Рабочая программа по учебному предмету биология для обучающихся 7 класса на 2025-2026 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС…..………………..……….12
V. КАЛЕРНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................... 15

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в мире растений, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений;
− формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: приемам выращивания и ухода за растениями, использованию знаний для решения бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;

3

− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять
лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе
определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представленийоб особенностях природы, условиях произрастания разных видов растений;
− формирование представлений об органах цветкового растения; их
значении в жизни растений;
− формирование представлений о группах растений по месту их произрастания, особенностях их внешнего строения, биологических особенностях, практическом применении растений;
− формирование умения называть и показывать на иллюстрациях и узнавать в природе изученные культурные и дикие виды растений;
− формирование умения применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, выращивание рассады);
− формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается
в 7 классе с раздела «Растения», в котором все растения объединены в
группы.
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и
показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, обучающиеся самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов; в ходе проведения экскурсий).

5

Содержание разделов
№ п/п

Название

1.

Введение

2.

раздела, темы

Количество
часов
2

Контрольные
работы

Общее знакомство с цветковыми растениями

17

1

3.

Многообразие растительного мира

37

2

4.

Бактерии

2

5.

Грибы

4

6.

Повторение

4

Итого:

66

1

4

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ
в классе и на пришкольном участке;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой и
неживой природе;
 формирование бережного отношения к истории и культуре других
народов, природным и культурным достопримечательностям страны;
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
участия в пропаганде сохранения окружающей среды, бережного отношения к природе;
 формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
− называть общие признаки изученных групп растений, условия их
произрастания;
− описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть основные части цветкового растения;
− использовать биологические знания в повседневной жизни;
− выполнять совместно с учителем практические работы;
− владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях
контакта с ядовитыми видами растений;
− соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:

7

− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих,
промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;

8

 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной
и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала
на уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные пра-

9

вила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2»неставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3»:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2»неставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;

10

− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2»не ставится.

11

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература
1. Никишов А. И., Теремов А. В. Биология. 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ А. И. Никишов, А. В. Теремов. — М.: Просвещение, 2019
г.;
2. Никишов А. И. Биология. 7 кл.: рабочая тетрадь, учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ А. И. Никишов. — М.: Просвещение, 2020 г..
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образо-

вании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про-

грамма обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.

12

Санитарные

4.

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022 № 69, ОТ 07.10.2022 № 888).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта

(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026

учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, утверждённый приказом директора от
27.08.2024г. № 1770.
12. Расписание уроков 5 - 9 классовГБОУСО «Буткинская школа-интернат,

13

реализующаяадаптированныеосновныеобщеобразовательныепрограммы»2
025–2026учебногогода.
Оборудование
1. Карточки с индивидуальными заданиями, коррекционными упражнениями,
2. Набор словарных слов,
3. Таблицы по программному материалу,
4. Демонстрационный материал для фронтальных занятий,
5. Гербарии,
6. Муляжи,
7. Физическая карта России,
8. Коллекции насекомых.

14

V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Колво
часов/
дата

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень
Введение – 2 часа
1Разноообразие рас2
Повторение основных
Рассказывают о значении
2.
тений. Значение
01.04 сведений о неживой и
растений для человека. Расрастений. Охрана
04.04 живой природе. Разносказывают по рисункам, как
растений.
образие размеров, форм, человек использует растения.
места произрастания
Выполняют работу в тетради
растений
на печатной основе
Общее знакомство с цветковыми растениями- 17 часов
3.
Цветок.
1
Формирование знаний о Называют части цветка по
08.09 строении цветка
рисунку, подписывают и
раскрашивают в разные цвета части цветка. Выписывают
новые термины- название
частей цветка в тетрадь. Под
руководством учителя выполняют лабораторную работу «Строение цветка»

Достаточный уровень
Показывают на рисунках и называют
растения разных размеров, формы, мета
произрастания, о их значении и охране.
Рассказывают о роли растений в жизни
животных и человека, о значении растений и их охране
Узнают и показывают на схематических
рисунках и натуральных объектах части
цветка, читают названия, подписывают
на схемах в рабочих тетрадях; сравнивают строение цветков двух растений, называют черты сходства и различия, признаки сходства и различия записывают в
таблицу рабочей тетради.
Выполняют задания лабораторной работы в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы: что образуется из
каждой части цветка; называют признаки разнообразия цветков.

