Учебный план для обучающихся 5-9 классов с расстройствами аутистического спектра с нарушением интеллекта (вариант 1) на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012

года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

учреждения

реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января

2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с нарушением интеллекта на образование ГБОУ СО
«Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская школа –
интернат»)

осуществляет

образовательный

процесс,

реализует

адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся

5-9 классов с расстройствами аутистического спектра с

нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.

Учебный план образования обучающихся 5-9 классов с расстройствами

аутистического спектра с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает введение

в действие и реализацию требований ФГОС образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует

общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки

обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.

Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026

учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:

2

1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

2.

Федеральный

образовании в Российской Федерации».

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.
осуществления

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным

программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с

изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17

июля 2024 г.
Министерства

№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
просвещения

Российской

Федерации,

федеральных адаптированных образовательных программ».
7.

касающиеся

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26

июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность

и

установлении

3

предельного

срока

использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
8.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

9.

Устав

образовании в Свердловской области».
учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 5-9 классов с расстройствами аутистического
спектра с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая приказом и.о. директора
от 28.08.2025 г. № 3629.
Срок

освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающимися с РАС с нарушением интеллекта (вариант 1) в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» составляет
(тринадцать) лет:

9 (девять) - 13

1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);

2 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― подготовительные первые (I2)-IV; V-IX классы (11 лет);
4 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);

5 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).

Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
-

особенностей

психофизического

развития

обучающихся,

сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
4

- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной

общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
СО

При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
«Буткинская

школа-интернат»

учитываются

особенности

психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с РАС с нарушением интеллекта.

Образовательный процесс обучающихся 5-9 классов с РАС с

нарушением интеллекта ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в 20252026

учебном

году

регламентируется

адаптированной

основной

общеобразовательной программой образования обучающихся 5-9 классов с
РАС с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат» на 2025-2026 учебный год, учебным планом, календарным
учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий.

2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.

Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года – 34 недели.

Общий объём учебной нагрузки в 5-9 классах

составляет 5066

академических часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34
учебных недели в году).

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не

менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной

учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке – 40 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10

минут, большая перемена – 20 минут.
Продолжительность

перемены

деятельностью - не менее 30 минут.

5

между

урочной

и

внеурочной

Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,

формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных

предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,

которое

обеспечивает

достижение

важнейших

целей

образования обучающихся с РАС с нарушением интеллекта:

современного

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение

системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,

приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил

поведения в экстремальных ситуациях.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных

предметов и основные задачи реализации содержания 7 (семи) обязательных

предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание,
человек и общество, искусство, физическая культура, технология.

N

n/n
1

Таблица 1

Основные задачи реализации содержания предметных областей

Предметная
область

Учебные

предметы

Язык и речевая Русский язык

практик

Основные задачи

Формирование
чтения

и

грамотой.

первоначальных

письма

в

процессе

Формирование

навыков

овладения

элементарных

представлений о русском (родном) языке как

средстве общения и источнике получения
6

знаний.

Использование

коммуникации
Чтение

(литературное
чтение)

для

ориентированных задач.

решения

письменной
практико-

Осознание значения чтения для решения
социально

значимых

познавательных

задач,

интересов,

развития

воспитания

чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций.

Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных
текстов.

Формирование

коммуникативных

навыков в процессе чтения литературных
2

Математика

Математика,

информатика

произведений.

Овладение началами математики (понятием
числа,

вычислениями,

решением

арифметических задач и другими). Овладение

способностью пользоваться математическими
знаниями

при

решении

соответствующих

возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической
способности

деятельности).

Развитие

использовать

некоторые

математические знания в жизни.

Формирование начальных представлений о
3

Естествознание

Природоведение

компьютерной грамотности.

Формирование элементарных знаний о живой
и

неживой

существующих

природе
между

и

ними.

взаимосвязях,
Применение

полученных знаний в повседневной жизни.

Развитие активности, любознательности и
разумной
7

предприимчивости

во

взаимодействии с миром живой и неживой
Биология

природы.

Формирование

элементарных

научных

представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни
организма

человека

Практическое

растений, животных,
и

его

применение

здоровье.

биологических

знаний: усвоение приёмов выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода
за

своим

организмом;

использование

полученных знаний для решения бытовых,
География

медицинских и экологических проблем.

