Учебный план для обучающихся 10 классов с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2) на 2025-2026 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

учреждения
реализующая

адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с нарушением
интеллекта на образование ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее – ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат») осуществляет
образовательный

процесс,

реализует

адаптированную

общеобразовательную программу образования обучающихся

основную
10 класса с

нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
Учебный план образования обучающихся 10 класса с

нарушением

интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план)
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), определяет общий объём нагрузки и максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, учебных предметов 10 класса.
Данный учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

2

2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.

Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.

Санитарные

правила

и

нормы

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22

марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и

осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

–

по

образовательным

основным
программа

начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17

июля 2024 г.

№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы

Министерства

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных адаптированных образовательных программ».
7.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26

июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность

и

установлении

предельного

срока

использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
3

8.

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об

образовании в Свердловской области».
9.

Устав

учреждения

государственного

Свердловской

бюджетного

области

общеобразовательного

«Буткинская

школа-интернат,

реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования обучающихся 10 класса с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая приказом и.о.
директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Продолжительность

образования.

Руководствуясь

принципом

нормализации жизни, общее образование обучающихся с нарушением
интеллекта,

ТМНР

(вариант

2)

по

адаптированной

основной

общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс
образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по
одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах по
возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающихся
из класса в класс является его возраст.
Срок

освоения

адаптированной

программы обучающимися с

основной

общеобразовательной

нарушением интеллекта, тяжёлыми и

множественными нарушениями развития (вариант 2) в

ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» составляет 12 (двенадцать) / 13 (тринадцать)
лет: 1 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 2 вариант ― подготовительный
первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» осуществляет самостоятельно с учётом:

4

особенностей

-

психофизического

развития

обучающихся,

сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО

«Буткинская

школа-интернат»

учитываются

особенности

психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья

обучающихся

с

нарушением

интеллекта,

тяжёлыми

и

множественными нарушениями развития (вариант 2).
Образовательный процесс в 10 0классе ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2025-2026 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 10
класса

с

нарушением

интеллекта,

тяжёлыми

и

множественными

нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, учебным планом, индивидуальным учебным
планом, специальной индивидуальной программой развития, календарным
учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий.
2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Продолжительность учебного года в 10 классе – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки за учебный год в 10 классе при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году) составляет 1360
академических часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе.

5

Процесс обучения учащихся 10 классе с

нарушением интеллекта,

ТМНР (вариант 2) в 2025-2026 учебном году организуется в форме
индивидуального обучения в классе или на дому.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием
уроков. Продолжительность индивидуальных занятий – не более 20 минут.
Продолжительность фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не
более 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается:

один

ученик

(индивидуальная

работа),

группа

(2

–

3

обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Учебный

план

обеспечивает

возможность

обучения

на

государственных языках субъектов Российской Федерации, а также
возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» определяет
формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности.
Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и множественными нарушениями развития

(вариант 2) ГБОУ СО

«Буткинская школа-интернат» включает две части: обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть, включает 6 (шесть) образовательных областей,
представленных 10 учебными предметами. Состав учебных предметов в
может различаться для обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
6

множественными нарушениями развития (вариант 2) разных нозологических
групп.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов

и

основные

задачи

реализации

содержания

6

(шести)

обязательных предметных областей (язык и речевая практика, математика,
окружающий

мир,

искусство,

физическая

культура,

технология)

и

коррекционно-развивающих занятий.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N

Предметная

Учебные

n/n

область

предметы

1

Язык и речевая Речь
практик

Основные задачи
и Развитие речи как средства общения в

альтернативная

контексте познания окружающего мира и

коммуникация

личного опыта обучающегося. Понимание
обращённой речи и смысла доступных
невербальных
(рисунков,
других

графических

фотографий,

Пользование

заменяющими

устройствами

и

изображений),

жестов.

воспроизводящими

речь

(коммуникаторы,

персональные
Овладение

пиктограмм

графических

неспецифических

знаков

компьютеры

и

другие).

умением вступать в контакт,

поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные

средства

коммуникации,

соблюдая общепринятые правила общения.
Умение
средствами

пользоваться
коммуникации

доступными
в

практике

экспрессивной и импрессивной речи для
решения

соответствующих

возрасту

житейских задач. Обучение глобальному
7

чтению

в

доступных

обучающемуся

пределах, формирование навыка понимания
смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
2

Математика

Математические

Формирование

элементарных

математи-

представления

ческих представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных,

временных

представлениях.

Формирование представлений о количестве,
числе, знакомство с цифрами, составом
числа

в

пределах,

доступных
счёт,

арифметических
наглядность.