15

4.

Виды соцветий.
Опыление цветков.

1
Формирование знаний о
11.09 видах соцветий, способах опыления цветков,
образовании плодов и
семян

5.

Плоды. Разнообразие плодов. Распространение плодов и
семян

1
Повторение и закрепле15.09 ние знаний об образовании плодов и семян.
Формирование знаний о
разнообразии плодов

Называют по рисункам и
описывают внешний вида
разных соцветий, рассказывают, как выглядит соцветие
корзинка, как располагаются
цветки в колосе. Рассматривают на рисунках схемы
опыления растений, образования плодов и семян. Рассказывают о значении соцветий в жизни растений. Выполняют задания в рабочей
тетради: подписывают соцветия на рисунках
Называют по рисункам из
какой части цветка образуется плод. Показывают на схеме разные плоды, сравнивают сочные и сухие плоды,
называют растения с данными видами плодов. Выполняют задания в рабочей тетради: работают с рисунками,
таблицей (подписывают названия растений, типы плодов)

Называют виды соцветий, находят образцы в природе, в гербариях. Сравнивают
соцветия разных растений, находят отличительные признаки. Сравнивают соцветия разных растений, находят отличительные признаки, делают вывод о значении соцветий в жизни растений. Рисуют схемы соцветий. Называют виды и
способы опыления, их отличия, образование плодов и семян. Выполняют задание в рабочей тетради: записывают в таблицу примеры растений с разными видами соцветий и способами опыления
Используя схему, называют группы и типы плодов, сравнивают плоды разных
групп, находят черты сходства и отличия.
Приводят примеры растений с разными
типами плодов; делают вывод об их разнообразии. Узнают и называют виды
плодов на рисунках, коллекциях.

16

6.

Семя. Внешний вид
и строение семени
фасоли.

1
Формирование знаний о
18.09 строении семян растений

По рисункам называют и
рассказывают о разнообразии плодов. Под руководством учителя выполняют
лабораторную работу: изучают строение семени фасоли (рассматривают набухшие
семена фасоли, рассказывают
о внешнем виде плода, находят части семени). Подписывают части семени на рисунках в рабочих тетрадях

По рисункам и коллекциям семян рассматривают и называют плоды разных
растений; делают вывод о их разнообразии. Выполняют задания лабораторной
работы: проращивают семя фасоли, проводят исследование, находят и показывают части семени; на основании проведенного исследования делают вывод, что
общего в строении зерновки пшеницы и
семени фасоли. Проводят наблюдение за
развитием проростка и прорастанием семени. На примере растений составляют
описание семени по форме, размерам,
записывают результаты сравнения в тетрадь

7.

Строение семени
пшеницы

1
Формирование знаний о
22.09 строении семян растений

По рисункам называют и
рассказывают о разнообразии плодов. Под руководством учителя выполняют
лабораторную работу: изучают строение семени фасоли (рассматривают набухшие
семена фасоли, рассказывают
о внешнем виде плода, находят части семени). Подписывают части семени на рисунках в рабочих тетрадях

По рисункам и коллекциям семян рассматривают и называют плоды разных
растений; делают вывод о их разнообразии. Выполняют задания лабораторной
работы: проращивают семя фасоли, проводят исследование, находят и показывают части семени; на основании проведенного исследования делают вывод, что
общего в строении зерновки пшеницы и
семени фасоли. Проводят наблюдение за
развитием проростка и прорастанием семени. На примере растений составляют
описание семени по форме, размерам,
записывают результаты сравнения в тетрадь

17

8.

Условия, необходимые для прорастания семян.

9.

Подземные органы
растения. Корень

10.

Виды корней. Корневые системы.

