Рисование

1

1.Пояснительная записка
Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации),

развитии

зрительного

восприятия

формы,

величины,

конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание

в

детях

эстетического

чувства

и

понимания

красоты

окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах;
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам

изобразительной

деятельности

(рисованию,

аппликации, лепке);
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

2

формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся
на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекции

познавательной

деятельности

обучающихся

путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные

признаки,

устанавливать

сходство

и

различие

между

предметами;
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование

умения

ориентироваться

в

задании,

планировать

художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекции

ручной

моторики;

улучшения

зрительно-двигательной

координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования,
лепки и выполнения аппликации;
развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
2. Содержание учебного предмета Рисование
(изобразительное искусство)
2.1. Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный
период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие
умений

воспринимать

и

изображать

форму

предметов,

пропорции,
3

конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства".
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную
тему, декоративное рисование;
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению, лепка на тему, лепка
декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности ("подвижная аппликация") и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению, выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
2.2. Подготовительный период обучения.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства;
правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые
в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
4

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления
движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с "подвижной аппликацией" для развития целостного
восприятия объекта при подготовке обучающихся к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации
на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг
друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,
под, справа от ..., слева от ..., посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина;

5

приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность
с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линий, линий замкнутого контура
(круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линий (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в
виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами, линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой;
приемы кистевого письма: примакивание кистью, наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение

шаблонов

геометрических

фигур,

реальных

предметов

несложных форм, букв, цифр.
2.3. Обучение композиционной деятельности:
6

Понятие "композиция". Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении
композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение
изображаемого

предмета

с

параметрами

листа

(расположение

листа

вертикально или горизонтально).
Установление

на

изобразительной

поверхности

пространственных

отношений (при использовании способов передачи глубины пространства).
Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.
Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст
(низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный
контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью
симметрии.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
2.4. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию. Формирование понятий: "предмет", "форма",
"фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции",
"конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия",
"аппликация".
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых
для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.
7

Передача

движения

различных

одушевленных

и

неодушевленных

предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из
отдельных

деталей

и

целого

куска

пластилина;

составление

целого

изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным
точкам,

дорисовывание,

обведение

шаблонов,

рисование

по

клеткам,

самостоятельное рисование формы объекта.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в
полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный,
зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе,
квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении
всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре).
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
2.5. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в рисунке с помощью красок:
Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые
и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами
цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем
смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и

8

черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима),
послойная живопись (лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
2.6. Обучение восприятию произведений искусства:
Примерные темы бесед:
"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа
художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".
"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
"Как и о чем создаются картины" Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная
картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши). Красота
и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики:
И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Конашевич, А. Куинджи, А.
Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин.
"Как и о чем создаются скульптуры". Скульптурные изображения (статуя,
бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин). Объем - основа языка
скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушин, В.
Мухина.
"Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства". Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
9

используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы
в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись).
3. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Рисование (изобразительное искусство):
3.1. Минимальный уровень:
знание

названий

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет";
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование

при

выполнении

работы

инструкциям

педагогического

работника; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
10

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная

передача

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
3.2. Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
("Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь");
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание

выразительных

средств

изобразительного

искусства:

"изобразительная поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "контур",
"пятно", "цвет", объем;
знание

правил

цветоведения,

светотени,

перспективы;

построения

орнамента, стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение

необходимой

для

выполнения

работы

информации

в

материалах учебника, рабочей тетради;

11

следование

при

выполнении

работы

инструкциям

педагогического

работника или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
оценка

результатов

собственной

изобразительной

деятельности

и

обучающихся (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение

жанров

изобразительного

искусства:

пейзаж,

портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.

12

Программное и учебно - методическое обеспечение:
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат». Приказ № 1765 от 27. 08.2024 года.
Учебник:
Рау М.Ю. Изобразительное
общеобразовательных

искусство. 4 класс. Учебник для

организаций,

реализующих

адаптированные

общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2019.
Методические пособия:
Рау М. Ю. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова,
М. А. Зыкова. - М. : Просвещение, 2016. - 200 с.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3. Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

13

4. Санитарные
«Гигиенические

правила

и

нормы

СанПиН

нормативы

и

требования

к

1.2.3685-21
обеспечению

безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программа
начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программа начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
9.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

образования

обучающихся

1-4

классов

с

лёгкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Приказ
№ 1765 от 27. 08.2024 года.
10.

Устав государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Свердловской области «Буткинская школа-интернат,
реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные
14

программы», утвержденный приказом Министерства образования и
молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года
№ 20-Д.
11.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с лёгкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
СО «Буткинская школа-интернат» на 2024 – 2025 учебный год.
12.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2024 – 2025 учебный год. Приказ № 1770 от 27. 08.2024
года.
13.

Расписание уроков 1 – 4 классов ГБОУ СО «Буткинская

школа-интернат,

реализующая

адаптированные

основные

общеобразовательные программы» 2024 – 2025 учебного года.
Оборудование:
Дидактический материал:
• таблицы по цветоведению, построению орнамента;
• схемы

по

правилам рисования

предметов, растений, деревьев,

животных, птиц, человека;
• таблицы по народным промыслам;
• учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные,
гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки;
кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны
геометрических фигур и реальных предметов;
• муляжи фруктов и овощей (комплект);
• предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.ed

15

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
класс
Ф.И.О.учителя

Рисование (изобразительное искусство)
4 класс
Шеломенцева Наталья Николаевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2. Контрольных
№
п/п

Тема урока

1-8.

