Пояснительная записка
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
учреждения
реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы» от 10 января
2020 года № 20-Д, с целью обеспечения прав обучающихся с нарушением
интеллекта на образование ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее – ГБОУ СО «Буткинская школа – интернат») осуществляет
образовательный
процесс,
реализует
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся 5-9 классов с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год.
Учебный план образования обучающихся 5-9 классов с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» (далее - учебный план)
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), определяет общий объём нагрузки и максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, учебных предметов 5-9 классов.
Данный учебный план ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
3.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
общеобразовательным
деятельности
программам
–
по
образовательным
основным
программа
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями от 11 февраля 2022 года приказ № 69, 7
октября 2022 года приказ № 888, 3 августа 2023 приказ № 581, 29 сентября
2023 года приказ № 731, 4 марта 2025 года № 169).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г.
№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26
июня 2025 года № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность
и
установлении
предельного
срока
использования исключённых учебников и разработанных в комплексе с ними
учебных пособий».
3
8.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
9.
Устав
учреждения
государственного
Свердловской
бюджетного
области
общеобразовательного
«Буткинская
школа-интернат,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утвержденный приказом Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 10 января 2020 года № 20-Д.
10.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и
множественными
нарушениями
развития
(вариант
2)
ГБОУ
СО
«Буткинская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год, утверждённая
приказом и.о. директора от 28.08.2025 г. № 3629.
Продолжительность
образования.
Руководствуясь
принципом
нормализации жизни, общее образование обучающихся с нарушением
интеллекта,
ТМНР
(вариант
2)
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс
образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по
одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах по
возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающихся
из класса в класс является его возраст.
Срок
освоения
адаптированной
программы обучающимися с
основной
общеобразовательной
нарушением интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2) в
ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» составляет 12 (двенадцать) / 13 (тринадцать)
лет: 1 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 2 вариант ― подготовительный
первый (I1)-IV; V-IX; X-XII (13 лет).
Выбор вариантов сроков обучения ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» осуществляет самостоятельно с учётом:
4
особенностей
-
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
При организации образовательной деятельности обучающихся ГБОУ
СО
«Буткинская
школа-интернат»
учитываются
особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние
здоровья
обучающихся
с
нарушением
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Образовательный процесс в 5-9 классах ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат» в 2025-2026 учебном году регламентируется адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся 5-9
классов с
нарушением
интеллекта,
тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
на 2025-2026 учебный год, учебным планом, индивидуальным учебным
планом, специальной индивидуальной программой развития, календарным
учебным графиком на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий.
2025-2026 учебный год начинается 1 сентября и делится на четверти.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах – 34 недели.
Общий объём учебной нагрузки за 5 учебных лет с 5 по 9 классы при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году) составляет 5066
академических часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебные занятия организуются в первую смену по 5-ти дневной
учебной неделе.
5
Процесс обучения учащихся 5-9 классов с нарушением интеллекта,
ТМНР (вариант 2) в 2025-2026 учебном году организуется в форме
индивидуального обучения в классе или на дому.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием
уроков. Продолжительность индивидуальных занятий – не более 20 минут.
Продолжительность фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не
более 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается:
один
ученик
(индивидуальная
работа),
группа
(2
–
3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Учебный
план
обеспечивает
государственных языках субъектов
возможность
обучения
Российской Федерации,
на
а также
возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» определяет
формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности.
Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и множественными нарушениями развития
(вариант 2) ГБОУ СО
«Буткинская школа-интернат» включает две части: обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть, включает 6 (шесть) образовательных областей,
представленных 10 учебными предметами. Состав учебных предметов в
может различаться для обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми и
6
множественными нарушениями развития (вариант 2) разных нозологических
групп.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов
и
основные
задачи
реализации
содержания
6
(шести)
обязательных предметных областей: язык и речевая практика, математика,
окружающий мир, искусство, физическая культура, технология.
