Рабочая программа по учебному предмету речевая практика 4 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............... Error! Bookmark not defined.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................ 6
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ...... ….Error! Bookmark not
defined.
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………….12

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО адресована обучающимся с нарушением интеллекта
(вариант

1)

с

учетом

реализации

их

особых

образовательных

потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 67 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая
практика».
Цель учебного предмета
обучающихся

с

–

умственной

развитие

речевой

отсталостью

коммуникации

(интеллектуальными

нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4
классе определяет следующие задачи:
3

− ускорение процесса овладения разговорной речью на основе
коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на
фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование

представлений

о

необходимости

обязательного

выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в
обществе.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками, учит использованию речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности
учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения:
конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с
заданной

интонацией,

иллюстрации,

анализ

проигрывание
плана,

диалогов,

составление

рассматривание

предложений,

слушание

аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1

Аудирование

10

-

2

Дикция и выразительность речи

22

-

27

-

8

-

67

-

Подготовка
3
4

речевой

ситуации

и

организация

высказывания
Культура общения
Итого:

5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 способность

положительно

относиться

к

окружающей

действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
 представление о различных социальных ролях: собственных и
окружающих людей;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природной и социальной частей;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Предметные:
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых
играх в соответствии с речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Достаточный уровень:

6

− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в
аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь
отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по
темам речевых ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться,
просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по
темам речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

предметных

результатов

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4-х классов базируется на
принципах

индивидуального

и

дифференцированного

подходов

и

осуществляется по трехбалльной системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,

7

«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний на практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет

сам

или

с

помощью

учителя.

Ученик

в

основном,

последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий

требованиям

оценки

«5»,

но

затрудняется

в

формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению
отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
(вопрос)

недостаточно

полно

и

последовательно,

с

большими

затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя;
нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.

8

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант
1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат».
Учебник:
Речевая практика. 4 класс : учеб. для общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В.
Комарова. – М. : Просвещение, 2018. – с. 63.
Рабочая тетрадь:
Комарова С. В., Речевая практика. Рабочая тетрадь. 4 класс : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. – М. : Просвещение, 2022. – с. 47.
Дополнительная литература:
1.

Горбацевич А. Д., Коноплеева М. А. Речевая практика. 1 класса :

учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). – М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. –
2017. – 95 с.
2.

Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1-

4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. – М. : Просвещение, 2016. – с.
208.

9

Нормативно-правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1026
5.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности

и

(или)

безвредности для человека факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения
реализующая

государственного
Свердловской

бюджетного

области

адаптированные

общеобразовательного

«Буткинская

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

программы».

10

9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1 - 4 классов с нарушением интеллекта
(Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
10.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с нарушением

интеллекта (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025-2026 учебный год.
11.

Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» 2025– 2026 учебного года.
12.

Расписание уроков 1-4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование:
Опорные таблицы, папки, телевизор, ноутбук, наборы сюжетных и
предметных картинок, комплекс логопедической разминки.
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,

http://www.proshkolu.ru/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

11

Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Речевая практика
4
Казакова Татьяна Афанасьевна

Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных

Тема предмета

В неделю – 2 ч.
67 ч.
-

Кол-во
часов/
Дата

№

Всего – 67 ч.

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

1 четверть- 16 часов

1

Мы снова в школе
Делимся новостями

1
03.09.

Делимся новостями – 4 часа
Поздравление с началом учебного Выражают
свои
года
просьбы,
используют
Знание и употребление слов вежливые
слова,
приветствия и прощания в школе и используют
правила
дома
этикета при встрече и
Введение в тему (рассматривание расставании с детьми и
картинки, свободные высказывания взрослыми
детей по её содержанию)
Составляют рассказы на
Беседа с привлечением личного основе иллюстраций с
опыта
помощью
наводящих
Составление
рассказа
об вопросов учителя
интересных
событиях,
произошедших
летом,
показ
фотографий, рисунков
Конструирование диалогов на тему
«Как я провёл лето»

Правильно выражают свои
просьбы,
умеют
здороваться,
прощаться,
просить
прощения
и
извиняться,
используют
соответствующие
выражения
Составляют рассказы на
основе иллюстраций

12

2

Мы снова в школе

1
05.09.

