Рабочая программа по учебному предмету этика 4 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………..…..2

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ………………………………………3

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………5

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………………….9
V.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ……...13

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Этика» составлена на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО адресована обучающимся с нарушением интеллекта
(вариант 1), с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Этика»» относится к предметной области «Человек
и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии
с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Этика» в 4
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Этика».
Цель обучения – создать условия для подготовки обучающихся к жизни
в современном обществе, помочь им овладеть доступными нормами морали,
понять логику определённых правил и взаимоотношений, научиться
адекватному

поведению

в

общении

с

различными

людьми.

Задачи:
- Формирование нравственной, социально адаптированной личности.
Ученики должны овладеть основами этикетных и эстетических норм
поведения и общения, культурой поведения.
- Развитие коммуникативных способностей как важнейшего средства
общения.
- Создание условий для социальной адаптации личности, в том числе через

приобщение к нормам нравственной жизни людей.
- Формирование нравственных ценностей через познание сути морального
выбора человека.
- Формирование способности осознанного выбора тех или иных норм
поведения в различных жизненных ситуациях.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Этика» носит практический характер и тесно
связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала
используется дифференцированный подход к учебным возможностям
обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в
обществе.
Содержание предмета этики включает:


Мораль. Это система норм и ценностей, которая воспитывает у человека
понимание добра и зла. Этика изучает моральные нормы, которые
регулируют поступки и взаимоотношения между людьми.



Моральные категории. К ним относятся обязанность, ответственность,
свобода, честь, совесть и справедливость. Эти категории анализируются с
точки зрения их роли в формировании моральных отношений.



Этические теории. Существует множество различных этических теорий,
таких как утилитаризм, деонтология, добродетельная этика и другие. Эти
теории предлагают различные подходы к определению того, что является
морально приемлемым.



Практическую этику. Она рассматривает этические проблемы в различных
сферах жизни, таких как медицинская этика, этика бизнеса, экология и т.д..



Интерперсональные отношения. Этика изучает, как люди взаимодействуют
друг с другом и какие моральные нормы должны регулировать эти
взаимоотношения.



Этику профессиональной деятельности. Это нормы и ориентиры, которые
определяют нравственные обязательства и ответственность профессионалов
в своей сфере деятельности.
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

«Я среди людей»

8

-

2.

«Речевой этикет»

8

-

3.

«Культура поведения»

10

-

4.

«В мире сказок»

8

-

34

-

Итого:

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;



формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;



развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;



развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;



наличие мотивации к труду, работе как результату, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;



формирование готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты:



овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;



определение наиболее эффективных способов достижения результата;



внесение соответствующих коррективов в их выполнение на основе оценки и
с учётом характера ошибок;



понимание необходимости договориться о распределении ролей в
совместной деятельности;



адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Предметные результаты:



знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;



знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;



формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в
истории и современности России;



осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений

обучающимися с нарушением интеллекта

предметных результатов основана на принципах индивидуального и
дифференцированного

подходов.

Усвоенные

обучающимися

даже

незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения
выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им
социальным опытом.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый
(промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к
устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмет «Этика» проводится в следующих
формах:
 устный опрос;
 творческие и практические работы;
 самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно –
тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме
творческой работы.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной

аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во
внимание

индивидуальные

особенности

интеллектуального

развития

обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные
результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных
заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «отличные».
В

оценочной

обучающимся

деятельности

в

ходе

результаты,

выполнения

продемонстрированные

творческих,

самостоятельных,

практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
 «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
 «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
 «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений
обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями

при

освоении

образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному
предмету «Этика» принимается во внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию,

свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный,
логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в
природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет
применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном

соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно
раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на
практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с
помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах
наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным
изложением фактического материала и не может применять самостоятельно
знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная
программа

адаптированная

образования

основная

обучающихся

с

общеобразовательная

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026.
2. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат».
Дополнительная литература
1. Вольф И. Современный этикет. - М.: Кристина и К., 2017 – С. 218.
2. Все об этикете - Ростов-на- Дону: Феникс, 2015 – С. 187.
3. Соловьев В. Я. Этикет. - М.: Антал, 2016 – С. 247.
4. Правила хорошего тона.- М.: Прогресс, 2017 – С. 174.
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями от 19 декабря 2014 года
№ 1599.
3.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4.