Таблица 1
Основные задачи реализации содержания предметных областей
N
Предметная
Учебные
n/n
область
предметы
1
Язык и речевая Речь
практик
Основные задачи
и Развитие речи как средства общения в
альтернативная
контексте познания окружающего мира и
коммуникация
личного опыта обучающегося. Понимание
обращённой речи и смысла доступных
невербальных
(рисунков,
графических
фотографий,
других
пиктограмм
графических
неспецифических
речь
(коммуникаторы,
персональные
Овладение
Пользование
заменяющими
устройствами
и
изображений),
жестов.
воспроизводящими
знаков
компьютеры
и
другие).
умением вступать в контакт,
поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные
средства
коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.
Умение
пользоваться
средствами
доступными
коммуникации
в
практике
экспрессивной и импрессивной речи для
решения
соответствующих
возрасту
житейских задач. Обучение глобальному
чтению
7
в
доступных
обучающемуся
пределах, формирование навыка понимания
смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
2
Математика
Математические
Формирование
элементарных
математи-
представления
ческих представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных,
временных
представлениях.
Формирование представлений о количестве,
числе, знакомство с цифрами, составом
числа
в
пределах,
доступных
счёт,
арифметических
наглядность.
обучающемуся
решение
задач
Овладение
с
простых
порой
на
способностью
пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту
житейских задач.
3
Окружающий
Окружающий
Формирование представлений о явлениях и
мир
природный мир
объектах неживой природы, смене времён
года
и
соответствующих
сезонных
природе,
умения
изменениях
адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям. Формирование
представлений о животном и растительном
мире, их значении в жизни человека.
Человек
Представление о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные
задачи,
связанные
первоочередных
пищи,
туалет,
с
удовлетворением
потребностей:
гигиена
тела,
приём
одевание
(раздевание). Умение поддерживать образ
8
жизни,
соответствующий
возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными
Представления
процедурами.
о
своей
семье,
о
взаимоотношениях в семье.
Домоводство
Овладение умением выполнять доступные
бытовые
поручения
(обязанности),
связанные с уборкой помещений, с уходом
за вещами; участие в покупке продуктов, в
процессе
приготовления
пищи,
в
сервировке и уборке столов.
Окружающий
Формирование
социальный мир
представлений
первоначальных
о
мире,
созданном
человеком: о доме, школе, расположенных
в них и рядом объектах, о транспорте и так
далее.
Усвоение
правил
безопасного
поведения в помещении и на улице.
Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями
о
социальной
жизни,
о
профессиональных и социальных ролях
людей.
Развитие
групповых
межличностных
отношений.
и
Накопление
положительного опыта сотрудничества и
участия
в
общественной
Формирование
обязанностях
жизни.
представлений
и
правах
об
ребёнка.
Представление о своей стране (Россия).
4
Искусство
Музыка
и Накопление впечатлений и формирование
движение
интереса к доступным видам музыкального
искусства.
Развитие
слуховых
и
двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игры
9
на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение
опыта в процессе музыкальных занятий,
игр, музыкально-танцевальных, вокальных
и
инструментальных
Готовность
к
выступлений.
участию
в
совместных
музыкальных мероприятиях.
Изобразительная
Накопление впечатлений и формирование
деятельность
интереса
к
доступным
видам
изобразительного искусства. Формирование
простейших эстетических ориентиров в
практической жизни и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
Освоение
доступных
изобразительной
рисование,
средств
деятельности:
аппликация,
лепка,
использование
различных изобразительных технологий.
Развитие способности к совместной и
самостоятельной
изобразительной
деятельности.
Накопление
самовыражения
опыта
в
процессе
изобразительной деятельности.
5
Физическая
Адаптивная
Развитие восприятия
культура
физическая
осознание своих физических возможностей
культура
и
ограничений.
собственного тела,
Освоение
доступных
способов передвижения (в том числе с
использованием
технических
средств).
Соотнесение самочувствия с настроением,
собственной
активностью,
самостоя-
тельностью
и
Формирование
двигательных
координация
качеств.
независимостью.
движений,
Освоение
физических
доступных
физкультурно-спортивной
10
навыков,
видов
деятельности:
велосипедная
езда,
ходьба
на
лыжах,
спортивные и подвижные игры.
