Рабочая программа по учебному предмету природоведение для обучающихся 6 класса на 2025-2026 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………..5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………...8

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС…..……………………....12
V.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………...15

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
программа

адаптированная

определяет

цель

и

основная
задачи

общеобразовательная
учебного

предмета

«Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных
объектов,

развитие

интереса

к

изучению

природы,

воспитание

положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с
нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;

3

− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой
природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание

бережного

отношения

к

природе,

ее

ресурсам,

знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6
классе определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах
неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме
человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений,
как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и
животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и
обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся
простейшие классификации растений и животных.

Учитель должен

обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей
планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры
и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный
опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных
привычек

и

формированию

необходимых

санитарно-гигиенических

навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют
знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения
учебного предмета «Природоведение".
Основными
природоведения

организационными

являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

5

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ
с

включением

в

него

элементов

беседы

или

объяснения,

и

применение

сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный

метод

(воспроизведение

информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути
ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой
природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее
незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация
словаря).
− выполнение

заданий,

требующих

разнообразной

деятельности

обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в
тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации
описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на
карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись
рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

6

− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№
п/
п
1.

Название раздела

Количество
часов

Введение

1

2.

Растительный мир

17

1

3.

Животный мир

33

2

4.

Человек

12

1

5.

Обобщение

3
Итого:

66

Контрольные работы

4

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам
в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать
правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и
домашними животными;
 формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления
соблюдать и вести здоровый образ жизни;
 овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой
медицинской помощи при незначительных травмах;
 формирование бережного отношения к материальным ценностям, к
предметам живой и неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать

и

называть

изученные

объекты

на

иллюстрациях,

фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную
книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;

8

− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах
по заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных

оснований

для

классификации

(клевер-

травянистое

дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное,
растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников,
объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

9

− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных
результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
− адекватно использует терминологию;
− умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;

10

− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи
учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет
допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные
ответы на поставленные вопросы;
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5»

ставится - при самостоятельном безошибочном

выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух
негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная
помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной
ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной
помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

11

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКС
Программы
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся

с

умственной

нарушениями),

утверждённая

отсталостью

приказом

(интеллектуальными

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Учебная литература
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 6 кл.: учебник для
общеобразовательных

организаций,

реализующих

основные

общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.:
Просвещение, 2018 г.;
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 6 кл.: рабочая
тетрадь,

учебное

реализующих

пособие

основные

для

общеобразовательных

общеобразовательные

организаций,

программы/

Т.

М.

Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2020 г..
Нормативно-правовые документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утверждённая

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24.22.22 г. № 1026.

12

Санитарные

4.

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

деятельности
–

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11.02.2022 № 69, ОТ 07.10.2022 № 888).
7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области», (с изменениями и дополнениями от 11.02.2022
№ 69, ОТ 07.10.2022 № 888).
8. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской

области

адаптированные

«Буткинская

основные

школа-интернат,

общеобразовательные

реализующая
программы»,

утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной
политики Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
9.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5 - 9 классов с нарушением интеллекта
(вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
10. Учебный план для обучающихся 5 - 9 классов с нарушением
интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 20252026 учебный год.
11. Календарный учебный график ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, утверждённый приказом директора от

13

27.08.2024г. № 1770.
12. Расписание уроков 5 - 9 классов ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» 2025 – 2026 учебного года.
Оборудование
Упражнения на карточках,
Физминутки,
Упражнения для релаксации,
Набор словарных слов,
Таблицы по программному материалу,
Гербарии,
Муляжи,
Коллекции

полезных

ископаемых,

строительных

материалов,

насекомых,
Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»,
Физическая карта России.

14

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов/
дата

1

Живая природа:
растения,
животные, человек

1
01.09

2

Разнообразие
растительного мира

1
03.09

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 1час
Формирование
Узнают объекты живой природы на
представлений о предметах
иллюстрациях и фотографиях,
и явлениях живой природы,
относят к объектам живой или
умения дифференцировать
неживой природе.
живую и неживую природу
Называют изученные объекты.
В рабочих тетрадях обводят
картинки с изображением живых
организмов
Растительный мир – 17 часов
Формирование
Узнают растения на иллюстрациях и
представлений о
фотографиях, называют изученные
многообразии растительного объекты; рассказывают о значении
мира. Разнообразие
растений.
растений. Дикорастущие и
Дописывают в тетрадь определения,
культурные растения.
используя текст учебника:
Значение растений
дикорастущие, культурные.
Зарисовывают в тетрадь овощи и
фрукты

Выделяют существенные
признаки объектов живой
природы, относят объекты к
живой или к неживой природе,
устанавливают взаимосвязи
между живой и неживой
природой.
Выписывают в тетрадь общие
признаки живых организмов
Называют представителей
растительного мира, выделяют
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании этих признаков;
рассказывают о значении
растений и их роли в
окружающем мире.
В рабочих тетрадях
рассматривают рисунки,
заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают
название культурных и
дикорастущих растений