Федеральная

программа

адаптированная

основная

общеобразовательная

образования обучающихся 1-4 классов с лёгкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1026
5.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта

2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам – образовательным программа начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
8.

Устав

учреждения

государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 1 - 4 классов с нарушением интеллекта (Вариант
1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10.

Учебный план для обучающихся 1 - 4 классов с нарушением

интеллекта (Вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 20252026 учебный год.

11.Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
2025– 2026 учебного года.

12.

Расписание уроков 1-4 классов ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Предметные
поэтапные

картинки,

инструкции,

коррекционные
технические

карточки,

средства

таблицы,

(телевизор,

схемы,
ноутбук,

интерактивная доска, демонстрационный материал).
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

V.

№

Тема предмета

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Колво
часов/
Дата
1
04.09.

Дифференциация видов деятельности
Программное содержание

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Беседа по теме. Понятия
«этика», «этикет».
Специфика речевого
общения. Речь и отношение
человека к людям.

Иметь представление о
некоторых этических нормах;
Вести диалог с учётом наличия
разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.

Аргументированно оценивать
поступки героев
литературных произведений
(кинофильмов),
одноклассников, сверстников
и других людей с учётом
сформированных
представлений об этических
нормах и правилах;

1

Что такое этика и
этикет?

2

Мы пришли на урок.

1
11.09.

Игровая ситуация: я пришел
на урок. Правила поведения
на уроке.

Участвовать в беседе на темы,
близкие личному опыту
ребёнка;
участвовать в практической
деятельности.

Участвовать в беседе на
темы, близкие личному опыту
ребёнка;
участвовать в практической
деятельности.

3

Зачем нужны
перемены?

1
18.09

Закрепление правил
поведения на переменах.
Веселые инсценировки.

Вести диалог с учётом наличия

разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию.

Вести диалог с учётом
наличия разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.

4-5

Дисциплина в школе и
классе.

2
25.09.
02.10.

Ролевая игра "Дима пришел
в первый класс".

Вести диалог с учётом наличия

разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию.

Вести диалог с учётом
наличия разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.

6-7

Плохо одному.

2
09.10.
16.10.

Просмотр видеоролика.

Необходимость человека в
общении. Речь – важнейшее
средство общения.

Признавать возможность

существования различных
точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения;

Понимать личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений об этических
нормах и правилах поведения
в современном обществе;

Твоя школа, твой
класс: соблюдение
чистоты и порядка.

1
23.10.

Познавательная беседа.
Операция «Чистокласс».

Признавать возможность

существования различных
точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения;

Понимать личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений об этических
нормах и правилах поведения
в современном обществе;

Зачем нужны
вежливые слова
(доброжелательность)?

2
06.11.
13.11.

Беседа по теме. Понятие
«настоящий друг».
Верность и бескорыстие в
дружбе. Взаимовыручка и
взаимопомощь.

Признавать возможность
существования различных
точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения;
Вести диалог с учётом наличия
разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.

Аргументированно оценивать
поступки героев
литературных произведений
(кинофильмов),
одноклассников, сверстников
и других людей с учётом
сформированных
представлений об этических
нормах и правилах;

8

9-10



1112

Мои товарищи:
вежливое обращение к
сверстникам.

2
20.11.
27.11.

Моделирование ситуаций.
Иметь представление о

Практическая работа некоторых этических нормах;
«Правила крепкой дружбы». Моделирование ситуаций.
Практическая работа «Правила крепкой дружбы».

Понимать личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений об этических
нормах и правилах поведения
в современном обществе;
Моделирование ситуаций.
Практическая работа «Правила крепкой дружбы».
Иметь представление о
некоторых этических нормах;
Моделирование ситуаций.
Этикет в общении с учителем

1314

Мой учитель.

2
04.12.
11.12.

Проблемная ситуация: как
надо относиться к учителю?
Этикет в общении с
учителем.

Иметь представление о
некоторых этических нормах;
Моделирование ситуаций.
Этикет в общении с учителем.

1516

Моя семья.

2
18.12.
25.12.

Составление рассказа по
плану о семье.