Усвоение элементарных знаний по физической
и

экономической

географии

России.

Формирование элементарных представлений о

географии материков и океанов. Расширение
4

Человек

общество

географических представлений о родном крае.

и Мир истории (6 Формирование
класс)

первоначальных

временных

взаимосвязей

между

исторических представлений. Установление
простейших

историческим

временем

и

изменениями,

происходящими в предметном мире (мире
вещей);
Основы

общества.

жизни

отдельного

Развитие

навыков

хозяйства,

ориентировки

социальной жизни самостоятельного

человека

и

самообслуживания,

ведения

в

домашнего

ближайшем

окружении и возможности более широкой
жизненной

ориентации,

обеспечения

безопасности жизнедеятельности. Усвоение

морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
8

отношений в жизни

человека, общества и

государства, в воспитании и развитии ребёнка,

сохрани и укреплении его соматического,
физического

и

психического

здоровья,

формировании правильного уклада семейных
История

Отечества
классы)

отношений.

Формирование

представлений

о

наиболее

(7-9 значимых исторических событиях в жизни

нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на
территории

нашей

Родины,

о

примерах

служения своему Отечеству в борьбе за
5

Искусство

Рисование
класс)

свободу и независимость.

(5 Формирование

умений

навыков

изобразительной деятельности, их применение

для решения практических задач. Развитие
художественного
«красивое»

от

красоты
Музыка (5 класс)

и

как

вкуса:

умения

«некрасивого»;

отличать

понимание

ценности;

воспитание

развитие

элементарных

потребности в художественном творчестве.
Формирование
умений

и

и

навыков,

адекватному

восприятию

способствующих
музыкальных

произведений и их исполнению. Развитие
интереса

к

музыкальному

формирование
6

Физическая
культура

Адаптивная
физическая
культура

простейших

ориентиров.

искусству;

эстетических

Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного

образа

жизни;

соблюдение

индивидуального режима питания и сна.

Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,

формирование

систематических
9

потребности

занятиях

в

физической

культурой

и

доступных

видах

спорта.

Формирование и совершенствование основных
двигательных

качеств:

быстроты,

силы,

ловкости и другое. Формирование умения

следить за своим физическим состоянием,

величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных

видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной

подготовкой

и

соответствии

с

обучающихся.

Коррекция

психофизическими
познавательной
развития;

сферы

развитие

и

другими)

возрастными

и

в

и

особенностями

недостатков

психомоторного

совершенствование

волевой сферы. Воспитание нравственных
7

Технология

Труд (технология)

качеств и свойств личности.
Формирование

трудовых

умений,

необходимых в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять

доступные технологии и освоенные трудовые
навыки

для

социального

Приобретение

полноценной

и

трудового

навыков

коммуникации,

взаимодействия.

самостоятельной

работы и в коллективе, воспитание чувства
товарищества,

взаимопомощи.

сотрудничества

и

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой

предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,

заключающуюся

в

учёте

особых

потребностей обучающихся с нарушением интеллекта.

образовательных

Исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в

рабочих кадрах, и с учётом индивидуальных особенностей психофизического

развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их
10

родителей (законных представителей) в учебный план обучающихся 5-9
классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год
включены следующие профили трудовой подготовки:

- «Столярное дело» в 5-9 классах (с учётом гендерных особенностей) -

мальчики;

- «Швейное дело» в 5, 6 классах (с учётом гендерных особенностей) -

девочки;

- «Сельскохозяйственный труд» в 5, 7, 9 классах;

- «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5-8 классах.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных

отношений,

обеспечивает

реализацию

особых

(специфических)

образовательных потребностей, характерных для обучающихся с РАС с
нарушением интеллекта (вариант 1), а также индивидуальных потребностей
каждого учащегося.

Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и

потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская

школа-интернат» в часть учебного плана 5-9 классов обучающихся с РАС с

нарушением интеллекта (вариант 1) на 2025-2026 учебный год, формируемой
участниками образовательных отношений, включены следующие учебные
предметы:
1).

Учебные

предметы,

обеспечивающие

различные

интересы

обучающихся: учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее - ОБЖ) (в 5-9 классах), учебный предмет «Этика» (в 8, 9 классах).

