ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............ Error! Bookmark not defined.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................ Error! Bookmark not defined.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....... Error! Bookmark not defined.
IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………………….13
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................. 17
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и
человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО адресована обучающимся с нарушением интеллекта
(вариант
1)
с
учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к
предметной области «Естествознание» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и
человека».
Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и
неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих
между миром природы и человека.
Задачи обучения:
первоначальное формирование естественнонаучных знаний;
обобщение и систематизация полученных ранее знаний;
первоначальное формирование умения наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром;
развитие способности раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека;
3
знакомство с объектами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и
человека» в 4 классе определяет следующие задачи:
углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и
живой природе, новых знаний об основных ее элементах;
расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой
природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней
среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
углубление знаний обучающихся о природе своего края;
формирование первоначальных сведений о природоохранительной
деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к
природе;
формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи
живой и неживой природы;
формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как
источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену
времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;
закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни
растений, животных, человека;
раскрытие причинно-следственных связей между природными
явлениями и жизнью человека;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический
характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе
учебного материала используется дифференцированный подход к учебным
возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной
адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4
классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами
познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях
или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях.
Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира
происходит
через
взаимодействие
с
различными
источниками
информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической
деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в
совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через
развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо
использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся
должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового
материала желательно проводить простейшие опыты.
В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации,
занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние
природы и здоровье человека, показать важность этого направления
5
деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся
могут сделать для сохранения чистоты природы.
Содержание разделов
№
п\п
1.
Времена года. Осень
3
Контрольные
работы
-
2.
Живая природа. Растения
7
-
3.
Времена года. Зима
3
-
4.
Неживая природа
4
-
5.
Живая природа. Животные
3
-
6.
Времена года. Весна
3
-
7.
Живая природа. Человек
4
-
8.
Безопасное поведение
2
-
Времена года. Лето
3
-
32
-
Название раздела
Количество часов
Итого:
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы,
ценностей и чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;
осознание себя как гражданина России, формирование чувства
гордости за свою Родину, любви к родной природе;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в
естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
относить изученные объекты к определенным группам (видородовые понятия);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
иметь представления об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;
7
знать
требования
к
режиму
дня
школьника
и
понимание
необходимости его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в
повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;
составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватно
взаимодействовать
с
изученными
объектами
окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в
классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.
Достаточный уровень:
узнавать
и
называть
изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом
оснований для классификации;
давать развернутую характеристику своего отношения к изученным
объектам;
знать правила гигиены тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать некоторые правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
8
проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
проявлять готовность к использованию сформированных умений при
решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и
одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать
замечания, адекватное воспринимать похвалу.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного
подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый
(промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксированием отметки в журнале.
9
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к
устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека»
проводится в следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический
контроль
осуществляется
в
соответствии
с
календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и
раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый
контроль
проводится
в
конце
года в
рамках
промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во
внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные
результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных
заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные
обучающимся
в
ходе
выполнения
творческих,
самостоятельных,
практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65%
заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
10
Устный опрос является одним из методов учёта достижений
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании
устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека»
принимается во внимание:
правильность
ответа
по
содержанию,
свидетельствующая
об
осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание
пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может
сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры
полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные
неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые
исправляет
сам
или
с
помощью
учителя.
Ученик
в
основном,
последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий
требованиям
оценки
«5»,
но
затрудняется
в
формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с
помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению
отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни.
Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
(вопрос)
недостаточно
полно
и
последовательно,
с
большими
затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя;
11
нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные
недопониманием учебного материала.
Оценка «2» - не ставится.
12
IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы:
1. Федеральная
программа
адаптированная
образования
основная
обучающихся
с
общеобразовательная
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант
1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат».
Учебник:
Матвеева Н. Б., Попова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.:
Просвещение, 2018.
Рабочая тетрадь:
Матвеева Н. Б., Попова Т. О. Мир природы и человека. 4 класс.
Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение,
2020.
Дополнительная литература:
Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации.
1- 4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. - 222 с.
13
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1026
5.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечению
безопасности
и
(или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
8.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
14
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы».
Адаптированная
9.
