Рабочая программа по учебному предмету география для обучающихся 9 класса на 2025-2026 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС…..………………………...11
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ14

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с нарушением интеллекта умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;

3

 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
 познакомить с культурой и бытом разных народов;
 показать особенности взаимодействия человека и природы;
 помочь усвоить правила поведения в природе;
 содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
 формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
 учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;
 содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов
физической, экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность
рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание
изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.

5

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
1

1.

Введение. Политическая карта Евразии

2.

Западная Европа

6

3.

Южная Европа

3

4

Северная Европа

3

5

Восточная Европа

12

6.

Центральная Азия

5

7.

Юго-Западная Азия

7

8

Южная Азия

2

9

Восточная Азия

5

10

Юго-Восточная Азия

3

11

Россия (повторение)

6

12

Свой край

15

1

68

4

Итого

Контрольные работы

1

1

1

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:


умение нести личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;


умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку
зрения и давать оценку событий;


сформированность ответственного отношения к выбору и построе-

нию дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;


владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-

вающемся мире;


осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о

культуре народов родного края;


владение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль-

ного взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;


сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;


способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


сформированность адекватных представлений о собственных воз-

можностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


проявление готовности к самостоятельной жизни.

7

Предметные:
Минимальный уровень:
 представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
 владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
 выделение, описание и объяснение существенных

признаков

географических объектов и явлений;
 сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
 использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
 ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
 нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
 применение

приборов

и

инструментов

для

определения

количественных и качественных характеристик компонентов природы;

8

 называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка«4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.

9

Оценка«3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка«2»- не ставится.

10

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

нарушениями),

утверждённая

отсталостью

приказом

(интеллектуальными

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 9 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2019 г.;
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 9 кл.: рабочая тетрадь,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г..
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образо-

вании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про-

грамма обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.

11

Санитарные

4.

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022 № 69, ОТ 07.10.2022 № 888).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта

(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026

учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, утверждённый приказом директора от
27.08.2024г. № 1770.

12

12.

Расписаниеуроков

5

-

9

классовГБОУСО«Буткинскаяшкола-

интернат,реализующаяадаптированныеосновныеобщеобразовательныепрограмм
ы»2025–2026учебногогода.
Оборудование
1.

Карточки с индивидуальными заданиями,

2.

Коррекционные упражнения,

3.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук,

4.

Физминутка,

5.

Игровые упражнения,

6.

Упражнения для релаксации,

7.

Набор словарных слов,

8.

Таблицы по программному материалу,

9.

Демонстрационный материал для фронтальных занятий,

10.

Гербарии,

11.

Муляжи,

12.

Коллекции полезных ископаемых, строительных материалов,

13.

Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»,

Географические карты.

13

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема предмета

Колво часов/
дата

1.

Политическая
карта Евразии

1ч.
02.09

2.
3.

Великобритания
(Соединенное
Королевство Великобритании и
Северной
Ирландии)

2ч.
04.09
09.09

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Введение.Государства Евразии - 1 час
Закрепление и систематизация
На политической карте Евразнаний обучающихся о Евразии
зии знакомятся с разнообракак самом большом и густонасе- зием стран, расположенных
ленном материке земного шара,
на материке. Показывают
его географическом положении,
границу между Европой и
хозяйстве и населении.
Азией, выделенной заранее
Совершенствование навыков ра- учителем. Показывают крупботы с географическими картанейшие государства Евразии,
ми.
используя помощь учителя
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
стран, расположенных на материке.
Закрепление знаний обучающихся о географическом положении,
хозяйстве и населении России
Западная Европа – 6 часов
Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством,
населением Великобритании.

Показывают на карте Великобританию, используя помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о Лондоне, используя
предложенные учителем

Достаточный уровень

На карте показывают Евразию.
По политической карте перечисляют крупнейшие государства Европы и Азии. По физической карте показывают условную границу между Европой
и Азией. Называют регионы Европы и Азии, записывают их в
тетрадь

Описывают географическое положение Великобритании. Называют и показывают на карте
формы поверхности страны.
Рассказывают о климате Великобритании. Перечисляют представителей животного и расти14

Закрепление знаний школьников предложения. Отмечают на
о зависимости климата от геоконтурной карте Великобриграфического положения объекта танию и ее столицу, с помощью
4.
5.

Франция (Французская Республика)

2ч.
11.09
16.09

Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы. Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением,
культурой и достопримечательностями Франции. Формирование интереса к изучаемому
предмету

6.