1.1). Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (в

5-9 класса).

Безопасность

жизнедеятельности

человека

является

одной

из

актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
11

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – это

система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности жизни человека
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.

Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:

- формирование сознательного и ответственного отношения к личной

безопасности и безопасности окружающих;

- формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и

чрезвычайных
характера;

ситуациях

природного,

техногенного

и

социального

- формирование здорового образа жизни.

1.2). Учебный предмет «Этика» (в 8, 9 классах)

Одна из актуальных задач современного образования - формирование

нравственно-этической культуры обучающегося. Данная задача реализуется
через урочную и внеурочную деятельность.

Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в

ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введён учебный предмет «Этика».

Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного

сознания поведения обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1) с
РАС.

Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-

формирование

первоначальных

национальных российских ценностях;

представлений

о

базовых

- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку

своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;

- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и

отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;

12

- формирование определенного отношения к нравственным категориям,

умение их дифференцировать;

- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;

- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в

коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
-

коррекция

недостатков

познавательной,

личностной сфер обучающегося.

эмоциональной

и

Таким образом, учебные предметы «ОБЖ», «Этика» способствуют

социальной адаптации обучающихся с РАС с нарушением интеллекта
(вариант 1) и дальнейшей интеграции их в общество.

2). Увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного

предмета в обязательной части:

2.1. Учебный предмет «Основы социальной жизни» (в 5, 6 классах).
Данный предмет имеет практическую значимость. Цель учебного

предмета

«Основы

социальной

жизни»

-

практическая

подготовка

обучающихся с РАС с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Таким образом, основными задачами учебного предмета «Основы

социальной жизни» являются:

1. Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с

различными сторонами повседневной жизни.

2. Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых

навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.

3. Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства

и формирование необходимых умений.

13

4. Практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений

социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности.

5. Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков

общения (в том числе с использованием деловых бумаг).

6. Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и

свойств личности.

Таким образом, учебный предмет «Основы социальной жизни»

способствует социальной адаптации обучающихся с РАС с нарушением
интеллекта (вариант 1) и дальнейшей интеграции их в общество.
2.2). Учебный предмет «История Отечества» (в 7 классе).
Актуальным

внутренней

и

политики

приоритетным
Российской

направлением

Федерации

государственной

является

гражданско-

патриотическое воспитание, так как патриотизм и гражданственность –
важные

условия

для

стабильного

экономического,

социального и культурного развития страны.

политического,

Главным условием гражданско-патриотического воспитания является

изучение истории Отечества (истории своего народа, своих предков).
В

процессе

уроков

учебного

предмета

«История

Отечества»

происходит раскрытие многих нравственных категорий: добра и зла, чести и
достоинства, ненависти и уважения. Соблюдение нравственных принципов и

норм является одним из условий общества, поэтому особенно важно
воспитать у обучающихся способность самостоятельно моделировать свое
поведение, применяя нравственные нормы.
Учебный

предмет

воспитательные задачи:

«История

Отечества»

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание активной жизненной позиции;

- воспитание нравственно-этических принципов.
14

реализует

важные

В 2025-2026 учебном году в 6-9 классах ГБОУ СО «Буткинская школа-

интернат»

установлен базовый уровень реализации профминимума (40

академических

часов

в

учебный

год).

реализуется в следующих форматах:
1.

Профориентационная

работа

Урочная деятельность в рамках урочного плана.

Решением методического совета (протокол № 13 от 25.08.2025 года) в

6-9 классах профориентационная работа (4 академических часа в учебный
год) реализуется через профильный труд и учебный предмет «Основы
социальной жизни».

Реализация профориентационной работы в 6-9 классах через урочную

деятельность представлена в таблице 2.

Реализация профориентационной работы в 6-9 классах
Класс /
группа
6/

1 группа

6/

2 группа

7/

1 группа

7/

2 группа

через урочную деятельность
Учебный предмет

Труд (технология). Профиль «Столярное дело»

Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»

Таблица 2

Количество
часов
1
1

Основы социальной жизни

2

Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего

1

Труд (технология). Профиль «Швейное дело»
обслуживающего персонала

1

Основы социальной жизни

2

Труд (технология). Профиль

1

Труд (технология). Профиль «Столярное дело»
«Сельскохозяйственный труд»
Основы социальной жизни

Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
Труд (технология). Профиль
15

1

2
1
1

«Сельскохозяйственный труд»
8/

2

Основы социальной жизни

2

Труд (технология). Профиль «Столярное дело»

1 группа
8/

2

Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего

2 группа

обслуживающего персонала»

9/
9/

2

Основы социальной жизни

2

2

Труд (технология). Профиль

2 группа

2

Основы социальной жизни

Труд (технология). Профиль «Столярное дело»

1 группа

2.