обучающемуся

решение
задач

Овладение

с

простых
порой

на

способностью

пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
3

Окружающий

Окружающий

Формирование представлений о явлениях и

мир

природный мир

объектах неживой природы, смене времён
года

и

соответствующих

сезонных

природе,

умения

изменениях

адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям. Формирование
представлений о животном и растительном
мире, их значении в жизни человека.
Человек

Представление о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные
задачи,

связанные

первоочередных
пищи,
8

туалет,

с

удовлетворением

потребностей:
гигиена

тела,

приём
одевание

(раздевание). Умение поддерживать образ
жизни,

соответствующий

возрасту,

потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными
Представления

процедурами.

о

своей

семье,

о

взаимоотношениях в семье.
Домоводство

Овладение умением выполнять доступные
бытовые

поручения

(обязанности),

связанные с уборкой помещений, с уходом
за вещами; участие в покупке продуктов, в
процессе

приготовления

пищи,

в

сервировке и уборке столов.
Окружающий

Формирование

социальный мир

представлений

первоначальных
о

мире,

созданном

человеком: о доме, школе, расположенных
в них и рядом объектах, о транспорте и так
далее.

Усвоение

правил

безопасного

поведения в помещении и на улице.
Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями

о

социальной

жизни,

о

профессиональных и социальных ролях
людей.

Развитие

групповых

межличностных

отношений.

и

Накопление

положительного опыта сотрудничества и
участия

в

общественной

Формирование
обязанностях

жизни.

представлений
и

правах

об
ребёнка.

Представление о своей стране (Россия).
4

Искусство

Музыка

и Накопление впечатлений и формирование

движение

интереса к доступным видам музыкального
искусства.

Развитие

слуховых

и

двигательных восприятий, танцевальных,
9

певческих, хоровых умений, освоение игры
на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение
опыта в процессе музыкальных занятий,
игр, музыкально-танцевальных, вокальных
и

инструментальных

Готовность

к

выступлений.

участию

в

совместных

музыкальных мероприятиях.
Изобразительная

Накопление впечатлений и формирование

деятельность

интереса

к

доступным

видам

изобразительного искусства. Формирование
простейших эстетических ориентиров в
практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
Освоение

доступных

изобразительной
рисование,

средств

деятельности:

аппликация,

лепка,

использование

различных изобразительных технологий.
Развитие способности к совместной и
самостоятельной

изобразительной

деятельности.

Накопление

самовыражения

опыта

в

процессе

изобразительной деятельности.
5

Физическая

Адаптивная

Развитие восприятия

культура

физическая

осознание своих физических возможностей

культура

и

ограничений.

собственного тела,

Освоение

доступных

способов передвижения (в том числе с
использованием

технических

средств).

Соотнесение самочувствия с настроением,
собственной

активностью,

тельностью

и

Формирование

двигательных

координация
качеств.
10

независимостью.

движений,

Освоение

самостоянавыков,
физических

доступных

видов

физкультурно-спортивной
велосипедная

езда,

деятельности:

ходьба

на

лыжах,

спортивные и подвижные игры.
6

Технология

Труд (технология)

Подготовка

обучающихся

к

доступной

трудовой деятельности. Развитие интереса к
трудовой

деятельности,

навыков

работы

формирование

с

различными

инструментами и оборудованием , освоение
отдельных

операций и

изготовлению

технологий по

различных

изделий,

по

работе с почвой, с растениями.
Овладение

трудовыми

необходимыми
сферах.

в

умениями,

разных

Овладение

жизненных

умением

принимать

доступные

освоенные

трудовые

адекватно

технологии
навыки

и
для

социального и трудового взаимодействия.
Обогащение
установки

положительного
на

активное

опыта

и

использование

освоенных технологий и навыков для
индивидуального

жизнеобеспечения,

социального развития и помощи близким.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,

заключающуюся

потребностей обучающихся

в

учёте

особых

образовательных

с нарушением интеллекта, тяжёлыми и

множественными нарушениями развития (вариант 2).
Коррекционно-развивающие
отдельных

сторон

психической

формирование социально
минимуму
стереотипия;

проявлений
на

занятия

направлены

деятельности

приемлемых
деструктивного

реализацию

и

коррекцию

личностной

сферы;

форм поведения, сведение к
поведения:

индивидуальных
11

на

крик,

агрессия,

специфических

образовательных потребностей обучающихся, не охваченных содержанием
программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную
помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются

для

обучающихся

особенно

трудными;

на

развитие

индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Часть,

формируемая

обеспечивает

реализацию

участниками
особых

образовательного

(специфических)

процесса,

образовательных

потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей обучающегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 10 класса на 2025-2026 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены
следующие учебные предметы:
1). Учебные предметы, обеспечивающие различные интересы
обучающихся:

учебный

предмет

«Здоровье

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» (далее – «Здоровье и ОБЖ»), учебный предмет «Этика»,
учебный предмет «Конструирование», учебный предмет «Человек».
1.1).

