Рабочая программа по учебному предмету география для обучающихся 7 класса на 2025-2026 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС…..………………..……..11
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ14

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с нарушением интеллекта умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;

3

 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 7 классе определяет следующие задачи:
 формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении, хозяйстве России;
 знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков нашей Родины.
 знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы .

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо
вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7
класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление
о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов,
населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению
отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная
характеристика природных зон России: изучаются особенности климата,
природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные

5

экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных
зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие
крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое
административное деление России на федеральные округа.
Содержание разделов
№ п\п

Тема (раздел)

Количество часов
на изучение

1

Особенности природы и хозяйства России

11

Контрольные
работы

1
2

Природные зоны России

2

3

Зона арктических пустынь

5

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

7

Зона пустынь и полупустынь

7

8

Зона субтропиков

4

9

Высотная поясность в горах

3
Итого

66

1

4

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
 формирование правильного отношения к окружающей (природной)
среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее
сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта
участия в социально значимом труде.
Предметные:
Минимальный уровень:
 иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
 понимать географическую карту: декодировать условные знаки
карты;

7

 показывать на карте (с помощью вспомогательных средств –
генерализация

линий

рек,

пунсоны,

таблички

с

названиями)

географические объекты, указанные в программе;
 определять направления на карте с опорой на вспомогательные
средства;
 показывать границы России на физической карте РФ;
 показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с
опорой на карту;
 принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
правильно вести себя в природе;
 делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя;
 выделять,

описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений с помощью учителя;
 использовать географические знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание
природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
 показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;
 устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
 выделять,

описывать

и

объяснять

существенные

признаки

географических объектов и явлений с помощью учителя;

8

 сравнивать географические объекты, факты, явления, события по
заданным критериям;
 вести

наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды, оценивать их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
 находить в различных источниках, указанных учителем, учебную
информацию;
 называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.

9

Оценка«4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка«3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка«2»- не ставится.

10

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

нарушениями),

утверждённая

отсталостью

приказом

(интеллектуальными

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2019 г.;
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 7 кл.: рабочая тетрадь,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г..
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образо-

вании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про-

грамма обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.

11

Санитарные

4.

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022 № 69, ОТ 07.10.2022 № 888).
7.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образо-

вании в Свердловской области».
8.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта

(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026

учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, утверждённый приказом директора от
27.08.2024г. № 1770.

12

12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУСО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»2025–2026учебногогода.
Оборудование
1.

Карточки с индивидуальными заданиями,

2.

Коррекционные упражнения,

3.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук,

4.

Физминутка,

5.

Игровые упражнения,

6.

Упражнения для релаксации,

7.

Набор словарных слов,

8.

Таблицы по программному материалу,

9.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий,

10.

Гербарии,

11.

Муляжи,

12.

Коллекции полезных ископаемых, строительных материалов,

насекомых,
13.

Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»,

Географические карты.

13

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов/
дата

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов
1

2

Географическое положение России на
карте мира

1ч.
01.09

Европейская и азиатская части России

1ч.
05.09

Формирование у обучающихся
представлений географическом
положении РФ на карте мира.
Повторение условных обозначениях морских и сухопутных
границ, государственные символы РФ.
Продолжение
формирования
навыков правильного показа
географических объектов на
карте
Продолжение
формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и
азиатской частей РФ.
Продолжение
формирования

Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя.
Составляют рассказ о географическом
положении
России по плану и опорным
предложениям

Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу между Европой и Азией. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части
России. Находят на карте
России свой город (с по-

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке
расположено наше государство. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по
которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте государства, граничащие с Россией
Показывают на карте территорию России. Называют, где
проходит условная граница,
заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией.
Показывают европейскую и
азиатскую часть. Сравнивают
по площади Европейскую и

14

3

4

Административное
деление России

1ч.
08.09

Разнообразие рельефа

1ч.
12.09

навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе
Продолжение
формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории.
Знакомство с названиями наиболее крупных областей Европейской и азиатской части РФ.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
государственном устройстве РФ

мощью)

Продолжение знакомства с
формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану
краткую
характеристику
географического положения объекта, выделенного в
учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту,
используя помощь учителя

Называют нашу страну.
Знакомятся с названиями
наиболее крупных административнотерриториальных
единиц
(области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на настенной карте (с помощью
учителя)