Германия (Федеративная Республика Германии)

1ч.
18.09

7.

Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедера-

1ч.
23.09

Формирование представлений
обучающихся о странах Западной Европы. Знакомство обучающихся с географическим положением, природными условиями, хозяйством, населением.
культурой и достопримечательностями Германии. Формирование интереса к изучаемому
предмету
Знакомство с положением на
карте,
природноклиматическими особенностями,
высокоразвитой экономикой и
с/х Австрии и Швейцарии.

тельного мира. Составляют рассказ о традициях, культуре и
быте народов Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу
Показывают на карте ФранПоказывают на карте Францию,
цию, ее столицу, используя
столицу и крупные города. Отпомощь учителя. Составляют мечают их на карте. Называют
рассказ о Париже по предло- формы поверхности страны, поженным учителем предложе- лезные ископаемы. Сравнивают
ниям. Отмечают в контурной климат Франции и Великобрикарте страну и ее столицу,
тании. Составляют рассказ о
заранее выделенные учитекультуре, быте, традициях
лем
французского народа. Рассказывают о Париже и его достопримечательностях, опираясь на
текст в учебнике
Показывают на политической Показывают на политической
карте Германию и ее столикарте Германию и ее столицу.
цу, используя помощь учите- Определяют по физической
ля. Отмечают их в контурной карте формы поверхности. Откарте. По иллюстрациям рас- мечают в контурной карте геосказывают, чем занимаются
графические объекты, предложители государства
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на политической
карте изучаемые государства,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рас-

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказы15

ция)

8.

Испания (Королевство
Испания) Португалия
(Португальская
Республика)

1ч.
25.09

9.

Италия (Итальянская Республика)

1ч.
30.09

Формирование представлений об сказывают, чем занимаются
экономике стран Западной Евро- жители государства
пы. Показ причинноследственной зависимости между
географическим положением,
климатом, природой и развитием
международного туризма в государствах Западной Европы
Южная Европа - 3 часа

вают о главных особенностях
природы, экономики и хозяйственной деятельности населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран

Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством, изучаемых стран.
Закрепление знаний о великих
географических открытиях португальских мореплавателей Колумба и Магеллана
Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством Италии

Показывают на карте изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях
природы, экономики и хозяйственной деятельности населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран

Показывают на карте Италию, ее столицу, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ о Риме по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной
карте страну и ее столицу,
заранее выделенные учителем

Показывают на политической
карте Италию и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

16

10. Греция (Греческая Республика)

1ч.
02.10

Формирование представлений
обучающихся о странах Южной
Европы. Сравнение природных
условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, водоемами, природными условиями,
хозяйством Греции

Показывают на карте Грецию, ее столицу, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ об Афинах по предложенным учителем предложениям. Отмечают в контурной карте страну и ее столицу, заранее выделенные учителем
Северная Европа - 3 часа

11. Норвегия
ролевство
вегия)

(КоНор-

1ч.
07.10

12. Швеция (Королевство Швеция)

1ч.
09.10

Формирование представлений
обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Норвегии. Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений
обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Швеции. Формирование навыков показа географических объектов на настенной
карте. Формирование бережного
отношения к окружающей среде
на примере решения экологических проблем в Швеции

Показывают на политической
карте Грецию и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на политической Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу, карте Швецию и ее столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической
Отмечают их в контурной
карте формы поверхности. Откарте. По иллюстрациям рас- мечают в контурной карте геосказывают, чем занимаются
графические объекты, предложители государства
женные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

17

13. Финляндия
(Финляндская
Республика)

1ч.
14.10

14. Контрольная ра1ч.
бота
16.10

15. Польша (Республика Польша).
Чехия (Чешская
Республика).
Словакия (Словацкая Республика)

16. Венгрия (Вен-

1ч.
21.10

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о странах Северной Европы. Знакомство с географическим положением, рельефом, природными условиями,
хозяйством Финляндии. Традиции населения Северной Европы.
Формирование навыков показа
географических объектов на настенной карте
Контроль знаний по изученным
темам

Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Восточная Европа – 12 часов
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о странах Восточкарте Польшу и ее столицу,
ной Европы.
используя помощь учителя.
Знакомство с географическим
Отмечают их в контурной
положением, рельефом, природ- карте. По иллюстрациям расными условиями, хозяйством
сказывают, чем занимаются
Польши.
жители государства
Знакомство с географическим
Показывают на карте изуположением, рельефом, природ- чаемые страны, используя
ными условиями, хозяйством
помощь учителя. Называют
изучаемых стран. Сравнение хаформы поверхности по опоррактеристик двух государств
ным словам. Составляют
Восточной Европы – Чехии и
рассказ о любом крупном гоСловакии.
роде этих государств, исФормирование навыков показа
пользуя предложенные учигеографических объектов на нателем предложения
стенной карте
Продолжение формирования
Показывают на политической

Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Рассказывают о географическом
положении изучаемых стран,
что влияет на климат этой страны, какие отрасли промышленности особенно развиты. Составляют рассказ о достопримечательностях одного из государств
Показывают на политической
18

герская Республика)

23.10

17. Румыния (Республика Румыния). Болгария
(Республика
Болгария)

1ч.
06.11

18. Сербия и Черногория

1ч.
11.11

представления обучающихся о
странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
Венгрии.
Развитие и совершенствование
навыков обучающихся при работе с настенной картой и картами
приложения к учебнику
Формирование представлений
обучающихся о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, природными условиями, хозяйством
изучаемых стран. Сравнение характеристик двух государств
Восточной Европы – Румынии и
Болгарии.
Формирование навыков показа
географических объектов на настенной карте
Формирование представлений о
государствах Восточной Европы
– Сербии и Черногории. Развитие
и совершенствование навыков
обучающихся при работе с настенной картой и картами приложения к учебнику

карте Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

карте Венгрию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на карте изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях
природы, экономики и хозяйственной деятельности населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран

Называют изучаемые государства и их столицы. Отмечают в контурной карте, используя помощь учителя.
Записывают в тетрадь отрасли сельского хозяйства и
промышленности, опираясь
на текст учебника и используя помощь учителя

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностяхт
природы, экономики и хозяйственной деятельности населения

19

19. Эстония (Эстонская Республика)

1ч.
13.11

20. Латвия (Латвийская Республика)

1ч.
18.11

21. Литва (Литовская Республика)

1ч.
20.11

Формирование представлений
обучающихся о государствах Восточной Европы. Знакомство с государствами Балтии. Сравнение
занятий населения прибалтийских
государств, отрасли промышленности и сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Эстонию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Эстонию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
обучающихся о государствах Вос- карте Латвию и ее столицу,
карте Латвию и ее столицу. Опточной Европы. Знакомство с гео- используя помощь учителя.
ределяют по физической карте
графическим положением, релье- Отмечают их в контурной
формы поверхности. Отмечают
фом, природными условиями, хо- карте. По иллюстрациям рас- в контурной карте географичезяйством Латвии. Сравнение заня- сказывают, чем занимаются
ские объекты, предложенные
тий населения прибалтийских го- жители государства
учителем. Перечисляют отрасли
сударств, отрасли промышленнопромышленности и сельского
сти и сельского хозяйства. Сохозяйства
вершенствование навыков работы
с географической картой, навыков
работы в контурных картах
Формирование представлений
Показывают на политической Показывают на политической
обучающихся о государствах Вос- карте Литву и ее столицу,
карте Литву и ее столицу. Опточной Европы. Знакомство с гео- используя помощь учителя.
ределяют по физической карте
графическим положением, релье- Отмечают их в контурной
формы поверхности. Отмечают
фом, природными условиями, хо- карте. По иллюстрациям рас- в контурной карте географичезяйством Литвы. Сравнение заня- сказывают, чем занимаются
ские объекты, предложенные
тий населения прибалтийских го- жители государства
учителем. Перечисляют отрасли
сударств, отрасли промышленнопромышленности и сельского
сти и сельского хозяйства. Сохозяйства
вершенствование навыков работы
с географической, контурной
20

22. Республика Беларусь

1ч.
25.11

23. Украина

1ч.
27.11

24. Молдавия (Республика Молдова)

1ч.
02.12

картами
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением Белоруссии.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением Украины.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением,
природой, хозяйством, населением Молдавии.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков рабо-

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о Беловежской пуще по предложенным учителем предложениям

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Республику Беларусь и ее
столицу. Определяют по физической карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты,
предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях Белоруссии
Показывают на политической
карте Украину и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства
21

25. Обобщающий
урок«Европейск
ие государства»

26. Казахстан (Республика Казахстан)