Основы социальной жизни

2

«Сельскохозяйственный труд»
Основы социальной жизни

Внеурочная

деятельность:

2

курс

занятий

горизонты» (34 академических часа в учебный год).

«Россия

–

мои

Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная

деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана

представлено

обязательными

коррекционными

курсами:

ритмика

и

коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия, развитие
психомоторики и сенсорных процессов).

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий в 5-9

классах на 2025-2026 учебный год, их количественное соотношение
определено

ГБОУ

СО

«Буткинская

школа-интернат»

исходя

из

психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта на
основании

рекомендаций

психолого-медико-педагогической

комиссии.

Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающий области, не

учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки,
но учитывается при определении объёмов финансирования.
16

Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5

часов в неделю из часов внеурочной деятельности.

Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков

психического и физического развития обучающихся.

Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных

курсов, представленные в таблице 3.
N

n/n
1

Коррекционные
курсы

Таблица 3

Основные задачи

Формирование

Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками

поведения

перцептивного, коммуникативного и личностного развития,

коммуникативного и взрослыми, коррекция нарушений аффективного, сенсорнодезадаптивных форм поведения.
Активизация

навыков

устной

поведения,

включая

выражение

Развитие

коммуникативных

самостоятельных высказываниях.
формирование

средств

коммуникации,
мыслей

навыков

невербальной

речевого

и

и

чувств

в

обучающихся,
вербальной

коммуникации, их использование в различных видах учебной и
2

Развитие

познавательной
деятельности

3

внешкольной деятельности.
Коррекция

и

развитие

высших

психических

(сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания,
памяти, мышления и других).
Активизация

познавательной

деятельности

с

возможностей и особенностей каждого обучающегося.

Социально-бытовая Формирование
ориентировка

функций

окружающего
практической
жизненных

внеурочной
адаптации.

представлений

мира

в

ходе

о

деятельности,

и

явлениях

деятельности,

развитие

специально

социально-бытовой

компетенций,

предметах

учетом

необходимых

организованной

в

способствующих

учебной

и

социальной

Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том

числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом
17

семьи.

Формирование элементарных знаний о технике безопасности и
их применение в повседневной жизни.

Знакомство с трудом родителей (законных представителей) и
других взрослых.

Формирование элементарных экономических и правовых
знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.

Индивидуальные и групповые коррекционные курсы проводятся как в

первой, так и во второй половине дня, их продолжительность – 20 минут.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности

является

неотъемлемой

частью

общеобразовательной организации.

образовательного

процесса

в

Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Буткинская

школа-интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования

принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для
всестороннего

развития

и

социализации

каждого

обучающегося

с

нарушением интеллекта; создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
-

творческой самореализации обучающихся с РАС с нарушением

интеллекта (вариант 1) в комфортной развивающей среде, стимулирующей
возникновение

личностного

жизнедеятельности;

интереса

к

различным

аспектам

- позитивного отношения к окружающей действительности;

- социального становления обучающегося в процессе общения и

совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия
со сверстниками и педагогами;

18

- профессионального самоопределения, необходимого для успешной

реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность

внеурочной

деятельности

предполагает:

приобретение обучающимися с РАС с нарушением интеллекта (вариант 1)
социального знания, формирования положительного
базовым

ценностям,

общественного действия.
Внеурочная

приобретения

деятельность

опыта

объединяет

все

отношении

к

самостоятельного

виды

деятельности

обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся с

РАС с нарушением интеллекта (вариант 1). Содержание внеурочной

деятельности данной категории учащихся складывается из совокупности
направлений, форм и конкретных видов деятельности.

ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся

возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие: кружки, экскурсии, соревнования, праздники, общественно

полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры,
туристические походы.

Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение

на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»

самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (4 часа).