Азиатскую части России. Находят на карте России свой
город. Определяют, в какой
части страны они живут
Находят
на
политикоадминистративной карте РФ
края, области, республики, автономные округа, автономные
области, города федерального
значения. Показывают крупные
административнотерриториальные
единицы
(области,
республики),дают
характеристику географического положения (по плану),
показывают на карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и ЗападноСибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья. Называют горы России, показывают их на физической карте
России. Наносят на контурную карту, выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты

15

5

6

7

Полезные ископаемые, их основные
месторождения

1ч.
15.09

Повторение и закрепление знаний
о полезных ископаемых, способах
их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве недр страны

Климат России

1ч.
19.09

Повторение и закрепление знаний
о поясах освещенности, климате,
погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ

Водные
ресурсы
России, их использование.

1ч.
22.09

Повторение и закрепление знаний
о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать понятия о
крупнейших реках и озерах РФ.
Продолжить формирование навыков правильного показа географических объектов на карте.
Закрепление и систематизация
знаний о водоемах своего края

Называют и показывают
(заранее обозначенные
учителем на настенной
карте) крупнейшие месторождения полезных
ископаемых России (с
помощью). Составляют
рассказ о бережном отношении к природным
ресурсам по опорным
словам и словосочетаниям
По схеме перечисляют
пояса освещенности. По
плану и опорным предложениям рассказывают
о климате своей местности.
Находят в словаре и зачитывают определение,
что такое водные ресурсы. Называют (заранее
выделенные учителем) и
показывают
крупные
реки и отмечают их на
контурной карте. Рассказывают как люди используют водоемы по
предложенным учителем
предложениям

Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на
территории России. Называют
и показывают на настенной
карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят
на контурную карту крупнейшие месторождения полезных
ископаемых.
Рассказывают,
почему необходимо бережно
относиться к природным ресурсам
Называют, какие факторы
влияют на климат, почему на
территории России находится
несколько климатических поясов. Рассказывают о климате
европейской части России,
Сибири и Дальнего Востока
Называют и показывают на
карте реки и озера России,
указанные в учебнике. Рассказывают об использовании
водных ресурсов по плану.
Обсуждают возможностихозяйственного использования
рек

16

Население России.
Народы России.

1ч.
26.09

9

Промышленностьоснова хозяйства, её
отрасли

1ч.
29.09

10

Сельское хозяйство,
его отрасли

1ч.
03.10

8

Формирование представлений
обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях,
вероисповедании.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей
Формирование
первоначальных
представлений обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ.
Закрепление и систематизация
знаний о промышленных предприятиях своего края.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе

Называют некоторые народы, проживающие на
территории России (до 4
названий). Рассказывают
об обычаях своего народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации
Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой
промышленности
(машиностроение, швейная
промышленность, пищевая промышленность) с
опорой на иллюстративный материал – схемы,
рисунки.
Составляют рассказ о
видах промышленности
по опорным словам и
словосочетаниям.

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и
систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего
края и их использовании

Называют
отраслевой
состав растениеводства
(полеводство, садоводство) и животноводства
(скотоводство,
птицеводство) с опорой на иллюстративный материал

Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России (с
опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с
опорой
на
политикоадминистративную карту)
Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника.
Называют, какую продукцию
выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность,
какие отрасли относятся к
пищевой промышленности.
Показывают на карте крупнейшие промышленные города, заранее выделенные учителем.
Называют основные отрасли
промышленности своего края
(с помощью учителя)
Называют отраслевой состав
растениеводства (полеводство,
садоводство, лесоводство) и
животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство)
с опорой на иллюстративный
материал.

17

11

Транспорт. Экономическое развитие
европейской и азиатской частей России

1ч.
06.10

12

Размещение природных зон на территории России

1ч.
10.10

Формирование представлений о
транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских
перевозок. Формирование первоначальных представлений обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиатской
части России

Перечисляют
виды
транспорта.
Называют
транспорт, на котором
перевозят людей и грузы.
Рассказывают
о
транспорте своего города

Природные зоны России – 2 часов
Продолжение формирования
Называть природные зопредставлений обучающихся о
ны России с помощью
многообразии природных условий учителя (схемы, таблиРоссии. Знакомство с названиями
цы), находить и показыприродных зон России.
вать
на
картинах/фотографиях разные
природные зоны России