6
Технология
Труд (технология) Подготовка
обучающихся
к
доступной
трудовой деятельности. Развитие интереса к
трудовой
деятельности,
навыков
работы
формирование
с
различными
инструментами и оборудованием , освоение
отдельных операций и
изготовлению
технологий
по
изделий,
по
различных
работе с почвой, с растениями.
Овладение
трудовыми
необходимыми
сферах.
в
умениями,
разных
Овладение
жизненных
умением
принимать
доступные
освоенные
трудовые
адекватно
технологии
навыки
и
для
социального и трудового взаимодействия.
Обогащение
установки
положительного
на
активное
и
использование
освоенных технологий и
индивидуального
опыта
навыков для
жизнеобеспечения,
социального развития и помощи близким.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность,
потребностей
заключающуюся
обучающихся
с
в
учёте
нарушением
особых
образовательных
интеллекта,
тяжёлыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
В обязательную часть учебного плана обучающихся с нарушением
интеллекта, ТМНР (вариант 2) с учётом психофизических особенностей
обучающихся с РАС включены коррекционно-развивающие занятия.
Коррекционно-развивающие
отдельных
сторон
формирование
психической
социально
занятия
направлены
деятельности
приемлемых форм
11
и
на
коррекцию
личностной
поведения,
сферы;
сведение
к
минимуму
проявлений
стереотипия;
на
деструктивного
реализацию
поведения:
крик,
индивидуальных
агрессия,
специфических
образовательных потребностей обучающихся, не охваченных содержанием
программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную
помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые
оказываются
для
обучающихся
особенно
трудными;
на
развитие
индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Часть,
формируемая
обеспечивает
реализацию
участниками
особых
образовательного
(специфических)
процесса,
образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей обучающегося.
Таким образом, на основании актуальности проблем, интересов и
потребностей обучающихся педагогическим советом ГБОУ СО «Буткинская
школа-интернат» в часть учебного плана 5-9 классов на 2025-2026 учебный
год, формируемой участниками образовательных отношений, включены
следующие учебные предметы:
1).
Учебные
предметы,
обеспечивающие
различные
интересы
обучающихся:
-
учебный
предмет
«Здоровье
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» (далее – «Здоровье и ОБЖ») (в 5-9 классах);
- учебный предмет «Этика» (в 5-9 классах (с нарушением интеллекта
(вариант 2)), в 8, 9 классах (с нарушением интеллекта (вариант 2) с учётом
психофизических особенностей обучающихся с РАС);
- учебный предмет «Конструирование» (в 5-9 классах);
- учебный предмет «Человек» (в 9 классе (вариант 2).
1.1).
Учебный
предмет
«Здоровье
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» (в 5-9 классах).
Безопасность
жизнедеятельности
человека
является
одной
из
актуальных проблем современного общества. Следовательно, возрастает роль
12
и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Здоровье и ОБЖ» направлен на формирование у
учащихся сознательного отношения к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Цель
учебного
предмета
«Здоровье
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» – создание условий для воспитания ценностного
отношения
к
здоровью
(физическому,
психическому,
социальному),
здоровому образу жизни; формирования у обучающихся основ безопасного
поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа
жизни;
-
развитие
мотивационно-потребностной
сферы
учащихся,
ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового
образа жизни и правил безопасности;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих;
- формирование
умений и навыков безопасного поведения
в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
1.2). Учебный предмет «Этика» (в 5-9 классах / 8, 9 классах).
Одна из актуальных задач современного образования - формирование
нравственно-этической культуры обучающегося. Данная задача реализуется
через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного решения вышеуказанной задачи образования в
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» в рамках урочной деятельности
введен учебный предмет «Этика».
13
Цель - воспитание духовно-нравственных чувств, основ нравственного
сознания поведения обучающихся с нарушением интеллекта.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
-
формирование
первоначальных
представлений
о
базовых
национальных российских ценностях;
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку
своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные
эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и
отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил,
формирование культуры поведения;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям,
умение их дифференцировать;
- формирование отрицательного отношения к асоциальным поступкам;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- создание условий для установления дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- формирование бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной
сфер обучающегося.
1.3). Учебный предмет «Конструирование» (в 5-9 классах).