15

3

4

Среда обитания
растений

1
08.09

Строение растений

1
10.09

Формирование
представлений о среде
обитания растений и
многообразии растительного
мира. Растения леса
(деревья, травянистые
растения). Растения луга
(травы: клевер, васильки,
лютики). Растения водоемов
(камыш, рогоз, кувшинки).
Растения полей, садов,
огородов (пшеница, рожь,
овощи, фрукты)
Формирование
представлений о частях
растений и их функциях.
Части растения: цветок,
стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение

Узнают растения леса, водоемов,
садов, огородов на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят растения к разным
группам (растения леса, водоемов,
садов, огородов).
Выполняют задание в рабочей
тетради: продолжи предложения.
Записывают среду обитания
растений

Знают места произрастания
растений, узнают и называют 2–3
представителя растений леса,
луга, водоемов, полей, садов,
огородов. Заполняют схему
«Среда обитания растений»,
рассказывают, где встречаются
эти растения

Узнают части растений на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
рассказывают о назначении органов
растений.
Раскрашивают части растений на
рисунке в рабочей тетради,
соединяют части растения и его
название, используя помощь
учителя

Узнают и называют части
растений, и показывают их на
натуральных объектах, картинах,
схемах, знают функции частей
растений и их значение для
растения.
Выполняют задания:
раскрашивают части растений в
рабочей тетради и подписывают
их; узнают растения по их
контуру, соединяют части
растения и его название

16

5

Деревья,
кустарники, травы

1
15.09

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
деревьях, кустарниках,
травах

6

Лиственные
деревья

1
17.09

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных деревьях,
формирование
представления о видах
лиственных деревьев.
Признаки лиственных
деревьев. Листопад.
Дикорастущие и культурные
лиственные деревья

Узнают деревья, кустарники, травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к разным группам
– деревьям, кустарникам, травам,
называют представителей разных
групп растений.
Дописывают предложения в
рабочей тетради: о каких деревьях
говорится в предложениях
Называют лиственные растения на
иллюстрациях и фотографиях.
Показывают изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе. Называют лиственные
дикорастущие и культурные
деревья (по 2 представителя).
В рабочей тетради подчеркивают
названия лиственных деревьев;
раскрашивают деревья на рисунках

Выполняют классификацию
растений и признаки разных
групп, относят растения к
разным группам на основании
основных признаков.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, приводят примеры
растений (деревья, кустарники,
травы) своей местности
Знают классификацию растений,
знают признаки лиственных
растений, относят растения к
лиственным на основании
основных признаков. Называют
представителей лиственных
дикорастущих и культурных
растений (по 3–4 представителя).
Относят лиственные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (лиственное,
дикорастущее, культурное).
Выполняют задание в рабочей
тетради: определяют дерево по
описанию. Соединяют описание
с названием дерева

17

7

Хвойные деревья

1
22.09

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных деревьях.
Признаки хвойных деревьев.
Хвойный лес. Тайга

Узнают хвойные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют хвойные деревья
(по 2 представителя).
На рисунках подписывают названия
хвойных деревьев. Записывают в
тетрадь ответ на вопрос: как
называется хвойный лес, используя
рисунок

8

Дикорастущие
кустарники

1
24.09

Формирование
представлений о
дикорастущих кустарниках

Узнают дикорастущие кустарники
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном перечне
дикорастущих растений

Знают признаки хвойных
растений, относят растения к
хвойным на основании
основных признаков. Называют
представителей хвойных
растений (3 представителя).
Относят хвойные растения к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации (хвойное,
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и
сосну.
Называют сходство и различия
Узнают и называют
дикорастущие кустарники (не
менее 3), выделяют
существенные признаки
дикорастущих кустарников,
относят изученные растения к
различным группам
(кустарники, дикорастущие
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
В тетради подписывают на
рисунке части кустарника.

18

9

Культурные
кустарники

1
29.09

Формирование
представлений о культурных
кустарниках

10

Травы

1
01.10

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
травах.
Формирование
представлений о
дикорастущих и культурных
травах.
Использование человеком
культурных растений

Знают классификацию растений,
признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений
Узнают и называют дикорастущие и
культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным группам (травы
дикорастущие и культурные) с
учетом оснований для
классификации.
Раскрашивают в тетради рисунки с
изображением травянистых
растений; называют культурные и
дикорастущие травы

Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют
существенные признаки
культурных кустарников,
относят изученные растения к
различным группам
(кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду
на кустарниках
Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные
травы на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
травы к изучаемой группе,
называют дикорастущие и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных
травянистых растений;
рассказывают какие культурные
травы выращивает человек на
огороде, как использует

19

11

Декоративные
растения

1
06.10

Формирование
представлений о
декоративных растениях

Узнают декоративные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных растений.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выписывают буквы с
одинаковых лепестков и составляют
названия цветов; рисуют букет для
мамы, используя предложенные
рисунки цветов

Узнают и называют
декоративные растения
(не менее 5), выделяют
существенные признаки
декоративных растений.
Используя текст учебника,
дописывают в рабочую тетрадь
определение декоративных
растений. В тетради заполняют
таблицу, используя слова для
справок: выписывают названия
декоративных цветов,
кустарников, деревьев

12

Лекарственные
растения

1
08.10

Формирование
представлений о
лекарственных растениях.
Лечебные свойства. Правила
их использования

13

Комнатные
растения. Уход за
комнатными
растениями

1
13.10

Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
комнатных растениях,
формирование умения
ухаживать за комнатными
растениями

