Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
учреждения
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с расстройствами
аутистического спектра с нарушением интеллекта на образование ГБОУ СО
«Буткинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы» (далее – ГБОУ СО «Буткинская школа –
интернат»)
осуществляет
образовательный
процесс,
реализует
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся
5-9 классов с расстройствами аутистического спектра с
нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год.
Учебный план образования обучающихся 5-9 классов с расстройствами
аутистического спектра с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план) обеспечивает введение
в действие и реализацию требований ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год составлен на основе следующих нормативно-правовых
документов:
2
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
2.
Федеральный
образовании в Российской Федерации».
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
осуществления
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г.
Министерства
№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
просвещения
Российской
Федерации,
федеральных адаптированных образовательных программ».
7.
касающиеся
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26
июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установлении
3
предельного
срока
использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
8.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
9.
Устав
образовании в Свердловской области».
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с расстройствами аутистического
спектра с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая приказом и.о. директора
от 28.08.2025 г. № 3629.
Срок
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы обучающимися с РАС с нарушением интеллекта (вариант 1) в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» составляет
(тринадцать) лет:
9 (девять) - 13
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
2 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX классы (10 лет);
3 вариант ― подготовительные первые (I2)-IV; V-IX классы (11 лет);
4 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
5 вариант ― подготовительный первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
-
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
4
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
СО
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья обучающихся с РАС с нарушением интеллекта.
Образовательный процесс обучающихся 5-9 классов с РАС с
нарушением интеллекта ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в 20252026
учебном
году
регламентируется
адаптированной
основной
общеобразовательной программой образования обучающихся 5-9 классов с
РАС с нарушением интеллекта (вариант 1) ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат» на 2025-2026 учебный год, учебным планом, календарным
учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий.
2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из продолжительности учебного
года – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки в 5-9 классах
составляет 5066
академических часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34
учебных недели в году).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе. Продолжительность учебной нагрузки на уроке – 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большая перемена – 20 минут.
Продолжительность
перемены
деятельностью - не менее 30 минут.
5
между
урочной
и
внеурочной
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое
обеспечивает
достижение
важнейших
целей
образования обучающихся с РАС с нарушением интеллекта:
современного
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов и основные задачи реализации содержания 7 (семи) обязательных
предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание,
человек и общество, искусство, физическая культура, технология.
N
n/n
1
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
Предметная
область
Учебные
предметы
Язык и речевая Русский язык
практик
Основные задачи
Формирование
чтения
и
грамотой.
первоначальных
письма
в
процессе
Формирование
навыков
овладения
элементарных
представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения
6
знаний.
Использование
коммуникации
Чтение
(литературное
чтение)
для
ориентированных задач.
решения
письменной
практико-
Осознание значения чтения для решения
социально
значимых
познавательных
задач,
интересов,
развития
воспитания
чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных
текстов.
Формирование
коммуникативных
навыков в процессе чтения литературных
2
Математика
Математика,
информатика
произведений.
Овладение началами математики (понятием
числа,
вычислениями,
решением
арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями
при
решении
соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической
способности
деятельности).
Развитие
использовать
некоторые
математические знания в жизни.
Формирование начальных представлений о
3
Естествознание
Природоведение
компьютерной грамотности.
Формирование элементарных знаний о живой
и
неживой
существующих
природе
между
и
ними.
взаимосвязях,
Применение
полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и
разумной
7
предприимчивости
во
взаимодействии с миром живой и неживой
Биология
природы.
Формирование
элементарных
научных
представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни
организма
человека
Практическое
растений, животных,
и
его
применение
здоровье.
биологических
знаний: усвоение приёмов выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода
за
своим
организмом;
использование
полученных знаний для решения бытовых,
География
медицинских и экологических проблем.
Усвоение элементарных знаний по физической
и
экономической
географии
России.
Формирование элементарных представлений о
географии материков и океанов. Расширение
4
Человек
общество
географических представлений о родном крае.
