
работы с проволокой.
Рассматривать
и
запоминать
приемы сгибания проволоки.
Овладевать правильным захватом
инструментов.
Выполнять упражнения по резанию
проволоки кусачками и сгибанию ее
руками волной, в кольцо, спираль,
намотка на карандаш и сгибание
проволоки под прямым углом
14-15.Использование
проволоки для изготовления
деталей
изделий
из
природных материалов .
2
17.10.
22.10.
интерактивными материалами УМК.
Выработка практического навыка
формообразования при работе с
проволокой.
Обучение
приемам
работы
с
проволокой: сгибание руками волной,
сгибание руками в кольцо, сгибание
руками в спираль, намотка руками на
карандаш, сгибание под прямым углом
плоскогубцами.
Практическая работа: Отрезать 5
кусков проволоки длинной 15 см. и
использовать их при выполнении
разных приемов работы с проволокой.
Практическая
работа:
Согнуть
проволоку, используя разные приемы,
как на образце.
Обучение технологии изготовления
паука из скорлупы грецкого ореха и
проволоки.
Практическая работа. Сделать паука
из проволоки и скорлупы грецкого
ореха, как на образце.
плоскогубцами.
Развивать физическую силу рук.
Развивать моторику мелких мышц
рук: согласованность движений рук,
дифференциацию движений пальцев,
и регуляцию мышечного усилия.
Закреплять
навык
резания
проволоки кусачками проволоки.
Закреплять
приемы
сгибания
проволоки под прямым углом
плоскогубцами.
Развивать воображение в процессе
создания
образа
предмета
из
природного материала и проволоки.
Анализировать образец изделия
самостоятельно и по вопросам
учителя.
Планировать ход работы над
изделием с опорой на предметнооперационный план самостоятельно
и с частичной помощью учителя.
Развивать физическую силу рук.
Работа с древесиной
Содержание раздела
16.
«Первоначальные
познавательные сведения о
древесине».
Способы
обработки
древесины
ручными
инструментами.
Кол-во
часов
1
Дата
Тематическое планирование
24.10.
Формирование знаний о древесине
предполагает изучение следующей
информации: Что такое дерево и
древесина? Чем дерево отличается от
древесины? И каких частей состоит
дерево? Какие инструменты помогают
при работе с древесиной. Способы
обработки
древесины
ручными
инструментами и приспособлениями.
Организация рабочего места при
выполнении работ с древесными
материалами. Техника безопасной
работы с древесиной, санитарногигиенические требования при работе с
древесиной.
Дерево – это растение с твердым
стволом, ветвями, листьями и корнями.
Древесина – материал, получаемый из
спиленного и очищенного от ветвей и
коры дерева.
Из древесины делают много изделий,
строят дома, изготавливают игрушки,
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Рассматривать,
поминать,
называть
различать
понятия
«дерево» и «древесина».
Называть и вписывать части из
которых состоит дерево (крона,
ствол, ветви, листья, корни).
Рассматривать,
узнавать
и
говорить об увиденных предметах,
сделанных из древесины.
Рассматривать иллюстрации по
изготовлению изделий из древесины
в учебнике, книгах, или электронных
образовательных ресурсах.
Называть инструменты для работы
с древесиной.
Запоминать и соблюдать технику
безопасной работы с древесиной,
санитарно-гигиенические
требования при работе с древесиной.
производят бумагу.
Задание: Какие предметы делают из
древесины. Какие предметы относятся
к
мебели.
Какие
музыкальные
инструменты делают из древесины.
Задание:
Найти
на
картинках
школьные принадлежности, игрушки,
столярный инструмент.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
интерактивными материалами УМК.
Ознакомление с условиями труда в
школьной столярной мастерской.
Обучение
способам
обработки
древесины ручными инструментами:
тонкие палочки сломать руками;
зачистка
напильником;
обработка
(шлифовка)
наждачной
бумагой
(крпнозернистой, мелкозернистой).
Обучение технологии изготовления
Закреплять
понятие
«брусок»
(прямоугольное
геометрическое
тело).
Употреблять
в
речи
слов,
обозначающих
технологический
процесс
обработки
древесины
(зачистка деревянной заготовки
опорного колышка для растений.
напильником и крупнозернистой
Практическая работа. Использовать наждачной
бумагой,
шлифовка
способы обработки древесины при мелкозернистой
шкуркой)
изготовлении колышка для растений, самостоятельно и с частичной
по образцу.