Узнают лекарственные растения
(ромашка, шиповник, календула) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, рассказывают о значении
лекарственных растений. По
картинкам в тетради собирают
лекарственные травы для домашней
аптечки
Узнают комнатные растения на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
комнатных растений, относят
отдельные растения к группе
комнатных растений, выполняют
действия по уходу за растениями

Узнают и называют
лекарственные растения, относят
изученные растения к различным
группам (дикорастущие и
культурные) с учетом оснований
для классификации.
Используя рисунки в рабочей
тетради, собирают травы для
домашней аптечки; объясняют,
как они лечат разные болезни
Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на
основании сходных признаков,
осуществляют деятельность по
уходу за комнатными
растениями

20

14

Контрольная
работа

1
15.10

Контроль знаний по
изученным темам

15

Растительный мир
разных районов
Земли

1
20.10

Формирование
представлений о
разнообразии растительного
мира Земли, о зависимости
внешнего вида растений от
среды обитания

16

Растения нашей
страны

1
22.10

Формирование
представлений о
многообразии растительного
мира России

под контролем учителя
Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Узнают и называют изученные
растения (по 1–2 растения),
выделяют существенные признаки
растений холодного и жаркого
районов Земли, называют сходные
по внешним признакам объекты,
известные из других источников,
объясняют свое решение, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом
Узнают и называют различные
районы нашей страны (тундра, леса,
степь, пустыня) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют растения,
произрастающие в нашей стране.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану, используя
опорные слова

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным климатом, жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты, относят
изученные растения к разным
группам по месту произрастания,
называют растения,
произрастающие в районах с
умеренным климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений,
которые растут в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом
Узнают и называют изученные
растения (по 2–3 растения),
выделяют существенные
признаки растений разных
районов России, называют
растения, произрастающие в
России, известные из других
источников, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Описывают одно из деревьев

21

17

Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные

1
05.11

Закрепление знаний о
растительном мире России.
Обобщение знаний о
растениях своей местности,
формирование
представлений о
растительном мире своего
края

Узнают растения своей местности
на иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты.
Относят изученные растения к
разным группам, называют
растения своей местности.
Описывают один из кустарников по
плану, используя помощь учителя

18

Красная книга
России и своей
области (края)

1
10.11

Формирование
представлений о
необходимости охраны
природы (растительного
мира), знакомство с Красной
книгой

Узнают растения Красной книги
(ландыш, колокольчик, кувшинка)
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют растения из Красной
книги своей местности,
рассказывают о
значении Красной книги

19

Разнообразие
животного мира

1
12.11

Животный мир – 33 часов
Формирование
Узнают животных на иллюстрациях
представлений о
и фотографиях. Называют
многообразии животного
животных. Относят животных к
мира
разным группам в зависимости от
классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания, выведение
потомства) с опорой на учебник.
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный

своей местности по плану
Называют растения,
произрастающие в своей
местности. Относят растения
своей местности к различным
классификациям (деревья,
кустарники, травы;
дикорастущие, культурные;
декоративные).
Описывают один из кустарников
по плану
Называют растения, включенные
в Красную книгу России,
известные из других источников,
знают и соблюдают правила
безопасного поведения в
природе, выполняют доступные
возрасту природоохранительные
действия
Называют представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства).
Составляют рассказ о
разнообразии животного мира по
плану; заполняют таблицу,

22

материал, предложенный учителем

20

Среда обитания
животных

1
17.11

Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии животного
мира

Узнают животных суши, водоемов
и птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к
разным группам (животные суши,
водоемы, птицы).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соедини стрелками
рисунок с местом обитания
животных

приводя примеры названий
животных с разными способами
передвижения
Узнают и называют
представителей животного мира,
обитающих на суше, в воздухе,
почве, водоемах; называют
животных, известных из других
источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают по рисункам
животных разных мест обитания,
делают вывод о разных способах
приспособления к местам
обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных

23

21

Животные:
насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие

1
19.11

Формирование
представлений о
многообразии животного
мира на основе имеющихся у
школьников знаний

Узнают насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят животных к разным
группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, соотнося название
животного с названием группы.

22

Насекомые

1
24.11

Формирование
представлений о
многообразии насекомых

Узнают насекомых на
иллюстрациях и фотографиях.
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых

23

Бабочки, стрекозы,
жуки

1
26.11

Уточнение и расширение
представлений о бабочках,
стрекозах, жуках

Узнают жуков, бабочек, стрекоз на
иллюстрациях и фотографиях,
относят жуков, бабочек, стрекоз к
изученной группе животных,
называют изученные объекты,
имеют представление о значении
жуков, бабочек, стрекоз в природе.
Рассказывают по рисункам, что
общего у всех насекомых.
Заполняют таблицу в тетради,
используя слова для справок:

Узнают и называют
представителей животного мира,
относят животных к разным
группам с учетом основных
признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют
животных по группам, используя
иллюстрации и рисунки.
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные
признаки насекомых.
Подписывают на рисунках в
рабочей тетради части тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных особенностях
насекомых
Узнают и называют
представителей насекомых
(жуки, бабочки, стрекозы) в
натуральном виде, естественных
условиях, рисунках; выделяют
существенные признаки
насекомых, имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
их местом в окружающем мире.
Описывают особенности