Называют главную зерновую
культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя
причинно-следственные
зависимости между климатом
и развитием сельского хозяйства.
Называют основные отрасли
сельского хозяйства своего
края (с помощью учителя)
Сравнивают
экономическое
развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя.
Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности
и сельского хозяйства европейской и азиатской частей
России
Характеризуют особенности
климата природных зон России. Объясняют различие в
климате в разных районах нашей страны

18

13 Карта природных зон
России

1ч.
13.10

14

Контрольная работа

1ч.
17.10

15

Зона арктических
пустынь. Положение
на карте. Климат

1ч.
20.10

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
многообразии природных условий
России. Знакомство с названиями
природных зон России и их географическим положением, картой
природных зон России, условными
цветами карты природных зон
Контроль знаний по изученным
темам

Называют
природные
зоны, в которых расположена Россия (по карте
природных зон), показывают на настенной карте
(с помощью)

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Зона арктических пустынь – 5 часов
Формирование первоначальных
Называют общие осопредставлений обучающихся о зо- бенности зоны арктичене арктических пустынь, ее геоских пустынь после объграфическом положении. Продол- яснения учителя. Назыжение формирования навыков по- вают и показывают на
каза географических объектов на
настенной карте зону
карте, навыков работы с контурарктических
пустынь.
ной картой
Перечисляют с опорой
Продолжение формирования
на карту моря Северного
представлений обучающихся о зо- Ледовитого океана, поне арктических пустынь. Знакомказывают на карте
ство с особенностями климата и
Описывают
типичную
природными явлениями изучаемой зимнюю и летнюю погоприродной зоны
ду зоны арктических
пустынь (с помощью
учителя)

Называют природные зоны, в
которых расположена Россия
и показывают их на настенной
карте. Объясняют зависимость
размещения зон от климата.
Условными цветами раскрашивают природные зоны в
контурной карте
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Показывают природную зону
на настенной карте и отмечают на контурной карте.
Называют и показывают на
карте острова и моря Северного Ледовитого океана
Рассказывают, какие факторы
влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный
день и полярную ночь, арктическое лето

19

16

17

Растительный и животный мир

1ч.
24.10

Население и его основные занятия

1ч.
07.11

1ч.
10.11

18
Северный морской
путь

Продолжение
формирования
представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного
мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и
животному миру.
Продолжение формирования навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Продолжение формирования
представлений обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование знаний обучающихся о
занятиях населения в зоне арктических пустынь

Рассматривают
и называют по
иллюстрации растения и
животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном
из представителей фауны
Арктики по предложенным учителям предложениям

Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий).
Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между внешним видом, строением и образом жизни

По
иллюстрации
рассказывают,
чем
занимаются население в
зоне
арктических
пустынь

Продолжение формирования
представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в
морях Северного Ледовитого
океана, омывающих территорию
России

Показывают на карте северный морской путь
(заранее обозначенный
на карте). По иллюстрации рассказывают, какие
грузы доставляют жителем крайнего севера по
Северному морскому пути

Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между климатом и занятиями
населения. Называют основные занятия ученых в Арктике. Называют, с помощью
учителя, основные экологические проблемы зоны в связи с
особенностями хозяйственной
деятельности человека
Показывают на карте Северный морской путь. Рассказывают, для чего был проложен
Северный морской путь. Отмечают на контурной карте
крупные порты Арктики

20

19

Положение на карте.
Рельеф. Полезные
ископаемые

1ч.
14.11

20

Климат. Водоемы
тундры

1ч.
14.11

21

Растительный мир

1ч.
17.11

Зона тундры - 8 часов
Формирование представлений
Показывают на настенобучающихся о тундре.
ной карте зону тундры (с
Знакомство с географическим по- помощью). Закрашивают
ложением зоны тундры.
данную природную зону
Продолжение формирования нав контурной карте. Певыков показа географических объ- речисляют полезные исектов на карте, навыков работы в
копаемые, которые доконтурной карте
бывают в тундре, используя помощь учителя
Формирование представлений
Называть типичные осообучающихся о тундре. Знакомст- бенности климата тундво с климатическими условиями и ры, указанные в учебниводоемами. Продолжение форми- ке. Рассказывают о клирования навыков показа географи- матических
условиях
ческих объектов на карте, навыков тундры по плану и опорработы с контурной картой
ным словами (словосочетаниям). Показывают
(заранее
выделенные
учителем) реки, протекающие по тундре
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с основными
представителями растительного
мира изучаемой природной зоны.
Воспитание бережного отношения
к растительному миру своей страны

Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий,
называют характерные
особенности
растений
тундры.
По плану и опорным
словами (словосочетани-