помощью учителя.
Изготавливать
несложные
предметы из древесных материалов.
Овладевать технологией ручной
обработки древесных материалов.
Вырабатывать навык работы с
ручными
инструментами
и
приспособлениями.
Развивать ритмичные движения,
регуляцию
мышечного
усилия,
дифференциацию движений пальцев,
тактильные ощущения (гладкая,
шероховатая поверхность).
2 четверть (16 ч)
Работа с природными материалами
Содержание раздела
Кол-во
часов
17-18.Приемы
соединения
2
объемных
деталей
из
природных материалов.
Приемы работы с пластилином.
Изготовление
материалов.
объемных
изделий
из
Дата
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности
обучающихся
05.11
Закрепление
знаний
о Посмотреть
иллюстрации
в
07.11.
технологических операциях сборки учебнике
и
назвать
приемы
объемных изделий.
соединения объемных природных
Задание: Приемы соединения деталей материалов самостоятельно.
конструкций
из
природныхъ
материалов:
прием
соединения
деталей с помощью пластилина и
заостренных палочек.
Совершенствование приемов лепки.
Посмотреть
иллюстрации
в
Задание: Посмотреть на картинки, учебнике и назвать приемы работы с
назвать приемы работы с пластилином пластилином самостоятельно.
(скатывание
овальной
формы,
скатывание шара, Сгибание в виде
кольца, прищипывание, примазывание, обработка стекой.).
природных Закрепление
и
расширение Анализировать образец изделия по
представлений
об
изделиях
из поросам учителя и самостоятельно.
природных материалов и о видах Рассказывать
о
технологии
работы с ними (конструированию
объемных изделий).
Задание: посмотреть на картинки,
сказать, какие фигурки животных
изображены. Из каких природных
материалов они сделаны.
Обучение технологии изготовления
объемного изделия из природных
материалов (сухая тростниковая трава)
и пластилина.
Практическая
работа.
Сделать
птицу из пластилина и сухой
тростниковой травы, как на образце.
Работа с металлоконструктором
Содержание раздела
Кол-во
часов
19-20.«Первоначальные
2
познавательные сведения о
сборочных
работах»
Ознакомление
с
набором
«Металлический
конструктор».
Соединение деталей винтом и
гайкой.
Дата
Тематическое планирование
12.11.
14.11.
Ознакомление
с
понятием
«сборочные работы».
Формирование представлений об
изделиях металлоконструктора.
Путем
соединения
деталей
изготовления
отдельных
частей
изделия по вопросам учителя с
опорой на предметно операционный
план.
Закреплять навык работы с сухой
тростниковой травой.
Развитие тонких движений пальцев,
регуляции мышечного усилия.
Развивать воображение.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Рассказывать о «сборочных работах»
их значении.
Рассматривать, узнавать и говорить
об увиденных предметах, сделанных из
деталей металлоконструктора.
Рассматривать,
запоминать
и
называть инструменты для работы с
деталями металлоконструктора.
металлоконструктора можно собрать
много интересных изделий (самолеты,
качели и др.).
Ознакомление с набором деталей
металлоконструктора:
планки, Рассматривать и называть детали
пластины углы, косынки скобы, металлоконструктора.
планшайбы, гайки, винты.
Развитие умения находить нужные Рассматривать
и
называть
21-22.Сборка
изделия
из
деталей металлоконструктора.
2
19.11.
21.11.
детали в металлоконструкторе.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
интерактивными материалами УМК.
Ознакомление с инструментами,
используемыми
при
соединении
деталей
металлоконструктора:
отвертка, гаечные ключи.
Обучение технологии соединения
планок винтом и гайкой.
Задание:
Выбрать
необходимые
детали и соедини их. Завинтить гайку
сначала пальцами, затем гаечным
ключом.
Обучение технологии сборки из
планок треугольника и квадрата
Практическая работа. Собрать из
планок квадрат, как на образце.
инструменты
для
работы
с
металлоконструктором.
Находить, называть и запоминать
нужные детали металлоконструктора.
Завинчивать гайку пальцами, затем
гаечным ключом.
Рассматривать, выбирать и называть
нужные детали (планки, винт, гайка).
Считать и отвечать на вопросы о
количестве отверстий в планках
самостоятельно.
Закреплять знания о геометрических
фигурах «треугольник» и «квадрат».