24

выписывают отличительные
особенности каждой группы
насекомых

24

Кузнечики,
муравьи, пчелы

1
01.12

Уточнение и расширение
представлений о кузнечиках,
муравьях, пчелах

Узнают кузнечиков, пчел, муравьев
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят к изученной группе
животных, имеют представление о
значении кузнечиков, пчел,
муравьев в природе.
Рисуют муравейник, рассказывают
о жизни обитателей муравейника

25

Рыбы

1
03.12

Уточнение и расширение
представлений о рыбах

Узнают рыб на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, имеют представление о
значении рыб в природе.
Называют части тела рыбы по
рисунку

внешнего вида одного из
насекомых по плану и
иллюстрациям. Заполняют
таблицу в тетради, используя
слова для справок: выписывают
отличительные особенности
каждой группы насекомых,
обосновывают свой выбор
Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки
насекомых, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
Описывают внешний вид
кузнечика по плану
Узнают и называют рыб,
выделяют существенные
признаки рыб, имеют
представление о взаимосвязях
между изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют отличительные
особенности рыб. Заполняют
пропуски на карточке: внешний
вид и образ жизни рыб

25

26

Морские и речные
рыбы

1
08.12

Формирование
представлений о морских и
речных рыбах

Узнают морских и пресноводных
рыб (сельдь, камбала, лосось, сом,
щука) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася, окуня,
сома, щуку к изученной группе
животных. Относят изученных рыб
к морским и пресноводным.
Составляют рассказ об одной из
рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей тетради
обводят рисунок самой крупной
пресноводной рыбы и называют ее.

27

Земноводные.
Лягушки. Жабы

1
10.12

Формирование
представлений о
земноводных животных на
примере жабы и лягушки

Узнают земноводных – лягушек и
жаб – на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят лягушек и жаб к
изученной группе животных, имеют
представление о значении жаб и
лягушек в природе

Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные признаки морских
и речных рыб, имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
их местом в окружающем мире;
относят рыб к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(пресноводные, морские,
хищные).
Заполняют таблицу, пользуясь
текстом учебника, название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной из
рыб по плану
Узнают и называют
земноводных, выделяют
существенные признаки
земноводных – жаб и лягушек;
имеют представления о
взаимосвязях между изученными
животными и их местом в
окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных

26

28

Пресмыкающиеся.
Змеи, ящерицы,
крокодилы

1
15.12

Формирование
представлений о
пресмыкающихся животных
на примере змей, ящериц,
крокодилов

29

Контрольная
работа

1
17.12

Контроль знаний по
изученным темам

30

Птицы

1
22.12

Формирование
представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о ласточках,
скворцах, снегирях, орлах

31

Лебеди, журавли,

1

Формирование

Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц, крокодилов на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся в природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом
ряду названий групп животных
лишнее слово, пишут обобщающее
слово для остальных названий
животных
Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют
изученные объекты, относят
ласточек, скворцов, снегирей, орлов
к изученной группе животных.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
Выполняют задание на карточке:
заканчивают предложение об
особенностях внешнего вида птиц

Узнают и называют птиц (лебеди,

Выделяют существенные
признаки пресмыкающихся,
выделяют существенные
признаки змей, ящериц,
крокодилов; имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
их местом в окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
групп животных; подписывают
представителей
Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Узнают и называют птиц
(ласточки, скворцы, снегири,
орлы). Выделяют существенные
признаки птиц. Рассказывают о
взаимосвязях между птицами и
их местом в окружающем мире.
Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие,
хищные.
В рабочих тетрадях
подписывают рисунки с
изображением птиц, соединяют
изображения птиц с местами их
обитания
Узнают и называют птиц

27

чайки

24.12

представлений о
многообразии птиц.
Формирование
представлений о лебедях,
журавлях, чайках

32

Птицы своего края.
Охрана птиц

1
29.12

Расширение и уточнение
знаний о птицах своей
местности. Типичные птицы
своего края. Охрана птиц

33

Млекопитающие

1
12.01

Формирование понятия
млекопитающие на основе

журавли, чайки) на иллюстрациях и
фотографиях. называют изученные
объекты. Выделяют существенные
признаки птиц с помощью учителя.
Относят изученных птиц к
перелетным или зимующим.
Подписывают название птиц на
рисунках в рабочей тетради.

(лебеди, журавли, чайки).
Выделяют существенные
признаки птиц, имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом и образом
жизни птиц и их средой
обитания. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, водоплавающие.
Называют морских, речных птиц,
птиц, живущих около водоемов,
известных из других источников.
Соединяют в рабочей тетради
изображения птиц с местами их
обитания; объясняют свой выбор
Называют птиц, обитающих в своей Называют птиц, обитающих в
местности. Относят птиц,
своей местности, выделяют
обитающих в своей местности, к
существенные признаки птиц.
различным группам с учетом
Относят птиц, обитающих в
различных оснований для
своей местности, к различным
классификации: перелетные –
группам с учетом различных
зимующие, водоплавающие (с
оснований для классификации:
помощью учителя). Называют и
перелетные –зимующие,
соблюдают правила безопасного
водоплавающие. Называют и
поведения в природе.
соблюдают правила безопасного
Рисуют в тетради рядом с
поведения в природе, выполняют
кормушкой одну из зимующих птиц доступные возрасту
природоохранительные действия.
Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края
Узнают и называют
Узнают и называют
млекопитающих на иллюстрациям и млекопитающих в натуральном