Показывают на карте природную зону тундры. Описывают
географическое
положение
тундры (по плану) и отмечают
ее на карте. Называют, с какими природными зонами
граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают
Называют, какой климат характерен для зоны тундры.
Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны
тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника.
Анализируют
особенности
тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по
зоне тундры, и показывают их
на карте. Объясняют, почему в
зоне тундры много болот
Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между климатом и внешним
видом растений. Например,
почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья.
Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как

21

22

Животный мир тундры

1ч.
21.11

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с основными
представителями животного мира
изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к
животному миру своей страны

23

Хозяйство. Население и его основные
занятия

1ч.
24.11

24

Города: Мурманск,
Нарьян-Мар

1ч.
28.11

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с хозяйством,
населением тундры.
Воспитание уважительного отношения к жителям коренных народов Севера
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение
формирования навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой

ям) рассказывают об одном из растений тундры
По рисункам называют
животных зоны тундры.
Составляют рассказ о
северном олене, используя предложенные учителем предложения. Называют животных зоны
тундры (по рисункам с
надписями)
Составляют рассказ о
занятиях
населения
Крайнего Севера, используя помощь учителя.
С помощью иллюстраций называют основные
занятия населения
Показывают на карте
изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на
контурной карте (с помощью)

растения приспособились к
суровым условиям тундры
Рассказывают, как животные
приспособились к суровому
климату тундры. Устанавливают с помощью учителя,
причинно-следственные зависимости между климатом и
внешним видом и образом
жизни животных
Называют коренные народы
(до 3 названий), проживающие
в зоне тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия
Составляют краткие характеристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов.
Показывают города на карте и
отмечают их на контурной
карте

22

25

Города тундры: Салехард, Норильск,
Анадырь

1ч.
01.12

26

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры

1ч.
05.12

27

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые

1ч.
08.12

Продолжение формирования
Показывают на карте
представлений обучающихся о
изучаемые города (заратундре. Знакомство школьников с нее выделенные учитекрупнейшим городами изучаемой лем), отмечают их на
природной зоны, их географичеконтурной карте (с поским положением, хозяйством,
мощью)
достопримечательностями. Продолжение формирования навыков
показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования
Показывают заповеднипредставлений обучающихся о
ки зоны тундры (заранее
тундре. Знакомство с экологичевыделенные учителем)
скими проблемами Севера. Воспи- на карте России
тание у обучающихся бережного
отношения к природе своей страны
Лесная зона – 18 часов
Формирование представлений о зо- Показывают на карте
не лесов как о самой большой по
природных зон России
площади природной зоне России.
лесную зону. На карте
Знакомство с географическим по- природных зон называложением, особенностями рельефа ют, каким цветом обои полезными ископаемыми изучае- значена лесная зона.
мой природной зоны.
Обозначают ее в контурПродолжение формирования навы- ной карте (с помощью).
ков показа географических объек- Составляют рассказ о
тов на карте, навыков работы в
рельефе лесной зоны из
контурной карте.
предложенных учителем
Воспитание бережного отношения предложений
к природным ресурсам

Находят и показывают на карте города Салехард, Норильск,
Анадырь. Рассказывают о городах по плану. Называют основные занятия населения
(отрасли
промышленности)
изучаемых городов. Рассказывают об особенностях этих
городов. Отмечают их на контурной карте
Устанавливают с помощью
учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры,
рассказывают о них, опираясь
на таблицы, иллюстрации
По плану дают характеристику географического положения лесной зоны. Наносят ее
на контурную карту (с помощью учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях
рельефа лесной зоны по плану
с помощью учителя

23

28

Климат

1ч.
12.12

Формирование представлений о
зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны

Называют, в каком поясе
освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют
основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень.
весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое
влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые
ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с
азиатской. На контурной карте
рисуют карандашом стрелки,
показывающие направления
ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого
океана
Называют и показывают реки
и озера, которые расположены
в европейской и азиатской
частях лесной зоны. Наносят
на контурную карту названия
рек, озер, каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану)

29

Реки, озера, каналы

1ч.
15.12

Формирование представлений
обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучаемой
природной зоны. Продолжение
формирования навыков показа
географических объектов на карте,
навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам

30

Контрольная работа

1ч.
19.10

Контроль знаний по изученным
темам

Показывают реки и озёра
(заранее
выделенные
учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер,
каналов (с помощью).
Составляют рассказ о
реках и озерах лесной
зоны, по опорным словам, и словосочетаниям
Выполняют письменную Выполняют письменную конконтрольную работу
трольную работу
по изученным темам
по изученным темам

