Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Конструирование» для обучающихся
2-4 класса составлена на основе нормативных документов и программ:
ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от
03. 07. 2016г).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017г. №09-1672
«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности».
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача
России от 28.09.2020г. № 28.
Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями
развития (вариант2) ГКОУШИ г. Поронайска.
Устав ГКОУШИ г. Поронайска.
Учебный план ГКОУШИ г. Поронайска.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Конструирование»:
Новизна программы: в системе работы используются инновационные методы и
приёмы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Используются
информационно-коммуникативные,
интерактивные,
игровые,
здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференсации и индивидуализации.
самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Конструирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы. Одной из основных проблем у детей с ограниченными
возможностями здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность,
недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и
талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность
проявить себя и оказали поддержку. Поиск средств, методов, путей помощи учащимся
с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную
в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого
качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать
этому процессу.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами,
дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками
продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий
подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все
виды своей деятельности.
Цель программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья через конструирование.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического
напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
2. Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения
максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
3. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов
окружающего мира.
4. Знакомить
детей различными
видами конструирования
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
5. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремлённость,
творческую самореализацию.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы
программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность
обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата
к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности. Своеобразие и отличительная особенность программы
«Конструирование» – это широкий спектр предлагаемых видов конструирования.
Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами
конструирования (техническое и художественное) конструирование из природного и
бросового материала, из бумаги, конструирование из строительного материала,
конструирование из деталей конструкторов, а также некоторые способы
конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек. Знакомясь с различными
видами конструирования, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, имеет
возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое
наиболее интересно и доступно для него. По желанию обучающегося для создания на
занятиях комфортной среды допускается присутствие родителей, членов семьи,
готовых принять участие в выполнении творческого задания. Это помогает ребенку в
приобретении устойчивых навыков работы с различными материалами и
инструментами, способствует укреплению семейных отношений и доверительного
климата в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участие детей в
выставках, фестивалях, конкурсах разных уровней (от институционального до
международного) является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых
умений, технологий.
Программу внеурочной деятельности осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в
развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения
программного материала.
Данная образовательная программа отличается от уже существующих в этой области
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по конструированию.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и
воспитывающей
среде
для
самореализации
творческого
потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его
практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии,
любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в
жизни ребенка.
Одно из главных условий успеха обучения детей и их развития – это индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Методы:
- действия детей по подражанию взрослого;
- использование совместных действий,
- действия детей по подражанию,
- действие детей по образцу и самостоятельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Конструирование» направлена на общеинтеллектуальное развитие
личности и осуществляется по данному направлению внеурочной деятельности.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года обучения.
2 класс – 34 часов (1 час в неделю).
3 класс – 34 часов (1 час в неделю).
4 класс – 34 часов (1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения программы курса
«Конструирование»:
В результате изучения курса «Альтернативное рисование» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
2 класс
Личностные результаты:
формирование понятия социальной роли «ученик».
эмоционально реагирует на окружающую школьную жизнь.
понимает эмоциональное состояние окружающих его людей.
понимает, что можно и чего нельзя.
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
выражает самостоятельность при выполнении посильного поручения.
проявляет желание трудиться.
оознает, что определенные его действия несут для него опасность (не чистить
зубы, не мыть руки и др.).
наблюдает за окружающими предметами и явлениями по инструкции педагога.
может обратиться к взрослому за помощью, используя вербальные и
невербальные способы.
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов.
проявляет положительное отношение при включении в деятельность с учителем,
взаимодействует со сверстниками.
участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций, поделок и др.).
Предметные результаты:
работает в коллективе и паре;
воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное
решение;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость
конструкции;
различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
умеет объединять фигуры по цвету и форме;
использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
3 класс.
Личностные планируемые результаты:
имеет представление о роли ученика.
проявляет заинтересованность в посещении школы.
понимает, что может, а то пока ему не удается.
выражает бережное отношение к своему здоровью.
проявляет самостоятельность при выполнении поручений.
проявляет интерес к сверстнику как объекту взаимодействия.
обращается к взрослому за помощью с помощью вербальных и невербальных
средств.
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и
поддержания контактов.
сремится управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами,
одноклассниками.
сремится помочь педагогу.
участвует в совместной деятельности.
проявляет бережное отношение к своим вещам, принадлежностям.
наблюдает за окружающими предметами и явлениями.
Предметные результаты
работает в коллективе и паре;
воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное
решение;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость
конструкции;
различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
умеет объединять фигуры по цвету и форме;
использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ
4 класс.
Личностные планируемые результаты:
принятие социальной роли «ученик», «одноклассник».
проявляет положительное отношение к школе.
выражает бережное отношение к своему здоровью, сообщает об изменениях в
организме.
пьзуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и
поддержания контактов.