Учебный

предмет

«Здоровье

и

основы

безопасности

жизнедеятельности».
Безопасность

жизнедеятельности

человека

является

одной

из

актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Здоровье и ОБЖ» направлен на формирование у
учащихся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Цель

учебного

предмета

«Здоровье

и

основы

безопасности

жизнедеятельности» – создание условий для воспитания ценностного
12

отношения

к

здоровью

(физическому,

психическому,

социальному),

здоровому образу жизни; формирования у обучающихся основ безопасного
поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа
жизни;
-

развитие

мотивационно-потребностной

сферы

учащихся,

ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового
образа жизни и правил безопасности;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование умений и навыков безопасного поведения в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
1.2). Учебный предмет «Этика».
Одна из актуальных задач современного образования - формирование
нравственно-этической культуры обучающегося. Данная задача реализуется
через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введен учебный предмет «Этика».
Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного
сознания поведения обучающихся с нарушением интеллекта.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-

формирование

первоначальных

национальных российских ценностях;

13

представлений

о

базовых

- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной
сфер обучающегося.
1.3). Учебный предмет «Человек».
Данный

учебный

предмет

имеет

практическую

значимость.

Приобщение учащегося к социальному миру начинается с развития
представления о себе. Становление личности происходит при условии
активности, познания окружающего мира, смысла человеческих отношений,
осознаний себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»
человек начинает понимать в процессе взаимодействия с окружающими.
Содержание обучения в рамках учебного предмета «Человек» включает
формирование у обучающихся представлений о себе как «Я» и своём
ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживании.
Цель учебного предмета «Человек» - формирование представлений о
себе и ближайшем окружении.
Основные задачи:
14

- формирование у учащихся представлений о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других;
- формирование у учащихся представлений о своей семье, о
взаимоотношениях в семье;
- формирование у обучающихся умений решать каждодневные
жизненные

задачи,

связанные

с

удовлетворением

первоочередных

потребностей: приём пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);
- формирование у обучающихся умений поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.
1.4). Учебный предмет «Конструирование».
В основе учебного предмета «Конструирование» лежит предметнопрактическая деятельность, которая служит звеном целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Цель учебного предмета «Конструирование» - создание условий для
развития познавательной активности учащихся посредством конструктивной
деятельности.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
- развитие мелкой моторики и глазомера;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие коммуникативных функций.
Таким образом, учебные предметы «Здоровье и ОБЖ», «Этика»,
«Человек»,

«Конструирование»

способствуют

социальной

адаптации

обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2) и дальнейшей
интеграции их в общество.
Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для всего состава класса и для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
15

уроков – не более 25 минут; фронтальных, групповых, подгрупповых – не
более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов
по учебным предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей
обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» ученика. С учётом расширения знаний и формирующегося опыта
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено 4
обязательными

коррекционными

«Предметно-практические

курсами:

действия»,

«Сенсорное

«Двигательное

развитие»,
развитие»,

«Альтернативная коммуникация».
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице № 2.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N

Коррекционные

Основные задачи

n/n

курсы

1

Сенсорное

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное

развитие

систематическое воздействие на различные анализаторы.
Развитие

зрительного,

слухового,

тактильного,

кинестетического восприятии, а также восприятие запаха и
вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
предметно-практической и познавательной деятельности.
2

Предметно-

Формирование интереса к предметному рукотворному миру;
16

практические

освоение простых действий с предметами и материалами;

действия

умение следовать определённому порядку (алгоритму,
расписанию)

при

выполнении

предметных

действий.

Овладение навыками предметно-практической деятельности
как

необходимой

коммуникации,

основой

для

изобразительной,

самообслуживания,

бытовой

и

трудовой

деятельности.
3

Двигательное

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие

развитие

имеющихся движений, расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений. Обучение переходу
из одной позы в другую; освоение новых способов
передвижения
технических

(включая
средств

передвижения
реабилитации);

с

помощью

формирование

функциональных двигательных навыков; развитие функции
руки, в том числе моторики; формирование ориентировки в
пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
4

Альтернативная
коммуникация

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
взгляда,

мимики,

жеста,

предмета,

графического

изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв,
карточек с напечатанными словами, набора букв как
средства коммуникации. Составление коммуникативных
таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе,
дома

и

других

местах.