1ч.
04.12

1ч.
09.12

ты с контурной картой
Повторение, обобщение и систематизирование знаний обучающихся об изученных государствах Европы. Сравнение стран
Европы по размерам, природным
условиям и национальным особенностям.Продолжение формирования навыков показа изученных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Европы по
плану, опорным словам и иллюстрациям

Показывают на карте государства Европы, заранее обозначенные учителем. Называют по приложению к учебнику характерные особенности стран Европы с опорой
на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Центральная Азия – 5 часов
Формирование представлений
Показывают на политической
обучающихся о государствах
карте Казахстан и его столиЦентральной Азии.
цу, используя помощь учитеФормирование системы знаний
ля. Отмечают их в контурной
об основных особенностях ГП
карте. По иллюстрациям расстраны. Раскрытие главных осо- сказывают, чем занимаются
бенностей природы, экономики,
жители государства
населения и хозяйственной деятельности Казахстана.

Показывают на карте государства Европы. Дают краткую характеристику стран Европы с
опорой на карты и с помощью
учителя

Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

22

27. Узбекистан
(Республика Узбекистан)

1ч.
11.12

28. Туркменистан,
Киргизия (Кыргызская Республика)

1ч.
16.12

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Узбекистана. Работа
над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности Туркмении. Формирование представлений обучающихся о государствах Центральной Азии.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают на политической
карте Узбекистан и его столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства

Показывают на политической
карте Узбекистан и его столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Туркменистан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства
Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Туркменистан и его столицу. Определяют по физической карте формы поверхности.
Отмечают в контурной карте
географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют отрасли промышленности
и сельского хозяйства
Показывают на политической
карте Киргизию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

23

29. Контрольная ра1ч.
бота
18.10

Контроль знаний по изученным
темам

30. Таджикистан
(Республика
Таджикистан)

1ч.
23.12

31. Грузия

1ч.
25.12

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Центральной Азии.
Формирование системы знаний
об основных особенностях ГП
страны. Раскрытие главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности
Таджикистана.
Работа над совершенствованием
навыков показа географических
объектов на карте, навыков с
контурной картой
Юго-Западная Азия – 7 часов
Показывают на политической
Формирование представлений
карте Грузию и ее столицу,
обучающихся о государствах
используя помощь учителя.
Юго-западной Азии. Формирование представлений о географи- Отмечают их в контурной
карте. Записывают в тетрадь
ческом положении, природных
отрасли сельского хозяйства
условиях, хозяйстве Грузии,
и промышленности, опираясь
обычаях и традициях грузин.
на текст учебника и испольРаскрытие главных особенностей зуя помощь
природы, экономики, населения
и хозяйственной деятельности

32. Азербайджан
(Азербайджанская Республика)

1ч.
30.12

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников с

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Показывают на политической
карте Таджикистан и его столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в контурной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства

Показывают на политической
карте Азербайджан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в кон-

Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Показывают на политической
карте Таджикистан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Показывают на политической
карте Азербайджан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. От24

33. Армения (Республика Армения)

1ч.
13.01

34. Турция (Турецкая Республика)

1ч.
15.01

географическим положением,
рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством, населением Азербайджана. Работа
над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с
контурной картой
Продолжение
формирования
представлений обучающихся о
государствах
Юго-западной
Азии. Знакомство с положением
Армении на политической и физической картах Азии, ее природными богатствами, древней
архитектурой и традициями армянского народа. Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной картой
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной Азии. Знакомство
с положением на карте, климатом, растительным и животным
миром, крупными городами Турции

турной карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются жители государства. Описывают рельеф страны, используя предложенные
учителем предложения

мечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

Показывают на политической
карте Армению и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Армению и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

На карте показывают Турцию и ее столицу, используя
помощь учителя. В тетрадь
записывают товары, которые
изготавливают в этой стране.
В контурной карте отмечают
города-курорты, заранее выделенные учителем

Показывают на политической
карте Турцию и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

25

35. Ирак (Республика Ирак)

1ч.
20.01

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Юго-Западной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением, климатом, природными условиями, населением и
хозяйством Ирака.Закрепление
знания обучающихся о типичных
представителях растительного и
животного мира пустынь, о населении и его традициях.

