ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС…..………………………...11
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ14
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с нарушением интеллекта умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
3
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
формирование представлений об опасных природных явлениях,
формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей
темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы
рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить
постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов
школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической
картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст
наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные яв-
5
ления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1.
Введение
4
2.
Ориентирование на местности
5
3.
Формы поверхности Земли
4
4
Вода на Земле
10
Контрольные
работы
1
1
5
План и карта
7
6.
Земной шар
17
7.
Карта России
21
Итого
68
1
4
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные
открытия
(кругосветные
путешествия,
запуск
искусственных
спутников
Земли и людей в
космос, первые космонавты);
формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п.
явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;
7
понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
называть,
описывать
существенные
признаки
географических
объектов и явлений;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
определять направления на карте;
вести
наблюдения
за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической среды;
сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
8
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
9
Оценка«4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка«3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка«2»- не ставится.
10
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2019 г.;
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 кл.: рабочая тетрадь,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г..
Нормативно-правовые документы
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образо-
вании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная про-
грамма обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
11
Санитарные
4.
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022 № 69, ОТ 07.10.2022 № 888).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области».
8.Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденный
приказом Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1)
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта
(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, утверждённый приказом директора от
27.08.2024г. № 1770.
12
12.
Расписаниеуроков
5
-
9
классовГБОУСО«Буткинскаяшкола-
интернат,реализующаяадаптированныеосновныеобщеобразовательныепрограмм
ы»2025–2026учебногогода.
Оборудование
1.
Карточки с индивидуальными заданиями,
2.
Коррекционные упражнения,
3.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук,
4.
Физминутка,
5.
Игровые упражнения,
6.
Упражнения для релаксации,
7.
Набор словарных слов,
8.
Таблицы по программному материалу,
9.
Демонстрационный материал для фронтальных занятий,
10.
Гербарии,
11.
Муляжи,
12.
Коллекции полезных ископаемых, строительных материалов,
насекомых,
13.
Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»,
Географические карты.
13
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема предмета
Колво
часов/
дата
1.
География - наука о 1ч.
природе Земли
02.09
2.
Наблюдения за из- 1ч.
менениями высоты 05.09
Солнца и погоды
3.
Явления природы
1ч.
09.09
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 4 часа
Формирование у обучаюНазывают, что в переводе озщихся
начает слово «география».
представлений об изучаеРассказывают о первых путемом предмете - география
шественниках по плану и
опорным словам и словосочетаниям
Формирование представле- Называют основные компоний о разных временах гоненты погоды, используя пода, суточном и годовом
мощь учителя.
движении Земли
Рассказывают от чего зависит
смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение
Солнца на небе в разное время
суток. Узнают и называют условные знаки календаря погоды
Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают
о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том,
как люди используют в своей
жизни знания по географии
Называют основные компоненты
погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.
Рисуют положение Солнца на небе в разное время года. Составляют по плану рассказ, какая погода характерна для разных времен
года
Знакомство обучающихся с
явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о правилах поведения
во время грозы, сильных
порывах ветра
Называют «явления природы»,
определяют, что такое «ветер».
Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во
время грозы и при сильных поры-
Определяют и называют по
иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой
иллюстрации (схематические
рисунки) как вести себя во
время грозы и при сильных
14
1 ч.
12.09
порывах ветра
Знакомство с местностью, в Составляют рассказ по иллюкоторой обучаются и прострациям о занятиях насележивают школьники.
ния своей местности. ВыполФормирование умения наняют зарисовки, упражнения в
блюдать за окружающей
тетради на печатной основе
действительностью, фикси- после наблюдений, проведенрование и обобщение своих ных во время экскурсии сонаблюдений
вместно с учителем
Ориентирование на местности – 5 часов
Находят в словаре и зачитыФормирование представвают, что такое горизонт, лилений о линии горизонта,
ния горизонта. Выделяют на
основных сторонах горииллюстрации линию горизонзонта
та
Формирование
умений Называют основные стороны
пользоваться компасом, оп- горизонты, опираясь на схему.
ределять основные стороны Рисуют схему сторон горизонгоризонта
та совместно с учителем
Знакомство с компасом. Определяют стороны горизонУстройство. Правила поль- та по компасу, используя позования.
Формирование мощь учителя. Наклеивают
умений ориентироваться по картинку компаса в тетрадь
компасу
4.