3

Как я провёл лето

1
10.09.

4

Урок-игра
«Угадай
мой рисунок»

1
12.09.

Составление описания школы по
плану
Конструирование
диалоговприветствий из заданных реплик
Знакомство
с
текстом
стихотворения
И.
Гамазковой
«Прошлым летом»
Составление рассказов на тему
летнего отдыха с использованием
карточек-опор
с
названиями
фиксированных
частей
текста
(начало, основная часть, конец)
Конструирование
диалогов
по
рисункам на тему «Этим летом…»
Игра «Где я был-не расскажу, а что
делал-покажу» с использованием
рисунков
Составление
обучающимися
рассказов о самых интересных
событиях прошедшего лета с
опорой на карточки, называющие
фиксированные части текста, и на
выполненные рисунки
Рисование по теме летнего отдыха,
угадывание
темы
рисунка,
обсуждение
Составление рассказов по своим
рисункам так, чтобы остальные
ученики смогли догадаться, какой
рисунок выполнен рассказчиком

Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Участвуют в диалоге с
помощью
наводящих
вопросов
Составляют рассказы с
использованием
карточек-опор
с
помощью
наводящих
вопросов учителя
Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Составляют рассказы с
опорой на карточки с
помощью
наводящих
вопросов учителя

Пользуются
словами
этикета,
основными
правилами
культуры
речевого общения
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы на
тему летнего отдыха
с
использованием карточекопор

Пользуются
словами
этикета,
основными
правилами
культуры
речевого общения
Играют в игру, соблюдая
правила
Участвуют в диалоге
Составляют рассказы с
опорой на карточки

Участвуют
в Участвуют в обсуждении
обсуждении
Составляют рассказ по
Составляют рассказ по рисунку
рисунку с помощью
наводящих
вопросов
учителя

Я выбираю книгу. Библиотека – 4 часа

13

5

Я выбираю книгу

1
17.09.

6

Мы в библиотеке

7

Моя любимая книга

8

Моя любимая книга

1
19.09.
1
24.09.
1
26.09.

9

«Подскажите,
пожалуйста…»

1
01.10.

10

«Подскажите,
пожалуйста…»
«Подскажите,
пожалуйста…»

1
03.10.
1
08.10.

11

Чтение стихотворения учителем, Участвуют в беседе
обсуждение
прочитанного, Знакомятся с правилами
коллективный
ответ
на поведения в библиотеке
поставленный в стихотворении Умеют выбирать книгу в
вопрос
библиотеке с помощью
Знание назначения библиотеки, учителя
правил поведения в библиотеке
Умение
выбирать
книгу
в
библиотеке
Экскурсия в школьную библиотеку Участвуют в беседе с
Использование в речи и поведении библиотекарем
ранее усвоенных правил поведения
Составляют
Участие в диалоге с библиотекарем предложения с опорой
Отгадывание загадок, беседа по на картинку с помощью
картинке
наводящих
вопросов
Составление предложений с опорой учителя
на
картину
и
собственные Составляют
рассказы
высказывания
«Моя любимая книга» с
Составление
рассказов
«Моя опорой на план с
любимая книга» с опорой на план
помощью
наводящих
Игра «Рассказ по кругу»
вопросов учителя
Обмен первыми впечатлениями о Играют
в
игры,
книгах,
принесённых соблюдая правила
обучающимися и учителем
«Подскажите, пожалуйста…» - 4 часа
Введение
в
ситуацию Отвечают на вопросы
(рассматривание
картинок, учителя
по
их
обсуждение проблемного вопроса)
содержанию с опорой на
Знакомство с темой (беседа на иллюстративный
основе личного опыта о том, когда материал
может быть использована фраза Обсуждают ситуацию с