28

34

Млекопитающие
суши

1
14.01

уточнения и расширения
имеющихся представлений:
признаки, внешний вид,
детеныши, среда обитания
(суша и вода)

фотографиям. Относят
млекопитающих к разным группам,
имеют представление о значении
млекопитающих в природе.
Дополняют предложения в рабочей
тетради об отличительных
особенностях млекопитающих,
используя иллюстрации и опорные
понятия

Формирование
представлений о
млекопитающих суши на
основе имеющихся знаний.
Животные лесов, степей,
пустынь

Узнают млекопитающих суши на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты.
Узнают животных суши на
рисунках в рабочей тетради, по
контуру соединяют линиями с
местами их обитания

виде в естественных условиях и
на картинах. Выделяют
существенные признаки
млекопитающих. Называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках, или
известных из других источников.
Относят млекопитающих к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации: обитающие в
воде и на суше, хищные,
травоядные, всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок
Узнают и называют (не менее 5)
млекопитающих суши (лесов,
степей, пустынь) в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах, имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими и их
местом в окружающем мире,
называют млекопитающих из
тех, которые были изучены на
уроках или известных из других
источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова,
которые подходят для рассказа о

29

35

Млекопитающие
морей и океанов

1
19.01

Формирование
представлений о
млекопитающих морей и
океанов: признаки, внешний
вид

Узнают млекопитающих морей и
океанов (китов, дельфинов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют млекопитающих морей и
океанов.
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособился
организм млекопитающих
животных к обитанию в морях и
океанах

36

Домашние
животные в городе
и деревне

1
21.01

Расширение и уточнение
представлений о домашних
животных: признаки,
внешний вид

Узнают домашних животных на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
называют домашних животных,
относят домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление о значении

разных млекопитающих суши
Узнают и называют
млекопитающих морей и океанов
(киты, тюлени, дельфины) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Имеют представления
о взаимосвязях между
млекопитающими морей и
океанов (внешний вид, образ
жизни) и их местом в
окружающем мире. Называют
млекопитающих морей и океанов
из тех, которые были изучены на
уроках, или известных из других
источников, объясняют свой
выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные
особенности водных
млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие отличаются от
сухопутных
Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
домашних животных, называют
домашних животных из тех,
которые были изучены на уроках

30

домашних животных.
Выписывают в таблицу рабочей
тетради названия диких и
домашних животных из
стихотворения

37

Сельскохозяйствен
ные животные:
лошади

1
26.01

Расширение и уточнение
представлений о лошадях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных: внешний вид,
питание, использование
человеком

38

Сельскохозяйствен
ные животные:
коровы

1
28.01

Расширение и уточнение
представлений о коровах.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных: внешний вид,
питание, использование
человеком, уход и

или известных из других
источников, объясняют свой
выбор.
Выписывают в таблицу рабочей
тетради, используя свои
примеры, названия диких и
домашних животных
Узнают лошадей на иллюстрациях Узнают и называют лошадей в
и фотографиях, называют
натуральном виде в
изученные объекты, относят
естественных условиях и на
лошадей к домашним животным,
картинах, выделяют
имеют представление о значении
существенные признаки
лошадей.
лошадей, относят лошадей к
Включаются в дидактическую игру разным группам с учетом
«Где чей детеныш?»
различных оснований для
классификации (перевозка
грузов, спортивные
соревнования, цирк,
полиция).Сформированы
представления к
самостоятельной жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей
Узнают коров на иллюстрациях и Узнают и называют коров в
фотографиях, называют изученные натуральном виде в
объекты, относят коров к домашним естественных условиях и на
животным, имеют представление о
картинах, выделяют
значении коров в жизни человека.
существенные признаки коров,
Описывают внешний вид коровы по относят коров к определенным
плану и опорным словам
группам животных с учетом
различных оснований для

31

содержание

39

Сельскохозяйствен
ные животные:
козы, овцы, свиньи

1
02.02

Расширение и уточнение
представлений о козах,
овцах, свиньях.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных

40

Домашние птицы:
куры, утки, индюки

1
04.02

Расширение и уточнение
представлений о курах,
утках, индюках.
Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
птицах: внешний вид,
использование человеком,
уход и содержание

Узнают и называют коз, овец,
свиньях на иллюстрациях и
фотографиях, относят коз, овец,
свиней к домашним животным,
имеют представление о значении
коз, овец, свиней.
Рассказывают об одном из
животных с опорой на предложения
и иллюстративный материал,
предложенный учителем
Узнают кур, уток, индюков на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят кур, уток, индюков к
домашним птицам, имеют
представление о значении кур, уток,
индюков.
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия.