Географические
сведения о своей
местности и труде
населения.
5.
Горизонт. Линия го- 1ч.
ризонта
16.09
6.
Стороны горизонта
7.
Компас и правила 1ч.
пользования им
23.09
8.
Ориентирование по 1ч.
Формирование умений ориместным признакам 26.09 ентироваться по местным
природы
признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации
1ч.
19.09
Определяют стороны горизонта по признакам природы,
изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога
вах ветра
Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному
учителем.
Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе
после наблюдений, проведенных
во время экскурсии
Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта
Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради
Рассказывают, что такое компас и
правила пользования компасом
пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют
стороны горизонта с помощью
компаса в классе, школьном холле, на пришкольном участке
Рассказывают, что такое компас,
для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью
компаса по местным признакам
природы
15
9.
10.
11.
12.
Ориентирование на 1ч.
Закрепление сформированНаблюдают за окружающей
местности
30.09 ных навыков ориентировадействительностью. Опредения с пользованием компа- ляют стороны горизонта по
са.
местным признакам природы,
Продолжение формирования принимая помощь учителя
умений наблюдать за окружающей
действительностью, обобщение своих наблюдений
Формы поверхности Земли – 4часа
Рельеф местности, 1ч.
Формирование представлеНазывают основные формы
его основные фор- 03.10 ний обучающихся о формах земной поверхности. Зарисомы. Равнины, холмы
поверхности земного шара
вывают строение холма по
образцу с указанием его частей. Называют и показывают
горы и равнины на иллюстрациях
Знакомство с фор- 1ч.
Обобщение и закрепление Определяют форму рельефа
мами рельефа своей 07.10 сведений обучающихся о своей местности, опираясь на
местности
(своего
родном крае. Продолжение схемы и иллюстрации, совмекрая).
формирования умения на- стно с учителем
блюдать за окружающей
действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения
Овраги, их образо- 1ч.
Формирования представле- Показывают на иллюстрации
вание
10.10 ний об образовании оврагов овраг, называют подписанные
и о вреде оврагов для сель- части оврага, делают макет
ского хозяйства. Воспитание оврага из сырого песка и глибережного отношения к ны
родной земле
Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта.
Определяют стороны горизонта по
местным признакам природы, по
компасу
Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают,
чем отличаются плоские и холмистые равнины. Определяют виды
равнин по иллюстрациям и схеме.
Показывают части холма на схеме
Определяют форму рельефа своей
местности. Составляют рассказ о
форме рельефа своей местности
Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов
для сельского хозяйства с опорой
на иллюстрации, зарисовывают
схему оврага и подписывают его
части. Делают макет оврага из сырого песка и глины
16
13.
14.
15.
16.
17.
Горы. Землетрясе- 1ч.
Продолжение формирования
ния.
Извержения 14.10 представлений обучающихвулканов
ся о разновидностях рельефа
земного шара. Знакомство
со стихийными явлениями
природы
(землетрясение,
извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения
Контрольная работа 1ч.
Контроль знаний по изучен17.10 ным темам
Составляют рассказ о горах из
предложенных
учителем
предложений. Лепят макет горы из пластилина. Отвечают
на наводящие вопросы о стихийных явлениях в природе
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Вода на Земле – 10 часов
Вода в природе
1ч.
Закрепление полученных на Приводят примеры, где встреРодник, его образо- 21.10 уроках природоведения зна- чается вода в природе с опование
ний о воде и ее значении
рой на иллюстрации. По схеме
для живых организмов и хо- рассказывают о круговороте
зяйственной деятельности
воды в природе
человека
Составляют рассказ по опорФормирование элементар- ным словам об образование
ных представлений об обра- родника
зовании родника
Колодец,
вод
водопро- 1ч.
Формирование элементар24.10 ных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека
Река, ее части. Гор- 1ч.
Знакомство с горными и
ные и равнинные 07.11 равнинными
реками, их
реки
значении в жизни человека
и его хозяйственной дея-
Рассказывают о горах и горных
системах. Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют макет горного хребта из пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях
природы (лавина, землетрясение,
извержение вулкана)
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают
как происходит круговорот воды в
природе по схеме
Рассказывают как накапливается
вода под землёй. Объясняют как
образовалось слово «источник».