24

31

Растительный мир.
Хвойные леса (тайга). Смешанные и
лиственные леса

1ч.
22.12

32

Животный мир

1ч.
26.12

Формирование представлений
обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и
расширение представлений о
влиянии климата на растительный
мир.
Воспитание бережного отношения
к растительному миру своей страны.
Закрепление и расширение представлений о влияние климата на
растительный мир. Повторение и
обобщение знаний обучающихся о
растительности смешанных и лиственных лесов.
Воспитание бережного отношения
к растительному миру своей страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.
Воспитание бережного отношения
к животному миру своей страны

Называют хвойные деревья. Описывают одно из
хвойных деревьев по
плану. Выписывают в
тетрадь породы деревьев
европейской и азиатской
частей тайги.
Показывают на карте зону лесов
Называют по рисунку
растения смешанных лесов.
Называют
лиственные
деревья. Описывают одно из лиственных деревьев по плану.
Показывают на карте зону лесов
Называют животных и
птиц лесной зоны (до 5
названий). Узнают на
рисунках животных лесной зоны. Составляют
рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя

Показывают хвойные леса на
карте с помощью учителя
Проводят на контурной карте
примерную границу смешанных лесов с помощью учителя. Сравнивают смешанные
(лиственные) леса и тайгу по
плану. Составляют рассказ об
уссурийской тайге

Рассказывают о многообразии
животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные.
Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из
животных лесной зоны по
плану. Называют животных,
которые занесены в Красную
книгу

25

33

Пушные звери

1ч.
29.12

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному
миру своей страны

34

Значение леса

1ч.
12.01

35

Промышленность и
сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и
сельское хозяйство
Центральной России

1ч.
16.01

36

Города Центральной
России

1ч.
19.01

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о
значении леса
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России.
Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве
РФ
Формирование представлений
обучающихся о крупных городах,
расположенных на территории
лесной зоны.
Расширение и закрепление знаний
о столице России.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте

Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из
учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют
рассказ об одном пушном звере (с помощью
опорных слов)
Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь
учителя
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку
называют товары, выпускаемы промышленными
предприятиями
Центральной России
Находят на настенной
карте и отмечают на
контурной карте крупные города Центральной
России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве
по предложенным учителем предложениям

Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют
пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь
из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об
одном пушном звере по плану
Рассказывают о значении леса
в жизни людей. Готовят схему
о значении леса в жизни человека. Повторяют правила поведения в лесу
Называют основные отрасли
промышленности и сельского
хозяйства с опорой на иллюстративный материал.
Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве
Центральной России по плану
Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
крупные города Центральной
России. Составляют рассказ
об одном из городов Центральной России по плану

26

37

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России

1ч.
23.01

Продолжить формирование представлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство с промышленностью и
сельским хозяйством СевероЗападной России. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах, народном
хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку
называют товары, выпускаемые промышленными
предприятиями
Северо-Западной России

38

Города СевероЗападной России:
Санкт-Петербург,
Архангельск

1ч.
26.01

Формирование представлений
обучающихся о крупных городах,
расположенных на территории
лесной зоны.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте

39

Города СевероЗападной России:
Новгород, Псков,
Калининград

1ч.
30.01

40

Западная Сибирь

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о крупных городах,
расположенных на территории
лесной зоны.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте
Продолжить формирование пред-

Находят на настенной
карте и отмечают на
контурной карте крупные
города
СевероЗападной России, используя помощь учителя.
Составляют рассказ о
Санкт-Петербурге
по
предложенным учителем
предложениям
Отмечают на контурной
карте крупные города
Северо-Западной России,
используя помощь учителя. Составляют рассказ
об одном из городов по
предложенным учителем
предложениям
Выписывают в тетрадь

Определяют географическое
положение Северно-Западной
России по карте с помощью
учителя. Называют основные
отрасли промышленности и
сельского хозяйства с опорой
на иллюстративный материал.
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности
и сельского хозяйства.
Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по
плану
Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих
городах. Составляют рассказ
об одном из городов по плану

Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих
городах. Составляют рассказ
об одном из городов по плану
Определяют

географическое

27

02.02

41

Восточная Сибирь

1ч.
06.02

42

Дальний Восток

1ч.
09.02

ставлений обучающихся о лесной
зоне.
Знакомство школьников с промышленностью Западной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с промышленностью
Восточной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в
контурной карте
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с основными отраслями промышленности
Дальнего Востока. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах, народном
хозяйстве РФ