Подбирать нужное количество планок
с соответствующим числом отверстий и
нужного количества винтов и гаек.
Производить
сбору изделий по
образцу.
Закреплять
правильный
захват
инструмента.
Развивать моторику мелких мышц рук:
согласованность
движений
рук,
дифференциацию движений пальцев,
регуляцию мышечного усилия и
ритмичность движений.
Работа с проволокой
Содержание раздела
23-24.«Закрепление
практических умений работы с
проволокой».
Изготовление из проволоки
букв.
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
25-26.Приемы
работы
с
бумагой (разметка, резание,
сгибание)
Кол-во
часов
2
Кол-во
часов
2
Дата
Тематическое планирование
26.11.
28.11.
Развитие умений формообразования
из проволоки.
Обучение технологии изготовления из
проволоки букв.
Буквы можно не только написать
ручкой на бумаге, но и сделать их из
проволоки и составить из них какоенибудь слово.
Задание: Прочитать, что написано
буквами, сделанными из проволоки.
Какие из этих букв гласные и
согласные? Буквы печатные или
рукописные?
Практическая работа. Изготовить их
из проволоки буквы, как на образце.
Дата
Тематическое планирование
03.12.
05.12.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Отвечать на вопросы учителя о
гласных и согласных, рукописных и
печатных буквах.
Развивать зрительный образ букв,
подлежащих изготовлению и их
начертание.
Осваивать навык формообразования из
проволоки букв.
Производить разметку проволоки по
линейке.
Закреплять навык резания проволоки
заданного размера кусачками.
Закреплять
правильный
захват
инструмента.
Совершенствовать приемы сгибания
проволоки.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
При изготовлении игрушек и изделий Узнавать и называть приемы работы с
используют разные приемы работы с бумагой,
представленных
в
бумагой: разметка бумаги по линейке иллюстративных материалах учебника и
Технология
работы
бумажными полосками.
с
27-28.Технология работы
бумажными кольцами.
с
2
10.12.
12.12.
и шаблону, сгибание бумаги, резание
бумаги
ножницами,
склеивание
деталей клеем.
Задание: рассмотреть рисунки. Найти
на них приемы работы с бумагой:
разметку, сгибание и резание бумаги.
Совершенствование приемов работы
с бумагой (разметка, сгибание,
резание)
Формирование
представлений
о
праздничных гирляндах (о назначении,
способах изготовления, материалах,
используемых при их изготовлении).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение технологии работы с
бумажными полосами.
Практическая
работа.
Сделать
складную гирлянду, как на образце.
Формирование
представлений
о
праздничных гирляндах (о назначении,
способах изготовления, материалах,
используемых при их изготовлении).
Обучение технологии работы с
бумажными кольцами.
Практическая
работа.
Сделать
гирлянду из бумажных колец, как на
др.
Производить
разметку
бумажных
полос по линейке.
Резать ножницами по длинным прямым
линиям.
Осуществлять
сборку
изделий
способом
склеивания
деталей,
переплетением бумажных полос.
Рассказывать
о
технологии
изготовления игрушек из бумаги
самостоятельно и с частичной помощью
учителя.
Изготавливать изделие в соответствии
с технологией.
Производить
разметку
по
полушаблонам сложной конфигурации.
Резать ножницами по кривым линиям
(кругу).
Вырезать
силуэты
предметов
симметричного строения.
Осуществлять
сборку
изделий
способом сцепления деталей (бумажных
образце.
29-30.Технология изготовления
карнавальных полумасок.
2
17.12,
19.12.
Формирование
представлений
о
карнавальных масках, (о назначении,
способах изготовления, материалах,
используемых при их изготовлении).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение технологии изготовления
карнавальных масок и полумасок.
Практическая
работа.
Сделать
полумаску, как на образце.
31-32.Технология изготовления
карнавальных головных уборов
(каркасной шапочки)
2
24.12,
26.12.
Формирование
представлений
о
каркасных
шапочках
как
виде
карнавальных головных уборах (о
назначении, способах изготовления,
материалах, используемых при их
изготовлении).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
колец). Рассказывать о технологии
изготовления изделий, игрушек из
бумаги самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Изготавливать изделие в соответствии
с технологией.
Производить разметку по полушаблону
сложной конфигурации.
Резать ножницами по кривым линиям.