Называют, из каких горных пород
состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои
По рисунку рассказывают о Рассказывают о работе водопростроении водопровода. Из вода. Называют правила охраны
пластилина делают макет ко- воды при пользовании водопроволодца
дом
Составляют предложения как
образуются реки по опорным
словам. Называют части реки,
обозначенные на схеме. Опре-
Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление ре17
тельности
18.
Использование рек
1ч.
11.11
19.
Озера. Водохрани- 1ч.
лища. Пруды
14.11
20.
Болота, их осушение 1ч.
18.11
21.
Океаны и моря
1ч.
21.11
деляют по иллюстрации гор- ки, левые и правые притоки.
ную и равнинную реку
Сравнивают горную и равнинную
реки по плану. Рассказывают как
образуется водопад
Продолжение формирования Составляют рассказ об ис- Рассказывают об использовании
представлений обучающих- пользование рек по схеме с пресной воды рек в хозяйственной
ся об использовании при- опорой на иллюстрации
деятельности человека
родных ресурсов (пресной
воды рек) в хозяйственной
деятельности человека
Продолжение формироваПо иллюстрациям и опорным Называют характерные особеннония представлений обусловам рассказывают, где об- сти озера. Рассказывают, в каких
чающихся о многообразии
разуются озера. Называют местах образуются озёра. Зарисоводоемов земного шара.
различия пруда от озера, при- вывают схему озера. РассказываОбобщить и закрепить знанимая помощь учителя
ют, как образуются водохранилиния об озерах, прудах, водоща. Сравнивают пруд и озеро.
хранилищах родного края,
Приводят примеры искусственных
их использовании в хозяйводоемов
ственной деятельности человека
Продолжение формирования Составляют рассказ по серии Рассказывают об образовании бопредставлений обучающих- картинок «Образование бо- лот по схеме. Рассказываю, для
ся о болоте. Повторить и за- лот»
чего осушают болота и где искрепить сведения, полученпользуется торф
ные о торфе, его добыче и
использовании
Формирование понятий
Составляют рассказ по иллю- Называют характерные особенно«океан», «море».
страциям об использовании сти морей и океанов. Сравнивают
Знакомство обучающихся со морей и океанов человеком
и показывают на схеме окраинные
стихийными явлениями
и внутренние моря. Называют отприроды (шторм, цунами,
личия морской воды от пресной.
ураган)
Рассказывают, что такое цунами.
18
22.
Острова и полуост- 1ч.
Формирование
понятий Зарисовывают в тетради вмерова
25.11 «остров» и «полуостров»
сте с учителем остров, полуостров и подписывают их, делают макеты из пластилина
23.
Водоемы в вашей 1ч.
Продолжение формирования
местности. Охрана 28.11 представлений о родном
вод от загрязнения
крае, обобщение сведений о
водоемах, их использовании. Охрана водоемов
Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают
иллюстрации и фотографии с
изображением водоемов
По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и
океанов в хозяйственной деятельности человека
Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке
находят и показывают острова,
полуострова, заливы и проливы.
Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги
Называют водоемы, которые есть
в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми
для охраны водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»
План и карта – 7 часов
24.
Рисунок
предмета
и
25.
План и масштаб
план 1ч.
Формирование первона02.12 чальных представлений
обучающихся о плане, его
значении.
1ч.
Продолжение формирова05.12 ния представлений обучающихся о плане, закрепление
представления о
масштабе.
Знакомятся
с
понятием
«план». Зарисовывают план
предметов (ластик, кубик) по
контурным линиям. Называют
отличия плана от рисунка, используя помощь учителя
Знакомятся с понятием «масштаб». Составляют рассказ
«Люди каких профессий используют масштаб в своей работе», по опорным словам, и
иллюстрациям
Рассказывают, что такое план и
для чего он нужен. Сравнивают
изображенные предметы на плане
и на рисунке, называя отличия.
Зарисовывают в тетради план
предметов (пенал, ластик, кубик)
Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии
людей, которым необходим план
местности
19
26.
Условные
знаки 1ч.
плана местности
09.12
Развитие умения читать
простейшие планы, знакомство с условными знаками
плана местности
27.
План и географи- 1ч.
ческая карта
12.12
28.
Условные
цвета 1ч.
физической карты 16.12
Условные
знаки
физической карты
29.
Контрольная рабо- 1ч.
та
19.12
Продолжение формирования представлений обучающихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека
Знакомство с условными
цветами физической карты.