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 1 - 4 классов с нарушением интеллекта
(Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с нарушением
10.
интеллекта (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на
2025-2026 учебный год.
Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-
11.
интернат» 2025– 2026 учебного года.
Расписание уроков 1-4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-
12.
интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Дидактический материал:
-
печатные
организации
пособия:
фронтальной,
комплект
наглядных
групповой
и
материалов
индивидуальной
для
работы;
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин и схем по разделам программы;
-
экранно–звуковые
пособия: аудиозаписи звуков окружающего
мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам
учебного предмета;
-
учебно–практическое
оборудование:
игровой
материал
для
сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических
занятий и элементарных опытов;
-
оборудование
для
проведения
предметно-практических
упражнений: (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки,
15
пластилин)
-
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и
овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки,
комнатные растения, плоды с/х культур.
Технические средства обучения: ноутбук, телевизор.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://www.uchportal.ru/
,http://infourok.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/,
http://www.myshared.ru/.
16
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
Класс
Ф.И.О. учителя
Мир природы и человека
4
Казакова Татьяна Афанасьевна
Количество учебных часов:
1.Обучающе-развивающих
2.Контрольных
1
Тема предмета
Сезонные изменения в
природе
Осень
В неделю – 1 ч.
32 ч.
-
Кол-во
часов
№
Всего – 32 ч.
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
1 четверть- 8 часов
Времена года. Осень - 3 часа
1
Обобщение полученных
Обобщают полученные
01.09. знаний о влиянии Солнца на знания о влиянии Солнца на
изменения в природе
изменения в природе
(температура воздуха, воды, (температура воздуха, воды,
количество тепла), на смену
количество тепла), на смену
времен года
времен года по иллюстрациям
Работа с календарем
Работают с календарем
Чередование времен года,
Рассказывают о чередовании
закрепление знаний о
времен года
названиях месяцев
Проговаривают названия
Проговаривание названий
месяцев с помощью учителя
месяцев
Называют 3-4 признака осени
Называние признаков осени
Работают с текстом об осени
Работа с текстом об осени
Выполняют задания по
Достаточный уровень
Обобщают полученные
знания о влиянии Солнца
на изменения в природе
(температура воздуха,
воды, количество тепла), на
смену времен года
Работают с календарем.
Рассказывают о
чередовании времен года
Проговаривают названия
месяцев.
Называют 4-5 признаков
осени
Работают с текстом об
Выполнение заданий по
учебнику
2
Растения и животные
осенью
3
Труд людей осенью
Огород
1
Сравнение рисунков
08.09. Нахождение различий
Запоминание названий
осенних цветов
Называние овощей по
рисункам
Выполнение заданий по
учебнику, ответы на вопросы
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
растений осенью
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Отгадывание загадок
Называние известных
животных, ответы на
вопросы
1
Чтение текста
15.09. Ответы на вопросы
Выполнение заданий по
учебнику
Рассматривание рисунка
Называние садовых
инструментов
Составление рассказа о
деятельности человека в
связи с сезонными
изменениями в природе
осенью
учебнику с помощью учителя
Сравнивают рисунки
Находят 1-2 различия
Читают 1-2 названия осенних
цветов
Называют 3-4 овоща по
рисункам
Выполняют задания по
учебнику
Отвечают на вопросы кратко
Обобщают представления о
жизни растений осенью
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Отгадывают загадки по
картинкам
Называют 3-4 известных
животных по картинкам
Читают часть текста
Отвечают на вопросы кратко
Выполняют задания по
учебнику
Рассматривают рисунки
Называют 1-2 садовых
инструмента по картинке
Составляют краткий рассказ о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе осенью по картинке
осени
Выполняют задания по
учебнику
Сравнивают рисунки
Находят 2-3 различия,
называют их
Проговаривают 2-3
названия осенних цветов.