Умеют отвечать на вопросы
по
содержанию
услышанного
Соблюдают
правила
поведения в библиотеке
Умеют выбирать книгу в
библиотеке
Умеют отвечать на вопросы
по
содержанию
услышанного
Отгадывают загадки
Составляют предложения с
опорой на картинку и
собственные высказывания
Составляют рассказ «Моя
любимая книга» с опорой
на план
Играют в игры, соблюдая
правила

Воспроизводят
составленные рассказы с
опорой на иллюстративный
материал
Обсуждают ситуацию
Пользуются
словами

14

12

«Подскажите,
пожалуйста…»

1
10.10.

13

Я - пассажир

1
15.10.

14

Я - пассажир

15
16

Я - пассажир

1
17.10.
2
22.10.
24.10.

17

Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»

1
05.11.

«Подскажите пожалуйста...»)
Конструирование
возможных
диалогов обращения за помощью: к
знакомому и незнакомому человеку
Ролевые игры по теме ситуации

помощью учителя
Используют
диалогические
формы
речи
в
различных
ситуациях общения
Играют
в
игры,
соблюдая правила
Я за порогом дома – 4 часа
Знакомство с темой (беседа на Используют
правила
основе личного опыта)
поведения
в
Актуализация имеющихся знаний о общественном
правилах
поведения
в транспорте
общественном транспорте
Используют вежливые
Конструирование
возможных слова
диалогов
в
общественном Конструируют
транспорте
возможные диалоги в
Ролевая игра «В автобусе»
общественном
транспорте с помощью
учителя
Играют
в
игры,
соблюдая правила
2 четверть- 16 часов
В гости к сказке -6 часов
Прослушивание аудиозаписи сказки Слушают сказку, умеют
«Петушок — Золотой гребешок» с отвечать на вопросы с
опорой на иллюстрации к уроку
опорой
на
Тренировочные
упражнения
в иллюстративный
передаче характера и переживаний материал
героев
Участвуют
в
Умение изменять силу голоса, тон и проигрывании эпизодов

этикета,
основными
правилами
культуры
речевого общения
Играют в игры, соблюдая
правила

Умеют
пользоваться
правилами поведения в
общественном транспорте
Используют
вежливые
слова
Конструируют возможные
диалоги в общественном
транспорте
Играют в игры, соблюдая
правила

Понимают
содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Участвуют в проигрывании
эпизодов сказки

15

18

Русская
народная
сказка «Петушок –
Золотой гребешок»

1
07.11.

тема речи в зависимости от эпизода сказки
сказки
учителя
Проигрывание эпизодов сказки с
использованием
элементов
костюмов, кукол или фигур героев

19

Театрализованное
представление сказки

1
12.11.

20

Моя любимая сказка

1
14.11.

21

Моя любимая сказка

22

Моя любимая сказка

1
19.11.
1
21.11.

Участие
в
театрализованном
представлении
сказки
с
использованием
элементов
костюмов, кукол или фигур героев
Участие в викторине «Сказка ложь,
да в ней намёк»
Представление любимой сказки в
виде
рассказа,
пересказа,
иллюстраций

23

У телевизора
Планируем
телевизионный досуг

1
26.11.

24

У
телевизора.
Планируем
телевизионный досуг

1
28.11.

У телевизора – 4 часа
Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на
основе личного опыта)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний по
теме: предпочтения обучающихся в
телеэфире, умение ориентироваться
в программе телепередач, умение
пользоваться пультом от телевизора

с

помощью

Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки
с
помощью
учителя
Воспринимают на слух
рассказы
одноклассников
Отвечают на вопросы
учителя с опорой на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку с
опорой
на
иллюстративный
материал

Принимают
участие
театрализованном
представлении

Отвечают на вопросы
учителя по содержанию
просмотренных
и
видеофильмов

Понимают
детских
отвечать
учителя

в

Воспринимают на слух
рассказы одноклассников
Отвечают
на
вопросы
учителя
Пересказывают сказку

содержание
видеофильмов,
на
вопросы

16

25

Мои
передачи

любимые

1
03.12.