Обучение показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой на
условный цвет, которым
обозначены различные
формы поверхности и водоемы
Продолжение формирования представлений обучающихся о географической
карте. Знакомство с условными знаками физической
карты
Контроль знаний по изученным темам
Называют условные знаки
плана местности с опорой на
иллюстрации. Вычерчивают
простейшие знаки плана местности по образцу
Называют отличия плана от
карты, используя помощь учителя
По иллюстрации называют
формы земной поверхности. С
помощью учителя называют
основные цвета физической
карты
Соотносят условный знак физической карты с изображением
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Называют характерные особенности изученных понятий. Читают
рассказ, используя условные знаки
плана местности
Сравнивают план города и карту.
Называют отличия плана от карты.
Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими
бывают
карты
по назначению(физическая,
политическая,
административная, карта растений
и животных)
Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета,
знаки географической карты. Зарисовывают в тетради условные
знаки плана, цвета и условные
знаки физической карты
Называют условные цвета, знаки
географической карты. Зарисовывают в тетради условные цвета и
условные знаки физической карты
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
20
30.
Физическая карта 1ч.
России. Значение 23.12
географической
карты в жизни и
деятельности людей
31.
Краткие сведения 1ч.
о Земле, Солнце, 26.12
Луне
32.
Планеты
33.
Земля – планета. 1ч.
Доказательства
13.01
шарообразности
Земли
1ч.
30.12
Обобщение и систематизация представлений обучающихся о физической карте и
ее значении. Формирование
умений показывать на карте
заданные объекты с помощью условных цветов и знаков
Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных
учителем предложений.
Показывают на физической
карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы,
океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью
учителя
Земной шар – 17 часов
Формирование у обучаю- Составляют рассказ о Земле,
щихся элементарных пред- Солнце и Луне из рекомендоставлений о телах Солнеч- ванных учителем предложеной системы
ний
Расширение круга элемен- Знают название 2-3 планет.
тарных представлений о Составляют рассказ об одной
планетах Солнечной систе- из планет, используя опорные
мы
слова и словосочетания. Располагают на макете планеты
по отношению к Солнцу, используя помощь учителя
Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с
опорой на план. Показывают на
физической карте России границу
государства, крупные географические объекты (равнины, горы,
океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты
Формирование у обучающихся представлений о
форме Земли. Продолжение
закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей
оси и вокруг Солнца
Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с
понятиями «астрономия», «планеты»
Показывают и называют планеты
(обозначенные и подписанные) на
схеме Солнечной системы. Знают
названия до 4 планет. Называют
отличительные признаки Земли от
других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной
системы. Располагают на макете,
по образцу, планеты по отношению к Солнцу
Приводят примеры доказательства
шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как
менялись представления о форме
и размерах Земли с опорой на ил-
Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону)
21
34.
Современные ис- 1ч.
следования космо- 16.01
са
Продолжить формирование
представлений обучающихся об освоении космоса в
XX и XXI веках
35.
Глобус - модель 1ч.
Земного
шара. 20.01
Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе
Формирование представлений обучающихся о форме
Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на
глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об
условных цветах физической карты
36.
Физическая карта 1ч.
полушарий
23.01
Повторение и закрепление
знаний обучающихся об условных цветах физической
карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах,
Северном и Южном полушариях.
Знакомство с картой полушарий.
Обучение показу на физической карте полушарий, названных выше объектов
люстрации
Называют первого космонав- Рассказывают о первом полете Ю.
та. Составляют рассказ из А. Гагарина в космос
предложенных
учителем
предложений о первом полете
в космос
Показывают и называют гло- Рассказывают о строении глобуса.
бус, определяют его назначе- Показывают на глобусе полюса,
ние. Приклеивают картинку линию экватора, южное и северглобуса в тетрадь, подписы- ное полушария. Лепят из пластивают полюса и линию эквато- лина модель Земли, обозначают на
ра. Лепят макет глобуса из ней полюса и линию экватора. Попластилина
казывают на глобусе различные
формы поверхности (с опорой на
цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков
Называют основные цвета Определяют, какими цветами изокарты полушарий. Рассматри- бражена поверхность Земли на
вают условные знаки карты карте полушарий. Рассматривают
полушарий. Показывают на условные знаки карты полушарий.