Называют 4-5 овощей
Выполняют задания по
учебнику
Отвечают на вопросы
полным предложением
Обобщают представления о
жизни растений осенью
Читают текст
Рассматривают рисунки
Отгадывают загадки
Называют 4-5 известных
животных по картинкам
Читают текст
Отвечают на вопросы
полным предложением
Выполняют задания по
учебнику
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 садовых
инструмента
Составляют рассказ о
деятельности человека в
связи с сезонными
изменениями в природе
18
осенью
4
Растения
Огород
5
Лес
Сад
Живая природа. Растения - 7 часов
1
Показ объекта на рисунке
Показывают объект на
22.09. (поле, огород)
рисунке (поле, огород)
Перечисление
Перечисляют 1-2
инструментов для
инструмента для перекопки
перекопки земли
земли по картинке
Ответы на вопросы об
Отвечают на вопросы об
овощах
овощах кратко
Словарная работа
Работают с опорными
(корнеплоды, овощеводы,
словами (корнеплоды,
теплица)
овощеводы, теплица)
Выполнение заданий по
Выполняют задания по
учебнику
учебнику с помощью учителя
1
Рассматривание рисунка
29.09. Называние предметов
мебели
Наблюдение за растениями
сада и леса осенью: яблоня,
осина, липа, акация,
орешник
Перечисление названий
лиственных и хвойных
деревьев
Ориентировка в
пространстве (определение
право, лево, сзади, спереди)
Рассматривание прибора
для ориентировки в
Рассматривают рисунки
Называют 1-2 предмета
мебели по картинке
Наблюдают за растениями
сада и леса осенью: яблоня,
осина, липа, акация, орешник
Перечисляют 2-3 названия
лиственных и хвойных
деревьев с помощью учителя.
Ориентируются в
пространстве (определение
право, лево, сзади, спереди) с
помощью учителя
Рассматривают прибор для
ориентировки в пространстве
Показывают и называют
объект на рисунке
(поле, огород).
Перечисляют 2-3
инструмента для перекопки
земли в натуральном виде в
естественных условиях
Отвечают на вопросы об
овощах полным
предложением
Работают с опорными
словами (корнеплоды,
овощеводы, теплица)
Выполняют задания по
учебнику
Рассматривают рисунки
Называют 2-3 предмета
мебели
Наблюдают за растениями
сада и леса осенью:
яблоня, осина, липа,
акация, орешник
Перечисляют 3-4 названия
лиственных и хвойных
деревьев
Ориентируются в
пространстве
(определение право, лево,
сзади, спереди)
Рассматривают прибор для
19
пространстве (компас)
(компас)
6
Растения культурные и
дикорастущие
1
Чтение текста
06.10. Рассматривание рисунка
Сравнение растений
Выполнение заданий по
учебнику
Описание ягод клубники
Знакомство с понятиями
«сорт», «семена»
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Сравнивают 1-2 растения
(наиболее
распространенных)
Выполняют задания по
учебнику
Описывают ягоды клубники
Знакомятся с понятиями
«сорт», «семена» с помощью
учителя
7
Лекарственные
растения
Просматривают видео о
лекарственных растениях
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Знакомятся с
лекарственными растениями
(читают названия и
информацию на аптечной
упаковке) с помощью
учителя
Отвечают на вопросы кратко
8
Красная книга
1
Просмотр видео о
13.10. лекарственных растениях
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Знакомство с
лекарственными
растениями
(чтение названия и
информации на аптечной
упаковке), способом их
применения, сроком
годности
1
Чтение рассказа о Красной
20.10. книге
Ответы на вопросы
Рассматривание
иллюстраций о редких
Читают часть рассказа о
Красной книге
Отвечают на вопросы кратко
Рассматривают иллюстрации
о редких видах растений и
ориентировки в
пространстве (компас)
Читают текст
Рассматривают рисунок
Сравнивают 2-3 растения
(наиболее
распространенных)
Выполняют задания по
учебнику
Описывают ягоды
клубники и показывают их
на картинке
Знакомятся с понятиями
«сорт», «семена» с
помощью учебника
Просматривают видео о
лекарственных растениях
Читают текст
Рассматривают рисунки
Знакомятся с