Вырезать
силуэты
предметов
симметричного строения.
Осуществлять
сборку
изделий
способом склеивания деталей.
Рассказывать
о
технологии
изготовления изделий, игрушек из
бумаги самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Изготавливать изделие в соответствии
с технологией.
Производить разметку полос по
линейке.
Резать ножницами по длинным прямым
линиям.
Вырезать силуэты предметов.
Производить обмер головы с помощью
полосок.
Осуществлять
сборку
изделий
способом
склеивания
деталей
(бумажных полос).
Обучение технологии изготовления
каркасной шапочки.
Практическая работа. Изготовить
каркасную шапочку, как на образце.
33.Технология
изготовления
карнавальных головных уборов
(кокошник, шлем)
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
34. Закрепление знаний, умений
1
09.01.
Кол-во
часов
1
Дата
14.01.
3 четверть (21 ч)
Формирование
представлений
о
карнавальных головных уборах (о
назначении, способах изготовления,
материалах, используемых при их
изготовлении).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Практическая
работа.
Сделать
красивый кокошник, как на образце.
Практическая
работа.
Сделать
шлем, как на образце.
Тематическое планирование
Формирование
представлений
Выполнять
отделку
изделий
аппликацией.
Рассказывать
о
технологии
изготовления изделий, игрушек из
бумаги самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Изготавливать изделие в соответствии
с технологией.
Производить разметку по шаблонам
сложной конфигурации и линейке.
Резать ножницами по коротким и
длинным прямым и кривым линиям.
Вырезать
силуэты
предметов
симметричного строения.
Осуществлять
сборку
изделий
способом склеивания деталей.
Выполнять
отделку
изделий
аппликацией.
Рассказывать
о
технологии
изготовления изделий, игрушек из
бумаги самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Изготавливать изделие в соответствии
с технологией.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
об Узнавать и называть технологические
и навыков окантовки картона
бумагой. Окантовка картона
листом бумаги.
окантовки
картона
разными
способами:
«Окантовка
картона
полосками бумаги» и «Окантовка
картона листом бумаги».
Закрепление знаний об окантовке
картона
разными
способами:
«Окантовка
картона
полосками
бумаги»
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение
технологии
окантовки
картона листом бумаги.
Совершенствование приемов работы
с бумагой (разметка, сгибание,
операции и приемы работы с бумагой,
представленные в иллюстративных
материалах учебника и др. наглядности.
Рассказывать
о
технологии
изготовления изделий, игрушек из
бумаги самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Изготавливать изделие в соответствии
с технологией.
Производить разметку бумаги по
линейке и способом сгибания бумаги
пополам.
Резать ножницами по коротким и
длинным прямым линиям.
Осуществлять
сборку
изделий
способом склеивания деталей.
резание).
Обучение технологии окантовки
картона полосками бумаги с опорой на
предметно-операционный план.
Обучение технологии изготовления
складной доски для игры.
Практическая
работа.
Сделать
складную доску для игры «Помоги
Буратино попасть к папе Карло», как
на образце.
Работа с текстильными материалами
Содержание раздела
Кол-во
часов
Дата
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности
обучающихся
35-36.«Повторение
познавательных сведений о
работе
с
текстильными
материалами».
Применение ниток
«Виды
ручных стежков и строчек».
Строчка прямыми стежками.
2
16.01.
21.01.
37-38. «Виды ручных стежков
и строчек». Строчка косыми
стежками
2
23.01.
28.01.
39-40.«Виды ручных стежков
2
30.01.
Выявление знаний: о видах работы с
нитками.
Задание: Посмотреть на картинки,
сказать или прочитать, как используют
нитки.
Проверка
знаний
о
правилах
обращения с иглой и завязывании
узелка на нитке.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Задание: Вдеть нитку в иголку и
завязать на конце нитки узелок.
Все виды стежков можно применить
при сшивании ткани и других
материалов, украсить предметы быта,
одежду.
Совершенствование
навыка
сшивания ткани прямой строчкой.
Практическая работа: Сшить 2
круга, выкроенных из ткани, прямыми
стежками, как на образце.
Обучение технологии выполнения
строчки косыми стежками.
Практическая работа: Выполнить
строчку косыми стежками на бумаге в
клетку по проколам, как на образце
Обучение технологии соединения
Смотреть иллюстрации в учебнике и
говорить или читать, как используют
нитки в работе.