принимает и оказывает помощь педагогу.
управляет своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами,
сверстниками.
принимает участие в коллективных делах и играх.
с помощью педагога ориентирован на понимание причин успеха, неуспеха в
учебной деятельности.
проявляет самостоятельность при выполнении заданий.
проводит наблюдения.
Предметные результаты
работает в коллективе и паре;
воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное
решение;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость
конструкции;
различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
умеет объединять фигуры по цвету и форме;
использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
Содержание программы
Мозаика.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для мозаики, с правилами
безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места.
Изучение технологии выполнения мозаики; правил подбора тоновых соотношений
(простые варианты). Знакомство с основными правилами при выполнении
подготовительных и оформительских работ. Развитие интереса к новым видам
прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
Лего-конструирование.
Закрепление знаний о видах деталей (квадрат, прямоугольник и т.д.) и их скреплением.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных
анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Создание
моделей из трех основных видов конструктора по образцу и замыслу. Сюжетноролевые игры, пальчиковые игры. Проговаривания, полученных фигур.
Плоскостное конструирование. Знакомство детей с плоскостным материалом
(названия и свойства плоскостных геометрических фигур, счетные палочки, мозаика,
веревочки, фасоль, горох и др.). Обучение простым конструктивным действиям из
плоскостного материала. Обучение конструированию из геометрических фигур
одинаковой и разной величины (сначала по подражанию, а потом самостоятельно), из
счетных палочек, спичек, фасоли, мозаики и т.д. Обучать достраивать вторую половину
изображения. Обучать конструктивному моделированию: собирать целую фигуру или
изображение из частей (сначала используется метод наложения, затем – метод
практических проб и зрительного сравнения). Обучение детей правильному
определению положения предметов относительно друг друга, закрепление
пространственных отношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа». Развитие
плоскостного конструирования и моделирования (нерасчлененные образцы-рисунки и
схемы).
Конструирование из природного материала.
Знакомство с природным материалом. Учить сравнивать материалы между собой
(форма, цвет, структура и т.д.). Использование одного и того же материала в различных
композициях. Обучение детей правильному определению положения предметов
относительно друг друга, закрепление пространственных отношений: «наверху»,
«внизу», «слева», «справа». Закрепление знаний эталонов формы и цвета.
Формирование четких представлений о предметах и явлениях окружающей среды.
Конструирование из бумаги.
Составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам.
Классификация геометрических фигур по форме. Конструирование по показу.
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты,
демонстрирующие
процесс
складывания.
Различные
способы
разметки.
Конструирование из модулей. Подготовка модулей. Создание коллективной работы.
Проговаривания, полученных фигур.
Пластилинография.
Знакомство с основными приемами лепки из пластилина: раскатывание, скатывание,
сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Основные
направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Знакомство с разными
приемами и способами в рисовании пластилином. Учить смешивать пластилин,
находить разные оттенки. Учить делать сюжетные рисунки из пластилина по
изученным произведениям.
Учебный план
№
Наименование раздела
Количество часов
п/п
2 класс
3 класс
4 класс
1
2
Мозайка
Лего-конструирование
6
6
4
7
2
8
3
4
5
6
4
5
Плоскостное
4
конструирование
Конструирование
из 7
природного материала.
Конструирование из бумаги. 6
7
8
6
Пластилинография.
5
6
7
34
34
34
4
Итого:
Описание материально-методическим оснащением:
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мозайка разных размеров
Лего-конструктор (большие, средние, мелкие детали)
Плоские геометрические фигуры, танграммы
Ветки, шишки, листья, камешки, ракушки т.д.
Бумага разного формата и цвета.
Ножницы
Клей
8. Краски
9. Дощечки
10. Пластилин
11. Салфетки
12. Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный
материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных
предметов различной геометрической формы, наборы мозаики: пластмассовые,
кнопочные, магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно –
разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы,
животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки ,
конструктор "Окошки".
13. наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов
(прямые, фигурные, структурные);
14. наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими
смысловым частям;
15. наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями круглой,
квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное
место (как по краям картинки, так и в ее середине);
16. наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;
17. наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках;
18. наборы палочек; полоски бумаги, картона, ткани разной длины и ширины,
разного цвета;
19. магнитные доски;
20. наборы геометрических фигур;
21. штампы, трафареты, пуговицы разного размера и различных цветов;
22. природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны;
23. муляжи овощей и фруктов.
Перечень основных средств обучения
Интерактивная доска.
Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию»,
«Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Картотека детских песен».