классификации (млекопитающие,
домашние,
сельскохозяйственные
животные).
Описывают внешний вид коровы
по плану
Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
изученных животных.
Составляют рассказ об одном из
животных по плану
Узнают и называют домашних
птиц (кур, уток, индюков) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
изученных животных, относят
домашних птиц к определенным
группам с учетом различных
оснований для классификаций
(птицы, домашние,
водоплавающие).
В рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
подписывают их названия;
сравнивают утку и домашнюю

32

41

Уход за животными
в живом уголке или
дома

1
09.02

Формирование
представлений о «живом
уголке», правилах ухода за
животными в «живом
уголке».
Общие правила ухода за
животными в «живом
уголке» или дома

Узнают животных «живого уголка»
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за животными в «живом
уголке» под руководством учителя,
имеют представление о значении
«живого уголка».
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в живом уголке

42

Аквариумные
рыбки

1
11.02

Формирование
представлений об
аквариумных рыбах на
основе имеющихся знаний.
Правила содержания и ухода
за аквариумными рыбками

43

Канарейки,

Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за аквариумными рыбками
под руководством учителя.
В рабочей тетради узнают на
рисунках аквариумных рыбок и
подписывают их названия;
зачеркивают лишнюю рыбку,
используя помощь учителя
Узнают певчих и декоративных

1

Формирование

курицу, делают вывод о сходстве
по внешнему виду
Узнают и называют животных
«живого уголка» в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах, относят животных
«живого уголка» к определенным
группам (птицы, рыбы,
млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о
правилах по уходу за животными
в «живом уголке», выполняют
доступные возрасту действия по
уходу за животными.
В рабочей тетради подчеркивают
названия животных, которые
могут жить дома или в «живом
уголке» Обосновывают свой
выбор
Узнают и называют аквариумных
рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
аквариумных рыбок, знают
правила ухода и содержания за
аквариумными рыбами.
В рабочей тетради подписывают
рисунки аквариумных рыбок;
зачеркивают лишнюю рыбку
Узнают и называют певчих и

33

44

попугаи

16.02

представлений о
декоративных и певчих
птицах на основе имеющихся
знаний: внешний вид,
правила содержания и ухода
дома или в «живом уголке»

птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют известные
учащимся певчих и декоративных
птиц, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за певчими и
декоративными птицами под
руководством учителя.
В рабочей тетради узнают на
рисунках птиц и подписывают их
названия, используя слова для
справок. Обводят названия певчих
птиц, используя помощь учителя

Морские свинки,
хомяки, черепахи

1
18.02

Формирование
представлений о морских
свинках, хомяках и
черепахах: внешний вид,
правила ухода

Узнают морских свинок, хомяков,
черепах на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за морскими свинками,
хомяками, черепахами под
руководством учителя.
Выполняют задание в рабочей
тетради: отвечают на вопросы (кого
чем кормить) и выбирают
правильные ответы соотнося их с
названиями животных, используя
помощь учителя

декоративных птиц (канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах. Выделяют
существенные признаки певчих и
декоративных птиц. Называют
певчих и декоративных птиц,
которые были изучены на уроке
и известны обучающимся из
других источников, знают
правила ухода и содержания
певчих и декоративных птиц.
В рабочей тетради подписывают
рисунки названиями птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
Отвечают на вопрос: каких птиц
называют певчими
Узнают и называют животных в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки морских
свинок, хомяков, черепах, знают
правила ухода за морскими
свинками, черепахами, хомяками
и их содержания.
Выполняют задание в рабочей
тетради: выбирают правильные
ответы на вопрос (кого чем
кормить) и записывают их рядом
с названием животного

34

45

Домашние кошки
Собаки

1
25.02

Расширение и уточнение
представлений о домашних
кошках: внешний вид,
правила ухода и содержания
кошек в доме
Расширение и уточнение
представлений о собаках:
внешний вид, виды собак,
правила ухода за собаками и
содержания их в доме.

46

Животные
холодных районов
Земли

1
02.03

Расширение представлений о
многообразии животного
мира. Формирование
представлений о животных
холодных районов,
зависимости внешнего вида
и образа жизни животных от

Выделяют существенные признаки
кошек, относят кошек к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, длинношерстные,
короткошерстные)
Знают правила ухода и содержания
кошек.
Выполняют задание в рабочей
тетради: подчеркивают в тексте
слова, относящиеся к кошке;
показывают на рисунке стрелками
еду, которую ест кошка
Узнают и называют собак на
иллюстрациях и фотографиях,
относят собак к группе домашних
животных, знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за собаками под
руководством учителя, имеют
представление о значении собак в
жизни человека.
Рассматривают рисунки в рабочих
тетрадях; заполняют схему
«Группы собак»
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) на иллюстрациях
и фотографиях. Относят животных
холодных районов Земли к разным
группам животных:

Узнают кошек на иллюстрациях
и фотографиях, относят кошек к
группе домашних животных,
знакомятся с правилами
выполнения несложных действий
по уходу за кошками под
руководством учителя, имеют
представление о значении кошек
в жизни человека.
Записывают в рабочую тетрадь
советы, как необходимо
ухаживать за котенком
Выделяют существенные
признаки собак, относят собак к
определенным группам
(млекопитающие, домашние
животные, служебные,
охотничьи, декоративные), знают
правила ухода и содержания
собак.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Породы собак»,
используя слова для справок.
Составляют памятку об уходе за
собакой, живущей в доме
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах. Выделяют
существенные признаки

35

среды обитания

млекопитающие, птицы.
Описывают отличительные
признаки внешнего вида животных,
обитающих на севере

47

Животные
умеренного пояса

1
04.03

Расширение представлений о
многообразии животного
мира. Формирование
представлений о животных
умеренного пояса,
зависимости внешнего вида
и образа жизни