лекарственными
растениями
(читают названия и
информацию на аптечной
упаковке), способом их
применения, сроком
годности
Читают рассказ о Красной
книге
Отвечают на вопросы
полным предложением
Рассматривают
20
видах растений и животных,
их описание по внешнему
виду
животных
Отвечают на вопросы
иллюстрации о редких
видах растений и
животных
21
9
Парки
10
Растения поля
2 четверть- 8 часов
1
Просмотр видео о парках
Просматривают видео о парках
10.11. Чтение текста
Читают часть текста
Словарная работа (парк,
Работают с опорными словами
аллея, сквер)
(парк, аллея, сквер)
Описание парка (сквера)
Описывают парк (сквера) по
Ответы на вопросы
картинке
Называние известных
Отвечают на вопросы кратко
парков, расположенных
Называют 1-2 известных парка,
вблизи местожительства
расположенных вблизи
местожительства
1
Чтение текста
Читают часть текста
17.11. Составление рассказа об
Составляют краткий рассказ об
изготовлении продуктов
изготовлении продуктов
питания из муки
питания из муки с помощью
Словарная работа (жатва,
учителя
зернохранилище, озимые,
Работают с опорными словами
соломина, колос, метелка)
(жатва, зернохранилище,
Чтение текста (работа в
озимые, соломина, колос,
поле в разное время года),
метелка), составляют
беседа по рисункам
словосочетания
Отгадывание загадок
Читают часть текста (работа в
Сравнение двух объектов
поле в разное время года)
(пшеница и рожь; овес и
Беседуют по рисункам
гречиха)
Отгадывают загадки по
Изготовление поделки из
картинкам
соломы
Сравнивают 2 объекта
(пшеница и рожь; овес и
гречиха) по картинке
Изготавливают поделки из
Просматривают видео о
парках
Читают текст
Работают с опорными словами
(парк, аллея, сквер)
Описывают парк (сквера)
Отвечают на вопросы полным
предложением
Называют 2-3 известных парка
Читают текст
Составляют рассказ об
изготовлении продуктов
питания из муки
Работают с опорными словами
(жатва, зернохранилище,
озимые, соломина, колос,
метелка), составляют
словосочетания и
предложения
Читают текст (работа в поле в
разное время года) Беседуют
по рисункам
Отгадывают загадки
самостоятельно
Сравнивают 2 объекта
(пшеница и рожь; овес и
гречиха)
Изготавливают поделки из
22
соломы с помощью учителя
соломы
23
11
Зима
Признаки зимы
1
24.11.
12
Растения и
животные зимой
1
01.12.
Времена года. Зима - 3 часа
Называние зимних
Называют зимние месяцы по
месяцев Называние
картинкам
признаков зимы и зимних Называют 3-4 признака зимы и
явлений природы
зимних явлений природы по
Рассматривание рисунка
картинкам
Определение признаков
Рассматривают рисунки
зимы Объяснение схем
Определяют 3-4 признака зимы
Чтение рассказа, ответы
по картинкам
на вопросы
Читают часть рассказа
Составление рассказа о
Отвечают на вопросы кратко
зимних месяцах с опорой
Составляют краткий рассказ о
на рисунки
зимних месяцах с опорой на
рисунки
Рассматривание и
Рассматривают рисунки
сравнение рисунков
Читают часть текста
Чтение текста
Описывают зимний лес по
Описание зимнего леса
картинке
Нахождение одинаковых
Находят одинаковые снежинки
снежинок
Выполняют задания по
Рассматривание рисунка
учебнику с помощью учителя
Выполнение заданий по
Отвечают на вопросы кратко
учебнику
Составляют краткий рассказ о
Составление рассказа о
жизни растений и животных
жизни растений и
зимой с помощью наводящих
животных зимой
вопросов
Называют зимние месяцы
Называют 4-5 признаков зимы
и зимних явлений природы
Рассматривают рисунки
Определяют 4-5 признаков
зимы
Читают рассказ
Отвечают на вопросы полным
предложением
Составляют рассказ о зимних
месяцах
Рассматривают рисунки
Читают текст
Описывают зимний лес по
картинке
Находят одинаковые
снежинки
Выполняют задания по
учебнику
Отвечают на вопросы полным
предложением
Составляют рассказ о жизни
растений и животных зимой
24
13
Труд людей зимой
1
08.12.
14
Неживая природа
Почва
1
15.12.
