Рабочая программа по учебному предмету конструирование 4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Конструирование» для обучающихся
2-4 класса составлена на основе нормативных документов и программ:
 ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от
03. 07. 2016г).
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
 Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017г. №09-1672
«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности».

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,
утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача
России от 28.09.2020г. № 28.
 Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями
развития (вариант2) ГКОУШИ г. Поронайска.
 Устав ГКОУШИ г. Поронайска.
 Учебный план ГКОУШИ г. Поронайска.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Конструирование»:
Новизна программы: в системе работы используются инновационные методы и
приёмы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Используются
информационно-коммуникативные,
интерактивные,
игровые,
здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференсации и индивидуализации.
самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Конструирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы. Одной из основных проблем у детей с ограниченными
возможностями здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность,
недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и
талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность
проявить себя и оказали поддержку. Поиск средств, методов, путей помощи учащимся
с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную
в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого
качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать
этому процессу.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами,
дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками
продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий

подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все
виды своей деятельности.
Цель программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья через конструирование.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического
напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
2. Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения
максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
3. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов
окружающего мира.
4. Знакомить
детей различными
видами конструирования
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
5. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремлённость,
творческую самореализацию.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы
программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность
обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата
к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности. Своеобразие и отличительная особенность программы
«Конструирование» – это широкий спектр предлагаемых видов конструирования.
Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами
конструирования (техническое и художественное) конструирование из природного и
бросового материала, из бумаги, конструирование из строительного материала,
конструирование из деталей конструкторов, а также некоторые способы
конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек. Знакомясь с различными
видами конструирования, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, имеет
возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое
наиболее интересно и доступно для него. По желанию обучающегося для создания на
занятиях комфортной среды допускается присутствие родителей, членов семьи,
готовых принять участие в выполнении творческого задания. Это помогает ребенку в
приобретении устойчивых навыков работы с различными материалами и
инструментами, способствует укреплению семейных отношений и доверительного
климата в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участие детей в
выставках, фестивалях, конкурсах разных уровней (от институционального до
международного) является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых
умений, технологий.
Программу внеурочной деятельности осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в
развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения
программного материала.

Данная образовательная программа отличается от уже существующих в этой области
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по конструированию.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и
воспитывающей
среде
для
самореализации
творческого
потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его
практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии,
любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в
жизни ребенка.
Одно из главных условий успеха обучения детей и их развития – это индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Методы:
- действия детей по подражанию взрослого;
- использование совместных действий,
- действия детей по подражанию,
- действие детей по образцу и самостоятельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Конструирование» направлена на общеинтеллектуальное развитие
личности и осуществляется по данному направлению внеурочной деятельности.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года обучения.
2 класс – 34 часов (1 час в неделю).
3 класс – 34 часов (1 час в неделю).
4 класс – 34 часов (1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения программы курса
«Конструирование»:
В результате изучения курса «Альтернативное рисование» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
2 класс
Личностные результаты:
 формирование понятия социальной роли «ученик».
 эмоционально реагирует на окружающую школьную жизнь.
 понимает эмоциональное состояние окружающих его людей.
 понимает, что можно и чего нельзя.
 проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
 выражает самостоятельность при выполнении посильного поручения.
 проявляет желание трудиться.
 оознает, что определенные его действия несут для него опасность (не чистить
зубы, не мыть руки и др.).
 наблюдает за окружающими предметами и явлениями по инструкции педагога.
 может обратиться к взрослому за помощью, используя вербальные и
невербальные способы.
 пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов.
 проявляет положительное отношение при включении в деятельность с учителем,
взаимодействует со сверстниками.
 участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций, поделок и др.).
Предметные результаты:

 работает в коллективе и паре;
 воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное
решение;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
 поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
 конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость
конструкции;
 различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
 умеет объединять фигуры по цвету и форме;
 использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
3 класс.
Личностные планируемые результаты:
 имеет представление о роли ученика.
 проявляет заинтересованность в посещении школы.
 понимает, что может, а то пока ему не удается.
 выражает бережное отношение к своему здоровью.
 проявляет самостоятельность при выполнении поручений.
 проявляет интерес к сверстнику как объекту взаимодействия.
 обращается к взрослому за помощью с помощью вербальных и невербальных
средств.
 пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и
поддержания контактов.
 сремится управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами,
одноклассниками.
 сремится помочь педагогу.
 участвует в совместной деятельности.
 проявляет бережное отношение к своим вещам, принадлежностям.
 наблюдает за окружающими предметами и явлениями.
Предметные результаты
 работает в коллективе и паре;
 воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное
решение;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
 поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
 конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость
конструкции;
 различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
 умеет объединять фигуры по цвету и форме;
 использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ
4 класс.
Личностные планируемые результаты:
 принятие социальной роли «ученик», «одноклассник».
 проявляет положительное отношение к школе.
 выражает бережное отношение к своему здоровью, сообщает об изменениях в
организме.
 пьзуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и
поддержания контактов.
 принимает и оказывает помощь педагогу.