В основе учебного предмета «Конструирование» лежит предметнопрактическая деятельность, которая служит звеном целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Цель учебного предмета «Конструирование» - создание условий для
развития познавательной активности учащихся посредством конструктивной
деятельности.
Данный учебный предмет реализует следующие основные задачи:
- развитие мелкой моторики и глазомера;
14
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие коммуникативных функций.
1.4). Учебный предмет «Человек» (в 9 классе).
Данный
учебный
предмет
имеет
практическую
значимость.
Приобщение учащегося к социальному миру начинается с развития
представления о себе. Становление личности происходит при условии
активности, познания окружающего мира, смысла человеческих отношений,
осознаний себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»
человек начинает понимать в процессе взаимодействия с окружающими.
Содержание обучения в рамках учебного предмета «Человек» включает
формирование у обучающихся представлений о себе как «Я» и своём
ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживании.
Цель учебного предмета «Человек» - формирование представлений о
себе и ближайшем окружении.
Основные задачи:
- формирование у учащихся представлений о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других;
- формирование у учащихся представлений о своей семье, о
взаимоотношениях в семье;
- формирование у обучающихся умений решать каждодневные
жизненные
задачи,
связанные
с
удовлетворением
первоочередных
потребностей: приём пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);
- формирование у обучающихся умений поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.
Таким образом, учебные предметы «Здоровье и ОБЖ», «Этика»,
«Конструирование»,
«Человек»
способствуют
15
социальной
адаптации
обучающихся с нарушением интеллекта и дальнейшей интеграции их в
общество.
2). Увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного
предмета в обязательной части: учебный предмет «Домоводство» (в 5
классе); учебный предмет «Человек» (в 6-8 классах (вариант 2), 8, 9 классах
(обучающихся с РАС); учебный предмет «Окружающий природный мир» (в
6-9 классах (с нарушением интеллекта (вариант 2) с учётом психофизических
особенностей обучающихся с РАС).
2.1). Учебный предмет «Домоводство» (в 5 классе).
Данный предмет имеет практическую значимость.
Цель учебного предмета «Домоводство» - создание условия для
формирования
у
обучающихся
знаний
о
самостоятельной
жизни,
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и
навыкам.
Таким
образом,
основными
задачами
учебного
предмета
«Домоводство» являются:
1. Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни.
2. Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства.
3. Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства
и формирование необходимых умений.
4. Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения.
5. Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Обучение учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2) ведению
домашнего хозяйства
является
важным
направлением
подготовки
к
самостоятельной жизни. Через учебный предмет «Домоводство» реализуется
16
возможность посильного участия учащегося в работе по дому, воспитывается
потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами
и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками
не только снижает зависимость учащегося от окружающих, но и укрепляет
его уверенность в собственных силах.
Учебный
предмет
«Домоводство»
способствует
развитию
познавательной деятельности и личностной сферы обучающихся.
2.2). Учебный предмет «Человек» (в 6-8 классах / 8, 9 классах). Данный
учебный предмет имеет практическую значимость. Приобщение учащегося к
социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление
личности происходит при условии активности, познания окружающего мира,
смысла человеческих отношений, осознаний себя в системе социального
мира. Социальную природу «Я» человек начинает понимать в процессе
взаимодействия с окружающими.
Содержание обучения в рамках учебного предмета «Человек» включает
формирование у обучающихся представлений о себе как «Я» и своём
ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживании.
Цель учебного предмета «Человек» - формирование представлений о
себе и ближайшем окружении.
Основные задачи:
- формирование у учащихся представлений о себе как «Я», осознание
общности и различий «Я» от других;
- формирование у учащихся представлений о своей семье, о
взаимоотношениях в семье;
- формирование у обучающихся умений решать каждодневные
жизненные
задачи,
связанные
с
удовлетворением
первоочередных
потребностей: приём пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);
17
- формирование у обучающихся умений поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.
2.3). Учебный предмет «Окружающий природный мир» (в 6-9 классах).
Учебный предмет «Окружающий природный мир» имеет важное
значение для учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2) с РАС, так как
направлен
на
формирование
полноценного
восприятия
окружающей
действительности.