Узнают животных умеренного
пояса Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных
умеренных районов Земли к разным
группам животных:
млекопитающие, птицы.
В рабочей тетради узнают на
животных умеренного пояса нашей
страны и подписывают их названия,
используя помощь учителя

48

Животные жарких

1

Расширение представлений о

Узнают животных жаркого пояса

животных холодных районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания.
Относят изученных животных к
определенным группам:
млекопитающие, птицы,
млекопитающие суши,
млекопитающие морей и
океанов.
Выписывают в тетрадь,
используя текст учебника, как
приспособились животные к
жизни в суровых условиях
Узнают и называют животных
умеренных районов Земли (не
менее 5) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
животных умеренного пояса
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных к
определенным группам
животных – млекопитающие,
пресмыкающиеся, птицы;
травоядные, хищники.
Узнают и называют животных

36

районов Земли

11.03

многообразии животного
мира. Формирование
представлений о животных
жаркого пояса, зависимости
внешнего вида и образа
жизни

Земли на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных жарких
районов Земли к разным группам
животных: млекопитающие, птицы.
Рассказывают об особенностях
внешнего вида одного из животных
жарких районов Земли по плану и
опорным предложениям

жарких районов Земли (лев,
слон, кенгуру, жираф) в
натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах, выделяют
существенные признаки
животных жарких районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных к
определенным группам
животных – травоядные,
хищники.
По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли

37

49

Животный мир
нашей страны

1
16.03

Формирование
представлений о
многообразии животного
мира России: взаимосвязь
образа жизни и природных
условий. Охрана природы

Узнают животных различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)

50

Контрольная
работа

1
18.03

Контроль знаний по
изученным темам

51

Охрана животных.
Заповедники.
Красная книга
России. Красная
книга области
(края)

1
23.03

Формирование
представлений о
необходимости охраны
природы (животного мира),
знакомство с Красной
книгой: заповедники,
заказники. Обобщение
знаний о животных своей
местности, формирование
представления о животном
мире своего края

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
имеют представление о
значении Красной книги.
В рабочей тетради узнают на
рисунках животных, охраняемых в
заповедниках, и подписывают их
названия, раскрашивают их
карандашами разных цветов,
используя помощь учителя

Узнают и называют животных
разных районов нашей страны
(по 2–3 животных), выделяют
существенные признаки
животных разных районов
России, называют животных,
обитающих в России, известных
из других источников, имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида животного и
места обитания, относят
животных к разным группам на
основании различных признаков
( пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие; хищные,
травоядные)
Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе.
В рабочей тетради подписывают
рисунки животных, охраняемых
в заповедниках, раскрашивают
их карандашами разных цветов

38

52

Как устроен наш
организм

1
25.03

53

Как работает наш
организм

1
06.04

54

Здоровый образ
жизни человека

1
08.04

Человек – 12 часов
Расширение и уточнение
Называют части тела на
представлений о строении
иллюстрациях. Называют основные
тела человека.
органы человека (сердце, легкие,
Формирование
желудок, кишечник, печень, почки,
представлений об организме органы чувств) на иллюстрациях, с
человека
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают в тетрадь чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках
Формирование
Называют системы органов с
представлений о внутренних опорой на учебник и иллюстрации.
органах человека и их
Рассказывают о значении систем
взаимодействии:
органов в организме человека с
Формирование
помощью учителя.
представлений о
В рабочей тетради подписывают
пищеварительной системе,
названия внутренних органов
дыхательной системе,
человека
кровеносной системе,
выделительной системе,
нервной системе; о
согласованной работе
организма человека
Формирование
представлений о здоровом
образе жизни: соблюдение
чистоты, правильное
питание, чередование работы

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни. Понимают
значение здорового образа жизни в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем

Называют части тела и органы
человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень,
почки, органы чувств).
Показывают основные органы
человека на схемах и муляжах.
В рабочей тетради соединяют
точки и подписывают названия
основных частей тела человека.
Заполняют таблицу «Части тала.
Внутренние органы человека»,
используя слова для справок
Имеют представления о
взаимосвязях между органами
организма человека. Называют
системы органов. Рассказывают о
значении систем органов в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных органов в
соответствии с названными
системами; соединяют линией
рисунки с изображением
внутренних органов человека с
их значением и функциями
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.

39

и отдыха, закаливание,
занятие спортом, отсутствие
вредных привычек
55

Осанка

1
13.04

Уточнение и расширение
представлений о правильной
осанке. Профилактика
нарушения осанки

56

Органы чувств

1
15.04

Расширение и уточнение
представлений об органах
чувств человека

57

Правила гигиены и
охрана органов
чувств

1
20.04

Формирование знаний о
правилах гигиены органов
чувств

взрослого).
Записывают правила здорового
образа жизни, используя опорные
предложения в рабочей тетради
Узнают правильную осанку на
иллюстрациях и фотографиях.
Знают и соблюдают правила
здорового жизни, понимают его
значение в жизни человека,
выполняют несложные задания (под
контролем взрослого).
Дорисовывают на рисунке в
рабочей тетради, как надо сидеть
правильно
Узнают органы чувств (глаза, уши,
нос, язык) на иллюстрациях и
схемах, называют изученные
органы, имеют представление о
значении органов чувств.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств, используя
помощь учителя

Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
жизни, понимают их значение в
жизни человека, выполняют
несложные задания (под контролем
взрослого)

Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила
здорового образа жизни,
используя опорные слова
Имеют представление о влиянии
осанки на здоровье человека.
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Подчеркивают в тексте карточки
те условия, при которых осанка
будет правильной
Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа,
язык), показывают их на
рисунках, схемах, макетах.
Относят зрение, слух, осязание,
вкус к органам чувств, имеют
представление о взаимосвязи
органов чувств в организме и их
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные
слова о значении органов чувств
Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Составляют правила гигиены

40

58

Здоровое питание

1
22.04

Формирование
представлений о здоровом
питании. расширение и
уточнение знаний о
продуктах питания

Соблюдают режим дня, правила
личной гигиены и здорового образа
питания, понимают их значение в
жизни человека.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения, используя слова
для справок и помощь учителя

59

Дыхание. Органы
дыхания. Правила
гигиены

1
27.04

Формирование
представлений об органах
дыхания и правилах гигиены
органов дыхания

Узнают и называют органы
дыхания (нос, легкие) на
иллюстрациях и схемах, имеют
представление о значении органов
чувств. Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила личной
гигиены.
В рабочей тетради на рисунках
находят органы дыхания и
подписывают их

органов чувств, записывают в
тетрадь
Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим группам.
Знают и соблюдают правила
здорового образа питания,
совершают действия по
соблюдению санитарногигиенических норм.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и что
полезно для организма
Узнают и называют изученные
органы (нос, легкие), показывают
их на рисунках, схемах, макетах.
Относят нос, легкие к органам
дыхания, имеют представление о
взаимосвязи органов и систем в
организме и их значении. Знают
и соблюдают правил здорового
образа жизни, совершают
действия по соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
На рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и
подписывают их; дополняют
рассказ о значении носа для

41

60

Оказание первой
медицинской
помощи

1
29.04

Формирование
представлений о первой
помощи и правилах ее
оказания.
Оказание помощи при
порезах, царапинах, ушибах,
обморожении, ожогах

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, понимают
его значение в жизни человека,
соблюдают правила безопасного
поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого),
выполняют несложные задания по
первой доврачебной помощи (под
контролем взрослого).

61

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение за
медицинской
помощью

1
04.05

Формирование
представлений о простудных
заболеваниях и мерах,
принимаемых для
профилактики и лечения.
Профилактика простудных
заболеваний

Знают и соблюдают правила
здорового образа жизни, правила
личной гигиены, понимают их
значения в жизни человека,
выполняют несложные задания по
оказанию первой доврачебной
помощи (под контролем взрослого).
По рисункам в рабочей тетради,
составляют и записывают
предложения о способах
закаливания, используя помощь
учителя

62

Специализация
врачей

1
06.05

Формирование
представлений о
специализации врачей и
необходимости при

Узнают врачей на иллюстрациях,
фотографиях, называют
специализации врачей.
Выписывают названия

организма человека, вставляя
пропущенные слова в текст
карточки
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения.
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной
помощи.
Соединяют линией рисунок с
нужной рекомендацией по
оказанию помощи при
повреждениях кожи
Знают и соблюдают правила
поведения при простудных
заболеваниях, знают и
соблюдают правила
профилактики простудных
заболеваний, совершают
действия по соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
Выполняют доступные возрасту
меры первой доврачебной
помощи.
Используя рисунки в рабочей
тетради, составляют и
записывают предложения о
способах закаливания
Называют специализацию врачей
(педиатр, терапевт, лор, окулист),
соотносят заболевания
внутренних органов и

42

63

Медицинские
учреждения нашего
города

1
13.05

64

Контрольная
работа

1
18.05

65

Неживая природа

1
20.05

66

Живая природа

1
25.05

заболевании обращаться к
врачу

специализации врачей, к которым
можно обратиться за помощью при
разных видах заболевания,
используя слова для справок

Уточнение и расширение
представлений о
медицинских учреждениях
своего города и их
специализации
Контроль знаний по
изученным темам

Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях

специализацию врача.
Выписывают в тетрадь названия
врачей, к которым можно
обратиться за помощью при
разных видах заболевания
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Выполняют письменную
контрольную работу
по изученным темам

Обобщение – 3 часа
Обобщение и закрепление
Узнают и называют изученные
представлений о предметах и предметы на иллюстрациях,
явлениях неживой природы
фотографиях, относят изученные
предметы к определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды, воздуха, знают элементарные
правила безопасного поведения в
природе, имеют представление о
значении неживой природы в жизни
человека
Обобщение и закрепление
представлений о живой
природе, умение
дифференцировать живую и

Называют изученные объекты на
иллюстрациях, фотографиях,
относят изученные объекты к
определенным группам (растения,

Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в
натуральном виде, относят
предметы неживой природы к
разным группам (вода, воздух,
полезные ископаемые, почва),
выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между неживой и живой
природой. Знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе
Называют изученные объекты
живой природы. Относят
объекты живой природы к
разным группам: растения
43

неживую природу

животные, организм человека).
называют объекты, относящиеся к
растениям, животным, организму
человека. Имеют представление о
значении живой природы

(деревья, кустарники, травы,
хвойные, лиственные,
декоративные), животные
(насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие) и организм
человека. Выделяют
существенные признаки разных
групп растений и животных.
Имеют представление о
взаимосвязях между неживой и
живой природой

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».