26

Мои
передачи

любимые

1
05.12.

27

Игра
«Лисичкасестричка»

1
10.12.

28

Игра
«Лисичкасестричка»
Игра
«Лисичкасестричка»

1
12.12.
1
17.12.

29

Актуализация,
уточнение
и Отвечают на вопросы
расширение имеющихся знаний по учителя по содержанию
теме: предпочтения обучающихся в просмотренных
и
телеэфире, умение ориентироваться видеофильмов
в программе телепередач, умение Участвуют
в
пользоваться
пультом
от коллективном
телевизора.
обсуждении
«Моя
Коллективное обсуждение «Моя любимая
книга»
с
любимая программа» с элементами помощью учителя, с
рассказов
обучающихся, опорой на план
выполненных с опорой на план
В гости к сказке – 3 часа

Понимают
содержание
детских
видеофильмов,
отвечать
на
вопросы
учителя
Коллективно
обсуждают
«Моя любимая книга» с
опорой на план

Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Знакомство со сказкой (слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации)
Закрепление содержания сказки
(пересказ с опорой на иллюстрации,
по вопросам учителя, игра «Рассказ
по кругу» и др.)
Инсценирование сказки

Понимают
содержание
сказки, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Инсценируют сказку
Играют в игры, соблюдая
правила

Слушают сказку, умеют
отвечать на вопросы с
опорой
на
иллюстративный
материал
Пересказывают сказку с
опорой на иллюстрации
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки
Играют
в
игры,
соблюдая правила

Новогодние истории – 3 часа
30

Новогодние истории

1
19.12.

31

Новогодние истории

1
24.12.

Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрации)
Актуализация знаний о новогодних
сказках, мультфильмах
Обсуждение замысла истории

Отвечают на вопросы
учителя по содержанию
просмотренных
и
видеофильмов
Обсуждают
замысел

Понимают
содержание
детских
видеофильмов,
отвечать
на
вопросы
учителя
Обсуждают
замысел

17

32

Новогодние истории

1
26.12.

Составление предложений к каждой
части придумываемой истории с
опорой на вопросный план
Иллюстрирование истории согласно
замыслу
Рассказывание вариантов истории,
получившихся у школьников
Представление
истории
на
новогоднем
празднике
(инсценирование)

истории с помощью
наводящих вопросов
Составляют
простые
предложения с опорой
на вопросный план и с
помощью учителя
Участвуют
в
проигрывании эпизодов
сказки
с
помощью
учителя

истории
Составляют
распространенные
предложения с опорой на
вопросный план
Рассказывают получившие
истории
Принимают
участие
в
театрализованном
представлении

18

33

Знаки-помощники

1
14.01.

34

Знаки-помощники

1
16.01.

35

Знаки-помощники

1
21.01.

36

Я – пассажир

37

Я – пассажир

1
23.01.
1
28.01.

3 четверть- 22 часа
Знаки-помощники - 5 часов
Введение в тему (рассматривание Повторяют
правила
картинок
по
теме
«Знаки- ПДД
помощники»)
Моделируют
и
Актуализация знаний обучающихся проигрывают
по теме на основе рассматривания возможные диалоги на
условных знаков, встречающихся в улице,
повседневной жизни
предполагающие
Моделирование и проигрывание обсуждение значения
возможных диалогов на улице, дорожных знаков с
предполагающих
обсуждение помощью учителя
значения дорожных знаков
Актуализация
информации
о Составляют
правила
предупреждающих
и дорожного движения
информационных знаках
Участвуют в ролевых
Участие в викторине «О чём мне играх в соответствии с
говорят знаки?»
речевыми
Повторение правил поведения в возможностями
общественном транспорте
Выражают
свои
Ролевая игра «Я – пассажир»
просьбы,
используя
вежливые
слова,
адекватно
пользуясь
правилами этикета

Называют
дорожные
знаки и виды переходов,
рисуют знаки
Моделируют
и
проигрывают возможные
диалоги
на
улице,
предполагающие
обсуждение
значения
дорожных знаков
Пользуются правилами
дорожного движения
Участвуют в ролевых
играх
Выражают
свои
просьбы,
используя
вежливые
слова,
адекватно
пользуясь
правилами этикета

В гостях у леса – 4 часа
38

В гостях у леса

1
30.01.