Показывают на политической
карте Ирак и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Ирак и его столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

36. Иран (Исламская
Республика
Иран)

1ч.
22.01

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Закрепление знаний
школьников о влиянии природных условий на занятия населения. Работа над совершенствованием навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают на политической
карте Иран и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Иран и его столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

37. Афганистан
(Исламская Республика Афганистан)

1ч.
27.01

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
государствах Юго-западной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением,
климатом, природными условиями, хозяйством, населением Афганистана

По иллюстрациям описывают рельеф Афганистана. Отмечают на контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают на политической
карте Афганистан и его столицу. Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
26

сельского хозяйства
Южная Азия – 2 часа
38. Индия (Республика Индия)

1ч.
29.01

Формирование представлений
обучающихся об Индии как самом крупном государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством
Индии

Показывают Индию на карте,
с помощью учителя. Составляют рассказ о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем предложения

39. Индия (Республика Индия)

1ч.
03.02

Формирование представлений
обучающихся об Индии как самом крупном государстве Южной Азии. Знакомство школьников с географическим положением, климатом, природными условиями, населением и хозяйством
Индии

Показывают Индию на карте,
с помощью учителя. Составляют рассказ о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем предложения

Показывают на политической
карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ
о главных достопримечательностях Индии
Показывают на политической
карте Индию и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ
о главных достопримечательностях Индии

Восточная Азия – 5 часов
40. Китай (Китайская Народная
Республика)

1ч.
05.02

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство с
самым крупным государством
Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф,

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли промышленности и сельского
хозяйства этой страны, опи-

Показывают на политической
карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
27

41. Китай (Китайская Народная
Республика)

1ч.
10.02

42. Монголия

1ч.
12.02

реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира
Китая. Знакомство с Китаем
как с крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство с
самым крупным государством
Восточной Азии – Китаем: географическое положение, рельеф,
реки, климат. Разнообразие растительного и животного мира
Китая. Знакомство с Китаем,
как с крупным индустриальноаграрным государством с многочисленным населением
Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Знакомство
школьников с географическим
положением, рельефом, климатом, природными условиями, хозяйством и населением Монголии

раясь на текст учебника

учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ
о достопримечательностях Китая

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли промышленности и сельского
хозяйства этой страны, опираясь на текст учебника

Показывают на политической
карте Китай и его столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ
о достопримечательностях Китая

Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу, используя помощь учителя. Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Монголию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

28

43. Корея (Корейская НародноДемократическая Республика
и Республика
Корея)

1ч.
17.02

Формирование представлений
обучающихся о государствах
Восточной Азии. Сравнение характеристик географического
положения, хозяйства КНДР и
Республики Корея

Показывают на карте изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном городе этих государств, используя предложенные учителем предложения

44. Япония

1ч.
19.02

45. Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам
(Социалистическая Республика
Вьетнам).

1ч.
24.02

Формирование представлений
Показывают Японию на фиобучающихся о государствах
зической карте, используя
Восточной Азии. Знакомство
помощь учителя. Составляют
школьников с особенностями
предложения со словами
географического положения,
«землетрясение» и «тайфун».
рельефа, климата Японии. ФорОтмечают на контурной кармирование представлений о Япо- те столицу Японии и крупнии, как высокоразвитой индуст- ные города, выделенные учириальной стране. Работа над сотелем
вершенствованием навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной картой
Юго-Восточная Азия – 3 часа
Формирование представлений
На карте показывают Азию.
обучающихся о государствах
По иллюстрациям рассказыЮго-Восточной Азии. Формиро- вают, какие формы рельефа
вание системы знаний обучаюпреобладают в Азии. Назыщихся об основных особенностях вают изучаемые государства
ГП изучаемых стран. Раскрытие
и их столицы. Отмечают в
главных особенностей природы, контурной карте, используя

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях
природы, экономики и хозяйственной деятельности населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран
Показывают на политической
карте Японию и ее столицу.
Определяют по физической
карте формы поверхности. Отмечают в контурной карте географические объекты, предложенные учителем. Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Составляют рассказ о Токио

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают на контурной карте. Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о главных особенностях
природы, экономики и хозяйст29

экономики, населения и хозяйственной деятельности

46. Индонезия (Республика Индонезия) (по выбору учителя или
другие государства)

1ч.
26.02

47. Обобщающий
урок «Государства Азии»