управляет своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами,
сверстниками.
 принимает участие в коллективных делах и играх.
 с помощью педагога ориентирован на понимание причин успеха, неуспеха в
учебной деятельности.
 проявляет самостоятельность при выполнении заданий.
 проводит наблюдения.
Предметные результаты
 работает в коллективе и паре;
 воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное
решение;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
 поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
 конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость
конструкции;
 различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
 умеет объединять фигуры по цвету и форме;
 использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
Содержание программы
Мозаика.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для мозаики, с правилами
безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места.
Изучение технологии выполнения мозаики; правил подбора тоновых соотношений
(простые варианты). Знакомство с основными правилами при выполнении
подготовительных и оформительских работ. Развитие интереса к новым видам
прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
Лего-конструирование.
Закрепление знаний о видах деталей (квадрат, прямоугольник и т.д.) и их скреплением.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных
анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Создание
моделей из трех основных видов конструктора по образцу и замыслу. Сюжетноролевые игры, пальчиковые игры. Проговаривания, полученных фигур.
Плоскостное конструирование. Знакомство детей с плоскостным материалом
(названия и свойства плоскостных геометрических фигур, счетные палочки, мозаика,
веревочки, фасоль, горох и др.). Обучение простым конструктивным действиям из
плоскостного материала. Обучение конструированию из геометрических фигур
одинаковой и разной величины (сначала по подражанию, а потом самостоятельно), из
счетных палочек, спичек, фасоли, мозаики и т.д. Обучать достраивать вторую половину
изображения. Обучать конструктивному моделированию: собирать целую фигуру или
изображение из частей (сначала используется метод наложения, затем – метод
практических проб и зрительного сравнения). Обучение детей правильному
определению положения предметов относительно друг друга, закрепление
пространственных отношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа». Развитие
плоскостного конструирования и моделирования (нерасчлененные образцы-рисунки и
схемы).
Конструирование из природного материала.
Знакомство с природным материалом. Учить сравнивать материалы между собой
(форма, цвет, структура и т.д.). Использование одного и того же материала в различных
композициях. Обучение детей правильному определению положения предметов

относительно друг друга, закрепление пространственных отношений: «наверху»,
«внизу», «слева», «справа». Закрепление знаний эталонов формы и цвета.
Формирование четких представлений о предметах и явлениях окружающей среды.
Конструирование из бумаги.
Составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам.
Классификация геометрических фигур по форме. Конструирование по показу.
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты,
демонстрирующие
процесс
складывания.
Различные
способы
разметки.
Конструирование из модулей. Подготовка модулей. Создание коллективной работы.
Проговаривания, полученных фигур.
Пластилинография.
Знакомство с основными приемами лепки из пластилина: раскатывание, скатывание,
сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Основные
направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Знакомство с разными
приемами и способами в рисовании пластилином. Учить смешивать пластилин,
находить разные оттенки. Учить делать сюжетные рисунки из пластилина по
изученным произведениям.
Учебный план
№

Наименование раздела

Количество часов

п/п
2 класс

3 класс

4 класс

1
2

Мозайка
Лего-конструирование

6
6

4
7

2
8

3

4

5

6

4

5

Плоскостное
4
конструирование
Конструирование
из 7
природного материала.
Конструирование из бумаги. 6

7

8

6

Пластилинография.

5

6

7

34

34

34

4

Итого:

Описание материально-методическим оснащением:
Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Мозайка разных размеров
Лего-конструктор (большие, средние, мелкие детали)
Плоские геометрические фигуры, танграммы
Ветки, шишки, листья, камешки, ракушки т.д.
Бумага разного формата и цвета.
Ножницы
Клей

8. Краски
9. Дощечки
10. Пластилин
11. Салфетки
12. Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный
материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных
предметов различной геометрической формы, наборы мозаики: пластмассовые,
кнопочные, магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно –
разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы,
животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки ,
конструктор "Окошки".
13. наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов
(прямые, фигурные, структурные);
14. наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими
смысловым частям;
15. наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями круглой,
квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное
место (как по краям картинки, так и в ее середине);
16. наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;
17. наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках;
18. наборы палочек; полоски бумаги, картона, ткани разной длины и ширины,
разного цвета;
19. магнитные доски;
20. наборы геометрических фигур;
21. штампы, трафареты, пуговицы разного размера и различных цветов;
22. природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны;
23. муляжи овощей и фруктов.
Перечень основных средств обучения







Интерактивная доска.
Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию»,
«Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Картотека детских песен».
Доска передвижная, напольная магнитно-маркерная
Пробковая доска
Планшет
Компьютер

