ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8
IV.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
11
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
14
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Этика» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта (вариант 1) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Этика»
является
частью,
формируемой
участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Этика» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 33 часа в год (1 час в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Этика».
Цель: обучение определенным нравственным знаниям, нормам,
навыкам для компетентной личности обучающегося, воспитанника в
социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными
психофизическими возможностями здоровья.
Задачи обучения:
– ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть, трудолюбие;
– ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима,
культурного поведения;
– побуждение воспитанников к самопознанию и самовоспитанию,
формирование мотивов самопознания и самовоспитания;
– формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
– формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;
3
– формирование моделей поведения при вступлении в различные
социально-общественные отношения (семейные, социальные, трудовые).
формирование умения составлять деловые письма, подписывать
конверты, открытки, поздравления, писать заявления, автобиографию,
анкету, расписку и другие тексты делового стиля;
формирование умения писать сочинение творческого характера по
картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из
практической деятельности, книг и изложение текста с опорой на заранее
составленный план (изложение по коллективно составленному плану).
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью. Готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию знаний в различных ситуациях.
Введение. Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни
человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические
правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое
время (обзорно, на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики.
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во
спасение». Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не
нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку,
чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое
время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер,
отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера
человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние
признаки
доброжелательности
(тон
речи,
сила
голоса,
мимика).
Проявления доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных
ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного
опыта: «чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Этика родительских отношений.
5
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка
в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др.
(общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и
родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили
внутрисемейных
отношений.
Стили
взаимоотношений
родителей с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество),
попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили
отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля
отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую
жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями.
Причины конфликтов. Предупреждение
и преодоление конфликтов в
семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких,
внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье.
Этика межличностных отношений
Дружба.
Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает
дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений
и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение,
доверие и
преданность – основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая.
Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество,
дружба-компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их
возникновения, способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий
«любовь» и «счастье».
Разные представления о счастье у разных людей: материальный
достаток; карьера; семья.
6
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола.
Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное
воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие
поступки непростительны для человека.
Этика межличностных отношений.
Шаги в самостоятельной жизни. Социальные роли. Взаимопомощь в
семье.
Ответственность, общность взглядов детей и родителей.
Взаимоотношения с родителями. Материальная и духовная связь с
родителями.
Экономика и быт. Потребности семьи. Организация и ведение
домашнего хозяйства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону.
Правила ведения делового разговора с руководителем: особенности
вербального и невербального общения. Деловой стиль одежды.
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
5)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
6)
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в
разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
8
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
– представление о некоторых этических нормах;
– высказывать
свое отношение к поступкам героев литературных
произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других
людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и
правилах;
– признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень:
–
аргументированно
оценивать
поступки
героев
литературных
произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других
людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и
правилах;
– понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
– вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать
свою
позицию,
соблюдать
этику
взаимоотношений
в
процессе
взаимодействия с разными людьми.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
9
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
По способу предъявления - устные, письменные, практические.
По
характеру
выполнения
-
репродуктивные,
продуктивные,
творческие.
При оценке устных ответов по этике принимаются во внимание:
правильность
ответа
по
содержанию,
свидетельствующая
об
осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Текущий контроль по предмету «Этика» в 5–6 классах осуществляют
в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке
устных ответов используют следующие оценки:
Оценка «5» — обучающийся отвечает на вопросы и передаёт
содержание последовательно;
Оценка «4» — обучающийся полно и правильно отвечает, допускает
1–2 ошибки при ответе, неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;
Оценка «3» — обучающийся допускает 3–4 ошибки при ответе,
отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя;
Оценка «2» — оценка не ставится.
10
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы
1.
Федеральная
программа
адаптированная
обучающихся
(интеллектуальными
основная
с
общеобразовательная
умственной
нарушениями),
отсталостью
утвержденная
приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
2.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта
(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
Дополнительная литература
1. «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся)
под редакцией Филина Ф. П. – М.: «Просвещение», 2020 г.
Дополнительная литература:
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Этикет» (Развитие коммуникативных
способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2021г. – С. 158.
2.
Богуславская
Н.Е.,
Купина
Н.А.
«Весёлый
этикет»
(Развитие
коммуникативных способностей учащихся). – Екатеринбург.: АРД ЛТД,
2020г. – С. 87.
3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. «Сто великих писателей». – М.: «Вече»,
2023. – С. 114.
4. Николаева С. О «Занятия по культуре поведения». – М.: ВЛАДОС, 2021.
– С. 94.
Нормативно-правовые документы
11
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями
от 11.02.2022 N 69, от 07.10.2022 N 888).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
адаптированные
области
«Буткинская
основные
школа-интернат,
общеобразовательные
реализующая
программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной
политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
12
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025 – 2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением
интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025 –
2026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
1.Дидактический материал:
-карточки со словарными словами;
-карточки с алгоритмами правил;
-карточки для обратной связи;
-карточки с индивидуальными заданиями по работе;
-раздаточный материал для работы над связной речью;
-карточки для логопедической зарядки;
-карточки с кроссвордами;
- коррекционные упражнения;
- задания и упражнения на развитие высших психических функций;
-иллюстрации.
2. Технические средства обучения:
-ноутбук;
-интерактивная доска;
-проектор.
13
14
№
Тема предмета
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
часов/дата
IV.
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Повторение. Звуки и буквы – 10 часов
1
Звуки и буквы. Текст
1
01.09.
Различение звуков и букв.
Активизирование знаний в
области различения,
называния звуков и букв,
гласных и согласных звуков
по их существенным
признакам.
Проведение звукового анализа
слова, схематичного
обозначения звуков.
Активизация знаний
изученного ранее материала
по теме «Звуки и буквы»
Называют отличительные
особенности звука и буквы,
используя правило.
Закрепляют умение в
обозначении звуков и букв.
Находят в тексте названия
предметов и располагают
слова по алфавиту,
записывая в тетрадь (с
опорой на алфавит)
Различают звуки и буквы.
Отвечают на вопросы,
называют отличия.
Закрепляют умение в
обозначении звуков и букв
самостоятельно.
Читают текст, находят
названия предметов.
Записывают слова в тетрадь
в алфавитном порядке