1ч.
03.03

помощь учителя. Записывают в тетрадь отрасли сельского хозяйства и промышленности, опираясь на текст
учебника и используя помощь учителя
Формирование представлений
Показывают на карте страну,
обучающихся о государствах
столицу и крупные города,
Юго-Восточной Азии. Формиро- используя помощь учителя.
вание системы знаний обучаюОтмечают их в контурной
щихся об основных особенностях карте. По иллюстрациям расГП изучаемых стран. Раскрытие
сказывают, чем занимаются
главных особенностей природы, жители государства
экономики, населения и хозяйственной деятельности
Повторение, обобщение и систе- Показывают на карте государства Азии, заранее обоматизирование знаний обучаюзначенные учителем. Назыщихся об изученных государствают по приложению к учебвах Азии. Сравнение государств
нику характерные особенноАзии по размерам, природным
сти стран Азии с опорой на
условиям и национальным осопредложения и иллюстрабенностям.Продолжение формитивный материал, предлорования навыков показа изученженный учителем
ных государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Азии по плану, опорным словам и иллюстрациям

венной деятельности населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран
Показывают на политической
карте страну и ее столицу. Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают
в контурной карте географические объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте государства Азии. Дают краткую характеристику стран Азии с опорой на карты и с помощью учителя

30

Россия (повторение) – 6 часов
48. Границы России

1ч.
05.03

49. Россия (Российская Федерация)
–крупнейшее
государство Евразии

1ч.
10.03

Повторение и систематизирование знаний обучающихся о географическом положении России,
морских и сухопутных границах
государства. Совершенствование
навыков самостоятельной работы с географическими картами
при составлении описаний географических объектов
Повторение и обобщение знаний
обучающихся о рельефе, водоемах, особенностях природы, полезных ископаемых, экономике,
населении страны. Совершенствование навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают сухопутные и
морские границы нашей
страны, используя помощь
учителя. Называют, заранее
выделенные учителем, пограничные государства

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся на территории России (с помощью
учителя). Называют (заранее
выделенные учителем) и показывают крупные реки и
отмечают их на контурной
карте. Называют некоторые
народы, проживающие на
территории России (до 4 названий). Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной
карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России

Показывают сухопутные и морские границы России на политической и физической картах,
обозначают ее на контурной
карте. Называют моря, по которым проходит государственная
граница. Определяют по политической карте государства,
граничащие с Россией
Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории
России. Называют горы России, показывают на физической
карте России. Перечисляют полезные ископаемые, которые
добываю на территории России.
Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту географические объекты, выделенные в тексте жирным шрифтом.
Называют и показывают на
карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных
ресурсов по плану. Перечисляют названия народов России (с
опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения
31

отдельных народов (с опорой на
политико-административную
карту)
Перечисляют субъекты федерации. Называют крупнейшие
края, области, республики страны и показывают их на карте.
Дают краткую характеристику
географического
положения
столицы и крупнейших городов. Подписывают названия городов, краев, республик на контурной карте

50. Административное деление
России

1ч.
12.03

Повторение знаний об административном делении РФ. Умение
найти и прочитать на административной карте некоторые (из 85)
субъекты Российской Федерации: края, республики, автономные округа или области. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с адаптированными картами в учебнике географии и его приложении

Показывают
крупнейшие
края, области, республики
страны, заранее выделенные
учителем. Рассказывают о
столице нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям

51. Столица и крупные города России

1ч.
17.03

Показывают столицу и крупные города на настенной
карте с помощью учителя.
Рассказывают о столице и
городах нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям

Показывают столицу и крупные города на настенной карте.
Дают краткую характеристику
крупнейших городов по предложенным учителем предложениям. Подписывают названия
городов, краев, республик на
контурной карте

52. Контрольная ра1ч.
бота
19.10

Формирование представлений
обучающихся о Российской Федерации. Повторение и обобщение знаний школьников о столице России и крупных городах
страны. Совершенствование навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Контроль знаний по изученным
темам

53. Обобщающий
урок по курсу:
«География материков и океанов»

Систематизирование и обобщение сформированных представлений и понятий по всему разделу «География материков и океанов». Проверка знаний обучаю-

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Показывают материки и
океаны на настенной карте с
помощью учителя. Подписывают названия материков и
океанов в контурной карте

Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Показывают на настенной карте материки и океаны. По описанию и иллюстрациям определяют, о каком материке и океане идет речь. Наносят названия

1ч.
24.03

32

54. История возникновения нашего края.