Наглядный материал






Тематические альбомы;
Разрезные карточки;
Тактильные дорожки;
Строительные пособия;
Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения
(тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др.), градусник
настроения с магнитным креплением, коммуникативная система обмена
карточками Pecs, расписание "Сейчас нам потребуется", лабиринт
симметричный двойной для подготовки к письму, игра "Тропинка", игровой
набор
«Страна
Монтессори»,
мячи
массажные:
предметные картинки сооружений, построек (дома, вокзалы, мосты и др.),
архитектурных памятников отечественной культуры;




Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы)
готовых изделий и операций по их изготовлению;
Расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.),
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), бумага разного
цвета и др.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№

Наименование (темы)

Количество часов
(теория-практика)

1

1 четверть
Правила безопасной работы

1ч

2

Танграмм

1ч

3

Осеннее дерево

1ч

4

Школа (лего-конструирование)

1ч

5

Город (лего-конструирование)

1ч

6

Фрукты

1ч

7

Конструирование из природного материала
"Осенний лес"

1ч

8

Овощи

1ч
2 четверть

1

Ягоды (гроздья рябины)

1ч

2

Конструирование из мозайки "Грибок"

1ч

3

Домик

1ч

4

Узор из листьев на полосе

1ч

5

Новогодние игрушки

1ч

6

Новогодний шар из полос

1ч

7

Новогодняя гирлянда

1ч

8

Разноцветные бусы на ёлку

1ч

3 четверть
1

Снегогвик

1ч

2

Зайчик

1ч

3

Медвежонок

1ч

4

Зимний лес

1ч

5

Самолёт

1ч

6

Танк

1ч

7

Поздравительная
открытка
Защитника Отечества"

8

Светофор

1ч

9

Поздравительнвая открытка: 8 марта

1ч

10

Цветок для мамы

1ч

11

Посуда

1ч

1

Полосатый коврик

1ч

2

Праздник "Весны и труда"

1ч

3

Поздравительная открытка с "9 мая"

1ч

4

Башня

1ч

5

Весеннее дерево

1ч

6

Колобок

1ч

7

Это страницы зелёного лета

1ч

"День

1ч

4 четверть

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№

Наименование (темы)

1

1 четверть
Правила безопасной работы

1ч

2

Сбор природного материала

1ч

3

Солнце

1ч

4

Букет

1ч

5

Вырезание из
треугольник

бумаги

Количество часов
(теория-практика)

круг,

квадрат,

1ч

6

Узор из геометрических фигур

1ч

7

Жучок

1ч

8

Овощи

1ч

1

Ёжик

1ч

2

Весёлые погремушки

1ч

3

Мост

1ч

4

Птичка

1ч

5

Рыбка

1ч

6

Скрученная гирлянда

1ч

7

Гирлянда из двух полосок

1ч

8

Игрушки на ёлку

1ч

2 четверть

3 четверть
1

Снегогвик

1ч

2

Весёлые поросята

1ч

3

Будка для собаки

1ч

4

Домик с заборчиком

1ч

5

Складываение разрезных картинок

1ч

6

Конструирование из палочек

1ч

7

Поздравительная
открытка
Защитника Отечества"

8

Ветка мимозы

1ч

9

Поздравительнвая открытка: 8 марта

1ч

10

Цыплёнок в скорлупе

1ч

11

Весенние цветы

1ч

1

Звезда

1ч

2

Праздник "Весны и труда"

1ч

"День

1ч

4 четверть

3

Поздравительная открытка с "9 мая"

1ч

4

Посуда

1ч

5

Браслет из бросового материала

1ч

6

Бусы из бусинок

1ч

7

Это страницы зелёного лета

1ч

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№

Наименование (темы)

Количество часов
(теория-практика)

1

1 четверть
Правила безопасной работы

1ч

2

Сбор природного материала

1ч

3

Фрукты на тарелке

1ч

4

Овощи на тарелке

1ч

5

Мышка

1ч

6

На пруду

1ч

7

Двухэтажный дом

1ч

8

Домик с заборчиком для гномов

1ч

1

Городок для кукол

1ч

2

Мост для пешеходов

1ч

3

Мой город

1ч

4

Башенка и забор для птички

1ч

5

Домик для собачки

1ч

6

Новогодняя открытка

1ч

7

Дед Мороз в технике мозайка

1ч

8

Снегурочка в технике мозайка

1ч

2 четверть

3 четверть

1

Снежинки

1ч

2

Машина

1ч

3

Кораблик

1ч

4

Самолёт

1ч

5

Ракета

1ч

6

Флаг России

1ч

7

Поздравительная
открытка
Защитника Отечества"

8

Вазочка для цветов

1ч

9

Поздравительнвая открытка: 8 марта

1ч

10

Парусник

1ч

11

Рыбки в аквариуме

1ч

"День

1ч

4 четверть
1

Звезда

1ч

2

Праздник "Весны и труда"

1ч

3

Поздравительная открытка с "9 мая"

1ч

4

Чайник

1ч

5

Птичка

1ч

6

Бабочка

1ч

7

Лето красное идёт

1ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».