Доска передвижная, напольная магнитно-маркерная
Пробковая доска
Планшет
Компьютер
Наглядный материал
Тематические альбомы;
Разрезные карточки;
Тактильные дорожки;
Строительные пособия;
Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения
(тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др.), градусник
настроения с магнитным креплением, коммуникативная система обмена
карточками Pecs, расписание "Сейчас нам потребуется", лабиринт
симметричный двойной для подготовки к письму, игра "Тропинка", игровой
набор
«Страна
Монтессори»,
мячи
массажные:
предметные картинки сооружений, построек (дома, вокзалы, мосты и др.),
архитектурных памятников отечественной культуры;
Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы)
готовых изделий и операций по их изготовлению;
Расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), бумага разного
цвета и др.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
Наименование (темы)
Количество часов
(теория-практика)
1
1 четверть
Правила безопасной работы
1ч
2
Танграмм
1ч
3
Осеннее дерево
1ч
4
Школа (лего-конструирование)
1ч
5
Город (лего-конструирование)
1ч
6
Фрукты
1ч
7
Конструирование из природного материала
"Осенний лес"
1ч
8
Овощи
1ч
2 четверть
1
Ягоды (гроздья рябины)
1ч
2
Конструирование из мозайки "Грибок"
1ч
3
Домик
1ч
4
Узор из листьев на полосе
1ч
5
Новогодние игрушки
1ч
6
Новогодний шар из полос
1ч
7
Новогодняя гирлянда
1ч
8
Разноцветные бусы на ёлку
1ч
3 четверть
1
Снегогвик
1ч
2
Зайчик
1ч
3
Медвежонок
1ч
4
Зимний лес
1ч
5
Самолёт
1ч
6
Танк
1ч
7
Поздравительная
открытка
Защитника Отечества"
8
Светофор
1ч
9
Поздравительнвая открытка: 8 марта
1ч
10
Цветок для мамы
1ч
11
Посуда
1ч
1
Полосатый коврик
1ч
2
Праздник "Весны и труда"
1ч
3
Поздравительная открытка с "9 мая"
1ч
4
Башня
1ч
5
Весеннее дерево
1ч
6
Колобок
1ч
7
Это страницы зелёного лета
1ч
"День
1ч
4 четверть
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
Наименование (темы)
1
1 четверть
Правила безопасной работы
1ч
2
Сбор природного материала
1ч
3
Солнце
1ч
4
Букет
1ч
5
Вырезание из
треугольник
бумаги
Количество часов
(теория-практика)
круг,
квадрат,
1ч
6
Узор из геометрических фигур
1ч
7
Жучок
1ч
8
Овощи
1ч
1
Ёжик
1ч
2
Весёлые погремушки
1ч
3
Мост
1ч
4
Птичка
1ч
5
Рыбка
1ч
6
Скрученная гирлянда
1ч
7
Гирлянда из двух полосок
1ч
8
Игрушки на ёлку
1ч
2 четверть
3 четверть
1
Снегогвик
1ч
2
Весёлые поросята
1ч
3
Будка для собаки
1ч
4
Домик с заборчиком
1ч
5
Складываение разрезных картинок
1ч
6
Конструирование из палочек
1ч
7
Поздравительная
открытка
Защитника Отечества"
8
Ветка мимозы
1ч
9
Поздравительнвая открытка: 8 марта
1ч
10
Цыплёнок в скорлупе
1ч
11
Весенние цветы
1ч
1
Звезда
1ч
2
Праздник "Весны и труда"
1ч
"День
1ч
4 четверть
3
Поздравительная открытка с "9 мая"
1ч
4
Посуда
1ч
5
Браслет из бросового материала
1ч
6
Бусы из бусинок
1ч
7
Это страницы зелёного лета
1ч
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
Наименование (темы)
Количество часов
(теория-практика)
1
1 четверть
Правила безопасной работы
1ч
2
Сбор природного материала
1ч
3
Фрукты на тарелке
1ч
4
Овощи на тарелке
1ч
5
Мышка
1ч
6
На пруду
1ч
7
Двухэтажный дом
1ч
8
Домик с заборчиком для гномов
1ч
1
Городок для кукол
1ч
2
Мост для пешеходов
1ч
3
Мой город
1ч
4
Башенка и забор для птички
1ч
5
Домик для собачки
1ч
6
Новогодняя открытка
1ч
7
Дед Мороз в технике мозайка
1ч
8
Снегурочка в технике мозайка
1ч
2 четверть
3 четверть
1
Снежинки
1ч
2
Машина
1ч
3
Кораблик
1ч
4
Самолёт
1ч
5
Ракета
1ч
6
Флаг России
1ч
7
Поздравительная
открытка
Защитника Отечества"
8
Вазочка для цветов
1ч
9
Поздравительнвая открытка: 8 марта
1ч
10
Парусник
1ч
11
Рыбки в аквариуме
1ч
"День
1ч
4 четверть
1
Звезда
1ч
2
Праздник "Весны и труда"
1ч
3
Поздравительная открытка с "9 мая"
1ч
4
Чайник
1ч
5
Птичка
1ч
6
Бабочка
1ч
7
Лето красное идёт
1ч