Таблица 4

Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»

N n/n

Форма

Название

1

Кружок

«Этикет»

3

Кружок

«Мистер Твистер»

2
4

Кружок
Кружок

«По дорогам к сказке»
«Школьный вестник»
19

Количество

часов в неделю
5 класс (2 часа)
6-9 классы
(1 час)

5

Кружок

«Творческая мастерская»

7

Кружок

«Настольный теннис»

5 класс (2 часа)

«Разговоры о важном»

1

6
8
9

10

Кружок

«Конструирование»

Кружок

Внеурочные занятия
Внеурочные занятия
6-9 классы

«Адаптивная физкультура»

1

«Россия – мои горизонты»

1

Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных

занятий) представлены в таблице 5.

Основные задачи реализации содержания кружков

N

Наименование кружка /

1

«Адаптивная

n/n

2

3

внеурочного занятия

физкультура»
«Этикет»

«Мистер Твистер»

Таблица 5

Основные задачи

Формирование

у

обучающихся

понимания

и

потребности в здоровом образе жизни, сознательного
отношения к сохранению и развитию своего здоровья.

Формирование и совершенствование у обучающихся
нормы

этической

культуры,

культуры

поведения,

развитие коммуникативных способностей.

Формирование и развитие у обучающихся танцевальноритмических

умений

и

навыков,

художественно-

эстетических способностей. Воспитание интереса к
искусству танца и пения.

4

«По дорогам к сказке»

Развитие у обучающихся познавательных интересов,

5

«Школьный вестник»

Развитие

6

«Творческая

7

мастерская»

«Конструирование»

творческих способностей, нравственных качеств.
у

обучающихся

творческой

активности,

формирование коммуникативных способностей.

Развитие у обучающихся интереса к декоративноприкладному

творчеству,

формирование

работы с различными материалами.

навыков

Развитие у учащихся мелкой моторики и глазомера,
творческих способностей, эстетического восприятия
окружающего мира, коммуникативных функций.
20

8

«Настольный теннис»

Комплексное

(5 класс)

физическое,

психическое,

социальное

развитие учащихся. Укрепление здоровья, развитие

физических навыков (скорость реакции, координация,
выносливость),

формирование

интереса

к

спорту,

развитие когнитивных функций и навыков общения в
9

«Разговоры о важном»

игре.

Формирование
в

эффективного
«Россия

горизонты»
классы)

Внеурочная

обществе.

Создание

гражданского

воспитания.

–

позиции

школьников,

необходимой для конструктивного и ответственного
поведения

10

внутренней

мои Формирование

у

и

школьников

условий

для

патриотического
готовности

к

(6-9 профессиональному самоопределению, ознакомление их
с миром профессий и рынками труда.

деятельность

обучающихся

с

РАС

с

нарушением

интеллекта (вариант 1) формируется из часов, необходимых для обеспечения

их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов - обязательные занятия
коррекционной

направленности

с

учётом

возрастных

обучающихся и их физиологических потребностей.

особенностей

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации

адаптированной основной общеобразовательной программы определяет
образовательная организация.

Для развития потенциала тех обучающихся с РАС с нарушением

интеллекта

(вариант

1),

которые

в

силу

особенностей

своего

психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных

учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
21

индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой

Итак, содержание образования выполняет коррекционно-развивающую

роль в становлении социального опыта и личности обучающихся с РАС с

нарушением интеллекта (вариант 1). Обучение имеет коррекционнонаправленный характер и максимально индивидуализировано как в части

отбора содержания образования, так и в части организации образовательного
процесса.

Таблица 6

Недельный учебный план АООП обучающихся 5-9 классов
N

n/n

Предметные
области

с РАС нарушением интеллекта (вариант 1)
Класс

Учебные

предметы

Количество часов

5

6

7

8

9

Всего

(учебные курсы)