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые,
которые
добывают в Западной
Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые,
которые
добывают в Восточной
Сибири.
Находят на карте города,
которые упоминались в
тексте учебника (с помощью учителя)
Находят на физической
карте России Дальний
Восток (с помощью).
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые

положение Западной Сибири
по карте (с помощью учителя).
Называют полезные ископаемые, которые добывают в
этом регионе. Показывают на
карте крупнейшие месторождения

Определяют географическое
положение Восточной Сибири
по карте с помощью учителя.
Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди
используют реки Восточной
Сибири.
Называют ведущие отрасли
промышленности
Находят на физической карте
России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по
карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на
Дальнем Востоке

28

Заповедники и заказники лесной зоны

1ч.
13.02

44

Обобщающий урок
по лесной зоне

1ч.
16.02

45

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Реки

1ч.
20.02

43

Продолжение формирования
Составляют рассказ о
представлений обучающихся о
правилах поведения в
лесной зоне.
лесу, используя помощь
Расширение представлений обуучителя. Обозначают на
чающихся об охране природы в
контурной карте круплесной зоне.
нейшие заповедники и
Воспитание бережного отношения национальные
парки,
к природным богатствам своей
памятники Всемирного
страны.
природного наследия
Продолжение формирования на(с помощью учителя)
выков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Обобщение представлений обуСистематизируют
и
чающихся о лесной зоне России.
обобщают знаний по
Воспитание бережного и рациолесной зоне
нального использования природных богатств России.
Формирование умений работать в
малых группах при выполнении
заданий
Степная зона– 8 ч.
Формирование первоначального
Показывают на карте
представления обучающихся о зо- «Природные зоны Росне степей. Знакомство с географи- сии» зону степей. Покаческим положением, рельефом,
зывают месторождения
полезными ископаемыми и водополезных ископаемых и
емами степной зоны.
реки степей (с помощью
Продолжение формирования научителя). Подписывают
выков работы обучающихся с наих названия в контурной
стенной картой, картами
карте

Устанавливает
причинноследственные
зависимости
между деятельностью человека и необходимостью охраны
природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные
парки, памятники Всемирного
природного наследия с помощью учителя

Систематизируют и обобщают
знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на
физической карте и карте природных зон

Называют основные признаки
степей. Даюткраткую характеристику географического положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне
степей.
Характеризируют
климатические условия степной зоны. Показывают на кар29

46

Растительный мир

1ч.
27.02

Продолжение формирования
представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школьников
с растительным миром степной
зоны и его особенностями.
Воспитание бережного отношения
к растительному миру своей страны

По рисунку называют
растения степной зоны.
Выписывают их в тетрадь, рассказывают о
растениях степей по
плану, используя помощь учителя

47

Животный мир

1ч.
02.03

Продолжение формирования
представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с животным
миром степной зоны и его особенностями.
Воспитание бережного отношения
к животному миру своей страны

По рисунку называют
животных степей.
Составляют рассказ о
растениях степей по
плану, используя помощь учителя

Хозяйство. Население и его основные
занятия

1ч.
06.03

Продолжение формирования
представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной зоны и
его занятиями.

По рисунку перечисляют
занятия населения степной зоны. Составляют
рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в

48

те «Природные зоны России»
и обозначают зону степей на
контурной карте
Называют некоторые растения
зоны степей.
С помощью учителя выделяют
причинно-следственные зависимости между климатом и
особенностями растительного
мира.
Обсуждают приспособление
растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях
по плану.
Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают
причинно-следственные
зависимости между климатом
и особенностями животного
мира. Составляют рассказ об
одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают,
как животные приспособились
к жизни в степях
Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью учителя, устанавливают
причинно-следственные зави-

30

49

Города лесостепной
и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1ч.
13.03

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне
степей. Знакомство с крупными
городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

50

Города степной зоны: Самара, Саратов,
Волгоград
Города степной зоны: Ростов-на-Дону,
Ставрополь, Краснодар

1ч.
16.03

Продолжение формирования
представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными
городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