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Закрепление
представлений о
деятельности человека в
связи с сезонными
изменениями в природе
зимой
Безопасное поведение
зимой: гололёд
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы кратко
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе зимой
Рассказывают о безопасном
поведении зимой: гололёд с
помощью учителя
Неживая природа - 4 часа
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривание глобуса
Рассматривают глобус
Нахождение морей и
Находят моря и суши с
суши
помощью учителя
Чтение текста о почве
Читают часть текста о почве
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Рассматривание образцов Рассматривают образцы почвы
почвы
Показывают виды почвы
Показ видов почвы
Знакомятся со свойствами
Знакомство
почвы по картинкам
обучающихся со
Составляют краткий рассказ
свойствами почвы, её
об обработке земли по
составом, значением для
картинкам
жизни животных и
человека Составление
рассказа об обработке
земли
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
Читают рассказ
Отвечают на вопросы полным
предложением
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе зимой
Рассказывают о безопасном
поведении зимой: гололёд
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
Рассматривают глобус
Находят моря и суши
Читают текст о почве
Отвечают на вопросы
полным предложением
Рассматривают образцы
почвы
Показывают виды почвы
Знакомятся со свойствами
почвы, её составом, значением
для жизни животных и
человек в натуральном виде в
естественных условиях
Составляют рассказ об
обработке земли
25
15
Песок, глина,
перегной
1
22.12.
Рассматривание образцов
почвы
Показ видов почвы
Простейшие свойства
почвы,
их значение для растений
Способы обработки
почвы:
рыхление, полив и т. д.
Практическая работа с
песком и глиной
Чтение текста
Составление рассказа о
глине
Ответы на вопросы
Рассматривают образцы почвы
Показывают виды почвы на
картинке
Слушают о простейших
свойства почвы,
их значение для растений
Изучают способы обработки
почвы: рыхление, полив и т. д.
по картинке
Выполняют практическую
работу с песком и глиной с
помощью учителя
Читают часть текста
Составляют краткий рассказ о
глине по картинке
Отвечают на вопросы кратко
16
Камни
1
29.12.
Чтение текста.
Рассматривание
разнообразных камней.
Ответы на вопросы.
Рассматривание изделий
из поделочных и
драгоценных камней.
Просмотр видео.
Составление рассказа о
камнях
Читают часть текста.
Рассматривают разнообразные
камни.
Отвечают на вопросы кратко.
Рассматривают изделия из
поделочных и драгоценных
камней.
Просматривают видео.
Составляют краткий рассказ о
камнях по картинкам
Рассматривают образцы
почвы
Показывают виды почвы на
картинке
Читают о простейших
свойства почвы,
их значение для растений
Изучают способы обработки
почвы: рыхление, полив и т. д.
в натуральном виде в
естественных условиях
Выполняют практическую
работу с песком и глиной
Читают текст
Составляют рассказ о глине
Отвечают на вопросы полным
предложением
Читают текст.
Рассматривают разнообразные
камни.
Отвечают на вопросы полным
предложением.
Рассматривают изделия из
поделочных и драгоценных
камней.
Просматривают видео.
Составляют рассказ о камнях
26
3 четверть- 9 часов
17
Рельеф
Горы и равнины
18 Домашни
е
животные
1
12.01.
1
19.01.
Просмотр видео о горах
Просматривают видео о горах
Нахождение и называние
Находят и показывают на
на картинке гор и равнин
картинке горы и равнины
Чтение текста учебника,
Читают часть текста учебника
ответы на вопросы
Отвечают на вопросы кратко
Сравнение гор, холмов,
Сравнивают горы, холмы
нахождение сходства и
находят сходство
различий
Срисовывают горы и холмы в
Зарисовка гор и холмов в
рабочую тетрадь
рабочей тетради
Составляют рассказ о нашей
Составление рассказа о
местности по картинке
нашей местности
Живая природа. Животные - 3 часа
Чтение текста о роли и
Читают часть текста о роли и
значения домашних
значения домашних животных в
животных в жизни
жизни человека
человека
Знакомятся с работой человека
Знакомство с работой
по созданию новых, полезных
человека по созданию
для него пород животных
новых, полезных для него Называют домашних животных
пород животных
по рисунку
Называние домашних
Слушают о правилах ухода за
животных по рисунку
домашними животными
Правила ухода за
Рассказывают о домашних
домашними животными
животных: лошадь, овца,
Рассказ о домашних
корова, свинья по картинкам
животных: лошадь, овца,
Рассказывают о разнообразии
корова, свинья.