Выполнить практическую работу по
вдеванию
нитки
в
иголку
и
завязыванию на конце нитки узелка.
Употреблять
в
речи
слов,
обозначающих
технологический
процесс (сшивание строчкой прямого
стежка).
Употреблять
в
речи
слов,
обозначающих направление (справа
налево, слева направо, сверху вниз,
снизу вверх).
Закреплять правила безопасной работы
иглой.
Закреплять технологию сшивания
деталей строчкой прямого стежка.
Вырабатывать плавные, равномерные,
ритмичные движения.
Употреблять
в
речи
слов,
обозначающих
технологический
процесс (сшивание строчкой косого
стежка).
Употреблять
в
речи
слов,
обозначающих направление (справа
и строчек»
Соединение деталей строчкой
косого стежка
Работа с древесиной
Содержание раздела
41-42.Способы
обработки
древесины
различными
инструментами
Экскурсия
в
столярную
мастерскую
43-44.Использование древесных
Кол-во
часов
2
2
04.02.
деталей изделия строчкой косого
стежка.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Практическая
работа:
Сделать
закладку
из
фотопленки.
Края
закладки
обработать
косыми
стежками, как на образце.
Дата
Тематическое планирование
06.02.
11.02.
13.02.
налево, слева направо, сверху вниз,
снизу вверх).
Закреплять правила безопасной работы
иглой.
Овладевать технологией выполнения
строчки косого стежка.
Овладевать технологией соединения
деталей изделия строчкой косого
стежка.
Вырабатывать
точные,
плавные,
равномерные, ритмичные движения.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Формирование представлений об Знакомится с условиями труда в
использовании древесины в разных школьной мастерской при работе со
видах работы.
столярной ручной пилой (ножовкой) и с
К способам обработки древесины отходами в виде опилок.
ручными инструментами относится
ппиление. При пилении применяется
специальный инструмент столярная
ручная пила (ножовка). При пилении
древесины появляются отходы –
опилки.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Опилки
можно использовать
в Овладевать технологией изготовления
опилок
при
аппликации
изготовлении
Работа с текстильными материалами
Содержание раздела
Кол-во
часов
45-46.«Повторение
2
познавательных сведений о
работе с тканью».
Виды работы с тканью.
Раскрой деталей из ткани.
18.02.
аппликации.
Обучение технологии изготовления
аппликации из древесных опилок.
Практическая
работа.
Сделать
аппликацию из древесных опилок, по
образцу.
аппликации из древесных опилок.
Планировать работу над аппликацией
с опорой на предметно-операционный
план самостоятельно и с частичной
помощью учителя.
Закрепить понятие «аппликация» и
определять ее признаки.
Развивать воображение.
Организовывать свое рабочее место
для работы с опилками.
Дата
Тематическое планирование
20.02.
25.02.
Выявление знаний: о ткани и ее
производстве
(растения,
шерсть
животных; нитки; ткацкий станок;
краска; труд рабочего).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Задание: Посмотреть на картинки и
сказать,
что
необходимо
для
изготовления ткани.
Развитие умения узнавать и называть
предметы из ткани и определять их
функциональную значимость в быту,
учебе.
Закрепление понятий: «булавки»,
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Рассматривать
иллюстрации
в
учебнике, понимать и говорить
развернутыми
предложениями
о
последовательности
производства
ткани.
Рассматривать, сравнивать и находить
различие в тканях по цвету.
Рассматривать
иллюстрации
и
отвечать на вопросы, вписывать ответы
самостоятельно или с частичной
помощью учителя.
Подготовить свое рабочее место к
работе с текстильными материалами.
Употреблять
в
речи
слов,
обозначающих
технологический
процесс (изготовление лекала из
47-49. Виды работы с тканью
Соединение деталей изделия
строчкой косого стежка
3
27.02.
04.03.
06.03.
«игла»,
«лекало»,
«раскрой»,
«стежок»,
«строчка»,
«ткань»,
«нитки», и др.
Повторение свойств ткани (цвет).
Задание: Посмотреть на образцы
ткани.
Определить
их
цвет
(гладкоокрашенная, с рисунком).
Закреплять знания об инструментах
при работе с тканью.
Задание:
Какие
приборы
и
инструменты применяют при работе с
тканью. Ответить на вопросы и
вписать карандашом ответы.
Повторение знаний о подготовке
рабочего места при работе с
текстильными материалами.