39

В гостях у леса

1
04.02.

Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа с

Используют
диалогические формы
речи
в
различных
ситуациях общения

Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Умеют воспроизводить

19

40

В гостях у леса

1
06.02.

41

В гостях у леса

1
11.02.

42

Задушевный разговор

1
13.02.

43

Задушевный разговор

1
18.02.

привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций)
Актуализация,
уточнение
и
расширение имеющихся знаний о
правилах поведения в лесу
Творческая работа «Что может
нанести вред лесу?»
Представление работ обучающимися
(составление рассказов)
Составление «Правил вежливого
поведения в лесу»

Отвечают на вопросы
учителя
по
их
содержанию с опорой
на
иллюстративный
материал
Участвуют
в
представлении работ в
соответствии
с
речевыми
возможностями
Составляют «Правила
вежливого поведения в
лесу»
с
помощью
учителя
Задушевный разговор 4 часа
Введение в тему ситуации (работа с Выбирают правильные
иллюстрацией,
обсуждение средства
интонации,
проблемного вопроса)
ориентируясь
на
Обсуждение проблемной ситуации образец учителя и
(девочка расстроена, ей необходимо анализ
речевой
утешение)
ситуации
Актуализация и уточнение словаря Используют
эмоций у школьников
диалогические формы
Введение в контекст разговора речи
в
различных
словосочетания
«задушевный ситуациях общения
разговор» (добрый, между друзьями Играют в игру «Свои
или близкими людьми, негромкий)
чувства не скажу, а без
Моделирование диалогов утешения, слов вам покажу»,
сочувствия, предостережения на соблюдая правила
основе иллюстраций
Игра «Свои чувства не скажу, а без
слов вам покажу»

составленные рассказы с
опорой
на
иллюстративный
материал
Представляют работы
Составляют
«Правила
вежливого поведения в
лесу»

Выбираю
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Играют в игру «Свои
чувства не скажу, а без
слов вам покажу»

20

44

Учимся общаться

1
20.02.

45

Учимся общаться

1
25.02.

46

Я
получил
приглашение

1
27.02.

47

Я
получил
приглашение

1
04.03.

Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово», «Что легче?»,
«На катке» в аудиозаписи
Совместное
рассматривание
картинки,
обсуждение
первых
впечатлений
Тренировочные
упражнения
в
изображении различных эмоций
Соотнесение рассказов с личным
опытом детей

Слушают рассказы В.
Осеевой «Волшебное
слово», «Что легче?»,
«На катке»
Рассматривают
картинки, принимают
участие в обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают правильные
средства
интонации,
ориентируясь
на
образец
учителя
и
анализ
речевой
ситуации
Участвуют в диалогах
по
темам
речевых
ситуаций

Приглашение – 4 часа
Введение в ситуацию (беседа с Используют
опорой на иллюстрацию, обсуждение диалогические формы
проблемного вопроса)
речи
в
различных
Актуализация имеющихся знаний по ситуациях общения
теме (беседа на основе личного Составляют
устные
опыта)
приглашения с опорой
Конструирование
устных на план в соответствии
приглашений с опорой на план
с
речевыми

Понимают
содержание
рассказов, прослушанной в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Рассматривают
картинки,
принимают
участие
в
обсуждении
Отвечают на вопросы
Выбирают
правильные
средства
интонации,
ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой
ситуации
Участвуют в диалогах по
темам речевых ситуаций
Соотносят
составленные
рассказы с о своим личным
опытом с помощью учителя
Используют диалогические
формы речи в различных
ситуациях общения
Конструируют
устные
приглашения с опорой на
план
Составляют
текстовые
письменные приглашения

21

48

Я
получил
приглашение

1
06.03.