пород домашних животных по
Разведение человеком
картинкам
домашних животных,
Просматривают видео о горах
Находят и называют горы и
равнины на картинке
Читают текст учебника
Отвечают на вопросы полным
предложением
Сравнивают горы, холмы
находят сходство и различия
Зарисовывают горы и холмы в
рабочей тетради
Составляют рассказ о нашей
местности
Читают текст о роли и
значения домашних животных
в жизни человека
Знакомятся с работой
человека по созданию новых,
полезных для него пород
животных
Называют домашних
животных
Читают о правилах ухода за
домашними животными
Рассказывают о домашних
животных: лошадь, овца,
корова, свинья.
Рассказывают о разнообразии
пород домашних животных по
прочитанному
27
уход за ними
28
19 Птицы
20
Дикие птицы
1
26.01.
Рассматривание рисунка
Называние знакомых птиц
Чтение текста о птицах
Домашние птицы: курица,
гусь, утка
Внешний вид, повадки,
забота о потомстве, уход
за ними
Развешивание кормушек
для птиц
Рассматривают рисунки
Называют 3-4 знакомые птицы
по картинке
Читают часть текста о птицах
Отвечают на вопросы кратко
Слушают о домашних птицах:
курица, гусь, утка
Описывают внешний вид
и правила уход за ними
Развешивают кормушки для
птиц
02.02.
Чтение текста о
водоплавающих птицах
(дикие и домашние), с
особенностями их
строения,
приспособлением к среде
обитания
Нахождение на картинке
диких птиц: утка, гусь,
лебедь
Сравнение с домашними
уткой и гусем
Просмотр видео о лебедях
Рассказ о птицах
Читают часть текста о
водоплавающих птицах (дикие
и домашние)
Знакомятся с особенностями их
строения, приспособлением к
среде обитания по картинке
Находят на картинке 2-3 дикие
птицы утка, гусь, лебедь
Сравнивают с домашними
уткой и гусем
Просматривают видео о
лебедях
Кратко рассказывают о птицах
с помощью учителя
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 знакомых птиц
Читают текст о птицах
Отвечают на вопросы полным
предложением
Слушают о домашних птицах:
курица, гусь, утка.
Описывают внешний вид,
повадки, заботу о потомстве и
правила уход за ними
Развешивают кормушки для
птиц
Читают текст о
водоплавающих птицах (дикие
и домашние),
Знакомятся с особенностями
их строения, приспособлением
к среде обитания
Находят на картинке 3-4 дикие
птицы утка, гусь, лебедь
Сравнивают с домашними
уткой и гусем
Просматривают видео о
лебедях
Рассказывают о птицах
29
21 Весна
Растения весной
1
09.02.
22 Животные весной
1
16.02.
Времена года. Весна - 3 часа
Просмотр видео о признаках
Просматривают видео о
весны
признаках весны
Определение признаков весны
Определяют 3-4 признака
по рисункам
весны по рисункам
Наблюдение за погодой
Наблюдают за погодой
Чтение рассказа о весне
Читают часть рассказа о весне
Определение названия месяца
Определяют названия месяца
по рисунку
по рисунку
Обобщение и закрепление
Обобщают представления о
представлений о жизни
жизни растений весной
растений весной
Называют 3-4 весенних цветка
Отработка названий весенних
по картинке
цветов
Высевают семена и
Посев семян и уход за всходами наблюдают за всходами
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Выполнение заданий по
учебнику
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
животных весной
Составление рассказа по
рисункам
Рисование муравейника в
тетради
Название детенышей животных
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Выполняют задания по
учебнику
Обобщают представления о
жизни животных весной по
картинкам
Составляют краткий рассказ
по рисункам
Срисовывают муравейник в
тетрадь
Называют 2-3 детенышей
животных по картинке
Просматривают видео о
признаках весны
Определяют 4-5 признака
весны
Наблюдают за погодой
Читают рассказ о весне
Определяют названия
месяца
Обобщают представления
о жизни растений весной
Называют 3-4 весенних
цветка в натуральном виде
в естественных условиях
Высевают семена и
ухаживают за всходами
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Выполняют задания по
учебнику
Обобщают и закрепляют
представления о жизни
животных весной
Составляют рассказ
Рисуют муравейник в
тетради
Называют 3-4 детенышей
животных
30
23 Труд людей
весной
24 Человек
Мозг человека
1
02.03.
1
16.03.