Задание: Подготовить свое рабочее
место к работе с тканью.
Расширение
социального
опыта
школьников.
Закрепление технологии раскроя
деталей из ткани.
Практическая
работа.
Сделать
прихватку.
Раскроить
детали
прихватки, как на образце.
Обучение технологии соединения
деталей изделия строчкой косого
стежка.
Практическая
работа.
Сделать
бумаги, раскрой ткани, выкраивание
деталей из ткани).
Употреблять
в
речи
слова,
обозначающие:
технологический процесс (сшивание
строчкой косого стежка),
прихватку. Края прихватки сшить Закреплять правила безопасной работы
косыми стежками, как на образце.
иглой.
Закреплять соединять детали изделия
строчкой косого стежка.
Вырабатывать
точные,
плавные,
равномерные, ритмичные движения.
Осваивать технологии изготовления
изделий из ткани.
Работа с проволокой
Содержание раздела
50-53.Закрепление
практических
умений
работать
с
проволокой.
Работа в группах.
Кол-во
часов
4
Дата
Тематическое планирование
11.03.
13.03.
18.03.
20.03.
Закрепление практического навыка
формообразования из проволоки.
Практическая работа. Разделиться
на группы по 3-4 человека. Каждая
группа изготавливает из проволоки
одинаковый набор букв: Л, В, С, О, О.,
затем составляется из этих букв слово.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Развивать зрительный образ букв,
подлежащих изготовлению и их
начертание.
Производить разметку проволоки по
линейке необходимой длины.
Закреплять навык резания проволоки
заданного размера кусачками.
Совершенствовать приемы сгибания
проволоки.
Работать в коллективе.
4 четверть (14 ч)
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
Кол-во
часов
Дата
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности
обучающихся
54-55. Объемные изделия из
картона.
Технология
изготовления
открытых коробок из тонкого
картона.
Технология
изготовления
коробки с помощью клапана.
2
01.04.
03.04.
Формирование представлений о
картоне как поделочном материале.
Формирование
представлений
о
коробках
(назначение,
форма,
величина, конструкция, детали).
Развитие умения узнавать и называть
предметы, сделанные из картона, и
определять
их
функциональную
значимость в быту, игре, учебе.
Коробка - это небольшой ящик с
крышкой, изготовленный из картона,
дерева, жести или других материалов.
Коробки предназначены для хранения
продуктов питания, игрушек и
многого другого. Коробки бывают
разных размеров и разной формы. Все
коробки состоят из следующих
деталей: основание, стенки (борта),
крышка. Основание может быть
разной формы.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение технологии изготовления
коробки с помощью клапанов и
оклейкой полосками бумаги.
Закреплять приемы разметки картона
по линейке.
Запоминать и говорить о назначении,
свойствах картона.
Рассматривать, узнавать и называть
форму, цвет, величину, конструкцию,
детали коробок, сделанных из картона.
Осваивать технологию изготовления
коробки с помощью клапанов и
оклейкой полосками бумаги с опорой на
предметно-операционный
план,
ориентируясь на вопросы и подсказки
учителя.
Соблюдать аккуратность в работе.
Закреплять навык резания рартона
ножницами.
Практическая
работа.
Сделать
коробку с помощью клапанов, как на
образце.
56-57.Технология изготовления
открытых коробок из тонкого
картона.
Технология
изготовления
коробки
с
бортами,
соединенными встык
2
Работа с текстильными материалами
Содержание раздела
Кол-во
часов
08.04.
10.04.
Закреплять знания о коробках
(назначение,
форма,
величина,
конструкция, детали).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение технологии изготовления
коробки с бортами, соединееными
встык.
Закреплять приемы разметки картона
по линейке.
Закреплять навык резания рартона
ножницами.
Практическая
работа:
Сделать
коробку с бортами, соединенными
встык, как на образце.
Осваивать технологию изготовления
коробки с бортами, соединенными
встык с опорой на предметнооперационный план и с помощью
учителя.
Соблюдать аккуратность в работе.
Дата
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности
обучающихся
58-59.«Виды ручных стежков и
строчек».
Строчка прямого стежка в два
приема
2
15.04.
17.04.
60-61.«Виды ручных стежков и
строчек».
Строчка
косого
стежка в два приема
2
22.04.
24.04.