Аспекты, в которых проявляется значимость данного учебного
предмета:
- формирование у учащихся представлений о животном и растительном
мире, их значении в жизни человека;
- формирование у обучающихся умения адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям;
- воспитание у учащихся любви к природе.
- развитие у обучающих наблюдательности, речи;
- подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе.
3). Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта
(вариант 2), а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося:
коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности) (в 5-9
классах).
Обучающиеся с нарушением интеллекта (вариант 2) характеризуются
стойкими нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо
обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит
качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной
модальности, памяти, внимания, мышления.
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности»
Основные задачи:
18
коррекция и развитие высших психических функций (сенсорноперцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и
других);
активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и
особенностей каждого обучающегося;
формирование алгоритма продуктивной деятельности, в том числе
учебной.
Курс
«Развитие
познавательной
деятельности»
направлен
на
коррекцию, компенсацию и преодоление специфических особенностей
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2), а также способствует
познанию обучающимися окружающего мира во всем многообразии его
качеств и свойств.
Характерными особенностями курса являются:
-практико-ориентированная направленность содержания занятий;
-применение полученного опыта практической деятельности в быту,
игре, учебной деятельности.
Учебный материал коррекционного курса «Развитие познавательной
деятельности» имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени,
представляет основы развития познавательной деятельности необходимые,
как для успешного продолжения образования на следующих ступенях
обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к
самостоятельной жизни в современном обществе.
Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для всего состава класса и для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
уроков – не более 25 минут; фронтальных, групповых, подгрупповых – не
более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов
по учебным предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей
19
обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» ученика. С учётом расширения знаний и формирующегося опыта
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено 4
обязательными
коррекционными
«Предметно-практические
«Альтернативная
и
курсами:
действия»,
дополнительная
«Сенсорное
«Двигательное
коммуникация»
развитие»,
развитие»,
(вариант
2)
/
«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» (вариант 2 с учётом
психофизических особенностей обучающихся с РАС).
Цель коррекционно-развивающей области - коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся.
Данная цель реализуется через основные задачи коррекционных
курсов, представленные в таблице № 2.
Таблица 2
Основные задачи коррекционных курсов
N
Коррекционные
Основные задачи
n/n
курсы
1
Сенсорное
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное
развитие
систематическое воздействие на различные анализаторы.
Развитие
зрительного,
слухового,
тактильного,
кинестетического восприятии, а также восприятие запаха и
вкуса как пропедевтика формирования навыков общения,
предметно-практической и познавательной деятельности.
2
Предметно-
Формирование интереса к предметному рукотворному миру;
практические
освоение простых действий с предметами и материалами;
20
действия
умение следовать определённому порядку (алгоритму,
расписанию)
при
выполнении
предметных
действий.
Овладение навыками предметно-практической деятельности
как
необходимой
коммуникации,
основой
для
изобразительной,
самообслуживания,
бытовой
и
трудовой
деятельности.
3
Двигательное
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие
развитие
имеющихся движений, расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений. Обучение переходу
из одной позы в другую; освоение новых способов
передвижения
технических
(включая
средств
передвижения
реабилитации);
с
помощью
формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции
руки, в том числе моторики; формирование ориентировки в
пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
4
Альтернативная и
дополнительная
коммуникация
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
взгляда,
мимики,
жеста,
предмета,
графического
изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв,
карточек с напечатанными словами, набора букв как
средства коммуникации. Составление коммуникативных
таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе,
дома
и
других
местах.
Освоение
технических
коммуникативных устройств.
5
Эмоциональное и
Формирование
разнообразных
моделей
общения
с
коммуникативно-
постепенным сокращением дистанции взаимодействия с
речевое развитие»
окружающими, возможных форм визуального и тактильного
контакта, способности проникать в эмоциональный смысл
ситуации
общения.
Формирование
коммуникативных
навыков, включая использование средств альтернативной
коммуникации.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определяется ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат», исходя из психофизических особенностей обучающихся с
21
нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2) на основании рекомендации
ПМПК, ИПР.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учётом
психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю
(1700 часов на II этапе обучения (5-9 классы)). Из 10 часов внеурочной
деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию
коррекционно-развивающей области.