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Закрепление представлений о
деятельности человека в связи с
сезонными изменениями в
природе весной
Называние весенних месяцев на
картинках
Чтение стихотворения о весне
Составление рассказа о труде
людей весной
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы кратко
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе весной по учебнику
Называют весенние месяцы по
картинкам
Читают часть стихотворения о
весне
Составляют рассказ о труде
людей весной по картинкам и
с помощью наводящих
вопросов учителя
Живая природа. Человек – 4 часа
Показ частей тела человека
Показывают части тела
Чтение рассказа
человека на картинке
Ответы на вопросы
Читают часть рассказа
Выполнение практических
Отвечают на вопросы кратко
заданий
Выполняют практические
Объяснение и показ
задания с помощью учителя
неправильного поведения по
Показывают неправильное
картинке
поведение по картинке
Проговаривание правил
Читают правила
профилактики травм головного
профилактики травм
мозга
головного мозга
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
полным предложением
Закрепляют
представления о
деятельности человека в
связи с сезонными
изменениями в природе
весной по учебнику
Называют весенние
месяцы
Читают стихотворение о
весне
Составляют рассказ о
труде людей весной по
картинкам
Показывают части тела
человека на картинке
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
полным предложением
Выполняют практические
задания с помощью
учителя
Показывают и объясняют
неправильное поведение
Проговаривают правила
профилактики травм
головного мозга
31
25
26
Режим дня
Охрана природы
1
23.03.
1
06.04.
Рассматривание схемы
Называние частей суток
Закрепление знаний о режиме
дня
Чтение текста о режиме дня
Ответы на вопросы
Составление рассказа о
разнообразии часов
Изучение таблицы-режима дня
Рассказ о предупреждении
перегрузок, правильном
чередование труда и отдыха
Рассматривают схемы
Называют части суток по
картинке
Закрепляют знания о режиме
дня
Читают часть текста о режиме
дня
Отвечают на вопросы кратко
Составляют рассказ о часах
Рассказывают о правильном
чередовании труда и отдыха с
помощью наводящих
вопросов
4 четверть- 7 часов
Чтение текста
Читают часть текста
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Обсуждение состояния природы Обсуждают состояния
и ее влияние на здоровье
природы и ее влияние на
человека
здоровье человека
Сравнение рисунков
Отвечают на вопросы кратко
Ответы на вопросы
Расширяют представления о
Расширение представлений о
необходимости бережного
необходимости бережного
отношения к природе как
отношения к природе как среде
среде обитания человека
обитания человека
Рассматривают схемы
Называют части суток
Закрепляют знания о
режиме дня
Читают текст о режиме
дня
Отвечают на вопросы
полным предложением
Составляют рассказ о
разнообразии часов
Рассказывают о
предупреждении
перегрузок, правильном
чередование труда и
отдыха по картинкам
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунок
Обсуждают состояния
природы и ее влияние на
здоровье человека
Сравнивают рисунки
Отвечают на вопросы
полным предложением
Расширяют представления
о необходимости
бережного отношения к
природе как среде
обитания человека
32
27
28
Зоопарки
Безопасное
поведение дома и в
школе
1
13.04.
1
20.04.
Чтение текста
Рассматривание картинки
Называние известных
животных
Просмотр видео о
зоопарках
Запись понятия в тетрадь
Составление рассказа о
занятиях людей,
работающих в
заповедниках,
лесничествах
Словарная работа
(заповедник, лесничество)
Читают часть текста
Рассматривают картинки
Называют 3-4 известных
животных по картинкам
Просматривают видео о
зоопарках
Составляют рассказ о
занятиях людей, работающих
в заповедниках, лесничествах
с помощью учителя
Работают с опорными
словами (заповедник,
лесничество), составляют
словосочетания
Безопасное поведение – 2 часа
Чтение текста
Читают часть текста
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Рассказ о правилах
Рассказывают о правилах
поведения и безопасности
поведения и безопасности
дома и в школе
дома и в школе по картинкам
Чтение стихотворение
Читают часть стихотворение
Чтение и запоминание
Читают и запоминают
телефонов экстренных
телефоны экстренных служб
служб
Читают текст
Рассматривают картинки
Называют 4-5 известных
животных
Просматривают видео о
зоопарках
Составляют рассказ о
занятиях людей, работающих
в заповедниках, лесничествах
по картинкам
Работают с опорными
словами (заповедник,
лесничество), составляют
словосочетания и
предложения
Читают текст
Рассматривают рисунки
Рассказывают о правилах
поведения и безопасности
дома и в школе
Читают стихотворение
Читают и называют
телефоны экстренных служб
33
29
Правила дорожного
движения
Транспорт
1
27.04.
