1
1.Пояснительная записка
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации),
развитии
зрительного
восприятия
формы,
величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание
в
детях
эстетического
чувства
и
понимания
красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам
изобразительной
деятельности
(рисованию,
аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
2
формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся
на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные
признаки,
устанавливать
сходство
и
различие
между
предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование
умения
ориентироваться
в
задании,
планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции
ручной
моторики;
улучшения
зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования,
лепки и выполнения аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
2. Содержание учебного предмета Рисование
(изобразительное искусство)
2.1. Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный
период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие
умений
воспринимать
и
изображать
форму
предметов,
пропорции,
3
конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему, декоративное рисование;
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
2.2. Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;
правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые
в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
4
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления
движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного
восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации
на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг
друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,
под, справа от ..., слева от ..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина;
5
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность
с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого контура
(круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в
виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение
шаблонов
геометрических
фигур,
реальных
предметов
несложных форм, букв, цифр.
2.3. Обучение композиционной деятельности:
6
Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении
композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение
изображаемого
предмета
с
параметрами
листа
(расположение
листа
вертикально или горизонтально).
Установление
на
изобразительной
поверхности
пространственных
отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью
симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
2.4. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма",
"фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
"конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых
для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
7
Передача
движения
различных
одушевленных
и
неодушевленных
предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из
отдельных
деталей
и
целого
куска
пластилина;
составление
целого
изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным
точкам,
дорисовывание,
обведение
шаблонов,
рисование
по
клеткам,
самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный,
зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе,
квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении
всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
2.5. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые
и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами
цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
8
черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима),
послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
2.6. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота
и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики:
И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А.
Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя,
бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка
скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В.
Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
9
используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы
в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись).
3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Рисование (изобразительное искусство):
3.1. Минимальный уровень:
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование
при
выполнении
работы
инструкциям
педагогического
работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
10
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная
передача
цвета
изображаемого
объекта,
определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
3.2. Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур",
"пятно", "цвет", объем;
знание
правил
цветоведения,
светотени,
перспективы;
построения
орнамента, стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение
необходимой
для
выполнения
работы
информации
в
материалах учебника, рабочей тетради;
11
следование
при
выполнении
работы
инструкциям
педагогического
работника или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
оценка
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
и
обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение
жанров
изобразительного
искусства:
пейзаж,
портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
12
Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа
адаптированная
образования
основная
обучающихся
с
общеобразовательная
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат». Приказ № 1765 от 27. 08.2024 года.
Учебник:
Рау М.Ю. Изобразительное
общеобразовательных
искусство. 4 класс. Учебник для
организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2019.
Методические пособия:
Рау М. Ю. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова,
М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2016. - 200 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
13
4. Санитарные
«Гигиенические
правила
и
нормы
СанПиН
нормативы
и
требования
к
1.2.3685-21
обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программа
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
1-4
классов
с
лёгкой
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ
№ 1765 от 27. 08.2024 года.
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
14
программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года
№ 20-Д.
11.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27. 08.2024
года.
13.
Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Дидактический материал:
• таблицы по цветоведению, построению орнамента;
• схемы
по
правилам рисования
предметов, растений, деревьев,
животных, птиц, человека;
• таблицы по народным промыслам;
• учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные,
гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки;
кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны
геометрических фигур и реальных предметов;
• муляжи фруктов и овощей (комплект);
• предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет
ресурсы:
http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,
http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.myshared.ru/, http://school-collection.ed
15
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О.учителя
Рисование (изобразительное искусство)
4 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п
Тема урока
1-8.
1 четверть
Всего – 35 ч.
В неделю – 1 ч.
35 ч.
-
Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
каждой
темы
8
Дата
1.
Рисование с натуры листьев
1
04.0923.10.
04.09.
2.
Рисование на тему «Деревья
осенью»
1
11.09.
Основные виды деятельности обучающихся на уроке
Рисование с натуры в ходе экскурсии на школьный двор или в парк.
Работа с дидактическим материалом.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
16
Выполнение игровых упражнений.
3.
Рисование на тему «В деревне»
1
18.09.
4.
Лепка: барельеф на картоне
«Дерево на ветру»
1
25.09.
5.
Приёмы работы красками и
кистью
1
02.10.
6.
Техника рисования по мокрому
листу. Изображение неба
1
09.10.
7.
Раскрашивание осенних листьев
акварелью по мокрой бумаге
1
16.10
8.
Беседа на тему: «Как и о чём
создаются картины»
1
23.10.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе о видах скульптуры с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти
после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти
после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
17
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений, тестирование.
9-16.
2 четверть
8
9.
Аппликация: «Улица города:
дома, деревья, машины»
1
06.1125.12.
06.11.
10.
Аппликация: «Овальная
салфетка»
1
13.11.
11.
Декоративное рисование:
«Полотенце» (элементы узора –
листья, цветы)
1
20.11.
12.
Каргопольская игрушка. Лепка:
игрушка «Лошадка»
1
27.11.
13.
Рисование на тему: «Ёлки в
зимнем лесу. Следы на снегу»
1
04.12.
Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Аппликация, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Декоративное рисование, знакомство с декоративно-прикладным
искусством.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Лепка, знакомство с декоративно-прикладным искусством,
национальными промыслами (каргопольской игрушкой).
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика). Работа с наглядным материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
18
14.
Рисование на тему: «Новогодняя
ёлка. Дед Мороз у ёлки»
1
11.12.
15.
Аппликация с дорисовыванием:
«Неваляшка»
1
18.12.
16.
Аппликация с дорисовыванием:
«Мишка»
1
25.12.
10
17-26.
3 четверть
17.
Аппликация с дорисовыванием:
«Чебурашка»
1
15.0116.03.
15.01.
18.
Зарисовка игрушек по выбору
обучающихся
1
22.01.
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование по памяти.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
19
Рисование с натуры.
19.
Раскрашивание игрушек
акварелью
1
29.01.
20.
Беседа на тему: «Знакомство со
скульптурой»
1
05.02.
21.
Лепка фигуры человека в
статической позе
1
12.02.
22.
Рисование фигуры человека
1
19.02.
23.
Рисование с натуры «Ваза с
цветами»
1
26.02.
24.
Рисование с натуры машинкиигрушки
1
05.03.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение практических заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений, тестирование.
Лепка с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить
его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет,
находить его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет,
находить его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет,
находить его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
20
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
25.26.
Рисование акварелью «Сказочные
цветы»
1
12.03.
16.03.
27-33.
4 четверть
7
27.
Знакомство с гжельской
росписью
1
02.0428.05.
02.04.
28.
Рисование элементов росписи
посуды Гжели
1
09.04.
29.
Рисование кистью «Праздничный
салют»
1
16.04.
30.
Лепка предметов симметричной
формы «Бабочка»
1
23.04.
31.
32.
Лепка предметов симметричной
формы «Стрекоза»
1
30.04.
07.05.
Рисование акварельными красками по сухой бумаге, выполнение
упражнений на развитие воображения.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Беседа, знакомство с декоративно-прикладным искусством,
национальными промыслами (гжельской росписью).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выход на экскурсию в музей.
Рисование, знакомство с декоративно-прикладным искусством,
национальными промыслами (гжельской росписью посуды).
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Рисование акварельными красками по мокрой бумаге, выполнение
творческих заданий на развитие воображения.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
21
33.
34.
Аппликация: «Сказочная птица»
1
14.05.
21.05.
35.
Аппликация: «Сказочная птица»
1
28.05.
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из частей).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из частей)
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
22