физической карте полушарий Показывают на карте полушарий и
полюса, линию экватора, ма- глобусе полюса, линию экватора,
терики, океаны
материки, океаны
22
37.
Распределение во- 1ч.
ды и суши на Земле 27.01
38.
Океаны на глобусе 1ч.
и карте полушарий 30.01
39.
Материки на гло- 1ч.
бусе и карте полу- 03.02
шарий
(Евразия,
Африка, Северная
Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида)
Знакомство обучающихся с
распределением воды и суши на Земле. Формирование
представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на
территории нашей планеты
Продолжение формирования представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением океанов на физической
карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и
глобусе
Определяют по карте, что за- Определяют по карте, в каком понимает большую часть земно- лушарии больше воды, а в каком
го шара: вода или суша. Пока- островов и материков
зывают воду и сушу на карте,
опираясь на таблицу условных
знаков
Продолжение формирования
представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением
материков на физической
карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и
глобусе
Называют материк, на котором мы живем. На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с
опорой на карту, используя
предложения, предложенные
учителем
Показывают на физической
карте и глобусе Мировой океан.
Зачитывают
названия
океанов. Показывают океаны
на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с опорой на карту. Подписывают
названия океанов на контурной карте
Называют Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый
океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по схеме
или иллюстрациям.
Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости
(например, почему Северный Ледовитый океан получил такое название). Находят на глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте
Находят и называют на глобусе и
физической карте полушарий материки, подписывают названия
материков на контурной карте.Сравнивают материки и части
света
23
40.
Кругосветные пу- 1ч.
тешествия. Плава- 06.02
ние
экспедиции
под командованием Ф. Магеллана
Формирование представлений обучающихся о значении первого кругосветного
путешествия под командованием Ф. Магеллана
Составляют из предложений,
предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф. Магеллана. По пунктирным линиям
на контурной карте отмечают
первое кругосветное путешествие
Рассказ по плану и карте о первом
кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного
плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф.
Магеллана
41.
Первое
русское 1ч.
кругосветное пла- 10.02
вание
Знакомство с первым рус- Составляют из предложенных
ским кругосветным плава- учителем предложений раснием и его значением
сказ о русском кругосветном
плавании.
По пунктирным
линиям на контурной карте
отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут
Крузенштерна, шлюп «Нева»)
42.
Различие в осве- 1ч.
щении и нагрева- 13.02
нии Солнцем земной поверхности.
Понятие о климате,
его отличие от погоды.
Основные
типы климата
Формирование представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с
климатом земного шара
Составляют рассказ по плану и
карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют
длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике)
Рассказывают как происходило
первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские
моряки в географическую науку
Рассказывают о значении солнца
для жизни на земле с опорой на
схему или рисунки.
Составляют рассказ с опорой на
схему, от чего зависит климат и от
чего зависит погода
С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг
Солнца.
Составляют рассказ о климате
своей местности, используя
помощь учителя
24
43.
Пояса освещенно- 1ч.
сти: жаркие, уме- 17.02
ренные, холодные.
Изображение их на
глобусе и картеполушарий
Продолжение формирования
первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре
44.
Природа тропиче- 1ч.
ского пояса. Тро- 20.02
пические леса
Расширение круга представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса
45.
Природа тропиче- 1ч.
ского пояса. Са- 24.02
ванны и пустыни
46.
Природа умерен- 1ч.
ных и полярных 27.02
поясов
Составляют рассказ об одном
из поясов освещенности из
предложенных
учителем
предложений. Раскрашивают в
контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему
пояса освещенности
Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический
пояс в тетради.
Узнают изображения типичных животных тропического
пояса и называют их (от 3 до 5
представителей)
Знакомство с природными Узнают изображения типичзонами саванн и пустынь ных животных саванн и пустропического пояса
тынь тропического пояса и
называют их (от 3 до 5 представителей)
Знакомство обучающихся с
особенностями природных
условий умеренных и полярных поясов
Называют и показывают умеренные и полярные пояса освещенности, выделенные учителем на карте. Составляют
Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между
географическим
положением,
солнечной радиацией, подстилающей поверхностью. Называют
основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют
устный рассказ об одном из поясов освещенности с опорой на
схему/ план. Чертят в тетради
схему «Пояса освещенности»
Называют, с опорой на схему
«пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в
пределах тропического пояса.