30
Лето
Растения летом
1
04.05.
Чтение текста о правилах
поведения на улице
Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный
переход, правила
нахождения ребенка на
улице (сопровождение
взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу)
Рассматривание рисунка
Правила безопасного
поведения в общественном
транспорте
Показ и называние разных
транспортных средств на
фото
Чтение стихотворения о
разных транспортных
средствах
Читают часть текста о
правилах поведения на улице
Повторяют ПДД: сигналы
светофора, пешеходный
переход, правила нахождения
ребенка на улице
(сопровождение взрослым,
движение по тротуару,
переход улицы по
пешеходному переходу)
Рассматривают рисунки
Повторяют правила
безопасного поведения в
общественном транспорте по
картинкам
Показывают и называют
разные транспортные средства
на фото
Читают часть стихотворения о
разных транспортных
средствах
Времена года. Лето - 3 часа
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Называние признаков лета
Называют 3-4 признака лета
Рассказ по схеме о влиянии по картинкам
солнца
Рассказывают по схеме о
Чтение рассказа
влиянии солнца
Ответы на вопросы
Читают часть рассказа
Сравнение рисунков
Отвечают на вопросы
Называние деревьев по
Сравнивают рисунки
фото
Называют 2-3 дерева по фото
Зарисовка фруктов и цветов Раскрашивают фрукты и
Читают текста о правилах
поведения на улице
Повторяют ПДД: сигналы
светофора, пешеходный
переход, правила нахождения
ребенка на улице
(сопровождение взрослым,
движение по тротуару,
переход улицы по
пешеходному переходу)
Рассматривают рисунки
Повторяют правила
безопасного поведения в
общественном транспорте
Показывают и называют
разные транспортные
средства
Читают стихотворение о
разных транспортных
средствах
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 признаков лета
Рассказывают по схеме о
влиянии солнца
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Сравнивают рисунки
Называют 3-4 дерева
Зарисовывают фрукты и цветы
по памяти
34
по памяти
Чтение стихотворения
Составление рассказа о
растениях леса летом
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
растений летом
31
Животные летом
1
18.05.
32
Труд людей летом
Безопасные летние
каникулы
1
25.05.
Рассматривание рисунков
Нахождение и показ
известных животных
Называние детенышей
животных
Составление рассказа о
звере по плану
Рассказ о домашних
животных по рисунку
Обобщение и закрепление
представлений о жизни
животных летом
Рассматривание картинок
Чтение рассказа
Ответы на вопросы
Составление рассказа
Закрепление представлений
о деятельности человека в
связи с сезонными
изменениями в природе
летом
Чтение стихотворения
Проговаривание правил
купания и нахождения на
цветы по памяти
Читают часть стихотворения
Составляют рассказ о
растениях леса летом по
картинкам
Обобщают представления о
жизни растений летом по
картинкам
Рассматривают рисунки
Находят 3-4 известных
животных по картинке
Называют 3-4 детенышей
животных по картинке
Составляют рассказ о звере по
картинке
Рассказывают о домашних
животных по рисунку
Закрепляют представления о
жизни животных летом
Рассматривают картинки
Читают часть рассказа
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе летом
Читают часть стихотворения
Проговаривают 2-3 правила
купания и нахождения на
солнце
Читают стихотворение
Составляют рассказ о
растениях леса летом
Обобщают представления о
жизни растений летом по
памяти
Рассматривают рисунки
Находят 4-5 известных
животных
Называют 3-4 детенышей
животных
Составляют рассказ о звере по
плану
Рассказывают о домашних
животных по рисунку
Закрепляют и обобщают
представления о жизни
животных летом
Рассматривают картинки
Читают рассказ
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Закрепляют представления о
деятельности человека в связи
с сезонными изменениями в
природе летом
Читают стихотворение
Проговаривают 2-3 правила
купания и нахождения на
солнце
35
солнце
Выполнение заданий по
учебнику
Зарисовка любимого
времени года
Выполняют задания по
учебнику
Срисовывают любимое время
года
Выполняют задания по
учебнику
Зарисовывают любимое время
года
36