1
Формирование знаний
25.09 об условиях прорастания семян. Формирование практических навыков определения всхожести семян
1
Формирование знаний о
29.09 строении корня

Называют по рисункам, какие условия необходимы для
прорастания семян.
Под руководством учителя
определяют всхожесть семян

Называют, какие условия необходимы
для прорастания семян.
Проводят опыты. На основании результатов опыта делают вывод, что для прорастания семян нужна влага, тепло и воздух.

Называют и показывают по
рисунку в рабочей тетради
подземные части растения,
раскрашивают части корня

1
Формирование знаний о
02.10 видах корней, корневых
волосках

Называют виды корней, раскрашивают главный, боковые и придаточные корни.
Показывают на рисунках.
Под руководством учителя
выполняют практическую
работу: образование придаточных корней

Показывают на растении подземную его
часть. Раскрашивают части корня растения на рисунке.
Выполняют задания в рабочей тетради:
подписывают названия корневых систем
на рисунке.
Работают со схемами, заполняют таблицу: записывают из чего развиваются разные виды корней
Показывают на растении и называют виды корней. Называют значение корневых
волосков. Называют корень, как орган
цветкового растения, его значения для
растения. Выполняют практическую работу: образование придаточных корней.
Делают вывод, что придаточные корни
отрастают от стебля и листьев; о значении их для роста растений, использовании человеком.
В рабочей тетради подписывают виды
корней; записывают в таблицу примеры
растений с разными корневыми системами

18

11.

Значение корня в
жизни растений.
Видоизменения
корней

1
Закрепление знаний о
06.10 разнообразии корней,
корнеплодах и клубнях

Показывают на рисунках
корнеплод свеклы, моркови;
корнеклубень георгины.
Рассказывают об использовании видоизмененных корней человеком

12.

Стебель. Строение
стебля

1
Формирование знаний о
09.10 строении и образовании
стебля, положении стебля в пространстве

Рассматривают и показывают на рисунках стебель, называют части стебля; называют, из чего образуется стебель, что называется побегом. Рассказывают о положении стебля в пространстве
(плети, усы)

13.

Строение древесного стебля. Значение
стебля в жизни растений

1
Формирование знаний о
13.10 строении древесного
стебля, значении стебля
в жизни растения

Называют по рисунку слои
стебля древесного растения.
Раскрашивают слои древесного растения на рисунках.
Рассказывают о значении
стебля в жизни растений.
Выполняют задание в рабочей тетради: подписывают
названия слоев стебля

Повторяют и называют виды корнеплодов. Показывают в натуре и называют
видоизмененные корни (корнеплод, клубень).
На примерах растений называют видоизменения корней, использовании их человеком.
Выполняют задание в рабочей тетради:
заполняют таблицу, записывают примеры
растений с разными видоизмененными
корнями
Показывают побег и стебель растения на
натуральных объектах, называют виды
стеблей, из чего образуется стебель. Называют, что стебель с листьями и почками это побег. Перечисляют функции
стебля.
Выполняют задание в рабочей тетради:
подписывают на рисунке части побега;
делают вывод, что он вырастает из зародышевого стебелька
Называют по таблице слои стебля древесного растения. Выполняют задания в
рабочей тетради: записывают последовательность расположения слоев в стебле
растения. Называют значение каждого
слоя стебля. Сравнивают стебли древесных и травянистых растений, находят
признаки сходства и отличи; делают вывод, чем различаются стебли древесных и
травянистых растений.

19

14.

Разнообразие стеблей.

1
Формирование знаний о
16.10 разнообразии стеблей

15.

Контрольная работа

1
Контроль знаний по
20.10 изученным темам

16.

Повторение по изученным темам

17.

Лист. Внешнее
строение листа.