1 четверть

Всего – 35 ч.

В неделю – 1 ч.
35 ч.
-

Кол-во
часов,
отводи
мых на
освоен
ие
каждой
темы
8

Дата

1.

Рисование с натуры листьев

1

04.0923.10.
04.09.

2.

Рисование на тему «Деревья
осенью»

1

11.09.

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Рисование с натуры в ходе экскурсии на школьный двор или в парк.
Работа с дидактическим материалом.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
16

Выполнение игровых упражнений.
3.

Рисование на тему «В деревне»

1

18.09.

4.

Лепка: барельеф на картоне
«Дерево на ветру»

1

25.09.

5.

Приёмы работы красками и
кистью

1

02.10.

6.

Техника рисования по мокрому
листу. Изображение неба

1

09.10.

7.

Раскрашивание осенних листьев
акварелью по мокрой бумаге

1

16.10

8.

Беседа на тему: «Как и о чём
создаются картины»

1

23.10.

Рисование по памяти после проведенных наблюдений
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Лепка (барельеф) по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе о видах скульптуры с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти
после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе
Рисование красками и кистью по мокрой бумаге, рисование по памяти
после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
17

доске.
Выполнение практических заданий, упражнений, тестирование.
9-16.

2 четверть

8

9.

Аппликация: «Улица города:
дома, деревья, машины»

1

06.1125.12.
06.11.

10.

Аппликация: «Овальная
салфетка»

1

13.11.

11.

Декоративное рисование:
«Полотенце» (элементы узора –
листья, цветы)

1

20.11.

12.

Каргопольская игрушка. Лепка:
игрушка «Лошадка»

1

27.11.

13.

Рисование на тему: «Ёлки в
зимнем лесу. Следы на снегу»

1

04.12.

Аппликация, рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Аппликация, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Декоративное рисование, знакомство с декоративно-прикладным
искусством.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Лепка, знакомство с декоративно-прикладным искусством,
национальными промыслами (каргопольской игрушкой).
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика). Работа с наглядным материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
18

14.

Рисование на тему: «Новогодняя
ёлка. Дед Мороз у ёлки»

1

11.12.

15.

Аппликация с дорисовыванием:
«Неваляшка»

1

18.12.

16.

Аппликация с дорисовыванием:
«Мишка»

1

25.12.

10

17-26.

3 четверть

17.

Аппликация с дорисовыванием:
«Чебурашка»

1

15.0116.03.
15.01.

18.

Зарисовка игрушек по выбору
обучающихся

1

22.01.

видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Рисование по памяти после проведенных наблюдений.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Аппликация с дорисовыванием, рисование с натуры.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.

Аппликация с дорисовыванием, рисование по памяти.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
19

Рисование с натуры.
19.

Раскрашивание игрушек
акварелью

1

29.01.

20.

Беседа на тему: «Знакомство со
скульптурой»

1

05.02.

21.

Лепка фигуры человека в
статической позе

1

12.02.

22.

Рисование фигуры человека

1

19.02.

23.

Рисование с натуры «Ваза с
цветами»

1

26.02.

24.

Рисование с натуры машинкиигрушки

1

05.03.

Рисование красками и кистью по мокрой и сухой бумаге.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение практических заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений, тестирование.
Лепка с натуры (развитие умений рассматривать предмет, находить
его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет,
находить его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет,
находить его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Рисование с натуры (развитие умений рассматривать предмет,
находить его форму, выделять части, видеть пропорции).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
20

Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
25.26.

Рисование акварелью «Сказочные
цветы»

1

12.03.
16.03.

27-33.

4 четверть

7

27.

Знакомство с гжельской
росписью

1

02.0428.05.
02.04.

28.

Рисование элементов росписи
посуды Гжели

1

09.04.

29.

Рисование кистью «Праздничный
салют»

1

16.04.

30.

Лепка предметов симметричной
формы «Бабочка»

1

23.04.

31.
32.

Лепка предметов симметричной
формы «Стрекоза»

1

30.04.
07.05.

Рисование акварельными красками по сухой бумаге, выполнение
упражнений на развитие воображения.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.

Беседа, знакомство с декоративно-прикладным искусством,
национальными промыслами (гжельской росписью).
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выход на экскурсию в музей.
Рисование, знакомство с декоративно-прикладным искусством,
национальными промыслами (гжельской росписью посуды).
Просмотр
аудиовизуального
материала
(видеофильма
или
видеоролика).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Рисование акварельными красками по мокрой бумаге, выполнение
творческих заданий на развитие воображения.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и практических заданий.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Лепка по памяти после проведенных наблюдений.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
21

33.
34.

Аппликация: «Сказочная птица»

1

14.05.
21.05.

35.

Аппликация: «Сказочная птица»

1

28.05.

доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из частей).
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение практических заданий, упражнений.
Аппликация (составление целого изображения из частей)
Работа с наглядным и дидактическим материалом.
Работа с ЭОР и презентацией в формате PowerPoint на интерактивной
доске.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».