Внеурочная
обучающегося
деятельность
направлена
средствами физического,
на
развитие
нравственного,
личности
эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с
обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса в ГБОУ СО «Буткинская школаинтернат».
Выбор направлений и форм внеурочной деятельности, распределение
на них часов осуществлено ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
самостоятельно в рамках общего количества часов, предусмотренных
учебным планом (2 часа).
Таблица 3
Внеурочная деятельность ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат»
N n/n
Форма
Название
Класс
Количество
часов в
неделю
1
Кружок
«Этикет»
2
Кружок
«По дорогам к сказке»
3
Кружок
«Мистер Твистер»
4
Кружок
«Школьный вестник»
5
22
1
5
Кружок
«Творческая мастерская»
6
Кружок
«Адаптивная физическая культура»
7
Внеурочные «Разговоры о важном»
6-9
1
5-9
1
занятия
Задачи реализации внеурочной деятельности (кружков, внеурочных
занятий) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные задачи реализации содержания кружков
N
Наименование
Основные задачи
n/n
кружка / внеурочного
занятия
1
«Адаптивная
Формирование понимания и потребности в здоровом образе
физкультура»
жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию
своего здоровья.
2
«Этикет»
Формирование и совершенствование нормы этической
культуры, культуры поведения, развитие коммуникативных
способностей.
3
«Мистер Твистер»
Формирование и
умений
и
развитие танцевально-ритмических
навыков,
художественно-эстетических
способностей. Воспитание интереса к искусству танца и
пения.
4
5
«По
дорогам
к Развитие
познавательных
интересов,
творческих
сказке»
способностей, нравственных качеств обучающихся.
«Экологическая
Формирование
грамматика»
знаний.
природы.
системы
Развитие
элементарных
познавательного
Воспитание
гуманного
экологических
интереса
и
к
миру
эмоционально-
положительного отношения к окружающей среде.
5
«Школьный вестник»
Развитие
творческой
активности,
формирование
коммуникативных способностей
6
7
«Творческая
Развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству,
мастерская»
формирование навыков работы с различными материалами.
«Разговоры
важном»
о Формирование
необходимой
внутренней
для
23
позиции
конструктивного
и
школьников,
ответственного
поведения в обществе. Создание условий для эффективного
гражданского и патриотического воспитания.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной
индивидуальной
программы
развития
определяет
образовательная
организация.
Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой учебной
нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся 5-9 классов с
нарушением интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) ГБОУ СО «Буткинская школа-интернат» на 2025-2026
учебный год, включает индивидуальный учебный план для каждого
обучающегося.
Индивидуальный учебный план составляется на основании учебного
плана,
определяет
индивидуальный
набор
учебных
предметов
и
коррекционных курсов с указанием объёма учебной нагрузки в соответствии
с особыми образовательными возможностями и потребностями конкретного
обучающегося.
При распределении часов по учебным предметам учитывается
психофизическое развитие, индивидуальные возможности и образовательные
потребности обучающихся, психолого-медико-педагогической комиссии,
рекомендации врачебной комиссии (при их наличии).
В
индивидуальных
учебных
планах
обучающихся
с
наиболее
тяжёлыми нарушениями развития преобладают занятия коррекционной
направленности.
24
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития
больший объём учебной нагрузки распределяется на предметные области.
Для учащихся, особые образовательные потребности которых не
позволяют осваивать предметы основной части учебного плана, учебная
нагрузка
для
формируется
специальной
следующим
индивидуальной
образом:
программы
увеличивается
развития
количество
часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом.
Обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время, объём их
нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Таким образом, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося
может
варьироваться.
индивидуальный
предусмотренный
Общий
учебный
учебным
объём
план,
не
планом
нагрузки,
должен
включенной
превышать
адаптированной
в
объём,
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант
2).
Итак, образование обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант 2) является личностноориентированным и имеет коррекционно-направленный характер.
25
Таблица 5
Недельный учебный план обучающихся 5-9 классов
с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
5
6
7
8
9
предметы
класс
класс
класс
класс
класс
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
3.2. Человек
2
1
1
1
-
5
3.3.Домоводство
3
5
5
5
5
23
3.4.