Контрольная работа

1ч.
20.03

Контроль знаний по изученным
темам

51

степной зоне, используя симости между климатом и
помощь учителя
хозяйственной деятельностью
человека. Рассказывают о
сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях
Находят и показывают Показывают на карте степную
на карте степную и лесо- зону. Перечисляют крупные
степную зоны (с помо- города и отмечают их в конщью). Записывают на- турной карте.
звания крупных городов Рассказывают о городах стестепной зоны в тетрадь. пей по плану
Составляют рассказ о
городах по предложенным учителем предложениям
Показывают на настен- Показывают на карте степную
ной карте крупные горо- зону. Находят на настенной
да степной зоны, распо- карте города степной зоны,
ложенные на Волге
расположенные на берегах
(с помощью). Составля- Волги, отмечают их в контурют рассказ об одном из ной карте. Рассказывают о гогородов с опорой на план родах степей по плану
и иллюстрации
Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам

31

52

Охрана природы
степной зоны

1ч.
23.03

53

Положение на карте.
Рельеф. Полезные
ископаемые

1ч.
27.03

54

Климат. Реки

1ч.
06.04

Формирование представление
По схеме называют экообучающихся об экологических
логические
проблемы
проблемах в степной зоне и спозоны степей.
собах их решения.
На контурной карте отВоспитание бережного отношения мечают
заповедники
к природным богатствам своей
степной зоны, используя
страны
помощь учителя
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о зо- природных зон России
не полупустынь и пустынь. Зназону пустынь и полупускомство с географическим полотынь. Закрашивают в
жением, рельефом, полезными ис- контурной карте зону
копаемыми зоны пустынь
пустынь и полупустынь.
Показывают на карте по
условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о зоне пустынь и
природные зоны пустыполупустынь. Знакомство с осони и полупустыни. Набенностями климата и реками изу- зывают основные осочаемой природной зоны. Продолбенности климата пусжение формирования навыков ра- тынь с опорой на схему
боты обучающихся с настенной,
(климат сухой и жаркий)
контурной картами
Показывают реки зоны
пустынь и полупустынь,
заранее выделенные учителем. Подписывают их
названия в контурной
карте. Составляют рас-

Рассказывают, какая опасность угрожает животным
степной зоны. Показывают на
карте заповедники степной
зоны и отмечают их в контурной карте
Называют основные признаки
пустынь.
Показывают зону пустынь на
настенной карте и отмечают
ее в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях
Характеризуют климатические
условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки
зоны пустынь и отмечают их в
контурной карте

32

сказ о реках пустыни по
плану, используя помощь учителя
По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение
по опорным словам и
словосочетаниям

55

Растительный мир

1ч.
10.04

Формирование представлений
обучающихся о зоне пустынь и
полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира
изучаемой природной зоны

56

Животный мир

1ч.
13.04

Продолжение формирование
представлений обучающихся об
особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.
Воспитание бережного отношения
к миру природы

По иллюстрациям называют животных зоны
пустынь.
Составляют
рассказ о верблюде по
опорным словам и словосочетаниям

57

Хозяйство. Население и его основные
занятия

1ч.
17.04

Продолжение формирования
представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство школьников с населением и его основными занятиями.
Воспитание уважительного отно-

Показывают на карте зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей
зоны пустынь и полу-

Называют растения пустынь и
полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости
между климатом и особенностями растительного мира.
Рассказывают как растения
зоны пустынь и полупустынь
приспособились к засушливому климату. Рассказывают о
растениях по плану
Называют животных пустынь
и полупустынь с помощью
учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и
животным миром. Рассказывают как животные приспособились к жизни в полупустыне
и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны
пустынь и полупустынь
Называют основные занятия
населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны

33

шения к людям других
национальностей, их обычаям и
традиция

58

Города зоны полупустынь и пустынь

1ч.
20.04

59

Охрана природы зоны пустынь и полупустынь.

1ч.
24.04

60

Положение на карте

1ч.
27.04

Продолжение формирование
представлений обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство с крупными городами
изучаемой природной зоны.
Совершенствование навыков работы с настенной и контурной
картами
Формирование представление
обучающихся об экологических
проблемах в зоны пустынь и полупустынь и способах их решения.
Воспитание бережного отношения
к природным богатствам своей
страны

пустынь.
Составляют
рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь,
используя
помощь учителя
На настенной карте показывают города зоны
пустынь и полупустынь,
используя помощь учителя. Выписывают названия крупнейших городов в тетрадь
По схеме называют экологические
проблемы
зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и полупустынь на
карте.
Рассказывают о зоне
пустынь и полупустынь
по опорным словам

Зона субтропиков – 4 часа
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о зо- природных зон России
не субтропиков.
зону субтропиков (с поЗнакомство с географическим по- мощью). По рисункам
ложением природной зоны, клиназывают растения и
матом, особенностями растительживотных субтропиков.