1
Обобщение и закрепле23.10 ние знаний по изученным темам
1
Формирование знаний о
06.11 внешнем строении листа

Называют по рисункам разнообразные стебли (травянистый, древесный), укороченный. Показывают и называют по рисункам растения с
прямостоячим, ползучим,
цепляющимся, вьющимся,
стелющимся стеблями. Выполняют задание в рабочей
тетради: подписывают рисунки с разнообразными
стеблями
Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Приводят примеры о разнообразии стеблей растений, показывают на растениях.
Сравнивают разные виды стеблей, находят черты сходства и отличия. Называют,
какое значение в природе имеет разнообразие стеблей растений. Выполняют работу в рабочих тетрадях: подписывают на
рисунках виды стеблей и названия растений

Работают в группах, выполняют задания в рабочих тетрадях
Называют по рисунку части
листа (листовая пластинка,
черешок), как прикрепляется
лист к стеблю; называют
простые и сложные листья,
рассматривают расположение жилок на листовой пластинке. Рассказывают о разнообразии листьев, формах
листовых пластинок.

Выполняют тестовые задания

Выполняют письменную контрольную
работу
по изученным темам

По гербариям, рисункам, натуральным
объектам находят и называют части листа, способы их прикрепления к стеблю,
типы жилкования, простые и сложные
листья. Приводят примеры растений.
Сравнивают листовые пластинки, находят черты сходства и отличия, называют
отличительные признаки листовых пластинок, делают вывод об их разнообразии.

20

18.

Значение листьев в
жизни растения- образование питательных веществ в листьях на свету, испарение воды листьями. Демонстрация
опыта образование
крахмала в листьях
растений на свету

1
Формирование знаний
10.11 об образовании питательных веществ в листьях растений, значении этого явления для
растений

19.

Дыхание растений.
Обмен веществ у
растений. Листопад
и его значение

1
Формирование знаний о
13.11 дыхании растений

20.

Называют, из каких веществ
состоит растение; по рисунку
учебника называют условия,
которые необходимы для образования органических веществ в листьях; рассказывают, какое значение листьев
в жизни растения; какое значение для растения имеет
испарение воды. Выполняют
задания в рабочей тетради
По рисункам называют газы,
которые лист поглощает и
выделяет при дыхании; как
происходит дыхание и питание растения. Рассказывают
о значении листопада для
растений

Многообразие растительного мира – 39 часов
Деление растений на
1
Формирование знаний о Рассматривают на рисунках
группы
17.11 растениях, о некоторых разнообразие древесных и
биологических особентравянистых растений, проностях
израстающих; называют виды растений, их биологические особенности и особенности внешнего строения
растений

Проводят исследование: из каких веществ состоит растение. Используя рисунок, составляют рассказ, как образуются
органические вещества в листьях. Делают вывод о значении для растения образование крахмала, условиях, необходимых для образования органических веществ и испарения воды; заполняют таблицу. Выполняют задания в рабочей тетради: сравнивают питание и дыхание, делают вывод и записывают его
Сравнивают процессы дыхания и питания листа по таблице. Делают вывод,
одинаковые это процессы или противоположные; объясняют понятие «обмен
веществ» у растений. Рассказывают о
значении листопада в жизни растений.
Выполняют задания в рабочей тетради:
обозначают правильные ответы в тексте,
каково значение листопада для растений
Называют признаки разных форм растительных объектов (дерево, кустарник,
трава); находят черты сходства и отличия; описывают особенности их внешнего вида и условий произрастания. Устанавливают взаимосвязи между природными компонентами

21

21.

Мхи. Папоротники

1
Расширение и система20.11 тизация знаний об особенностях внешнего
строения мхов и папоротников, их разнообразии

22.

Голосеменные.
Хвойные растения.

1
Расширение представ24.11 лений об особенностях
внешнего строения и
условиях произрастания
хвойных деревьев

23.

Покрытосеменные.
Деление на группы.

1
Формирование пред27.11 ставлений о группах
растений.

Узнают и называют по рисункам, слайдам, фотографиям мхи, папоротники. Подписывают на рисунках их
части.