1ч.
26.03

щихся названий материков и
частей света, океанов, знания
наиболее крупных государств на
каждом из материков и географических особенностях этих
стран
Свой край – 15 часов
Продолжение формирования
Составляют рассказ об истопредставлений обучающихся о
рии возникновения своего
своем крае. Знакомство с основкрая, значимых исторических
ными историческими событиями, событиях, используя краепроисходящими в изучаемой ме- ведческие справочники, по
стности.
предложенным учителем
Формирование представлений о предложениям. Записывают
специфике, уникальности, непо- формы поверхности своего
вторимости своего края, необхо- края в тетрадь
димости правильного взаимодействия человека и окружающей
среды.
Формирование представлений
обучающихся о географическом
положении своего края на политической и физической карте
России

материков и океанов в контурной карте

Рассказывают об истории возникновения своего края, значимых исторических событиях,
используя краеведческие справочники. Показывают на политической и физической карте
России границы своего края.
Называют формы рельефа своего края

33

55. Географическое
положение. Границы. Рельеф.

1ч.
07.04

Повторение и закрепление знаний обучающихся о географическом положении своего края на
политической и физической карте России.Совершенствование
навыков самостоятельной работы
с настенной картой.Закрепление
знаний обучающихся о поверхности своего края

Показывают на настенной
карте свой край с помощью
учителя. Составляют рассказ
о поверхности с помощью
опорных слов и предложений

Дают характеристику географического положения своего
края с помощью учителя. Отмечают на контурной карте. Составляют рассказ о рельефе
своей местности по предложенному учителем плану

56. Климат. Предсказание погоды
по местным признакам. Народные приметы.

1ч.
09.04

Закрепление знаний обучающихся об особенностях климатических условий своего края.
Формирование умений пользоваться краеведческими справочниками для самостоятельного
получения необходимой информации

Записывают в тетрадь народные приметы. Называют местные признаки природы, по
которым можно предсказать
погоду, используя помощь
учителя. Зарисовывают в
тетради условные знаки полезных ископаемых и подписывают их названия

57. Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды,
озера, каналы.
Водоснабжение
питьевой водой.
Охрана водоемов

1ч.
14.04

Повторение и закрепление знаний обучающихся о почвах и полезных ископаемых своего края.
Систематизация знаний об использовании полезных ископаемых.
Формирование навыков бережного отношения и рационального
использования природных богатств. Повторение и обобщение
сведений о водоемах своей местности, использование и охрана

По условным знакам, предложенных учителем, называют полезные ископаемые
своего края. Составляют рассказ о водных ресурсах по
опорным словосочетаниям и
предложениям

Рассказывают о климатических
условиях своего края. Записывают в тетрадь народные приметы. Называют местные признаки природы, по которым
можно предсказать погоду. Перечисляют полезные ископаемые своего края, записывают в
тетрадь и зарисовывают условные знаки
По геологической карте определяют полезные ископаемые
своего края. Рассказывают об
их использовании. По плану
составляют рассказ о водоемах
своего края. Обсуждают возможности хозяйственного использования и охране водоемов

34

58. Растительный
мир. Красная
книга. Охрана
растительного
мира

1ч.
16.04

59. Растительный
мир. Красная
книга. Охрана
растительного
мира

1ч.
21.04

60. Животный мир
нашей местности.

1ч.
23.04

воды
Формирование представлений
обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство
с уникальными особенностями
растительного мира.Повторение
и обобщение знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края

По рисункам называют растения своего края.Знакомятся
с растениями, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя

Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их
используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ
о вреде природе, наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

Формирование представлений
обучающихся о природных богатствах своего края. Знакомство
с уникальными особенностями
растительного мира.Повторение
и обобщение знаний о типичных
представителях растительного
мира своего края. Знакомство
обучающихся с экологическими
проблемами своего края

По рисункам называют растения своего края.Знакомятся
с растениями, занесенными в
Красную книгу. Зарисовывают в тетрадь одно растение, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя

Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь лекарственные растения и как их
используют. Знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу. Составляют рассказ
о вреде природе, наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края. Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного мира. Знакомство с экологическими проблемами своего края и путями их
решения.Формирование навыков

По рисункам называют животных своего
края.Знакомятся с животными, занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в тетрадь одно животное, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя

Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края
35

рационального использования
природных богатств своего края
61. Животный мир
нашей местности. Заповедники, заказники

1ч.
28.04

Знакомство с уникальными особенностями животного мира своего края. Повторение и обобщение знаний о типичных представителях животного мира. Знакомство с экологическими проблемами своего края и путями их
решения.Формирование навыков
рационального использования
природных богатств своего края

По рисункам называют животных своего
края.Знакомятся с животными, занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в тетрадь одно животное, составляют о нем рассказ, используя помощь учителя

Перечисляют животных своего
края. Знакомятся с животными,
занесенными в Красную книгу.
Составляют рассказ о вреде
природе, наносимом браконьерами. Рассказывают о заповедниках, заказниках и национальных парках своего края

62. Население нашего края.