Обязательная часть

1

Язык и речевая

1.1.Русский язык

4

4

4

3

3

18

2

Математика

2.1. Математика

4

4

3

3

3

17

3

4

практика

1.2.Чтение (литературное чтение)
2.2. Информатика

-

Естествознание 3.1. Природоведение

его общество

5

Искусство

6

Физическая

7

Технологии

культура

4
-

4
1

1

1

3

2

4.2. Основы социальной жизни

1

1

2

2

2

4.1. Изобразительное искусство

2

-

-

-

-

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

15

6

6

6

6

6

30

4.1. Мир истории

-

4.3. История Отечества

-

4.2. Музыка

Труд (технология)
22

Итого

1

27

-

20

-

3.3. География

-

4

2

-

-

4

2

3.2. Биология

Человек и

4

-

2

2

2

2

-

-

-

-

28

2

1
-

28

2

2
-

28

2

2
-

28

4
6
8
2
8
5
2
1

139

Часть,

формируемая

отношений

участниками

образовательных

2

2

2

2

2

10

1

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

1

1

1

1

1

5

3

История Отечества

-

-

1

-

-

1

29

30

30

30

30

149

10

10

10

10

10

50

2
4

Основы социальной жизни
Этика

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-

дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
правилами и нормами

Внеурочная деятельность:

1). Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)

1
-

5

1
-

5

-

5

-

1

5

-

1

5

2
2

25

1

Формирование коммуникативного поведения

3

3

3

3

3

15

3

Социально-бытовая ориентировка

1

1

1

1

1

5

2

Развитие познавательной деятельности

2). Другие направления внеурочной деятельности
1

Кружок «Этикет»

3

Кружок «Мистер Твистер»

2
4
5
6
7
8
9

Кружок «По дорогам к сказке»

1
5

1
5

1
5

1
5

1

5

5

25

2

2

2

2

2

10

2

1

1

1

1

6

-

-

-

-

Кружок «Школьный вестник»

Кружок «Творческая мастерская»
Кружок «Конструирование»

Кружок «Настольный теннис»

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»

Всего часов

23

1

1

1

1

1

5

39

40

40

40

40

199

-

1

1

1

1

4

Таблица 6

Годовой учебный план АООП обучающихся 5-9 классов
N

n/n

Предметные

с РАС с нарушением интеллекта (вариант 1)

области

Класс

Учебные

предметы

Количество часов

5

6

7

8

9

Всего

612

(учебные курсы)

Обязательная часть

1

Язык и речевая

1.1.Русский язык

136

136

136

102

102

136

136

136

136

136

2

Математика

2.1. Математика

136

136

102

102

102

-

-

34

34

34

102

68

68

-

-

-

136

3.2. Биология

-

-

68

68

68

204

-

68

68

68

68

272

4.1. Мир истории

-

68

-

-

-

68

4.2. Основы социальной жизни

34

34

68

68

68

272

-

-

34

68

68

170

4.1. Изобразительное искусство

68

-

-

-

-

68

34

-

-

-

-

34

Адаптивная физическая культура

102

102

102

102

102

525

Труд (технология)

204

204

204

204

204

1020

Итого 918 952 952 952 952

4726

3

4

практика

1.2.Чтение (литературное чтение)
2.2. Информатика

Естествознание 3.1. Природоведение

Человек и

его общество

5

Искусство

6

Физическая

7

Технологии

культура

Часть,

3.3. География

4.3. История Отечества
4.2. Музыка

формируемая

отношений

участниками

образовательных

1

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

3

История Отечества

2
4

Основы социальной жизни
Этика

правилами и нормами

24

578

68

68

68

68

68

340

34

34

34

34

34

170

34

34

-

-

-

68

-

-

34

-

-

34

-

-

-

34

34

68

1020

1020

1020

1020

5066

Максимально допустимая годовая учебная нагрузка (при 986
5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными

680

Внеурочная деятельность:

340

340

1700

1). Коррекционно-развивающая область (коррекционные 170 170 170 170 170

850

занятия)

340

340

340

1

Формирование коммуникативного поведения

102

102

102

102

102

510

3

Социально-бытовая ориентировка

34
34

34

34

34

34

170

170

170

170

170

170

850

68

68

68

68

34

34

34

34

-

-

-

-

2

Развитие познавательной деятельности

2). Другие направления внеурочной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Кружок «Этикет»

68

Кружок «По дорогам к сказке»
Кружок «Мистер Твистер»

34

34

34

34

170

340

Кружок «Школьный вестник»

Кружок «Творческая мастерская»
Кружок «Конструирование»

68

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

34

34

34

34

34

170

1326

1360

1360

1360

1360

6766

Кружок «Настольный теннис»

Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»

Всего часов

25

-

34

34

34

34

204

136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».