Узнают и называют по рисункам, слайдам, фотографиям мхи, папоротники.
Подписывают на рисунках их части, делают вывод об общих и отличительных
признаках; называют условия их произрастания, устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и внешним видом.
Узнают по внешнему виду и Узнают и называют по рисункам, слайназывают хвойные деревья,
дам, в натуре хвойные деревья (сосна,
произрастающие в лесу (ель, ель). Сравнивают особенности внешнего
сосна); описывают внешний
строения сосны и ели, хвойных и листвид, рассказывают об отливенных деревьев. Называют условия прочительных особенностях
израстания, признаки взаимосвязи внешстроения листьев и шишек
него вида и среды обитания растений;
сосны и ели; под руковопод руководством учителя выполняют
дством учителя выполняют
практическую работу по определению
практическую работу по оп- возраста сосны по мутовкам, используя
ределению возраста сосны по ветки сосны. Делают вывод об определемутовкам
нии возраста хвойных деревьев по количеству мутовок. Составляют рассказ по
плану о хозяйственном значении сосны и
ели
Узнают на иллюстрациях и
Узнают на иллюстрациях и фотографиях
фотографиях однодольные и однодольные и двудольные растения,
двудольные растения, сравсравнивают, называют особенности
нивают, называют особенно- внешнего строения. Рассказывают об иссти внешнего строения.
пользовании их человеком, правилах поведения в природе, технике безопасности

22

24.

Хлебные (злаковые)
растения. Особенности внешнего
строения и биологические особенности
растений

1
Формирование знаний
01.12 об особенностях внешнего строения и биологических особенностях
злаковых растений

Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям
хлебные растения
(пшеница, рожь, овес, кукуруза), рассказывают об особенностях внешнего строения, отмечают их сходство.

Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям растения, которые относятся к злаковым (пшеница, рожь, овес,
кукуруза); показывают разные виды
хлебных растений на таблице, гербариях,
в натуре. Рассказывают об особенностях
внешнего строения этих растений, отмечают черты сходства и отличия, называют биологические особенности растений.
Делают вывод о сходстве внешнего вида
хлебных растений

25.

Выращивание зерновых.

1
Формирование знаний
04.12 об особенностях внешнего строения и биологических особенностях
злаковых растений, их
выращивании.

26.

Лилейные. Общие
признаки.

1
Формирование знаний о
08.12 лилейных растений

Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям
хлебные растения
(пшеница, рожь, овес, кукуруза), рассказывают об особенностях внешнего строения, отмечают их сходство.
Рассказывают, зачем человек
выращивает злаковые, почему их называют хлебные
злаковые.
Рассказывают по рисункам о
внешнем виде лилейных и
особенностях строения. Узнают и называют

Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям растения, которые относятся к злаковым (пшеница, рожь, овес,
кукуруза); показывают разные виды
хлебных растений на таблице, гербариях,
в натуре. Рассказывают об особенностях
внешнего строения этих растений, отмечают черты сходства и отличия, называют биологические особенности растений.
Делают вывод о сходстве внешнего вида
хлебных растений
Узнают по вешнему виду лилейные; описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.

23

27.

Овощные лилейные.

1
Формирование знаний о
11.12 лилейных растений

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде лилейных и
особенностях строения. Узнают и называют

28.

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1
Формирование знаний о
15.12 лилейных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде лилейных и
особенностях строения. Узнают и называют

29.

Контрольная работа

1
Контроль знаний по
18.12 изученным темам

3032.

Повторение по изученным темам

3
Обобщение и закрепле22.12 ние знаний по изучен25.12 ным темам
29.12

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Работают в группах, выполняют задания в рабочих тетрадях

33.

Двудольные покрытосеменные растения. Паслёновые.
Общие признаки.

1
Формирование знаний о
12.01 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде паслёновых и
особенностях строения. Узнают и называют

34.

Дикорастущие паслёновые. Паслён.

1
Формирование знаний о
15.01 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде паслёновых и
особенностях строения. Узнают и называют

Узнают по вешнему виду лилейные; описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду лилейные; описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Выполняют письменную контрольную
работу
по изученным темам
Выполняют тестовые задания

Узнают по вешнему виду паслёновые;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду паслёновые;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.