и Мир истории (6 Формирование
класс)
первоначальных
временных
взаимосвязей
между
исторических представлений. Установление
простейших
историческим
временем
и
изменениями,
происходящими в предметном мире (мире
вещей);
Основы
общества.
жизни
отдельного
Развитие
навыков
хозяйства,
ориентировки
социальной жизни самостоятельного
человека
и
самообслуживания,
ведения
в
домашнего
ближайшем
окружении и возможности более широкой
жизненной
ориентации,
обеспечения
безопасности жизнедеятельности. Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
8
отношений в жизни
человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребёнка,
сохрани и укреплении его соматического,
физического
и
психического
здоровья,
формировании правильного уклада семейных
История
Отечества
классы)
отношений.
Формирование
представлений
о
наиболее
(7-9 значимых исторических событиях в жизни
нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на
территории
нашей
Родины,
о
примерах
служения своему Отечеству в борьбе за
5
Искусство
Рисование
класс)
свободу и независимость.
(5 Формирование
умений
навыков
изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач. Развитие
художественного
«красивое»
от
красоты
Музыка (5 класс)
и
как
вкуса:
умения
«некрасивого»;
отличать
понимание
ценности;
воспитание
развитие
элементарных
потребности в художественном творчестве.
Формирование
умений
и
и
навыков,
адекватному
восприятию
способствующих
музыкальных
произведений и их исполнению. Развитие
интереса
к
музыкальному
формирование
6
Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
простейших
ориентиров.
искусству;
эстетических
Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного
образа
жизни;
соблюдение
индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,
формирование
систематических
9
потребности
занятиях
в
физической
культурой
и
доступных
видах
спорта.
Формирование и совершенствование основных
двигательных
качеств:
быстроты,
силы,
ловкости и другое. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной
подготовкой
и
соответствии
с
обучающихся.
Коррекция
психофизическими
познавательной
развития;
сферы
развитие
и
другими)
возрастными
и
в
и
особенностями
недостатков
психомоторного
совершенствование
волевой сферы. Воспитание нравственных
7
Технология
Труд (технология)
качеств и свойств личности.
Формирование
трудовых
умений,
необходимых в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять
доступные технологии и освоенные трудовые
навыки
для
социального
Приобретение
полноценной
и
трудового
навыков
коммуникации,
взаимодействия.
самостоятельной
работы и в коллективе, воспитание чувства
товарищества,
взаимопомощи.
сотрудничества
и
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся
в
учёте
особых
потребностей обучающихся с нарушением интеллекта.
образовательных
Исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, и с учётом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их
10
родителей (законных представителей) в учебный план обучающихся 5-9
классов ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год
включены следующие профили трудовой подготовки:
- «Столярное дело» в 5-9 классах (с учётом гендерных особенностей) -
мальчики;
- «Швейное дело» в 5, 6 классах (с учётом гендерных особенностей) -
девочки;
- «Сельскохозяйственный труд» в 5, 7, 9 классах;
- «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5-8 классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с РАС с
нарушением интеллекта (вариант 1), а также индивидуальных потребностей
каждого учащегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 5-9 классов обучающихся с РАС с
нарушением интеллекта (вариант 1) на 2025-2026 учебный год, формируемой
участниками образовательных отношений, включены следующие учебные
предметы:
1).
Учебные
предметы,
обеспечивающие
различные
интересы
обучающихся: учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
(далее - ОБЖ) (в 5-9 классах), учебный предмет «Этика» (в 8, 9 классах).
1.1). Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (в
5-9 класса).
Безопасность
жизнедеятельности
человека
является
одной
из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
11
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» – это
система знаний, умений, навыков обеспечения безопасности жизни человека
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный предмет реализует следующие актуальные задачи:
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных
характера;
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального
- формирование здорового образа жизни.