Составление рассказа по плану
о семье. При помощи учителя
нарисовать рисунок о своей
семье.

1718

Сопереживание,
помощь друзьям.

2
15.01.
22.01.

Просмотр презентации.
Беседа. Обыгрывание
ситуаций.

Просмотр презентации. Беседа. Просмотр презентации.
Обыгрывание ситуаций.
Беседа. Обыгрывание
ситуаций.

1920

Дал слово - держи его.

2
29.01.
05.12.

Тест «О вежливом
отношении к людям».

Тест «О вежливом отношении
к людям».
Индивидуальная работа.

Тест «О вежливом отношении
к людям».
Индивидуальная работа.

2122

Слово лечит, слово
ранит.

2
12.02.
19.02.

Просмотр презентации.
Познавательная беседа.

Просмотр презентации.
Познавательная беседа. При
помощи учителя нарисовать

Просмотр презентации.
Познавательная беседа.
Самостоятельно нарисовать

Составление рассказа по
плану о семье.
Самостоятельная работа –
нарисовать рисунок о своей
семье.

рисунок на данную тему

рисунок на данную тему

2324

Что помогает учиться
лучше
(старательность)?

2
26.02.
05.03.

Просмотр презентации.
Познавательная беседа.

Вести диалог с учётом наличия

разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.

Понимать личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений об этических
нормах и правилах поведения
в современном обществе;

2526

Как мы трудимся: в
школе и дома.

2
12.03.
19.03.

Практическое занятие:
«Наш общий дом».

Просмотр презентации.
Познавательная беседа. При
помощи учителя нарисовать
рисунок на данную тему

Просмотр презентации.
Познавательная беседа.
Самостоятельно нарисовать
рисунок на данную тему

27

Бережливость: каждой
вещи своё место
(береги свои
школьные вещи)

1
26.03.

Игра " Найди вещам свое
место".

Вести диалог с учётом наличия

разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.
Игра " Найди вещам свое
место".

Понимать личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений об этических
нормах и правилах поведения
в современном обществе.

2829

Основные правила
Мойдодыра.

2
09.04.
16.04.

Просмотр презентации.
Беседа «Основные правила
Мойдодыра».

Игра " Найди вещам свое
место".

Просмотр презентации. Беседа Просмотр презентации.
«Основные правила Мойдодыра». Беседа «Основные правила
Мойдодыра».

3031

Правила личной
гигиены.

2
23.04.
30.04.

Просмотр мультфильма
Сказка К.И.Чуковского
"Мойдодыр". Беседа.
Закрепление правил
соблюдения личной
гигиены.

Просмотр мультфильма Сказка
К.И.Чуковского "Мойдодыр".
Беседа.
Закрепление правил
соблюдения личной гигиены.

Просмотр мультфильма
Сказка К.И.Чуковского
"Мойдодыр". Беседа.
Закрепление правил
соблюдения личной гигиены.

32

Правила поведения на
улице, в транспорте.

1
07.05.

Практикум по культуре
поведения. Умение вести в
различных ситуациях в
соответствии с нормами,
правилами поведения,
правилами этикета.

Участвовать в беседе на темы,
близкие личному опыту
ребёнка;
участвовать в практической
деятельности.

Вести диалог с учётом
наличия разных точек зрения,
аргументировать свою
позицию, соблюдать этику
взаимоотношений в процессе
взаимодействия с разными
людьми.

33

Правила поведения в
общественных местах.

1
14.05.

34

Разговор по телефону.

1
21.05.

Беседа о нормах и правилах Просмотр презентации.
поведения в обществе.
Познавательная беседа. При
Культура общения.
помощи учителя нарисовать
рисунок на данную тему
Знакомство с правилами
Знакомство с правилами
общения по телефону.
общения по телефону.
Ролевая игра "У меня
Ролевая игра "У меня
зазвонил телефон...."
зазвонил телефон...."
Просмотр презентации.
Познавательная беседа. При
помощи учителя нарисовать
рисунок на данную тему

Просмотр презентации.
Познавательная беседа.
Самостоятельно нарисовать
рисунок на данную тему
Знакомство с правилами
общения по телефону.
Ролевая игра "У меня
зазвонил телефон...."
Просмотр презентации.
Познавательная беседа.
Самостоятельно нарисовать
рисунок на данную тему


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».