2
2
2
3
3
12
4.1. Музыка и движение
3
2
2
2
2
11
4.2.
3
3
3
-
-
9
3
2
2
2
2
11
-
2
2
4
5
13
23
24
24
24
24
119
6
6
6
6
6
30
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
1
1
1
1
1
5
Этика
1
1
1
1
1
5
Человек
-
1
1
1
1
4
Домоводство
1
-
-
-
-
1
Конструирование
1
1
1
1
1
5
2
2
2
2
2
10
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
Речь
и
альтернативная
коммуникация
Математика
Математические
представления
3
Окружающий
мир
3.1.
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
Искусство
4
Изобразительная
деятельность
Физическая
5
культура
физическая
культура
Технология
6
Адаптивная
Труд (технология)
Итого
II.
Часть
формируемая
участниками
образовательных отношений
Развитие
познавательной
деятельности
26
(коррекционный курс)
Максимально допустимая недельная нагрузка
29
30
30
30
30
149
Внеурочная деятельность:
10
10
10
10
10
50
1. Коррекционные курсы, в том числе
8
8
8
8
8
40
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами:
1
Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
10
2
Предметно-практические действия
2
2
2
2
2
10
3
Двигательное развитие
2
2
2
2
2
10
4
Альтернативная
дополнительная
2
2
2
2
2
10
2. Другие направления внеурочной деятельности
2
2
2
2
2
10
1
-
-
-
-
1
и
коммуникация
1
Кружок «Этикет»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Мистер Твистер»
4
Кружок «Школьный вестник»
5
Кружок «Творческая мастерская»
6
Кружок «Экологическая грамматика»
6
Кружок «Адаптивная физическая культура»
-
1
1
1
1
4
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
5
39
40
40
40
40
199
Всего часов
Таблица 6
Годовой учебный план обучающихся 5-9 классов
с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
5
6
7
8
9
предметы
класс
класс
класс
класс
класс
102
102
102
102
102
510
68
68
68
68
68
340
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
Математика
Речь
и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
27
3
Окружающий
3.1.
Окружающий
68
68
68
68
68
340
3.2. Человек
68
34
34
34
-
170
3.3.Домоводство
102
170
170
170
170
782
3.4.
68
68
68
102
102
408
4.1. Музыка и движение
102
68
68
68
68
374
4.2.
102
102
102
-
-
306
102
68
68
68
68
374
-
68
68
136
170
442
Итого
782
816
816
816
816
4046
участниками
204
204
294
204
204
1020
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
34
34
34
34
34
170
Этика
34
34
34
34
34
170
-
34
34
34
34
136
Домоводство
34
-
-
-
-
34
Конструирование
34
34
34
34
34
170
68
68
68
68
69
340
986
1020
1020
1020
1020
5066
Внеурочная деятельность:
340
340
340
340
340
1700
1. Коррекционные курсы, в том числе
272
272
272
272
272
1360
мир
природный мир
Окружающий
социальный мир
Искусство
4
Изобразительная
деятельность
Физическая
5
культура
II.
Часть
физическая
культура
Технология
6
Адаптивная
Труд (технология)
формируемая
образовательных отношений
Человек
Развитие
познавательной
деятельности
(коррекционный курс)
Максимально допустимая годовая учебная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами:
1
Сенсорное развитие
68
68
68
68
68
340
2
Предметно-практические действия
68
68
68
68
68
340
3
Двигательное развитие
68
68
68
68
68
340
4
Альтернативная
68
68
68
68
68
340
68
68
68
68
68
340
и
дополнительная
коммуникация
2. Другие направления внеурочной деятельности
28
1
Кружок «Этикет»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Мистер Твистер»
4
Кружок «Школьный вестник»
5
Кружок «Творческая мастерская»
6
Кружок «Экологическая грамматика»
6
7
34
-
-
-
-
34
Кружок «Адаптивная физическая культура»
-
34
34
34
34
136
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
34
34
34
34
34
170
1326
1360
1360
1360
1360
6766
Всего к финансированию
Таблица 7
Недельный учебный план обучающихся 5-9 классов
с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
5
6
7
8
9
предметы
класс
класс
класс
класс
класс
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
2
1
1
1
1
6
3.2. Человек
2
1
1
1
-
5
3.3.Домоводство
1
2
2
2
2
9
3.4.
