10. Этикет

1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» – это общеобразовательная программа для
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Программа по этикету актуальна тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Обучение направлено на разностороннее развитие личности обучающихся,
на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию
одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития:
воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника,
носит элементарно-практический характер,

способствует их умственному

развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.
Цель обучения: создание условий для формирования у обучающихся
нравственных

ориентиров

при

построении

деятельности,

общения

и

взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания самореализации,
развитию их культурного уровня.
2. Содержательный минимум образования
2.1.

Я среди людей.

Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья.
Как завоевывать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову.
Речевой этикет.

2.2.

Что такое этика и этикет? Роль мимики, жестов и позы в общении.
О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и
обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы.
Правила благодарности и отказа.
Культура поведения.

2.3 .

Отношение к старшим. Отношение к учителю. Отношение к малышам. Как
вести себя в школе, на переменах. Правила поведения в столовой, за столом.
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Искусство делать
подарки.
В мире сказок.

2.4.

Добро и зло в сказках. Сказки – волшебство, чудо и правда. Сказка – ложь, да
в ней намек.
Итоговое занятие.
Что мы узнали и чему научились за учебный год?
3.

Планируемые предметные результаты освоения учебного

предмета
1.Минимальный уровень
– различение хороших и плохих поступков.
–представление о правилах поведения в образовательной организации;
– уважать родителей, старших;
– устанавливать дружеские
взаимоотношений в коллективе;
– бережное, гуманное отношение ко всему живому;
– представления о недопустимости плохих поступков, капризов и упрямства.
2.Достаточный уровень
– умение отличить плохой поступок от хорошего, способность признаться в
плохом поступке и проанализировать его;

– иметь представление о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
– уважать родителей, старших,
доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;
– установление дружеских
взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной
поддержке;
уметь бережно, гуманно относиться ко всему живому;
– иметь представления о недопустимости плохих поступков, капризов и
упрямств;
– знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и
выражений).
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» № 1765 от 27.08.2024.учебного года.
Дополнительная литература:
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
5. Николаева Т. Н. Этикет и мы – М.: Сов. Спорт. 2017 – С. 241.
Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11
февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.

9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ № 1765 от 27.08.2024
учебного года.
10.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 10 января 2020 года № 20-Д.
11. Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27.08.2024 года.
13. Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Предметные
поэтапные

картинки,

инструкции,

коррекционные
технические

карточки,

средства

таблицы,

(телевизор,

схемы,
ноутбук,

интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

Этикет
3 класс
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
1-9.

1 - 2.

3.

4 - 5.

6.

Раздел, тема
I четверть
Раздел программы
«Я среди людей»
Кто я и как выгляжу?

Кол-во
часов
8

Всего – 34 ч.

В неделю – 1 ч.
34 ч.
-

Дата

Виды деятельности

Формы
деятельности

04.0925.10.

2

04.09,
11.09.

Что в нашем имени?

1

18.09.

Плохо одному.

2

25.09,
02.10.

Товарищи и друзья.

1

09.10

Работа по картинкам. Понятия «я»,
«внешний вид». Отличие людей друг
от друга по внешнему виду.
Аккуратность,
опрятность,
бережливость – уважение человека к
себе. Личная гигиена.
Беседа по теме. Понятия «имя»,
«фамилия», «отчество». Отношение по
имени к одноклассникам и друзьям.
Имя и отношение к человеку. Анализ
проблемных ситуаций.
Просмотр
видеоролика.
Необходимость человека в общении.
Речь – важнейшее средство общения.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Беседа по теме. Понятия «товарищ», Фронтальная,
«друг». Товарищество и дружба в индивидуальная,

Примечание

7.

Бескорыстие в дружбе.

1

16.10.

8.

Верность слову.

1

23.10

916.

II четверть
Раздел программы
«Речевой этикет»
Что такое этика и этикет?

8

05.1128.12.

1

06.11.

10.

Роль мимики, жестов и
позы в общении.

1

13.11.

11.

О вежливых словах и их
применении.

1

20.11.

12.

Правила
знакомства,
представления иобращения.

1

27.11.

13.

Правила приветствия
прощания.

и

1

04.12.

14.

Правила
просьбы.

и

1

11.12.

9.

извинения

традициях русского народа.
Беседа по теме. Понятие «настоящий
друг». Верность и бескорыстие в
дружбе.
Взаимовыручка
и
взаимопомощь.
Проблемная ситуация: можно ли
всегда быть верным данному тобой
слову. Понятия «верность слову»,
«честь». Беседа.

групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Беседа по теме. Понятия «этика»,
«этикет».
Специфика
речевого
общения. Речь и отношение человека к
людям.
Игра «Угадай по мимике мое
настроение». Отражение в мимике,
жестах, позах человека его характера и
отношения
к
людям
Понятия
«мимика», «жесты», «поза»..
Закрепить
основные
правила
вежливости в общении. Содержание
понятий «вежливость» и «этикет».
Знакомство с правилами знакомства,
представления
и
обращения.
Разыгрывание ситуаций.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Знакомство с правилами приветствия и Фронтальная,
прощания. Моделирование ситуаций.
индивидуальная,
групповая.
Разыгрывание ситуаций. Знакомство с Фронтальная,
правилами извинения и просьбы.
индивидуальная,
групповая.

15-16. Правила благодарности и
отказа.

2

18.12.
25.12

III четверть
Раздел программы
«Культура поведения»
17-18. Отношение к старшим.

10

09.0121.03.

2

15.01,
22.01.

17-25.

19.

Отношение к учителю.

1

29.01.

20.

Отношение к малышам.

1

05.02.

2

12.02,
19.02.

в

1

26.02.

Правила
поведения
с
гостями,
в
гостях,
приглашение гостей.
25-26. Искусство делать подарки.

1

05.03.

2

12.03.
19.03

IV четверть
Раздел программы
«В мире сказок»
27-28. Добро и зло в сказках.

8

31.0326.05.

2

02.04,
09.04.

21-22. Как вести себя в школе, на
переменах.
23.

Правила
поведения
столовой, за столом.

24.

27-34.

Знакомство
с
правилами Фронтальная,
благодарности
и
отказа. индивидуальная,
Моделирование ситуаций.
групповая.

Беседа по теме. Семья, родители,
родные. Отношение поколений в
семье.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к учителю? Этикет в
общении с учителем.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к малышам? Помощь и
забота по отношению к маленьким.
Знакомство с правилами поведения на
переменах. Веселые инсценировки.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная

Ролевая игра «Мы в столовой».
Знакомство с правилами поведения в
столовой, за столом.
Знакомство с правилами поведения в
гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в
гостях».
Проблемная ситуация: как правильно
выбирать
и
дарить
подарки.
Разыгрывание ситуаций.

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.

Слушание сказок и их обсуждение. Фронтальная,
Добрые и злые поступки, их индивидуальная,
последствия.
Добро
и
зло
в групповая.

29-30. Сказки – волшебство, чудо
и правда.

2

16.04,
23.04.

31-32. Сказка – ложь, да в ней
намек.

2

30.04,
07.05.

33-34. Что мы узнали и чему
научились за учебный год?

2

14.05,
21.05.

отношениях между людьми.
Чтение сказок. Волшебство, чудо и
правда в сказках. В сказках – мечты
людей. Почему в сказках всегда есть
правда и она побеждает.
Лгать, врать, говорить неправду –
плохо. Победа правды над кривдой в
сказках.
Заочное путешествие по «Школе
вежливых
наук».
Праздник вежливых ребят

Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».