1.2). Учебный предмет «Этика» (в 8, 9 классах)
Одна из актуальных задач современного образования - формирование
нравственно-этической культуры обучающегося. Данная задача реализуется
через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введён учебный предмет «Этика».
Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного
сознания поведения обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1) с
РАС.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-
формирование
первоначальных
национальных российских ценностях;
представлений
о
базовых
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;
12
- формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
-
коррекция
недостатков
познавательной,
личностной сфер обучающегося.
эмоциональной
и
Таким образом, учебные предметы «ОБЖ», «Этика» способствуют
социальной адаптации обучающихся с РАС с нарушением интеллекта
(вариант 1) и дальнейшей интеграции их в общество.
2). Увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного
предмета в обязательной части:
2.1. Учебный предмет «Основы социальной жизни» (в 5, 6 классах).
Данный предмет имеет практическую значимость. Цель учебного
предмета
«Основы
социальной
жизни»
-
практическая
подготовка
обучающихся с РАС с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Таким образом, основными задачами учебного предмета «Основы
социальной жизни» являются:
1. Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни.
2. Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.
3. Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства
и формирование необходимых умений.
13
4. Практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности.
5. Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг).
6. Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Таким образом, учебный предмет «Основы социальной жизни»
способствует социальной адаптации обучающихся с РАС с нарушением
интеллекта (вариант 1) и дальнейшей интеграции их в общество.
2.2). Учебный предмет «История Отечества» (в 7 классе).
Актуальным
внутренней
и
политики
приоритетным
Российской
направлением
Федерации
государственной
является
гражданско-
патриотическое воспитание, так как патриотизм и гражданственность –
важные
условия
для
стабильного
экономического,
социального и культурного развития страны.
политического,
Главным условием гражданско-патриотического воспитания является
изучение истории Отечества (истории своего народа, своих предков).
В
процессе
уроков
учебного
предмета
«История
Отечества»
происходит раскрытие многих нравственных категорий: добра и зла, чести и
достоинства, ненависти и уважения. Соблюдение нравственных принципов и
норм является одним из условий общества, поэтому особенно важно
воспитать у обучающихся способность самостоятельно моделировать свое
поведение, применяя нравственные нормы.
Учебный
предмет
воспитательные задачи:
«История
Отечества»
- гражданско-патриотическое воспитание;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание нравственно-этических принципов.
14
реализует
важные
В 2025-2026 учебном году в 6-9 классах ГБОУ СО «Буткинская школа-
интернат»
установлен базовый уровень реализации профминимума (40
академических
часов
в
учебный
год).
реализуется в следующих форматах:
1.
Профориентационная
работа
Урочная деятельность в рамках урочного плана.
Решением методического совета (протокол № 13 от 25.08.2025 года) в
6-9 классах профориентационная работа (4 академических часа в учебный
год) реализуется через профильный труд и учебный предмет «Основы
социальной жизни».
Реализация профориентационной работы в 6-9 классах через урочную
деятельность представлена в таблице 2.
Реализация профориентационной работы в 6-9 классах
Класс /
группа
6/
1 группа
6/
2 группа
7/
1 группа
7/
2 группа
через урочную деятельность
Учебный предмет
Труд (технология). Профиль «Столярное дело»
Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
Таблица 2
Количество
часов
1
1
Основы социальной жизни
2
Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего
1
Труд (технология). Профиль «Швейное дело»
обслуживающего персонала
1
Основы социальной жизни
2
Труд (технология). Профиль
1
Труд (технология). Профиль «Столярное дело»
«Сельскохозяйственный труд»
Основы социальной жизни
Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего
обслуживающего персонала»
Труд (технология). Профиль
15
1
2
1
1
«Сельскохозяйственный труд»
8/
2
Основы социальной жизни
2
Труд (технология). Профиль «Столярное дело»
1 группа
8/
2
Труд (технология). Профиль «Подготовка младшего
2 группа
обслуживающего персонала»
9/
9/
2
Основы социальной жизни
2
2
Труд (технология). Профиль
2 группа
2
Основы социальной жизни
Труд (технология). Профиль «Столярное дело»
1 группа
2.