1ч.
30.04

Систематизация знаний обучающихся о населении своего
края, его основных занятиях.
Знакомство с уникальными этническими особенностями населения.
Содействие социальной адаптации обучающихся к жизни в
своем крае

63. Промышленность.

1ч.
05.05

Обобщение сведений обучающихся о промышленности своего
края и ее основных отраслях.
Раскрытие особенностей взаимодействия человека и природы
Формирование знаний об эко-

Знакомятся с уникальными
этническими особенностями
населения. Записывают в
тетрадь народы, которые
проживают на территории
края. По иллюстрациям рассказывают, чем занимается
население своего края. Составляют рассказ о культуре,
традициях своего края по
предложенным учителем
предложениям
Называют отрасли тяжелой и
легкой промышленности
своего края с опорой на иллюстративный материал –
схемы, рисунки. Называют, с
помощью учителя, предпри-

Знакомятся с уникальными этническими особенностями населения. Перечисляют народы,
которые проживают на территории своего края. Составляют
рассказ о культуре, традициях,
национальной кухне.
Называют отрасли промышленности своего края и продукцию, которую они выпускают.
Рассказывают об отраслях
сельского хозяйства
Называют основные отрасли
промышленности своего края (с
помощью учителя). Называют
предприятия города, в которых
могут работать выпускники

36

64. Сельское хозяйство.

1ч.
07.05

65. Транспорт

1ч.
12.05

66. Контрольная ра1ч.
бота
14.10
67. Архитектурноисторические и
культурные памятники нашего
края

1ч.
19.05

номическом росте своего края.
Помощь в выборе дальнейшей
профессии
Обобщение сведений обучающихся о сельском хозяйстве своего края и его основных отраслях.
Помощь в выборе дальнейшей
профессии
Обобщение сведений обучающихся о транспорте, грузовых и
пассажирских перевозках. Содействие социальной адаптации
обучающихся к жизни в своем
крае
Контроль знаний по изученным
темам

ятия города, в которых могут
работать выпускники
Называют отраслевой состав Называют основные отрасли
растениеводства (полеводст- сельского хозяйства своего
во, садоводство) и животнокрая (с помощью учителя)
водства (скотоводство, птицеводство) своего края с помощью учителя
По иллюстрациям перечисНазывают, какие виды трансляют виды транспорта своего порта развиты в своем крае
края

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Формирование осознанного отСоставляют рассказ о достоношения к памятникам истории и примечательностях своего
культуры, окружающей среде.
края с опорой на предложеЗакрепление знаний обучающих- ния и иллюстративный матеся о достопримечательностях
риал, предложенный учитесвоего края.
лем
Знакомство обучающихся с историческими архитектурными
памятниками и памятниками
культуры, создающими неповторимый облик края.
Формирование умения пользоваться краеведческими справоч-

Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Знакомятся с архитектурноисторическими и культурными
памятниками, создающими неповторимый облик края, используя краеведческие справочники. Составляют рассказ о
достопримечательностях своего
края

37

68. Наш город (поселок, деревня)

1ч.
21.05

69. Обобщающий
урок. Моя малая
Родина

1ч.
26.05

никами для самостоятельного
получения необходимой информации
Обобщение сведений об окружающем школьников мире. Совершенствование навыков взаимодействия обучающихся с окружающими (одноклассниками,
родными и близкими, соседями и
т. п.).
Формирование
общечеловеческих ценностей: любовь к Отечеству, родной земле, людям, труду
Обобщение сведений о географическом положении, истории,
климате, природных условиях,
хозяйстве, населении своего
края.Совершенствование навыков самостоятельной работы
обучающихся в парах, группах
при выполнении различных заданий

Составляют рассказ о своем
городе, по предложенным
учителем предложениям. Записывают предприятия, на
которых могут работать выпускники образовательного
учреждения. Выполняют
контрольное тестирование,
используя помощь учителя

Составляют рассказ о своем городе. Перечисляют предприятия своего города. Называют
достопримечательности. Выполняют контрольное тестирование по всему курсу «География»

Составляют рассказ о своем
крае по плану, предложенному учителем с опорой на
предложения и иллюстративный материал

Составляют рассказ о городе, в
котором проживают, по плану,
предложенному учителем

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».