Дифференциация в зависимости от
адресата
Моделирование
диалогов,
содержащих
приглашение
и
вежливый отказ
Составление текстов письменных
приглашений

49

Инсценировка
стихотворения
Усачёва
«Приглашение
улитке»

1
11.03.

Актуализация имеющихся знаний по
теме (беседа на основе личного
опыта)
Слушание
аудиозаписи
стихотворения, распределение ролей,
инсценирование стихотворения А.
Усачёва «Приглашение улитке»

А.

50

Поздравления

1
13.03.

51

Поздравления

1
18.03.

52

Поздравления

53

Мы на Дне рождения

1
20.03.
1
25.03.

возможностями
Составляют текстовые
письменные
приглашения
с
помощью учителя
Моделируют диалоги с
помощью наводящих
вопросов
Слушают
стихотворение
А.
Усачёва «Приглашение
улитке»
Участвуют
в
инсценировании
стихотворения
А.
Усачёва «Приглашение
улитке»

Моделируют диалоги

Понимают
содержание
стихотворения,
прослушанной
в
аудиозаписи, отвечают на
вопросы учителя
Инсценируют стихотворение
А. Усачёва «Приглашение
улитке»

Поздравляю! – 5 часов
Введение в ситуацию (беседа с Используют
опорой на иллюстрацию, обсуждение диалогические
формы
проблемного вопроса)
речи
в
различных
Конструирование
поздравлений ситуациях общения
Дифференциация в зависимости от Составляют поздравление
адресата
в
соответствии
с
Знакомство с правилами оформления речевыми возможностями
письменного
поздравления
на с помощью учителя
открытке
Подписывают
Тренировочные
упражнения
в поздравительные
подписывании
поздравительных открытки по образцу
открыток
Оформляют
поздравиПодготовка
поздравительной тельную
открытку
с
открытки и подписи к ней
помощью учителя

Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Составляют поздравление
в
соответствии
с
речевыми возможностями
Подписывают
поздравительные
открытки по образцу
Оформляют
поздравительную
открытку

22

54

Мы на Дне рождения

1
26.03.

55

Жду письма!

1
08.04.

56

Жду письма!

1
10.04.

57

Жду письма!

1
15.04.

58

Жду письма!

1
17.04.

59

Жду письма!

1
22.04.

60

«Извините меня…»

1
24.04.

Составление предложений с опорой
на схемы
Повторение правил поведения в
гостях
Тренировочные
упражнения
в
произнесении поздравлений
Обсуждение
и
проигрывание
возможных
конкурсов
и
развлечений, которые могут быть
предложены в гостях

Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
в
соответствии с речевыми
возможностями
Составляют предложения
с опорой на схемы и с
помощью учителя
Произносят
простые
поздравления
Принимают участие в
играх, соблюдая правила

4 четверть- 13 часов
Жду письма! – 5 часов
Знакомство с темой (беседа с Используют
привлечением личного опыта)
диалогические
формы
Актуализация опыта обучающихся речи
в
различных
по теме, знакомство со структурой ситуациях общения
письма
Отвечают на вопросы
Составление коллективного письма Используют
структуру
литературному герою по теме с письма и участвуют в
опорой на план из ключевых слов
составлении
Самостоятельная
работа
с коллективного письма
дифференцированной
помощью Составляют письма с
учителя «Письмо …» (в зависимости помощью учителя
от интересов обучающихся могут Участвуют
в
быть предложены задания написать самостоятельной работе с
письмо другу, родственнику и др.)
дифференцированной
помощью учителя
«Извините меня…» - 3 часа
Введение
в
ситуацию Рассматривают картинки
(рассматривание
картинок, Используют

Разучивают
и
рассказывают
стихотворения
Составляют предложения
с опорой на схемы
Составляют
и
воспроизводят
простые
поздравления
Принимают участие в
играх, соблюдая правила

Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых ситуаций
Отвечают на вопросы
Пользуются
структурой
письма, опираются на
план из ключевых слов
при
составлении
коллективного письма
Составляют
письма.
Самостоятельно работают
с
дифференцированной
помощью учителя

Рассматривают картинки.
Активно участвуют в

23

61
62

63

64

«Извините меня…»

диалогические
формы диалогах
по
темам
речи
в
различных речевых ситуаций
ситуациях общения
Конструируют
«Извините меня…»
1
Конструируют
возможные
диалоги,
06.05.
возможные
диалоги, содержащие извинения
содержащие извинения с Участвуют в диалогах по
помощью
наводящих темам речевых ситуаций,
вопросов
в ролевых играх
Участвуют в ролевых
играх в соответствии с
речевыми возможностями
Поздравительная открытка
(место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая) – 2 часа
Поздравительная
1
Знакомство с темой (беседа с Используют
Активно участвуют в
открытка к 9 мая
08.05. привлечением
личного
опыта, диалогические
формы диалогах
по
темам
ответы на вопросы на основе речи
в
различных речевых ситуаций
иллюстраций)
ситуациях общения
Отвечают на вопросы
Прослушивание
песен,
стихов, Отвечают на вопросы
Понимают
содержание
рассказов о Великой Отечественной Слушают песни, стихи, стихов, песен, рассказов о
войне
рассказы
о
Великой ВОВ прослушанной в
Рисование праздничных открыток
Отечественной войне
аудиозаписи, отвечают на
Конструирование поздравлений с Разучивают
и вопросы учителя
Поздравительная
1
Днём
Победы
различным
адресатам
рассказывают
Разучивают
и
открытка к 9 мая
13.05.
(ветеранам, учителям, родным)
стихотворения
в рассказывают
Подписывание открыток
соответствии с речевыми стихотворения
Доставка
открыток
адресатам возможностями
Составляют поздравления
(отправление письмом, доставка Составляют поздравления с праздником различным
лично в руки)
с праздником с помощью адресатам с помощью
учителя
учителя
Подписывают открытки с Подписывают открытки
опорой на образец
1
29.04.

обсуждение проблемного вопроса)
Знакомство с темой (беседа на
основе
личного опыта о том, когда может
быть использована фраза «Извините
меня»)
Конструирование
возможных
диалогов, содержащих извинения
Ролевые игры по теме ситуации

24

65

«Во саду
огороде»

ли,

в

1
15.05.

66

«Во саду
огороде»

ли,

в

1
20.05.

67

«Во саду
огороде»

ли,

в

1
22.05.

«Во саду ли в огороде» - 3 часа
Введение
в
ситуацию Рассматривают картинки
(рассматривание
картинок, Используют
обсуждение проблемного вопроса)
диалогические
формы
Знакомство с темой (беседа с речи
в
различных
привлечением
личного
опыта, ситуациях общения
ответы на вопросы на основе Участвуют в беседе;
иллюстраций,
основная
линия отвечают на вопросы
беседы - работа летом в саду и в учителя
огороде, овощи, фрукты и ягоды, Выполняют
и
растущие в нашей местности)
представляют творческие
Подготовка
обучающимися работы
классу
в
творческих
работ
по
теме соответствии с речевыми
(обсуждение замыслов, порядка возможностями
выполнения)
Обсуждают планы на
Выполнение
и
представление каникулы с помощью
творческих
работ
классу
— наводящих вопросов
составление рассказов на основе
выполненных рисунков
Обсуждение планов обучающихся на
каникулы: свободные высказывания,
взаимные вопросы, уточнения

Рассматривают картинки.
Активно участвуют в
диалогах
по
темам
речевых
ситуаций
Участвуют в беседе;
отвечают на вопросы
учителя
Выполняют
и
представляют творческие
работы классу
Обсуждают планы на
каникулы с помощью
наводящих вопросов
Задают вопросы учителю
и одноклассникам
Составляют
простой
рассказ на тему «Как я
буду
проводить
каникулы»

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».