Основы социальной жизни
2
«Сельскохозяйственный труд»
Основы социальной жизни
Внеурочная
деятельность:
2
курс
занятий
горизонты» (34 академических часа в учебный год).
«Россия
–
мои
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено
обязательными
коррекционными
курсами:
ритмика
и
коррекционно-развивающие занятия (логопедические занятия, развитие
психомоторики и сенсорных процессов).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий в 5-9
классах на 2025-2026 учебный год, их количественное соотношение
определено
ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
исходя
из
психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта на
основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающий области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки,
но учитывается при определении объёмов финансирования.
16
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5
часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице 3.
N
n/n
1
Коррекционные
курсы
Таблица 3
Основные задачи
Формирование
Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками
поведения
перцептивного, коммуникативного и личностного развития,
коммуникативного и взрослыми, коррекция нарушений аффективного, сенсорнодезадаптивных форм поведения.
Активизация
навыков
устной
поведения,
включая
выражение
Развитие
коммуникативных
самостоятельных высказываниях.
формирование
средств
коммуникации,
мыслей
навыков
невербальной
речевого
и
и
чувств
в
обучающихся,
вербальной
коммуникации, их использование в различных видах учебной и
2
Развитие
познавательной
деятельности
3
внешкольной деятельности.
Коррекция
и
развитие
высших
психических
(сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания,
памяти, мышления и других).
Активизация
познавательной
деятельности
с
возможностей и особенностей каждого обучающегося.
Социально-бытовая Формирование
ориентировка
функций
окружающего
практической
жизненных
внеурочной
адаптации.
представлений
мира
в
ходе
о
деятельности,
и
явлениях
деятельности,
развитие
специально
социально-бытовой
компетенций,
предметах
учетом
необходимых
организованной
в
способствующих
учебной
и
социальной
Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том
числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом
17
семьи.
Формирование элементарных знаний о технике безопасности и
их применение в повседневной жизни.
Знакомство с трудом родителей (законных представителей) и
других взрослых.
Формирование элементарных экономических и правовых
знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.
Индивидуальные и групповые коррекционные курсы проводятся как в
первой, так и во второй половине дня, их продолжительность – 20 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является
неотъемлемой
частью
общеобразовательной организации.
образовательного
процесса
в
Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» является создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для
всестороннего
развития
и
социализации
каждого
обучающегося
с
нарушением интеллекта; создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное
время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
-
творческой самореализации обучающихся с РАС с нарушением
интеллекта (вариант 1) в комфортной развивающей среде, стимулирующей
возникновение
личностного
жизнедеятельности;
интереса
к
различным
аспектам
- позитивного отношения к окружающей действительности;
- социального становления обучающегося в процессе общения и
совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия
со сверстниками и педагогами;
18
- профессионального самоопределения, необходимого для успешной
реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность
внеурочной
деятельности
предполагает:
приобретение обучающимися с РАС с нарушением интеллекта (вариант 1)
социального знания, формирования положительного
базовым
ценностям,
общественного действия.
Внеурочная
приобретения
деятельность
опыта
объединяет
все
отношении
к
самостоятельного
виды
деятельности
обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и
целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся с
РАС с нарушением интеллекта (вариант 1). Содержание внеурочной
деятельности данной категории учащихся складывается из совокупности
направлений, форм и конкретных видов деятельности.
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» предоставляет обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие: кружки, экскурсии, соревнования, праздники, общественно
полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, фестивали, игры,
туристические походы.
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (4 часа).