Узнают изображения типичных
животных тропического леса и
называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя
Узнают изображения типичных
животных саванн и пустынь, называют их (до 5 представителей),
показывают на карте «Растительный и животный мир» природные
зоны саванн и пустынь с помощью учителя
Называют материки и океаны,
расположенные в пределах умеренного и полярного поясов. Составляют рассказ о природе уме25
47.
Обобщающий урок 1ч.
03.02
48.
Карта
России.
Географическое
положение России
на глобусе, карте
полушарий, физической карте нашей
страны
Столица России –
Москва
49.
50.
1ч.
06.03
1ч.
10.03
Границы России. 1ч.
Сухопутные гра- 13.03
ницы на западе и
юге
рассказ из предложенных учителем предложений о природе
умеренных или полярных поясов (Арктика, Антарктика)
Обобщение изученного ма- Выполняют контрольное тестериала по разделу Земной тирование с опорой на учебшар. Работа с картой полу- ник, с помощью учителя
шарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на
печатной основе
Карта России-20 часов
Знакомство обучающихся с Показывают на карте и наположением России на гло- стольной карте Россию, исбусе, карте. Формирование пользуя помощь учителя.
представлений о площади Выделяют среди других изогосударства,
повторение бражений флаг и герб РФ. Засимволики РФ
рисовывают вместе с учителем флаг РФ
Продолжение формирования С помощью находят на карте
представлений обучающих- столицу нашей Родины. Расся о Москве как главном го- сматривают иллюстрации досроде (столице) России
топримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания
Формирование представлений обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование
Показывают границы России
на физической карте, обводят
по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы
ренных и полярных поясов по
плану
Выполняют контрольное тестирование по разделу «Земной шар»
Составляют описание географического положения России (с опорой
на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в
каких поясах лежит Россия
Находят на карте столицу нашего
государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с
опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по
приложению к учебнику). Находят
улицы, о которых говорится в тексте учебника
Показывают на карте сухопутные
границы, их протяженность. Называют государства, с опорой на
политическую карту, с которыми
РФ граничит на западе и юге.
Выделяют сухопутные границы
26
51.
Морские границы. 1ч.
Океаны и моря, 17.03
омывающие берега
России. Моря Северного Ледовитого океана, Тихого
и Атлантического
океанов
52.
Контрольная рабо- 1ч.
та
20.03
53.
Острова и полу- 1ч.
острова России
24.03
навыков правильного показа
объектов на географической
карте
Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных
границах.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте
Продолжение формирования представлений обучающихся о государственных
границах России.
Закрепление знаний об условных обозначениях и условных цветах физической
карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической
карте
Контроль знаний по изученным темам
Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.
РФ на контурной карте
Показывают границы России
на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан
Показывают на карте за Северный Ледовитый океан,
омывающий берега России, и
читают названия морей.
Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя
о природе морей (не выделяя
конкретных названий) , омывающих берега России на севере.
Показывают на карте Тихий и
Атлантический океан, читают
названия морей.
Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Показывают и называют острова и полуострова, заранее
выделенные учителем
Показывают на карте морские
границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега
России (не выделяя конкретных
названий).
Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на
карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по
плану
Называют и показывают на карте
моря Тихого и Атлантического
океанов. Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания одного из
морей с опорой на план
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Называют и показывают острова и
полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Составляют описания одного из ост27
54.
Рельеф нашей
страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья
1ч.
27.03
55.
Работа с контурными картами
1ч.
07.04
56.
Горы: Урал, Се- 1ч.
верный
Кавказ, 10.04
Алтай,
Саяны,
Крымские
57.
Крупнейшие
ме- 1ч.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте
Формирование представлений о поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте
Закрепление представлений
обучающихся о рельефе РФ,
совершенствование навыков
работы с настенной, настольной картами, формирование навыков работы с
контурными картами
ровов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия
островов и полуостров России на
контурную карту
Закрашивают в контурной
карте обозначенные равнины
(низменности, плоскогорья).
Составляют описание равнины
по плану, используя помощь
учителя
Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России.