62-63.«Виды ручных стежков и
строчек». Отделка изделия
вышивкой
2
29.04.
06.05.
Ознакомление
с
новыми
технологиями швейных работ.
Совершенствование
выполнения
видов ручных стежков и строчек:
строчка прямыми стежками.
Ознакомление
с
новыми
технологиями швейных работ.
Обучение новым технологиям на
основе имеющихся знаний, умений и
навыков (строчка прямого стежка в
два приема).
Практическая работа. Выполнение
строчки прямого стежка в два приема
на бумаге в клетку.
Совершенствование
выполнения
видов ручных стежков и строчек
(строчка косыми стежками).
Ознакомление
с
новыми
технологиями швейных работ.
Обучение новым технологиям на
основе имеющихся знаний, умений и
навыков (строчка косого стежка в два
приема).
Практическая работа. Выполнение
строчки косого стежка в два приема
(крестик) на бумаге в клетку.
Обучение технологии изготовления
закладки с вышивкой.
Практическая работа. Изготовление
Различать виды строчек и стежков.
Использовать
в
речи
техникотехнологические понятия этого раздела.
Выполнять различные виды ручных
стежков и строчек.
Развивать
зрительно-двигательную
координацию, ритмичность движений,
дифференциацию движений пальцев,
направление движений.
Различать виды строчек и стежков.
Использовать
в
речи
техникотехнологические понятия этого раздела.
Выполнять различные виды ручных
стежков и строчек.
Развивать
зрительно-двигательную
координацию, ритмичность движений,
дифференциацию движений пальцев,
направление движений.
Выполнять различные виды ручных
стежков и строчек.
Использовать разные виды строчек для
закладки с вышивкой.
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
64-65.«Конструирование
объемных игрушек из бумаги на
основе геометрических тел».
Конструирование на основе
конуса.
66.«Конструирование объемных
игрушек из бумаги на основе
геометрических тел».
Конструирование на основе
цилиндра.
Кол-во
часов
2
1
Дата
Тематическое планирование
13.05.
15.05.
Повторение и закрепление знаний о
геометрических телах (конус).
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Формирование умения передавать
пространственные
признаки
предметов.
Обучение технологии изготовления из
бумаги матрешки на основе конусов.
Практическая работа.
Конструирование фигурки матрешки
на основе конуса, как на образце.
Повторение и закрепление знаний о
геометрических телах (цилиндр).
Формирование умения передавать
пространственные
признаки
предметов.
20.05.
украшения изделия.
Развивать
зрительно-двигательную
координацию, ритмичность движений,
дифференциацию движений пальцев,
направление движений.
Развивать эстетические представления
о предметах.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать, называть геометрические
тела: цилиндр и конус.
Рассматривать
и
запоминать
признаки, цилиндра и конуса.
Рассматривать и анализировать
игрушки, сделанные из бумаги,
называя их признаки и свойства
самостоятельно.
Работать в соответствии с пунктами
предметно-операционного
плана
самостоятельно и частичной помощью
учителя.
Использовать в работе приемы
работы с бумагой
Контролировать свои действия в
ходе и конце выполнения задания.
Работа как с традиционным УМК
(учебником и рабочей тетрадью), так и
цифровыми
(интерактивными)
материалами УМК.
Обучение технология изготовления из
бумаги собаки на основе цилиндров.
Практическая работа.
Конструирование фигурки собаки на
основе цилиндра, как на образце.
Работа с металлоконструктором
Содержание раздела
67.Конструирование из деталей
металлоконструктора.
Кол-во
часов
1
Дата
Тематическое планирование
22.05.
Обучать конструировать несложные
предметы из деталей металлоконструктора.
Развивать
воображение,
конструктивное мышление.Работа как
с традиционным УМК (учебником и
рабочей тетрадью), так и цифровыми
(интерактивными) материалами УМК.
Развивать умение выбирать нужные
детали для конструирования предмета.
Обучать последовательной сборке
предмета из деталей металлического
конструктора.
Практическая работа.
Сконструировать из деталей металлоконструктора несложный предмет
(стол и др.).
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Рассказывать о «сборочных работах»
их значении.
Рассматривать, узнавать и говорить
об увиденных предметах, сделанных
из деталей металлоконструктора.
Отбирать
нужные
детали
металлоконструктора.
Соблюдать порядок сборки предмета.
Использовать нужные инструменты в
процессе сборки предмета.