24

35.

Овощные и технические паслёновые.
Картофель.

1
Формирование знаний о
19.01 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде паслёновых и
особенностях строения. Узнают и называют

Узнают по вешнему виду паслёновые;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.

36.

Овощные паслёновые. Томат.

1
Формирование знаний о
22.01 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде паслёновых и
особенностях строения. Узнают и называют

37.

Овощные паслёновые. Баклажан и перец.

1
Формирование знаний о
26.01 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде паслёновых и
особенностях строения. Узнают и называют

38.

Цветочнодекоративные паслёновые.

1
Формирование знаний о
29.01 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде паслёновых и
особенностях строения. Узнают и называют

39.

Бобовые. Общие
признаки бобовых.
Пищевые бобовые
растения.

1
Формирование знаний о
02.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде бобовых и
особенностях строения. Узнают и называют

Узнают по вешнему виду паслёновые;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду паслёновые;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду паслёновые;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду бобовые; описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.

25

40.

Фасоль и соя.

1
Формирование знаний о
05.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде бобовых и
особенностях строения. Узнают и называют

41.

Кормовые бобовые
растения

1
Формирование знаний о
09.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде бобовых и
особенностях строения. Узнают и называют

42

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

1
Формирование знаний о
12.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде розоцветных и
особенностях строения. Узнают и называют

43.

Шиповник - растение группы розоцветных.

1
Формирование знаний о
16.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде розоцветных и
особенностях строения. Узнают и называют

44.

Плодово-ягодные
розоцветные. Яблоня.

1
Формирование знаний о
19.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде плодовоягодных розоцветных и особенностях строения. Узнают
и называют

Узнают по вешнему виду бобовые; описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду бобовые; описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду розоцветные;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду розоцветные;
описывают особенности строения, местах
произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о
практическом значении.
Узнают по вешнему виду плодовоягодные розоцветные; описывают особенности строения, местах произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о практическом значении.

26

45.

Плодово-ягодные
розоцветные. Груша

1
Формирование знаний о
26.02 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде плодовоягодных розоцветных и особенностях строения. Узнают
и называют

46.

Плодово-ягодные
розоцветные. Персик и абрикос.

1
Формирование знаний о
02.03 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде плодовоягодных розоцветных и особенностях строения. Узнают
и называют

47.

Сложноцветные.
Общие признаки.

1
Формирование знаний о
05.03 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде сложноцветных и особенностях строения. Узнают и называют

48.

Пищевые сложноцветные. Подсолнечник.

1
Формирование знаний о
12.03 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде сложноцветных и особенностях строения. Узнают и называют

49.

Календула, бархатцы, маргаритки и
георгин.

1
Формирование знаний о
16.03 двудольных растениях

Рассказывают по рисункам о
внешнем виде сложноцветных и особенностях строения. Узнают и называют

50.

Контрольная работа

1
Контроль знаний по
19.03 изученным темам

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Узнают по вешнему виду плодовоягодные розоцветные; описывают особенности строения, местах произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о практическом значении.
Узнают по вешнему виду плодовоягодные розоцветные; описывают особенности строения, местах произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о практическом значении.
Узнают по вешнему виду сложноцветные; описывают особенности строения,
местах произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о практическом значении.
Узнают по вешнему виду сложноцветные; описывают особенности строения,
местах произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о практическом значении.
Узнают по вешнему виду сложноцветные; описывают особенности строения,
местах произрастания, называют их общие и отличительные признаки. Рассказывают о практическом значении.
Выполняют письменную контрольную
работу
по изученным темам

27

5152.

Повторение по изученным темам

Обобщение и закрепление знаний по изученным темам
Формирование знаний о
разнообразии комнатных растений Ухода за
ними

Работают в группах, выполняют задания в рабочих тетрадях
Называют особенности
внешнего вида комнатных
растений, биологические
особенности. Рассказывают
об особенностях ухода, выращивания, размножения

53.

Уход за комнатными растениями

54.