Составляют описание равнины
(низменности, плоскогорья) с
опорой на план в учебнике
Наносят на контурную карту
названия крупных равнин,
плоскогорий,
низменностей
России, закрашивают (заштриховывают)
указанные
географические объекты, используя помощь учителя
Наносят на контурную карту названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивают
(заштриховывают)
указанные географические объекты
Продолжение формирования
представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ
Называют и показывают на
настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают
горы в контурной карте, используя помощь учителя
Называют и показывают на настенной карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и
Саяны. Различают горы по высоте,
размеру. Составляют описания гор
России с опорой на план в учебнике
Закрепление знаний обу-
Зарисовывают в тетради ус- Показывают крупнейшие место28
сторождения по- 14.04
лезных ископаемых
(каменного
угля, нефти, железной и медной
руд, природного
газа)
чающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений
обучающихся о богатстве
недр РФ.
Повторение условных обозначений полезных ископаемых
ловные знаки полезных ископаемых.
Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые
в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков
с последующим прикреплением их к настенной карте
58.
Река Волга
Показывают на настенной
карте реку Волгу, используя
помощь учителя. Составлять
из предложенных учителем
предложений
рассказописание реки Волги
59.
Реки: Дон, Днепр, 1ч.
Урал
21.04
Формирование представлений обучающихся о реке
Волге как одной из самых
длинных рек европейской
части России. Закрепление
знаний об использовании
рек в хозяйственной деятельности человека
Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ.
Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного
отношения к водным ресурсам страны
60.
Реки Сибири: Обь, 1ч.
Енисей
24.04
1ч.
17.04
Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ.
рождения полезных ископаемых,
добываемые на территории России.
Рассказывают об использовании
полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради условные
знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных
знаков с последующим прикреплением их к настенной карте
Показывают по карте реку Волгу,
ее притоки Оку и Каму. Находят
ее по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы,
соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги
с опорой на план
Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание об одной
из изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя
Показывают на настенной карте
изученные реки, крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу.
Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на
берегу реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину
Показывают изученные реки Называют равнину по которой
на настенной карте, заранее протекают реки Обь и Енисей, повыделенные учителем. Со- казывают их путь по карте. По ус29
61.
Реки Лена и Амур
1ч.
28.04
62.
Озера Ладожское, 1ч.
Онежское, Байкал 05.05
Знакомство школьников с
реками азиатской части РФ.
Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного
отношения к водным ресурсам страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся
о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками
Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения
к водным ресурсам страны
Продолжение формирования представлений обучающихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с
крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об
использовании озер в хозяйственной деятельности человека.
Воспитание бережного отношения к водным ресурсам
страны
ставляют описание об одной
из изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя
Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание одной из
изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя
Показывают на настенной
карте заранее обозначенные
озера.
Составляют из предложенных
учителем предложений об
озерах России. Подписывают
название озер на контурной
карте, используя помощь учителя
ловным знакам находят крупные
ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на
план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и
Енисей по рисунку в учебнике
Показывают на карте реки Лену,
Амур и их притоки. Сравнивают
по протяженности изучаемые реки
с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На
контурной карте подписывают
изученные реки
Называют и показывают озера
России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях.
Называют реки, впадающие в
Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем.
Наносят на контурную карту названия изученных озер
30
63 64.
Крупные
России
города 2ч.
08.05
12.05
65.
Контрольная рабо- 1ч.
та
15.05
66.
Наш край на фи- 1ч.
зической
карте 19.05
России
67 68.
Повторение
на- 1ч.
чального
курса 22.05
физической
гео- 26.05
графии
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии городов России, знакомство с
названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение знаний о
столице России
Контроль знаний по изученным темам
Показывают на карте столицу
России, родной город (с помощью). Рассказывают о достопримечательностях столицы
и своего города, опираясь на
иллюстрации и опорные слова
Показывают на карте столицу
России, города-миллионеры, родной город.
Составляют рассказа о столице
России с опорой на план. Перечисляют достопримечательности
родного города (поселка)
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Составляют рассказ о родном
крае по плану, используя
опорные слова и предложения
Выполняют письменную контрольную работу
по изученным темам
Расширение представлений
Составляют рассказ о родном крае
обучающихся о родном
с опорой на план, предложенный
крае. Формирование умений
учителем. Пишут письмо другу, в
находить нашу страну на
котором содержится описание
карте, показ столицы РФ
родного края
Повторение и обобщение Выполняют контрольное тес- Выполняют контрольное тестиропредставлений обучающих- тирование с опорой на учеб- вание по начальному курсу геося, формируемых в началь- ник
графии
ном курсе физической географии
31