пустынь и полупустынь (территории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского
моря) по плану
Показывают зоны пустынь и
полупустынь на карте природных зон. Показывают на карте
города Астрахань и Элиста,
отмечают их на контурной
карте. Рассказывают о городах
зоны пустынь и полупустынь
по плану
Описывают
географическое
положение зоны пустынь и
полупустынь по плану и карте,
называют характерные признаки климата, занятия населения, крупные города.
Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и
полупустынь и изученные географические объекты на карте
Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и су-

34

61

Курортное хозяйство. Население и его
основные занятия

1ч.
04.05

62

Города зоны влажных субтропиков
(Сочи, Анапа, Геленджик). Города
зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь)

1ч.
08.05

63

Контрольная работа

1ч.
15.05

ного и животного мира сухих и
влажных субтропиков.
Воспитание бережного отношения
к природным богатствам своей
страны

Составляют рассказ об
одном из растений/ животных по плану с помощью учителя

Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство с населением и его основными занятиями.
Формирование элементарных
представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на южном берегу Крыма
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами.
Продолжение формирования навыков работы с настенной картой

По рисункам называют
занятия населения в субтропиках с помощью
учителя. Находят на карте города - курорты на
побережье Черного моря,
заранее выделенные учителем

хих субтропиков. Называют
дикорастущие и культурные
растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану
Называют культурные растения, которые выращивают в
субтропиках.
Перечисляют
занятия населения данной
природной зоны. Находят на
карте крупные курортные города субтропиков и отмечают
их в контурной карте

Находят на карте (заранее выделенные учителем) города курорты на
побережье Черного моря.
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя

Называют города на побережье Черного моря. Находят
изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об
одном из городов по плану.
Подписывают названия городов в контурной карте

Контроль знаний по изученным
темам

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам

35

64

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Климат

1ч.
18.05

65

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала

1ч.
22.05

Высотная поясность в горах – 3 часа
Продолжение формирования
Показывают горы Роспредставлений обучающихся о
сии (заранее выделенные
природных зонах РФ.
учителем). С опорой на
Знакомство с областью высотной
иллюстрации называют
поясности, ее положением на кар- животных высотной поте, поверхностью, полезными исясности. Используя каркопаемыми, особенностями клиту, называют горы Росмата
сии
Формирование представлений
Показывают горы на
обучающихся о высотной поясно- карте с помощью учитести.
ля. По иллюстрациям, с
Знакомство школьников с Кавказ- помощью опорных слова
скими горами, природой, населеи словосочетаний, раснием, хозяйством.
сказывают о природе
Воспитание толерантного отноше- Кавказа. Показывают и
ния к людям других национально- называют по условным
стей, их обычаям и традициям
знакам крупные местоФормирование представлений обу- рождения полезных исчающихся о высотной поясности.
копаемых (нефть)
Расширение представлений о горо- Показывают на карте
дах РФ.
Уральские горы, испольЗнакомство обучающихся с приро- зуя помощь учителя. Содой Уральских гор, крупными про- ставляют рассказ о примышленными городами Урала.
родных богатствах Урала
Совершенствование навыков рабо- по предложенным учиты с настенной, настольной, кон- телем предложениям
турной картами

Показывают на карте горы
России. Называют животных,
которые обитают в горах.
Обозначают горы на контурной карте

Рассказывают о природе Кавказа. Перечисляют, с опорой на
карту, полезные ископаемые,
которые добывают на Кавказе.
Называют отрасли сельского
хозяйства, которые развиты в
предгорьях Кавказа с опорой на
схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях
горцев, опираясь на текст учебника
Находят на физической карте
России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах
края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой
промышленности Урала с
опорой
на
схему/иллюстрацию. Показывают
на карте крупные города и отмечают их на контурной карте

36

66

Алтайские горы.
Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

1ч.
25.05

Продолжение формирование
представлений обучающихся о
высотной поясности.
Знакомство с природой Алтайских
гор, крупными городами региона.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами

Показывают на карте
Алтайские горы, используя помощь учителя. По
рисункам отвечают на
вопросы, чем занимаются сельские жители Алтая

Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют крупные города Алтая. Показывают на карте, отмечают их на
контурной карте. Составляют
рассказ о занятиях сельских
жителей Алтая по плану

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».