Таблица 4
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n
Форма
Название
1
Кружок
«Этикет»
3
Кружок
«Мистер Твистер»
2
4
Кружок
Кружок
«По дорогам к сказке»
«Школьный вестник»
19
Количество
часов в неделю
5 класс (2 часа)
6-9 классы
(1 час)
5
Кружок
«Творческая мастерская»
7
Кружок
«Настольный теннис»
5 класс (2 часа)
«Разговоры о важном»
1
6
8
9
10
Кружок
«Конструирование»
Кружок
Внеурочные занятия
Внеурочные занятия
6-9 классы
«Адаптивная физкультура»
1
«Россия – мои горизонты»
1
Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 5.
Основные задачи реализации содержания кружков
N
Наименование кружка /
1
«Адаптивная
n/n
2
3
внеурочного занятия
физкультура»
«Этикет»
«Мистер Твистер»
Таблица 5
Основные задачи
Формирование
у
обучающихся
понимания
и
потребности в здоровом образе жизни, сознательного
отношения к сохранению и развитию своего здоровья.
Формирование и совершенствование у обучающихся
нормы
этической
культуры,
культуры
поведения,
развитие коммуникативных способностей.
Формирование и развитие у обучающихся танцевальноритмических
умений
и
навыков,
художественно-
эстетических способностей. Воспитание интереса к
искусству танца и пения.
4
«По дорогам к сказке»
Развитие у обучающихся познавательных интересов,
5
«Школьный вестник»
Развитие
6
«Творческая
7
мастерская»
«Конструирование»
творческих способностей, нравственных качеств.
у
обучающихся
творческой
активности,
формирование коммуникативных способностей.
Развитие у обучающихся интереса к декоративноприкладному
творчеству,
формирование
работы с различными материалами.
навыков
Развитие у учащихся мелкой моторики и глазомера,
творческих способностей, эстетического восприятия
окружающего мира, коммуникативных функций.
20
8
«Настольный теннис»
Комплексное
(5 класс)
физическое,
психическое,
социальное
развитие учащихся. Укрепление здоровья, развитие
физических навыков (скорость реакции, координация,
выносливость),
формирование
интереса
к
спорту,
развитие когнитивных функций и навыков общения в
9
«Разговоры о важном»
игре.
Формирование
в
эффективного
«Россия
горизонты»
классы)
Внеурочная
обществе.
Создание
гражданского
воспитания.
–
позиции
школьников,
необходимой для конструктивного и ответственного
поведения
10
внутренней
мои Формирование
у
и
школьников
условий
для
патриотического
готовности
к
(6-9 профессиональному самоопределению, ознакомление их
с миром профессий и рынками труда.
деятельность
обучающихся
с
РАС
с
нарушением
интеллекта (вариант 1) формируется из часов, необходимых для обеспечения
их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов - обязательные занятия
коррекционной
направленности
с
учётом
возрастных
обучающихся и их физиологических потребностей.
особенностей
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы определяет
образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с РАС с нарушением
интеллекта
(вариант
1),
которые
в
силу
особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
21
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой
Итак, содержание образования выполняет коррекционно-развивающую
роль в становлении социального опыта и личности обучающихся с РАС с
нарушением интеллекта (вариант 1). Обучение имеет коррекционнонаправленный характер и максимально индивидуализировано как в части
отбора содержания образования, так и в части организации образовательного
процесса.