Перевалка и пересадка комнатных
растений

1
Формирование знаний о
09.04 разнообразии комнатных растений Ухода за
ними

Называют особенности
внешнего вида комнатных
растений, биологические
особенности. Рассказывают
об особенностях ухода, выращивания, размножения

55.

Пересадка комнатных растений

1
Формирование знаний о
13.04 разнообразии комнатных растений Ухода за
ними

Называют особенности
внешнего вида комнатных
растений, биологические
особенности. Рассказывают
об особенностях ухода, выращивания, размножения

2
23.03
26.03
1
06.04

Выполняют тестовые задания
Сравнивают, называют особенности
внешнего строения комнатных растений,
устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологические особенности. Называют как биологические особенности
влияют на особенности ухода, выращивания размножения растений.
Сравнивают, называют особенности
внешнего строения комнатных растений,
устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологические особенности. Называют как биологические особенности
влияют на особенности ухода, выращивания размножения растений.
Сравнивают, называют особенности
внешнего строения комнатных растений,
устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Отмечают биологические особенности. Называют как биологические особенности
влияют на особенности ухода, выращивания размножения растений.

28

56.

Растение живой организм

1
Формирование знаний о
16.04 растении, как живом организме

5758.

Бактерии

2
Формирование пред20.04 ставлений о бактериях
23.04

Называют признаки живых
организмов. Записывают
признаки живых организмов
в тетрадь.

Бактерии – 2 часа
Узнают и называют на иллюстрациях и рисунках виды
бактерий, места их обитания.

Грибы – 4 часа
2
Формирование знаний о Узнают и называют виды
27.04 шляпочных грибах
шляпочных грибов, места их
30.04
произрастания. Называют на
таблице, макетах части гриба

5960.

Строение шляпочного гриба.

6162.

Грибы съедобные и
ядовитые

2
Формирование знаний о
04.05 съедобных и ядовитых
07.05 грибах

Распознают по рисункам,
фотографиям и таблицам
съедобные и ядовитые грибы, называют их отличительные признаки. Перечисляют правила сбора грибов.
Рассказывают о правилах поведения в лесу

63.

Контрольная работа

1
Контроль знаний по
14.05 изученным темам

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Называют признаки живых организмов.
Делают вывод, что растения обладают
данными признаками. Записывают признаки живых организмов в тетрадь.

Узнают на иллюстрациях и рисунках по
внешнему виду и называют виды бактерий. Делают вывод об их разнообразии,
пользе и вреде.
Узнают по внешнему виду и называют
шляпочные грибы, показывают на таблицах и муляжах его части; называют места
и условия произрастания шляпочных
грибов, устанавливают взаимосвязь между средой обитания и строением гриба
(взаимосвязь корней растений и грибов).
Используя таблицу, называют виды съедобных и ядовитых грибов; называют
черты сходства грибов и их отличительные признаки; признаки распознавания
съедобных и ядовитых грибов. Называют
отличительные признаки грибовдвойников, находят и показывают на иллюстрациях, таблицах, слайдах. Рассказывают о соблюдении правил сбора грибов, правилах поведения в природе
Выполняют письменную контрольную
работу
по изученным темам
29

64.

Практическая работа: «Вскапывание
приствольных кругов плодовых деревьев»

1
Формирование практи18.05 ческих навыков вскапывания приствольных
кругов плодовых деревьев

Рассказывают о правилах перекопки и рыхления почвы,
рассказывают о правилах
вскапывания приствольных
кругов. Под руководством
учителя проводят перекопку
приствольных кругов

6566.

Повторение по изученным темам

2
Обобщение и закрепле21.05 ние знаний по изучен25.05 ным темам

Работают в группах, выполняют задания в рабочих тетрадях

По картинкам, слайдам называют правила определения приствольного круга,
приемов правильного вскапывания, значении для деревьев рыхления приствольных кругов. Под руководством учителя
выполняют практическую работу: проводят перекопку приствольных кругов плодовых деревьев; делают вывод о значении вскапывания для роста плодовых деревьев
Выполняют тестовые задания

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».