Освоение

технических

коммуникативных устройств.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определяется ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат», исходя из психофизических особенностей обучающихся с
нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2) на основании рекомендации
ПМПК, ИПР.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учётом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
17

Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю,
из них 8 часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей
области.
Внеурочная

деятельность

направлена

на

развитие

личности

обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с
обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса в ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат».
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (2 часов).
Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n

Форма

Название

Количество
часов в
неделю

1

Кружок

«Адаптивная физическая культура»

2

Внеурочные «Разговоры о важном»

1
1

занятия

Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.

18

Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N

Наименование

Основные задачи

n/n

кружка / внеурочного
занятия

1

«Адаптивная

Формирование понимания и потребности в здоровом образе

физкультура»

жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию
своего здоровья.

2

«Разговоры

о Формирование

важном»

необходимой

внутренней
для

позиции

конструктивного

и

школьников,
ответственного

поведения в обществе. Создание условий для эффективного
гражданского и патриотического воспитания.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной
индивидуальной

программы

развития

определяет

образовательная

организация.
Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой учебной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся 10 класса с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год, включает индивидуальный учебный план для каждого
обучающегося.
Индивидуальный учебный план составляется на основании учебного
плана,

определяет

индивидуальный

набор

учебных

предметов

и

коррекционных курсов с указанием объёма учебной нагрузки в соответствии
19

с особыми образовательными возможностями и потребностями конкретного
обучающегося.
При распределении часов по учебным предметам учитывается
психофизическое развитие, индивидуальные возможности и образовательные
потребности обучающихся, психолого-медико-педагогической комиссии,
рекомендации врачебной комиссии (при их наличии).
В

индивидуальных

учебных

планах

обучающихся

с

наиболее

тяжёлыми нарушениями развития преобладают занятия коррекционной
направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объём учебной нагрузки распределяется на предметные области.
Для учащихся, особые образовательные потребности которых не
позволяют осваивать предметы основной части учебного плана, учебная
нагрузка

для

формируется

специальной
следующим

индивидуальной

образом:

программы

увеличивается

развития

количество

часов

коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом.
Обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время, объём их
нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Таким образом, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося
может

варьироваться.

индивидуальный
предусмотренный

Общий

учебный
учебным

объём

план,

не

планом

нагрузки,
должен

включенной

превышать

адаптированной

в

объём,
основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2).
20

Итак, образование обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант 2) является личностноориентированным и имеет коррекционно-направленный характер.
Таблица 5
Недельный учебный план обучающихся 10 класса
с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
N

Предметные

n/n области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
10 класс

Всего

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

Математические представления

2

2

2

2

3.2. Домоводство

5

5

3.3. Окружающий социальный мир

3

3

(учебные курсы)
Обязательная часть
1

Язык и речевая
практика

2

Математика

3

Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир

4

Искусство

Музыка и движение

2

2

5

Физическая

Адаптивная физическая культура

2

2

Труд (технология)

5

5

2

2

Итого

25

25

II. Часть формируемая участниками образовательных

5

5

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Этика

1

1

Человек

2

2

Конструирование

1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-

30

30

10

10

культура
6

Технологии

7

Коррекционно-развивающие занятия

отношений

дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
правилами
Внеурочная деятельность:
21

1. Коррекционные курсы, из них:

8

8

1

Сенсорное развитие

2

2

2

Предметно-практические действия

2

2

3

Двигательное развитие (ЛФК, ритмика)

2

2

4

Альтернативная коммуникация

2

2

2

2

2. Другие направления внеурочной деятельности
1

Кружок «Адаптивная физическая культура»

1

1

2

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

1

1

40

40

Всего часов

Таблица 6
Годовой учебный план обучающихся 10 класса
с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
N

Предметные

n/n области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
10 класс

Всего

Речь и альтернативная коммуникация

68

68

Математические представления

68

68

68

68

3.2. Домоводство

170

170

3.3. Окружающий социальный мир

102

102

(учебные курсы)
Обязательная часть
1

Язык и речевая
практика

2

Математика

3

Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир

4

Искусство

Музыка и движение

68

68

5

Физическая

Адаптивная физическая культура

68

68

Труд (технология)

170

170

68

68

Итого

850

850

II. Часть формируемая участниками образовательных

170

170

34

34

культура
6

Технологии

7

Коррекционно-развивающие занятия

отношений
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

22

Этика

34

34

Человек

68

68

Конструирование

34

34

1020

1020

340

340

272

272

Максимально допустимая годовая учебная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными
правилами
Внеурочная деятельность:
1. Коррекционные курсы, из них:
1

Сенсорное развитие

68

68

2

Предметно-практические действия

68

68

3

Двигательное развитие (ЛФК, ритмика)

68

68

4

Альтернативная коммуникация

68

68

68

68

2. Другие направления внеурочной деятельности
1

Кружок «Адаптивная физическая культура»

34

34

2

Внеурочные занятия «Разговоры о важном»

34

134

1360

1360

Всего часов

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».