Таблица 6
Недельный учебный план АООП обучающихся 5-9 классов
N
n/n
Предметные
области
с РАС нарушением интеллекта (вариант 1)
Класс
Учебные
предметы
Количество часов
5
6
7
8
9
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
1.1.Русский язык
4
4
4
3
3
18
2
Математика
2.1. Математика
4
4
3
3
3
17
3
4
практика
1.2.Чтение (литературное чтение)
2.2. Информатика
-
Естествознание 3.1. Природоведение
его общество
5
Искусство
6
Физическая
7
Технологии
культура
4
-
4
1
1
1
3
2
4.2. Основы социальной жизни
1
1
2
2
2
4.1. Изобразительное искусство
2
-
-
-
-
Адаптивная физическая культура
3
3
3
3
3
15
6
6
6
6
6
30
4.1. Мир истории
-
4.3. История Отечества
-
4.2. Музыка
Труд (технология)
22
Итого
1
27
-
20
-
3.3. География
-
4
2
-
-
4
2
3.2. Биология
Человек и
4
-
2
2
2
2
-
-
-
-
28
2
1
-
28
2
2
-
28
2
2
-
28
4
6
8
2
8
5
2
1
139
Часть,
формируемая
отношений
участниками
образовательных
2
2
2
2
2
10
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
1
1
1
1
1
5
3
История Отечества
-
-
1
-
-
1
29
30
30
30
30
149
10
10
10
10
10
50
2
4
Основы социальной жизни
Этика
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-
дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Внеурочная деятельность:
1). Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
1
-
5
1
-
5
-
5
-
1
5
-
1
5
2
2
25
1
Формирование коммуникативного поведения
3
3
3
3
3
15
3
Социально-бытовая ориентировка
1
1
1
1
1
5
2
Развитие познавательной деятельности
2). Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Этикет»
3
Кружок «Мистер Твистер»
2
4
5
6
7
8
9
Кружок «По дорогам к сказке»
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
5
25
2
2
2
2
2
10
2
1
1
1
1
6
-
-
-
-
Кружок «Школьный вестник»
Кружок «Творческая мастерская»
Кружок «Конструирование»
Кружок «Настольный теннис»
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»
Всего часов
23
1
1
1
1
1
5
39
40
40
40
40
199
-
1
1
1
1
4
Таблица 6
Годовой учебный план АООП обучающихся 5-9 классов
N
n/n
Предметные
с РАС с нарушением интеллекта (вариант 1)
области
Класс
Учебные
предметы
Количество часов
5
6
7
8
9
Всего
612
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
1.1.Русский язык
136
136
136
102
102
136
136
136
136
136
2
Математика
2.1. Математика
136
136
102
102
102
-
-
34
34
34
102
68
68
-
-
-
136
3.2. Биология
-
-
68
68
68
204
-
68
68
68
68
272
4.1. Мир истории
-
68
-
-
-
68
4.2. Основы социальной жизни
34
34
68
68
68
272
-
-
34
68
68
170
4.1. Изобразительное искусство
68
-
-
-
-
68
34
-
-
-
-
34
Адаптивная физическая культура
102
102
102
102
102
525
Труд (технология)
204
204
204
204
204
1020
Итого 918 952 952 952 952
4726
3
4
практика
1.2.Чтение (литературное чтение)
2.2. Информатика
Естествознание 3.1. Природоведение
Человек и
его общество
5
Искусство
6
Физическая
7
Технологии
культура
Часть,
3.3. География
4.3. История Отечества
4.2. Музыка
формируемая
отношений
участниками
образовательных
1
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
3
История Отечества
2
4
Основы социальной жизни
Этика
правилами и нормами
24
578
68
68
68
68
68
340
34
34
34
34
34
170
34
34
-
-
-
68
-
-
34
-
-
34
-
-
-
34
34
68
1020
1020
1020
1020
5066
Максимально допустимая годовая учебная нагрузка (при 986
5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
680
Внеурочная деятельность:
340
340
1700
1). Коррекционно-развивающая область (коррекционные 170 170 170 170 170
850
занятия)
340
340
340
1
Формирование коммуникативного поведения
102
102
102
102
102
510
3
Социально-бытовая ориентировка
34
34
34
34
34
34
170
170
170
170
170
170
850
68
68
68
68
34
34
34
34
-
-
-
-
2
Развитие познавательной деятельности
2). Другие направления внеурочной деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Кружок «Этикет»
68
Кружок «По дорогам к сказке»
Кружок «Мистер Твистер»
34
34
34
34
170
340
Кружок «Школьный вестник»
Кружок «Творческая мастерская»
Кружок «Конструирование»
68
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
34
34
34
34
34
170
1326
1360
1360
1360
1360
6766
Кружок «Настольный теннис»
Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»
Всего часов
25
-
34
34
34
34
204
136