2
2
2
2
2
10
4.1. Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
4.2.
2
2
2
-
-
6
3
3
3
3
3
15
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
Математика
Речь
и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
3
Окружающий
мир
3.1.
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
4
Искусство
Изобразительная
деятельность
5
Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
29
Технология
6
Труд (технология)
1
2
2
2
3
10
27
27
27
25
25
131
2
3
3
5
5
18
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
1
1
1
1
1
5
Этика
-
-
-
1
1
2
Окружающий природный мир
-
1
1
1
1
4
Человек
-
-
-
1
1
2
Конструирование
1
1
1
1
1
5
2
2
2
2
2
10
29
30
30
30
30
149
10
10
10
10
10
50
5
5
5
5
5
25
2
2
2
2
2
10
Итого
II.
Часть
формируемая
участниками
образовательных отношений
Развитие
познавательной
деятельности
(коррекционный курс)
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с
санитарными правилами:
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая
область
(индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие
занятия
по
программе
коррекционной работы)
1
Эмоциональное
и
коммуникативно-речевое
развитие
2
Сенсорное развитие
1
1
1
1
1
5
3
Предметно-практические действия
1
1
1
1
1
5
4
Двигательное развитие
1
1
1
1
1
5
5
5
5
5
5
25
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
1
5
39
40
40
40
40
199
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Этикет»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Мистер Твистер»
4
Кружок «Школьный вестник»
5
Кружок «Творческая мастерская»
6
Кружок «Экологическая грамматика»
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего часов
30
Таблица 8
Годовой учебный план обучающихся 5-9 классов
с нарушением интеллекта, ТМНР (вариант 2)
с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС
N
Предметные
n/n
области
Класс
Количество часов
Учебные
5
6
7
8
9
предметы
класс
класс
класс
класс
класс
102
102
102
102
102
510
68
68
68
68
68
340
68
34
34
34
34
204
3.2. Человек
68
34
34
34
-
170
3.3.Домоводство
34
68
68
68
68
306
3.4.
68
68
68
68
68
340
4.1. Музыка и движение
689
68
68
68
68
340
4.2.
68
68
68
-
-
204
102
102
102
102
102
510
34
68
68
68
102
340
918
918
918
850
850
4454
68
102
102
170
170
612
34
34
34
34
34
170
Этика
-
-
-
34
34
68
Окружающий природный мир
-
34
34
34
34
136
Человек
-
-
-
34
34
68
34
34
34
34
34
170
Всего
(учебные курсы)
Обязательная часть
1
Язык и речевая
практика
2
Речь
и
альтернативная
коммуникация
Математика
Математические
представления
3
Окружающий
мир
3.1.
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
Искусство
4
Изобразительная
деятельность
Физическая
5
культура
физическая
культура
Технология
6
Адаптивная
Труд (технология)
Итого
II.
Часть
формируемая
участниками
образовательных отношений
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности
Конструирование
31
Развитие
познавательной
деятельности
68
68
68
68
68
340
986
1020
1020
1020
1020
5066
340
340
340
340
340
1700
170
170
170
170
170
850
68
68
68
68
68
340
(коррекционный курс)
Максимально
допустимая
годовая
учебная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в
соответствии с санитарными правилами:
Внеурочная деятельность:
Коррекционно-развивающая
область
(индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие
занятия
по
программе
коррекционной работы)
1
Эмоциональное
и
коммуникативно-речевое
развитие
2
Сенсорное развитие
34
34
34
34
34
170
3
Предметно-практические действия
34
34
34
34
34
170
4
Двигательное развитие
34
34
34
34
34
170
170
170
170
170
170
850
68
68
68
68
68
340
68
68
68
68
68
340
34
34
34
34
34
170
1326
1360
1360
1360
1360
6766
Другие направления внеурочной деятельности
1
Кружок «Этикет»
2
Кружок «По дорогам к сказке»
3
Кружок «Мистер Твистер»
4
Кружок «Школьный вестник»
5
Кружок «Творческая мастерская»
6
Кружок «Экологическая грамматика»
7
Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
Всего часов
32