1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся,
на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию
одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития:
воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника,
носит элементарно-практический характер,
способствует их умственному
развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся
нравственных
ориентиров
при
построении
деятельности,
общения
и
взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2. Содержательный минимум образования
2.1.
Я среди людей.
Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья.
Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову.
Речевой этикет.
2.2.
Что такое этика и этикет? Роль мимики, жестов и позы в общении.
О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и
обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы.
Правила благодарности и отказа.
Культура поведения.
2.3 .
Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение к малышам. Как
вести себя в школе, на переменах. Правила поведения в столовой, за столом.
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать
подарки.
В мире сказок.
2.4.
Добро и зло в сказках. Сказки – волшебство, чудо и правда. Сказка – ложь, да
в ней намек.
Итоговое занятие.
Что мы узнали и чему научились за учебный год?
3.
Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета
1.Минимальный уровень
– различение хороших и плохих поступков.
–представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
2.Достаточный уровень
– умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;
– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
– уважать родителей, старших,
доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
– установление дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке;
уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому;
– иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
– знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и
выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» № 1765 от 27.08.2024.учебного года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1765 от 27.08.2024
учебного года.
10.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Предметные
поэтапные
картинки,
инструкции,
коррекционные
технические
карточки,
средства
таблицы,
(телевизор,
схемы,
ноутбук,
интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.
http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Этикет
3 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
1-9.
1 - 2.
3.
4 - 5.
6.
Раздел, тема
I четверть
Раздел программы
«Я среди людей»
Кто я и как выгляжу?
Кол-во
часов
8
Всего – 34 ч.
В неделю – 1 ч.
34 ч.
-
Дата
Виды деятельности
Формы
деятельности
04.0925.10.
2
04.09,
11.09.
Что в нашем имени?
1
18.09.
Плохо одному.
2
25.09,
02.10.
Товарищи и друзья.
1
09.10
Работа по картинкам. Понятия «я»,
«внешний вид». Отличие людей друг
от друга по внешнему виду.
Аккуратность,
опрятность,
бережливость – уважение человека к
себе. Личная гигиена.
Беседа по теме. Понятия «имя»,
«фамилия», «отчество». Отношение по
имени к одноклассникам и друзьям.
Имя и отношение к человеку. Анализ
проблемных ситуаций.
Просмотр
видеоролика.
Необходимость человека в общении.
Речь – важнейшее средство общения.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Беседа по теме. Понятия «товарищ», Фронтальная,
«друг». Товарищество и дружба в индивидуальная,
Примечание
7.
Бескорыстие в дружбе.
1
16.10.
8.
Верность слову.
1
23.10
916.
II четверть
Раздел программы
«Речевой этикет»
Что такое этика и этикет?
8
05.1128.12.
1
06.11.
10.
Роль мимики, жестов и
позы в общении.
1
13.11.
11.
О вежливых словах и их
применении.
1
20.11.
12.
Правила
знакомства,
представления иобращения.
1
27.11.
13.
Правила приветствия
прощания.
и
1
04.12.
14.
Правила
просьбы.
и
1
11.12.
9.
извинения
традициях русского народа.
Беседа по теме. Понятие «настоящий
друг». Верность и бескорыстие в
дружбе.
Взаимовыручка
и
взаимопомощь.
Проблемная ситуация: можно ли
всегда быть верным данному тобой
слову. Понятия «верность слову»,
«честь». Беседа.
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Беседа по теме. Понятия «этика»,
«этикет».
Специфика
речевого
общения. Речь и отношение человека к
людям.
Игра «Угадай по мимике мое
настроение». Отражение в мимике,
жестах, позах человека его характера и
отношения
к
людям
Понятия
«мимика», «жесты», «поза»..
Закрепить
основные
правила
вежливости в общении. Содержание
понятий «вежливость» и «этикет».
Знакомство с правилами знакомства,
представления
и
обращения.
Разыгрывание ситуаций.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Знакомство с правилами приветствия и Фронтальная,
прощания. Моделирование ситуаций.
индивидуальная,
групповая.
Разыгрывание ситуаций. Знакомство с Фронтальная,
правилами извинения и просьбы.
индивидуальная,
групповая.
15-16. Правила благодарности и
отказа.
2
18.12.
25.12
III четверть
Раздел программы
«Культура поведения»
17-18. Отношение к старшим.
10
09.0121.03.
2
15.01,
22.01.
17-25.
19.
Отношение к учителю.
1
29.01.
20.
Отношение к малышам.
1
05.02.
2
12.02,
19.02.
в
1
26.02.
Правила
поведения
с
гостями,
в
гостях,
приглашение гостей.
25-26. Искусство делать подарки.
1
05.03.
2
12.03.
19.03
IV четверть
Раздел программы
«В мире сказок»
27-28. Добро и зло в сказках.
8
31.0326.05.
2
02.04,
09.04.
21-22. Как вести себя в школе, на
переменах.
23.
Правила
поведения
столовой, за столом.
24.
27-34.
Знакомство
с
правилами Фронтальная,
благодарности
и
отказа. индивидуальная,
Моделирование ситуаций.
групповая.
Беседа по теме. Семья, родители,
родные. Отношение поколений в
семье.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к учителю? Этикет в
общении с учителем.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к малышам? Помощь и
забота по отношению к маленьким.
Знакомство с правилами поведения на
переменах. Веселые инсценировки.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная
Ролевая игра «Мы в столовой».
Знакомство с правилами поведения в
столовой, за столом.
Знакомство с правилами поведения в
гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в
гостях».
Проблемная ситуация: как правильно
выбирать
и
дарить
подарки.
Разыгрывание ситуаций.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Слушание сказок и их обсуждение. Фронтальная,
Добрые и злые поступки, их индивидуальная,
последствия.
Добро
и
зло
в групповая.
29-30. Сказки – волшебство, чудо
и правда.
2
16.04,
23.04.
31-32. Сказка – ложь, да в ней
намек.
2
30.04,
07.05.
33-34. Что мы узнали и чему
научились за учебный год?
2
14.05,
21.05.
отношениях между людьми.
Чтение сказок. Волшебство, чудо и
правда в сказках. В сказках – мечты
людей. Почему в сказках всегда есть
правда и она побеждает.
Лгать, врать, говорить неправду –
плохо. Победа правды над кривдой в
сказках.
Заочное путешествие по «Школе
вежливых
наук».
Праздник вежливых ребят
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.